Южный Вьетнам. Как появился, развивался и рухнул сайгонский режим

Шестьдесят лет назад, 26 октября 1955 года, на территории Южного Вьетнама было провозглашено создание Республики Вьетнам. В некоторой степени это решение предопределило дальнейшее развитие событий на многострадальной вьетнамской земле — еще двадцать лет на многострадальной вьетнамской продолжалась одна из наиболее кровопролитных войн второй половины ХХ века.

Первые три десятилетия вьетнамской независимости в ХХ веке — это история непрерывной борьбы коммунистов и антикоммунистов. Вьетнаму было суждено стать местом столкновения двух «миров» того времени — коммунистического во главе с Советским Союзом и капиталистического во главе с США. Именно по линии идеологии первоначально и проходил основной раздел между политическими силами Вьетнама. Когда после окончания Второй мировой войны начался настоящий «парад суверенитетов» колоний европейских держав в Азии и Африке, Вьетнам также не преминул провозгласить свою политическую независимость. Это произошло 19 августа 1945 года и стало непосредственным результатом поражения японской армии во Второй мировой войне. Японцы вступили на территорию Вьетнама еще в 1940 г. и вплоть до начала 1945 г. формально управляли Вьетнамом вместе с французской колониальной администрацией, перешедшей на сторону коллаборационистского правительства Виши. Но после того как вишистская Франция пала, японцы более не считали себя обязанными признавать формальное управление французской администрации над Вьетнамом. Вместо этого они решили создать во Вьетнаме полностью подконтрольное марионеточное государство — по типу Маньчжоу-го, поставив во главе него коронованного еще в 1925 г. вьетнамского императора Бао Дая. 11 марта 1945 г. Бао Дай, под японским давлением, провозгласил независимость «Вьетнамской империи». Однако история этого квазигосударственного образования была недолгой. Уже в середине августа 1945 г., после поражения Японии, Бао Дай фактически был свергнут со своего престола. 30 августа 1945 г. он официально зачитал акт отречения от престола, после чего покинул страну. Казалось, что Вьетнам, освобожденный от японских марионеток, начнет путь строительства независимой государственности. Но независимый Вьетнам, тем более под руководством просоветской коммунистической партии, никоим образом не устраивал бывших «хозяев» страны — французских колонизаторов. Тем более, если на севере Вьетнама, вблизи китайской границы, были очень сильны позиции коммунистов, то юг традиционно считался антикоммунистическим.

Южный Вьетнам. Как появился, развивался и рухнул сайгонский режим



Кохинхина — особый регион Вьетнама

Несмотря на то, что исторически юг также входил в состав Вьетнамского государства, он вошел в его состав сравнительно поздно. Значительную часть населения здесь составляли не вьетнамцы (вьеты), а представители родственной народности мыонг, а также мон-кхмерские и австронезийские народы (горные кхмеры и горные тямы). Используя национальные противоречия и относительную слабость южной части страны, Франция еще в XIX веке достаточно легко оккупировала регион и превратила его в колонию Кохинхина. Отметим, что Северный Вьетнам (Тонкин) и Центральный Вьетнам (Аннам) имели статус протекторатов, а Кохинхина — статус колонии. Французское влияние здесь было наиболее сильным. В Сайгоне — столице колонии — постепенно обосновалась многочисленная европейская диаспора — торговцы, моряки, бывшие солдаты и сержанты французских колониальных войск и Иностранного легиона. Кроме того, среди жителей Южного Вьетнама постепенно распространялось и французское культурное влияние — росло количество смешанных браков, некоторые вьетнамцы и, в особенности, представители национальных меньшинств, принимали католицизм. Поэтому Франция всегда рассматривала Южный Вьетнам как свою вотчину. Южный Вьетнам, ко времени французской колонизации, имел целый ряд специфических черт, существенно отличающих его политическое и экономическое развитие от Северного Вьетнама. По мнению кандидата исторических наук М.А. Сюннерберга, к ним относились: 1) более простая организация системы государственного управления и приоритет военачальников над гражданским чиновничеством; 2) слабое влияние конфуцианского учения на процессы управленческой деятельности; 3) слабость общинных традиций и превалирование частного землевладения над общинным; 4) религиозный вакуум, заполнявшийся деятельностью различных сект и заимствуемых религий; 5) динамичность и открытость населения Южного Вьетнама иностранным культурным влияниям (См.: Сюннерберг М.А. Становление и развитие первой республики Вьетнам. Автореферат дис. … канд.ист.наук. М., 2009.). Жители Южного Вьетнама имели менее выраженную национальную идентичность, не связывали собственные интересы с общеполитическими и общенациональными. Во многом, именно эти характерные черты южновьетнамского общества стали одним из главных препятствий быстрого распространения коммунистической идеологии в регионе. Если на севере страны коммунизм утвердился стремительно и органично наложился на общинные традиции северовьетнамского населения, то на юге коммунисты длительное время не могли обрести масштабной народной поддержки.

Между тем, как только Вьетнам провозгласил под руководством коммунистов свою независимость, на юге страны высадились английские войска. Именно британцами были освобождены из тюрьмы арестованные вьетнамскими патриотами французские колониальные офицеры и чиновники, после чего восстановлено управление французской колониальной администрации на значительной части территории страны. Тем не менее, в 1946 г. Франция признала независимость Демократической республики Вьетнам в составе Индокитайского союза. Это был хитрый тактический ход французского руководства, направленный на сохранение политического влияния Франции в регионе. Параллельно французское командование осуществляло подготовку к реваншу и восстановлению контроля над территорией бывшей колонии. Когда Вьетнам покинули британские войска, Франция приступила к организации вооруженных провокаций против Вьетнама. Наиболее масштабной и кровавой провокацией стал обстрел города и порта Хайфона артиллерией французских военных кораблей, в результате чего погибло несколько тысяч человек. К началу 17 г. французским войскам удалось установить контроль над большей частью территории Вьетнама, а в 1949 г. было провозглашено создание независимого Государства Вьетнам, формальным правителем которого вновь провозгласили вьетнамского императора Бао Дая. Однако в том же 1949 г. силы вьетнамских коммунистов, получив поддержку со стороны Китая, перешли в наступление и смогли занять часть территории страны, на которой продолжила свое существование ДРВ — Демократическая республика Вьетнам (или Северный Вьетнам).

Южный Вьетнам. Как появился, развивался и рухнул сайгонский режим
— исторический флаг вьетнамской династии Нгуен (с 1890 по 1920), принятый в качестве государственного флага Республики Вьетнам.

После того, как Советский Союз и Китай признали правительство Северного Вьетнама единственным легитимным представителем вьетнамского народа, в ответ США и целый ряд других капиталистических стран объявили о признании Государства Вьетнам под руководством Бао Дая. Началась вооруженная конфронтация вьетнамских коммунистов и французских колониальных войск, на стороне которых сражались и вооруженные формирования Государства Вьетнам. Следует отметить, что, несмотря на первоначальное многократное превосходство французских войск в вооружении и боевой выучке, уже в 1953-1954 гг. стал очевиден перелом в войне в пользу Северного Вьетнама. После знаменитого поражения под Дьенбьенфу, осада которого продолжалась с 13 марта по 7 мая 1954 г., Франция поспешила подписать Женевские соглашения, в соответствии с которыми французские вооруженные силы выводились с территории Индокитая, прекращались боевые действия между Демократической республикой Вьетнам и Государством Вьетнам, территория страны разделялась на две части — северная оставалась под контролем Демократической республики Вьетнам, южная — собственно Государство Вьетнам — входила в состав Французского Союза в качестве суверенного государства. Кроме того, предполагалось в июле 1956 г. провести выборы в Северном и Южном Вьетнаме, чтобы воссоединить страну и сформировать единое правительство. Однако результаты Женевской конференции не признали Соединенные Штаты Америки, которые решили сменить Францию на месте организатора антикоммунистических сил в Индокитае. Американское руководство очень опасалось, что на выборах может легальным путем прийти к власти коммунистическая партия, поэтому был взят курс на предотвращение объединения страны. Тем более, на юге Вьетнама также активизировались местные коммунисты, рассчитывавшие в перспективе свергнуть профранцузский режим и объединиться с Демократической республикой Вьетнам. После поражения при Дьенбьенфу Государство Вьетнам, и прежде не отличавшееся эффективностью управления, превратилось в еще более рыхлое образование. Бао Дай, в 1954 г. вновь назначенный формальным правителем Вьетнама, предпочел покинуть страну и уехать навсегда в Европу.

Католик-конфуцианец Нго Динь Зьем

Фактическим руководителем Южного Вьетнама оказался назначенный по решению Бао Дая премьер-министром Государства Вьетнам Нго Динь Зьем (1901-1963). Кандидатура этого человека вполне устраивала Францию и США, поскольку Нго Динь Зьем был представителем потомственной европеизированной элиты Вьетнама, христианином-католиком по вероисповеданию. Его французское полное имя — Жан-Батист Нго Динь Зьем. Еще в XVII веке португальские миссионеры, проповедовавшие во Вьетнаме, обратили семью влиятельных вьетнамских «мандаринов» — предков Нго Динь Зьема — в католицизм. После этого, на протяжении многих поколений, предки Нго Динь Зьема страдали, как и другие вьетнамские католики, от притеснений со стороны вьетнамских императоров. Когда в 1880 г. отец Нго Динь Зьема Нго Динь Ха получал образование в Малайе, во Вьетнаме вспыхнул очередной антикатолический погром, в результате которого были убиты родители и все братья и сестры Нго Динь Ха. Однако это событие еще в большей степени укрепило Ха в его вере. Он продолжал государственную службу, сделав удачную карьеру при дворе и дослужившись до должности камергера и министра обрядов. Однако после того, как французы низложили императора Тхань Тай, Нго Динь Ха ушел в отставку и занялся плантационным сельским хозяйством. Его сын Нго Динь Зьем получил образование во французской католической школе, краткое время был послушником в монастыре, однако ушел из монастыря, решив, что монашеская жизнь слишком трудна для него. После ухода из монастыря Зьем поступил в школу государственного управления в Ханое.

В 1921 г. он окончил курс обучения и начал службу в должности сотрудника королевской библиотеки в Хюэ. Для современной России, да и многих других стран, начало карьеры госслужащего с должности библиотекаря выглядит достаточно необычно, однако в странах конфуцианской и буддийской культуры — Китае, Вьетнаме, Корее, Японии и т.д., это вполне почетная должность, при должном усердии обеспечивающая дальнейшее карьерное продвижение. Так и случилось со Нго Динь Зьемом. Южный Вьетнам. Как появился, развивался и рухнул сайгонский режим Вскоре он был назначен главой района, в состав которого входило 70 деревень. Зьему не было еще и 25 лет, когда он стал главой провинции из 300 деревень. Дальнейшему быстрому карьерному росту Нго Динь Зьема способствовала его женитьба на дочери католика — главы Совета министров Нгуен Хыу Бая. Однако многие чиновники французской колониальной администрации относились к Зьему достаточно прохладно, поскольку молодой чиновник требовал предоставления Вьетнаму большей автономии в решении внутренних вопросов. В 1029 г. произошло и знакомство Нго Динь Зьема с коммунистами. После того, как ему в руки попала коммунистическая листовка, содержание которой возмутило молодого мандарина до глубины души (он был горячим противником революций и народного самоуправления), Нго Динь Зьем превратился в активного антикоммуниста и участвовал в деятельности по подавлению коммунистических организаций на территории Вьетнама. В 1930 г. Нго Динь Зьем стал губернатором провинции Бинь Туан, где смог эффективно подавить крестьянские восстания, а в 1933 г., по протекции Нгуен Хыу Бая, тридцатидвухлетний чиновник был назначен министром внутренних дел при дворе Бао Дая. Однако, достигнув этого поста, Нго Динь Зьем продолжил настаивать на увеличении автономии Вьетнама, включая введение вьетнамского законодательства, что очень не нравилось французской администрации. В конце концов, всего через три месяца после назначения на должность министра внутренних дел, Нго Динь Зьем ушел в отставку. С этого времени и на протяжении 21 года Нго Динь Зьем не имел официального рода занятий. Первые десять лет он жил в Хюэ, находясь под наблюдением колониальных властей.

В 1945 г. японские оккупационные власти предложили Зьему пост премьер-министра, однако он отказался. Впрочем, вскоре Зьем передумал и обратился к японцам с заявлением, что согласен на роль главы вьетнамского правительства, но японцы уже нашли к этому времени другую кандидатуру. Так Нго Динь Зьем сохранил «чистую» биографию и избежал возможных обвинений в коллаборационизме и сотрудничестве с оккупационными властями. После окончания Второй мировой войны Нго Динь Зьем продолжал политическую деятельность и выступал за «третий путь» развития Вьетнама, отличный и от коммунистической модели, предлагаемой Хо Ши Мином, и от статуса колонии, в котором Вьетнам хотела законсервировать французская колониальная администрация. Именно к началу 1950-х гг. относится и завязывание Нго Динь Зьемом прочных контактов с политической элитой США. Во время поездки в США Зьем познакомился с американским политологом Уэсли Фишелем, консультировавшим правительство Соединенных Штатов Америки и выступавшим за создание антикоммунистической и антиколониальной «третьей силы» в азиатских странах. К этому времени в США получили большую популярность азиатские политики антикоммунистического толка — опасавшиеся повтора «корейского сценария», американские руководители были готовы оказать политическим деятелям, выступающим против коммунистического влияния, всестороннюю поддержку. Именно поддержка правящих кругов США, включая Дуайта Эйзенхауэра, определила дальнейшее политическое будущее Нго Динь Зьема. 26 июня 1954 г. он занял пост премьер-министра Государства Вьетнам.

Референдум и создание Республики Вьетнам

Интересно, что Бао Дай относился к Нго Динь Зьему негативно и поручил ему возглавить правительство Государства Вьетнам исключительно потому, что через Зьема, обладавшего связями в США, направлялся основной поток американской военной и финансовой помощи Южному Вьетнаму. Как оказалось — назначение Нго Динь Зьема сыграло роковую роль и в политической карьере самого вьетнамского экс-императора. Безусловно, как политик Нго Динь Зьем был намного сильнее Бао Дая, и последнему не мог помочь даже авторитет представителя императорской династии. Нго Динь Зьему удалось умиротворить прежних врагов — вооруженные формирования крупнейших сект «Хоа хао» и «Као дай», вьетнамскую мафию «Бинь Сюйен», контролировавшую Сайгон. После обретения прочного положения, Нго Динь Зьем начал агитационную кампанию против Бао Дая. На 23 октября 1955 г. Нго Динь Зьем назначил референдум по вопросу о провозглашении Государства Вьетнам республикой. На референдуме гражданам Вьетнама предстояло сделать выбор между Нго Динь Зьемом и республиканским путем развития страны и Бао Даем и сохранением Государства Вьетнам в прежнем виде. Поскольку Нго Динь Зьем обладал несопоставимыми с Бао Даем ресурсами, он одержал абсолютную победу на референдуме — за линию Нго Динь Зьема проголосовало 98,2% избирателей. Впрочем, референдум характеризовался масштабнейшими фальсификациями. Так, в Сайгоне за Нго Динь Зьема проголосовало 600 тысяч человек, тогда как все население южновьетнамской столицы не превышало 450 тысяч человек. Кроме того, сторонники Нго Динь Зьема активно применяли методы «черного пиара», стремясь всячески опорочить бывшего императора Бао Дая в глазах вьетнамцев. Так, распространялись порнографические карикатуры на Бао Дая, печатались статьи с «компроматом» на бывшего императора. После того, как были подсчитаны голоса избирателей, Государство Вьетнам прекратило свое существование. 26 октября 1955 г. было провозглашено создание Республики Вьетнам. В этот же день бывший премьер-министр Государства Вьетнам Нго Динь Зьем занял пост президента Республики Вьетнам, на котором ему было суждено оставаться восемь лет.

Южный Вьетнам. Как появился, развивался и рухнул сайгонский режим
— здание мэрии Сайгона в 1956 г.

Именно в годы правления Нго Динь Зьема Южный Вьетнам имел свое политическое и идеологическое лицо, пытаясь воплощать на практике основные политические идеи своего первого президента. Это впоследствии республика окончательно превратилась в марионеточное государство США, весь смысл существования которого сводился к вооруженному противостоянию северовьетнамским и южновьетнамским коммунистам. Но на первых порах существования Республики Вьетнам Нго Динь Зьем пытался превратить ее в развитое государство, действуя из собственных представлений об идеальной форме политического устройства. Начнем с того, что политические взгляды Нго Динь Зьема формировались под влиянием двух основных источников — европейской христианской (католической) традиции и китайско-вьетнамской конфуцианской философии. Конфуцианская философия оказала наибольшее влияние на формирование представлений Зьема о том, как должно быть устроено государство и что представляет собой фигура идеального правителя. Сильная власть просвещенного правителя — идеал политического управления для Нго Динь Зьема. Будучи убежденным сторонником конфуцианской философии, Нго Динь Зьем отрицательно относился к возможности управления страной высшего военного командования, поскольку считал, что в плане политической грамотности военные офицеры уступают гражданским чиновникам. Поэтому в годы правления Нго Динь Зьема позиции военной элиты в Южном Вьетнаме были еще слабы, хотя президент и вкладывал большие средства в модернизацию республиканской армии. Отметим, что в целом для Южного Вьетнама была куда более характерна военная модель управления, но Нго Динь Зьем, уроженец Аннама (центра страны), пытался воплотить в жизнь те политические принципы, которые были традиционны для его родных мест. Возможно, в этом и заключалась одна из главных причин непонимания сути его политики со стороны не только рядовых жителей Республики Вьетнам, но и высшего руководства, особенно из числа армейских офицеров.

Политические и экономические просчеты Нго Динь Зьема

Приверженец конфуцианской доктрины, Нго Днь Зьем был чужд популизму, хотя и пытался проводить реформы, направленные на повышение благосостояния населения. Но правильно поставить себя, завоевать симпатию народных масс, он не смог. «Дядюшки Нго», в отличие от «дядюшки Хо» — Хо Ши Мина, из Нго Динь Зьема не получилось. Всегда отстраненный, в традиционном наряде конфуцианца — чиновника, Нго Динь Зьем не пользовался народной любовью. Он держался весьма надменно, а его послания были написаны витиеватым и непонятным большинству простых людей языком. Между конфуцианским идеалом и реальными потребностями практической политики находился колоссальный разрыв, однако Нго Динь Зьем и его окружение этот разрыв не осознавали. Другой причиной относительного неуспеха Нго Динь Зьема на посту руководителя вьетнамского государства была изначальная узость социальной базы правящего режима. Несмотря на верность постулатам конфуцианской идеологии, Нго Динь Зьем оставался убежденным христианином — католиком и опираться стремился также на католиков. Как известно, распространение католицизма во Вьетнаме началось еще в XVI в. — с деятельности проникавших в страну португальских миссионеров. Позже эстафету у португальцев приняли французы, которые на протяжении нескольких столетий занимались проповеднической деятельностью во всех регионах страны и к началу XIX века успели обратить в католичество не меньше трехсот тысяч вьетнамцев. Предпринимались попытки христианизировать и императорскую фамилию Вьетнама, но безуспешно. Зато местное население не любило новообращенных католиков, считая их предателями своего народа и проводниками иностранного влияния. То и дело вспыхивали антихристианские погромы, в одном из которых, как мы рассказывали выше, погибла и семья Нго Динь Зьема. И, тем не менее, католицизму удалось не только закрепиться во Вьетнаме, но и обрести значительное количество последователей. В настоящее время во Вьетнаме проживает свыше 5 млн. католиков, и это при том, что многие католики эмигрировали на Запад после поражения Южного Вьетнама. В годы правления Нго Динь Зьема Южный Вьетнам принял около 670 тысяч беженцев — католиков с территории Северного Вьетнама. Архиепископ Нго Динь Тхук — брат президента — получил большое политическое влияние в стране, хотя сам президент и не желал превращения Южного Вьетнама сугубо в католическое, теократическое государство. Однако опора на католиков свидетельствовала о недальновидности Нго Динь Зьема, поскольку стремиться строить государство, превращая немногочисленное и не любимое большинством населения конфессиональное меньшинство в правящий класс — это значит закладывать мину замедленного действия в виде религиозных противоречий и обид.

Южный Вьетнам. Как появился, развивался и рухнул сайгонский режим
— сайгонские трущобы. 1956.

Не особо удачно складывалась ситуация и в экономической сфере. Первые пять лет существования Республики Вьетнам были относительно удачными для нее, поскольку бюджет страны сохранял профицит, но с 1961 г. бюджет приобрел дефицитный характер. Еще в 1955 г., сразу после провозглашения республики, Нго Динь Зьем отменил действие на территории страны старой валюты — пиастров Французского Индокитая и установил новую валюту «донг». Для развития экономики страны была предпринята аграрная реформа, в соответствии с которой неиспользуемые земли были перераспределены между вьетнамскими фермерами. Согласно законодательству, каждый вьетнамец получал возможность владеть земельным участком не более 1 квадратного километра, остальная земля подлежала выкупу государством. Крестьяне и землевладельцы заключали договора землепользования, предусматривавшие выплату арендной платы. Но поскольку у крестьян средств для аренды земли не было, огромные участки переходили к землевладельцам, которые имели возможность платить арендную плату государству. Так, 2/3 вьетнамских сельскохозяйственных угодий оказались в руках землевладельцев. С целью преодолеть негативные последствия первой реформы, Нго Динь Зьему пришлось проводить повторную реформу.

Укрепление армии и усиление военной элиты

Большое внимание Нго Динь Зьем уделял модернизации вооруженных сил страны. После заключения Женевских соглашений 1954 г. Национальная армия Вьетнама была расформирована, что обусловило необходимость создания новых вооруженных сил. Нго Динь Зьем приступил к формированию вьетнамской армии еще 20 января 1955 г., когда занимал должность премьер-министра страны. Было заключено соглашение с США и Францией о помощи в создании армии Республики Вьетнам общей численностью в 100 тыс. военнослужащих и 150 тыс. резервистов. Ответственным за создание и руководство армией назначили генерала французской армии Поля Эли, военные советники и вооружение поступали из США. После провозглашения Республики Вьетнам, в тот же день 26 октября 1955 г. было объявлено и о создании вооруженных сил страны, несмотря на то, что это шло вразрез с требованиями Женевских соглашений. Уже к концу 1955 г. количество американских военных советников в южновьетнамской армии достигло 342 человек. Рассматривая армию Южного Вьетнама как противовес коммунистическому Северу, Соединенные Штаты не скупились на вооружение для режима Нго Динь Зьема. Если первоначально южновьетнамская армия состояла из слабообученных пехотных подразделений, то уже в 1956 г. началось создание бронетанковых и артиллерийских подразделений. Были созданы четыре подразделения, на вооружении которых стояли танки, самоходные орудия, бронетранспортеры. 1 ноября 1957 г. с помощью американских военных советников началась подготовка бойцов для первого южновьетнамского подразделения коммандос. В 1958 г. подразделение коммандос насчитывало уже 400 солдат и офицеров. Численность вооруженных сил Республики Вьетнам к концу 1958 г. достигала 150 тыс. военнослужащих, кроме того существовали также полувоенные вооруженные подразделения — 60-тысячный Корпус гражданской обороны, 45-тысячная полиция и 100-тысячные отряды сельской охраны. За основу структуры южновьетнамской армии был положен образец американских вооруженных сил, причем был сделан упор на подготовку к отражению возможного вторжения на территорию страны армии коммунистического Северного Вьетнама. Численность американских военных советников за несколько лет возросла вдвое и в 1960 г. достигала 700 человек. В 1961 г. помощь США южновьетнамской армии увеличилась. 11 декабря 1961 г. в Сайгон прибыли две вертолетные эскадрильи США — первые американские регулярные подразделения на территории страны. К 1962 г. Южный Вьетнам вышел на первое место среди стран, получающих американскую военную помощь (до 1961 г. он находился на третьем месте после Республики Корея и Тайваня). За 1961-1962 гг. численность вооруженных сил была увеличена на 20 тыс. человек, достигнув 170 тыс. военнослужащих, а гражданская оборона возросла вдвое — с 60 тыс. до 120 тыс. человек. К концу 1962 г. численность вооруженных сил страны была увеличена еще на 30 тыс. солдат и офицеров и достигла 200 тыс. человек. В апреле 1962 г. в составе южновьетнамской армии появились две первые механизированные роты на бронетранспортерах М113. Для удобства осуществления командования вооруженные силы Республики Вьетнам были разделены на четыре корпуса. Первый корпус базировался на границе с Северным Вьетнамом и имел штаб в Дананге. Второй корпус размещался в центральных горных районах и имел штаб-квартиру в Плейку. Третий корпус отвечал за оборону Сайгона, а четвертый корпус --за оборону дельты Меконга и южных провинций страны (штаб-квартира этого корпуса находилась в Кантхо). Одновременно продолжалось массовое прибытие американских военнослужащих на территорию Южного Вьетнама — первоначально как военных советников, а затем и как специалистов для усиления вьетнамских вооруженных сил. К концу 1963 г. на территории Южного Вьетнама находилось 17 тыс. американских военных специалистов. Это были не только военные советники, но и инструктора подразделений, пилоты, связисты, инженеры, представители других воинских специальностей.

По мере роста численности вооруженных сил, росло и влияние военнослужащих на происходящие в Республике Вьетнам политические процессы. Разделение вооруженных сил на четыре корпуса создало дополнительные условия для роста реальных возможностей военной элиты, поскольку командир корпуса являлся, одновременно, и главой гражданской администрации на территории ответственности корпуса. Получается, что военная и гражданская власть в регионах Вьетнама оказались объединены в руках генералов. Постепенно возрастала и политизированность генералитета и офицерского корпуса южновьетнамской армии. Высшие военные руководители получали в свои руки значительные финансовые ресурсы, устанавливали контакты с американскими военными кругами и спецслужбами, минуя президента Нго Динь Зьема и представителей его администрации. Естественно, что в кругах военной элиты росла и убежденность в том, что власть в стране должна принадлежать генералам, которые более эффективно смогут справиться с угрозой северовьетнамского вторжения и активизировавшимся партизанским движением. В конце 1962 — начале 1963 гг. Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама, ведущий партизанскую войну против центрального правительства, активизировал свою деятельность. 2 января 1963 г. южновьетнамские партизаны впервые одержали в открытом сражении при Албаке победу над армией Республики Вьетнам. Тем временем, в стране росло недовольство политикой правительства Нго Динь Зьема. Ситуацию усугубил т.н. «буддийский кризис», когда 8 мая 1963 г. в городе Хюэ была обстреляна и забросана гранатами буддийская демонстрация. Буддисты протестовали против дискриминации со стороны католической церкви, укрепившей свои позиции в Южном Вьетнаме при президенте Нго Динь Зьеме. В результате нападения на мирную демонстрацию погибло 9 человек, буддисты обвинили в произошедшей трагедии Нго Динь Зьема, хотя последний пытался переложить ответственность на вьетконговцев — партизан Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. В этой ситуации возросло и недовольство деятельностью Нго Динь Зьема со стороны военных.

Свержение Нго Динь Зьема как начало конца Республики Вьетнам

Соединенные Штаты Америки, которым не нравилась излишняя самостоятельность Нго Динь Зьема, а также низкая эффективность противодействия коммунистическим партизанам, фактически «дали добро» на свержение первого президента страны. Первая попытка устранения Нго Динь Зьема произошла еще в 1962 году. 27 февраля 1962 г. первый лейтенант Фам Фу Куок и второй лейтенант Нгуен Ван Кы — летчики ВВС Южного Вьетнама — предприняли неудачный авианалет на резиденцию президента страны. Однако, несмотря на то, что летчикам удалось сбросить бомбы на Дворец независимости, президент не пострадал. Южный Вьетнам. Как появился, развивался и рухнул сайгонский режим Позже лейтенанты авиации заявили, что провели акцию потому, что президент Нго Динь Зьем сосредоточился в большей степени на проблемах власти и ее сохранения, чем на борьбе с коммунистической угрозой. После авианалета Нго Динь Зьем, заподозривший в его организации ЦРУ США, стал выступать против дальнейшего расширения американского военного присутствия в стране. Наиболее вероятным соперником Нго Динь Зьема к этому времени был генерал Зыонг Ван Минь (1916-2001), которого прозвали в народе «Большой Минь» (Зыонг имел необычный для вьетнамца рост в 183 см.). В отличие от Нго Динь Зьема, Зыонг Ван Минь (на фото) был профессиональным военнослужащим, с опытом участия в боевых действиях и вполне героической биографией. В отличие от выходца из Центрального Вьетнама Зьема, Зыонг Ван Минь родился на самом юге Вьетнама — в дельте Меконга, в семье помещика, сотрудничавшего с французской колониальной администрацией. В юности Зыонг поступил на службу в туземные части французских колониальных войск. Он окончил военную школу как раз перед началом Второй мировой войны. Зыонга захватили в плен японцы, пытали. У него были выбиты зубы, после чего он всегда улыбался, обнажая один оставшийся зуб, который считал символом своей прочности. После освобождения из плена, Зыонг продолжал службу в армии Государства Вьетнам, в 1954 г. попал в плен к коммунистам, но бежал, задушив охранника. В мае 1955 г. именно Зыонг командовал правительственными войсками во время разгрома вооруженных формирований «Бинь Сюйен» — преступного синдиката, контролировавшего отдельные районы Сайгона. Зыонг руководил и операциями по разгрому вооруженных отрядов секты «Хоа Хао», также претендовавшей на власть в Южном Вьетнаме.

После разгрома бандитов «Бинь Сюйен», терроризировавших жителей Сайгона, Зыонг Ван Минь получил большую популярность среди населения вьетнамской столицы. Его заметили и американские военные советники, которые направили офицера на учебу в военный колледж Ливенворт в штате Канзас. Именно генерал Зыонг Ван Минь идеально подходил на роль нового правителя Республики Вьетнам, вместо Нго Динь Зьема, который не собирался следовать в фарватере американских планов и начинать войну против Северного Вьетнама. Генерал стал готовить военный переворот, перед этим запросив США и получив утвердительный ответ на вопрос, будет ли США продолжать оказание военной и финансовой помощи Южному Вьетнаму после ухода с политической сцены Нго Динь Зьема. В 13.30 1 ноября 1963 г. президентская резиденция была окружена мятежными солдатами. Зьем позвонил послу США в Сайгоне Лоджу, однако тот ответил, что «в Вашинтоне сейчас четыре тридцать утра и правительство США еще не имеет сложившейся точки зрения на данный вопрос». Тогда Нго Динь Зьем и его брат Нго Динь Нху смогли скрыться из Дворца независимости незамеченными и спрятаться на конспиративной квартире. Но местоположение президента и его брата стало известно мятежникам, около 6 утра Нго Динь Зьем смог по телефону договориться с генералами о сдаче в католической церкви. Президента и брата солдаты посадили в бронетранспортер и поехали в центр города, однако по пути Нго Динь Зьем и его брат Нго Динь Нху были убиты в заднем отсеке бронетранспортера.

Первый этап существования Республики Вьетнам завершился военным переворотом. Именно свержение Нго Динь Зьема, кстати поддержанное большинством жителей Сайгона, в конечном итоге стало отправной точкой к превращению Республики Вьетнам в полностью марионеточное государство, существующее за счет поддержки США и лишенное внятной идеологии и представлений о развитии страны и ее экономики. Смысл существования Южного Вьетнама после свержения Зьема сводился исключительно к антикоммунистической войне. Политическая история Южного Вьетнама в течение последующего десятилетия его существования — это череда военных переворотов. Уже спустя два месяца после прихода к власти, в январе 1964 г., генерала Зыонг Ван Миня сверг генерал-майор Нгуен Кхань, командовавший одним из корпусов республиканской армии. В феврале 1965 г. его, в свою очередь, сверг генерал Нгуен Ван Тхьеу, которому предстояло возглавлять Южный Вьетнам до его фактического конца в 1975 г. В марте 1975 г. войска ДРВ вторглись на территорию Южного Вьетнама. 21 апреля 1975 г. президент Нгуен Ван Тхьеу передал полномочия вице-президенту Чан Ван Хыонгу, а 30 апреля Республика Вьетнам капитулировала.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://so-l.ru/, ongvove.wordpress.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. Reptiloid 29 октября 2015 06:39
    Большое спасибо за статью.!
    Читал книгу об архитектуре Азии,в том числе и Вьетнама--замечательная страна.Может быть и продолжения будут?Был бы этому рад.
  2. parusnik 29 октября 2015 07:29
    Спасибо Илья, дождались таки.. про Южный Вьетнам...
  3. Балаган 29 октября 2015 08:39
    Сад на вилле Бао Дая в Нячанге. Хотя сама вилла не впечатлила и музейчик Бао Дая слабенький, но познавательно, когда ни чего не знаешь о человеке.
    Меня другое несколько удивило, когда вьетнамцы рассказывали о бывших южанах. Спрашиваю: "А как же вы так с бывшими врагами запросто общаетесь?" Отвечают, мол, а что тут такого - они же отсидели своё. Это вы, русские друг друга истребляли в гражданской войне, а нас мало, зачем убивать?
    1. AAV 29 октября 2015 15:15
      У меня во время командировки во Вьетнам состоялся похожий диалог.
      В ходе беседы в неформальной обстановке выяснилось, что один из вьетнамцев является гражданином Америки. На мой вопрос: "Вы, наверное, в плен попали?" Получил ответ:"Нет, просто воевал на другой стороне." Дело было в 2004 году.
      AAV
  4. Алекс 29 октября 2015 09:22
    Спасибо за интересную статью. Люди моего поколения прекрасно помнят вьетнамскую войну, но вот история возникновения и перепетии политической жизни тогда мало освещались. Заслуженный +!
  5. mishastich 29 октября 2015 09:53
    Все знал, но читаю с удовольствием. Ездил в этом году в Южную часть Вьетнама, активно развивающаяся страна пошедшая по китайскому пути.
  6. армеец2 29 октября 2015 10:37
    Спасибо автору. Отличная статья. Узнал много нового. НО, статья явно нуждается в продолжении.
  7. surovts.valery 29 октября 2015 18:40
    Первый этап существования Республики Вьетнам завершился военным переворотом. Именно свержение Нго Динь Зьема, кстати поддержанное большинством жителей Сайгона, в конечном итоге стало отправной точкой к превращению Республики Вьетнам в полностью марионеточное государство, существующее за счет поддержки США и лишенное внятной идеологии и представлений о развитии страны и ее экономики. Смысл существования Южного Вьетнама после свержения Зьема сводился исключительно к антикоммунистической войне.

    Замечательный вывод. Замените в тексте географические названия, имена на ключевые слова "украина", "киев", "янукович", "антироссийская" и получим точную характеристику нынешнего положения на незалежной.
  8. JääKorppi 1 ноября 2015 10:37
    Да, я думаю нынешнему руководству Бандерлогии надо получше учить историю, ы легко меняют своих марионеток и как Януковича их спасать никто не будет, поменяют как использованный презерватив.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня