«Не просто высаживаться, но еще и стрелять при переходе морем!»

26
Вот ведь как интересно распорядилась история: в годы Второй мировой войны советским войскам практически не пришлось высаживать морские десанты, а вот нашим союзникам по антигитлеровской коалиции приходилось высаживать их едва ли не постоянно. И надо заметить, что вооруженные силы США и Великобритании имели в достаточном количестве самые разные десантные. Но каждый раз, когда они готовились к очередному вторжению, оказывалось, что большая часть этих амфибийных средств собственного вооружения не имеет. А оно требовалось и даже очень, потому, что все цели подавить корабельной артиллерии поддержки десанта просто не удавалось! Поэтому волей или неволей, но армейцам приходилось импровизировать, нередко нарушая при этом все требования и стандарты. А проблема огневой поддержки десанта с моря и впрямь была очень острой. Ведь чтобы уничтожить неожиданно ожившее пулеметное гнездо в сотне метров идущих к берегу десантных судов, вовсе не нужно требовать огня со стороны крейсеров или линкоров, да они бы в него просто не попали. Вот почему в конце 1943 года Артиллерийский исследовательский центр армии США, находящийся на Абердинском полуострове, разработал целую программу испытаний, которые должны были определить степень возможности усиления огневой мощи стандартных десантных средств – различных барж и колесных, и гусеничных амфибий типа DUKW и LVT.

Испытания начались уже в январе 1944 года и шли до апреля. В течение этого времени на полигоне опробовали самые разные варианты вооружения высадочных средств и дали по ним соответствующие рекомендации. Так, совершенно неподходящими для усиления огневых возможностей десанта были призваны: 106-мм миномет, установленный на шасси автомобиля DUKW, 75-мм гаубица поставленная на LVT2, 105-мм гаубица на LVT4, четырехствольная зенитная пулеметная установка на LCT-6. Поскольку впереди ожидалась операция «Оверлорд», испытания велись с высокой интенсивностью, а на десантные средства устанавливалось практически все, что так или иначе могло стрелять по берегу с моря!

«Не просто высаживаться, но еще и стрелять при переходе морем!»

Танк «Крусейдер» высаживается на берег. Понятно, что из трюма такого судна этот танк стрелять не мог никак.

При этом, в ходе экспериментов определялась не только возможность такой стрельбы, но и степень ее эффективности, а также и расход боеприпасов. Ведь нужно было составить на все это спецификации на внесение изменений в конструкцию каждого десантного судна и, соответственно, транспортных машин, подготовить расчетные данные на загрузку боеприпасов и нужное для их подвоза горючее. То есть работы было много, и проводилась она очень обстоятельно.


Опытная установка 57-мм пушки в откидной рампе десантного судна.

Некоторые моменты, которые выяснялись по ходу испытания, удивляли даже опытных танкистов-испытателей и специалистов по вооружению. Например, оказалось, что из танка «Шерман» с борта десантной баржи LCM-6 можно стрелять только лишь после установки у него на корпусе специальных ограничителей поворота башни. В ином случае, повреждений десантной аппарели избежать не удавалось. «Шерман Каллиоп», имевший ракетную пусковую установку Т-34 на крыше башне применять свою пушку для стрельбы не мог, но зато, как выяснилось, мог вполне эффективно вести огонь своими реактивными снарядами по площадным целям на берегу.


Десантные БТРы на берегу под огнем.

105-мм гаубицы также могли стрелять непосредственно с палуб десантных барж, поскольку стволы у них поднимались выше края аппарели, но для того, чтобы их смонтировать, то есть закрепить так, чтобы они могли это делать, требовалось 30 мин, а время для десантников было слишком дорого! Зенитные орудия на крестообразных лафетах на десантных баржах устанавливать было можно, и можно было из них стрелять, однако только лишь раскрыв их станины частично, а не полностью, и самым тщательным образом прикрепив их расчалками к днищу.


Стрелять вперед из-за рампы нельзя, а вот в сторону – можно!

На испытания также выяснилось, что 90-мм и 120-мм зенитные орудия могут вести огонь поверх борта баржи и ее рампы в любую точку горизонта. Но «дульная волна» на автомобиле-тягаче при этом часто выбивает стекла, а транспортировать их от машин отдельно было нельзя, поскольку это лишало их подвижности после высадки на берегу.


LVTA4-2 с 76-мм коротким орудием в башне. Музей Австралийских Королевских бронетанковых войск в Пакапуньяле.

Очень хорошо показали себя легкие танки М5А1, которые должны были десантироваться на баржах типа LCM-6. Из-за большой высоты рампы они, правда, не могли стрелять прямо по курсу, но зато стреляли поверх бортов в обе стороны. Ко всему прочему на баржах этого типа изначально были установлены два 106-мм миномета, опорные плиты которых были уложены в деревянные ящики, наполненные песком. Два 106-мм миномета, два 37-мм танковых орудия и еще четыре 7,62-мм пулемета – для столь маленького суденышка это была по-настоящему солидная огневая мощь. Ну, а чтобы боекомплект танков не сокращать, ведь он мог очень понадобиться на берегу, дополнительные боеприпасы рекомендовалось размещать снаружи и подавать внутрь танка через открытый башенный люк. При этом экономить боеприпасы уже не требовалось!


Японский десантный танк «Синхото Ка-Тсу».


Тот же танк, вооруженный 120-мм короткой пушкой с облегченным откатом.

Опыт американцев по достоинству оценили англичане. Сначала они получали LVT2, вооруженные двумя пулеметами: одним 12,7-мм и одним 7,62-мм. Потом их стало три уже на каждом борту, а в итоге англичане поставили на LVT2 турель с 20-мм скорострельной пушкой «Полстен». Потом оказалось, что такие амфибии могут транспортировать даже 17-фунтовое (76,2-мм) орудие Мк.1. Этой модификации машины присвоили обозначение LVT(A)2. Главным ее отличием были две откидные рампы, с помощью которых пушку можно было скатывать на землю после высадки на берег.

Австралийцы также активно готовились к десантным операциям на островах в Тихом океане. Получив из США по ленд-лизу 30 LVT(A) и автомобили DUKW, они тоже подумали о том, как бы усилить их огневые возможности. Для этого они поставили на них пусковые установки для реактивных снарядов 4,5 дюймового калибра (114 мм). Сами американцы также их применяли и именно с LVT в ноябре 1943 г. в ходе десантной операции на атолле Кваджалейн. Ракеты тогда находились на 24 машинах в задней части корпуса вдоль бортов. Выяснилось, что это совсем неудобно, так как при движении их нередко заливало волнами, и соленая океанская вода замыкала электрические цепи. Но и те снаряды, что все-таки удалось тогда запустить, произвели на японцев ошеломляющее психологическое воздействие.


Ну, а австралийцы, пригласив к себе в помощники инженеров из США, разработали совершенно новую установку, имевшую всего лишь один ствол и расположенный над ним накопитель. Одну ракету помещали в стволе, а другие шесть заряжали в накопитель. На каждой машине LVT(А)4 должны были монтироваться две пусковые установки, так что без перезарядки каждая из них могла за считанные секунды запустить 12 снарядов один за другим.

На испытаниях ракеты выстреливались автоматически, с интервалом 0,3 с. Скорость ракеты на старте достигала 106 м/с, а дальность стрельбы составляла 990 м. Машину испытывали без экипажа, отстреливая по три снаряда полностью в автоматическом режиме. Но система показала себя настолько хорошо, что стрельба была проведена по полной программе и с экипажем на борту. Правда, потом пришлось выдавать танкистам шлемы, имевшие усиленную акустическую защиту. Но зато, когда они были в этих шлемах, уже никто не жаловался на какие-либо неудобства при стрельбе.



При автоматической стрельбе все 12 ракет могли быть выпущены за 3,15 с. Снаряды пролетали около 1080 ярдов, но ложились в районе цели с большим разбросом. Хотя отмечалось, что в результате разрыва такого большого количества ракет у цели менее чем за 4 секунды эффект был более чем внушительный, так как каждая ракета по мощности равнялась снаряду 105-мм гаубицы. Вскоре установку приняли на вооружение вооруженных сил Австралии, но более нигде она на вооружении не стояла.

Таким образом, возможность усиления огневой мощи десанта посредством ведении огня еще и с собственных десантных судов транспортируемой на них техникой была доказана. Причем самым лучшим образом показали себя танки и многозарядные ракетные установки, которые монтировались как на десантных машинах и судах, так и на башнях танков.

Цветные рис. А. Шепса
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    22 октября 2015 07:05
    А у нашей морской пехоты даже пт-76 отобрали, совсем посоны без танков остались... Как гласит пословица: разница межлу хорошей хозяйкой и плохой заключается в том что хорошая сначала покупает новую вещь, а потом выкидывает старую, плохая же сначала выкидывает потом идет покупать.
    1. +10
      22 октября 2015 07:32
      Цитата: cth;fyn
      совсем посоны без танков остались..

      Есть "Спрут". Десантируется, плавает, стреляет на плаву. Пушка не чета ПТ-76. Количество их еще не велико, но машина-то есть, причем уже и модернизированная.
      1. +3
        22 октября 2015 07:43
        Дак надо было не снимать птшку с вооружения, а постепенно переоснащать части новой техникой, а потом переводить пт в резерв и уже когда будет создан резерв новой техники снимать с вооружения ветерана.
        1. +2
          22 октября 2015 08:02
          Правильно пишите,сейчас не ПТ ни "Спрутов",одни раки,при том ,что есть уже хорошая модернизация ПТ,что имеем кроме БТР не чего и это войска высокой готовности
          1. +1
            22 октября 2015 10:03
            Да ладно на счет ПТ.На WAR WELL фотографии с учений морпехов ТФ смотрел,так там все еще БТР60 юзают.Не одного 82 не видно.Спрутов и у ВДВ на пальцах пересчитать можно.Зато мы над каклами хихикаем.
          2. +1
            22 октября 2015 10:05
            Правильно пишите,сейчас ни ПТ, ни "Спрутов"

            У нас сейчас в качестве легких плавающих танков имеются БМП-1 и БМД-1 с 73 мм пушкой, БМП-2 и БМД-2 с 30 мм пушкой, немножко БМП-3, и БМД-4 с боевым модулем "Бахча", объединяющем 100,30 и 7,62 мм. Есть еще Нона-С (120 мм) и Спрут-Д (125 мм). Вам мало? Или вас смущает что ПТ-76 называется танком, а то что я написал - боевыми машинами?
      2. TIT
        +1
        22 октября 2015 07:58
        Цитата: inkass_98
        Десантируется, плавает, стреляет на плаву



        а с мореходностью как ?
      3. +2
        22 октября 2015 09:44
        Цитата: inkass_98
        Цитата: cth;fyn
        совсем посоны без танков остались..

        Есть "Спрут". Десантируется, плавает, стреляет на плаву. Пушка не чета ПТ-76. Количество их еще не велико, но машина-то есть, причем уже и модернизированная.

        Еще есть БМП-3Ф. Правда, как и Спрут в основном на бумаге, зато на экспорт гоним их исправно.
    2. 0
      22 октября 2015 11:50
      Цитата: cth;fyn
      А у нашей морской пехоты даже пт-76 отобрали, совсем посоны без танков остались...

      чем плоха БМП-3 с Бахчой-У???
      1. +2
        22 октября 2015 12:57
        А ни кто и не говорит,что плоха.Говорят о том,что их нет практически.Знаю,что в ЮВО тройки есть на вооружении мотострелков,про морпехов ТФ и СФ не слышал.Разговор идет о поддержке десанта огневыми средствами,которых практически не осталось.
        1. +1
          22 октября 2015 13:05
          Во-во, техники всякой много, а где она в войсках?
  2. +3
    22 октября 2015 08:00
    В целом, очень правильный, рожденный жизнью, подход. Плацдарм должны захватывать специально оборудованные средства, адаптированные к действиям у среза воды. А развивать успех – обычные вооруженные силы, адаптированные к действиям на суше
  3. +3
    22 октября 2015 10:43
    Не согласен,что Красная Армия не совершала десантов.Да не Тихий океан,но форсировала сотни рек ,озер и каналов.И по привычке-на лодочках,плотах,заборах и копны сена.Почему руководство КА,готовясь вести наступательную войну не озаботилось поставке в войска высадочные средства?Те многочисленные плавающие танки(пр.3000)-41 год не пережили.Расчет на находчивость пехотинцев?Ну потом союзники начали поставлять плавающие машины(в кинохронике их полно)-и стало веселей.Хоть экипаж сверху не защищен,но скоростная и маневренная на воде-уж лучше чем плотик. hi
    1. 0
      22 октября 2015 10:52
      И в самом деле почему?
    2. 0
      22 октября 2015 10:58
      Цитата: фа2998
      Почему руководство КА,готовясь вести наступательную войну не озаботилось поставке в войска высадочные средства

      Средства организации переправ в РККА были.
      Проблема была в том, что для действия вместе с передовыми отрядами мотомехчастей переправочные средства должны были иметь сравнимую подвижность. А этого СССР обеспечить не мог - в силу отсутствия быстроходных тягачей и машин высокой проходимости и большой грузоподъёмности. Поэтому в наступлении передовые отряды переправлялись кто на чём мог, затем подтягивались сапёры с лёгкими парками, а за ними, вместе с главными силами - и тяжёлые понтонно-мостовые парки.
      1. 0
        22 октября 2015 11:30
        Вообще-то я вел разговор о САМОХОДНЫХ боевых машин,которое и переправляет солдат,и поддерживает их огнем.Понтоны,саперы и мосты это хорошо-но на том берегу-противник,которому ваши понтоны совсем не нравятся. hi
        1. +1
          22 октября 2015 13:35
          Цитата: фа2998
          Вообще-то я вел разговор о САМОХОДНЫХ боевых машин,которое и переправляет солдат,и поддерживает их огнем.Понтоны,саперы и мосты это хорошо-но на том берегу-противник,которому ваши понтоны совсем не нравятся.

          А тут причина та же. Чтобы сделать тот же DUKW - нужно иметь полноприводный грузовик. А их в СССР до войны в серию запустить не успели. У нас даже шин для вездехода-полнопривода не было - вспомните историю с "Шур-Грип" и "Граунд-Грип" для ЛБ-62

          Вообще же, главной проблемой советской довоенной лёгкой бронетехники, тягачей и автотехники является отсутствие освоенного промышленностью лёгкого мотора мощностью 120-300 л.с. Именно в движок упирались все довоенные проекты отечественных БТР, арттягачей и тяжёлых грузовиков. Именно поэтому пришлось городить параллельную спарку из двух ГАЗ-202 и последовательную спарку ГАЗ-203. К сожалению, максимум, что успел СССР - это перейти на движок "Додж" (ГАЗ-11/ГАЗ-202). Дизели GMC мы освоить не успели.

          А с имеющимся движком ГАЗ-202 максимум возможного - это Т-40.
  4. +3
    22 октября 2015 10:57
    Автор пишет: "... в годы Второй мировой войны советским войскам практически не пришлось высаживать морские десанты..."

    Во дает! А на Черном море сколько десантов во время войны было. а на Балтике, Севере и на Тихом океане.
    Не надо преуменьшать роль наших морских десантных операций.
    1. 0
      22 октября 2015 12:00
      Согласен, Южно-Курильская десантная чего стоит, а уж планируемая высадка на Хоккайдо - это была бы жемчужина нашей морской пехоты.
      1. +2
        22 октября 2015 13:44
        Цитата: Maksus
        Согласен, Южно-Курильская десантная чего стоит, а уж планируемая высадка на Хоккайдо - это была бы жемчужина нашей морской пехоты.

        К счастью, по итогам десантов в Корее и на Курилах высадку на Хоккайдо отменили. Потому как, несмотря на опыт 4-х лет войны, ТОФ умудрился в своих десантах пробежать по всем граблям отечественных ДЕСО. Тот же десант в оставленный противником Сейсин в результате ошибок планирования превратился в трое суток ожесточённых боёв. В десантах же на острова Курильской гряды наши умудрились подставить корабли десанта под огонь неподавленных батарей БО и под БШУ немногих оставшихся машин японской авиации, а сам десант - высадить без нормальных ПТ-средств под атаку японских танков.
      2. 0
        22 октября 2015 15:43
        Черная жемчужина!
  5. +2
    22 октября 2015 11:25

    Автор забыл про вот такие танки, принимавшие участие в том числе и в высадке в Нормандии. Разметка на башне служила для наведения орудия по азимуту.
    1. 0
      22 октября 2015 12:51
      Они не стреляли с моря! В статье речь идет о машинах, что тестировались на огневую поддержку десанта с моря и все!То есть машинах, что могли плыть и стрелять. Танки ДД и те, что везли в "брюхе" танковозов не в счет!
      1. 0
        22 октября 2015 14:04
        Вячеслав,вы статью то полностью прочитали?Как раз и идет рассказ о том,что тестировали возможность поддерживать огнем танков и другой техники(минометов,зенитных орудий,гаубиц)во время перевозки на десантных средствах(малых десантных баржах,понтонах,плавающих транспортерах)от БДК до места высадки десанта.Простыми словами-можно ли стрелять из танка или миномета во время движения на барже.американцы замечательно сняли фильм Война на Тихом океане-с маштабными сценами высадки десанта на островах.
  6. +1
    22 октября 2015 11:49
    хорошая статья! действительно пулемет на десантном судне бывает важнее пушки линкора - который за несколько миль от берега..........
  7. 0
    23 октября 2015 12:04
    В РФ морской пехоты 8 тыс. человек личного состава. Мало того что это катастрофически мало. Необходимо минимум по 1 бригаде на каждый из флотов, включая Каспийский (там вообще крах!!!! бригаду прошедшую Чечню расформировали до пары батальонов). Так еще и оснастить по человечески не могут. БТР-82 с 30мм пушкой по слухам имеет слабую устойчивость, да и огневой мощи этого орудия уже давно не достаточно.
    Само же оснащение бригад должно исходить из концепции применения МП. С советских времен она не сильно изменилась - удержание плацдарма до высадки сухопутных войск и продвижение с ними в глубь территории. Отсюда можно сформировать примерный состав бригад по технике. В сути своей бригада мп от СВ может отличаться только техникой на уровне батальонов т.е. бмп-3ф. Кроме того нужно смотреть на БТГ которые будут формироваться при высадке.
    Примерный состав бтг видится:
    3 роты пехоты - 31 ед. (бмп-3ф уж очень там бахча смотрится);
    1 рота огневой поддержки - 10 ед. (Вена, или мтлб с санями);
    1 пулеметно гранатометный взвод;
    1 взвод пво - 3 ед. (или мтлб с пзрк или стрела или что то родят на базе бмп-3ф);
    1 взвод противотанковый - 3 ед. (хризантема, или снова мтлб с носимыми корнетами);
    1 взвод разведки - (высаживаются первыми с вертолета, мтлб или брм уже приезжают вслед за ними);
    В дальнейшем к ним придаются (лучше свои):
    1 взвод бпла
    1 танковая рота
    1 батарея 152 мм орудий.