Military Review

Keepers of Eurasia

10
The domestic expert community proceeds from the fact that counteraction to various challenges and threats is possible only if Russia maintains the status of a great power, which it has been for centuries. But the existing pole world order is no longer able to maintain global stability, and new centers of influence are not yet ready for this. In such a situation, the Russian Federation must realize its chance to play a role dictated by its civilization model, the great history, geography and cultural genome. In the military and political terms, it is about creating a security and stability zone in Eurasia.


Although the scientific community continues a philosophical and political debate about whether Russia has the necessary and sufficient civilization resources to form in the post-Soviet space a new geopolitical center of integration, the need for the latter is no longer in doubt. Especially since integration military-political projects are being implemented and successfully developed, most of which are carried out with the leading role of our country.

This primarily concerns the Shanghai Cooperation Organization (SCO), the Eurasian Economic Union (EAEU), the Collective Security Treaty Organization (CSTO). However, the transformation of these integration projects into full-fledged military-political alliances is hindered by a number of problems. They are associated not so much with the countering of challenges and threats, as with the lack of a clear civilizational orientation. Russia, in addition to demonstrating its political, economic, military, and other capabilities, should formulate for the partner countries common value orientations emanating from historical sources.

The civilizational vector of development of new independent states can be focused both on the Western European democracies and on other political “constructions”. This choice will determine the system of socio-political, economic and other national priorities in the field of security.

Special mention should be made of the fact that the possible changes in the concealing world order are largely determined by the growing global economic and socio-political crisis. At the same time, in the West, the thesis that it is necessary to overcome the negative tendencies that the main national material resources (primarily hydrocarbon resources) are under international control is strongly promoted. Already in the medium term, we should expect to raise the question of introducing a regime of their forced distribution, including with the use of military force. In any case, Western experts are considering this option.

With the growth of military-political and economic instability in Eurasia, Russia will have to develop a new concept of integrating the post-Soviet space, which may require changes not only in relations between the CIS and CSTO, but also with other states of Asia and the Pacific.

Keepers of Eurasia

Keepers of Eurasia
Photo by wikipedia.org


It should be remembered that such integration involves the delegation of authority on war and peace to the supranational level, the development of common principles of behavior in the international arena, the search for allies in the defense sphere, clear stages of military construction, ultimately focused on the creation of a single defense space in the world or regional scale.

Previously it was assumed that the system of global international security will be created exclusively within the UN - an organization united from within by a rigid, internationally approved structure requiring execution and monitoring the implementation of any resolution (including with the use of military and other force sanctions). However, in practice, international law on security issues has become extremely selective, and the mechanism for using the UN is more often used against undesirable to the West (primarily the United States) countries and governments.

Under these conditions, the role of regional security systems is objectively increasing. However, on the way of their formation there are problems caused by high dynamism, inconsistency and even irrationality of the emerging world order. It simultaneously occurs the processes of globalization and growing national-state egoism, which separates humanity along different axes of “social coordinates” associated with the exhaustion of raw materials, the narrowing of a prosperous economic space, the growth of demographic, ethno-political and interfaith tensions and other factors leading to a clash of interests of various countries and peoples, aggravation of geopolitical rivalry.

In North Africa, in the Near and Middle East, a kind of “arc of instability” has already formed. Central Asia occupies a special place in it. As the countries of this region became independent in the early 90's, religion began to manifest itself there more and more conflict. Islamist groups got more leeway. And the ability of the authorities to control and suppress weakened.

Social tension can be a mechanism for escalating protest sentiments in Central Asia. The complexity of the ethnic composition, the overpopulation of many regions, the borders that repeatedly and arbitrarily moved in Soviet times, the struggle for regional leadership, the unsettledness of water use issues, etc., make the situation explosive.

Since NATO is concerned about the problem of stability in Afghanistan after the withdrawal of Alliance troops from its territory, we should expect more US attempts to involve individual CSTO member countries in joint actions in Afghanistan. In view of the above, it seems advisable to begin work on preparing the organization for a possible exacerbation of the military-political situation in Central Asia.

As a matter of priority, it seems necessary to clarify the existing and develop new doctrinal documents of the CSTO, specifying the development strategy of this organization, as well as approaches to interaction with other structures of international security.

Consideration should be given to endowing the CSTO with special powers to respond to the possible complication of the military-political situation in Central Asia. Given that the organization’s regulatory documents do not imply the participation of the Collective Rapid Reaction Forces in solving problems of an internal political nature, the main tasks of maintaining stability should be entrusted to the Collective Peacekeeping Forces. To this end, it is necessary to lift, in particular, the constitutional prohibitions of some states on the use of armed forces outside national territories. In addition, the CSTO should develop an agreed organization strategy in the Afghan area.

It is very important to bear in mind that in the event of an aggravation of the military-political situation in Central Asia, initiation from outside of the entry of a NATO peacekeeping force into the region under the auspices of the United Nations or the OSCE international police forces cannot be ruled out. Therefore, it is necessary to work out in advance the agreed positions of the CSTO member states on responding to such initiatives.

In connection with the exacerbation of the military-political situation around Syria, the possibility of creating security structures not only in the CSTO, but also in the Shanghai Cooperation Organization should be considered. Currently, it unites Russia, China, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Uzbekistan and Tajikistan. Mongolia, India, Pakistan and Iran have the status of observers, who on 24 in March 2008 of the year submitted an official application to the secretariat for full membership. The SCO Charter was adopted, where goals, principles and main directions for the development of partnerships covering the socio-economic, humanitarian and military spheres are fixed. Moreover, cooperation in the field of defense is highlighted as one of the priorities, although the organization is not a traditional military-political bloc.

The SCO’s role in building a collective security system in Central Asia is determined not only by the aggregate territorial and demographic potential (the total area of ​​the member countries is about 30 million sq. Km, which is 3 / 5 in Eurasia, the population is 1,455 billion, that is, 1 / 4 humanity), but also the emerging strategic partnership of the two nuclear powers and the permanent members of the UN Security Council - Russia and China.

Now the SCO declares itself as a Eurasian organization of a universal type. It has made great strides in the development of international cooperation in the field of security, the establishment of operational cooperation (military exercises), as well as in the development of common political concepts. At the same time, the SCO has not yet made decisions on the possibility of transformation into a military-political bloc. The issues of creating international formations or unified command are also not yet raised.

The new version of the national security doctrine of the PRC states that China favors the concept of security based on mutual trust, benefit and coordination, does not seek hegemony and will not participate in armed expansion. In particular, it is not going to replace NATO in Afghanistan after the withdrawal of the international coalition forces. At the same time, China believes that, paraphrasing the well-known formula of Robert Browning, “America’s ability to reach out to something should not automatically give them the ability to grab it all.”

Russia and China are striving to create a security belt around themselves from friendly states whose goals and objectives are close to the CSTO, the EAEU and the SCO. The question of the deep integration of these organizations remains open. At the same time, the conflict of interests between the main geopolitical players of Eurasia and the Asia-Pacific region can be put an end to.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/27616
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Same lech
    Same lech 23 October 2015 06: 22 New
    +1
    It should be remembered that such integration involves the delegation of authority on issues of war and peace to the supranational level.


    At a critical moment, RUSSIA will have to head this level .... as it has historically been, we always have to end grave crises by uniting all the forces and the people and the state as a whole, sometimes at the cost of violence.
  2. V.ic
    V.ic 23 October 2015 06: 26 New
    +4
    However, the SCO has not yet made decisions on the possibility of transformation into a military-political bloc. Author Vladimir Zakharov

    Well, this is unlikely ... These same SCO countries are too diverse ... And attempts to cross the hedgehog with already lead to the creation of barbed wire.
  3. A1L9E4K9S
    A1L9E4K9S 23 October 2015 06: 28 New
    0
    A green field on a ball looks normal, impressive.
    1. Bayonet
      Bayonet 23 October 2015 06: 50 New
      0
      Quote: A1L9E4K9S
      A green field on a ball looks normal, impressive.

      Islamists usually like to color cards with green smile
      1. Bayonet
        Bayonet 23 October 2015 08: 03 New
        0
        Quote: Bayonet
        Islamists usually like to color cards with green

        Before putting cons, it would be nice to look on the Internet! hi
        1. Oberon812
          Oberon812 23 October 2015 09: 23 New
          +1
          And one notorious Austrian artist loved shepherd dogs and edelweiss. And now, only the Pekingese plant and plant violets?
          1. Bayonet
            Bayonet 23 October 2015 10: 33 New
            0
            Quote: Oberon812
            And now, only the Pekingese plant and plant violets?

            You can bulldogs with cacti, who like what. hi
    2. andj61
      andj61 23 October 2015 08: 27 New
      0
      Quote: A1L9E4K9S
      A green field on a ball looks normal, impressive.

      The map raises questions - Belarus, Iran, Afghanistan, Mongolia are painted in blue. Suppose so. But why then Pakistan and India, as well as Uzbekistan - along with Russia and China, etc. green? But Armenia - the same with Turkey, Cambodia, Azerbaijan, Sri Lnka and Nepal - with some shade of purple?
  4. s.melioxin
    s.melioxin 23 October 2015 07: 00 New
    +2
    ... "America's ability to reach out to something should not automatically give them the ability to grasp it all ..."
    Against scrap, there must be another scrap. Two is better.
  5. blizart
    blizart 23 October 2015 08: 04 New
    0
    And who would have thought that the question of the forced distribution and common use of resources would be posed by the very lights of democracy and the market. About how they pressed however - They want to forget the fundamental principles of building their society. As one army officer who had already tried to redistribute resources to her advantage said: "Hunger is not an aunt!"

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Хранители Евразии

Отечественное экспертное сообщество исходит из того, что противодействие различным вызовам и угрозам возможно только при сохранении за Россией статуса великой державы, каковой она является на протяжении столетий. Но существующее полюсное мироустройство уже неспособно поддерживать глобальную стабильность, а новые центры влияния еще не готовы к этому. В такой ситуации Российская Федерация должна реализовать свой шанс сыграть роль, продиктованную ее цивилизационной моделью, великой историей, географией и культурным геномом. В военно-политическом плане речь идет о создании в Евразии зоны безопасности и стабильности.

Хотя в научном сообществе продолжается философско-политологическая дискуссия о том, имеются ли у России необходимые и достаточные цивилизационные ресурсы для формирования на постсоветском пространстве нового геополитического центра интеграции, потребность в последнем уже не подвергается сомнению. Тем более что реализуются и успешно развиваются интеграционные военно-политические проекты, большая часть которых осуществляется при ведущей роли нашей страны.

Речь идет в первую очередь о Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Однако превращению этих интеграционных проектов в полноценные военно-политические союзы препятствует ряд проблем. Они связываются не столько с парированием вызовов и угроз, сколько с отсутствием четкой цивилизационной ориентации. Россия, кроме демонстрации своих политических, экономических, военных и прочих возможностей, должна формулировать для стран-партнеров общие ценностные ориентиры, исходящие из исторических истоков.


Цивилизационный вектор развития новых независимых государств может быть ориентирован как на западноевропейские демократии, так и на иные политические «конструкции». Этот выбор и будет определять систему социально-политических, экономических и прочих национальных приоритетов в области безопасности.

Особо следует сказать о том, что возможные изменения в скрадывающемся мироустройстве в значительной мере определяются нарастающим глобальным экономическим и социально-политическим кризисом. При этом на Западе усиленно пропагандируется тезис о том, что для преодоления негативных тенденций необходимо, чтобы основные национальные материальные ресурсы (в первую очередь углеводородные) находились под международным контролем. Уже в среднесрочной перспективе следует ожидать постановку вопроса о введении режима их принудительного распределения, в том числе и с использованием военной силы. Во всяком случае западные эксперты такой вариант рассматривают.

При нарастании военно-политической и экономической нестабильности в Евразии России предстоит разработать новую концепцию интеграции постсоветского пространства, что может потребовать изменений не только в отношениях СНГ и ОДКБ, но и с другими государствами Азии и Тихоокеанского региона.

Хранители Евразии

Хранители Евразии
Фото: wikipedia.org


Следует помнить, что подобная интеграция предполагает делегирование полномочий по вопросам войны и мира на наднациональный уровень, выработку общих принципов поведения на международной арене, поиск союзников в оборонной сфере, четкие этапы военного строительства, ориентированного в конечном итоге на создание единого оборонного пространства в мировом или региональном масштабе.

Ранее предполагалось, что система глобальной международной безопасности будет создаваться исключительно в рамках ООН – организации, объединенной изнутри жесткой, утвержденной в международно-правовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (в том числе с применением военных и прочих силовых санкций). Однако в практической деятельности международное право по вопросам безопасности стало применяться крайне избирательно, а механизм использования ООН чаще задействуется против неугодных Западу (в первую очередь Соединенным Штатам) стран и правительств.

В этих условиях объективно возрастает роль региональных систем безопасности. Однако на пути их формирования встают проблемы, вызываемые высоким динамизмом, противоречивостью и даже иррациональностью складывающегося мироустройства. В нем одновременно происходят процессы глобализации и нарастающего национально-государственного эгоизма, разъединяющего человечество по различным осям «социальных координат», связанных с исчерпанием сырьевых ресурсов, сужением благополучного экономического пространства, ростом демографической, этнополитической и межконфессиональной напряженности и другими факторами, приводящими к столкновению интересов различных стран и народов, обострению геополитического соперничества.

В Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке уже образовалась своеобразная «дуга нестабильности». Особое место в ней занимает Центральная Азия. По мере того как страны этого региона обретали независимость в начале 90-х, религия стала проявляться там все более конфликтно. Исламистские группы получили большую свободу действий. А способность властей контролировать и подавлять ослабла.

Социальное напряжение может стать механизмом перерастания протестных настроений в Центральной Азии в мятежи. Сложность этнического состава, перенаселенность многих районов, многократно и произвольно передвигавшиеся в советское время границы, борьба за региональное лидерство, неурегулированность вопросов водопользования и т. п. делают обстановку взрывоопасной.

Поскольку НАТО озабочено проблемой стабильности в Афганистане после вывода с его территории войск альянса, следует ожидать усиления попыток США втянуть отдельные страны – члены ОДКБ в совместные действия в Афганистане. С учетом изложенного представляется целесообразным начать работу по подготовке организации к возможному обострению военно-политической обстановки в Центральной Азии.

В первоочередном порядке необходимо, по-видимому, уточнить существующие и разработать новые доктринальные документы ОДКБ, уточняющие стратегию развития этой организации, а также подходы к взаимодействию с другими структурами международной безопасности.

Следует рассмотреть вопрос о наделении ОДКБ особыми полномочиями по реагированию на возможное усложнение военно-политической ситуации в Центральной Азии. С учетом того что нормативно-правовые документы организации не предполагают участие Коллективных сил оперативного реагирования в решении проблем внутриполитического характера, основные задачи по поддержанию стабильности следует возложить на Коллективные миротворческие силы. Для этого необходимо снять, в частности, конституционные запреты некоторых государств на применение вооруженных сил вне национальных территорий. Кроме этого, в ОДКБ должна быть разработана согласованная стратегия организации на афганском направлении.

Очень важно иметь в виду, что в случае обострения военно-политической ситуации в Центральной Азии нельзя исключать инициирования извне ввода в регион миротворческого контингента НАТО под эгидой ООН или международных полицейских сил ОБСЕ. Поэтому необходимо заблаговременно выработать согласованные позиции государств – членов ОДКБ по реагированию на подобные инициативы.

В связи с обострением военно-политической ситуации вокруг Сирии следует рассмотреть возможность создания структур безопасности не только в ОДКБ, но и в Шанхайской организации сотрудничества. В настоящее время она объединяет Россию, КНР, Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Таджикистан. Статус наблюдателей имеют Монголия, Индия, Пакистан и Иран, который 24 марта 2008 года подал официальную заявку в секретариат о полноправном членстве. Принята Хартия ШОС, где зафиксированы цели, принципы и основные направления развития партнерских отношений, охватывающие социально-экономическую, гуманитарную и военную сферы. Причем взаимодействие в области обороны выделено в качестве одного из приоритетов, хотя организация и не является традиционным военно-политическим блоком.

Роль ШОС в построении системы коллективной безопасности в Центральной Азии определяется не только совокупным территориальным и демографическим потенциалом (общая площадь стран-членов – около 30 млн кв. км, что составляет 3/5 Евразии, численность населения – 1,455 млрд, то есть 1/4 человечества), но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая.

Сейчас ШОС заявляет о себе как о евразийской организации универсального типа. Она далеко продвинулась по пути развития международного сотрудничества в сфере безопасности, налаживания оперативного взаимодействия (военные учения), а также в разработке общих политических концепций. Вместе с тем в ШОС еще не принято решений о возможности преобразования в военно-политический блок. Вопросы создания интернациональных формирований или объединенного командования также пока не ставятся.

В новой редакции национальной доктрины безопасности КНР говорится, что Китай выступает за концепцию безопасности, основанную на взаимном доверии, выгоде и координации, не стремится к гегемонии и не будет участвовать в вооруженной экспансии. В частности, не собирается подменять НАТО в Афганистане после ухода из страны войск международной коалиции. Вместе с тем в Китае считают, что, перефразируя известную формулу Роберта Браунинга, «возможности Америки дотянуться до чего-либо не должны автоматически давать им способность все это схватить».

Россия и Китай стремятся создать вокруг себя пояс безопасности из дружественных государств, цели и задачи которых близки ОДКБ, ЕАЭС и ШОС. Остается открытым вопрос о глубокой интеграции этих организаций. При этом может быть положен конец столкновению интересов основных геополитических игроков Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Автор: Владимир Захаров
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/27616


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Тот же ЛЕХА 23 октября 2015 06:22
    Следует помнить, что подобная интеграция предполагает делегирование полномочий по вопросам войны и мира на наднациональный уровень


    В критический момент РОССИИ и придется возглавить этот уровень....так сложилось исторически нам всегда приходится завершать тяжкие кризисы путем объединения всех сил и народа и государства в целом иногда и ценой насилия.
  2. V.ic 23 октября 2015 06:26
    Вместе с тем в ШОС еще не принято решений о возможности преобразования в военно-политический блок. Автор Владимир Захаров

    Ну, это вряд ли... Слишком уж разновекторные эти самые страны ШОС... А попытки скрестить ежа с ужом приводят к созданию колючей проволоки.
  3. A1L9E4K9S 23 октября 2015 06:28
    А нормально смотрится зелёное поле на шарике,впечатляет.
    1. Штык 23 октября 2015 06:50
      Цитата: A1L9E4K9S
      А нормально смотрится зелёное поле на шарике,впечатляет.

      Обычно зеленым любят раскрашивать карты исламисты smile
      1. Штык 23 октября 2015 08:03
        Цитата: Штык
        Обычно зеленым любят раскрашивать карты исламисты

        Прежде чем ставить минусы, неплохо бы посмотреть в интернете! hi
        1. Oberon812 23 октября 2015 09:23
          А один небезызвестный австрийский художник любил овчарок и эдельвейсы. И что теперь, только пекинесов заводить и фиалки сажать?
          1. Штык 23 октября 2015 10:33
            Цитата: Oberon812
            И что теперь, только пекинесов заводить и фиалки сажать?

            Можно и бульдогов с кактусами, кому что нравится. hi
    2. andj61 23 октября 2015 08:27
      Цитата: A1L9E4K9S
      А нормально смотрится зелёное поле на шарике,впечатляет.

      Карта вопросы вызывает - Белоруссия, Иран, Афганистан, Монголия закрашены синим. Предположим, это так. Но почему тогда Пакистан и Индия, равно как и Узбекистан - наряду с Россией и Китаем и т.д. зелёным? Зато Армения - одинаково с Турцией, Камбоджей, Азербайджаном, Шри Лнкой и Непалом - каким-то оттенком фиолетового?
  4. s.melioxin 23 октября 2015 07:00
    ...«возможности Америки дотянуться до чего-либо не должны автоматически давать им способность все это схватить»...
    Против лома, должен быть другой лом. А лучше два.
  5. blizart 23 октября 2015 08:04
    И кто бы мог подумать, что вопрос о принудительном распределении и общем пользовании ресурсами, поставят самые что ни на есть светочи демократии и рынка. О как их прижало однако - Основополагающие принципы построения своего общества хотят забыть. Как сказал один офицер армии, которая уже попыталась перераспределить ресурсы в свою пользу: "Голод не есть тётя!"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня