Проект летательного аппарата Bell Rocket Chair

Проект реактивного ранца Bell Rocket Belt получился в целом удачным. Несмотря на малую продолжительность полета, связанную с недостаточным объемом топливных баков, этот аппарат уверенно отрывался от земли и мог свободно летать, маневрируя при помощи подвижного двигателя. Отказ военного ведомства от дальнейшего развития проекта не привел к полной остановке работ над перспективным направлением. В 1964 году специалисты компании Bell Aerosystems во главе с Уэнделлом Муром, Гарольдом Грэмом и другими участниками предыдущего проекта предложили очередной вариант индивидуального летательного аппарата с реактивным двигателем, работающим на перекиси водорода.

Главной целью нового проекта было увеличение продолжительности полета. Использованный реактивный двигатель, работающий на пероксиде водорода, позволял повысить этот параметр только за счет увеличения объема топливных баков, что могло повлечь за собой рост веса всей конструкции и, как следствие, невозможность сохранения имеющегося форм-фактора ранца. Тем не менее, инженеры нашли простой и элегантный выход из этого положения. Решением проблемы должно было стать кресло, которое предлагалось использовать вместо рамы и корсета с ременной системой. По этой причине новый проект получил простое и понятное название Bell Rocket Chair («Ракетный стул» или «Ракетное кресло»).

Проект летательного аппарата Bell Rocket Chair
Роберт Коутер и "Ракетный стул" на испытаниях



Главным элементом нового летательного аппарата стало обычное офисное кресло приемлемых размеров и веса, купленное специалистами в ближайшем комиссионном магазине. Кресло закрепили на небольшой раме с колесами, которая позволяла перевозить этот аппарат, а также в некоторой мере облегчала взлет и посадку. На кресле предусмотрели крепления для привязных ремней пилота. Кроме того, к спинке прикрепили небольшую раму с узлами установки элементов топливной системы и двигателя.

Следует отметить, разработка и сборка «Ракетного стула» не заняла много времени. Этот аппарат являлся прямым развитием предыдущего «Ракетного пояса» и в его конструкции использовался ряд существующих агрегатов. Тип двигателя, принцип его работы и т.д. не претерпели изменений. Таким образом, новый летательный аппарат фактически являлся глубокой модернизацией существующего, осуществленной с использованием кресла и некоторых других компонентов.

На спинке кресла закрепили небольшую раму с креплениями для нескольких баллонов с топливом и сжатым газом. Кроме того, в верхней части рамы предусматривался небольшой щиток, защищавший затылок пилота от ударов и высокой температуры двигателя. Как и ранее, баллоны располагались вертикально в один ряд. В центральном под давлением хранился азот для вытеснительной системы подачи топлива, в боковых – перекись водорода. Общая емкость топливных баков была увеличена с 5 до 7 галлонов (26,5 л). Это позволяло говорить о некотором увеличении времени полета.

Проект летательного аппарата Bell Rocket Chair
В свободном полете


Конструкция двигателя осталась прежней, хотя в нее были внесены некоторые изменения, направленные на повышение характеристик. Основным элементом такого двигателя был газогенератор, выполненный в виде металлического цилиндра с несколькими входами и выходами трубопроводов. Внутри цилиндра располагался катализатор в виде серебряных пластинок с покрытием из нитрата самария. Сбоку из катализатора выходили две изогнутые трубы с соплами на концах. Трубы оснащались теплоизоляцией. Двигатель изделия Rocket Chair являлся модернизированным вариантом силовой установки предыдущего летательного аппарата с увеличенной тягой.

Двигатель в сборе крепился к раме аппарата на шарнире. Кроме того, с ним соединялись два рычага, выводившиеся вперед на уровне рук пилота. Управлять аппаратом предлагалось путем перемещения рычагов в нужную сторону. Перемещение рычагов приводило к соответствующему смещению сопел и изменению направления вектора тяги с последующим маневрированием. При нажатии на рычаги сопла наклонялись назад и обеспечивали полет вперед, подъем рычагов приводил к обратному результату.

Также в составе системы управления сохранились два пульта, установленные на концах главных рычагов. На левом предусматривалась качающаяся рукоятка тонкого управления соплами, на правом – вращающаяся рукоятка управления тягой. Также имелся таймер, предупреждавший пилота о времени полета и расходе топлива. Таймер был связан с зуммером в шлеме пилота и должен был подавать непрерывный сигнал в течение нескольких последних секунд расчетного времени полета, предупреждая о заканчивающемся запасе топлива.

Проект летательного аппарата Bell Rocket Chair
Демонстрационный полет вокруг препятствия, 2 сентября 1965 г.


Снаряжение пилота, как и ранее, состояло из шлема с защитой органов слуха и зуммером, очков, термостойкого комбинезона и соответствующей обуви. Такое снаряжение защищало пилота от шума, пыли и горячих реактивных газов, температура которых могла достигать 740°. Благодаря характерному взаимному положению пилота и сопел двигателя удалось отказаться от специальных защитных ботинок. На множестве сохранившихся фотографий пилоты «Стула» обуты в обычные кеды.

Принцип действия использованного двигателя был сравнительно прост. Сжатый азот из центрального бака подавался в баки с перекисью водорода и вытеснял ее оттуда. Под давлением жидкость поступала в газогенератор, где попадала на катализатор и разлагалась, образуя парогазовую смесь высокой температуры. Образовавшаяся субстанция имела высокую температуру и большой объем. Смесь выводилась наружу через сопла Лаваля, образуя реактивную тягу. За счет изменения количества перекиси водорода, поступающего в газогенератор, можно было изменять тягу двигателя. Направление полета менялось путем наклона двигателя и изменения направления его вектора тяги.

За счет некоторых доработок тяга двигателя была доведена до 500 фунтов (около 225 кгс). Такая тяга позволяла компенсировать увеличение веса всей конструкции, связанное с использованием кресла и баков большего размера. Кроме того, увеличение емкости топливных баков должно было привести к увеличению максимально возможной продолжительности полета. По расчетам, «Ракетный стул» мог оставаться в воздухе до 25-30 секунд. Для сравнения, оригинальный Bell Rocket Belt мог летать не дольше 20-21 с.

Проект летательного аппарата Bell Rocket Chair
Общая схема изделия Bell Rocket Chair из патента


Проектные работы завершились к началу 1965 году. В самом начале года был изготовлен опытный экземпляр аппарата, основой для которого, как уже говорилось, стало кресло из ближайшего магазина. Использование существующих изделий и другие особенности конструкции значительно упростили сборку прототипа. Его строительство завершилось в феврале 65-го.

19 февраля летательный аппарат Bell Rocket Chair впервые поднялся в воздух в одном из ангаров компании Bell. Для безопасности пилота первые пробные полеты выполнялись на привязи. При помощи страховочных тросов аппарату не позволяли слишком быстро опускаться на землю, а пилот не должен был подниматься на большую высоту. Полеты на привязи в ангаре позволили уточнить оптимальную балансировку изделия и внести в его конструкцию некоторые другие изменения. Кроме того, в ходе предварительных испытаний пилоты смогли освоить технику пилотирования нового аппарат. Серия полетов внутри ангара продолжалась до конца июня.

Проект летательного аппарата Bell Rocket Chair
Конструкция двигателя и системы управления. Рисунок из патента


В программе испытаний «Ракетного кресла» участвовали несколько пилотов, уже имевших опыт работы с аналогичной системой предыдущего типа. Это были Роберт Коуртер, Уильям Сьютор, Джон Спенсер и другие. Уэнделл Мур, насколько известно, после аварии на испытаниях предыдущего аппарата больше не решался летать на своих разработках. Тем не менее, желающих испытать новую технику хватало и без него. Предварительные испытания на привязи помогли определить основные особенности поведения аппарата в воздухе. Также пилоты смогли освоить управление им. Испытатели, которые летали на обеих разработках команды Мура, отмечали, что новый «Стул» заметно проще в управлении, чем предыдущий «Пояс». Он вел себя стабильнее и требовал меньших усилий для удержания в нужном положении.

30 июня 1965 года состоялся последний полет на привязи. К этому времени завершилась доводка конструкции. Кроме того, пилоты-испытатели изучили все особенности пилотирования и были готовы к свободным полетам. В тот же день баки аппарата вновь наполнили пероксидом водорода и сжатым азотом, после чего его вывели на открытую площадку. Без каких-либо проблем аппарат впервые поднялся в воздух без страховки и преодолел несколько десятков метров.

Испытания изделия Bell Rocket Chair продолжались до начала осени. 2 сентября состоялся последний полет, в ходе которого проверялась маневренность аппарата при полете в условиях аэродрома с соответствующей застройкой. За два с лишним месяца специалисты провели 16 испытательных полетов продолжительностью до 30 секунд. Общие характеристики нового аппарата, несмотря на увеличение веса и тяги двигателя, остались на уровне базового Bell Rocket Belt.

Проект летательного аппарата Bell Rocket Chair
Rocket Chair (слева) и два варианта аппарата Bell Pogo. Рисунок из патента


Перспективный летательный аппарат разрабатывался специалистами компании Bell Aerosystems в инициативном порядке, без заказа со стороны какой-либо государственной структуры или коммерческого предприятия. Все работы компания-разработчик оплачивала самостоятельно. Попытки предложить новую разработку потенциальным заказчикам не предпринимались. Помня конец предыдущего проекта, американские инженеры не стали даже пытаться продвинуть новый.

Изделие Rocket Chair позволило проверить принципиальную возможность увеличения запаса топлива и продолжительности полета. Баков на 7 галлонов перекиси водорода хватало на полминуты полета. Таким образом «Ракетный стул» летал в полтора раза дольше, чем «Пояс». Тем не менее, и такая продолжительность полета не позволяла рассматривать новую разработку в качестве транспортного средства, пригодного для полноценной эксплуатации на практике.

По имеющимся данным, после завершения испытаний в сентябре 1965 года единственный образец «Ракетного кресла» отправился на склад за ненадобностью. Проект выполнил все возлагавшиеся на него задачи, благодаря чему его можно было закрывать и переходить к другим работам.

Проект летательного аппарата Bell Rocket Chair
Современный "Ракетный стул" Ки Хэса


В сентябре 1966 года Уэнделл Мур подал заявку на получение очередного патента. На этот раз предметом документа был «Персональный летательный аппарат» на базе рамы, кресла и двигателя, работающего на перекиси водорода.

В дальнейшем компания Bell Aerosystems занималась разработкой иных перспективных проектов в области авиации и ракетной техники. Что касается идеи «летающего кресла», то она не пропала. Несколько лет назад американский энтузиаст Ки Хэс построил аналог аппарата Bell Rocket Chair. Его вариант изделия имеет схожую конструкцию, но отличается некоторыми деталями. К примеру, была изменена конструкция опорной рамы, выполняющей функции шасси. Кроме того, под сиденьем кресла были установлены дополнительные баллоны для топлива. Наконец, вместо двигателя двумя соплами на новом аппарате используется конструкция с четырьмя трубами и соплами, обеспечивающая более стабильное поведение в полете. Кроме того, была изменена конструкция рычага управления, связанного с качающимся двигателем.

Аппарат Хэса прошел испытания и показал свои возможности. Время от времени инженер-любитель и его аппарат участвуют в различных мероприятиях, где показывают все возможности необычной ракетной техники.

Проект летательного аппарата Bell Rocket Chair
Уильям Сьютор и аппарат К. Хэса


Необходимо отметить, что на одном из чертежей, приложенных к заявке на патент US RE26756 E, было изображено не только «Ракетное кресло», но и другой вариант индивидуального летательного аппарата, основанного на тех же наработках. К моменту подачи заявки конструкторский коллектив фирмы «Белл» разработал новый вариант модернизации системы Rocket Belt с изменением общей компоновки и некоторым повышением характеристик. Новый проект в дальнейшем получил известность под названием Bell Pogo и даже заинтересовал организацию NASA. Эту разработку Мура и коллег мы рассмотрим в следующей статье.


По материалам сайтов:
http://rocketbelts.americanrocketman.com/
http://thunderman.net/
http://stevelehto.kinja.com/
http://warisboring.com/

Патент US RE26756 E:
http://google.com/patents/USRE26756
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Rocketbelts.americanrocketman.com, Thunderman.net

Статьи из этой серии:

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. EGOrkka 29 октября 2015 07:40
    ....насмерть приваренное к офисному креслу конструкция(в первоначальном варианте)...это конечно...здорово! Все от человека...и для человека... wink
    1. Mister X 29 октября 2015 08:59
      Цитата: EGOrkka
      Все от человека...и для человека

      И какими смелыми должны были быть эти "Человеки", чтобы подниматься в воздух на табуретке с реактивной тягой.
      wink
      1. umah 29 октября 2015 09:07
        Далеко на своих стульчаках не улетят:
        [img]http://wdesk.ru/_ph/153/1/352692024.jpg?1441631986[/img]
  2. Nitarius 29 октября 2015 11:39




    Еще один летун:

    "Над Рузским водохранилищем действительно летает странный мужик. От города Руза к деревне Глазово он едет на попутке. На базу не заходит сразу к водохранилищу. В рюкзаке камера от грузовика и насос, мотоциклетный аккумулятор. Накачивает камеру воздухом, прикрепляет какие-то катушки, сетки, аккумулятор. Всё делает над лункой. Вначале думали это у него такая браконьерская снасть. Да вот только его и видели. Поднимается метров на пять и летит в сторону плотины.

    "2 марта 2007
    Потерял четыре выходных дня мотаясь в поисках чудо агрегата, на тачке горючки сжег тонну. Что можно рассказать про этого мужика. Зовут Александр. Возраст 55 лет. Живет в городе Руза. Инженер-электротехник. По выходным дням утром можно встретить на остановке автобуса № 25. (Руза - Осташёво) Глазовский поворот и проделать путь в 3,5 км до баз Глазово, расспросив о его самоделки. Живет человек бедно, толком у него всё ровно не чего не узнаете. Про Гребенникова и АВИОНА ничего не знает. С собой носит рюкзак. В рюкзаке катушки сетки из нержавейки, какой-то прожорливый генератор, пульт управления и аккумулятор, маленький автомобильный насос, камера от колеса ЗИЛ 130. К рюкзаку прикреплены две доски, точней две полосы ламинита для пола. Приходит на лед, накачивает камеру воздухом, ставит катушки и сетки по меткам. Кладет две доски на камеру садится сверху, включает генератор и поднимается медленно на 3-4 метра. Потом включает другой режим и на одной высоте летит в сторону Дома отдыха Лужки над замершим руслом Рузского водохранилища проделывая в воздухе путь в 12 км, на большее не хватает заряда батареи. Не какого мотора и лопастей нет. Летает только зимой, стартует только с льда. Можете встретить его на трассе Р108 около дома отдыха на той же стороне или на остановке п/о Беляная гора и подвести до Рузы 11-12 км. Короче мне не понравилось скучно всё это и грустно, мне надо летом за грибами, а зимой он мне даром не нужен. Главное я так и не понял нафига ему летать зимой без нужды."
  3. Nitarius 29 октября 2015 11:45
    А вот Еще технология )))

    Заметьте .. НИ ОДНОЙ НЕТУ в нашем БЫТУ!
    Вот и вопрос ... Почему ??? народ аккуратно НАЕЖИВАЮТ что технологий НЕТ
  4. Zaurbek 30 октября 2015 19:15
    Кеды на первом фото-Супер!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня