Military Review

"God will forgive you, the Fatherland forgives, and I forgive": the last Cossacks

8
"God will forgive you, the Fatherland forgives, and I forgive": the last Cossacks



April 14 (26), 1828, Nicholas I signed the Highest Manifesto "On the Discovery of the War with the Ottoman Port". The Russo-Turkish War of 1828−1829 began. On May 7 (19), 1828, the emperor arrived in the Danube Army. After 10 days in the Isakchi region with the support of the Danube flotilla Russian troops crossed to the Turkish coast.

On this day, the Cossacks of the Transdanian Sich, led by the ataman Osip Gladky, crossed over to their side. This was the result of preliminary talks held with the Smooth Military Governor of the Babadag Region, Gen.-M. S. A. Tuchkov. Negotiations were completely secret. Smooth in the Sich had enemies who did not trust him. He was born into a Cossack family in the Poltava province, went to the Transdanian Sich (formed after the destruction of the Zaporozhye Sich in 1775) from the family, saying unmarried. Smooth participated in the suppression of the Greek uprising, and in 1827 he was elected the ataman of all the Danubian Cossacks and elevated to the rank of two-pasha by the Turks. This title did not save him from the distrust of the Turkish authorities.

On the one hand, Zaporizhzhya Cossacks faithfully served the Turks and fought with their compatriots and co-religionists, in fact, acting as a hired guard of the Sultan. In Moldavia and Wallachia, they managed to leave behind a bloody memory. Arriving at the mouth of the Danube, they began the massacre of Nekrasov-Lipovans. These were the descendants of those who fled with Ataman Ignat Nekrasov to Turkey from the Don during the time of Peter the Great, after the uprising of Kondrat Bulavin in 1708 of Nekrasov was suppressed while they were on the march. When they returned, they began to revenge. The Turkish authorities struggled to cope with this sudden little war. The Zaporozhian Cossacks were then used against the Serbs during the 1814-1813 and 1815-1817 uprisings and to suppress the Greek uprising in Morea (the Peloponnese peninsula) together with the Egyptians in 1826 — 1827, that is, during the most difficult period for the Greeks, when they were taken Missolungi and Athens. In Morea, the punishers are not lucky. There they were broken and returned.

On the other hand, not only desperate and unscrupulous thugs gathered in the Sich. There have always been opponents of the war with co-religionists. In 1805 and 1806, large groups of Cossacks returned to Russia with a confession, not wanting to fight either the Serbs or the Russian troops. In 1817 year история again repeated before going to Serbia, which rebelled against the Turks. Of these defectors, a Cossack regiment was created on the Bug. But the biggest outcome took place in 1821, when, after exhortations from Athonite, Archimandrite Philaret, 800 Cossacks went to Russia, who did not want to take part in a campaign against the Greeks.

It is not surprising that on the eve of the war with Russia, the Turkish authorities began to worry about the possible behavior of the Cossacks, and Gladky personally led a Cossack detachment to Silistria, gathering into it the most convinced of his opponents, above all the so-called bargemen - unmarried and unmarried. It was the most violent element, ready to fight anyone. The total number of troops was small - no more than 2000 people, but before the war, the Cossacks paid special attention to resettle them within the Empire, which was then done. The next day after the crossing, it was from these Cossacks, led by Gladky, who sat at the helm, that the rowers were transported, carrying the emperor to the right bank of the Danube. The trust of Nicholas I caused loyal enthusiasm among the descendants of the Cossacks who had returned to the bosom of the Empire. They swore loyalty for themselves and their comrades. These feelings and such behavior had quite a material basis.

Neighbors-Moldovans after the start of the war wanted to cut all the villages of the Cossacks, along with women and children. For a time, they were stopped by the intervention of the church, which enabled families to flee to the left bank of the Danube, where Russian troops were stationed. At the same time, along with the family, single Cossacks also ran, homely could take most of the livestock with them. The emperor confirmed the pardon promised to the Cossacks and promised to provide them with land for settling the sea.

The Cossacks remaining in the Sich were dispersed by the Turks, she herself was destroyed. At the meeting, Nicholas I declared to those who returned: "God will forgive you, the Fatherland forgives, and I forgive you." For the crossing of the Danube, Smooth was promoted to colonel and awarded the Order of St. George 4 st. Cossacks were reduced to the Ust-Danube Regiment. Initially they were planned to be located in the Anapa area, giving the requested rights - free extraction of salt from local salt lakes, food supply before the first harvest, Cossack self-government, etc., only one was denied - the right to distillation and the possibility of leasing it. Minister of Finance Gen.-ad. graph. EF Kankrin resolutely rebelled against granting such a right to such "violent people."

In the end, in the second half of 1831, the Cossacks were stationed near Mariupol in the so-called Berdyansk wasteland. In order to avoid problems with a streak, local state peasants were assigned to the new Azov Cossack army — at the beginning of 1833, on 74.300 tithing of the earth, 4.800 souls of both sexes were housed. One male soul accounted for about 15 tithes. Over 20 years, the number of Cossacks increased to 9 thousand people. The army lasted until 1865.

Since the fall of 1861, after visiting the emperor of the Western Caucasus, active hostilities began here. Together with them began the resettlement of peoples. By the end of 1861, 1930 people were settled in 11 new villages in the territories beyond the Kuban. In August, 1863 was laid down weapon Abadzekh, and 21 in May 1864 - Shapsugs and Ubykhs. Caucasian war is over. Already with 1862, began the mass eviction of recalcitrant tribes. To prepare for eviction, 3 weeks were given, sometimes 2 − 3 days. These were tragic events. According to official estimates, from 1858 to 1865, the 470.753 people left their lands, going by sea to Turkey and selling their cattle for a pittance before plunging into ships. In the first year, navigation began in March. Overcrowding on the narrow shore of the mouth of Tuapse, under the open sky, rain and wind led to an increase in disease and mortality. From 1861 to 1866, 14.396 families were placed in 111 new villages in the territories they left behind. The immigrants were given 50 rubles per family, for 3 years they received a monthly food ration, were exempted from 15 years from the poll tax and the recruitment fee. Nevertheless, the development of land for a long time went with difficulty. The land was also distributed to generals and colonels (for 1, thousand acres), for headquarters officers (for 400 tithes) and for chief officers (for 200 tithes).

With the end of the Caucasian War, the relocation of the Cossacks-Azovs to the Caucasus began. 1862 families were resettled from 1864 to 1.065 year, about half of families moved from 1862 to 1866 year, mostly from among descendants of Zaporozhtsy. The Azovs quickly merged with the Kuban Cossack army. Those remaining under Mariupol were returned to the peasant state.
Author:
Originator:
http://regnum.ru/news/polit/1986777.html
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Shiva83483
    Shiva83483 25 October 2015 10: 38 New
    +3
    Tell the Saloyed ............ and I'm smart.
  2. Alekseits
    Alekseits 25 October 2015 10: 56 New
    +4
    Another round of the spiral. At all times they loved to kill their money. Not all, of course.
  3. aleksandrs95
    aleksandrs95 25 October 2015 11: 13 New
    +1
    An interesting story, you need to know. Life is interestingly intertwined.
  4. Jääkorppi
    Jääkorppi 25 October 2015 12: 51 New
    +3
    Opera "Zaporozhets beyond the Danube" - "now I'm not a Turk, now I'm turning into a Turk .." Yeah ...
  5. Heimdall48
    Heimdall48 25 October 2015 15: 44 New
    -3
    Already in 1862, the mass eviction of rebellious tribes began. 3 weeks were given to prepare for eviction, sometimes 2-3 days. These were tragic events.

    But what about the friendship of peoples and equality, which we are now fascinatingly told about, which have flourished since ancient times in our "multinational and multiconfessional" country? ))
    1. Disant
      Disant 26 October 2015 01: 06 New
      +1
      The beginning of the voluntary entry of some mountain societies under the auspices of Russia can be traced back to the time of Ivan the Terrible. After the marriage of Ivan the Terrible with the daughter of the Kabardian prince Temryuk in 1561, Kabard was adopted under the auspices of Russia. In the years 1614-1632, all the possessions of Dagestan, with the exception of Derbent and its okrug, became citizenship of Russia. However, the process of voluntary entry of the peoples of the North Caucasus into the multinational centralized Russian state was interrupted by interference in the internal affairs of the highlanders of the Turkish and Iranian invaders. In the 20s of the 18th century, Russian citizenship was confirmed by the owners of the Zasulak Kumyks, Shamkhal Tarkovsky, Utsmiy Kaitaga and others. In 1724, under an agreement between Russia and the Ottoman Empire, the Sultan recognized Russia as the Caspian littoral regions of Dagestan and Azerbaijan. Russia not only protected its peoples from endless feudal attacks, but also guaranteed their personal and property rights. Such a policy contributed to the growth and strengthening of the authority of the Russian Empire in the region, the orientation of the peoples of the North Caucasus towards Russia and the entry into Russia of many peoples of the North Caucasus. Ingushetia - became part of Russia in 1770, in 1774, according to the terms of the Kuchuk-Kainardzhiysky world, Ossetia and again Kabarda entered. And in 1781, representatives of Chechnya came to the Kizlyar commandant Kuroyedov and officially accepted Russian citizenship. An act was drawn up between the tsarist authorities and the Chechens that determined the conditions for this citizenship. The agreement consisted of 11 articles, the main of which related to the nature of citizenship of Chechnya, to Russian-Chechen relations in general. The signing of the act on Russian citizenship took place in a Chechen aul in a festive atmosphere. Initially, the processes of annexation of the North Caucasian possessions to Russia were not violent, but mainly voluntary and contractual. In 1802, a congress was held in the city of Georgievsk of representatives of communities and state entities of the North Caucasus, where the terms of agreements previously signed with the tsarist government were confirmed. In 1803, the accident became part of Russia; its khan swore allegiance to Russian citizenship. During the Iran-Russian war in the summer of 1809, most of the upland societies of Dagestan also voluntarily became part of Russia, and in July 1812 all the Dargin people were accepted into Russian citizenship. Thus, by 1812, all of Dagestan, Chechnya, Ingushetia, Kabarda and Ossetia accepted Russian citizenship and voluntarily became part of it.

      Source: http://5fan.ru/wievjob.php?id=696
      1. Heimdall48
        Heimdall48 26 October 2015 08: 28 New
        0
        And in 1781, representatives of Chechnya came to the Kizlyar commandant Kuroyedov and officially accepted Russian citizenship

        I strongly suspect that in 1781 there was no such political association as Chechnya. For this reason, his representatives could not come anywhere.
        Thus, by 1812, all of Dagestan, Chechnya, Ingushetia, Kabarda and Ossetia accepted Russian citizenship and voluntarily became part of it.

        And then they voluntarily left and the massacre with the aim of again "voluntarily" bringing them into citizenship continued until the 60s of the 19th century.
        What you bring is called blessed crap for schoolchildren. To make everyone happy.
  6. Megatron
    Megatron 25 October 2015 21: 15 New
    +1
    Yes, these ukro-Cossacks are still those fruits. Since the time of Mazepa they have been jumping.
    And in our time, nothing has changed, only instead of the Turks and Swedes there are mattresses.
  7. Reptiloid
    Reptiloid 26 October 2015 05: 39 New
    0
    Galloped for so many years. Now they also will not stop. Apparently this tradition.
  8. Rezident007
    Rezident007 26 October 2015 10: 55 New
    0
    About Ukrainians: "I would eat, drink, sleep, s.al, but I would not do a shit!"

«Бог вас простит, Отчизна прощает, и я прощаю»: последние запорожцы

«Бог вас простит, Отчизна прощает, и я прощаю»: последние запорожцы


14 (26) апреля 1828 года Николай I подписал Высочайший Манифест «Об открытии войны с Оттоманскою Портою». Началась Русско-турецкая война 1828−1829 гг. 7(19) мая 1828 г. император прибыл в Дунайскую армию. Через 10 дней в районе Исакчи при поддержке Дунайской флотилии русские войска переправились на турецкий берег.

В этот день на их сторону перешли казаки Задунайской Сечи во главе с кошевым атаманом Осипом Михайловичем Гладким. Это было результатом предварительных переговоров, проведенных с Гладким военным губернатором Бабадагской области ген.-м. С. А. Тучковым. Переговоры шли в полном секрете. У Гладкого в Сечи были враги, не доверявшие ему. Он родился в казачьей семье в Полтавской губернии, ушел в Задунайскую Сечь (образовалась после разрушения Запорожской Сечи в 1775 г.) от семьи, сказавшись холостым. Гладкий участвовал в подавлении греческого восстания, а в 1827 г. избран кошевым атаманом всех задунайских казаков и возведен турками в звание двухбунчужного паши. Это звание не избавило его от недоверия турецкого начальства.


С одной стороны, запорожские казаки верно служили туркам и дрались со своими соотечественниками и единоверцами, фактически выступая в качестве наемной стражи султана. В Молдавии и Валахии они сумели оставить по себе кровавую память. Прибыв в устье Дуная, они начали резню некрасовцев-липован. Это были потомки тех, кто бежал с атаманом Игнатом Некрасовым в Турцию с Дона еще при Петре Великом, после того как было подавлено восстание Кондрата Булавина в 1708 г. Некрасовцы находились в то время в походе. Вернувшись, они начали мстить. Турецкие власти с трудом справились с этой внезапной маленькой войной. Затем запорожцев использовали против сербов во время восстаний 1814−1813 годов и 1815−1817 годов и для подавления греческого восстания в Морее (полуостров Пелопоннес) вместе с египтянами в 1826—1827 гг., то есть в самый тяжелый для греков период, когда были взяты Миссолунги и Афины. В Морее карателям не повезло. Там они были разбиты и вернулись назад.

С другой стороны, в Сечи собирались не только отчаянные и беспринципные головорезы. Там всегда были и противники войны с единоверцами. В 1805 и 1806 годах большие группы казаков возвращались в Россию с повинной, не желая воевать ни с сербами, ни с русскими войсками. В 1817 году история опять повторилась перед походом в восставшую против турок Сербию. Из этих перебежчиков на Буге был создан казачий полк. Но самый большой исход состоялся в 1821 г., когда после увещеваний афонского архимандрита Филарета в Россию ушло 800 казаков, не желавших участвовать в походе против греков.

Не удивительно, что накануне войны с Россией турецкие власти забеспокоились относительно возможного поведения запорожцев, и Гладкий лично привел в Силистрию отряд казаков, собрав в него наиболее убежденных своих противников, прежде всего так называемых бурлаков — неженатых и не имевших хозяйства. Это был наиболее буйный элемент, готовый воевать с кем угодно. Общая численность войска была невелика — не более 2000 человек, но перед войной на запорожцев было обращено особое внимание, для того чтобы переселить их в пределы Империи, что и было сделано затем. На следующий день после переправы именно из этих казаков во главе с Гладким, сидевшим у руля, были собраны гребцы, перевозившие императора на правый берег Дуная. Доверие Николая I вызвало верноподданный восторг у вернувшихся в лоно Империи потомков запорожцев. Они клялись в верности за себя и своих товарищей. У этих чувств и такого поведения было и вполне материальное основание.

Соседи-молдаване после начала войны хотели вырезать все селения запорожцев, вместе с женщинами и детьми. На время их остановило вмешательство церкви, что дало возможность семьям бежать на левый берег Дуная, где стояли русские войска. При этом вместе с семейными бежали и холостые казаки, домовитые смогли увести с собой большую часть скота. Император подтвердил обещанное казакам прощение и обещал предоставить им для расселения земли у моря.

Оставшиеся в Сечи казаки были разогнаны турками, сама она была уничтожена. Николай I при встрече заявил вернувшимся: «Бог вас простит, Отчизна прощает, и я прощаю». За переправу Дуная Гладкий был произведен в полковники и награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. Казаки были сведены в Усть-Дунайский полк. Первоначально их планировали разместить в районе Анапы, предоставив испрашиваемые права — бесплатную добычу соли из местных соленых озер, снабжение продовольствием до первого урожая, казачье самоуправление и т.п., было отказано только в одном — праве на винокурение и возможность передачи его в аренду. Министр финансов ген.-ад. граф. Е. Ф. Канкрин решительно восстал против предоставления такого права столь «буйным людям».

В конечном итоге во второй половине 1831 г. казаков разместили близ Мариуполя в так называемой Бердянской пустоши. Чтобы избежать проблем с чересполосицей, в новое Азовское казачье войско были приписаны местные государственные крестьяне — в начале 1833 г. на 74.300 десятинах земли разместилось 4.800 душ обоего пола. На одну мужскую душу приходилось около 15 десятин. За 20 лет численность казаков выросла до 9 тыс. чел. Войско просуществовало до 1865 г.

С осени 1861 г., после посещения императором Западного Кавказа, здесь начались активные военные действия. Вместе с ними началось переселение народов. На территориях за Кубанью уже к концу 1861 г. было расселено 1930 человек в 11 новых станицах. В августе 1863 г. сложили оружие абадзехи, а 21 мая 1864 г. — шапсуги и убыхи. Кавказская война закончилась. Уже с 1862 г. началось массовое выселение непокорных племен. На подготовку к выселению давалось 3 недели, иногда 2−3 дня. Это были трагические события. По официальным подсчетам, с 1858 по 1865 год 470.753 человека покинули свои земли, отправляясь морем в Турцию и продавая за бесценок свою скотину перед тем, как погрузиться на корабли. В первый год навигация началась в марте. Скученность на узком берегу устья Туапсе, под открытым небом, дождями и ветром привела к росту болезней и смертности. С 1861 по 1866 год на оставленных территориях было размещено 14.396 семей в 111 новых станицах. Переселенцам выдавалось по 50 рублей на семью, в течение 3 лет они получали ежемесячный продовольственный паек, освобождались на 15 лет от подушной подати и рекрутского набора. Тем не менее освоение земель долгое время шло с трудом. Земля раздавалась также генералам и полковникам (по 1 тыс. десятин), штаб-офицерам (по 400 десятин) и обер-офицерам (по 200 десятин).

С окончанием Кавказской войны началось и переселение казаков-азовцев на Кавказ. С 1862 по 1864 год было переселено 1.065 семейств, с 1862 по 1866 год переселилось около половины семейств, по большей части из числа потомков запорожцев. Азовцы быстро слились с Кубанским казачьим войском. Оставшиеся под Мариуполем были возвращены в крестьянское состояние.
Автор:
Олег Айрапетов
Первоисточник:
http://regnum.ru/news/polit/1986777.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

8 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Shiva83483 Офлайн
    Shiva83483 (Shiva) 25 октября 2015 10:38
    +3
    Салоедам расскажите............а я поумничаю.
  2. Alekseits Офлайн
    Alekseits (Николай) 25 октября 2015 10:56
    +4
    Очередной виток спирали. Во все времена любили за деньги своих убивать. Не все, конечно.
  3. aleksandrs95 Офлайн
    aleksandrs95 (aleks) 25 октября 2015 11:13
    +1
    Интересная история,надо знать.Жизнь интересно все переплела.
  4. JääKorppi Офлайн
    JääKorppi 25 октября 2015 12:51
    +3
    Опера "Запорожец за Дунаем" - "теперь я турок не козак, теперь я в турка обернувся.." Да уж...
  5. Heimdall48 Офлайн
    Heimdall48 25 октября 2015 15:44
    -3
    Уже с 1862 г. началось массовое выселение непокорных племен. На подготовку к выселению давалось 3 недели, иногда 2−3 дня. Это были трагические события

    А как же дружба народов и равноправие, о которых нам нынче увлекательно рассказывают , издревле процветающие в нашей "многонациональной и многоконфессиональной" стране? ))
    1. Disant Офлайн
      Disant 26 октября 2015 01:06
      +1
      Начало добровольного вхождения некоторых горских обществ под покровительство России можно отнести ко времени Ивана Грозного. После брака Ивана Грозного с дочерью кабардинского князя Темрюка в 1561 г., под покровительство России, была принята Кабарда. В 1614-1632 года в подданство России вошли все владения Дагестана, за исключением Дербента и его округи. Однако процесс добровольного вхождения народов Северного Кавказа в состав многонационального централизованного Российского государства был прерван вмешательством во внутренние дела горцев турецких и иранских захватчиков. В 20-х годах 18 века подданство России подтвердили владетели Засулакской Кумыки, шамхал Тарковский, уцмий Кайтага и др. В 1724 году по договору России с Османской империей, султан признал за Россией добровольно присоединившиеся к ней прикаспийские районы Дагестана и Азербайджана. Россия не только оберегала подвластные ей народы от бесконечных феодальных нападений, но и гарантировала их личные и имущественные права. Такая политика способствовала росту и укреплению авторитета Российской империи в регионе, ориентации народов Северного Кавказа на Россию и вхождению в состав России многих народов Северного Кавказа. Ингушетия – вошла в состав России в 1770 г., в 1774 г. по условиям Кючук-Кайнарджийского мира вошли Осетия и вновь Кабарда. А в 1781 г. представители Чечни явились к Кизлярскому коменданту Куроедову и официально приняли подданство России. Между царскими властями и чеченцами был составлен акт, определявший условия этого подданства. Договор состоял из 11 статей, главные из которых относились к характеру подданства Чечни, к русско-чеченским отношениям в целом. Подписание акта о российском подданстве состоялось в ауле Чечен в торжественной обстановке. Изначально процессы присоединения северокавказских владений к России носили не насильственный, а преимущественно добровольный и договорный характер. В 1802 г. состоялся съезд в г. Георгиевске представителей общин и государственных образований Северного Кавказа, где были подтверждены условия ранее подписанных с царским правительством договоров. В 1803 году Авария вошла в состав России, ее хан присягнул на подданство России. В период ирано-русской войны летом 1809 года большинство нагорных обществ Дагестана также добровольно вошла в состав России, и в июле 1812 года весь даргинский народ был принят в подданство России. Таким образом, к 1812 г. весь Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабарда и Осетия приняли подданство России и добровольно вошли в ее состав.

      Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=696
      1. Heimdall48 Офлайн
        Heimdall48 26 октября 2015 08:28
        0
        А в 1781 г. представители Чечни явились к Кизлярскому коменданту Куроедову и официально приняли подданство России

        Сильно подозреваю, что в 1781 году не существовало такого политического объединения как Чечня. По этой причине его представители никуда прийти не могли.
        Таким образом, к 1812 г. весь Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабарда и Осетия приняли подданство России и добровольно вошли в ее состав.

        А потом добровольно вышли и резня с целью опять "добровольно" привести их в подданство продолжалась до 60-х годов 19 века.
        То что Вы приводите называется благостная хрень для школьников. Чтобы все были довольны.
  6. Megatron Офлайн
    Megatron (Вежливый) 25 октября 2015 21:15
    +1
    Да, эти укро-казачки еще те фрукты. Со времен мазепы так и скачут.
    И в наше время ничего не изменилось, только вместо турок и шведов стали матрасники.
  7. Reptiloid Офлайн
    Reptiloid (Дмитрий) 26 октября 2015 05:39
    0
    Столько лет скакали.Сейчас тоже не перестанут.Видимо традиция такая.
  8. Rezident007 Офлайн
    Rezident007 (Мирошин Никита) 26 октября 2015 10:55
    0
    Про украинцев: "ел бы,пил бы, спал бы, с.ал бы, да б не делал ни п***ы!"
Картина дня