Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я


До прекращения производства в 1993 году бомбардировщики экспортной модификации Су-24МК поставлялись в Алжир, Ирак, Сирию и Ливию. Контракт, заключённый с Индией, позже был расторгнут по инициативе заказчика, и фронтовые бомбардировщики с надписями на английском языке на лючках и агрегатах были переданы в советские ВВС.

Первым в 1988 году (уже после окончания ирано-иракской войны) Су-24МК получил Ирак. В 1989 году начались поставки Су-24МК в Алжир, Ливию и Сирию. Учитывая большой радиус действия и широкую номенклатуру вооружения бомбардировщика, к этому крайне болезненно отнеслись в Израиле.


Хотя иракцы активно готовились применять Су-24МК для дальних рейдов и даже создали для них 3000-кг авиабомбу собственной разработки и специально переделали один Ил-76 в воздушный заправщик, век этих самолётов в составе иракских ВВС был недолог. Из-за пассивности иракского командования Су-24МК не применялись против наступающих войск антииракской коалиции. Зафиксировано лишь несколько разведывательных полётов. В общей сложности 22 иракских бомбардировщиков Су-24МК, спасаясь от боевых авианалётов США и Великобритании, перелетели в Иран, где значительная часть их благополучно эксплуатируется до сих пор.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я

Спутниковый снимок Google earth: иранские Су-24МК на авиабазе Шираз


Ливия успела до введения международных санкций получить не все заказанные самолёты. Летали они в этой стране не слишком активно, больше простаивали на аэродромах. Тем не менее, после начала гражданской войны часть немногочисленных ливийских Су-24МК всё еще находилась в лётном состоянии и была привлечена к нанесению эпизодических авиаударов по мятежникам. При этом весьма неумело использовались исключительно неуправляемые средства поражения. Ответным зенитным огнём один бомбардировщик был сбит, а остальные уничтожены на аэродромах в результате натовских бомбёжек и ракетно-артиллерийских обстрелов.

Полученные Алжиром Су-24МК стали сильным козырем в территориальных спорах с соседями Марокко и Ливией. Алжирские «двадцатьчетвёрки» официально никогда не принимали участия в боевых действиях. По неофициальным сведениям, которые отрицают алжирские представители, Су-24М наносили удары по объектам исламистов в Ливии в 2014 году. Ранее они принимали участие в ряде инцидентов на границе с Марокко. При этом сообщалось о потерях нескольких машин в лётных происшествиях.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я

Су-24М ВВС Алжира


В дополнение к ранее полученным бомбардировщикам Алжир заказал ещё некоторое количество модернизированных Су-24М и Су-24МР в начале 2000-х. Эти самолёты поставлялись из состава ВВС России. В настоящее время количество фронтовых бомбардировщиков и разведчиков в ВВС Алжира превышает 35 единиц.

Интересным фактом является то, что ВВС Алжира получили модернизированные Су-24М с системой СВП-24 от ЗАО «Гефест и Т» раньше, чем ВВС России. Лоббируемая бывшим гендиректором компании «Сухой» М.А. Погосяном прицельно-навигационная система, разработанная ОКБ и НИИРЭК ( ОКР «Гусар»), имевшая худшие характеристики, алжирскими представителями была вполне резонно отвергнута.

СВП-24 объединяет в себе приборы и средства прицеливания, навигации и управления. Она существенно расширяет спектр доступных летчикам тактических приемов при поиске цели и выходе в атаку. Облегчился процесс прицеливания и нанесения ракетно-бомбовых ударов, при этом удалось увеличить точность. Расширился спектр доступных для применения авиационных средств поражения. Например, стало возможным использование противорадиолокационной ракеты Х-31П, чего не мог обеспечить «Гусар». В боевой работе появилась возможность использования спутниковой системы позиционирования, точность навигации увеличилась до 3 метров.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я

Су-24М с ПЛР Х-31П


Также увеличилась надежность функционирования прицельно-навигационного комплекса, при этом за счёт применения более современной компактной элементной базы снизились вес и размеры новых электронных блоков.

Кроме Алжира, Су-24М из состава ВВС РФ получила Ангола, соглашение об этом было заключено в конце 2000 года. В то время в Анголе между правительственными силами и движением УНИТА шла гражданская война, которая прекратилась только в 2002 году после гибели в бою руководителя УНИТА Жонаса Савимби. Ангольским ВВС требовался «бомбовоз», способный наносить удары по удалённым районам страны в любое время суток вне зависимости от метеоусловий в районе цели.

Контракт с Анголой предусматривал поставку 22 бомбардировщиков Су-24М за 120 млн. $. Неизвестно, был ли выполнен этот контракт в полном объёме, но, если верить справочникам, по состоянию на 2010 год в составе ВВС Анголы имелось 10 Су-24М.

Сирия активно использовала свои Су-24МК против исламистов. Сирийские «двадцать четвёрки» понесли основные потери не в воздухе, а при артиллерийско-миномётных обстрелах аэродромов. В сентябре 2014 года один Су-24МК ВВС Сирии был сбит ракетой ЗРК «Пэтриот» когда приблизился к границе с Израилем.

В 2013 году в обход оружейного эмбарго Белоруссия поставила 12 выведенных из состава собственных ВВС бомбардировщиков Су-24М в Судан. Самолёты размещены на авиабазе Вади Сайидна недалеко от Хартума вместе с белорусским техническим персоналом и экипажами.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я

Спутниковый снимок Google earth: суданские Су-24М на авиабазе Вади Сайидна


В настоящее время бывшие белорусские Су-24М активно используются суданскими военными в затяжных конфликтах на территории страны. На юге Судана идёт настоящая гражданская война с применением танков и боевой авиации. Только в мятежной суданской провинции Дарфур в боевых действиях за последние несколько лет погибли около 300000 человек. Однако президент Судана Омар Хасан аль-Башир заявил, что эти самолёты будут использоваться «только для отражения внешней агрессии».

Фронтовые бомбардировщики российских ВВС Су-24М и разведчики Су-24МР в прошлом неоднократно использовались в боевых действиях на постсоветском пространстве. Они были задействованы в первой и второй чеченских компаниях и российско-грузинском конфликте 2008 года.

Первоначально в декабре 1994 года планами российского военного руководства не было предусмотрено широкое применение фронтовой авиации. Предполагалось, что после ввода федеральных войск дудаевские боевики разбегутся по домам, побросав оружие. Для подавления отдельных очагов сопротивления считалось достаточным применения армейских вертолётов Ми-8 и Ми-24 с авиационным стрелково-пушечным вооружением, НУРС и ПТУР. Однако реальность оказалось иной, и взять Грозный силами одного воздушно-десантного полка, как это обещал тогдашний министр обороны Грачёв, не удалось.

Федеральные силы, встретив ожесточённое сопротивление чеченских вооруженных отрядов, у которых помимо стрелкового оружия имелось тяжелое вооружение и зенитные системы, обратились за авиационной поддержкой. Для уничтожения фортификационных сооружений и мостов требовались крупнокалиберные бомбы.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я


Разведчики СУ-24МР вели воздушную разведку, летая на высотах, недоступных зенитным средствам противника, а Су-24М наносили удары по опорным пунктам боевиков, накрывали их на марше, уничтожали мосты и узлы связи. В очередной раз пригодилась способность Су-24М действовать в условиях плохой видимости по радиолокационным ориентирам.

Для обучения экипажей 196-го и 559-го БАП, задействованных в Чечне и в значительной мере утративших навыки применения управляемого оружия, пришлось привлечь специалистов и пилотов-инструкторов из липецкого 4-го Центра боевой подготовки и 929-го государственного летно-испытательного центра в Ахтубинске.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я

КАБ-1500Л


Когда позволяли метеоусловия, наиболее хорошо подготовленные экипажи фронтовых бомбардировщиков, допущенные к применению управляемого оружия, использовали ракеты с лазерным X-25МЛ и телевизионным наведением Х-59, корректируемые авиабомбы КАБ-500Л и КАБ-500КР, а также тяжелые КАБ-1500Л и КАБ-1500ТК. Последними были разрушены два моста через реку Аргун. Тяжелые корректируемые авиабомбы были использованы после того как применение авиационных боеприпасов меньшего калибра не дало удовлетворительных результатов.

К сожалению, не обошлось без потерь. 3 февраля 1995 года на малой высоте в густом тумане Су-24М врезался в гору к юго-востоку от станицы Червленной. Возможной причиной катастрофы мог стать отказ бортовой навигационной системы.

После выдавливания дудаевцев из равнин в горную местность для поиска их баз и лагерей активно применялись Су-24МР, после чего в дело вступали фронтовые бомбардировщики и штурмовики.

В то время «двадцатьчетвёрки» стали настоящим кошмаром для руководства боевиков. С использованием сведений, добытых разведкой, фронтовые бомбардировщики, летая на высотах, недоступных средствам ПВО боевиков, методично наносили удары высокоточными боеприпасами по командным пунктам, складам оружия и штабным зданиям на неподконтрольной федеральных силам территории.

Для уничтожения точечных целей весьма эффективно использовались корректируемые бомбы КАБ-500Л с лазерным и КАБ-500КР с телевизионным наведением. Так, 24 мая 1995 года двумя КАБ-500Л уничтожен склад боеприпасов, находившийся в пещере на склоне горы к югу от посёлка Зоны. 28 мая бомбами с телевизионно-командным наведением КАБ-500КР было уничтожен штаб боевиков, и мощная радиостанция в посёлке Ведено. Всего с Су-24М во время 1-й Чеченской было сброшено около 30 КАБ.

В ходе 2-й Чеченской войны военное руководство действовало более осмысленно. В это «смутное время» налёт в строевых полках из-за отсутствия авиакеросина был минимальным, и у молодых пилотов просто не было необходимого лётного опыта (средний налет на одного летчика составил всего 21 ч). В бой снова пошли ветераны, прошедшие Афганистан и 1-ю Чеченскую.

Перед началом сухопутной операции велась активная воздушная разведка. Основным источником информации при планировании воздушных ударов являлись карты, подготовленные на основе разведполётов Су-24МР.

Бомбардировщики Су-24М привлекались для нанесения массированных бомбовых ударов фугасными авиабомбами ФАБ-250 и ФАБ-500. Помимо непосредственно уничтожения объектов, живой силы и техники, разрывы мощных фугасок способствовали блокированию чеченских боевиков в изолированных районах, создавая труднопроходимые завалы в горно-лесистой местности. Также в очередной раз нашли применение и высокоточные авиационные боеприпасы.

4 октября 1999 года во время разведывательного полёта был потерян Су-24МР из состава 11-го РАП. Пилот при этом погиб, а штурман удачно катапультировался и попал в плен к чеченцам, но позже ему удалось сбежать.

Ещё три Су-24М были потеряны 30 января 2000 года на аэродроме в Ахтубинске. Полностью заправленные и снаряженные боеприпасами самолёты сгорели после того как в них врезался заснувший от усталости водитель аэродромной «тепловой пушки» ТМ-59Г. Пожалуй, это была самая нелепая потеря авиатехники за всю войну.

7 мая 2000 года из ПЗРК неподалёку от чеченского села Беной-Ведено был сбит Су-24МР, оба члена экипажа погибли. В отличие от предыдущих попыток, расчёт зенитного комплекса действовал на редкость грамотно и хладнокровно. Пуск ракеты был выполнен с удачной огневой позиции и в наиболее выгодный для поражения момент разворота самолёта.

Особо ценной в очередной раз оказалась способность Су-24М действовать в условиях плохой погоды и частых для гор туманов. «Двадцатьчетвёрки» зачастую были единственными самолётами фронтовой авиации, которые совершали вылеты в сложных метеоусловиях. При этом направлять их на поддержку сухопутных подразделений из-за большого риска нанесения ударов по позициям собственных войск, было признано нецелесообразным. Су-24М применялись исключительно для ударов по заранее намеченным целям вдали от линии боевого соприкосновения. В общей сложности во 2-ю Чеченскую Су-24М и Су-24МР совершили около 800 боевых вылетов.

В «российско-грузинской войне» 2008 года были задействованы бомбардировщики: Су-24М 959-го БАП из Ейска, 559-го БАП из Морозовска, 4-го ЦБП и ПЛС им. Чкалова из Липецка, а также разведчики Су-24МР 11-го отдельного гвардейского Витебского РАП из Мариновки и 929-го ГЛИЦ из Ахтубинска.

В этом вооруженном конфликте впервые в российской новейшей истории наши ВВС столкнулись с пусть и не слишком многочисленной, но достаточно современной и централизованной системой ПВО.

Особенно отличился грузинский дивизион ЗРК «Бук-М1», который действовал в районе Гори, как позже признали украинские официальные лица, в тот момент в расположении зрдн присутствовали украинские военные советники и технические специалисты. Расчёту «Бука» удалось сбить разведчик Су-24МР, который пилотировал экипаж 929-го ГЛИЦ из Ахтубинска. Летчики смогли катапультироваться, но один из них погиб, а другой получил тяжелейшие травмы.

По неподтверждённым данным, кроме разведчика Су-24МР, был ещё потерян бомбардировщик Су-24М, предположительно сбитый ЗРК израильского производства «Спайдер».

В этом конфликте была беспрецедентно низкой доля использованных Су-24М высокоточных средств поражения предназначенных для поражения наземных целей. И дело было не в сложных погодных условиях, препятствовавших наведению управляемых бомб и ракет с лазерной или телевизионной ГСН, как в Чечне.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я


К 2008 году были в основном израсходованы или просрочены запасы высокоточных авиационных средств поражения произведённых ещё в СССР. А использовать оставшиеся управляемые боеприпасы командование ВВС опасалось из соображений оставить безоружными имевшиеся фронтовые бомбардировщики, что было неприемлемым в случае эскалации конфликта с Западом. Вот и пришлось в очередной раз «двадцатьчетвёркам» обрабатывать точечные цели свободнопадающим «чугунием».

Послужил ли конфликт 2008 года катализатором, или просто так совпало, но в 2009 году МО РФ решило окончательно отказаться от модернизации оставшихся Су-24М по варианту Су-24М2, предложенному компанией ОАО «Сухой» (ОКР «Гусар») и выбрало модернизацию по варианту от ЗАО "Гефест и Т" (ОКР "Метроном"). Прицельно навигационная аппаратура СВП-24 ЗАО "Гефест и Т" на выходе оказалась гораздо практичней, дешевле и точней. Старички Су-24М, оснащённые СВП-24, по своим ударным возможностям не уступают более современным машинам.

Автоматизированная система эксплуатационного контроля АСЭК-24 многократно сокращает время анализа результатов боевого вылета, что позволяет повысить интенсивность использования Су-24М.

Помимо модернизации прицельно-навигационного комплекса бомбардировщика, внедрён и наземный компонент — Наземный комплекс подготовки и контроля полётных заданий (НКП и К ). Его использование более чем в два раза увеличивает частоту боевых вылетов Су-24М ( Су-24МК) при изменении постановки задания на полёт.

Большим плюсом этого варианта модернизации является то, что её можно проводить в строевых полках, без отправки самолётов на авиаремонтные предприятия. Трудозатраты по установке СНРС-24 составляют 85 человеко-часов.

Одновременно с внедрением нового цифрового комплекса аппаратуры СВП-24 было принято решение о возобновлении производства и модернизации некоторых типов старых высокоточных боеприпасов и принятии на вооружение новых.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я


В целом Су-24М с обновлённым БРЭО являются достаточно эффективными ударными машинами. Они кое в чём даже превосходят современные фронтовые бомбардировщики Су-34. При совместных учебно-тренировочных полётах на предельно малой высоте с Су-34, пилоты последних из-за чрезмерной тряски через некоторое время просили подняться повыше. В тех же условиях Су-24М благодаря своей аэродинамической компоновке, с крылом, установленным на максимальный угол стреловидности, идёт ровно — «как утюг». Думаю, никому не нужно объяснять значение полётов на ПМВ при прорыве ПВО.

Весьма спорным остаётся артиллерийское вооружение модернизированных Су-24М, которое досталось ему в наследство от более раннего Су-24. 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М с боезапасом 500 выстрелов имеет темп стрельбы до 10000 выстр./мин. Однако стрельба из пушки, обладающей мощной отдачей, зачастую приводила к отказам БРЭО. Вибрация, тепловые, акустические и ударные нагрузки пагубно действовали на конструкцию правого воздухозаборника, вызывая повреждение и коррозию его панелей. В середине в 80-х стрельба из ГШ-6-23 на Су-24 была временно запрещена до внесения доработок, исключающих возникновение аварийных ситуаций.

Конструкторы, устанавливая ГШ-6-23 на Су-24, планировали в первую очередь использовать её для штурмовки наземных целей. То же самое относится к подвесным пушечным установкам СППУ-6 с 23-мм шестиствольными пушками. Лафет установки СППУ-6 имел две степени свободы перемещения. Управление движением лафета осуществлялось с помощью синхронно-следящего привода от прицельного устройства пилота. Предполагалось, что из СППУ-6 будет осуществляться прицельный обстрел целей с бреющего полёта.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я

СППУ-6


Установка СППУ-6, несмотря на свои уникальные свойства, в силу чрезмерной сложности не пользовалась популярностью среди пилотов и, в особенности у оружейников занимавшихся подготовкой к применению авиационного вооружения. Эти выдающиеся по своим характеристикам авиационные артиллерийские системы никогда не применялись в реальной боевой обстановке, являясь по сути, дорогостоящим балластом.

Отказ от применения авиационных пушек на Су-24 в боевых условиях объясняется уязвимостью фронтового бомбардировщика при использовании этого вида авиационного вооружения от огня зенитных установок и даже стрелкового оружия. В этом случае Су-24 лишается своего главного преимущества — способности наносить внезапные точные удары со средних высот в любое время суток и вне зависимости от погодных условий. А использовать дорогостоящий фронтовой бомбардировщик с навороченным прицельно-навигационным комплексом в качестве микроскопа, которым забивают гвозди, получается слишком затратно.

Возможности Су-24 по борьбе с воздушными целями всегда оценивались весьма скромно. Ракеты ближнего воздушного боя Р-60 на Су-24 предназначены в основном для борьбы с вертолётами противника. Более современные ракеты Р-73 обладают лучшими характеристиками, но пилоты всех модификаций «двадцать четвёрок» считали за благо уклониться от воздушного боя с современными истребителями, поскольку шансов на победу у них практически не было. На высший пилотаж Су-24 способен без подвески вооружения и с ограниченным запасом топлива.

В этом отношении, конечно, более предпочтительно выглядит Су-34, но и он несёт только ближние УР Р-73 с ТГС. Несмотря на наличие на Су-34 БРЛС, способной обнаруживать и сопровождать на значительном расстоянии воздушные цели, в боекомплекте Су-34 до сих пор нет управляемых ракет средней дальности. Это означает, что с учётом всех своих многочисленных достоинств новейший российский фронтовой бомбардировщик способен пока вести только оборонительный воздушный бой.

Другим преимуществом Су-34 является наличие на нём совершенного комплекса РЭП. Станция радиоэлектронного противодействия Су-24 имеет намного более скромные возможности и в настоящее время устарела.

Получивший широкую огласку в ряде отечественных СМИ и вызвавший всплеск «ура-патриотических» настроений случай с якобы имевшим место «ослеплением» радиолокационной аппаратуры эсминца USS Donald Cook (DDG-75) к сожалению, не соответствует действительности. Поскольку из-за финансовых ограничений комплекс РЭБ "Хибины" Л-175В никогда на самолёты Су-24М не устанавливался.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я

Макет Су-24МК с контейнером КС-418Э комплекса РЭП "Хибины"


В 1990-2000-е годы прорабатывался подвесной контейнерный вариант КС-418Э с комплексом РЭП "Хибины" для экспортных Су-24МК, но дальше постройки макетов дело не продвинулось.

В отличие от фронтовых бомбардировщиков Су-24М, имеющиеся в отдельных разведывательных авиаполках самолёты-разведчики Су-24МР не подвергались модернизации. Их разведывательная аппаратура, созданная в начале 80-х, морально и физически устарела и уже не соответствует современным требованиям. А ведь после списания сверхзвуковых высотных разведчиков МиГ-25РБ разведывательный вариант «двадцатьчетвёрки» остался единственным самолётом фронтовой авиации способным вести комплексную разведку.

Скорей всего, руководство ВВС планирует перенести разведывательные функции на самолёты Су-30СМ и Су-34, оснащенные подвесными контейнерами с разведывательной аппаратурой. В настоящее время для этих машин созданы и проходят обкатку подвесные контейнеры ККР (контейнер комплексной разведки).

Ранее руководство Министерства обороны РФ неоднократно заявляло о том, что все Су-24М и Су-24М2 будут заменены к 2020 году новыми фронтовыми бомбардировщиками Су-34. Даже с учетом того, что во времена реформирования и предания вооруженным силам «нового облика» был ликвидирован ряд авиационных бомбардировочных полков вооруженных Су-24М, вызывает обоснованные сомнения то, что все имеющиеся в данный момент «двадцатьчетвёрки» будут заменены в ближайшей перспективе Су-34 в соотношении 1:1.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я

Су-24М на авиабазе Шагол


В настоящее время в российских вооруженных силах ощущается дефицит боевых самолётов, способных выполнять ударные задачи. Подтверждением этого является вооружение истребителей завоевания превосходства в воздухе Су-27СМ и Су-35С неуправляемыми авиационными средствами поражения — НАР и свободно падающими бомбами.

В настоящее время в ВКС РФ имеется около 120 Су-24М и Су-24М2. В свете обострившихся отношений с США и их союзниками по НАТО поспешный отказ от этих самолётов представляется абсолютно необоснованным. Фронтовые бомбардировщики, получившие обновлённое БРЭО, благодаря которому их ударный потенциал практически не отличается от Су-34, способны ещё как минимум в течение 10 лет успешно решать поставленные боевые задачи.

Последние события в Сирии, где на авиабазе Хмеймим в составе российской авиационной группировки из 34 боевых самолётов имеется 12 Су-24М, подтверждают востребованность этих весьма эффективных фронтовых бомбардировщиков.

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я


Обращает на себя внимание, что Су-24М, переброшенные в Сирию с авиабазы Шагол под Челябинском в ходе ударов по объектам ИГ применяют в основном свободнопадающие бомбы старых типов, скорее всего, из запасов, поставленных в Сирию во времена СССР.

Управляемые высокоточные авиационные боеприпасы несут новейшие Су-34, по всей видимости, для них был «распечатан» неприкосновенный запас и возможно задействованы новые изделия из экспортного заказа корпорации "Тактическое ракетное вооружение".

Автор выражает признательность за консультации «Древнему».

Другая публикация из этой серии: Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 1-я.

По материалам:
http://www.forumavia.ru
http://bmpd.livejournal.com/968977.html
http://инжипром.рф/index.php/new-edition/195-gefest
http://www.airwar.ru
http://www.ktrv.ru/about/
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 64
  1. Maksud 27 октября 2015 06:27
    Наши "сушки" не каждому по зубам.
    1. Mister X 27 октября 2015 09:15
      Цитата: Maksud
      "сушки"

      Сергей!
      Спасибо огромное за интересный материал!
      Почитал с удовольствием обе части перед выходом на работу.

      Су-24 (изделие Т-6). По кодификации НАТО - Fencer: "Фехтовальщик".
      Обычно каждый самолёт получает прозвище.
      Порылся в Инете и для Су-24 нашёл целый список: Утюг, Чемодан, Ядерный чемодан, Сундук, Шкаф, Дятел, Гусь.
      Всё верно?
      1. Bongo 27 октября 2015 09:34
        Цитата: Mister X
        Сергей!
        Спасибо огромное за интересный материал!
        Почитал с удовольствием обе части перед выходом на работу.

        Благодарю! hi
        Хорошая работа - это половина того, что нужно человеку для счастья! Ну бог даст - всё у тебя наладится и будешь как раньше читать статьи на "ВО" в рабочее время wink
        Цитата: Mister X
        у-24 (изделие Т-6). По кодификации НАТО - Fencer: "Фехтовальщик".
        Обычно каждый самолёт получает прозвище.
        Порылся в Инете и для Су-24 нашёл целый список: Утюг, Чемодан, Ядерный чемодан, Сундук, Шкаф, Дятел, Гусь.
        Всё верно?


        Всё верно yes "Чемоданами" - обычно называли Су-24 без литеры "М" с которые в основном использовали неуправляемое оружие.
        1. Mister X 27 октября 2015 09:39
          Цитата: Bongo
          Ну бог даст - всё у тебя наладится и будешь как раньше читать статьи на "ВО" в рабочее время

          О! Большой тебе молдавский мулцумеск!
          Тогда я смогу и чаще писать для "ВО"...
          hi
          1. Malkor 27 октября 2015 20:43
            Ага ребята почаще пишите на ВО.
            Ато тут недавно какойто муджзз.... (непроизносимая фамилия) засрал ВО статьями о сравнении фу22, фу35 с нашими самолетами.
  2. Мудрый Каа 27 октября 2015 07:06
    В очередной раз работает правило хорошей техникой должны управлять умелые руки, особенно такой рабочей лошадкой, как су-24!
  3. Мудрый Каа 27 октября 2015 07:09
    Я помню в 90-х и начало 2000-х при учебных полетах в сми проходила информация о происшествиях с су-24, высказывалось оправдание, что это машина очень "капризная". Но вот сейчас они летают и с ними все нормально, само собой напрашивается определенные выводы...
  4. Страшный прапёрщик 27 октября 2015 07:11
    Сергей, спасибо за комплексный и подробный разбор!
    У отца интернета в деревне нет. Вашу статью распечатаю и передам ему "на бумаге". Вчера с ним говорил по телефону - ждет-с. На 24-х в общей сложности он прослужил почти 10 лет, последние два года возил курсантов на практику из Тамбовского ВВАИУ.
    Удачи и новых интересных материалов. У Вас очень хорошо получается. hi
    1. Bongo 27 октября 2015 07:21
      Цитата: Страшный прапёрщик
      Удачи и новых интересных материалов. У Вас очень хорошо получается.

      Благодарю! Передавайте привет отцу hi
      В настоящий момент готовлю публикацию о Су-34, но меня очень убедительно просили не раскрывать некоторые аспекты касающиеся его вооружения и БРЭО. Так что такого подробного обзора как о Су-24 не получится. request
  5. Мудрый Каа 27 октября 2015 07:14
    Интересным фактом является то, что ВВС Алжира получили модернизированные Су-24М с системой СВП-24 от ЗАО «Гефест и Т» раньше, чем ВВС России. Лоббируемая бывшим гендиректором компании «Сухой» М.А. Погосяном прицельно-навигационная система, разработанная ОКБ и НИИРЭК ( ОКР «Гусар»), имевшая худшие характеристики, алжирскими представителями была вполне резонно отвергнута.


    А это что? камень в огород бывшего председателя ОАК???
    1. Bongo 27 октября 2015 07:24
      Цитата: Мудрый Каа
      А это что? камень в огород бывшего председателя ОАК???

      Это констатация факта hi
  6. spec.78 27 октября 2015 07:23
    В 2014 г. был на дне открытых дверей на заводе им. Чкалова. Там стояла ливийская "двадцатьчетверка", которая прилетела на ремонт (возможно модернизацию). Но в свете известных событий осталась стоять без движения. Сейчас жалею, что сфотографировал ее только частями (думал модель сделать, но руки так и не дошли), полного фото нет.
    1. Bongo 27 октября 2015 07:25
      Цитата: spec.78
      Сейчас жалею, что сфотографировал ее только частями (думал модель сделать, но руки так и не дошли), полного фото нет.

      А жаль, это была бы уникальная фотография.
  7. Мудрый Каа 27 октября 2015 07:30
    Цитата: Bongo
    Цитата: Мудрый Каа
    А это что? камень в огород бывшего председателя ОАК???

    Это констатация факта hi


    Непонятно зачем. Человек так много сделал для ОКБ "Сухого". А ему тыкают за менее удачный комплекс.
    1. Bongo 27 октября 2015 07:37
      Цитата: Мудрый Каа
      Непонятно зачем.

      Затем, что "из песни слов не выкинешь" no Вариант модернизации Су-24М от ЗАО "Гефест и Т" (ОКР "Метроном") оказался гораздо более удачным и дешевым.
      Цитата: Мудрый Каа
      Человек так много сделал для ОКБ "Сухого". А ему тыкают за менее удачный комплекс.
      Т.е когда он навязывал ВВС менее эффективный и более дорогой комплекс разработанный ОКБ, его прежние "заслуги" должны были компенсировать снижение боевой эффективности бомбардировщика? wassat
    2. zyablik.olga 27 октября 2015 11:36
      Цитата: Мудрый Каа
      Человек так много сделал для ОКБ "Сухого".

      С этого момента можно поподробней? Что он сделал не только для ОКБ, но и для всей российской авиационной отрасли будучи президентом ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация»?
  8. tchoni 27 октября 2015 08:24
    Мдя. Как то пару лет назад был в Таганроге, на заводе «Красный гидропрес» , входящем в корпорацию «тактическое ракетное вооружение» – впечатление удручающее. Осбо по цехам не лазил, но то что видел – вгоняло в меланхолию....
  9. Мудрый Каа 27 октября 2015 09:49
    Цитата: Bongo
    Цитата: Мудрый Каа
    Непонятно зачем.

    Затем, что "из песни слов не выкинешь" no Вариант модернизации Су-24М от ЗАО "Гефест и Т" (ОКР "Метроном") оказался гораздо более удачным и дешевым.
    Цитата: Мудрый Каа
    Человек так много сделал для ОКБ "Сухого". А ему тыкают за менее удачный комплекс.
    Т.е когда он навязывал ВВС менее эффективный и более дорогой комплекс разработанный ОКБ, его прежние "заслуги" должны были компенсировать снижение боевой эффективности бомбардировщика? wassat


    Я имел ввиду, тот факт, что "тыкнули" в конкретного человека, как-будто он чем-то "насолил". Ведь при разработке того же бомбардировщика принимаются различные системы удачные и не совсем удачные, и за каждой такой системой стоит конкретный человек. Можно каждого начать "тыкать", вот сделал неудачно, у американцев лучше получилось. Ну так встань и сделай лучше. Понятно, что каждый будет защищать свою идею. Другой вопрос, что на самом деле он "нехороший человек" повсеместно рубил хорошии идеи, ради продвижения своих неважно каких... Тогда это просто коррупционер, гнать таких.
    1. Bongo 27 октября 2015 10:01
      Цитата: Мудрый Каа
      Я имел ввиду, тот факт, что "тыкнули" в конкретного человека, как-будто он чем-то "насолил"

      Именно этот человек "проталкивал" заведомо менее удачный вариант модернизации Су-24М2 по ОКР "Гусар". В чём я погрешил против истины? what Бывшим гендиректор компании «Сухой» М.А. Погосян вам родственник или знакомый? Если так, расспросите его почему он пытался нанести ущерб обороноспособности страны.
      Цитата: Мудрый Каа
      Можно каждого начать "тыкать", вот сделал неудачно, у американцев лучше получилось. Ну так встань и сделай лучше.

      По роду своей основной деятельности, я свою работу делаю хорошо, а "писательство" - это не более чем развлекуха. hi
      Цитата: Мудрый Каа
      Другой вопрос, что на самом деле он "нехороший человек" повсеместно рубил хорошии идеи, ради продвижения своих неважно каких... Тогда это просто коррупционер, гнать таких.

      Так он уже и "не при делах". Впрочем, предлагаю не упоминать этот персонаж. Так как по поводу результатов его "деятельности" можно сказать ещё очень много "добрых слов". Вам это надо?
  10. Trigger-Happy 27 октября 2015 10:19
    Цитата: tchoni
    Мдя. Как то пару лет назад был в Таганроге, на заводе «Красный гидропрес» , входящем в корпорацию «тактическое ракетное вооружение» – впечатление удручающее. Осбо по цехам не лазил, но то что видел – вгоняло в меланхолию....

    и так практически на всех предприятиях, работают сейчас еденицы из того что было. Но этого явно не достаточно, в Москве это понимают видимо, но ничего не делается, выжимаются соки из оставшегося. Да банально работать не кому, грамотных спецов раз-два осталось. Сейчас ситуация складывается так, что надо, а взять не где! А если завтра война что тогда? Не хочется что бы опять пошла пехота, на этот раз только с АКМ а не с 3-хой, заливать кровью высотки без поддержки с воздуха.
  11. Germanik 27 октября 2015 11:03
    Кто знает, что это за изображение на машинах ВКС??
    заранее благодарю!
    1. rassom 27 октября 2015 12:09
      Эмблема самолётов Сухого на борту Су-24М
    2. zyablik.olga 27 октября 2015 12:30
      Цитата: Germanik
      Кто знает, что это за изображение на машинах ВКС??

      Это эмблема ОКБ "Сухого" - "крылатый витязь".



      Наносилась не только на Су-24, но и на другие боевые машины марки "Су".
      1. древний 27 октября 2015 15:58
        Цитата: zyablik.olga
        Это эмблема ОКБ "Сухого" - "крылатый витязь".


        Оля,абсолютно верно,+! love

        Первоначальный вариант эмблемы с "Витязем" появился в бригаде проектов примерно в 1966 году, когда готовилась защита макета по Т6-1, нарисовал его В. А. Николаенко.
        Ю. В. Ивашечкин добавил к нему сверху белое "крыло".
        На этом изначальном варианте оно было гораздо выше и длиннее, потом его "укоротили", уравновесив картинку таким образом, что раствор лука обозначил максимальную высоту крыла. На щите витязя было написано ВВС (потом была звезда).
        Когда получившуюся эмблему показали О. С. Самойловичу, он её одобрил, и в таком вот виде она и появилась впервые на макете Т6-1, на левом его борту, после чего все авторы стали с замиранием сердца ждать реакции ПО на это "художество". Никакой реакции не последовало, что было расценено как одобрение.



        На реальном самолёте такая эмблема впервые появилась в 1969 году, на Т6-2И (с синим витязем), в самом начале его испытаний, потом правда её убрали, и заменили на более безликую эмблему "Су", и в дальнейшем, в ходе ГСИ на различных опытных машинах можно было видеть и такой, и такой варианты. Однако к серии всё устаканилось, и в строй Су-24 шли уже с одинаковым, "штатным" витязем красного цвета.




        В отношении других машин ОКБ сложнее. Есть фото различных КБ-шных самолётов с такой эмблемой, к примеру, Су-15бис, опытных Су-17М, Су-22М и др., на которых наносилась такая эмблема, причём в различных исполнениях, к примеру, не с белым, а с красным крылом, и нанесённых не по левому, а по правому борту.

        В серии эмблемы были на Су-24 - с красным витязем (на всех модификациях), на Су-17М2 и на Су-17УМ (с синим витязем), и на Су-27 (с синим витязем). soldier
        1. Александр1959 27 октября 2015 22:10
          Очень хочется отметить очень профессиональные комментарии древнего, по Су-24.
          Сергей, огромное спасибо!!!!!
        2. zyablik.olga 28 октября 2015 07:55
          Цитата: древний
          Оля,абсолютно верно,+!

          Спасибо! smile Это мне подсказал сами знаете кто... wink
  12. voyaka uh 27 октября 2015 11:25
    Российские бомберы уже месяц в интенсивных боевылетах.
    А серьезной ремонтной базы в Сирии нет.
    По моему, нужно срочно менять самолеты, пока они не встали из-за
    поломок. Или не начали падать по тех. причинам, не дай Б-г.
    Пригнать новые, а эти - на ремонт.
    1. zyablik.olga 27 октября 2015 12:52
      Цитата: voyaka uh
      Российские бомберы уже месяц в интенсивных боевылетах.
      А серьезной ремонтной базы в Сирии нет.
      По моему, нужно срочно менять самолеты, пока они не встали из-за
      поломок. Или не начали падать по тех. причинам, не дай Б-г.
      Пригнать новые, а эти - на ремонт.

      Межремонтный ресурс крупных агрегатов составляет несколько сот часов наработки. Неужели вы думаете, что отправляя самолёты в Сирию этого не учли? А с текущим ремонтом и обслуживанием справятся техники на аэродроме базирования.
    2. АВП 518 27 октября 2015 13:01
      Цитата: voyaka uh
      А серьезной ремонтной базы в Сирии нет.

      ТЭЧ(Технико-Эксплуатационной Части) вполне достаточно.Производят все виды регламентных работ,восстановительный ремонт,ремонт боевых повреждений,доработки и т.д.
  13. rassom 27 октября 2015 11:47
    Интересная статья! С удовольствием прочитал пока ехал на работу. Будут ли подобные материалы о других самолетах?
    1. zyablik.olga 27 октября 2015 12:26
      Цитата: rassom
      Интересная статья! С удовольствием прочитал пока ехал на работу. Будут ли подобные материалы о других самолетах?

      По всей видимости да.
      Цитата: Bongo
      В настоящий момент готовлю публикацию о Су-34, но меня очень убедительно просили не раскрывать некоторые аспекты касающиеся его вооружения и БРЭО. Так что такого подробного обзора как о Су-24 не получится.
  14. Dimon19661 27 октября 2015 14:54
    Автору спасибо за действительно хорошую статью.
    1. Комментарий был удален.
    2. ватник 27 октября 2015 15:49
      Интересно но почему то мой комментарий с безобидной фоткой и ссылкой удалили belay Может ошибка какая?
      Повторю.
      "Иранский" СУ-24 с образцами "местного" вооружения.

      1. Александр романов 27 октября 2015 15:51
        Цитата: ватник
        Может ошибка какая?

        Нормально комент перепости ,без загибов .Или фотки вставлять не умеешь.
        1. ватник 27 октября 2015 17:14
          Цитата: Александр романов
          Нормально комент перепости ,без загибов .Или фотки вставлять не умеешь.

          Не знаю повторил комментарий только без ссылки на статью и вставился без проблем. Может ссылка какая нибудь - запретная? lol
      2. Чарик 3 февраля 2016 08:36
        все бомбы и ракеты точные копии русских изделий
  15. oreh72 27 октября 2015 16:34
    С огромным удовольствием прочитал обе статьи. Автору респект!!!
    Ждем обещанного про Су-34! А про Су-25 не будет?
    (Дайте таблеток от жадности, да побольше, побольше! smile )
    1. Bongo 28 октября 2015 10:40
      Цитата: oreh72
      Ждем обещанного про Су-34! А про Су-25 не будет?

      Про Су-25 в отличие от Су-24 масса материала, как по службе, так и по боевому применению. Так что извините, я стараюсь "копать темы" которые до меня серьёзно не освещались.
  16. 52гим 27 октября 2015 17:08
    Отличная статья!
  17. Штык 27 октября 2015 18:10
    Хорошие статьи и читать интересно. Большое спасибо! Не останавливайтесь, ждём и про другие машины. hi
    1. Bongo 28 октября 2015 10:42
      Цитата: Штык
      Хорошие статьи и читать интересно. Большое спасибо! Не останавливайтесь, ждём и про другие машины.

      Пожалуйста! hi Про советские истребители-бомбардировщики у меня примерно два года назад было. Если не лень, можете зайти в профиль и поискать. hi
  18. by001261 27 октября 2015 20:27
    Большое спасибо за отличную статью,ждём продолжение!
  19. luber304 27 октября 2015 22:35
    На фотографии " Су-24М с ПЛР Х-31П" не ракета Х-31
    1. zyablik.olga 28 октября 2015 07:57
      Цитата: luber304
      На фотографии " Су-24М с ПЛР Х-31П" не ракета Х-31

      А какая?
      1. luber304 28 октября 2015 08:32
        На данной фотографии ракета Х-58 (точно модификацию не могу сказать).
        Обе ракеты Х-58 и Х-31П противорадиолокационные может поэтому автор ошибся при размещении фотографии.
  20. Мудрый Каа 28 октября 2015 02:25
    Так он уже и "не при делах". Впрочем, предлагаю не упоминать этот персонаж. Так как по поводу результатов его "деятельности" можно сказать ещё очень много "добрых слов". Вам это надо?


    В том и дело, что в СМИ человек был распиарен, да так что ассоциировался с восстановлением нашей авиационной промышленности. А вы намекаете, что это далеко не так. Вот мне и стало интересно, каких он там "добрых дел" наделал в действительности. ОН мне не родственник, друг или знакомый, но хочется знать своих героев и предателей в лицо. Если не Погосян, тогда на каких людях в ОКБ все держится?
  21. _dimasik_ 28 октября 2015 17:51
    Обе части очень интересные, жду статью про су-34.
    Кстати, зря вы так. С вашим качественным подходом к написанию статей, было бы интересно прочитать о других типах самолётов. Потому что большинство статей на ВО это поверхностный анализ и мало информации. Толковых авторов по пальцам можно перечесть. Так что подумайте. Было бы интересно почитать о применении су-25.
    О миг-23 и миг-27 были хорошие статьи, поэтому их можно не затрагивать. Не помню кто написал, но тоже были качественные статьи ( не вы писали случаем?).
    1. Mister X 28 октября 2015 21:58
      Цитата: _dimasik_
      О миг-23 и миг-27 были хорошие статьи,

      Цитата: _dimasik_
      ( не вы писали случаем?).

      Я слежу за публикациями автора.
      Писал он и про них в том числе.
      Составил список публикаций Сергея о советской авиации:
      -Советские истребители-бомбардировщики в бою. Часть 2-я (Су-22М, МиГ-23БН, МиГ-27К, Д и М)
      -Советские истребители-бомбардировщики в бою. Часть 1-я (Су-7, Су-17, Су-20 и Су-22
      -Советская истребительно-бомбардировочная авиация (Су-7, Су-17, МиГ-23Б, МиГ-27)
      -Истребители-перехватчики F-106 и Су-15 "Хранители неба"
      -ТБ-1 и Р-6 - первенцы Советской Дальней авиации
      -«Илы» против танков (Ил-2)
      -Фронтовой бомбардировщик Ил-28
      -Ан-2 на войне
      -Морская авиация России. Что дальше?
      -Палубная авиация. Часть 2-я, СССР/Россия (Як-36М)

      Его статьи тут: http://topwar.ru/user/Bongo/news/page/5/
      hi
      1. _dimasik_ 29 октября 2015 17:21
        Спасибо, почитаю на досуге
      2. _dimasik_ 29 октября 2015 17:21
        Спасибо, почитаю на досуге
  22. NIKNN 28 октября 2015 21:47
    Спасибо зв статью!
    "...В этом отношении, конечно, более предпочтительно выглядит Су-34, но и он несёт только ближние УР Р-73 с ТГС. Несмотря на наличие на Су-34 БРЛС, способной обнаруживать и сопровождать на значительном расстоянии воздушные цели, в боекомплекте Су-34 до сих пор нет управляемых ракет средней дальности. Это означает, что с учётом всех своих многочисленных достоинств новейший российский фронтовой бомбардировщик способен пока вести только оборонительный воздушный бой."

    В штатное вооружение СУ-34 входят Р-27 и РВВ АЕ
    http://www.airwar.ru/image/idop/bomber/su34/su34-2.gif
    1. Bongo 29 октября 2015 05:57
      Цитата: NIKNN
      В штатное вооружение СУ-34 входят Р-27 и РВВ АЕ
      http://www.airwar.ru/image/idop/bomber/su34/su34-2.gif


      Если вы так искренне считаете считаете, то не буду с вами спорить request Меня просили не раскрывать подробно состав вооружения Су-34. Все посетители сайта были бы вам очень признательны, если бы вы взяли на себя труд, написать статью на эту тему. hi
      1. NIKNN 29 октября 2015 06:50
        Данная информация в открытом доступе.
        Я хоть и летчик (майор запаса) интересуюсь авиационной техникой и историей авиации, читаю наверное все, что читается laughing , но так как Вы, увы не напишу, а хотелось бы, чтобы читатели остались в таком же восторге, как и от этой статьи.
        1. Bongo 29 октября 2015 07:04
          Цитата: NIKNN
          Данная информация в открытом доступе.

          Знаете Николай, не всё, что "в открытом доступе" - соответствует действительности. request Вам известно количество новых УР " РВВ АЕ" поставленное в войска, или итоги ГСИ Су-34?

          Я не лётчик, в прошлом имел отношение к ПВО. В данный момент тоже работаю на государство. "Писать" я начал с единственной целью - повысить техническую грамотность и информированность посетителей сайта. hi
          1. NIKNN 29 октября 2015 19:41
            Вот на счет количества РВВ-АЕ информация и на самом деле закрытая, по всей видимости пока в недостаточном количестве, т.к. о применении ее в строевых частях вообще не слышал (друзей много), на Су34 тем более хотя у нас на"Балтиморе базируются. Только я о том, что не предусмотреть возможность применения УР средней дальности при поддержке данного вооружения БРЭО согласитесь неумно было бы. Хотя не всегда бывает грамотно реально использовать предусмотренное, взять к примеру предусмотренную на Су24 ГШ-6-23, которая противоречит концепции боевого применения данного самолета т.к. тактика применения такого оружия заставляя столь точную и дорогостоящую технику подставлять под ПВО с нанесением противнику минимального ущерба. Другими словами задачи другие. what
            Удачи в написании статьи о Су34. Ждем с нетерпением hi
            1. Bongo 30 октября 2015 02:53
              Цитата: NIKNN
              Вот на счет количества РВВ-АЕ информация и на самом деле закрытая, по всей видимости пока в недостаточном количестве, т.к. о применении ее в строевых частях вообще не слышал (друзей много), на Су34 тем более хотя у нас на"Балтиморе базируются.

              Именно таки есть. yes
              Цитата: NIKNN
              Только я о том, что не предусмотреть возможность применения УР средней дальности при поддержке данного вооружения БРЭО согласитесь неумно было бы.

              Согласитесь, в публикации такого не утверждалось. Автор, попытался осветить нынешнее состояние дел в этой области.
              Цитата: NIKNN
              Только я о том, что не предусмотреть возможность применения УР средней дальности при поддержке данного вооружения БРЭО согласитесь неумно было бы

              Абсолютно с вами согласен yes Уверен, что со временем всё "до ума" доведут...
              Цитата: NIKNN
              Удачи в написании статьи о Су34. Ждем с нетерпением

              Спасибо! Публикация "F-15E против Су-34. Кто лучше?" уже давно готова и "висит" в моём профиле неопубликованная. Надеюсь сегодня-завтра выйдет. hi
  23. Кир1984 29 октября 2015 09:32
    Так наши из Шагола-таки там. Здорово.
    Как-то прошла мимо меня эта информация.
    Пожелаю им удачи от всей души.
  24. iouris 29 октября 2015 18:21
    Спасибо автору за интересную и объективную без критиканства статью. Надеюсь и другие авторы и читатели перестанут провоцировать шапкозакидательские настроения и начнут более объективно смотреть на историю развития и актуальный уровень наших военных технологий. Хочу выделить один момент, на который обращено внимание в статье, за указание на который я был однажды злобно обруган на одном из форумов: Су-34 в отличие от Су-24 мало пригоден для прорыва ПВО на низких высотах. Это достоинство Су-24 связано с более высокой удельной нагрузкой на крыло. Если выяснится, что этот режим востребован, то в перспективе понадобится разрабатывать специализированный самолёт. Очень верно отмечены просчёты в оснащении самолёта пушечным вооружением. Можно говорить об известном дефекте конструирования, который препятствует использованию пушек на всех отечественных самолётах, не только на Су-24. Кстати, СППУ-23 могли бы эффективно применяться в Сирии при штурмовке колонн в ночное время, если бы... Резюме: надо что-то сделать, наконец, или же снять пушки. И последнее. Не понятно, когда это Погосян успел так "забронзоветь"? Лично я поддерживаю автора и считаю выводы о персональной ответственности этого менеджера вполне обоснованными. Погосян - "деятель" "лихих 1990" и этим всё сказано. Другой жизни у нас не будет.
  25. chetbor 22 ноября 2015 18:29
    Рихтовка второй части - не все гладко... увы
    - Ливия успела до введения международных санкций получить не все заказанные самолёты. Летали они в этой стране не слишком активно, больше простаивали на аэродромах. Тем не менее, после начала гражданской войны часть немногочисленных ливийских Су-24МК всё еще находилась в лётном состоянии и была привлечена к нанесению эпизодических авиаударов по мятежникам. При этом весьма неумело использовались исключительно неуправляемые средства поражения. Ответным зенитным огнём один бомбардировщик был сбит… 05.03.2011, Катастрофа Су-24мк ВВС Ливии, борт 38, самолет был сбит из ЗПУ-23-4. Экипаж погиб. Есть фото. 06.03.2011, катастрофа Су-24мк ВВС Ливии. Экипаж правительственных ВВС Ливии после угона самолета в стороны мятежников, пытался сесть на шоссе в районе Рас Лунофом. Мятежники не поняли намерение экипажа и сбили при выполнении маневра захода на посадку. Экипаж погиб.
    - Интересным фактом является то, что ВВС Алжира получили модернизированные Су-24М с системой СВП-24 от ЗАО «Гефест и Т» раньше, чем ВВС России. Лоббируемая бывшим гендиректором компании «Сухой» М.А. Погосяном прицельно-навигационная система, разработанная ОКБ и НИИРЭК ( ОКР «Гусар»), имевшая худшие характеристики, алжирскими представителями была вполне резонно отвергнута. Есть три модификации Су-24М: «Гефест», « Метроном» и «Гусар». Каждая имеет свои преимущества и недостатки при сравнении.
    - Сирия активно использовала свои Су-24МК против исламистов. Сирийские «двадцать четвёрки» понесли основные потери не в воздухе, а при артиллерийско-миномётных обстрелах аэродромов. В сентябре 2014 года один Су-24МК ВВС Сирии был сбит ракетой ЗРК «Пэтриот» когда приблизился к границе с Израилем. 28.11. 2012 г, сбит Су-24мк, ВВС Сирии. Самолет сбит боевиками из ПЗРК. 23.09.2014, над Голанами был сбит самолёт Су-24мк2 ВВС Сирии. Сообщается, что в 8:57 сирийский самолёт пересёк линию прекращения огня и углубился в израильское воздушное пространство на 800 метров. Через минуту после этого Су-24 был поражён ЗУР MIM-104 Patriot и упал на территории Сирии, наблюдалось катапультирование обоих пилотов. Один член экипажа - полковник ВВС Сирии погиб. 11.06.2015, разбился Су-24мк2 ВВС Сирии. Место падения - район город Босра аль-Харир в провинции Дараа. Самолёт упал горящим со сравнительно большой высоты. И это только их открытых источников…
    - президент Судана Омар Хасан аль-Башир заявил, что эти самолёты будут использоваться «только для отражения внешней агрессии». Увы, президент слово дал, слово забрал… Суданский чемодан - работает от саудовцев по Йемену.
    hi
  26. chetbor 22 ноября 2015 18:29
    - Для обучения экипажей 196-го и 559-го БАП… Во первых «бап» пишется через строчные буквы, а вот вторых – 196 бап – енто кто?????
    - 4 октября 1999 года во время разведывательного полёта был потерян Су-24МР из состава 11-го РАП. Пилот при этом погиб, а штурман удачно катапультировался и попал в плен к чеченцам, но позже ему удалось сбежать. Так, мил автор, даже гугл знает, что 11 орап, так как ВСЕГДА разведполки и аэ были ОТДЕЛЬНЫМИ – то орап и ораэ. И в продолжении - экипаж м-р Стукало КА и штурман ст. л-т Смыслов ЕН, при выполнении полета на выполнении разведки целей в районе нп Урус-Мортан, самолет был сбит при выполнении очередного захода (с одного и того же направления и маневра), экипаж катапультировался, однако из-за малой высоты, штатно сработала только К-36д штурмана, летчик погиб при ударе об землю. Штурман попал в плен и был освобожден после спецоперации 24 ноября.
    - 7 мая 2000 года из ПЗРК неподалёку от чеченского села Беной-Ведено был сбит Су-24МР, оба члена экипажа погибли. В отличие от предыдущих попыток, расчёт зенитного комплекса действовал на редкость грамотно и хладнокровно. Пуск ракеты был выполнен с удачной огневой позиции и в наиболее выгодный для поражения момент разворота самолёта. Оставим попытки умножить успехи боевиков в сторонке. Экипаж командир звена м-р Казаков ЮВ, штурман к-н Курдюков ЕВ, при выполнении полета по спецзаданию на разведку и контролю результатов удара самолет столкнулся с горой в районе 7 км юго-восточнее Беной-Ведено, северный склон отметки 1449,5 на Н=1295м экипаж погиб. В результате проведения ПСР 15 мая обнаружено место падения самолета. Выполнены работы по поиску и эвакуации останков экипажа и фрагментов самолета. Попытка выйти под облака в горах…
    - В общей сложности во 2-ю Чеченскую Су-24М и Су-24МР совершили около 800 боевых вылетов. Участвовали Су-24, Су-24м и Су-24мр в обеих компаниях.
    - В «российско-грузинской войне» 2008 года были задействованы бомбардировщики: Су-24М 959-го БАП… Возникает вопрос, откуда там взялись Су-24м, если так всегда были простые Су-24 до самого разгона полка…
    hi
    Ну как его снимут с вооружения, можно будет и по более написать...
    1. древний 24 ноября 2015 17:05
      Цитата: chetbor
      а вот вторых – 196 бап – енто кто?????


      Тогда была "мысля" сформировать 196 бап из Ейского и с Лебяжки, а 11 орап "почикать" до ораэ и отдать в Морозовск и одну ещё куда-то..не помню уже,но...не сраслось.

      Да..в Ейске были только простые Т-6..которые потом продавали с аукциона в 2012 году, но..все эти Т-6 были и "модернизированы" по ОКР.."Метроном" wink
  27. Чарик 3 февраля 2016 08:06
    а случайно это не х-58 висит на фото где подписано что х-31п
    1. Bongo 3 февраля 2016 08:45
      Цитата: Чарик
      а случайно это не х-58 висит на фото где подписано что х-31п

      Она самая, подписал по запарке неправильно, мой косяк. hi
  28. avg-mgn 28 мая 2016 14:18
    достойнейший материал, спасибо!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня