Разведывательный, ударный, беспилотный и первый

Разведывательный, ударный, беспилотный и первый


Американцы во Вьетнаме, как известно, использовали не только серийные проработанные виды техники и вооружения. Зачастую приходилось импровизировать: примером этого служат многочисленные ган-траки, собранные в недрах Транспортного корпуса США, и бывшие учебные самолеты, а теперь штурмовики A-37 от фирмы Cessna.

Часть всех этих переделок так и осталась историческими курьезами, а некоторым повезло стать родоначальниками нового направления в оборонной промышленности. И речь идет не только о грузовиках с броней и вооружением. Одни из первых в мире боевых беспилотных летательных аппаратов тоже появились во время Вьетнамской войны, и тоже у звездно-полосатой стороны.


Корни этого беспилотника уходят в конец 40-х годов. Тогда ведущие государства вели работы над вертолетами и определяли их место в современной войне. Среди прочего создавались и сверхлегкие машины, например, еще в 47-м в СССР впервые взлетел вертолет Ка-8. Два винта, рама, двигатель, летчик - и всего 15 экземпляров. Аналогичные проекты были и за океаном, но из всей массы американских сверхлегких «стрекоз» нас пока интересует только один – XRON-1 Rotorcycle, сделанный на фирме Gyrodyne. Планировалось, что эта «вертушка» будет использоваться на флоте для поиска противника и т.д. Но к тому времени уже появились полноценные противолодочные вертолеты, пусть даже и переделанные из «базовых» моделей. Так что XRON-1 был построен всего в десяти экземплярах, а коммерческий двухместный вариант вообще не сошел с ватмана.

Вряд ли Gyrodyne сильно огорчились, потому что через четыре года после первого полета «Роторцикла» - в 59-м - в воздух поднялся теперь уже беспилотный вариант этого аппарата, тогда он назывался DSN-1. Создание радиоуправляемого вертолета инициировали парни из Корпуса морской пехоты, и эта программа называлась DASH. Сначала КМП хотели получить только разведчик, но потом требования менялись, и DSN получал новые детали, «способности» и цифры в индексе. Вскоре беспилотник вообще переименовали, и он стал называться QH-50. Поскольку тема казалась очень перспективной, ей заинтересовались и на флоте. Только моряки хотели не разведчик, а аппарат для поиска подводных лодок за пределами действия аппаратуры корабля. Потом NAVY затребовали вариант беспилотника, несущий торпеду. Но по ряду причин все эти варианты, хотя и создавались, в крупную серию не шли. Все-таки летчику гораздо удобнее и сподручнее находиться на борту вертолета, а не на палубе, да и результаты работы будут лучше. К тому же аппаратура радиоуправления была еще сыровата, и немало беспилотных вертолетов к тому времени разбилось из-за ее отказов и разобьется в будущем. Какому командиру хочется, чтобы в самый ответственный момент торпеда упала в воду вместе с носителем? Так что до поры до времени было решено ограничиться только поисковым вариантом.

Разведывательный, ударный, беспилотный и первый


За такими интересными делами Gyrodyne и заказчики провели несколько интересных лет. Следующий виток биографии QH-50 начался в конце сентября 67-го. Тогда морпехам США понадобилось некое средство, позволяющее следить за обстановкой на вверенной территории. Гонять лишний раз самолеты или вертолеты не хотелось, а беспилотники уже имелись, причем в немалом количестве. До конца сентября, в соответствии с имеющимися наработками, четыре QH-50 оборудовали телевизионной аппаратурой. Но это в КМП посчитали недостаточным, и уже 28-го числа агентство ARPA запустило революционный для того времени проект Blow Low. Цель проекта была в придании беспилотнику еще и ударных функций: заметить «проблему» мало, надо ее еще и «локализовать». Не пригонять же «Фантом» или «Кобру», тем более цель за это время может и уйти неизвестно куда.

Сначала попробовали подвесить на QH-50 пулемет M-60. Зрелище было впечатляющее, но точность была, мягко говоря, никакая. Попробовали качество заменить количеством – подвесить пулемет M134 Minigun. Теперь не только впечатляло, но и откровенно пугало, причем не только потенциальные цели, но и оператора беспилотника – машинку мотало отдачей, как лист на ветру. Да и с боекомплектом была проблема: то количество патронов, которое мог поднять QH-50, хватало на несколько недлинных очередей, а желаемый боезапас вертолет попросту не мог поднять. К тому же вариант с «Миниганом» пришлось лишить телеаппаратуры, все из тех же весовых соображений и, как следствие, о какой-то нормальной боевой работе не приходилось говорить в принципе. Для дел морских пытались приспособить QH-50 к несению торпед Mk43 и Mk44. Но и здесь вес полезной нагрузки вынуждал снять все, что можно (и камеру с передатчиком тоже), и делал аппарат бесполезным.

Тем не менее КПМ все-таки решились на эксплуатацию версии беспилотника с M134, правда, в одиночку его на задание не отправляли – вертолетик с пулеметом сопровождал второй QH-50 с телекамерой. Конечно, слабенькое решение проблемы, но даже так выходило дешевле, быстрее, проще и безопаснее, чем отправлять «Хьюи» с людьми.

Разведывательный, ударный, беспилотный и первый


Перепробовав кучу вариантов вооружения, Gyrodyne и ARPA признали наиболее эффективным вариантом использования беспилотников QH-50 - пару, с одним аппаратом обнаружения и целеуказания (проще говоря, с телеаппаратурой) и с одним аппаратом, оснащенным оружием. Самым удобным и подходящим вооружением для беспилотника, в свою очередь, признали два варианта: два блока неуправляемых ракет Hydra-70 и гранатометное вооружение. Во втором случае под брюхо QH-50 подвешивалась турель типа M5 с автоматическим 40-мм гранатометом XM129. В дополнение к ним по бокам аппарата устанавливались два пакета бомбовых кассет XM18. Что интересно, из этих трубчатых кассет гранаты высыпались не под собственным весом, а под действием небольшого метательного заряда. Эдакий гибрид гранатомета и бомбардировщика. В двух блоках «кассет» помещалось 228 гранат. Одним из последних боевых новшеств на QH-50 окажется подвеска лазерных целеуказателей, но в войнах этой версии поучаствовать уже не удалось.

По ряду причин морпехи и флот вскоре после окончания Вьетнамской войны охладели к беспилотнику. Эксплуатацию свернули, а с оставшихся машинок сняли оружие и телеаппаратуру. Теперь QH-50 стали использовать как мишени для подготовки летчиков. Длилось это не год и не два, а потом выяснилось, что использовать конкретно этот беспилотник как цель для летчиков невыгодно. К середине 80-х оказалось, что дешевле будет закупать специализированные мишени. Оставшиеся QH-50 в очередной раз собрали и отправили на склады.

После рассказа о военной «судьбе» QH-50 не мешало бы немного сказать про оборудование вертолета. Аппаратура радиоуправления на всех версиях беспилотника почти не менялась, и рос только радиус действия – с 35 километров вначале до 130 в поздних версиях. Также флотские в свое время затребовали ввести в комплект второй пульт управления. По их предложению, один пульт должен был находиться на палубе, а второй – в Combat Information Center (командный пункт). Разумное решение, ведь так информация с беспилотника будет быстрее доходить до нужного звена.

А вот двигателей на QH-50 успело побывать множество, почти всегда замена мотора приводила к созданию новой модификации:
- DSN-1 (в 1962 переименован в QH-50A). Девять предсерийных образцов с четырехцилиндровым двигателем от Porsche в 72 лошадиные силы.
- DSN-2 (QH-50B). Еще три предсерийных аппарата. Силовая установка – два поршневых движка Porsche по 86 л.с. каждый.
- DSN-3 (QH-50C). Первая серийная модификация – построено 373 штуки. Поршневые моторы были заменены на турбовальный двигатель Boeing T80-8A мощностью в 300 «лошадей».
- QH-50D. 377 экземпляров и новый двигатель – Boeing T50-12 (365 л.с.).
- QH-50DM. 10 штук переделаны из беспилотников версии «D». Двигатель мощностью 550 л.с. представлял собой модернизацию Boeing T50-12. Успели поработать разведчиками во Вьетнаме.
- YQH-50E. Три QH-50D были оснащены двигателями Allison T63-A-5A. «Аллисон» не показал должных результатов, и модификация в серию не пошла.
- QH-50H. Планировался как увеличенная версия модели «E» с двумя двигателями, большим диаметром несущих винтов и большей нагрузкой. Так и остался на бумаге.

Разведывательный, ударный, беспилотный и первый


Что интересно, все версии вертолета так и не получили хоть какой-нибудь корпус: как видно из фотографий, все QH-50 летали с «двигателем наружу». Поскольку все то, что могло быть внутренностями (если бы их чем-нибудь закрыли), было одинакового цвета некрашеного металла, а хвостовая ферма при определенных условиях была просто не видна, инженеры из Gyrodyne придумали небольшое ноу-хау, облегчившее жизнь операторам беспилотника. Они стали красить лыжи вертолета в разные цвета: левую - в красный, правую – в зеленый. Казалось бы, мелочь, а скольких авиационных происшествий удалось избежать благодаря такой раскраске.

Программы DASH и Blow Low были закрыты в 69-м году, а беспилотники работали до конца войны во Вьетнаме, хотя и в ограниченных количествах. 20 единиц QH-50 было передано Японским морским силам самообороны, где они служили до 1977 года. Сейчас QH-50 почти не используются. Несколько единиц находятся на полигоне WSMR (White Sands Missile Range, штат Нью-Мехико) для испытания радаров и другой электроники. Не самая лучшая «пенсия» для основателя целого направления военной техники. Хотя, надо признать, это лучше, чем переплавка.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Hans Grohman 2 марта 2012 19:27
    Большое спасибо автору за статью - новое всегда интересно узнавать.
    В этом месте: "Не самая лучшая «пенсия» для основателя целого направления военной техники. Хотя, надо признать, это лучше, чем переплавка.", с автором сложно не согласится, вот бы нам такой подход на вооружение взять.
    Hans Grohman

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня