Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 1-я

59


В свете развёрнутой в Сирийской Арабской Республике операции российских ВКС внимание зарубежных и отечественных СМИ вновь привлёк один из наиболее обсуждаемых в последнее время российских боевых самолётов – Су-24М.

Ранее этот фронтовой бомбардировщик подвергался жесткой критике за высокую аварийность, сложность эксплуатации и «устаревшую конструкцию». Неоднократно в печатных и интернет изданиях публиковалось мнение «экспертов» и официальных лиц российского Министерства обороны о необходимости вывода из эксплуатации этих самолётов. Сейчас в тех же самых СМИ боевая эффективность модернизированных Су-24М по результатам ударов по объектам ИГ оценивается очень высоко. На фото и видео, поступающих из Сирии, боевая работа «устаревших» Су-24М демонстрируется даже чаще, чем более современных Су-34. Справедливости ради стоит сказать, что бомбардировщики семейства Су-24 всегда характеризовались противоречиво.

С одной стороны, этот самолёт имеет во многом до сих пор не превзойдённые в российских ВВС возможности по прорыву ПВО и нанесению высокоточных ракетно-бомбовых ударов. Он был оснащён в течение длительного времени самым совершенным среди других отечественных ударных крылатых машин прицельно-навигационным оборудованием.

С другой стороны, Су-24 не прощал ошибки пилотирования и небрежность наземного технического обслуживания. С самого момента своего появления этот самолёт заслужил репутацию очень «строгого». Во многом это объясняется тем, что конструкторы в погоне за высокими характеристиками ещё на этапе проектирования заложили много новых технических решений, которые не применялись ранее в других отечественных боевых самолётах.

Первые серийные Су-24 в 1973 году поступили в Липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава. Первой строевой частью, начавшей осваивать Су-24 в 1974 году, стал Керченский Краснознаменный 63-й БАП, дислоцированный в Калининградской области, до этого он был вооружен самолетами Як-28Б.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 1-я

Один из первых серийных Су-24 в Музее авиационной техники ВВС в г. Монино


В начальном периоде эксплуатации, когда техническая надёжность самолёта была достаточно низкой, не был накоплен необходимый опыт, и ещё не удалось избавиться от большинства «детских болячек», репутацию Су-24 среди лётного состава во многом спасали надёжные катапультируемые кресла К-36Д. А также изначально заложенный большой запас прочности, зачастую в случае аварийной посадки, даже при том, что самолёт после этого не подлежал восстановлению, экипаж оставался невредим.

По сравнению со своими предшественниками фронтовыми бомбардировщиками Ил-28 и Як-28Б сверхзвуковой Су-24 обладал более чем вдвое увеличенной бомбовой нагрузкой и мог нести практически весь спектр существующего тогда управляемого авиационного вооружения фронтовой ударной авиации. Благодаря изменяемой геометрии крыла Су-24 обладал возможностью совершать маловысотные скоростные броски, имея при этом хорошие взлётно-посадочные характеристики. Специально для этого фронтового бомбардировщика были созданы крупнокалиберные полуторатонные бомбы ФАБ-1500С с совершенной в аэродинамическом плане формой корпуса.

Большая номенклатура и сложность применения некоторых видов управляемого вооружения и «спецбоеприпасов» привели к тому, что в бомбардировочных полках пришлось вводить «специализацию». В боевой подготовке одной-двух эскадрилий упор делался на применение управляемых ракет «воздух-поверхность» Х-23М и Х-28, еще одна эскадрилья готовилась применять ядерное оружие.

Сам факт того, что Су-24 в СССР рассматривался как один из основных носителей тактического ядерного оружия, нашел отражение во внешнем виде самолёта. На всех строевых Су-24 на носовую часть, передние кромки крыла и нижнюю часть фюзеляжа наносили специальную окраску с высокоотражающим белым покрытием. Часть Су-24 комплектовалась шторками для защиты экипажа от ослепления вспышкой ядерного взрыва.

В отличие от первых Су-7Б и Су-17, построенных на АЗиГе и первоначально поступавших на вооружение в строевые полки, дислоцированных на Дальнем востоке, Су-24, производство которых велось в Новосибирске, направлялись в основном на западные аэродромы. Исключением стал 277-й Млавский Краснознаменный БАП, базирующийся на дальневосточном аэродроме Хурба под Комсомольском-на-Амуре, который в 1975 году одним из первых в ВВС сменил свои Ил-28 на Су-24.

Несмотря на то, что до конца 70-х надежность ряда электронных систем Су-24 оставляла желать лучшего, в 1979 году этими машинами были вооружены три бомбардировочных авиаполка, дислоцированных на территории ГДР. Вскоре в распоряжении западной прессы и спецслужб появились качественные фотографии Су-24, а так же стало известно настоящее название самолёта.



В то время иностранные разведки уделяли особо пристальное внимание Су-24. На Западе вполне обоснованно опасались, что фронтовой бомбардировщик, буквально напичканный многочисленными техническими новинками, в силу своих высоких скоростных и ударных характеристик, способен изменить баланс сил в Западной Европе. Даже при маловысотном профиле полёта Су-24, базирующиеся в Восточной Германии, могли наносить удары по целям в Великобритании, Франции, Нидерландах и Северной Италии.

В первой половине 80-х большая часть прицельно-навигационного оборудования строевых Су-24 достигла приемлемого уровня надёжности. На заводе в Новосибирске, где велось строительство, от серии к серии внедрялись усовершенствования. Были внесены изменения в механизацию крыла, электрооборудование, системы навигации, радиотехнической разведки и госопознования.

Очень важной особенностью Су-24 стала высокая степень взаимозаменяемости узлов и некоторых крупных агрегатов. Это позволяло при срочном ремонте в боевых условиях переставить с одной машины на другую повреждённую деталь или узел.

Бомбардировщики Су-24 (без буквы «М») в 80-е годы были доработаны с целью возможности применения новых противолокационных ракет Х-58, для чего была предусмотрена подвеска в контейнере станции целеуказания "Фантасмагория".

Для сохранения высокого боевого потенциала в новых условиях и устранения ряда недостатков в конструкции самолёта и БРЭО почти сразу после принятия Су-24 на вооружение в КБ началась работа по разработке улучшенного варианта фронтового бомбардировщика с более высокими эксплуатационными и боевыми характеристиками. В 1984 году на вооружение поступил Су-24М.

Наиболее заметным внешним отличием от Су-24 стала более длинная носовая часть, получившая небольшой наклон вниз. Установка системы дозаправки топливом в воздухе существенно увеличивало боевой радиус действия. Другим новшеством стала прицельно-навигационная станция ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят поисковая РЛС «Орион-А» и РЛС «Рельеф», с помощью которой осуществляется полёт на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Внедрение вместо электронно-оптического визира «Чайка» новой прицельной системы «Кайра-24» с лазерным дальномером-целеуказателем и телевизионным блоком позволяло применять новые типы высокоточного управляемого авиационного вооружения.

Лазерно-телевизионная станция ЛТПС-24 "Кайра-24", благодаря специальной призме из сверхчистого стекла, отклоняла лучи на угол до 160 градусов вниз и назад, могла «видеть» отраженный от цели сигнал лазерного целеуказателя, попадающий в объектив следящей камеры в горизонтальном полёте бомбардировщика, когда цель находилась позади него. Это давало возможность применять управляемое оружие даже в пологом наборе высоты. До этого самолёты фронтовой авиации могли использовать средства поражения с лазерной ГСН только с пикирования.



Введение в состав БРЭО Су-24М новой прицельной аппаратуры придало бомбардировщику «второе дыхание» и возможности, которыми до этого не обладал ни один советский боевой самолёт. Боекомплект фронтового бомбардировщика пополнился корректируемыми бомбами КАБ-500Л, КАБ-1500Л и управляемыми ракетами С-25Л , Х-25, Х-29Л с полуактивными лазерными головками самонаведения. Телевизионный индикатор прицельной системы «Кайра-24» использовался также и для наведения управляемых ракет Х-29Т и корректируемых бомб КАБ-500Кр.


Ракета Х-59


Тяжелые управляемые ракеты Х-59 с дальностью пуска 40 км и бомбы КАБ-1500ТК могли применяться для атаки укрепленных целей, прикрытых сильной ПВО. Для этого на самолёт подвешивался контейнер АПК-9 с телевизионной аппаратурой управления. Дальность планирования КАБ-1500ТК и пуска Х-59 позволяли поражать цели, прикрытые ЗРК малой дальности, не входя в зону их действия. По возможностям применения управляемого вооружения в советских ВВС с Су-24М в какой-то степени мог конкурировать только истребитель-бомбардировщик МиГ-27К с прицельным комплексом «Кайра». Но по сравнению с Су-24М, нёсших гораздо большую бомбовую нагрузку и имевших больший радиус действия истребителей-бомбардировщиков, МиГ-27 этой модификации было построено не много.

Но не все доработки и новшества оказались однозначно удачными. Как это часто бывает, выиграв в одном – потеряли в другом. Летчики, пилотировавшие ранее Су-24, при переходе на Су-24М отмечали ухудшение управляемости на виражах. Из-за внедрения «аэродинамических ножей» несколько упала дальность полёта.



Переход на Су-24М с его новым прицельно-навигационным комплексом лётного состава прошел достаточно быстро. Определённые трудности при освоении нового, более сложного БРЭО возникли у инженерно-технической службы.

В 1985 в войска начал поступать разведывательный Су-24МР. В то время советские ВВС испытывали острую потребность в тактическом разведчике с увеличенной дальностью действия, который мог бы вести не только аэрофотосъёмку, но и радиотехническую разведку.

В отличие от бомбардировщика, разведывательный вариант «двадцать четвёрки» лишен возможности нести бомбовую нагрузку. Пилоны могут использоваться для подвески двух подвесных топливных баков ПТБ-2000 или ПТБ-3000, или осветительных авиабомб для обеспечения фотосъёмки в ночное время.

Для самообороны на Су-24МР подвешивались ракеты ближнего боя Р-60. Главным «оружием» самолёта-разведчика является РЛС бокового обзора, аэрофотокамеры, а так же сменные подвесные контейнеры, в которых размещается оборудование для электронной и радиационной разведки, а так же лазерные системы.

Теоретически Су-24МР обеспечивает комплексную разведку в любое время суток, на глубину до 400 км от линии боевого соприкосновения войск. Но в войсках лётный и технический состав к возможностям дистанционной передачи данных разведоборудования Су-24МР относится довольно скептически.

На практике аппаратура, с помощью которой информация с борта самолёта-разведчика должна была транслироваться в реальном режиме времени, надежно не работала. Как правило, разведданные получали с некоторой задержкой. После полёта блоки накопители информации и плёнки с результатами аэрофотосъемки направляются на дешифровку, а это означает утрату оперативности и возможный выход мобильных целей из под планируемого удара. Кроме того сбор данных с помощью аэрофотокамер при наличии у противника развитой системы ПВО всегда сопряжен с немалым риском потери самолёта-разведчика, что не раз случалось в ходе реальных боевых действий.

Новые фронтовые бомбардировщики Су-24М поступали в основном в полки, эксплуатировавшие до этого Су-24. Но, в отличие, скажем, от истребителей-бомбардировщиков Су-17, ранние модификации которых по мере поступления более продвинутых вариантов ставились «на хранение», фронтовые бомбардировщики Су-24 даже первых серий продолжали летать вплоть до полной выработки ресурса.


Су-24 морской авиации на аэродроме Гвардейское


Примером долголетия Су-24 (без литеры «М») может служить то, что самолёты этой модификации, принадлежащие 43-му Севастопольскому Краснознаменному ордена Кутузова отдельному морскому штурмовому авиационным полку, базирующемся на аэродроме Гвардейское в Крыму, до недавнего времени поднимались в воздух. После присоединения Крыма к России было решено перевооружить этот полк на более современные машины, чему ранее противилось руководство Украины. До сих пор несколько Су-24 на аэродроме в Гвардейском находятся в лётном состоянии и могут при необходимости выполнить боевую задачу. А ведь возраст этих бомбардировщиков приближается к 40 годам, это самые заслуженные российские боевые самолёты фронтовой авиации.

Бывшими в употреблении Су-24 перевооружались авиационные полки в тыловых военных округах. Известны случаи, когда на них переходили не только бомбардировочные и истребительно-бомбардировочные авиаполки, но и истребительные, на вооружении которых до этого состояли перехватчики ПВО.

В значительной мере это демонстрировало, какое значение советское военное руководство придавало данному фронтовому бомбардировщику, в который, помимо высоких ударных возможностей, был заложен большой запас прочности. Несмотря на высокую цену, сложность эксплуатации и аварийность в общей сложности до прекращения производства в 1993 году было построено около 1200 Су-24 различных модификаций. Для сравнения F-111, который считается аналогом Су-24, построили в США в два раза меньше – 563 самолёта. Эксплуатация F-111 завершилась в 1998 году.

Имеются сведения о переоборудовании некоторого количества Су-24 в самолёты заправщики Су-24Т (танкер). Малой серией строились самолёты РЭБ Су-24МП (постановщик помех). От Су-24М внешне они отличались наличием небольшого обтекателя в носовой части. На самолёте устанавливался весьма совершенный для начала 80-х годов комплекс постановки помех «Ландыш». Он был предназначен в основном для организации противодействия станций ЗРК, в том числе и американского «Пэтриот», который тогда только начал поступать на вооружение.


Су-24МП


По задумке разработчиков встроенная и подвесная контейнерная аппаратура Су-24МП должна была обеспечить групповую защиту бомбардировщиков Су-24 в условиях действий хорошо организованной системы ПВО противника. Первые Су-24МП эксплуатировались в «тестовом режиме». Из-за большой сложности надёжность работы комплекса РЭП «Ландыш» была невысокой, распад СССР не позволил довести эту аппаратуру до характеристик работоспособности, которые удовлетворяли военных.

Так же, как и разведчик Су-24МР постановщик помех Су-24МП из оружия нёс только ракеты воздушного боя Р-60. После распада СССР все строевые Су-24МП остались на Украине (118-й отдельный авиаполк самолетов РЭП в Черткове).

В 80-е годы для Су-24 был разработан универсальный подвесной агрегат заправки (УПАЗ), который впоследствии применялся и на других типах боевых самолётов.



В связи с отсутствием на Су-24 внутреннего бомбоотсека УПАЗ выполнен подвесным. В качестве привода топливного насоса используется турбина, которая приводится в движение набегающим потоком воздуха. Для заправки в агрегате имеется шланг длиной около 30 метров. Заправка начинается автоматически после надёжной стыковки конуса со штангой дозаправляемого самолёта.


Су-24М с подвешенным УПАЗ и подвесными топливными баками


В 1984 году было принято решение «обкатать» Су-24 в реальных боевых условиях. Горы Афганистана были абсолютно не похожи на европейские равнины, для действий над которыми этот фронтовой бомбардировщик был задуман. В Афганистане оказался невостребованным скоростной маловысотный режим полёта, предназначенный для прорыва ПВО. Отсутствие крупных радиоконтрастных целей, таких как колонны вражеских танков или мосты, и особенности рельефа местности не давали возможности полноценно реализовать возможности прицельно-навигационного комплекса.

Особой разницы в результативности авиаударов, наносимых Су-24 149-го гвардейского Краснознаменного БАП, и модернизированных Су-24М 43-го БАП не было. В тоже время отмечалось, что, несмотря на отсутствие предварительной подготовки и незнание экипажами района цели, эти фронтовые бомбардировщики не испытывали трудностей с навигацией и несли гораздо большую бомбовую нагрузку по сравнению с другими истребителями, истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками.

Су-24 оказались единственными машинами фронтовой авиации, под которые подвешивали мощные ФАБ-1500. Кроме того, большой радиус действия «двадцать четвёрок» позволял им базироваться за пределами Афганистана, на советских аэродромах в Средней Азии.

Для обеспечения работы прицельно навигационных систем Су-24 самолётами-разведчиками Ан-30 и Су-17М3Р была проведена аэрофотосъёмка в районе предполагаемых авиаударов, а так же разведаны точные координаты целей.

В ходе проведения операции по штурму укрепрайона Ахмат Шаха Масуда в Панжерском ущелье был момент, когда Су-24 из-за погодных условий были единственными боевыми самолетами, оказывающими авиационную поддержку наступающим войскам.

В следующий раз Су-24 сотрясали афганские горы рёвом своих двигателей и разрывами сброшенных фугасок зимой 1988-1989 годов, прикрывая выход 40-й армии. Как и в операции 1984 года в основном использовались фугасные авиабомбы массой 250-500 кг. Подтвердилось очевидное преимущество Су-24 – способность наносить достаточно точные удары с отдаленных аэродромов базирования в независимости от погодных условий в районе цели. В Афганистане Су-24 летали на высотах не ниже 5000 м, вне досягаемости ПЗРК.

После распада СССР Су-24 разных модификаций, кроме России, достались Азербайджану (11 ед.), Белоруссии (42 ед.), Казахстану (27 ед.), Украине (200) ед. и Узбекистану (30 ед.).

Азербайджанские фронтовые бомбардировщики Су-24 и разведчики Су-24МР использовались в конфликте с Арменией на территории Нагорного Карабаха. Один азербайджанский Су-24МР разбился, врезавшись в склон горы. В тоже время силы ПВО Нагорного Карабаха приписывают эту победу себе.

Узбекистан в 1993 году задействовал имевшиеся Су-24М для нанесения бомбовых ударов по лагерям и кишлакам, занятых таджикской вооруженной оппозицией в ходе гражданской войны в Таджикистане. Судя по всему, управляли ими не этнические узбеки. Узбекские власти признали потерю одного фронтового бомбардировщика, сбитого из ПЗРК «Стингер». Членам экипажа удалось успешно катапультироваться, и они были подобраны вертолётом поисково-спасательной службы.


Узбекский Су-24М на авиабазе Карши


В августе 1999 года в Таджикистане жители нескольких кишлаков митинговали по поводу якобы имевшего место бомбового удара, который нанесли четыре Су-24М неустановленной принадлежности. В результате бомбёжки человеческих жертв не было, но, как заявляли митингующие, погибло около 100 голов скота, и были подожжены посевы. Возможно, целью этой демонстрационной бомбардировки была «акция устрашения» оппозиционных таджикских полевых командиров.


Спутниковый снимок Google earth: Су-24 ВВС Узбекистана на аэродроме Карши


В 2001 году узбекские Су-24М, оказывая поддержку «северному альянсу», наносили удары по позициям талибов. Один бомбардировщик был сбит, оба члена экипажа погибли. В настоящее время все уцелевшие узбекские Су-24 поставлены «на хранение».

С доставшимися Украине «двадцать четвёрками» связан интересный случай, навсегда вошедший в историю ВВС России и Украины. 13 февраля 1992 года с украинского аэродрома Староконстантинов, где базировались самолёты 6-го БАП, самовольно взлетели 6 Су-24М. Бомбардировщики совершили посадку на российском аэродроме в Шаталово под Смоленском. Основным побудительным мотивом лётчиков, угнавших Су-24М в Россию, было нежелание присягать новым украинским властям. При этом знамя 6-го БАП было вывезено в Россию на легковом автомобиле. Украину вместе со своими бомбардировщиками покинули 12 человек, среди которых пять полковых командиров разного ранга, в том числе и начальник штаба полка. Эта история, случившаяся в канун встречи лидеров СНГ в Минске, получила большой резонанс.

Судьба «двадцать четвёрок», угнанных из Украины, оказалась незавидной. Вывезя, в общем-то, бесполезное в России знамя авиационного полка, пилоты, часть из которых была в немалых чинах, почему-то не захватили с собой формуляры на основные агрегаты – планер и двигатели. Эксплуатация без формуляров по существующим правилам боевых самолётов невозможна, так как не известно, сколько времени самолёт провёл в воздухе, когда и какие виды технического обслуживания и ремонтов проходил. Особенно это относится к двигателям АЛ-21Ф-З, межремонтный ресурс которых составляет – 400 часов, а назначенный в 1992 году – 1800 часов.

В итоге никто не стал брать на себя ответственность и заморачиваться восстановлением технической документации. Все «украинские» Су-24М в Шаталово оказались «под забором». Где их и «похоронили», использовав в качестве «доноров», демонтировав с них некоторые «некритичные» узлы и детали.

В настоящее время все украинские Су-24М и Су-24МР сосредоточены в «прославившемся» в 1992 году Староконстантинове, где базируется 7-я бригада тактической авиации. Самолёты бригады принимали участие в АТО на юго-востоке Украины, где от огня зенитных установок и ПЗРК потеряли три боевых машины. Судя по всему, украинские летчики, используя неуправляемые виды авиационного вооружения, пренебрегли «золотым» для Су-24 правилом – в боевых вылетах против нерегулярных вооруженных формирований, в распоряжении которых имеются малокалиберные зенитные установки и ПЗРК, не снижаться ниже 5000 метров.

Автор выражает признательность «Древнему» за консультации

По материалам:
http://www.forumavia.ru
http://bmpd.livejournal.com/968977.html
http://инжипром.рф/index.php/new-edition/195-gefest
http://www.airwar.ru
http://www.ktrv.ru/about/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    26 октября 2015 07:50
    Да, никогда не забуду, как полк Су-24 на Агинском полигоне в Забайкалье "размесил" в хлам колонну на сопке...
    1. +13
      26 октября 2015 08:00
      Цитата: avia12005
      Да, никогда не забуду, как полк Су-24 на Агинском полигоне в Забайкалье "размесил" в хлам колонну на сопке...

      Это он может yes Сейчас модернизированные Су-24М разносят в хлам террористов в Сирии.
  2. +24
    26 октября 2015 08:15
    Большое человеческое спасибо автору за материал и привет от ветеранов 63-го Керченского Краснознаменного БАП (в/ч 21917), полка в котором происходили войсковые и государственные испытания этого самолета.
    В семидесятые был пацаном и по ночам залезал вместе с друзьями на крышу дома чтобы смотреть на то, как красиво и мощно взлетают эти самолеты 63-го и 4-го полков.
    СУ-24 - рабочая лошадка фронтовой бомбардировочной авиации на протяжении 40 лет! Слава Советским и Российским ВВС-ВКС!..
    1. +11
      26 октября 2015 08:17
      Цитата: Страшный прапёрщик
      Большое человеческое спасибо автору за материал и привет от ветеранов 63-го Керченского Краснознаменного БАП (в/ч 21917)

      Пожалуйста! drinks Сам в детстве частенько наблюдал полёты Су-24 277-го БАП с Хурбы.
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv
      +14
      26 октября 2015 10:26
      Цитата: Страшный прапёрщик
      СУ-24 - рабочая лошадка фронтовой бомбардировочной авиации на протяжении 40 лет! Слава Советским и Российским ВВС-ВКС!..


      Су-24М в Латакии на авиабазе Хмеймим, Сирия. Октябрь 2015
  3. +9
    26 октября 2015 08:19
    Спасибо за статью!
  4. +7
    26 октября 2015 10:35
    Но, тем не менее 24 ка действительно, довольно аварийный самолет. Строгий в пилотировании и техобслуживании. Во время службы в Воронеже за 6 лет на моей памяти упало две сушки..
    1. +9
      26 октября 2015 13:06
      В Черняховске прожил рядом с аэродромом почти восемь лет. На 24-х сначала только 63-й полк был, потом и 4-ый гвардейский новгородский на Су-24 с яков пересадили. Так вот, за этот период, было порядка 12 или 14 падений самолетов приблизительно в трети из которых погибли летчики. Вечная память...
      Техника очень строгая, на тот момент (70-е годы) новейшая, но отец до сих пор с большой теплотой вспоминает и сослуживцев, и разработчиков, и представителей заводов, которые постоянно находились в полку и доводили эту машину до совершенства.
  5. +1
    26 октября 2015 10:43
    Кстати, а куда скаклы дели 200 шт. самолетов? Все распилили?
    1. +9
      26 октября 2015 13:22
      Цитата: EvilLion
      Кстати, а куда скаклы дели 200 шт. самолетов? Все распилили?

      К сожалению не всё...В составе ВВС Украины в настоящий момент дееспособно более 30 Су-24М и МР. Все они базируются в Староконстантинове ( на снимке) В публикации об этом упоминается hi .
  6. +5
    26 октября 2015 11:26
    Статье плюс, интересно спасибо.
    Как внешне отличить Су-24М от Су-24МР?
    1. +6
      26 октября 2015 11:32
      На отметке РЛС никак.
    2. +1
      26 октября 2015 11:33
      У МР контейнер под левой плоскостью и под фезюляжем тоже
      1. +9
        26 октября 2015 16:50
        Цитата: avia12005
        У МР контейнер под левой плоскостью и под фезюляжем тоже


        Немного поправлю,с вашего позволения wink

        1.Контейнер со станция радиационной разведки "Эфир-1М" размещается только на поворотном узле ПРАВОЙ консоли, а вот на ЛЕВОЙ..только сдвоенные ПУ АПУ-60-М или АПУ-60-1М под ракеты Р-60 или Р-60М soldier

  7. 0
    26 октября 2015 11:29
    С одной стороны - сложный в управлении. С другой - серийный(!) самолет, состоящий на вооружении (читай- не только для асов). Мой мозг взорвался :)
    1. +5
      26 октября 2015 13:06
      Цитата: Андрей77
      С одной стороны - сложный в управлении. С другой - серийный(!) самолет, состоящий на вооружении (читай- не только для асов). Мой мозг взорвался :)

      Правильнее "не сложный в управлении", а достаточно строгий-не прощающий откровенных ошибок и небрежного отношения к себе.
      1. 0
        26 октября 2015 19:31
        Хорошо, и... ??
  8. +6
    26 октября 2015 12:34
    спасибо за статью, был в гарнизоне под Псковом, Любимец называется очень самолёт впеатлил
    1. +8
      26 октября 2015 17:01
      Цитата: котэ119
      был в гарнизоне под Псковом, Любимец называется очень самолёт впеатлил


      Хорошо,что не были сейчас crying



      Я,когда первый раз увидел .."это" am ,то.....как ножом по сердцу crying , а ведь когда-то был9до 2009 года(!!!!!) ЛИДЕРНЫЙ 722-бап( до 90-го года был АПИБ'ом летал на Миг-27-х, в том числе и проводился этап заводских испытаний), а с 90 года на Су-24-х soldier

  9. 0
    26 октября 2015 13:06
    В Сирии и будет его лебединая песня. Заслужил покой и отдых. Хотя наверно еще лет 5-7 полетает, в ожидании новеньких Су-34.
    1. +10
      26 октября 2015 13:25
      Цитата: Wedmak
      Хотя наверно еще лет 5-7 полетает, в ожидании новеньких Су-34.

      Думаю, что ещё лет 10 протянет, тем более, что его сейчас очень серьёзно модернизируют. Об этом будет завтра во второй части. hi
      1. +7
        26 октября 2015 13:51
        Об этом будет завтра во второй части.

        Ждемс. Очень интересно.
  10. mvg
    +4
    26 октября 2015 14:36
    Хорошая, достойная статья. Неплохой самолет, за неимением лучшего. Но дорогой. МиГ-27 сильно уступает, кроме цены...
    Жаль, что при распаде Союза не вывезли все самолеты.. Таджикистаны, узбекистаны, украины.. зачем папуасам такая техника (или сломают или разобьют или потеряют).
    После достойной модернизации еще послужат лет 10-15. Смутил межремонтный ресурс АЛ-21 в 400 часов.. На сколько помню на АЛ-41 доведен до 4000.
    По поводу "аналога" F-111.. Задачи похожие, но 111-ый гораздо интереснее, тяжелее, больше берет нагрузки и его электронная начинка, на тот момент, просто шедевр..
    Ждем часть II.
    1. +7
      26 октября 2015 14:43
      Цитата: mvg
      Хорошая, достойная статья.

      Благодарю! hi
      Цитата: mvg
      Но дорогой. МиГ-27 сильно уступает, кроме цены...

      МиГ-27К сравним по возможностям применения управляемого оружия. Но по радиусу действия, возможности действия ночью, в сложных метеоусловиях и полётах на ПМВ -МиГ-27 сильно уступает. МИГ-27К с комплексом "Кайра" выпустили тоже не много из-за дороговизны.
      Цитата: mvg
      По поводу "аналога" F-111.. Задачи похожие, но 111-ый гораздо интереснее, тяжелее, больше берет нагрузки и его электронная начинка, на тот момент, просто шедевр..

      К тому моменту когда на F-111 начинку довели до ума самолёт начали списывать. Кстати Су-24 намного прочнее, на F-111 с этим были немалые проблемы.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        28 октября 2015 16:36
        Западные самолёты всегда хуже с плохих ВПП летают, на сколько знаю с F-111 взяли идею для Су-24 (схема расположения экипажа, компоновка расположения двигателей, изменяемая геометрия крыла)Внешне самолёты очень похожи, хотя меньше чем В-1 на Ту-160 и Конкорд на Ту-144
        1. +2
          29 октября 2015 06:08
          Цитата: 79057330785
          Западные самолёты всегда хуже с плохих ВПП летают, на сколько знаю с F-111 взяли идею для Су-24 (схема расположения экипажа, компоновка расположения двигателей, изменяемая геометрия крыла)Внешне самолёты очень похожи, хотя меньше чем В-1 на Ту-160 и Конкорд на Ту-144

          Список самолётов-аналогов можно конечно продолжить yes Но когда говорят о "превосходстве" F-111 над Су-24 как правило сравнивают поздние варианты F-111 с ранними Су-24 ( без литеры "М"). Однако, в настоящее время F-111 на вооружении не осталось, а Су-24М активно воюет по всему миру. Крайний вариант модернизации Су-24М по варианту ОКР "Гефест" серьёзно превзошел F-111 по возможностям применения вооружения.
    2. +5
      26 октября 2015 14:50
      Цитата: mvg
      Смутил межремонтный ресурс АЛ-21 в 400 часов..
      1. mvg
        +5
        26 октября 2015 16:28
        МиГ-27, радиус, нагрузка, "приборы". Изначально дешевле. Поэтому не сильно богатые на тот момент индусы его и взяли. Да и, честно говоря, не помню я, чтобы ОКБ Микояна и Гуревича занимались бомберами или штурмовиками.. Штурмовой вариант 19-ого не в счет.

        F-111 и по сей день, равных нет, только вот служить он остался только в ВВС Австралии.. Дорог, чертяка..
        По поводу прочности... Сомнение, что планер 24-ого выдержит старт с катапульты, а 111-ый разрабатывался, изначально, для авианосцев.

        Су-34, тоже, раза с 3-его, госиспытания прошел.. Не хотели его военные. Надавили сверху. Думаю, не последнее, в этом, сыграло то, что авионика новая. Посмотрим, как летать будет. Так понимаю, что самым "молодым" 24-ым уже от 22-ух лет.. Поэтому замену надо срочно готовить, в смысле выпускать не по 5-7 машин в год. Парк фронтовой авиации должен быть 200-250 летнопригодных машин.
        1. +4
          26 октября 2015 18:43
          Цитата: mvg
          По поводу прочности... Сомнение, что планер 24-ого выдержит старт с катапульты, а 111-ый разрабатывался, изначально, для авианосцев.

          F-111 после столкновения с птицей


          1. 0
            28 октября 2015 08:23
            Ерунда, краска облупилася.
        2. +4
          27 октября 2015 00:55
          Цитата: mvg
          F-111 и по сей день, равных нет, только вот служить он остался только в ВВС Австралии..

          Уже нет, последние списаны в 2011 году ( на снимке).
          Цитата: mvg
          По поводу прочности... Сомнение, что планер 24-ого выдержит старт с катапульты, а 111-ый разрабатывался, изначально, для авианосцев.

          Не сомневайтесь, вы когда нибудь слышали про трещины на силовых конструкциях Су-24? А на F-111 они были. Су-24 мог даже летать с отсутствующими лючками и серьёзными повреждениям. При его создании был заложен очень большой запас прочности, неудивительно, что эти машины летают так долго.
          Цитата: mvg
          . Поэтому замену надо срочно готовить, в смысле выпускать не по 5-7 машин в год. Парк фронтовой авиации должен быть 200-250 летнопригодных машин.

          А вот с этим я согласен на 100% drinks
  11. -4
    26 октября 2015 17:30
    Спасибо за статью,весьма познавательно (для не специалиста) о самолёте в свете последних событий.Единственное замечание вот к этой фразе :"Вывезя, в общем-то, бесполезное в России знамя авиационного полка", Автор,каких это пор знамя части стало бесполезным? fool Вам лично за эту фразу "-",а статье "+".
    1. +7
      27 октября 2015 00:58
      Цитата: Кэптен45
      Автор,каких это пор знамя части стало бесполезным? Вам лично за эту фразу "-",а статье "+".

      Простите stop А какая России польза от знамени БАП техника которого осталась на Украине? fool
  12. +8
    26 октября 2015 18:01
    Очень профессионально написанная статья!Огромное спасибо автору!
  13. +9
    26 октября 2015 18:04
    Отличная статия, особенно понравилось фото кабины летчиков, большинство авторы дают десят разных картинок внешнего вида с разных ракурсов и ни одно фото кабины.
    1. 0
      26 октября 2015 19:35
      Гугл в помощь. Просто Вам лень искать.
  14. +7
    26 октября 2015 18:59
    За статью спасибо, жду продолжения,

    Только
    Для сравнения F-111, который считается аналогом Су-24, построили в США в два раза меньше – 563 самолёта. Эксплуатация F-111 завершилась в 1998 году.


    несколько иначе Су 24 аналог F-111 т.к. первый полет сушки 71 г. ,а 111й с 67го на вооружении
  15. +6
    26 октября 2015 20:35
    Статье огромный жирный плюс !!!
  16. 0
    26 октября 2015 20:51
    самолёты уходили с 7-ого БАП (6-ого полка никогда не существовало),знамя на легковом автомобиле не вывозили(это неправда),по воздуху знамя и переправили,в составе группы не было 5-ти человек полкового ранга.Группа была разнородная,не только высокие чины-от ст.лейтенантов,капитанов,майоров и до полковника.Через год техническую документацию на самолёты восстановили,и машины ввели в строй (67 БАП),не под каким шаталовским забором самолёты не гнили.Пассаж о бесполезном знамени-без комментариев.Вывод-статья безграмотная.
    1. +3
      27 октября 2015 01:08
      Цитата: bober1982
      самолёты уходили с 7-ого БАП (6-ого полка никогда не существовало),знамя на легковом автомобиле не вывозили(это неправда),по воздуху знамя и переправили

      При написании данной публикации, по поводу данного эпизода я консультировался с знающими людьми которые были в курсе происходящего. Если у вас есть доказательства ( а не только ваши слова), что изложенное в статье "неправда", я буду вам за эти доказательства весьма признателен.
      Цитата: bober1982
      в составе группы не было 5-ти человек полкового ранга.Группа была разнородная,не только высокие чины-от ст.лейтенантов,капитанов,майоров и до полковника.Через год техническую документацию на самолёты восстановили,и машины ввели в строй (67 БАП),не под каким шаталовским забором самолёты не гнили.

      Пожалуйста должности и звания пилотов приведите? А так же копии формуляров?
      Цитата: bober1982
      рассуждения в статье про использование украинскими Су-24 в зоне АТО крайне безграмотное.Уровень 7ой-украинской бригады крайне низкий,если не сказать грубее-дебильный.Поэтому машины не использовали,или крайне неудачно.Не было там никаких золотых правил,всё намного проще.

      А в публикации о чём собственно говориться? Если фронтовой бомбардировщик снижается и подставляется под зенитный огонь это разве не так?
      1. 0
        27 октября 2015 07:37
        насчёт знающих людей : через Су-24 прошло гигантское количество лётчиков,штурманов,инженеров,техников,механиков.И все они знающие.Даже официантки могут рассказать много чего интересного.Вся история с 7бап,изложенная Вами-взята знающими людьми из интернета,со всеми неточностями и ляпами,что говорит о невысоком уровне тех,кто Вас консультировал.
        Должности и звания лётчиков и штурманов (а не пилотов!)как раз Вы должны назвать,как автор статьи.Хотя это и не является секретом,все здравствуют.
        По формулярам- в статье Вы довольно наивно удивляетесь,что экипажи их не забрали с собой.Но каким образом,Вы хоть представляете что это такое?Если продолжать в том же духе : экипажи не забрали с собой талоны на питание в прод.службе,и не выписали в строевом отделе командировочные до Шаталово.
        1. +3
          27 октября 2015 07:42
          Цитата: bober1982
          Должности и звания лётчиков и штурманов (а не пилотов!)как раз Вы должны назвать,как автор стать

          Каждый раз искренне удивляюсь, когда незнакомые люди пытаются доказать мне, что я им что-то должен... stop
          Цитата: bober1982
          что говорит о невысоком уровне тех,кто Вас консультировал

          Один из консультантов в конце публикации перед источниками указан, можете ему написать, это достаточно известный в отличие от вас на "ВО" человек, отдавший службе на Су-24 несколько десятилетий.
  17. -2
    26 октября 2015 21:03
    рассуждения в статье про использование украинскими Су-24 в зоне АТО крайне безграмотное.Уровень 7ой-украинской бригады крайне низкий,если не сказать грубее-дебильный.Поэтому машины не использовали,или крайне неудачно.Не было там никаких золотых правил,всё намного проще.
  18. +7
    26 октября 2015 22:21
    Спасибо за статью!А в 70-х про Су-24 говорили: "любимый самолёт Пал Степаныча!(Кутахова)"!
  19. +7
    26 октября 2015 23:46
    Дао и Су-24 )))
    (фото авторское )))
  20. +5
    28 октября 2015 17:07
    Спасибо автору за статью. было очень интересно почитать.
    А такие люди как бобёр реально напрягают. Комментарии не о чём, и типа он всё знает а автор ерунду написал. Он один умный а все дураки. А конкретно ничего и не ответил.
    Статью сохранил в закладках, пошёл вторую часть читать.
  21. +3
    28 октября 2015 21:43
    Хорошая статья, жду продолжения.
  22. +7
    29 октября 2015 18:44
    Выходит, офицеры, угнавшие Су-24 в РФ, снизили боевые возможности укролюфтваффе и уже за это могут считать себя героями РФ и Донбасса (а может и Украины).
    Что касается "сложности" Су-24, то надо помнить, что на эти самолёты полки переходили с Як-28, Ил-28 и т.п. Часто переучить лётчиков, штурманов и ИТС было просто невозможно. Самолёт требовал иной культуры. Если бы Су-24 не появился, то операция в Сирии вряд ли была столь эффективной, как нам показывают.
  23. 0
    31 октября 2015 14:32
    7-ой бомбардировочный авиационный полк (Староконстантинов) : Ил-28,Як-28,Су-24,Су-24м, (24 Воздушная армия (Винница),32 дивизия)
    "Старый","скотиновские"(любовно),было,было и прошло.....осталась 7-ая украинская бригада имени каких-то сичкерей.
  24. +4
    18 ноября 2015 13:48
    Подскажите пожалуйста. А Су-24 в Гвардейском хоть в каком-либо виде полеты все еще осуществляют? Перевооружение это конечно хорошо, но не уж то летчики на земле все сидят?
    1. +4
      18 ноября 2015 13:55
      Цитата: autoflex
      Подскажите пожалуйста. А Су-24 в Гвардейском хоть в каком-либо виде полеты все еще осуществляют? Перевооружение это конечно хорошо, но не уж то летчики на земле все сидят?

      По словам людей которым я полностью доверяю, в лётном состоянии там осталось несколько Су-24. Сейчас 43-й Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова отдельный морской штурмовой авиационным полк перевооружается и переучиваются на Су-30СМ. По всей видимости наименование полка будет изменено на "смешанный".
  25. +3
    18 ноября 2015 14:40
    Цитата: Bongo
    Цитата: autoflex
    Подскажите пожалуйста. А Су-24 в Гвардейском хоть в каком-либо виде полеты все еще осуществляют? Перевооружение это конечно хорошо, но не уж то летчики на земле все сидят?

    По словам людей которым я полностью доверяю, в лётном состоянии там осталось несколько Су-24. Сейчас 43-й Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова отдельный морской штурмовой авиационным полк перевооружается и переучиваются на Су-30СМ. По всей видимости наименование полка будет изменено на "смешанный".

    Ясно. Спасибо. Но так не совсем и понял. То что в летном состоянии понятно. Но кто-то на них вообще летает? То есть осуществляются хоть какие-то полеты, или они чисто пригодными для полетов на земле стоят?
    1. +4
      18 ноября 2015 14:43
      Цитата: autoflex
      Ясно. Спасибо. Но так не совсем и понял. То что в летном состоянии понятно. Но кто-то на них вообще летает? То есть осуществляются хоть какие-то полеты, или они чисто пригодными для полетов на земле стоят?

      Пожалуйста. В начале этого года ещё летали, сейчас не скажу. request
  26. -4
    22 ноября 2015 14:36
    Количество ошибок просто зашкаливает за пределы понимания, трудно понять мне консультантов, видимо они самолет издалека видели
    1. -3
      22 ноября 2015 14:49
      У кого то рука дрогнула???
  27. -4
    22 ноября 2015 14:40
    Ошибки статьи. Я летал на обоих типам Су-24: Су-24 и Су-24м, причем на самых разных сериях самолетов, от старых, до новых, которые крайними сходили с завода НАПО.
    - Часть Су-24 комплектовалась шторками для защиты экипажа от ослепления вспышкой ядерного взрыва. ВСЕ самолеты имели указанную шторку
    - Наиболее заметным внешним отличием от Су-24 стала более длинная носовая часть, получившая небольшой наклон вниз. Установка системы дозаправки топливом в воздухе существенно увеличивало боевой радиус действия. Другим новшеством стала прицельно-навигационная станция ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят поисковая РЛС «Орион-А» и РЛС «Рельеф», с помощью которой осуществляется полёт на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Самолет Су-24 стал первым советским самолетом с режимом огибания рельефа, это режим МКВ, который сохранился на следующей модификации Су-24м и никаких отличий в этом между самолетами нет. РЛС «Рельеф», правильно называется РПС «Рельеф», стоит на обоих типах самолета.
    - В 1979 году этими машинами были вооружены три бомбардировочных авиаполка, дислоцированных на территории ГДР. Сначала были перевооружены полки в Польше, а лишь затем в ГСВГ.
    - Даже при маловысотном профиле полёта Су-24, базирующиеся в Восточной Германии, могли наносить удары по целям в Великобритании, Франции, Нидерландах и Северной Италии. Ну получится, если лететь только в одну сторону, а потом катапультироваться там же…
    - Летчики, пилотировавшие ранее Су-24, при переходе на Су-24М отмечали ухудшение управляемости на виражах. К сожалению – это личное мнение автора, ничего подобного не описано не РЛЭ летчику, в Практической аэродинамики или в Методическом пособии по технике пилотирования..
    - Из-за внедрения «аэродинамических ножей» несколько упала дальность полёта. Автор придумал новые термины «аэродинамических ножей», что это такое известно только ему. А дальность полета упала из-за увеличения массы пустого самолета практически на 2 000кг, что привело к росту аэродинамического сопротивления (показатель лобового сопротивления – ПЛС вырос со 120 до 140).
    - Бомбардировщики Су-24 (без буквы «М») в 80-е годы были доработаны с целью возможности применения новых противолокационных ракет Х-58, для чего была предусмотрена подвеска в контейнере станции целеуказания "Фантасмагория". Авторская отсебятина…
    - Лазерно-телевизионная станция ЛТПС-24 "Кайра-24", благодаря специальной призме из сверхчистого стекла, отклоняла лучи на угол до 160 градусов вниз и назад, могла «видеть» отраженный от цели сигнал лазерного целеуказателя, попадающий в объектив следящей камеры в горизонтальном полёте бомбардировщика, когда цель находилась позади него. Это давало возможность применять управляемое оружие даже в пологом наборе высоты. До этого самолёты фронтовой авиации могли использовать средства поражения с лазерной ГСН только с пикирования. ЛТПС-24 "Кайра-24 уже давно в указанном варианте использовалась на МиГ-27К, кроме того УР с ЛГСН разрешено было применять с горизонтального полета даже с малых высот на самолетах МиГ-27 и Су-17 разных модификаций.
    - разведывательный вариант «двадцать четвёрки» лишен возможности нести бомбовую нагрузку. Пилоны могут использоваться для подвески двух подвесных топливных баков ПТБ-2000 или ПТБ-3000. Запоминаем, ПТБ-200 можно подвешивать только в количестве ВСЕГО один штук под фюзеляж.
    - Имеются сведения о переоборудовании некоторого количества Су-24 в самолёты заправщики Су-24Т (танкер). Быстро забываем, что это читали. Любой Су-24м может являться танкером, вешаем УПАЗ, добавляем в кабину легко установленное оборудование «Сахалин», ПТБ и ву-аля- танкер готов к полетам для отдачи топлива Су-24м. На фото кабины его видно.
    hi
    1. +6
      24 ноября 2015 16:09
      Цитата: chetbor
      ВСЕ самолеты имели указанную шторку


      Не все, а только самолёты с 14(!!!) серии soldier

      Цитата: chetbor
      Самолет Су-24 стал первым советским самолетом с режимом огибания рельефа, это режим МКВ, который сохранился на следующей модификации Су-24м и никаких отличий в этом между самолетами нет.


      Режим не МКВ,а МВК wink если уж "любите придираться к "буквам" wassat ну написал человек не РПО,а РЛС "Рельеф"...в итоге то всё равно РАДИОЛОКАТОР,ну а кроме предупрежления о столкновении он на су-24 выполняет ещё и функцию дальномера wink

      Цитата: chetbor
      Сначала были перевооружены полки в Польше, а лишь затем в ГСВГ.


      Да ну на фиг belay Самыми первыми полками на су-24 стали полки ГСВГ 218-бад(16-я ВА) (июнь 1979 года- Темплин) а затем уже и Ютснбсргс и Бранд. wink а вот потом уже..Польша

      Цитата: chetbor
      Ну получится, если лететь только в одну сторону, а потом катапультироваться там же…


      Тактический радиус действия с 4-мя пятисотками 650 км на высоте 200 метров это по ФРГ и Голландии, по остальным ,конечно с переменным профилем,но....доставали спокойно wink
      1. +6
        24 ноября 2015 16:11
        Цитата: древний
        Авторская отсебятина…


        Продолжу..а то вашего "апломба" слишком много..поэтому ответы не влазят wassat

        Цитата: chetbor
        это личное мнение автора, ничего подобного не описано не РЛЭ летчику, в Практической аэродинамики или в Методическом пособии по технике пилотирования..


        Как это не сказано belay Смотри Раздел ОГРАНИЧЕНИЯ...- с какими кренами можно выполнять виражи, без потери устойчивости wink

        Цитата: chetbor
        что привело к росту аэродинамического сопротивления (показатель лобового сопротивления – ПЛС вырос со 120 до 140).


        Это КАКИМ это БОКОМ ПЛС увеличивается за счёт увеличения МАССЫ самолёта belay

        Цитата: chetbor
        Авторская отсебятина…


        Все машины Т-6 живые после 84 года были переоборудованы под Х-58 и "Фантосмогорию"
        soldier

        Цитата: chetbor
        уже давно в указанном варианте использовалась на МиГ-27К,


        Автор имел ввиду самолёты оборудованные "Фоном" и "Клёном","Рябиной","Зимой" и т.д. wink

        Про ПТБ -2000 всё верно...один штук под "брюхо".
        Про танкеры..всё верно wink только не всё так..."быстренько" lol

        Так что зря вы на автора..."бочку катите" lol
  28. +1
    7 октября 2022 22:56
    Отличный и очень познавательный материал! Большое спасибо!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»