Было у тёщи семеро зятьев, или зачем России палубная авиация?

4
Было у тёщи семеро зятьев, или зачем России палубная авиация?

Среди флотских офицеров ходит такая невеселая шутка: "Палубная авиация России! - прошептал юный нахимовец и горько-горько заплакал…" А если серьезно - на фоне лучших в мире отечественных автоматов, танков и ракет, авианосцам и палубным самолетам действительно не повезло. Англичане имели полноценные авианосцы уже в Первую мировую, японцы и американцы их массово строили с 20-х годов. В СССР только в 60-е годы было принято решение о создании авианесущих кораблей. Советский флот тогда только выходил в Мировой океан, и надо было противостоять вероятному противнику, прежде всего - подводным лодкам.



В то время появились противолодочные вертолеты. Для их применения в СССР были построены первые два противолодочных крейсера - "Москва" (1967 г.) и "Ленинград" (1969 г.). На каждом базировалось по 14 вертолетов Ка-25, имелись противолодочные ракеты "Вихрь", ЗРК "Шторм", 57-мм артустановки. С появлением новых самолетов вертикального взлета и посадки была построена серия более крупных авианесущих кораблей: "Киев" (1975 г.), "Минск" (1978 г.), "Новороссийск" (1982 г.) и "Баку" (1987 г.). На каждом базировались уже по 20 штурмовиков Як-38 и 2 вертолета Ка-27, ракетный комплекс "Ураган" (крылатые ракеты "Базальт"), ЗРК "Шторм-М" и "Оса-М", 76-мм и 30-мм артустановки. Однако самолет Як-38 так и остался "сырым", требующим доработки, поэтому в Кремле решили построить серию авианесущих крейсеров, вооруженных обычными самолетами. Планировалась серия из 10 кораблей, в том числе несколько атомных. Однако реальным стал только один, развитый из проекта "Киев" авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Заложенный как "Рига", он был переименован в "Леонид Брежнев", затем - в "Тбилиси", а в октябре 1990 г получил самое длинное название "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Все остальные, включая "Варяг", из-за распада СССР были недостроенными порезаны на металлолом.
Судьба остальных "авианесушек" оказалась также незавидной. Береговая инфраструктура практически не модернизировалась с времен войны. Отсутствовали удобные причалы, береговые электроподстанции. В итоге, корабли типа "Москва" и "Киев" были вынуждены поддерживать работу своих силовых установок круглосуточно и потребовали капремонта через 7-10 лет (хотя рассчитаны на 20-25)!



А денег для ремонта не нашлось. "Москва" ржавела в бухте Севастополя 5 лет, пока ее не продали на слом в Индию. Аналогичное произошло и с "Ленинградом". "Киев" и "Минск" были проданы по цене лома, ныне это китайские развлекательные центры. На металлолом в Южную Корею отдали и "Новороссийск".
"Баку" был самым новым из кораблей типа "Киев", поэтому ему повезло. Он служил на Северном флоте, в 1990-м его переименовали в "Адмирал Горшков". Сейчас корабль находится на переоборудовании.



Не все благополучно и с "Кузнецовым". В декабре 1991 года он был переведен с Черноморского флота на Северный. В 1998 году выходил на боевую службу в Атлантику, после чего был поставлен на ремонт. И только совсем недавно, осенью 2004 года он второй раз вышел на боевую службу. Основным оружием "Кузнецова" остаются крылатые ракеты, а авиагруппа представляет собой некий придаток. Непонятно, что должны прикрывать палубные Су-33, ведь не осталось кораблей, способных составить во главе с "Кузнецовым" оперативное соединение. Более того, и эти Су-33 недостаточно оборудованы для борьбы с кораблями и наземными целями.
Проблема и с летчиками. Умеющих взлетать и садиться - у нас, увы, немного. Похоже, что и самый любимый "зять" остается только как некий символ мощи государства.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Alex
    +6
    28 апреля 2011 19:22
    Даа... ребятушки.., можно было бы отнестись к нашему крайнему "авианосцу"
    c долей иронии и скептицизма, если б был хоть ОДИН экраноплан типа Лунь.
    А так уж извиняйте - имеем то что имеем- хоть и старое но не самое плохое
    Учитывая то ,что хрен его знает что будет дальше - это совсем даже неплохо... .

    Наша страна всегда славилась ассиметричными ответами на новые выпады наших заокеанских "друзей"

    Но обиднее всего за Большую страну ,которую мы просрали!.. .
  2. Владислав
    +2
    3 мая 2011 00:32
    Дааа..... бедная Россия, и ее обосраные жыдами дети: армия и типа флот.
  3. 13017
    0
    11 февраля 2012 17:36
    да я помню как Киев на рейде в Североморска дымил
  4. 0
    11 марта 2012 02:02
    Снямши голову по волосам не плачут

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»