«Не просто высаживаться, но еще и стрелять при переходе морем!»

Вот ведь как интересно распорядилась история: в годы Второй мировой войны советским войскам практически не пришлось высаживать морские десанты, а вот нашим союзникам по антигитлеровской коалиции приходилось высаживать их едва ли не постоянно. И надо заметить, что вооруженные силы США и Великобритании имели в достаточном количестве самые разные десантные. Но каждый раз, когда они готовились к очередному вторжению, оказывалось, что большая часть этих амфибийных средств собственного вооружения не имеет. А оно требовалось и даже очень, потому, что все цели подавить корабельной артиллерии поддержки десанта просто не удавалось! Поэтому волей или неволей, но армейцам приходилось импровизировать, нередко нарушая при этом все требования и стандарты. А проблема огневой поддержки десанта с моря и впрямь была очень острой. Ведь чтобы уничтожить неожиданно ожившее пулеметное гнездо в сотне метров идущих к берегу десантных судов, вовсе не нужно требовать огня со стороны крейсеров или линкоров, да они бы в него просто не попали. Вот почему в конце 1943 года Артиллерийский исследовательский центр армии США, находящийся на Абердинском полуострове, разработал целую программу испытаний, которые должны были определить степень возможности усиления огневой мощи стандартных десантных средств – различных барж и колесных, и гусеничных амфибий типа DUKW и LVT.

Испытания начались уже в январе 1944 года и шли до апреля. В течение этого времени на полигоне опробовали самые разные варианты вооружения высадочных средств и дали по ним соответствующие рекомендации. Так, совершенно неподходящими для усиления огневых возможностей десанта были призваны: 106-мм миномет, установленный на шасси автомобиля DUKW, 75-мм гаубица поставленная на LVT2, 105-мм гаубица на LVT4, четырехствольная зенитная пулеметная установка на LCT-6. Поскольку впереди ожидалась операция «Оверлорд», испытания велись с высокой интенсивностью, а на десантные средства устанавливалось практически все, что так или иначе могло стрелять по берегу с моря!


«Не просто высаживаться, но еще и стрелять при переходе морем!»

Танк «Крусейдер» высаживается на берег. Понятно, что из трюма такого судна этот танк стрелять не мог никак.

При этом, в ходе экспериментов определялась не только возможность такой стрельбы, но и степень ее эффективности, а также и расход боеприпасов. Ведь нужно было составить на все это спецификации на внесение изменений в конструкцию каждого десантного судна и, соответственно, транспортных машин, подготовить расчетные данные на загрузку боеприпасов и нужное для их подвоза горючее. То есть работы было много, и проводилась она очень обстоятельно.


Опытная установка 57-мм пушки в откидной рампе десантного судна.

Некоторые моменты, которые выяснялись по ходу испытания, удивляли даже опытных танкистов-испытателей и специалистов по вооружению. Например, оказалось, что из танка «Шерман» с борта десантной баржи LCM-6 можно стрелять только лишь после установки у него на корпусе специальных ограничителей поворота башни. В ином случае, повреждений десантной аппарели избежать не удавалось. «Шерман Каллиоп», имевший ракетную пусковую установку Т-34 на крыше башне применять свою пушку для стрельбы не мог, но зато, как выяснилось, мог вполне эффективно вести огонь своими реактивными снарядами по площадным целям на берегу.


Десантные БТРы на берегу под огнем.

105-мм гаубицы также могли стрелять непосредственно с палуб десантных барж, поскольку стволы у них поднимались выше края аппарели, но для того, чтобы их смонтировать, то есть закрепить так, чтобы они могли это делать, требовалось 30 мин, а время для десантников было слишком дорого! Зенитные орудия на крестообразных лафетах на десантных баржах устанавливать было можно, и можно было из них стрелять, однако только лишь раскрыв их станины частично, а не полностью, и самым тщательным образом прикрепив их расчалками к днищу.


Стрелять вперед из-за рампы нельзя, а вот в сторону – можно!

На испытания также выяснилось, что 90-мм и 120-мм зенитные орудия могут вести огонь поверх борта баржи и ее рампы в любую точку горизонта. Но «дульная волна» на автомобиле-тягаче при этом часто выбивает стекла, а транспортировать их от машин отдельно было нельзя, поскольку это лишало их подвижности после высадки на берегу.


LVTA4-2 с 76-мм коротким орудием в башне. Музей Австралийских Королевских бронетанковых войск в Пакапуньяле.

Очень хорошо показали себя легкие танки М5А1, которые должны были десантироваться на баржах типа LCM-6. Из-за большой высоты рампы они, правда, не могли стрелять прямо по курсу, но зато стреляли поверх бортов в обе стороны. Ко всему прочему на баржах этого типа изначально были установлены два 106-мм миномета, опорные плиты которых были уложены в деревянные ящики, наполненные песком. Два 106-мм миномета, два 37-мм танковых орудия и еще четыре 7,62-мм пулемета – для столь маленького суденышка это была по-настоящему солидная огневая мощь. Ну, а чтобы боекомплект танков не сокращать, ведь он мог очень понадобиться на берегу, дополнительные боеприпасы рекомендовалось размещать снаружи и подавать внутрь танка через открытый башенный люк. При этом экономить боеприпасы уже не требовалось!



Японский десантный танк «Синхото Ка-Тсу».


Тот же танк, вооруженный 120-мм короткой пушкой с облегченным откатом.

Опыт американцев по достоинству оценили англичане. Сначала они получали LVT2, вооруженные двумя пулеметами: одним 12,7-мм и одним 7,62-мм. Потом их стало три уже на каждом борту, а в итоге англичане поставили на LVT2 турель с 20-мм скорострельной пушкой «Полстен». Потом оказалось, что такие амфибии могут транспортировать даже 17-фунтовое (76,2-мм) орудие Мк.1. Этой модификации машины присвоили обозначение LVT(A)2. Главным ее отличием были две откидные рампы, с помощью которых пушку можно было скатывать на землю после высадки на берег.

Австралийцы также активно готовились к десантным операциям на островах в Тихом океане. Получив из США по ленд-лизу 30 LVT(A) и автомобили DUKW, они тоже подумали о том, как бы усилить их огневые возможности. Для этого они поставили на них пусковые установки для реактивных снарядов 4,5 дюймового калибра (114 мм). Сами американцы также их применяли и именно с LVT в ноябре 1943 г. в ходе десантной операции на атолле Кваджалейн. Ракеты тогда находились на 24 машинах в задней части корпуса вдоль бортов. Выяснилось, что это совсем неудобно, так как при движении их нередко заливало волнами, и соленая океанская вода замыкала электрические цепи. Но и те снаряды, что все-таки удалось тогда запустить, произвели на японцев ошеломляющее психологическое воздействие.


Ну, а австралийцы, пригласив к себе в помощники инженеров из США, разработали совершенно новую установку, имевшую всего лишь один ствол и расположенный над ним накопитель. Одну ракету помещали в стволе, а другие шесть заряжали в накопитель. На каждой машине LVT(А)4 должны были монтироваться две пусковые установки, так что без перезарядки каждая из них могла за считанные секунды запустить 12 снарядов один за другим.

На испытаниях ракеты выстреливались автоматически, с интервалом 0,3 с. Скорость ракеты на старте достигала 106 м/с, а дальность стрельбы составляла 990 м. Машину испытывали без экипажа, отстреливая по три снаряда полностью в автоматическом режиме. Но система показала себя настолько хорошо, что стрельба была проведена по полной программе и с экипажем на борту. Правда, потом пришлось выдавать танкистам шлемы, имевшие усиленную акустическую защиту. Но зато, когда они были в этих шлемах, уже никто не жаловался на какие-либо неудобства при стрельбе.



При автоматической стрельбе все 12 ракет могли быть выпущены за 3,15 с. Снаряды пролетали около 1080 ярдов, но ложились в районе цели с большим разбросом. Хотя отмечалось, что в результате разрыва такого большого количества ракет у цели менее чем за 4 секунды эффект был более чем внушительный, так как каждая ракета по мощности равнялась снаряду 105-мм гаубицы. Вскоре установку приняли на вооружение вооруженных сил Австралии, но более нигде она на вооружении не стояла.

Таким образом, возможность усиления огневой мощи десанта посредством ведении огня еще и с собственных десантных судов транспортируемой на них техникой была доказана. Причем самым лучшим образом показали себя танки и многозарядные ракетные установки, которые монтировались как на десантных машинах и судах, так и на башнях танков.

Цветные рис. А. Шепса
Автор:
Олег Скворцовский
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти