Шестнадцать ударных дней

40
Краткие итоги действий российской военной авиации

14 октября нынешнего года российские Воздушно-космические силы отметили своеобразный юбилей – две недели с начала воздушной кампании в Сирии против боевиков «Исламского государства». Уже можно констатировать, что по количеству совершенных боевых вылетов, официально уничтоженных целей, а также примененных авиационных средств поражения нынешние действия ВКС на Ближнем Востоке перекрывают аналогичные показатели войны с Грузией в августе 2008 года.

За прошедшие две недели ажиотаж, возникший в средствах массовой информации в первые дни воздушной кампании, уже спал, работа российской авиации начала носить скорее плановый характер, потому можно подвести первые итоги.

Силы и средства


На момент начала бомбардировок российская группировка, базирующаяся на авиабазе «Хмеймим» (аэропорта имени Басиля Асада в сирийской провинции Латакия), состояла из двенадцати фронтовых бомбардировщиков Су-24М, стольких же штурмовиков Су-25, шести фронтовых бомбардировщиков Су-34, а также четырех истребителей Су-30СМ.

В то же время появившиеся в российских средствах массовой информации сообщения со ссылкой на пресс-службу Минобороны о переброске в Сирию дополнительного количества Су-30СМ являются ошибочными. По состоянию на 16 октября в Латакии действовало только четыре новейших истребителя с изменяемым вектором тяги.

Вероятнее всего, парк действующих в Сирии фронтовых бомбардировщиков Су-24М состоит из двух моделей – Су-24М2 и Су-24М с установленными на их борту специализированными вычислительными подсистемами СВП-24, разработанными и выпускающимися фирмой «Гефест и Т».

Следует отметить, что визуально обе модификации Су-24М между собой не различаются и точно различить, какие из них М2, а какие нет, не представляется возможным. Но все же можно предположить, что бортов с установленным на них СВП-24 все-таки больше.

СВП обеспечивает высокую точность применения обычных свободнопадающих авиабомб (по некоторым данным, на дальности до 20 километров отклонение ФАБ от цели при применении СВП-24 составляет около метра), поэтому оснащенные им машины скорее всего используются для нанесения ударов по малоразмерным и хорошо защищенным неподвижным целям.

В то же время Су-24М2 привлекаются для нанесения удара по скоплению бронетехники и живой силы противника, артиллерийским позициям – тем целям, где невысокую точность можно компенсировать мощностью и количеством авиационных средств поражения в залпе.

Шестнадцать ударных днейПарк базирующихся на авиабазе «Хмеймим» штурмовиков Су-25 также состоит из машин нескольких модификаций – как проверенных в боевой работе Су-25СМ, ранее применявшихся в ходе боевых действий в августе 2008 года в Грузии, так и недавно переданных ВКС России более современных Су-25СМ3.

Следует отметить, что именно штурмовики модификации СМ3, на которые установлена современная оптическая лазерно-телевизионная система (СОЛТ-25), вероятнее всего, привлекаются для нанесения ударов по штабам, складам боеприпасов и пунктам управления как днем, так и ночью. А более простые Су-25СМ работают по вражеской пехоте, технике и артиллерии.

Примечательно, что из двенадцати штурмовиков два являются учебно-боевыми Су-25УБ («спарки»), которые, судя по видеохронике, активно привлекаются к боевой работе. Можно предположить, эти машины также прошли модернизацию, в рамках которой на них была установлена адаптированная для применения на Су-25 вычислительная подсистема СВП, что должно было радикально повысить их боевые возможности.

Так что основную работу в Сирии выполняют в первую очередь фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25 – на них приходится не менее 70–80 процентов от всех боевых вылетов. В то же время более современные Су-34 используются гораздо реже, так как в первую очередь выполняют задачи по нанесению ударов высокоточными авиационными средствами поражения (корректируемые по ГЛОНАСС бомбы КАБ-500С) по особо важным и так называемым трудным целям.

Не отличается высокой интенсивностью и работа истребителей Су-30СМ, которые, вероятнее всего, прикрывают только те ударные машины, которые действуют на севере Сирии, ближе к границе с Турцией, а также в тех регионах, где возможна встреча с самолетами НАТО и, в частности, США. Помимо сопровождения ударных машин Су-30СМ, возможно, несут дежурство в заданных районах.

Цели заканчиваются?


По состоянию на 16 октября нынешнего года российская группировка выполнила более 500 боевых вылетов (по разным оценкам, от 508 до 520) и поразила более 490 целей. Если провести детальный разбор, то работу штурмовиков Су-25 и фронтовых бомбардировщиков Су-24М можно определить в 300–450 вылетов.

Учитывая количество истребителей Су-30СМ, а также те задачи, что они выполняли, на их счету не более 30 вылетов, а возможно, и меньше. Тогда как новейшие Су-34 поднимались в воздух от 40 до 50 раз.

Следует отметить, что интенсивность боевой работы российской авиации за прошедшие две недели сильно различалась. Если в первые дни, даже с учетом ночных ударов, группировка Воздушно-космических сил выполняла в сутки чуть более 20 вылетов (исключение составляет 7 октября, тогда ВКС отчитались о 32 вылетах) с целью нанесения ударов по заранее выявленным целям, то с 9 октября интенсивность работы сразу увеличилась втрое – в этот день российские самолеты из «Хмеймим» поднялись в воздух 67 раз. При этом в списках целей стали появляться позиции вражеской артиллерии, бронетехника и другие находящиеся практически на передовой объекты противника.

В эти же дни появились видеосюжеты, снятые сирийской оппозицией. На них зафиксированы удары по ее оборонительным позициям предположительно российских Су-25 в интересах поддержки наступления правительственных войск. Примечательно, что для выполнения этой задачи штурмовик применял неуправляемые авиационные ракеты.

За прошедшие две недели рекордным остается 13 октября. В этот день было выполнено 88 боевых вылетов. Но уже 14 октября интенсивность боевой работы заметно снизилась, так как, по заявлению Минобороны России, боевики, начавшие отступать, покидают свои позиции и количество возможных целей для группировки ВКС России значительно сократилось.

Если посчитать средний показатель количества боевых вылетов, совершенных с 30 сентября по 16 октября, то в среднем за сутки 34 самолета Воздушно-космических сил России выполняли 35–37 боевых вылетов.

С момента начала авиационных ударов в Сирии у российской группировки изменялись не только показатели интенсивности боевой работы, но и приоритеты в выборе целей.

С 30 сентября основные удары ВКС России наносились согласно официальным данным по пунктам управления, складам и лагерям подготовки боевиков. Но уже 4 октября зафиксированы первые случаи поражения скопления автомобильной и бронетанковой техники противника. 6 октября российское военное ведомство заявило, что боевики начали скрывать свои танки и другую технику вблизи жилых домов и мечетей, в подтверждение чего приводилась видеозапись с борта беспилотного летательного аппарата.

С 7 октября в списке пораженных российскими самолетами целей все чаще и чаще стали фигурировать укрепленные позиции боевиков, ставшие главными целями для поражения фактически до 14 октября, когда, по данным Минобороны, боевики начали отступать. По состоянию на 16 октября Воздушно-космические силы опять переориентировались на удары по складам, лагерям и пунктам управления.

Воздушный арсенал


Несмотря на то, что официальные представители Минобороны России в своих выступлениях всячески подчеркивают использование Воздушно-космическими силами в Сирии высокоточного оружия, судя по видеосюжетам и фотографиям с места событий, пока основным оружием остаются свободнопадающие фугасные авиационные бомбы ФАБ-250 и ФАБ-500.

Такой выбор объяснить просто. Используя СВП-24 и СОЛТ-25, российская авиация может наносить удары свободнопадающими боеприпасами с высокой точностью, которая пусть и ниже, чем у управляемых АСП, но это компенсируется мощностью самих боеприпасов, а также их количеством в одной серии.

Несомненно, сказывается и вопрос цены, когда несколько сброшенных ФАБ стоят гораздо дешевле, чем один корректируемый боеприпас.

Впрочем, такой расчет не всегда оправдывается. В частности, на видео, представленном 30 сентября Минобороны России и фиксирующем бомбовый удар по командному пункту боевиков, размещенному в постройке, отчетливо видно, что серия бомб ложится на большом расстоянии от объекта и только одна ФАБ попала в непосредственной близости (судя по видео, в 50–70 метрах). Хотя надо отдать должное – одной бомбы хватило, чтобы нанести ущерб цели.

Но есть и положительные моменты, в частности видео удара по учебному лагерю в Идлиб 12 октября, где отчетливо видно, что бомбы не только попадают достаточно точно, но и ложатся так, что накрывают практически всю цель. А на видео, снятом непосредственно сирийскими боевиками, хорошо видно, что бомбы ФАБ не только точно поразили штаб, но и полностью его уничтожили.

Из высокоточных средств АСП пока достоверно подтверждено применение корректируемых по ГЛОНАСС бомб КАБ-500С бомбардировщиками Су-34 (по официальным данным, по складам и пунктам управления), а также ракет Х-25МЛ с полуактивной головкой самонаведения Су-24М, которые, вероятнее всего, использовались для поражения позиций боевиков, техники и артиллерии непосредственно на поле боя.

Если видеохроники применения Х-29 в открытом доступе пока нет, то вот роликов с попаданиями КАБ-500 российским военным ведомством представлено достаточно. Тут следует отметить – корректируемая с помощью спутниковой навигационной системы бомба не всегда точно попадает в цель. В частности, на видео удара Су-34 по пункту управления боевиков, расположенному в бывшем здании тюрьмы в провинции Идлиб 9 октября, хорошо видно, что первый разрыв КАБ-500 ложится относительно далеко от цели и не причиняет постройке с мощными стенами особого ущерба.

Следует отметить, что такие промахи скорее исключение, чем правило, и корректируемые по ГЛОНАСС АСП попадают в цель с достаточно высокой точностью.

Для поражения бронетехники и автомобилей сирийских боевиков российская авиация активно применяет разовые бомбовые кассеты (РБК), хотя Минобороны представило пока только одно видео с применением этих боеприпасов по позициям противника, расположенным в горно-лесистой местности.

Также применялись и достаточно экзотичные средства авиационного поражения – бетонобойные бомбы и противотанковые боеприпасы с самонаведением. И если удар БЕТАБ-500 по неким «инженерным позициям» противника, нанесенный 10 октября, судя по представленному видео, завершился полным успехом, то вот к эффективности противотанковых боеприпасов остаются вопросы.

В частности, на видео, выложенном сирийскими боевиками, видно: боеприпасы хоть и взрываются в воздухе, но пораженных целей не заметно, несколько не сработавших самоприцеливающихся боевых элементов лежат на земле. Пока достоверно известно только об одном применения РБК-500 с СЭ 7 октября.

Отдельно следует остановиться на ракетах «воздух-воздух» Р-27, с которыми уходили на боевые задачи истребители Су-30СМ. Несмотря на то, что эти ракеты можно смело назвать устаревшими, у них имеется неоспоримое преимущество – их достаточно много на складах.

У каждого авиационного средства поражения есть лимит числа посадок, выполняемых с ним: ведь не только самолет, но и само АСП испытывает как перегрузки, так и сильный удар во время касания земли. По некоторым данным, для многих современных ракет «воздух-воздух», особенно средней дальности, этот показатель равняется цифре «один». То есть после первой же посадки ракету надо снимать и отправлять на дефектацию и ремонт.

Поэтому использование на Су-30 более старых, но имеющихся в достаточном количестве на складах Р-27, безусловно, оправданно. Тем более когда у боевиков нет авиации, а в случае с самолетами НАТО и США наличие таких ракет скорее мера предосторожности. Хотя не исключено, что для боевой работы на «Хмеймим» доставлены и более современные ракеты «воздух-воздух» средней дальности, недавно поступившие в войска.

Калькулируем результат


Если подвести итог двух недель боевой работы, то следует отметить, что группировка ВКС России в Сирии решала достаточно разнообразные задачи, начиная от удара по инфраструктуре противника и заканчивая непосредственной поддержкой войск.

В частности, пик боевых вылетов пришелся на начавшееся наступление на позиции боевиков сирийского 4-го штурмового корпуса, завершившееся недавно взятием нескольких деревень. В то же время недавнее снижение интенсивности боевой работы говорит о том, что сейчас идет подготовка к новому наступлению. Не исключено, что этот перерыв ВКС России используют для ремонта авиационной техники и инфраструктуры аэропорта.

Но не следует идеализировать интенсивность боевой работы российской авиации: то количество вылетов за сутки, что мы сейчас видим, говорит о нормальной согласно всем нормативам и регламентирующим документам боевой работе.

Несмотря на применение высокоточных АСП, которые не всегда бывают эффективными, главное оружие авиации составляют обычные свободнопадающие авиационные бомбы, а «рабочие лошадки» ВКС в Сирии – это хоть и прошедшие модернизацию, но все же Су-25 и Су-24. Отдадим должное, более современные Су-34 также активно участвуют в боевых вылетах.

Судя по видеосюжетам, представленным боевиками, эффективность российской авиации достаточно хорошая и потери противник несет. Но все же российская воздушная кампания в Сирии – это не спринт, а скорее марафон, поэтому судить о реальных достижениях можно будет только через два-три месяца.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    23 октября 2015 14:58
    Дай Бог удачи ребятам.!
    1. +14
      23 октября 2015 15:14
      Познер первый понял...Что валить нужно!
      1. +2
        23 октября 2015 16:37
        Какая мерзкая рожа!
        1. +2
          23 октября 2015 16:41
          В Сирию хорошо бы пару самолетов А-50 ДРЛО направить.Самолетам вероятного противника очень неуютно будет в небе Сирии.
          1. +2
            24 октября 2015 06:36
            Для чего это Вы предложили?
            Показать свою информированность?
            Тогда и Ту-160 предложите отправить
    2. +8
      23 октября 2015 15:22
      Цитата: lav67
      Дай Бог удачи ребятам.!

      Мочат ...чертей! bully Все будет хорошо!
      1. +6
        23 октября 2015 15:47
        Может начать давать нашим самолетам имена гурий, чтоб особо озабоченные исламисты под бомбы сами бежали. laughing
        1. +13
          23 октября 2015 17:36
          Владимир Октябрь 22, 2015 в 22:33
          Да. Истосковались руки по штурвалу (у российских пилотов).
          Завидую мужикам белой завистью — самолеты, небо, «тренировки» по реальным целям :))
          Мне хотя бы колеса у самолетов мыть )))
          1. +3
            24 октября 2015 05:19
            Цитата: olegglin
            Владимир Октябрь 22, 2015 в 22:33
            Да. Истосковались руки по штурвалу (у российских пилотов).
            Завидую мужикам белой завистью — самолеты, небо, «тренировки» по реальным целям :))
            Мне хотя бы колеса у самолетов мыть )))

            Я сам ПВО срочную служил, живу на Сахалине. Когда то у нас в Соколе стоял авиаполк, в Новоалександровске был полк вертолётчиков. Сейчас ничего!Время подлёта с Хабары авиаподержки примерно 45 минут! САХАЛИНвообще без прикрытия с воздуха! И это форпост России на Дальнем Востоке!Сократили моих друзей летавших на МиГ 31, до сих пор в памяти слова Серёги, -Жека, как летать охота, у людей душу отняли!
      2. Комментарий был удален.
    3. +9
      23 октября 2015 15:26
      Главное, чтобы сирийская пехота грамотно воспользовалась результатами нашей воздушной поддержки. Иначе все зря.
      1. +4
        23 октября 2015 17:55
        Вот именно! А то будем бомбить годами. Удачи и нашим, и сирийцам на земле. И пусть договариваются с курдами скорее, а то Штаты и тут нагадят.
    4. +1
      24 октября 2015 03:35
      Самое хорошее пожелание.Братцы тут такое интересное кино разворачивается .достают старые съмки и вовсю крутят.А наши ребятки в Сирии Ударили по очень интересным объектам. Сейчас нет уже тех видео о подземных предприятиях. А они стоят того что взглянуть на это чудо технического гения. В самом хорошем смысле.Там действительно добротные и высокотехнологичные заводики. И зуб даю бородачи на них не работают они только охраняют.Интересно как они там оказались. И заметили их стерегли толпы беспилотников. Сейчас количество дронов уменьшилось Из залива что-то быстро слинял их АУГ. Ждут замену.Не чисто там с этой войной. И правы в МО эффект после уничтожения таких объектов скажется спустя месяц а то и два.И заводики эти располагались точно где Великая коалиция вовсю резвилась в воздухе.Наши парни действительно расстроили козни гегемона. Такое ощущение это его рать там на земле и он оберегает её. А бомбят тех кто не хочет довольствоваться тем что получает так наверное.
  2. +10
    23 октября 2015 15:01
    Все это, конечно, хорошо, если будет производиться ротация авиапарка, дабы не доводить расход ресурса до критического, что вполне реально при такой интенсивной эксплуатации.
    1. +1
      24 октября 2015 06:44
      Возьмите бумажку и карандаш и немножко посчитайте - сколько вылетов совершил каждый самолет.
      В летчики Советской Армии за одну неделю обычной учебной летной подготовки налетывали больше, а матчасть с такой интенсивностью 1 раз в полгода на регламентные работы становилась
  3. +3
    23 октября 2015 15:02
    Профессиональный анализ боевых действий по открытым источникам - интересная и захватывающая штука. Столько нюансов технических характеристик используемых самолётов, оборудования и вооружения может рассказать либо профессионал, либо "глубоко модернизированный" любитель.

    Но так как подобный анализ не представляет интерес для наших военных (они-то всё и так знают), и анализ такой глубины не нужен "обыкновенным" любителям (подобные нюансы не осознаются любителями), то данную статью можно охарактеризовать как "Аналитическая записка для Пентагона".
  4. +2
    23 октября 2015 15:02
    Думаю что цели найдутся.
  5. +8
    23 октября 2015 15:13
    Замечательная реклама отечественных изделий для широкой мировой аудитории, думаю очередь выстроится на годы. С учетом того, что это побочный эффект, затраты на саму рекламу нулевые.
  6. +12
    23 октября 2015 15:16
    по некоторым данным, на дальности до 20 километров отклонение ФАБ от цели при применении СВП-24 составляет около метра
    Чей это плод влажных фантазий?
    С 20 км никто не бомбит по причине того, что погрешность бомбометания будет неприемлемой из за ветра, потери скорости и баллистики бомбы.
    Редакция, вы хоть сами эти перепосты читаете?
    1. +13
      23 октября 2015 17:26
      Цитата: Agrokotik1989
      Чей это плод влажных фантазий?


      Ну автор ещё тот.."авиаспешел" wassat

      Не может отличить Су-24М от Су-24М2 и Су-24М-СВП-24? wink
      Даю наводку wassat -...на М-ке у пилота стоит ППВ-2,на М2-ИКШ, на М-СВП-24 КАИ-24....они сильно отличаются визуально..даже в кабину не надо заглядывать wink
      СОЛТ-25 только -только будет проходить испытания..а у аффтора уже...во всю..."воюет" wassat



      Цитата: Agrokotik1989
      С 20 км никто не бомбит по причине того, что погрешность бомбометания будет неприемлемой из за ветра, потери скорости и баллистики бомбы.


      Здесь вы немного не правы,т.к. автор имеет ввиду LДс(наклонную дальность сбрасывания) до цели которая у него составляет 20км..что вполне реально,т.к. например при б/м с кабрирования с углом тангажа 35-45 градусов с вводом на Н= 50-100м и Vпр=1100 км/час LДс будет равна 8-12 км wink На данных высотах дальность сброса практически равна продольному относу.
      С увеличением высоты cбрасывания, а так же скорости полёта самолёта, LДс как и угол прицеливания(угол сброса) будет увеличиваться.
      Поэтому сброс на дальностях 20 км и более..не такая уж и фантастика, с другой стороны вот попасть ..по нулям или как пишет автор в пределах КВО=1 м...это реально.."фантастика",т.к. такие критерии как промежуточный ветер,промежуточная Q(характеристическое время падения бомбы),фактический вес бомбы,по каким БТ(баллистическим таблицам) рассчитаны её,бомбы,баллистические коэффициенты и характеристики.

      А "закона бомбометания",чем ниже высота и больше калибр бомбы..ещё никто не отменял wink
      1. +1
        23 октября 2015 22:29
        Цитата: древний
        Здесь вы немного не правы,т.к. автор имеет ввиду LДс(наклонную дальность сбрасывания) до цели которая у него составляет 20км..что вполне реально,т.к. например при б/м с кабрирования с углом тангажа 35-45 градусов с вводом на Н= 50-100м и Vпр=1100 км/час LДс будет равна 8-12 км На данных высотах дальность сброса практически равна продольному относу.С увеличением высоты cбрасывания, а так же скорости полёта самолёта, LДс как и угол прицеливания(угол сброса) будет увеличиваться.Поэтому сброс на дальностях 20 км и более..не такая уж и фантастика, с другой стороны вот попасть ..по нулям или как пишет автор в пределах КВО=1 м...это реально.."фантастика",т.к. такие критерии как промежуточный ветер,промежуточная Q(характеристическое время падения бомбы),фактический вес бомбы,по каким БТ(баллистическим таблицам) рассчитаны её,бомбы,баллистические коэффициенты и характеристики.А "закона бомбометания",чем ниже высота и больше калибр бомбы..ещё никто не отменял

        Есть еще один немаловажный фактор в бомбометании о котором вы не упомянули - нам не все показывают,дальше спор считаю бесполезным,потому как PR такое же оружие как и бомбы.........
      2. 0
        24 октября 2015 07:11
        Й-эх, - там реальное применение, а не лекция по теории бомбометания.
        Какая скорость 1100 и бомбометание с кабрирования - они что работают в зоне активной ПВО?
        Тут задача одна - "каждую бомбу в цель!" Нет противодействия - перекрестие наложил и ловите подарок.
        Зачем экспериментировать?
    2. +2
      23 октября 2015 20:16
      Цитата: Agrokotik1989
      С 20 км никто не бомбит по причине того, что погрешность бомбометания будет неприемлемой из за ветра, потери скорости и баллистики бомбы.

      Так это дальность не по высоте, а по расстоянию до цели. К примеру, самолет летит на высоте 10 км, системы определяют расстояние до цели в 20 км, происходит захват цели, СВП дает команду и бомба пошла. Тут все учитывается и скорость самолета (равная начальной скорости бомбы), и направление, и высота сброса. А ветер... Бомбы делают такой конфигурации, чтобы свести влияние ветра к минимуму, например, стабилизаторы способствуют "закручиванию" бомбы вокруг своей оси и ветер уже не так страшен.
      1. 0
        24 октября 2015 07:29
        Бомбы делают такой конфигурации, чтобы свести влияние ветра к минимуму, например, стабилизаторы способствуют "закручиванию" бомбы вокруг своей оси и ветер уже не так страшен.


        особенно, применяемая там ОФАБ-250. Забавно также про "закручивание" и "нестрашный ветер".
    3. 0
      24 октября 2015 06:57
      Могу немного расстроить: самолет МиГ-25РБ мог выполнять навигационное (по расчетам бортовой вычислительной машины) бомбометание с высоты 20 000 метров бомбами четырьмя ФАБ-500М-62 с вероятным отклонением от цели 100 метров. (Хотя какая разница с каким отклонением упадут эти две тонны тротила 10 или 100 метров).

      А для нынешнего случая "ляп" конкретный.

      ЗЫ: и бомбы те немного отличались даже по внешнему виду - обтекаемые.
  7. +5
    23 октября 2015 15:19
    Да, в расчете "на голову" интенсивность боевой работы нормальная. Эффективность - хотел написать - нормальная, но вопрос, с чем сравнивать? Если с коалицией, то "сногсшибательная".
    И, тьфу-тьфу-тьфу- без потерь!
  8. +2
    23 октября 2015 15:20
    Понравился достаточно грамотный и объективный анализ боевого применения. Странно, почему автор обошел стороной работу вертолётов.

    Как то интересно даже. hi
    1. 0
      24 октября 2015 07:34
      Думаю, что вертолеты кроме патрулирования местности вокруг аэродрома другой задачи не выполняют.
  9. +16
    23 октября 2015 15:24
    Вероятнее всего, парк действующих в Сирии фронтовых бомбардировщиков Су-24М состоит из двух моделей – Су-24М2 и Су-24М с установленными на их борту специализированными вычислительными подсистемами СВП-24, разработанными и выпускающимися фирмой «Гефест и Т».

    Автор заблуждается no В САР действуют модернизированные Су-24М с авиабазы Шагол под Челябинском. Их отличием от Су-24М2 как раз и есть использование прицельно-навигационной аппаратуры СВП-24 от ЗАО «Гефест и Т». На Су-24М2 устанавливалась лоббируемая бывшим гендиректором компании «Сухой» М.А. Погосяном прицельно-навигационная система, разработанная ОКБ и НИИРЭК ( ОКР «Гусар»), имевшая худшие характеристики. Прицельно навигационная аппаратура СВП-24 ЗАО "Гефест и Т" на выходе оказалась гораздо практичней, дешевле и точней. Старички Су-24М, оснащённые СВП-24, по своим ударным возможностям не уступают более современным машинам.
    1. +7
      23 октября 2015 17:41
      Цитата: Bongo
      Старички Су-24М, оснащённые СВП-24, по своим ударным возможностям не уступают более современным машинам.


      Серёжа..как всегда прав drinks
      Ну и отличить М-ку с СВП-24 раньше можно было по трафарету.нанесённому на левом воздухозаборнике,прямо за бортовым номером drinks



      1. +1
        24 октября 2015 01:22
        Цитата: древний
        Серёжа..как всегда прав

        С твоей помощью... drinks
  10. +8
    23 октября 2015 18:52
    Какие вы все умные :)
    А мне статья понравилась. Комментариями дополненная - вообще интересно :)
    Авиацию люблю, но не специалист :)
    1. +2
      23 октября 2015 19:30
      Цитата: ferdiperdozzz
      Какие вы все умные :)
      А мне статья понравилась. Комментариями дополненная - вообще интересно :)
      Авиацию люблю, но не специалист :)


      Не расстраивайтесь Алексей, специалистов на сайте и без нас с Вами хватит, а с Вашим комментарием согласен. hi
  11. +1
    23 октября 2015 19:18
    Хорошо работают наши, молодцы.
    1. +3
      23 октября 2015 20:35
      Дай Бог им всем вернуться домой здоровыми.
    2. Комментарий был удален.
  12. 0
    23 октября 2015 20:14
    Дозаправка SU-24M в воздухе
  13. +2
    23 октября 2015 21:09
    Приятно дополненная статья местным экспертами. А то читаешь и в репе чешешь. А тут скажут сведущие люди, что все нормально да и еще терминологию и специфику всякую присовокупят голову опять почешешь, но уже вроде как спокойнее на душе. Теперь можно с легким сердцем въезжать в аномалии реликтового излучения.
    1. +1
      24 октября 2015 02:09
      Цитата: xin-l
      Теперь можно с легким сердцем въезжать в аномалии реликтового излучения.

      good good good
      Чёж энто такое! Теперь спать не буду, буду думать на чем въезжать, как и куда!
  14. -1
    23 октября 2015 22:05
    Как мне кажется, автор статьи, гораздо умнее, чем кажется некоторым комментаторам, которые выкладывают технические детали на широкое обозрение и озвучивая места дислокации летного состава участвующего в операции в САР.
    1. +2
      23 октября 2015 23:51
      Цитата: Dr Dron
      озвучивая места дислокации летного состава участвующего в операции в САР.

      Или вы считаете потенциального врага непроходимыми идиотами. который по коментам узнал о существовании г.Челябинск.
    2. +2
      24 октября 2015 02:21
      Цитата: Dr Dron
      Как мне кажется, автор статьи, гораздо умнее, чем кажется некоторым комментаторам, которые выкладывают технические детали на широкое обозрение и озвучивая места дислокации летного состава участвующего в операции в САР.

      Как мне кажется, Министерство обороны РФ, гораздо умнее некоторых комментаторов. fool Прежде чем страдать в "шпиономанией" не лучше ли в фактах разобраться.

      Например общеизвестным фактом является то, что ВВС Алжира получили модернизированные Су-24М с системой СВП-24 от ЗАО «Гефест и Т» раньше, чем ВВС России. Неужели вы думаете, что характеристики этой системы неоднократно демонстрируемой на МАКСе и предлагаемой на экспорт большой секрет? Или тайной является то с каких российских авиабаз самолёты в САР?
  15. 0
    24 октября 2015 02:20
    ...
    - удачи ребята.......
    / не представляю - как обато - успевает за вылетами../
  16. 0
    24 октября 2015 04:05
    Все это отлично ,но быстрого разгрома боевиков ждать в любом случае не стоит.Чеченская война( 2-я )длилась 10 месяцев до полного разгрома всех крупных банд. При этом уровень оснащения и численность, а также размеры территории на которых происходили бои намного меньше Сирийских. При этом в Чечне с начала операции активно применяли и "буратино" и вакуумные бомбы, да и танки были получше в целом защищены чем то что применяют сирийцы.Если не помочь Сирии в переоснащении сухопутных частей современным оружием то результаты операции будут скромные, а потери огромные.Кстати модернизация сирийских танков могла бы быть проведена достаточно быстро и относительно недорого если сравнивать со стоимостью например высокоточных боеприпасов для ВКС или ракетами "Колибр НК".
    1. 0
      24 октября 2015 07:52
      В Сирии территория занятая ИГ в основном открытые пески прятаться можно в немногочисленных оазисах и населенных пунктах, так что , размеры не должны пугать.
      Дались вам всем это "современное оружие" - у нас и старого и очень эффективного достаточно - не уничтожать же его на полигонах методом подрыва.

      Жаль не видно работы Су-25 ракетами С-8, а ведь это нормальный снаряд 76 мм пушки, коих за один "рейс" может привести 160 штук.
      Думаю не менее эффективно, чем пара-другая ОФАБ-250, да и "зрелищный эффект" производит впечатление
  17. 0
    24 октября 2015 08:12
    Парились, парились бородатые, строили, строили, вкладывали деньги янок, вкладывали...
    А существовать-то хотели тысячелетия, Как Третий Рейх!!!
  18. 0
    24 октября 2015 09:36
    Цитата: Vladimir 1964
    Чёж энто такое! Теперь спать не буду, буду думать на чем въезжать, как и куда!

    Хэх. wink Это так сказать состояние нашей Вселенной в начальной стадии на первых секундах после Большого взрыва. Вот как раз это фоновое излучение должно рассказать о том как она развилась до того что мы имеем счастье наблюдать сейчас. Однако как оказалось и тут все не просто. Там представляете даже есть своя "ось зла", навеянная кстати Иракской войной. Вообщем вот ссылка http://www.youtube.com/watch?v=zG7l61f84Ug если вы конечно готовы к мозгодробильным физико-математическим понятийным аппаратом. laughing
  19. 0
    24 октября 2015 16:07
    Цитата: tomket
    Цитата: Dr Dron
    озвучивая места дислокации летного состава участвующего в операции в САР.

    Или вы считаете потенциального врага непроходимыми идиотами. который по коментам узнал о существовании г.Челябинск.


    Боюсь спросить, а откуда вы узнали о г.Челябинск? По комментам из интернета?

    Цитата: Bongo
    Цитата: Dr Dron
    Как мне кажется, автор статьи, гораздо умнее, чем кажется некоторым комментаторам, которые выкладывают технические детали на широкое обозрение и озвучивая места дислокации летного состава участвующего в операции в САР.

    Как мне кажется, Министерство обороны РФ, гораздо умнее некоторых комментаторов. fool Прежде чем страдать в "шпиономанией" не лучше ли в фактах разобраться.

    Например общеизвестным фактом является то, что ВВС Алжира получили модернизированные Су-24М с системой СВП-24 от ЗАО «Гефест и Т» раньше, чем ВВС России. Неужели вы думаете, что характеристики этой системы неоднократно демонстрируемой на МАКСе и предлагаемой на экспорт большой секрет? Или тайной является то с каких российских авиабаз самолёты в САР?


    Общеизвестным фактом является то, что характеристики экспортных вариантов все же отличаются... fool
  20. 0
    24 октября 2015 22:31
    Господь Бог, да поможет нашим летунам установить справедливость в мире. Там Ему виднее все. И Он на нашей стороне. Россия! Я тобой горжусь, и я рад что родился посреди сибирских болот. Это моя Родина и мои родные места навсегда.