Roly-onion

Nine-year-old twins Vanya and Zhora Strelnikov played war. Zhora defended the fortress - the bed. And Vanya tried to seize it. The guys were so keen on the game that they did not immediately hear the noise of cars outside the windows.


The door shook under heavy blows, the frightened boys climbed onto a bed that still seemed like a safe fortress. A few German soldiers entered the house, knocking heavily with their boots. Talking loudly to each other, they began to destroy furniture, dishes, to get clothes. One pointed to Zhora and said something loudly. Mom rushed to the boys, but she was slapped in the face.
- Fool! - Jora shouted and threw a pillow at the German.

It probably seemed to the boy that he was still in his fortress, and in his hands was not a pillow, but a heavy stone.

The German was furious even more and, continuing to shout the same word, went up to the guys, grabbed Zhora and kicked him out into the middle of the room. Another machine gun hit mom on the head. Both fell to the floor. There was a dry crash of the automatic fire, then the receding sound of footsteps, laughter, whistling of some kind of melody - and everything was quiet.

But miraculously surviving Vanka did not hear that. He stared at his mother and brother. Below them was a scarlet spot. So bright, like it was painted with oil paint.

... a year and a half has passed. Now orphaned Vanka lived with the neighbors - the women of Shura and her grandson Grishka, the same age as Vanka.

Rumbled fights at Kursk. In the small hospital of the village of Grushevka, Dolgorukovsky district, where Vanya lived, often wounded were brought. And almost every day the boy came to this hospital. He hoped that one day his father would be brought there, who had gone to the front in the first days of the war. But the father was not brought.
On one of the hot days, Vanya, as always, stood under the windows of the hospital.

- Jora! - he suddenly heard someone's voice.

The boy looked up, a thin unfamiliar woman calling out of the window. She waved her hand, inviting him in. Vanya thought that she confused him with his deceased brother. He opened the door and went inside. Here there were metal bunks close to each other, on one sat that stranger.

- You called me? - asked Roly.

“Not him,” the woman suddenly said very quietly. She rose heavily, unsteadily approached the boy, hugged, hugged.

- Forgive me, forgive! - she said. - I had a son, you know? Zhora name. Very similar to you ... Killed by the bombing. I myself am a doctor, but I could not save him ...

“And my friend Zhora was called,” said Vanka, and he buried his nose in the woman’s torn robe. After all, it seemed to him for a moment that his mother called out of the window.

... Antonina Sergeyevna Korobova was brought to the hospital right from the battlefield. She is a doctor, provided first aid to the victims and she herself came under fire. The wound was harmless, but the patient needed care and good nutrition. And what are the vitamins, when “war is outside”? Her arms and legs began to hurt, her teeth fell out - scurvy, an eternal companion of wars and famine, came to Antonina Sergeyevna.

Roly often visited his new acquaintance and was very attached to her. And she loved the boy with all her heart, so much like her lost son.
- Aunt Tonya, what is scurvy? - once asked Roly.

- The disease is such. To overcome it, lemons need to eat, oil, meat. And best of all the usual onion helps. Do not worry, Vanechka, I will recover soon.

Bow. What a short word - just three letters. But his health depends on him, and maybe even the life of his beloved boy, Aunt Tony!

Outside the village was a mined field: retreating, the Nazis left behind a "gift". None of the villagers, of course, did not go there. They waited: our troops will come, there will be miners, then they will bring order and order. Until then, let them lie. And Roly judged this: if suddenly the fascists return, they will be afraid to turn their heads into this field. So, there you can plant a precious bow.

The boy asked the woman Shura for the seeds (or maybe for someone else, I don’t know for sure). As explained the need, also not known.

And here on the field, where, like wolves in an ambush, unguarded people lay in wait for mines, a little living piece of earth turned green. Quite from the edge, tiny but green! It stretched to the sun feathers, filled with vitamins, which were so necessary to Aunt Tone and other fighters suffering from scurvy.

Every day Vanya went to his “plot” to him alone a well-known path. He devoted only Grishka to the secret, but he never took it with him. Sometimes fear, like a spider, entangled the boy’s soul with its nets. And then, walking to his "garden", he said aloud:

- Today, do not touch me!

He spoke to the German mines, and they, although they did not understand Russian, obeyed him. And the precious onion soon grew.

Antonina Sergeevna recovered so much that she was discharged, and she again went to the front.

- The war will end, I will come here and take you to my place, to Penza, she promised to Van. - You saved my life, Roly-onion!

So it was. But in the 1944, Vanya died. He played with a puppy, who came to the house of Baba Shura. Shaggy baby ran out on the same field.
- Stop! - shouted Vanya.

And he ran after the fool to save him. Yes, apparently, I forgot to ask the mines not to explode ...

And Antonina Sergeevna remained alive. After the war, she came to Grushevka for her named son, for Vanka-Lukovitsa. But...

Instead of historical commentary

During the Great Patriotic War, scurvy for a long time followed the heels of the Russian people - both fighters and those who remained in the rear. But Soviet doctors and nurses in this difficult time made the feat - and we are talking about this and other diseases. Medicine not only threw all its strength into saving the wounded and sick (and about 76 percent of the injured and more than 90 percent of the sick returned to the system!), But also, adapting to the hardest conditions, began to produce new drugs or methods of treatment, sometimes out of nothing Here are just some facts and examples.

In the case of extensive wounds to soldiers, to prevent gangrene, ordinary cotton cloth soaked in a solution of table salt was placed on the wound. Salt absorbed the liquid, but it did not affect the red blood cells, white blood cells and living blood cells and tissues.

Sea water quite successfully replaced a portion of donor blood, which was desperately lacking. After all, the composition of sea water is very close to the composition of blood. In addition, salt helped fight the causative agents of various diseases. But, of course, this replacement was possible only if the loss of blood was small. Here it is necessary to mention the most valuable work of S.E. Severin, Head of the Department of Biochemistry, MSU, who developed a recipe for increasing the shelf life of donor blood.

Hot waxy paraffin was applied to purulent wounds, swelling and fresh fractures - here you have thermal procedures ...

A lot of work was done and struggling with diseases caused by a lack of vitamins, primarily with scurvy. Professor V.A. Engelhardt developed a method of obtaining vitamin C from unripe walnut. And even special plants were built for the manufacture of vitamin C in this way.



Chemists of all departments of the Leningrad Forestry Academy, even under blockade conditions, starting from 1941, coniferous extract rich in vitamin C was produced in large quantities. The infusion on pine needles was very widespread. They were first treated with scurvy. And after all, this method was developed by Leningraders, who, according to the plan of the fascists, were supposed to die out of hunger! And employees of the Vitamin Institute raised documents two centuries ago, when Russia exported needles as a cure for scurvy. Even documents about how Russians treated scurvy during the war with the Swedes were excavated in the archives. We learned how to shred needles, make extraction, filter. In general, the work of Leningrad physicians is a separate, big material ...

Tsing was treated with birch sap and kvass. Among the partisans, they say, the bike was a joke: the fascists, they say, will see how Russian soldiers are attached to birches, and they will believe that “Rus Ivan” can eat trees. Then they will understand that we are invincible ...

Almost all fruit-bearing trees and shrubs were brewed - from gooseberries and currants to apple and cherries, and in many villages these leaves were dried for the winter, crushed and, mixed with water, baked cakes.

They also made onion extracts, but, unfortunately, they could not be stored for a long time, and in dried onions, the vitamins lost their power.

... A little more than a year of war passed - and the number of patients with scurvy decreased significantly. Eh, Roly-onion! And your contribution to this is ...
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. anip 27 October 2015 07: 39 New
    • 11
    • 0
    +11
    Sorry for the kid ... After all, he had already survived the worst ...
  2. parusnik 27 October 2015 08: 01 New
    • 10
    • 0
    +10
    Oh, Vanka-onion!..I experienced it, it seemed .. Thank you ..
  3. Consul-t 27 October 2015 08: 42 New
    • 16
    • 0
    +16
    Thank you for the article. How many unknown heroes of that war remained in oblivion.
    We must talk about it, make films. Let the youth know.
    We do not know our history and our best brothers and sisters, fathers and grandfathers, their self-sacrifice, their feat in difficult times.
    The Russian people are invincible, but if we were still a united people, like other small nations, then not a single foreign mongrel would dare to yap at us.
  4. miv110 27 October 2015 10: 18 New
    • 7
    • 0
    +7
    Oh Mother Nature - Green Pharmacy! How many lives she saved then. Sphagnum (moss) instead of bandages, Yagel (Iceland cetraria lichen) and you food and a powerful antibiotic, “Kapor tea” - the legendary fireweed, growing like weed everywhere at hand, ordinary nettle, etc., etc.
  5. SSV
    SSV 27 October 2015 10: 51 New
    • 8
    • 0
    +8
    Damned war. To forget such things is a crime.
  6. Skalpel 27 October 2015 12: 46 New
    • 8
    • 0
    +8
    Almost to tears ...
    And how many such unknown little BIG HEROES of the Great War remained forever in that time. Who endured the hardships of that time and made their overwhelming heroic contribution to the continuation of life and the victory over death - they almost did not wait for a peaceful sky ...
    Eternal memory to Vanka and all children-Heroes!
    P / S - include similar topics in all classroom hours in schools.
  7. a housewife 27 October 2015 13: 48 New
    • 3
    • 0
    +3
    How many families - so many stories! Of course, we need more books and films, not only about fighters, but about ordinary people. And one more plant. Dad told me what salvation during the war was wild garlic in the spring. Indeed, even now, many begin to collect it in the forest at the end of January, digging up snow. Sprouts are still small, but already juicy and sharp - a lot of vitamins and volatile. and very tasty.
  8. Mikado 28 October 2015 21: 31 New
    • 1
    • 0
    +1
    Sophia, thank you for your articles!
  9. Reptiloid 29 October 2015 21: 33 New
    • 0
    • 0
    0
    Thank you very much for the article, Sophia. Another fate of the Soviet people.

Ванька-луковица

Девятилетние близнецы Ваня и Жора Стрельниковы играли в войну. Жора оборонял крепость - кровать. А Ваня пытался её захватить. Ребята были так увлечены игрой, что не сразу услышали шум машин за окнами.

Дверь задрожала под тяжёлыми ударами, испуганные мальчишки забрались на кровать, которая всё ещё казалась надёжной крепостью. В дом, тяжело стуча сапогами, вошли несколько немецких солдат. Громко разговаривая друг с другом, принялись крушить мебель, посуду, доставать одежду. Один указал на Жору и что-то громко сказал. Мама кинулась было к мальчикам, но её ударили по лицу.
- Дурак! - крикнул Жора и бросил в немца подушку.

Мальчику, наверное, казалось, что он всё ещё в своей крепости, а в руках у него ― не подушка, а тяжёлый камень.


Немец разъярился ещё больше и, продолжая кричать это же слово, подошёл к ребятам, схватил Жору и пинком вытолкал на середину комнаты. Другой автоматом ударил по голове маму. Оба упали на пол. Раздался сухой треск автоматной очереди, затем удаляющийся топот шагов, смех, насвистывание какой-то мелодии ― и всё стихло.

Но чудом оставшийся в живых Ванька не слышал этого. Он неотрывно смотрел на маму и брата. Под ними расплывалось алое пятно. Такое яркое, будто его нарисовали масляной краской.

...Прошло полтора года. Теперь осиротевший Ванька жил у соседей ― бабы Шуры и её внука Гришки, ровесника Ваньке.

Гремели бои на Курской Дуге. В маленький госпиталь села Грушевка Долгоруковского района, где жил Ваня, часто привозили раненых. И почти каждый день мальчишка приходил в этот госпиталь. Он надеялся, что однажды туда привезут отца, который ушёл на фронт в первые дни войны. Но отца не привозили.
В один из жарких дней Ваня, как всегда, стоял под окнами госпиталя.

- Жора! - вдруг услышал он чей-то голос.

Мальчик поднял голову ― из окна его звала худая незнакомая женщина. Махнула рукой, приглашая войти. Ваня подумал, что она спутала его с погибшим братом. Открыл дверь и вошёл внутрь. Здесь плотно друг к другу стояли металлические койки, на одной сидела та незнакомка.

- Вы меня звали? - спросил Ванька.

- Не он, - вдруг очень тихо сказала женщина. Тяжело поднялась, нетвердо подошла к мальчику, обняла, прижала к себе.

- Прости меня, прости! - сказала она. - У меня сынок был, понимаешь? Жорой звали. Очень на тебя похож... Погиб по бомбёжкой. Я сама врач, а его спасти не смогла...

- А у меня Жорой звали брата, - сказал Ванька и уткнулся носом в рваный халат женщины. Ведь ему на минутку показалось, что из окна его позвала мама.

...Антонину Сергеевну Коробову привезли в госпиталь прямо с поля боя. Она врач, оказывала первую помощь пострадавшим и сама попала под обстрел. Рана была неопасная, но больной требовался уход и хорошее питание. А какие витамины, когда «на улице ― война»? Стали болеть руки, ноги, выпадали зубы ― к Антонине Сергеевне подбиралась цинга, вечная спутница войн и голода.

Ванька часто навещал свою новую знакомую и очень к ней привязался. А она всей душой полюбила мальчика, так похожего на погибшего сына.
- Тётя Тоня, что такое цинга? - однажды спросил Ванька.

- Болезнь такая. Чтобы её одолеть, лимоны надо кушать, масло, мясо. А лучше всего обычный репчатый лук помогает. Ты не беспокойся, Ванечка, я скоро поправлюсь.

Лук. Какое короткое слово ― всего-то три буквы. Но от него зависит здоровье, а может быть, даже жизнь полюбившейся мальчишку тёти Тони!

За селом было заминированное поле: отступая, фашисты оставили за собой «подарок». Никто из селян, конечно, туда не ходил. Ждали: придут наши войска, будут и минёры, тогда порядок и наведут. А до той поры пусть себе лежат. А Ванька рассудил так: если вдруг фашисты вернутся, то побоятся сунуться на это поле. Значит, там можно посадить драгоценный лук.

Мальчишка попросил у бабы Шуры семена (а может, у кого другого, не знаю точно). Как объяснил необходимость, тоже не известно.

И вот на поле, где, как волки в засаде, подстерегали неосторожных людей мины, зазеленел маленький живой кусочек земли. Совсем с краешку, крохотный, но зелёный! Это тянулись к солнцу пёрышки, наполненные витаминами, которые были так нужны тёте Тоне и другим бойцам, страдающим цингой.

Каждый день Ваня ходил на свою «делянку» ему одному известной тропой. В тайну посвятил только Гришку, но с собой не взял ни разу. Иногда страх, словно паук, опутывал своими сетями душу мальчугана. И тогда, шагая к своему «огороду», он вслух говорил:

- Сегодня меня не трогайте!

Он разговаривал с немецкими минами, и они, хоть и не понимали по―русски, слушались его. И драгоценный лук вскоре вырос.

Антонина Сергеевна поправилась настолько, что её выписали, и она снова уехала на фронт.

- Кончится война, приеду сюда и заберу тебя к себе, в Пензу, пообещала она Ване. - Ты мне жизнь спас, Ванька-луковица!

Так бы оно и было. Но в 1944 году Ваня погиб. Он играл со щенком, который прибился к дому бабы Шуры. Лохматый малыш выбежал на то самое поле.
- Стой! - крикнул Ваня.

И побежал за несмышлёнышем, чтобы спасти его. Да, видимо, забыл попросить мины не взрываться...

А Антонина Сергеевна осталась жива. После войны она приехала в Грушевку за своим названным сыном, за Ванькой-луковицей. Но...

Вместо исторического комментария

Во время Великой Отечественной войны цинга долгое время ходила по пятам за русским людьми ― и бойцами, и теми, кто остался в тылу. Но советские врачи и медсёстры в это тяжёлое время совершили подвиг ― причём речь идёт об этом и о других заболеваниях. Медицина не только бросила все силы на то, чтобы спасать раненых и больных (а в строй вернулись около 76 процентов раненых и более 90 процентов больных!), но и, приспособившись к тяжелейшим условиям, стала производить новые лекарства или способы лечения, причём иногда буквально из ничего. Вот только некоторые факты и примеры.

В случае обширных рваных ран солдатам для предотвращения гангрены накладывали на рану обычную хлопковую ткань, смоченную в растворе поваренной соли. Соль впитывала жидкость, но при этом не затрагивала эритроциты, лейкоциты и живые клетки крови и тканей.

Морская вода довольно успешно заменяла порцию донорской крови, которой отчаянно не хватало. Ведь состав морской воды весьма близок к составу крови. Кроме того, соль помогала бороться с возбудителями разных болезней. Но, конечно, эта замена была возможна лишь в том случае, если потеря крови была небольшой. Здесь нельзя не упомянуть о ценнейшей работе заведующего кафедрой биохимии МГУ С.Е.Северина, который разработал рецептуру для увеличения сроков хранения донорской крови.

На гнойные раны, отёки и свежие переломы накладывали горячий парафин ― вот тебе и тепловые процедуры...

Огромную работу провели и борясь с болезнями, вызванными нехваткой витаминов, в первую очередь, - с цингой. Профессор В.А.Энгельгардт разработал способ получения витамина С из незрелого грецкого ореха. И даже были построены специальные заводы для изготовления таким путём витамина С.

Ванька-луковица


Химики всех кафедр Ленинградской лесотехнической академии даже в условиях блокады, начиная с 1941 года, выпускали в большом количестве хвойный экстракт, богатый витамином С. Очень широкое распространение получил настой на сосновых иголках. Им в первую очередь лечили цингу. И ведь этот способ разработали именно ленинградцы, которые, по замыслу фашистов, должны были поголовно умереть от голода! А работники Витаминного института подняли документы двухвековой давности, когда Россия экспортировала хвою как лекарство от цинги. Раскопали в архивах даже документы о том, как русские лечили цингу во время войны со шведами. Научились правильно измельчать иглы, производить экстракцию, фильтровать. Вообще, работа ленинградских медиков ― это отдельный, большой материал...

Цингу лечили и берёзовым соком, и квасом. Среди партизан, говорят, ходила байка-шутка: фашисты, мол, увидят, как русские солдаты к берёзам прикладываются, - и поверят, что «рус Иван» может деревьями питаться. Тогда-то и поймут, что мы непобедимы...

Заваривали и листья практически всех плодоносящих деревьев и кустарников ― от крыжовника и смородины до яблонь и вишен, а во многих деревнях эти листочки сушили на зиму, измельчали и, смешивая с водой, пекли лепешечки.

Изготавливали и луковые настои, но, к сожалению, они не могли долго храниться, а в сушеном луке витамины теряли свою силу.

...Прошло немногим более года войны ― и количество больных цингой значительно уменьшилось. Эх, Ванька-луковка! И твой вклад в это есть...
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. anip 27 октября 2015 07:39
    Жалко пацана... Ведь пережил уже самое страшное...
  2. parusnik 27 октября 2015 08:01
    Эх, Ванька-луковка!..Такое пережил, казалось..Спасибо..
  3. Consul-t 27 октября 2015 08:42
    Спасибо за статью. Сколько же неизвестных героев той войны остались в забытьи.
    Надо говорить об этом, фильмы снимать. Пусть молодежь знает.
    Мы не знаем свою историю и своих лучших братьев и сестер, отцов и дедов, их самопожертвование, их подвиг в тяжелую годину.
    Русский народ непобедим, но если бы мы еще были сплоченным народом, как другие небольшие нации, тогда ни одна заграничная шавка бы не посмела на нас тявкнуть.
  4. miv110 27 октября 2015 10:18
    Эх Матушка Природа - Зелёная аптека! Сколько жизней она спасла тогда. Сфагнум (мох)вместо бинтов, Ягель (лишайник цетрария исландская) и тебе еда и мощный антибиотик,"капорский чай"- легендарный кипрей, растущий как сорняк везде под рукой, обыкновенная крапива и пр. и пр.
  5. SSV 27 октября 2015 10:51
    Проклятая война. Такие вещи забывать - преступление.
    SSV
  6. Skalpel 27 октября 2015 12:46
    Чуть не до слез...
    А сколько таких неизвестных маленьких БОЛЬШИХ ГЕРОЕВ Великой Войны осталось навсегда в том времени. Которые вынесли тяготы того времени и внеся свой непосильный героический вклад в продолжение жизни и победу над смертью - совсем чуть-чуть не дождались мирного неба...
    Вечная память Ваньке и всем детям-Героям!
    P/S - включить подобные темы во все классные часы в школах.
  7. домохозяйка 27 октября 2015 13:48
    Сколько семей - столько историй! Конечно, надо больше книг и фильмов, не только о бойцах, но об обычных людях. И ещё об одном растении. Папа мне рассказывал, каким спасением во время войны была весной черемша. Ведь и сейчас многие начинают её собирать в лесу ещё в конце января, раскапывая снег. Ростки ещё маленькие, но уже сочные и острые - масса витаминов и фитонцидов. и очень вкусно.
  8. Микадо 28 октября 2015 21:31
    Софья, спасибо Вам за Ваши статьи!
  9. Reptiloid 29 октября 2015 21:33
    Большое спасибо за статью,Софья.Ещё судьбы советских людей.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня