Новый пропагандистский центр бундесвера

11
Новый пропагандистский центр бундесвераСтраны – члены НАТО вслед за США инициировали создание специальных структур по связям с общественностью в составе национальных вооруженных сил для продвижения в общественном сознании их позитивного имиджа и проводимой руководством оборонной политики.

Военно-политическое руководство Германии постоянно укрепляет информационно-коммуникативную базу бундесвера. Сюда относится не только оснащение соответствующих служб передовой компьютерной техникой и освоение современных технологий производства пропагандистской медиапродукции. Процесс оптимизации информационно-пропагандистской деятельности бундесвера включает структурные преобразования самих информационных подразделений и усиление их кадрового состава опытными журналистами, PR-специалистами, рекламистами, психологами, культурологами.

C созданием полгода назад Центра информационной работы бундесвера (ZInfoABw) пропагандистская деятельность претерпела существенные изменения. Новый центр позиционируется как связующее звено в отношениях между вооруженными силами и обществом, компетентный форум в диалоге армии с общественностью. «Предлагаемая нами информация должна быть современной, прозрачной и нацеленной на работу с общественностью», заявил глава центра полковник Христиан Диенст. «Наши отношения с обществом, – многозначительно заметил он в интервью Сюзане Лопес, – не должны пылиться в черных ящиках». Руководство гигантским пропагандистским аппаратом бундесвера, включая производство высококачественных агитационных материалов, подготовку и тренировку военных и гражданских специалистов в сфере информационно-пропагандистской деятельности осуществляется из штаб-квартиры нового центра в Штраусберге (Бранденбург) близ Берлина.

В соответствии с новой концепцией развития бундесвера в составе центра была образована Центральная редакция, в штате которой наряду со 125 кадровыми сотрудниками и 50 резервистами числятся 80 специалистов, работающих по договору. Коллектив редакции отвечает за выпуск всей печатной продукции ВС Германии: еженедельной газеты «Aktuell – Zeitung fьr die Bundeswehr», ежемесячников «Y – Das Magazin der Bundeswehr» и «Reader Sicherheitspolitik», выходящего раз в квартал журнала «Innere Fьhrung» (if) и многих других листков и брошюр. В компетенцию Центральной редакции входит поддержание различных интернет-проектов («bundeswehr. de», онлайн-портала «Wir. dienen. Deutschland»), ведение пропагандистской деятельности на YouTube и Facebook. Благодаря пропагандистам нового центра немецкие солдаты имеют собственный канал на Video platform Youtube, где имеется более 100 тыс. подписчиков и зафиксировано более 40 млн комментариев. Недавно рекламный эфир был представлен всего тремя роликами продолжительностью в 30 секунд каждый. Полгода назад ситуация в корне переменилась. Ведущие специалисты страны в области рекламы и сотрудники службы PR бундесвера приступили к массовому выпуску телевизионных роликов, которые, по нашему мнению, можно трактовать как интенсивную Web-рекламу ВС Германии.

В настоящее время в социальных сетях размещено более 1700 видеороликов собственного производства бундесвера. Их созданием успешно занимается студия Bundeswehr-TV (BWTV). Известный блогер Михаэль Шульце фон Глассер уже обращал внимание на слабую эффективность армейского телеканала «Bundeswehr-TV», содержание которого требовало значительных расходов. В качестве примера он приводил ВС США, которые благодаря American Forces Network (AFN) обзавелись девятью тематическими армейскими телепередатчиками. А новостной военный канал Pentagon-Channel принимается всеми желающими с помощью Интернета.

Прежде фильмы производства BWTV предназначались исключительно для размещения на сайте Министерства обороны. Теперь студия занимается изготовлением и монтированием роликов для размещения на канале Youtube. Министерство обороны стало первым министерством страны, официально разместившим свои медиаматериалы на видеохостинге Youtube. «В своих фильмах, – заявили сотрудники редакции, – мы будем сопровождать наших солдат при выполнении служебных задач и в повседневной жизни». Исследования военных ученых из Мюнхена свидетельствуют о том, что благодаря широкому использованию в пропаганде IT-технологий вооруженные силы страны воспринимаются обществом как «привлекательные и современные».

Пропагандисты бундесвера привлекают к сотрудничеству подлинных мастеров искусств. Итогом такого сотрудничества стала триумфальная премьера на Берлинале фильма «Между мирами» (Zwischen Welten) режиссера Фео Аладаг с Рональдом Церфельдом и Мохзин Ахмади в главных ролях. Картина повествует о преодолении трудностей в установлении контактов немецких солдат с местным населением в кризисных регионах и зонах военных действий. Правильно выбранный контекст информационного воздействия позволил максимально точно донести общественности положительный образ офицера бундесвера.

ПРОПАГАНДИСТЫ ЦЕНТРА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ


Смысл работы в социальных сетях сотрудники центра видят в распространении информации и видеоконтента для обеспечения максимальной интерактивности и налаживания связей с другими СМИ. «Наш Facebook живет для диалога и взаимодействия», утверждает менеджер по социальным медиа бундесвера Марко Ян. По его признанию, «каналы Youtube, Facebook и Instagram укрепляют и увеличивают официальное веб-присутствие Бундесвера в Сети». Instagram бундесвера в первые же 24 часа работы набрал более 1500 подписчиков. Социальная сеть была запущена под девизом «За кулисами» (Behind the Scenes). Эксклюзивности проекту добавляет размещение полученных от солдат любительских фотографий, которые обрабатываются при помощи типичных для Instagrama фильтров. Миссия канала выражается весьма откровенно: «поддержать имидж бундесвера в Интернете и дать по возможности объективное представление о буднях Вооруженных сил Германии».

Центр информационной работы реализует различные проекты. «Бундесвер на вынос» – название приложения предлагаемого владельцам мобильных смартфонов. С нового ресурса можно получать сообщения в виде новостной информации, фото и видео на свой телефон прямо из армейской казармы. Приложение доступно для загрузки на Bundeswehr apps и android. Ежедневно обновляется приложение «Бундесвер. Фотографии на Flickr. Фотографии из первых рук». Flickr, предназначенный для хранения и использования цифровых фотографий и видеороликов, превратился в фотохостинг, привлекающий журналистов возможностью получения профессиональных и любительских фото из первых рук. Центр развивает взаимодействие с волонтерами-пропагандистами. Среди них опытные журналисты и PR-эксперты, Томас Вигольд, редактор популярного сайта военных новостей «Augen geradeaus!», и легендарный Саша Столтенов, в прошлом офицер, специалист в области ведения психологической войны, а ныне создатель блога «Bendler-Blog», получившего похвалу ученых Мюнхенского военного университета за яркую пропагандистскую направленность.

Из штаб-квартиры Центральной редакции бундесвера в берлинском районе Шеневейде ведется постоянный диалог с общественностью посредством так называемого гражданского телефона. Здесь же опытные сотрудники готовят ответы на письма населения. Под крышей Центральной редакции располагается самая большая в стране специальная военно-научная библиотека, обладающая огромным архивом фото-, аудио-, видео, кинодокументов, доступ к которым открыт для редакционного персонала и для представителей гражданских издательств. «Нам хочется быстрее и профессиональнее откликаться на общественные перемены, находить правильные ответы на актуальные политические вопросы», – заявил руководитель центра Христиан Диенст. Мы преисполнены решимости общаться доверительно, серьезно, доходчиво, на понятном молодежи языке.

В условиях повседневной жизнедеятельности войск информационно-коммуникативные ресурсы ВС Германии нацелены на внедрение в общественное сознание привлекательного образа немецкого солдата. Печатные органы бундесвера, радио- и телестанции, интернет-сайты являются организаторами всевозможных акций, направленных на одобрение обществом оборонной политики правительства и понимание гражданами необходимости огромных финансовых затрат для удовлетворения материально-технических потребностей вооруженных сил перед лицом новых угроз, в первую очередь, разумеется, со стороны России.

Еще в марте этого года уважаемое издание «Tagesspiegel» известило: «Евросоюз готовится к информационной войне с Россией». Контролируемая бундесвером пресса сразу включилась в пропагандистскую кампанию против нашей страны. Анализ выступлений военной печати свидетельствует о том, что пропагандисты бундесвера буквально поняли призыв президента Германии Йоахима Гаука об усилении роли армии в обществе. «Генералы, офицеры, солдаты, – сказал он, выступая в Гамбургском военном университете им. Гельмута Шмидта, – возвращайтесь в сердце нашего общества!».

Основу медийных ресурсов бундесвера, брошенных по велению их хозяев в горнило информационной войны, составляют газеты и журналы, издаваемые непосредственно Министерством обороны Германии. Официальным органом МО является газета «Aktuell». Она выходит каждую неделю по понедельникам 51-й год подряд тиражом около 45 тыс. экземпляров. 50 выпусков в год. Сегодня ее читают более четверти миллиона солдат, офицеров и гражданских служащих бундесвера. Газета доставляется во все места дислокации немецких войск, включая Боснию, Косово, Македонию, Афганистан и даже Африканский Рог. Читателям предлагается печатная версия газеты в привлекательном формате таблоид, а также электронная версия в формате PDF. Желающие могут ознакомиться с содержанием будущего номера уже в субботу благодаря рассылке E-Paper. Свежий номер газеты «Aktuell – Zeitung fur die Bundeswehr» и ее архив с 2002 года всегда можно найти в открытом доступе на веб-сайте бундесвера. Работу редакционного коллектива возглавляет шеф-редактор майор Торстен Зандфукс-Хартвиг.

ПРЕССА БРЯЦАЕТ ОРУЖИЕМ

Из номера в номер газета «Aktuell» вносит лепту в раздувание антироссийской истерии. Еженедельник с уверенностью сообщает «о готовности Евросоюза усилить свой курс против Москвы». В газете опубликован материал о крупнейших военных учениях со времен холодной войны – масштабных учениях воздушно-десантных войск НАТО Swift Response 15 («Быстрое реагирование 15»), закончившихся в сентябре 2015 года. В учениях было задействовано около 5 тыс. солдат из 11 стран Североатлантического блока. По мысли их устроителей, маневры Swift Response продемонстрировали «готовность Альянса к быстрому развертыванию для сохранения сильной и безопасной Европы».


Министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен готова лично демонстрировать миролюбие своих подчиненных. Фото со страницы ВС Германии во Flickr

Обновленным предстал перед читателями и другой официальный орган МО – ежемесячный журнал бундесвера «Y – Das Magazin der Bundeswehr», издаваемый при участии штаба печати и информации бундесвера (Pr-/InfoSt) с 2001 года. Сотрудники берлинского агентства Kircher Burkhardt немало поработали над кардинальным изменением дизайна и самой философии журнала. Сейчас его объем составляет около 110 красочно оформленных страниц в формате DIN А-4. Тираж журнала составляет 50 тыс. экземпляров. Летом и зимой выходят два сдвоенных номера. Адресатом пропагандистской деятельности журнала являются военнослужащие, резервисты, гражданский персонал бундесвера и члены их семей. Основную целевую группу составляют граждане в возрасте 20–29 лет, а в расширенную целевую группу включаются 18–35-летние. Внутри бундесвера журнал «Y – Das Magazin der Bundeswehr» распространяется бесплатно. Своей миссией журнал видит выработку инклюзивной политической позиции у «граждан в униформе». В 2014 году журнал стал обладателем престижной награды – серебряного приза, учрежденного германским профессиональным союзом PR-специалистов (DPRG). Периодически появляющиеся в «Y – Das Magazin der Bundeswehr» антироссийские статьи призваны убедить читателей в справедливости претензий США и Евросоюза к правительству РФ. Журнал нагнетает недоверие к политике России, смакуя перипетии «бушующей вокруг Украины пропагандистской битвы».

Под названием «if – Zeitschrift fur Innere Fuhrung» выходит журнал, задачей которого является информирование офицеров от имени генерального инспектора бундесвера. Научными достижениями немецкой исторической науки делится иллюстрированный орган военно-исторической исследовательской службы журнал «Militargeschichte». Спортивный журнал бундесвера «Bundeswehr Sport-Magasin» сообщает о победах и достижениях военнослужащих-спортсменов в различных национальных и международных состязаниях.

Адресованное офицерам и военным специалистам издание «Reader Sicherheitspolitik» выпускается от имени министра обороны Германии и генерального инспектора бундесвера с целью «информирования войск, распространения служебной информации и для политического образования личного состава». Издание публикует серьезные аналитические статьи, обзоры и доклады, вызывающие общественный интерес. Качество материалов обеспечивается приглашением авторов из университета бундесвера в Мюнхене. Недавно предметом пристального внимания стала концептуальная статья профессора Наташи Цовисло-Грюневальд и доктора Франца Бейтцингера «Цифровые медиа для вооруженных сил: границы, опасности, перспективы», посвященная осознанию новых задач в сфере коммуникационного менеджмента.

Анализ расстановки кадров и распределения функциональных обязанностей сотрудников Центральной редакции позволяет сделать вывод о стремлении руководства нового пропагандистского Центра бундесвера как можно полнее использовать служебный и творческий потенциал входящих в нее военных журналистов, PR-менеджеров, медиадизайнеров, психологов, социологов и др. Шеф-редактор «Reader Sicherheitspolitik», подполковник резерва Норберт Стебляйн, одновременно возглавляет редакционные коллективы еще двух журналов бундесвера «Y-Magazin» и «if – Zeitschrift fur Innere Fuhrung». Его заместитель и заодно начальник отдела политики бывший десантник Ян Марберг параллельно исполняет функции ведущего редактора журнала «if – Zeitschrift fur Innere Fuhrung» и электронной версии издания «Reader Sicherheitspolitik». Стало привычной нормой, когда не только руководители редакционных подразделений, но и рядовые сотрудники задействованы по своему профилю одновременно в издании сразу нескольких СМИ бундесвера. Так художественный редактор журнала «Y – Das Magazin der Bundeswehr» Александра Букуреску отвечает за выпуск электронных версий издания «Reader Sicherheitspolitik» и журнала «if – Zeitschrift fur Innere Fuhrung». Можно предположить, что именно поэтому антироссийская направленность органов печати бундесвера отличается только формой, но не содержанием.

В прошлом году 40-летие отметила радиостанция «Radio Andernach», ориентированная «на немецких солдат за границей». Вещательная сетка радиостанции распространяется на все места зарубежной дислокации ВС Германии. В странах пребывания успешно функционируют региональные редакции. «От Африки до Косово, на двух океанах и в Афганистане мы служим для наших солдат мостиком домой», – подметил сотрудник станции в Косово. «Radio Andernach» вещает семь дней в неделю по 24 часа в сутки. Большой популярностью у немецких солдат за рубежом пользуется программа «Meet & Greet», в которой можно передать привет родственников и друзей с далекой родины. «Привет-шоу – настоящий хит у солдат», – отмечает шеф-редактор радиостанции подполковник Хайко Ренш. – Ежегодно «мы передаем более 10 тыс. приветов. Особенно много предложений на Рождество. Большинство приветов сопровождается разнообразными музыкальными пожеланиями, от футбольных гимнов до шлягеров».

Интерес солдат привлекается субботним шоу «Radio Andernach Weekend» и передачами «X-Press», транслирующимися на кораблях ВМС через громкоговорители. Фирменным знаком Radio Andernach стало ежевечернее исполнение известного солдатского зонга Lili Marleen. 60 сотрудников редакции сумели обеспечить радиостанции популярность среди солдат, позволившую Гейко Реншу сравнить ее с известностью, которой пользуется американская военная станция AFN. Недавно деятельность Radio Andernach получила высокую похвалу министра обороны Урсулы фон дер Ляйен «за сопровождение войск в самом лучшем смысле этого слова».

ВОЛОНТЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Мощный пропагандистский резерв в продвижении оборонной политики правительства представляет деятельность печатных органов «близких к вооруженным силам институций». Центр информационной работы бундесвера заботится о развитии отношений с органами печати различных общественных объединений и союзов, вовлекает в орбиту влияния все новых добровольных помощников. Интерес публики к военной службе поддерживает еженедельный журнал «Bundeswehr-journal», в марте 2015 года отметивший свое 10-летие. Тираж печатной версии журнала составляет 3500 экземпляров и имеет более 12 тыс. читателей. Журнал издается агентством «Agentur mediakompakt». Главным редактором журнала и основателем агентства является подполковник резерва Христиан Девитц, постоянно декларирующий независимость своего печатного детища и одновременно заявляющий о его «полной близости с вооруженными силами» и «тесной связи с бундесвером». Редакция с гордостью извещает читателей о том, что «библиотеки и специализированные информационные пункты бундесвера получают журнал и рекомендуют его к изучению».

Проверенным каналом интерактивной связи и великолепной пропагандистской площадкой является ежемесячный журнал «Bundeswehr», целевую группу которого составляют военнослужащие и члены их семей. Журнал издается Германским союзом бундесвера (DBwV) тиражом в 166,3 тыс. экземпляров. Составной частью журнала являются 77 региональных приложений, выпускающихся в местах дислокации войск. Журнал находится в открытом доступе и бесплатно раздается в казармах, столовых, читальных залах и комнатах отдыха. Для распространения взглядов военного руководства бундесвер активно сотрудничает с гражданскими СМИ. Служба повышения квалификации и трудоустройства бундесвера (BFD) участвует в выпуске журнала «Bund+Beruf», называя его «мостом между бундесвером и хозяйством страны». Журнал выходит ежеквартально тиражом в 20 тыс. экземпляров и бесплатно распространяется Управлением сухопутных войск и BFD среди военнослужащих, завершающих службу по контракту.

Ведущий внешнеполитический журнал Германии ежемесячник «Internationale Politik», издаваемый Немецким обществом внешней политики (die Deutsche Gesellschaft fьr Auswaertige Politik), не обходит вниманием и заграничную миссию бундесвера. Журнал «начинается там, где заканчиваются новости». Умелая интерпретация последних позволяет внедрять в сознание читателей требуемые идеологические установки. Так, в одном из последних номеров журнала появилась пространная статья генерального инспектора ВС ФРГ, генерал-лейтенанта Фолькера Викера, призвавшего перед лицом «потенциального агрессора» совершенствовать системы вооружений и крепить узы Североатлантического союза.

Большой популярностью среди офицеров немецких военно-морских сил пользуется журнал «Marine forum». Информационная политика издания посвящена актуальным вопросам военно-морского строительства Германии. Выпуск журнала осуществляется совместными усилиями объединения морских офицеров (MOV) и Немецким морским институтом (DMI). В журнале обсуждаются вопросы службы в ВМС Германии.

От имени католического военного епископата бундесвера издается журнал «Kompass», девизом которого является «солдат в мире и церкви». Издаваемый от имени евангелической церкви Германии журнал «Junge Soldaten Magazin – JS» затрагивает вопросы религии и веры. Главный редактор журнала Доротея Сигле в одной из телепередач с воодушевлением рассказала, как «солдаты совершают крестный ход вокруг казарм». Она даже процитировала текст: «Держитесь, правоверные. Церковь вам поможет, вера вас сплотит». В журнале печатаются материалы по всем вопросам, интересующим пришедшую на военную службу молодежь. Читатели завлекаются кроссвордами и ценными призами победителям. Журнал JS из месяца в месяц публикует смешные анекдоты и курьезные случаи под рубрикой «Мое веселое приключение в бундесвере». Это началось с публикации шутливой истории Йорга Людеке под названием «На танке по полю для гольфа». Журнал выходит каждый месяц тиражом в 18 тыс. экземпляров, распространяется в местах дислокации бундесвера и даже «на фрегате у берегов Сомали». Гигантским тиражом ежеквартально выходит адресованный исключительно молодежи журнал «Infopost – das Jugendmagazin der Bundeswehr». Журнал призван «вдохновить и побудить» молодых людей связать свою судьбу со службой в армии в качестве профессиональных солдат или в качестве гражданских служащих.

РЕЗЕРВИСТЫ БУНДЕСВЕРА РВУТСЯ В ПРОПАГАНДИСТСКИЙ БОЙ

Союз резервистов бундесвера (VdRBw) издает во Франкфурте-на- Майне 11 раз в год журнал «Loyal», среди прочего освещающий вопросы реализации политики безопасности и технического оснащения вооруженных сил. Журнал издается огромным тиражом около 130 тыс. экземпляров. Членам союза резервистов, а их на начало 2015 года насчитывалось 110 тыс. человек, журнал доставляется бесплатно. Около 1тыс. экземпляров направляется депутатам бундестага, видным политикам, ученым, деятелям искусства, журналистам. Более 6 тыс. экземпляров распространяется в местах дислокации войск, включая заграницу. И лишь небольшая часть тиража поступает в свободную продажу по розничной цене 4,5 евро. Издание журнала курирует вице-президент VdRBw Саша Ран, в прошлом офицер ВМС Германии.

Пропагандистские средства и медиаресурсы бундесвера представляют собой сложную, разветвленную, хорошо скоординированную, многофункциональную систему информационно-психологического воздействия. Целевым объектом этого массированного воздействия является личный состав регулярных войск и резервных компонентов, гражданский персонал Министерства обороны, гражданская молодежь, общественные организации, отставники-пенсионеры, а также члены семей военнослужащих. Пропагандистская деятельность многочисленных газет и журналов, радио- и телестанций бундесвера направлена на идейную консолидацию личного состава ВС Германии вокруг государственных, религиозных и нравственных ценностей, смягчение воздействия критической и негативной информации, формирование в армии и обществе некритического отношения к оборонной политике правительства, включая расходы на вооружение и участие немецкого контингента в военно-политических операциях НАТО.

Сегодня хорошо отлаженная пропагандистская машина бундесвера реализует новые задачи. Вместо возложенных на нее функций культурного информирования личного состава и формирования высокоморального облика военнослужащих она используется в разнузданной антироссийской пропаганде, механизм которой с удивительной точностью и откровенностью раскрыл главный редактор упоминавшегося выше журнала «Loyal» Марко Селигер в статье «Информационная война», опубликованной в сдвоенном августовском номере 2015 года под рубрикой «Главная тема». С искренним восторгом он пишет о двух участницах этой войны. «Обе женщины не служили в армии», но они являются истинными «солдатами пропагандистской битвы, которую Кремль ведет против западных медиа». Голине Атаи и Катрин Айгендорф – тележурналистки, работают в Москве для популярных немецких каналов ARD и ZDF. «Они опаснее для Владимира Путина, чем целая дивизия армии США. Они говорят о войне в Украине, миллионы телезрителей видят их сообщения в новостях, их комментарии влияют на мнение немцев о конфликте в восточной Европе, а далее – на политические решения в Берлине и других европейских столицах». Ценное признание. Точнее не скажешь…

Иными словами, бундесвер рьяно включился в информационную войну Евросоюза против Москвы, целью которой является оправдание агрессивной политики Североатлантического альянса против нашей страны и обоснование необходимости деятельности НАТО по наращиванию военного потенциала блока. Массированная антироссийская пропагандистская кампания, ведущую роль в которой играют медиаресурсы бундесвера, не только оправдывает военные расходы в глазах населения, но и ведет к милитаризации сознания людей, к идейной милитаризации всего германского общества. А это уже скрытая угроза мирового масштаба, последствия которой дважды сотрясали историю человечества в ХХ веке.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 октября 2015 11:36
    Враньё никогда не победит хоть десятки центров создавайте , "а сила в правде".
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      25 октября 2015 15:54
      Цитата: cniza
      Враньё никогда не победит хоть десятки центров создавайте , "а сила в правде".

      ====
      не нужно идеализма, к сожалению, в нашем мире все зиждется на вранье
  2. -1
    25 октября 2015 12:35
    Правильно делают - не будешь заботится о своей армии- придётся заботится о чужой.

    Это прописные истины.
    1. +4
      25 октября 2015 13:37
      287 баз нато в германии а какой своей армии Вы говорите это так пыль в глаза 2% ВВП так что заботятся о чужой.
  3. 0
    25 октября 2015 14:02
    А вот оснащение такими гусеницами ББМ типа Тигра для Арктики например дешевле чем производство чисто гусеичных машин,да и проще их держать в рем.зоне бригады для перехода на них в зимнее время.
    1. +2
      25 октября 2015 16:11
      Траки с картинки - дрянь. Ставили на Ниву и квадрики - полное . Заледеневшая осенью-весной грязь-вода на раз превращает транспорт в недвижимость. Проходимость в сравнении с колесом - падает, управляемость - никакая. Отдельная песня, когда эта беда врюхивается в камень, пенек или в ледяной торос - "смерть подвеске" на Ниве и веселый кувырок на квадрике. Вывод практиков: маркетинговая экзотика;)
      1. 0
        25 октября 2015 17:37
        Спасибо. А выглядят серьёзно.
      2. 0
        25 октября 2015 20:37
        Хотел тоже такие есть китайские аналоги а про глубокий снег что вы можете сказать ( использовать в место снегохода )
        1. +2
          25 октября 2015 22:04
          Снегоход - лучше. Из бюджетного по зиме знакомые из "кемской волости" предпочитают "мотособак".
  4. -1
    25 октября 2015 16:19
    Реальности жизни надо молодёжи показывать, а то от дезертиров протолкнуться некуда будет.
    Фото №1 к статье:
    Заявленное - вот подрастёте, приходите в бундесвер обеспечим таким агрегатом каждого, даже не придётся ранец за спиной носить и патроны...и автомат...и воевать...
    Реальность - контракт подписал? куда ты нафиг денесся, а если не понял, то фельдфебель тебе махом объяснит чем ты не отличаешься от обезьяны.
    Фото №2 к статье: Посмотрите, дети, как хорошо будет жить вашей евроновой семье на просторах Сибири, в полном консенсусе с природой
    Реальность - фото, ну так Сибирь зимой... drinks
    Так что правду не хотите говорить, значит вливайтесь!!!
  5. +3
    25 октября 2015 19:39
    Коротка у немцев память, коротка! laughing
    Второй раз ГДР создавать не будем, раззорим на контрибуциях! yes laughing

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»