Military Review

Caproni Ca.60 Noviplano Flying Boat

7
The Caproni Ca.60 Noviplano transport flying boat for its time was an amazing airplane. In fact, this project was a crossing of a house on the water with an airplane, setting the "bar of oddity" for aircraft at a completely new level. This flying boat with a length of more than 23 meters and a weight of more than 26 tons was to be the first in stories aviation transatlantic liner.


This flying boat was experimental, based on this project in the future, the Italian aircraft designer Giovanni Battista Caproni expected to create an 150-seat aircraft. Caproni Ca.60 Noviplano differed very unusual aerodynamic configuration. The plane had nine wings, which were located in three packets according to the triplane scheme; the plane could be called a triple triplane (three wings in the front, three in the middle and three in the tail). No one else built anything like this before or after. Looking at this unusual aircraft, the thought comes to mind that the Italian designers were guided by the theory that with the help of a sufficient number of wings it would be possible to lift anything to the sky.

The firm "Caproni" was originally famous for its giant-size bomber bombers, which it built during the First World War. The scale of the Ca.60 amphibious aircraft could best be described in Italian with the word “capronisimo”. Indeed, for the 1921 of the year, it was a huge aircraft with eight engines that developed more than 3000 horsepower. The wings for this aircraft were borrowed from triplane bombers, which remained after the end of the war. On the sides of the fuselage of this liner was mounted a pair of outrigger floats (remote elements).



Talking about this plane, one can not forget its designer Giovanni Battista Caproni, who was better known as Gianni Caproni. He became an aircraft designer during the First World War, while his company was able to achieve significant success, especially in the construction of multi-engine bombers. At the same time, the end of the war in 1918 led to a sharp decline in orders for military aircraft. For this reason, the aircraft designer decided to find a way out of the situation in the design of civil aircraft.

Back in 1913, a young aircraft designer, who was then just 27 years old, told Gazzetta dello Sport in an interview that planes would soon be able to accommodate hundreds of passengers and travel transoceanic distances in just a few hours. After the end of the First World War, Caproni was actually one of the first aircraft designers to begin designing an ambitious and huge transport and passenger seaplane, a patent for which he received February 6 1919 of the year. The design of a multi-engined seaplane, which had a capacity of about 100 man, was very extravagant for those years. If the project were implemented, it would allow passengers to reach hard-to-reach or remote areas faster than through existing sea or land routes and at a significantly lower price. Caproni believed that the future would belong to aircraft that would be able to fly long-haul flights.

Giving an account of the problems that are associated with flight safety, Gianni Caproni focused his efforts on the possibilities of improving the reliability of the aircraft and minimizing damage from possible accidents. First, he decided to place so many engines on his seaplane in order to allow the car to remain in the air even in the event of a failure of up to three engines simultaneously. Secondly, the configuration of its hydroplane provided the relative ease of taking off and landing (the airfield for this flying boat could be a lake of even quite modest size). Thirdly, the designer acknowledged the importance of increasing the level of comfort for air passengers by increasing the cruising altitude and turbocharging systems, which will compensate for the loss of engine power of the aircraft during takeoff.



The Flying Floating House, designated Caproni Ca.60 Noviplano, was equipped with three sets of triplane wings. These wings were mounted above the one-hundredth body of the aircraft, which really looked like a real floating house than any other aircraft. The total area of ​​all nine wings of a giant flying boat reached 837 square meters. Only one aircraft in the history of aviation had a larger wing area - it was the flying boat "Hughes H-4", which was built in the USA in the 1947 year. The central wings of each of the triplane sets were connected to each other by two parallel box-shaped structures that resembled fuselages.

In each of these structures (front and rear), American Liberty engines were installed, which developed the power of 400 l. with. Additional power units, which consisted of one pulling and one pushing engines, were located between the fuselages in the front and rear triplane sets of wings. In total, the seaplane received eight engines. On all nine wings of the flying boat there were ailerons, while the rear ailerons also performed the functions of elevators. The rudders and vertical keels were mounted on the outside of the aircraft fuselage between all rear wings.

The construction of a unique seaplane began in the second half of 1919. Just a year later, a huge hangar appeared on the shores of Lake Maggiore, in which the final assembly of the aircraft was carried out. The American ambassador Robert Underwood Johnson visited the construction site of the giant seaplane, who expressed his admiration for what he saw. It was planned to begin flight tests in January 1921, while Caproni said that if Ca.60 can successfully pass the test stage, it will become the flagship of Italian maritime civil aviation.



For the first time the plane was taken out of the hangar on Lake Maggiore 20 in January 1921, on the same day it became a tasty object for photographers of all stripes. The next day, according to the plans, the plane was supposed to splash down for the first time, but due to the low water level and some difficulties with the ramp that connected the hangar with the lake, the flying boat could not be lowered into the water. Moreover, when making the first attempt, the first lower wing of the seaplane was broken. As a result, the workers worked on troubleshooting all night, everything was repaired, but (to the dismay of Caproni) the next time they tried to lower the seaplane, the starter turned out to be faulty. As a result, the plane could only maneuver on the water surface only 9 February 1921.

In this case, the aircraft was able to perform only a few maneuvers, the tests had to be interrupted due to the deterioration of weather conditions, but the test results were still recognized as positive. The seaplane was easy to manage, was quite maneuverable and well managed. After completing this test phase, Caproni noted: “If I knew what difficulties I would have to face, I wouldn’t have the courage to start everything.” 12 February 1921, the aircraft for the first time managed to reach speed in 130 km / h and for the first time flew into the sky. After the flight, the crew noted that the car responds quite well to the commands.

The second flight of the plane made 4 March 1921 of the year. The seaplane was able to accelerate to 180 km / h, but during takeoff, the pilot very strongly pulled the steering wheel towards him, as a result, the plane broke away from the water with a significant lurch on the tail and at that moment the engine power was not enough. As a result, the tail of a flying boat touched the surface of the water, and a second later a giant plane crashed into the water, breaking in half. At the same time, the nose and the front part fell under water, while the tail kept the remnants of the seaplane afloat. Caproni personally watched the wreck of his creation from the shore. Later, he noted that the fruit of his many years of work, which was to become the basis for the future civil aviation, was lost in an instant.
The causes of the Caproni Ca.60 Noviplano accident were two: the error of the pilot Frederico Semprini, who was pulling the wheel too hard for himself, trying to gain altitude without adequate speed along with the movement of sandbags, which were located there as a ballast and simulated the presence of passengers on board. These bags were not tied to the seats and, when attempting to take-off, they simply rolled into the tail of the flying boat, significantly shifting the center of gravity to the back of the car.



Even at first glance, the seaplane received significant damage. Despite this, the car was towed to the shore the very next day. At the same time, the cockpit that stayed under the 17 watch’s water could not be restored, and only a week later it was decided to disassemble the aircraft and start building a new one. Unfortunately, in the summer of the same year, the Minister of the Interior was replaced in Italy, who was Ivano Bonomi. He “had a grudge” at Caproni and got the government to stop funding the project. Thus, the story of the world's only aircraft with 9 wings came to an end. According to another version, the aircraft was not dismantled, but burned down some time after the accident under very mysterious circumstances. To the present day, only the lower part of the nose and one engine have survived from the aircraft, which today are exhibited to the public in the Gianni Caproni Museum of Aeronautics, located in the city of Trento.

Flight technical characteristics of Caproni Ca.60 Noviplano:

Overall dimensions: length - 23,45 m, height - 9,15 m, wing span - 30,5 m, wing area - 837 m2.
Curb weight of the aircraft - 26 000 kg.
The power plant - 8 engines Liberty L-12 liquid cooling, power 8 x400 hp
Cruising flight speed - 130 km / h.
The maximum flight speed is 145 km / h.
Practical range - 660 km.
Crew - 8 man.
Passenger capacity - up to 100 people.



Information sources:
http://www.airwar.ru/enc/cw1/ca60.html
https://www.drive2.ru/b/1960870
http://goodgood.me/chto-to-strannoe-caproni-ca-60-noviplano
Materials from free sources
Author:
7 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. spec.78
    spec.78 27 October 2015 07: 29 New
    +3
    Interesting car. If she could take off normally, then it would be a new word in aviation. only here "WOULD" interferes. On the other hand ......... Caproni had many interesting and viable aircraft.
  2. lilian
    lilian 27 October 2015 07: 38 New
    +1
    For the first time I hear about this. Thank you for the article.
    1. anti-Semite
      anti-Semite 28 October 2015 19: 45 New
      0
      there is an animated film by Hayao Miyazaki "the wind was getting stronger" dedicated to the creator of the "zero" plane, and Caproni is also mentioned there
  3. anip
    anip 27 October 2015 07: 43 New
    +1
    With such "whatnot" the plane was initially unusable.
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 27 October 2015 08: 49 New
      +2
      This is understandable now, but 100 years ago aerodynamics was just in its infancy. So the development of aviation was going on "at random."
  4. Belimbai
    Belimbai 27 October 2015 09: 37 New
    +3
    1921 - 100 passengers .... fly away.
  5. Bayonet
    Bayonet 27 October 2015 12: 45 New
    +1
    Very fragile device, even in appearance. Until the first good wind smile
    1. jjj
      jjj 27 October 2015 15: 07 New
      0
      A light sidewall is enough. And the material itself and the pictures are interesting
  6. 31rus
    31rus 27 October 2015 12: 56 New
    +2
    Since childhood, I really liked Caproni flying boats, size, novelty solutions, their "highlight". Thanks to the author for the article

Летающая лодка Caproni Ca.60 Noviplano

Транспортная летающая лодка Caproni Ca.60 Noviplano для своего времени была самолетом удивительным. По сути, этот проект представлял собой скрещивание дома на воде с самолетом, установив «планку странности» для летательных аппаратов на совершенно новом уровне. Эта летающая лодка длиной более 23 метров и весом более 26 тонн должна была стать первым в истории авиации трансатлантическим лайнером.

Данная летающая лодка была экспериментальной, на основе этого проекта в будущем итальянский авиаконструктор Джованни Баттиста Капрони рассчитывал создать 150-местный самолет. Caproni Ca.60 Noviplano отличался очень необычной аэродинамической схемой. У самолета было девять крыльев, которые располагались в трех пакетах по трипланной схеме, самолет можно было назвать тройным трипланом (три крыла в передней части, три в середине и три в хвостовой части). Ни до, ни после ничего подобного никто больше не строил. Глядя на этот необычный самолет, в голову приходит мысль, что итальянские конструкторы руководствовались теорией о том, что при помощи достаточно числа крыльев можно будет поднять в небо что угодно.

Фирма «Капрони» изначально прославилась своими двухфюзеляжными бомбардировщиками гигантских размеров, которые она строила в годы Первой мировой войны. Масштабы самолета-амфибии Сa.60 наилучшим образом можно было бы охарактеризовать на итальянском языке словом «капрониссимо». Действительно, для 1921 года это был огромный самолет с восьмью двигателями, развивавшими мощность более 3000 л.с. Крылья для этого самолета были позаимствованы с бомбардировщиков-трипланов, которые остались после окончания войны. По бокам фюзеляжа данного лайнера была смонтирована пара поплавков-аутригеров (выносных элементов).


Летающая лодка Caproni Ca.60 Noviplano


Рассказывая об этом самолете, нельзя не вспомнить его конструктора Джованни Баттиста Капрони, который был больше известен, как Джанни Капрони. Он стал авиаконструкторов в годы Первой мировой войны, при этом его компания сумела достичь существенных успехов, особенно в постройке многомоторных бомбардировщиков. В то же время завершение войны в 1918 году привело к резкому снижению заказов на военные самолеты. По этой причине авиаконструктор решил найти выход из ситуации в проектировании самолетов гражданской авиации.

Еще в 1913 году молодой авиаконструктор, которому тогда было всего 27 лет, рассказывал в интервью Gazzetta dello Sport о том, что самолеты в скором времени смогут вмещать сотни пассажиров и преодолевать трансокеанские расстояния всего за несколько часов. После завершения Первой мировой войны именно Капрони фактически одним из первых авиаконструкторов начал проектировать амбициозный и огромный транспортно-пассажирский гидросамолет, патент на который он получил 6 февраля 1919 года. Конструкция многомоторного гидросамолета, обладавшего вместимостью около 100 человека, для тех лет была очень экстравагантной. Если бы проект был реализован, он позволил бы пассажирам добираться до труднодоступных или удаленных районов быстрее, чем по существующим морским или наземным маршрутам и по существенно более низкой цене. Капрони считал, что будущее будет принадлежать самолетам, которые смогут совершать дальние полеты.

Отдавая отчет проблемам, которые связанны с безопасностью полета, Джанни Капрони сосредоточил свои усилия на возможностях повышения надежности летательного аппарата и минимизации ущерба от возможной аварий. Во-первых, он решил разместить на своем гидросамолете столько двигателей, чтобы предоставить машине возможность оставаться в воздухе даже в случае отказа до трех моторов одновременно. Во-вторых, конфигурация его гидросамолета обеспечивала относительную легкость совершения взлета и посадки (аэродромом для этой летающей лодки могло служить озеро даже довольно самых скромных размеров). В-третьих, конструктор признал важность повышения уровня комфорта для авиапассажиров за счет увеличения крейсерской высоты полета и систем турбонаддува, которые будут компенсировать потерю мощности двигателей самолета при взлете.

Летающая лодка Caproni Ca.60 Noviplano


«Летающий плавучий дом», получивший обозначение Caproni Ca.60 Noviplano, оснащался тремя комплектами трипланных крыльев. Данные крылья монтировались над стоместным корпусом самолета, который действительно внешне напоминал настоящий плавучий дом, чем какой-любой самолет. Суммарная площадь всех девяти крыльев гигантской летающей лодки достигла 837 квадратных метров. Всего один самолет в истории авиации обладал большей площадью крыла — это была летающая лодка «Хьюз Н-4», которую построили в США в 1947 году. Центральные крылья каждого из трипланных наборов соединялись между собой двумя параллельными коробчатыми конструкциями, которые напоминали фюзеляжи.

В каждой из данных конструкций (передней и задней) были установлены двигатели «Америкен Либерти», которые развивали мощность 400 л. с. Дополнительные силовые установки, которые состояли из одного тянущего и одного толкающего двигателей, располагались между фюзеляжами в переднем и заднем трипланных наборах крыльев. Всего же гидросамолет получил восемь двигателей. На всех девяти крыльях летающей лодки имелись элероны, при этом задние элероны дополнительно выполняли также и функции рулей высоты. Рули направления и вертикальные кили были смонтированы с внешней стороны фюзеляжей самолета между всеми задними крыльями.

К строительству уникального гидросамолета приступили во второй половине 1919 года. Всего через год на берегу озера Маджоре появился огромный ангар, в котором и осуществлялась конечная сборка летательного аппарата. На строительной площадке гигантского гидросамолета побывал американский посол Роберт Андервуд Джонсон, который выразил своем восхищение по поводу увиденного. К летным испытаниям новинки планировалось приступить в январе 1921 года, при этом Капрони говорил о том, что если Ca.60 сможет успешно пройти стадию испытаний, он станет флагманом итальянской морской гражданской авиации.

Летающая лодка Caproni Ca.60 Noviplano


Впервые самолет вывели из ангара на озере Маджоре 20 января 1921 года, в тот же день он стал лакомым объектом для фотографов всех мастей. На следующий день согласно планам самолет должен был приводниться в первый раз, но в связи с низким уровнем воды и некоторыми трудностями с рампой, которая соединяла ангар с озером, летающую лодку не сумели спустить на воду. Более того, при совершении первой же попытки было сломано первое нижнее крыло гидросамолета. В результате рабочие трудились над устранением неисправности всю ночь, все удалось отремонтировать, однако (к разочарованию Капрони) при следующей попытке спустить гидросамолет на воду неисправным оказался стартер. В результате совершать маневры на водной поверхности самолет смог лишь 9 февраля 1921 года.

При этом самолет сумел выполнить лишь несколько маневров, испытания пришлось прервать из-за ухудшения погодных условий, но результаты испытаний все равно признали положительными. Гидросамолет оказался легок в управлении, был достаточно маневренным и хорошо управлялся. После завершения этого этапа испытаний Капрони отметил: «Если бы я знал, с какими трудностями мне придется столкнуться, у меня не хватило бы мужества, чтобы все начать». 12 февраля 1921 года самолет впервые сумел достигнуть скорости в 130 км/ч и впервые поднялся в небо. После совершения полета экипаж отмечал, что машина достаточно хорошо реагирует на команды.

Второй полет самолет совершил 4 марта 1921 года. Гидросамолет смог разогнаться до 180 км/ч, но при взлете пилот очень сильно потянул штурвал на себя, в результате самолет оторвался от воды со значительным креном на хвост и в этот момент мощности двигателей не хватило. В итоге хвост летающей лодки задел поверхность воды, а через секунду гигантский самолет рухнул на воду, переломившись пополам. При этом нос и передняя часть опустились под воду, в то время как хвост удерживал остатки гидросамолета на плаву. Капрони лично наблюдал за крушением своего детища с берега. Позднее он отметил, что плод его многолетней работы, который должен был стать основой для гражданской авиации будущего, был потерян в одно мгновение.
Причин аварии Caproni Ca.60 Noviplano было выявлено две: ошибка пилота Фредерико Семприни, который слишком сильно тянул штурвал на себя, пытаясь набрать высоту без должной скорости вместе с перемещением по салону гидросамолета мешков, набитых песком, которые были расположены там в качестве балласта и имитировали наличие на борту пассажиров. Данные мешки не были привязаны к местам и при попытке взлета просто перекатились в хвостовую часть летающей лодки, существенно сместив центр тяжести в заднюю часть машины.

Летающая лодка Caproni Ca.60 Noviplano


Даже на первый взгляд гидросамолет получил значительные повреждения. Несмотря на это, машину уже на следующий день удалось отбуксировать к берегу. При этом кабина пилотов, которая пробыла под водой 17 часов, не подлежала восстановлению, и всего через неделю было принято решение разобрать самолет и начать постройку нового. К несчастью, летом того же года в Италии сменился министр внутренних дел, которым стал Иваноэ Бономи. Он «имел зуб» на Капрони и добился того, чтобы правительство прекратило финансирование проекта. Таким образом, история единственного в мире самолета с 9 крыльями подошла к концу. По другой версии самолет не был разобран, а сгорел через некоторое время после аварии при весьма загадочных обстоятельствах. До наших дней от самолета сохранились только нижняя часть носа и один двигатель, которые сегодня выставлены на всеобщее обозрение в музе аэронавтики Джанни Капрони, расположенном в городе Тренто.

Летно-технические характеристики Caproni Ca.60 Noviplano:

Габаритные размеры: длина — 23,45 м, высота — 9,15 м, размах крыла — 30,5 м, площадь крыла — 837 м2.
Масса снаряженного самолета — 26 000 кг.
Силовая установка — 8 двигателей Liberty L-12 жидкостного охлаждения, мощностью 8х400 л.с.
Крейсерская скорость полета — 130 км/ч.
Максимальная скорость полета — 145 км/ч.
Практическая дальность — 660 км.
Экипаж — 8 человек.
Пассажировместимость — до 100 человек.

Летающая лодка Caproni Ca.60 Noviplano


Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/cw1/ca60.html
https://www.drive2.ru/b/1960870
http://goodgood.me/chto-to-strannoe-caproni-ca-60-noviplano
Материалы из свободных источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. spec.78 27 октября 2015 07:29
    Интересная машина. Если бы она смогла нормально взлететь, то было бы новое слово в авиации. только вот "БЫ" мешает. С другой стороны......... у Капрони было много интересных и жизнеспособных самолетов.
  2. lilian 27 октября 2015 07:38
    Впервые слышу о таком. Спасибо за статью.
    1. антисемит 28 октября 2015 19:45
      есть анимационный фильм Хаяо Миядзаки " ветер крепчал" посвященный создателю самолета "зеро" там упоминается и Капрони
  3. anip 27 октября 2015 07:43
    С такими "этажерками" самолёт был изначально непригоден для эксплуатации.
    1. Bersaglieri 27 октября 2015 08:49
      Это сейчас понятно, а 100 лет назад аэродинамика только зарождалась. Вот и шло развитие авиации "методом тыка".
  4. Belimbai 27 октября 2015 09:37
    1921 г.- 100 пассажиров....улет.
  5. Штык 27 октября 2015 12:45
    Очень хрупкий аппарат, даже на вид. До первого хорошего ветра smile
    1. jjj 27 октября 2015 15:07
      Легкого боковика достаточно. А сам материал и картинки интересные
      jjj
  6. 31rus 27 октября 2015 12:56
    С детства,очень нравились летающие лодки Капрони,размерами,новизной решений,своей "изюменкой".Спасибо автору за статью

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня