Дерни за веревочку!

Дерни за веревочку!


Принято считать. что за весь XVIII век в артиллерии не появилось ничего принципиально нового, и что арматы Северной войны практически не отличались от пушек времен Бородина и Ватерлоо. Относительно полевой артиллерии это в общем и целом верно, но во флотской - кое-что интересное все-же произошло.


В 1745 году в Англии был запатентован артиллерийский кремневый замок, а через некоторое время наладили выпуск морских орудий с такими замками. Важность этого изобретения состояла в том, что при стрельбе из пушек с фитильным воспламенением, стоящих на нижних палубах линкоров и фрегатов, канонир, подносящий пальник к затравочному отверстию, не мог видеть - куда он стреляет. Он должен был находиться сбоку от орудия, чтобы его не искалечило откатом, а с этой позиции смотреть в орудийный порт невозможно.

Соответственно, артиллерист не мог точно рассчитать момент выстрела. При стрельбе на относительно больших (по тогдашним меркам) дистанциях в условиях бортовой качки это нередко приводило к промахам. Ядра либо свистели над вражеским кораблем, либо зарывались в воду с недолетом.

А спуск кремневого замка осуществлялся рывком за длинную веревку. При этом канонир мог стоять позади пушки на безопасном расстоянии, глядеть на цель сквозь амбразуру и производить выстрел точно в нужный момент.

К началу XIХ века все вводимые в строй британские линкоры комплектовались кремневыми орудиями, ими же была оснащена при ремонтах и модернизациях значительная часть старых кораблей, в том числе знаменитый нельсоновский "Виктори". Однако в других странах внедрение новинки происходило гораздо медленнее. Даже при Трафальгаре почти весь французский флот был вооружен фитильной артиллерией, а в России производство кремневых пушечных замков по английскому образцу начали еще позже - в 20-е годы XIX века.

Флоты второстепенных морских держав этот "хайтек" вообще обошел стороной, там использовали фитильные пушки вплоть до появления капсюльных ударно-спусковых механизмов.









Кремневые пушечные замки различных образцов, изготовленные в последней четверти XVIII и в первой половине XIX века.



Механизм пушечного кремневого замка, курок спущен.




Орудия с кремневыми замками на батарейной палубе линкора "Виктори". Спусковые шнуры обмотаны вокруг замков.



Пушка на верхней палубе того же линкора. Для предохранения от морской воды и осадков замок прикрыт жестяным кожухом.

[/center]

Английский (вверху) и русский (внизу) кремневые пушечные замки. Хорошо видно, что российский механизм, сделанный в Туле в 1836 году, является почти точной копией английского.



Реплика русской карронады XIX века с кремневым замком.
Автор:
Вячеслав Кондратьев
Первоисточник:
http://vikond65.livejournal.com/404396.html
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти