Было у тёщи семеро зятьев, или зачем России палубная авиация?

Было у тёщи семеро зятьев, или зачем России палубная авиация?

Среди флотских офицеров ходит такая невеселая шутка: "Палубная авиация России! - прошептал юный нахимовец и горько-горько заплакал…" А если серьезно - на фоне лучших в мире отечественных автоматов, танков и ракет, авианосцам и палубным самолетам действительно не повезло. Англичане имели полноценные авианосцы уже в Первую мировую, японцы и американцы их массово строили с 20-х годов. В СССР только в 60-е годы было принято решение о создании авианесущих кораблей. Советский флот тогда только выходил в Мировой океан, и надо было противостоять вероятному противнику, прежде всего - подводным лодкам.




В то время появились противолодочные вертолеты. Для их применения в СССР были построены первые два противолодочных крейсера - "Москва" (1967 г.) и "Ленинград" (1969 г.). На каждом базировалось по 14 вертолетов Ка-25, имелись противолодочные ракеты "Вихрь", ЗРК "Шторм", 57-мм артустановки. С появлением новых самолетов вертикального взлета и посадки была построена серия более крупных авианесущих кораблей: "Киев" (1975 г.), "Минск" (1978 г.), "Новороссийск" (1982 г.) и "Баку" (1987 г.). На каждом базировались уже по 20 штурмовиков Як-38 и 2 вертолета Ка-27, ракетный комплекс "Ураган" (крылатые ракеты "Базальт"), ЗРК "Шторм-М" и "Оса-М", 76-мм и 30-мм артустановки. Однако самолет Як-38 так и остался "сырым", требующим доработки, поэтому в Кремле решили построить серию авианесущих крейсеров, вооруженных обычными самолетами. Планировалась серия из 10 кораблей, в том числе несколько атомных. Однако реальным стал только один, развитый из проекта "Киев" авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Заложенный как "Рига", он был переименован в "Леонид Брежнев", затем - в "Тбилиси", а в октябре 1990 г получил самое длинное название "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Все остальные, включая "Варяг", из-за распада СССР были недостроенными порезаны на металлолом.
Судьба остальных "авианесушек" оказалась также незавидной. Береговая инфраструктура практически не модернизировалась с времен войны. Отсутствовали удобные причалы, береговые электроподстанции. В итоге, корабли типа "Москва" и "Киев" были вынуждены поддерживать работу своих силовых установок круглосуточно и потребовали капремонта через 7-10 лет (хотя рассчитаны на 20-25)!



А денег для ремонта не нашлось. "Москва" ржавела в бухте Севастополя 5 лет, пока ее не продали на слом в Индию. Аналогичное произошло и с "Ленинградом". "Киев" и "Минск" были проданы по цене лома, ныне это китайские развлекательные центры. На металлолом в Южную Корею отдали и "Новороссийск".
"Баку" был самым новым из кораблей типа "Киев", поэтому ему повезло. Он служил на Северном флоте, в 1990-м его переименовали в "Адмирал Горшков". Сейчас корабль находится на переоборудовании.



Не все благополучно и с "Кузнецовым". В декабре 1991 года он был переведен с Черноморского флота на Северный. В 1998 году выходил на боевую службу в Атлантику, после чего был поставлен на ремонт. И только совсем недавно, осенью 2004 года он второй раз вышел на боевую службу. Основным оружием "Кузнецова" остаются крылатые ракеты, а авиагруппа представляет собой некий придаток. Непонятно, что должны прикрывать палубные Су-33, ведь не осталось кораблей, способных составить во главе с "Кузнецовым" оперативное соединение. Более того, и эти Су-33 недостаточно оборудованы для борьбы с кораблями и наземными целями.
Проблема и с летчиками. Умеющих взлетать и садиться - у нас, увы, немного. Похоже, что и самый любимый "зять" остается только как некий символ мощи государства.

Автор:
В.МОРОЗОВ
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти