The project of personal aircraft Bell Pogo

Bell Aerosystems developed its first jetpack project with the financial support of the military. After conducting all the necessary tests and determining the real characteristics of the new product, the Pentagon decided to close the project and stop funding due to the lack of prospects. For several years, Bell specialists, led by Wendell Moore, continued to work on their own initiative until a new customer appeared. The creation of another personal aircraft was ordered by the National Aeronautics and Space Administration.


Since the early sixties, NASA staff have worked on a host of projects as part of the lunar program. In the foreseeable future, American astronauts were to land on the moon, which required a large number of special equipment for various purposes. Among other things, astronauts needed some means of transportation, with the help of which they could move across the surface of the Earth satellite. As a result, several LRV electric vehicles were delivered to the moon, but other transport options were considered at the early stages of the program.

At the preliminary proposal stage, NASA specialists considered various options for moving across the moon, including with the help of aircraft. They probably knew about Bell's projects, and they turned to her for help. The subject of the order was a promising personal aircraft that could be used by astronauts in the conditions of the moon. Thus, U. Moore and his team had to use the available technologies and developments, and also take into account the features of the satellite's gravity, the design of spacesuits, and other specific factors. In particular, the design of the spacesuits available at that time forced the engineers to abandon the proven “jetpack” layout.

The project of personal aircraft Bell Pogo
Robert Coater and the first version of the product Pogo


The project of the "lunar" aircraft was named Pogo - by the name of the toy Pogo stick, also known as "Grasshopper". Indeed, some versions of this product looked very much like a child's “vehicle”, although they had a number of characteristic features directly related to the technologies and technical solutions used.

For the third time, the Wendell Moore team decided to use proven ideas, which implied the use of a jet engine on hydrogen peroxide. For all its simplicity, this power plant provided the required traction and allowed to fly for some time. These engines had some drawbacks, but there were some reasons to believe that they would be less noticeable on the surface of the Moon than on Earth.

During the Bell Pogo project, three aircraft variants were developed for the lunar mission. They were based on the same principles and had a high degree of unification, since the same components were used in their design. However, there were some differences in layout. In addition, options with different payloads were proposed: some versions of the “Pogo” could only carry one person, while others had space for two pilots.

The first version of the Bell Pogo product was a redesigned version of the Rocket Belt or Rocket Chair, with major changes to the overall layout. Instead of a corset pack or a chair with a frame, it was proposed to use a metal rack with fixtures for all the main units. With the help of such a unit it was planned to ensure ease of use of the device in a heavy and not very comfortable spacesuit, as well as optimize the balancing of the entire product.

Below to the base rack fastened detail, which served as a step for the pilot and the base of the chassis. This time the pilot had to stand on the power element of the apparatus, which allowed him to get rid of the complex system of safety belts, leaving only a few necessary. In addition, on the sides of the steps there were mounts for small wheels. With their help, it was possible to transport the device from place to place. A small beam with an emphasis was provided on the front of the frame. With the help of wheels and an emphasis the device could stand vertically without support.


The device is in flight. Behind the Levers - R. Courter


In the central part of the rack was mounted a unit with three cylinders for compressed gas and fuel. As with the previous Bell equipment, the central cylinder served as a storage facility for compressed nitrogen, and the side tanks should be filled with hydrogen peroxide. Between themselves the cylinders were connected by a system of hoses, taps and regulators. In addition, they depart from the hoses leading to the engine.

The engine of the "classic" design offered to mount on the top of the rack using a hinge, which allows to control the thrust vector. Engine design remains the same. In its central part there was a gas generator, which was a cylinder with a catalyst device. The latter consisted of silver plates coated with samarium nitrate. Such a gas generator device made it possible to obtain energy from the fuel without the use of an oxidizer or combustion.

On the sides of the gas generator were attached two curved pipe with nozzles at the ends. In order to avoid heat loss and premature cooling of reactive gases, the pipelines were equipped with thermal insulation. The control tubes were attached to the engine control with small handles at the ends.

The principle of operation of the engine remained the same. Compressed nitrogen from the central cylinder was supposed to displace hydrogen peroxide from its tanks. Getting on the catalyst, the fuel had to decompose with the formation of a high-temperature gas-vapor mixture. Seven with temperatures up to 730-740 ° C had to go through the nozzles, forming jet thrust. The device should be controlled with the help of two levers and handles installed on them. The levers themselves were responsible for tilting the engine and changing the thrust vectoring. The arms were associated with mechanisms for changing thrust and fine adjustment of its vector. There is also a timer that warned the pilot about fuel production.


Double option "Pogo" in flight under the control of Gordon Yeager. Passenger - Technician Bill Burns


During the flight, the pilot had to stand on the steps and hold on to the controls. The engine was at the level of his chest, and the nozzles were located on the sides of the hands. Due to the high temperature of the reactive gases and the large noise produced by such an engine, the pilot needed special protection. His equipment consisted of a soundproof helmet with a timer buzzer, glasses, gloves, heat-resistant overalls and appropriate shoes. All this allowed the pilot to work, not paying attention to a cloud of dust during takeoff, engine noise and other adverse factors.

According to some data, the design of the Bell Pogo product used slightly modified units of the "Missile chair", in particular, a similar fuel system. Due to a slightly lower weight of the design, the engine thrust at the level of 500 pounds (about 225 kgf) allowed a slight increase in the characteristics of the device. In addition, the product "Pogo" was intended for use on the moon. Thus, not differing in high characteristics on the Earth, the perspective aircraft could be useful on the Moon, in the conditions of low gravity.

Design work on the first version of the project Bell Pogo ended in the mid-sixties. Using the available components, the team of W. Moore manufactured an experimental version of the apparatus and proceeded to its testing. The test pilot team remained the same. The verification of the prospective personal aircraft was carried out by Robert Kourter, William Sutor and others. Also, the general approach to inspections has not changed. First, the device flew on a leash in the hangar, and then began free flights in an open area.

As expected, the Pogo was not distinguished by high flight performance. He could climb to a height of no more than 8-10 m and fly at speeds of up to several kilometers per hour. The supply of fuel was enough for 25-30 seconds of flight. Thus, in terrestrial conditions, the new development of the Moore team differed little from the previous ones. However, with low gravity of the moon, the available parameters of thrust and fuel consumption allowed us to hope for a noticeable increase in flight data.

Soon after the first version of the Bell Pogo apparatus, a second one appeared. In this version of the project, it was proposed to increase the payload, making it possible to transport the pilot and passenger. It was suggested to do this in the simplest way: by “doubling” the power plant. Thus, to create a new aircraft, all that was needed was to develop a frame for fastening all the main elements. The engine and fuel system remained the same.


Yeager and Burns in flight


The main element of the two-seat apparatus was a frame of simple design. At the bottom of such a product there was a rectangular frame with small wheels, as well as two steps for the crew. In addition, on the frame were attached to the pillars of the power plant, connected at the top of the jumper. Between the racks were fixed two fuel systems of three cylinders each and two engines assembled in one unit.

The control system remained the same, its main elements were levers rigidly connected with swaying engines. The levers were brought forward to the pilot's seat. At the same time, they had a curved shape for optimal relative position of the pilot and handles.

During the flight, the pilot had to stand on the front footboard, facing forward. The control levers were held under his arms and flexed, providing access to the controls. Due to their shape, the levers were also an additional element of security: they kept the pilot and did not let him fall. The passenger was asked to stand on the back footboard. Passenger seat was equipped with two beams, held under his hands. In addition, he had to hold on to special handles located near the engines.

From the point of view of system operation and flight control, the double Bell Pogo version was no different from the single one. By starting the engine, the pilot could adjust the thrust and its vector, producing the necessary maneuvers in height and course. Due to the use of two engines and two fuel systems, it was possible to compensate for the increase in the weight of the structure and the payload, while maintaining the basic parameters at the same level.


William "Bill" Sutor is testing a third version of the apparatus. The first flights are carried out using a safety rope.


Despite some complication of the design, the first two-seater aircraft, created by the team of W. Moore, had notable advantages over its predecessors. The use of such systems in practice made it possible to transport two people at once without a proportional increase in the weight of the aircraft. In other words, one double unit was smaller and lighter than two single, providing the same opportunities for the transport of people. Probably, the double version of the Pogo product could be of the greatest interest to NASA in terms of use in the lunar program.

Verification of the two-seater Pogo apparatus was carried out according to the already established scheme. At first he was checked in a hangar using safety cables, after which tests began in free flight. Being a further development of the existing design, the double unit showed good characteristics, which allowed to count on the successful solution of the assigned tasks.

In total, the Bell Pogo program has developed three versions of aircraft with the greatest possible unification. The third option was single and was based on the design of the first, although it had some noticeable differences. The main thing is the mutual placement of the pilot and the fuel system. In the case of the third project, the engine and cylinders should be located behind the pilot's back. The rest of the layout of the two devices did not differ much.

The pilot of the third variant of “Pogo” was supposed to stand on a footboard equipped with wheels and rest his back on the main rack of the vehicle. In this case, the engine was behind him at shoulder level. Due to changes in the overall layout, the management system had to be redone. The levers associated with the engine were pulled toward the pilot. In addition, for obvious reasons, they were lengthened. The rest of the principles of management remained the same.

The tests carried out according to the standard method again showed all the pros and cons of the new project. The flight duration still left much to be desired, however, the speed and altitude of the vehicle was quite sufficient for solving the tasks. It was also necessary to take into account the difference in gravity on the Earth and on the Moon, which made it possible to expect a noticeable increase in characteristics in terms of real use on the satellite.


Tests with the participation of the astronaut and using the spacesuit. 15 June 1967


It can be assumed that the third variant of the Bell Pogo system was more convenient than the first in terms of management. This may indicate a different design of control systems with an increased lever arm. Thus, in order to exercise control, the pilot had to make less effort. Nevertheless, it should be noted that the layout of the third version of the device seriously hampered or even made it impossible for a person to use it in a spacesuit.

The development and testing of three variants of the Pogo apparatus has ended by the year 1967. This technique was presented to customers from NASA, after which collaborations started. It is known about the conduct of training events, during which astronauts, dressed in full-fledged space suits, mastered the management of personal aircraft of a new type. In this case, all such ascents in the air were carried out on a leash using a special suspension system. Due to the layout of space suits and aircraft, Pogo systems of the first type were used.

Collaborations of Bell Aerosystems and NASA lasted for some time, but did not give real results. Even taking into account the expected growth of characteristics, the proposed aircraft could not fulfill the requirements related to their intended use in the lunar program. Personal aircraft did not look like a convenient vehicle for astronauts.

For this reason, the Bell Pogo program was closed in 1968. NASA experts analyzed various proposals, including Bell's projects, after which they came to disappointing conclusions. The proposed systems did not meet the requirements of the lunar missions. As a result, it was decided to abandon attempts to fly over the surface of the moon and begin developing another vehicle.


Figures from the US RE26756 E patent. Fig 7 - Rocket Chair. Fig 8 and Fig 9 - Pogo devices of the first and third versions, respectively


The vehicle development program for lunar expeditions ended with the creation of the LRV electric vehicle. 26 July 1971, the Apollo 15 ship went to the Moon, carrying such a machine. In the future, this technique was used by the crews of the Apollo-16 and Apollo-17 ships. During the three expeditions, astronauts drove around 90,2 km on these electric vehicles, spending 10 hours 54 on this.

As for the Bell Pogo devices, after the completion of the joint tests, they were sent to the warehouse as useless. In September 1968, Wendell Moore applied for a patent for a promising individual vehicle. It described the earlier project of the Rocket Chair, as well as two versions of the single-seat Pogo. By submitting an application, Moore received a patent for the number US RE26756 E.

The Pogo project turned out to be the latest development of Bell Aerosystems in the field of jetpacks and other similar equipment. For several years, the company's specialists have developed three projects, during which there appeared five different aircraft based on common ideas and technical solutions. During the work on the projects, the engineers studied various features of such equipment and found the best options for its design. However, further testing projects have not progressed. Created by Moore and his team of equipment did not meet the requirements of potential customers.

By the end of the sixties, Bell had completed all work on what seemed to be a promising and promising program and did not return to the subject of small-sized personal aircraft: jetpacks, etc. Soon all the documentation on the implemented projects was sold to other organizations, which continued their development. The result was the emergence of new, refined projects, and even small-scale production of some jetpacks. For obvious reasons, this technique has not received much distribution and did not get to the army or space.


On the materials of the sites:
http://rocketbelts.americanrocketman.com/
http://thunderman.net/
http://stevelehto.kinja.com/
http://warisboring.com/

Patent US RE26756 E:
http://google.com/patents/USRE26756
Author:
Photos used:
Rocketbelts.americanrocketman.com, Thunderman.net
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. ehan 5 November 2015 10: 05 New
    • 0
    • 0
    0
    There was a time. Not afraid to experiment ...
    1. gridasov 5 November 2015 23: 33 New
      • 0
      • 0
      0
      No one will fly on old principles. Oh, how much has been done and experimented with. Until the moment comes when they begin to see that they need new basic methods for organizing and transforming hydro-gas-dynamic flows.
  2. srha 5 November 2015 14: 42 New
    • 0
    • 0
    0
    Well, for flights it’s not promising. But to save the falling - just seconds are needed. Are there rocket parachutes? I mean, not parachutes for missiles, but rescue missile systems. According to my calculations, 10-20 kg of gunpowder is enough for non-fatal inhibition of a body falling from a height of 100 kg in terrestrial conditions. For helicopters, rescue capsules, chairs, etc. it is quite possible to set.
    1. Mountain shooter 5 November 2015 23: 45 New
      • 0
      • 0
      0
      And you will fly in a liner in which 20 kg of gunpowder is charged for each passenger? And is every passenger able to use such a "rocket parachute"? An ordinary parachute is both more compact and lighter. But just imagine that the grandmother in the next chair should fasten the hanging system, and jump into the emergency hatch of the liner from the stratosphere!
      At this height, a person without an oxygen mask dies in a few minutes.
  3. Grizli-666 6 November 2015 04: 02 New
    • 0
    • 0
    0
    Everything has already happened.

Проект персональных летательных аппаратов Bell Pogo

Свой первый проект реактивного ранца компания Bell Aerosystems разрабатывала при финансовой поддержке военного ведомства. После проведения всех необходимых испытаний и определения реальных характеристик нового изделия Пентагон решил закрыть проект и прекратить финансирование ввиду отсутствия перспектив. В течение нескольких лет специалисты фирмы «Белл» во главе с Уэнделлом Муром продолжали работу в инициативном порядке, пока не появился новый заказчик. Создание еще одного персонального летательного аппарата было заказано Национальным управлением по воздухоплаванию и исследованию космического пространства.

С начала шестидесятых годов сотрудники NASA работали над массой проектов в рамках лунной программы. В обозримом будущем американские астронавты должны были высадиться на Луне, для чего требовалось большое количество специального оборудования различного назначения. Среди прочего астронавтам требовались некие средства передвижения, при помощи которых они могли бы перемещаться по поверхности спутника Земли. В итоге на Луну были доставлены несколько электромобилей LRV, однако на ранних стадиях программы рассматривались иные варианты транспорта.

На стадии проработки предварительных предложений специалисты НАСА рассматривали различные варианты перемещения по Луне, в том числе и при помощи летательных аппаратов. Вероятно, они знали о проектах компании Bell, из-за чего обратились к ней за помощью. Предметом заказа был перспективный персональный летательный аппарат, который мог бы использоваться астронавтами в условиях Луны. Таким образом, У. Мур и его команда должны были использовать имеющиеся технологии и наработки, а также учитывать особенности гравитации спутника, конструкцию скафандров и другие специфические факторы. В частности, конструкция имевшихся на то время скафандров заставила инженеров отказаться от проверенной компоновки типа «реактивный ранец».


Проект персональных летательных аппаратов Bell Pogo
Роберт Коутер и первый вариант изделия Pogo


Проект «лунного» летательного аппарата получил название Pogo – по названию игрушки Pogo stick, также известной как «Кузнечик». Действительно, некоторые варианты этого изделия внешне весьма походили на детское «средство передвижения», хотя и имели ряд характерных особенностей, прямо связанных с используемыми технологиями и техническими решениями.

Уже в третий раз команда Уэнделла Мура решила использовать проверенные идеи, подразумевавшие применение реактивного двигателя на пероксиде водорода. При всей своей простоте такая силовая установка обеспечивала требуемую тягу и позволяла совершать полет в течение некоторого времени. У подобных двигателей были некоторые минусы, однако были некоторые основания полагать, что в условиях поверхности Луны они будут менее заметны, чем на Земле.

За время работ по проекту Bell Pogo были разработаны три варианта летательного аппарата для лунной миссии. Они основывались на одних и тех же принципах и имели высокую степень унификации, поскольку в их конструкции применялись одинаковые комплектующие. Тем не менее, имелись и некоторые различия компоновочного характера. Кроме того, предлагались варианты с различной грузоподъемностью: одни версии «Пого» могли перевозить лишь одного человека, тогда как в конструкции других предусматривались места для двух пилотов.

Первый вариант изделия Bell Pogo представлял собой переработанную версию аппаратов Rocket Belt или Rocket Chair с серьезными изменениями общей компоновки. Вместо корсета-ранца или стула с каркасом предлагалось использовать металлическую стойку с креплениями для всех основных агрегатов. При помощи такого агрегата планировалось обеспечить удобство использования аппарата в тяжелом и не совсем удобном скафандре, а также оптимизировать балансировку всего изделия.

Внизу к базовой стойке крепилась деталь, выполнявшая функции подножки для пилота и основания шасси. На этот раз пилот должен был стоять на силовом элементе аппарата, что позволяло избавиться от сложной системы привязных ремней, оставив только несколько необходимых. Кроме того, по бокам подножки имелись крепления для небольших колес. С их помощью можно было перевозить аппарат с места на место. Спереди на раме предусматривалась небольшая балка с упором. При помощи колес и упора аппарат мог стоять вертикально без поддержки.

Проект персональных летательных аппаратов Bell Pogo
Аппарат в полете. За рычагами - Р. Коуртер


В центральной части стойки крепился блок с тремя баллонами для сжатого газа и топлива. Как и на предыдущей технике компании «Белл», центральный баллон служил хранилищем сжатого азота, а боковые следовало заправлять перекисью водорода. Между собой баллоны соединялись системой шлангов, кранов и регуляторов. Кроме того, от них отходили шланги, ведущие к двигателю.

Двигатель «классической» конструкции предложили крепить на верхней части стойки с использованием шарнира, позволяющего управлять вектором тяги. Конструкция двигателя осталась прежней. В центральной его части имелся газогенератор, представлявший собой цилиндр с катализаторным устройством. Последнее состояло из серебряных пластинок с покрытием из нитрата самария. Такое устройство газогенератора позволяло получать энергию из топлива без использования окислителя или сгорания.

По бокам к газогенератору крепились два изогнутых трубопровода с соплами на концах. Во избежание потерь тепла и преждевременного охлаждения реактивных газов трубопроводы оснащались термоизоляцией. К трубам двигателя крепились рычаги управления с небольшими рукоятками на концах.

Принцип действия двигателя оставался прежним. Сжатый азот из центрального баллона должен был вытеснять перекись водорода из ее баков. Попадая на катализатор, топливо должно было разлагаться с образованием высокотемпературной парогазовой смеси. Семь с температурой до 730-740°C должна была выходить через сопла, образуя реактивную тягу. Управление аппаратом следовало осуществлять при помощи двух рычагов и установленных на них рукояток. Сами рычаги отвечали за наклон двигателя и изменение вектора тяги. Рукоятки были связаны с механизмами изменения тяги и тонкой регулировки ее вектора. Также сохранился таймер, предупреждавший пилота о выработке топлива.

Проект персональных летательных аппаратов Bell Pogo
Двухместный вариант "Пого" в полете под управлением Гордона Йегера. Пассажир - техник Билл Бернс


Во время полета пилот должен был стоять на подножке и держаться за рычаги управления. При этом двигатель находился на уровне его груди, а сопла располагались по бокам от рук. Ввиду высокой температуры реактивных газов и большого шума, производимого таким двигателем, пилот нуждался в специальной защите. Его экипировка состояла из шлема со звукоизоляцией и зуммером таймера, очков, перчаток, жаростойкого комбинезона и соответствующей обуви. Все это позволяло пилоту работать, не обращая внимания на облако пыли при взлете, шум двигателя и другие неблагоприятные факторы.

По некоторым данным, в конструкции изделия Bell Pogo использовались незначительно измененные агрегаты «Ракетного стула», в частности, аналогичная топливная система. За счет немного меньшего веса конструкции тяга двигателя на уровне 500 фунтов (около 225 кгс) позволила незначительно повысить характеристики аппарата. Кроме того, изделие «Пого» предназначалось для использования на Луне. Таким образом, не отличаясь высокими характеристиками на Земле, перспективный летательный аппарат мог оказаться полезным на Луне, в условиях низкой гравитации.

Конструкторские работы по первому варианту проекта Bell Pogo завершились в середине шестидесятых годов. Используя имеющиеся комплектующие, команда У. Мура изготовила опытный вариант аппарата и приступила к его испытаниям. Команда пилотов-испытателей осталась прежней. Проверкой перспективного персонального летательного аппарата занимались Роберт Коуртер, Уильям Сьютор и другие. Также не изменился общий подход к проверкам. Сначала аппарат летал на привязи в ангаре, а затем начались свободные полеты на открытой площадке.

Как и ожидалось, аппарат «Пого» не отличался высокими летными характеристиками. Он мог подниматься на высоту не более 8-10 м и летать со скоростью до нескольких километров в час. Запаса топлива хватало на 25-30 секунд полета. Таким образом, в земных условиях новая разработка команды Мура мало чем отличалась от предыдущих. Тем не менее, при низкой гравитации Луны имеющиеся параметры тяги и расхода топлива позволяли надеяться на заметное увеличение летных данных.

Вскоре после первого варианта аппарата Bell Pogo появился второй. В этом варианте проекта предлагалось увеличить полезную нагрузку, обеспечив возможность транспортировки пилота и пассажира. Сделать это предлагалось самым простым способом: «удвоением» силовой установки. Таким образом, для создания нового летательного аппарата требовалось лишь разработать раму для крепления всех основных элементов. Двигатель и топливная система при этом оставались прежними.

Проект персональных летательных аппаратов Bell Pogo
Йегер и Бернс в полете


Основным элементом двухместного аппарата стала рама простой конструкции. Внизу такого изделия имелась прямоугольная рамка с небольшими колесами, а также двумя подножками для экипажа. Кроме того, на рамке крепились стойки силовой установки, вверху соединенные перемычкой. Между стойками закреплялись две топливные системы по три баллона в каждой и два двигателя, собранные в один блок.

Система управления осталась прежней, ее основными элементами были рычаги, жестко связанные с качающимися двигателями. Рычаги выводились вперед, к месту пилота. При этом они имели изогнутую форму для оптимального взаимного положения пилота и рукояток.

Во время полета пилот должен был стоять на передней подножке, лицом вперед. Рычаги управления проходили под его руками и изгибались, обеспечивая доступ к органам управления. За счет своей формы рычаги также являлись дополнительным элементом обеспечения безопасности: они удерживали пилота и не давали ему упасть. Пассажиру предлагалось стоять на задней подножке. Место пассажира оснащалось двумя балками, проходившими под его руками. Кроме того, он должен был держаться за специальные ручки, расположенные около двигателей.

С точки зрения работы систем и управления полетом двухместный вариант Bell Pogo ничем не отличался от одноместного. Запустив двигатель, пилот мог регулировать тягу и ее вектор, производя нужные маневры по высоте и курсу. За счет использования двух двигателей и двух топливных систем удалось компенсировать рост веса конструкции и полезной нагрузки, сохранив основные параметры на прежнем уровне.

Проект персональных летательных аппаратов Bell Pogo
Уильям "Билл" Сьютор испытывает третий вариант аппарата. Первые полеты проводятся с использованием страховочного троса


Несмотря на некоторое усложнение конструкции, первый двухместный летательный аппарат, созданный командой У. Мура, имел заметные преимущества перед своими предшественниками. Использование таких систем на практике позволяло перевозить сразу двух человек без пропорционального роста веса летательных аппаратов. Иными словами, один двухместный аппарат был компактнее и легче двух одноместных, обеспечивавших такие же возможности по перевозке людей. Вероятно, именно двухместный вариант изделия «Пого» мог представлять наибольший интерес для НАСА с точки зрения использования в лунной программе.

Проверка двухместного аппарата Pogo велась по уже отработанной схеме. Сначала его проверили в ангаре с использованием страховочных тросов, после чего начались испытания в свободном полете. Являясь дальнейшим развитием существующей конструкции, двухместный аппарат показал неплохие характеристики, которые позволяли рассчитывать на успешное решение возлагавшихся задач.

Всего в рамках программы Bell Pogo были разработаны три варианта летательных аппаратов с максимально возможной унификацией. Третий вариант был одноместным и основывался на конструкции первого, хотя и имел некоторые заметные отличия. Главное – взаимное размещение пилота и топливной системы. В случае с третьим проектом двигатель и баллоны должны были располагаться за спиной пилота. В остальном компоновка двух аппаратов почти не отличалась.

Пилот третьего варианта «Пого» должен был стоять на подножке, оснащенной колесами, и упираться спиной в основную стойку аппарата. При этом двигатель находился за его спиной на уровне плеч. Из-за изменения общей компоновки пришлось переделать систему управления. Рычаги, связанные с двигателем, были выведены в сторону пилота. Кроме того, по понятным причинам, они были удлинены. В остальном принципы управления остались прежними.

Проведенные по стандартной методике испытания вновь показали все плюсы и минусы нового проекта. Продолжительность полета по-прежнему оставляла желать лучшего, однако скорость и высотность аппарата была вполне достаточна для решения поставленных задач. Также следовало учитывать разницу в гравитации на Земле и на Луне, что позволяло ожидать заметный рост характеристик в условиях реального использования на спутнике.

Проект персональных летательных аппаратов Bell Pogo
Испытания с участием астронавта и с использованием скафандра. 15 июня 1967 г.


Можно предположить, что третий вариант системы Bell Pogo был удобнее первого с точки зрения управления. Об этом может говорить иная конструкция систем управления с увеличенным плечом рычагов. Таким образом, для осуществления управления пилоту приходилось прилагать меньшие усилия. Тем не менее, нельзя не отметить, что компоновка третьего варианта аппарата серьезно затрудняла или даже делала невозможной его использование человеком в скафандре.

Разработка и испытания трех вариантов аппарата «Пого» завершилась к 1967 году. Эту технику представили заказчикам из НАСА, после чего стартовали совместные работы. Известно о проведении учебных мероприятий, в ходе которых астронавты, одетые в полноценные скафандры, осваивали управление персональными летательными аппаратами нового типа. При этом все подобные подъемы в воздух осуществлялись на привязи, с использованием специальной подвесной системы. Из-за особенностей компоновки скафандров и летательных аппаратов использовались системы Pogo первого типа.

Совместные работы Bell Aerosystems и NASA продолжались в течение некоторого времени, но так и не дали реальных результатов. Даже с учетом ожидаемого роста характеристик предложенные летательные аппараты не могли выполнить требования, связанные с их предполагаемым использованием в лунной программе. Персональные летательные аппараты не выглядели удобным транспортным средством для астронавтов.

По этой причине в 1968 году программу Bell Pogo закрыли. Специалисты НАСА провели анализ различных предложений, в том числе и проектов компании «Белл», после чего пришли к неутешительным выводам. Предлагавшиеся системы не соответствовали требованиям, предъявляемым лунными миссиями. В результате было решено отказаться от попыток летать над поверхностью Луны и начать разработку иного транспортного средства.

Проект персональных летательных аппаратов Bell Pogo
Рисунки из патента US RE26756 E. Fig 7 - аппарат Rocket Chair. Fig 8 и Fig 9 - аппараты "Пого" первой и третьей версии соответственно


Программа разработки транспортного средства для лунных экспедиций завершился созданием электромобиля LRV. 26 июля 1971 года к Луне отправился корабль Apollo 15, на борту которого находилась такая машина. В дальнейшем эта техника использовалась экипажами кораблей «Аполлон-16» и «Аполлон-17». За время трех экспедиций астронавты проехали на этих электромобилях около 90,2 км, затратив на это 10 часов 54 минуты.

Что касается аппаратов Bell Pogo, то после завершения совместных испытаний они были отправлены на склад за ненадобностью. В сентябре 1968 года Уэнделл Мур подал заявку на получение патента на перспективное индивидуальное транспортное средство. В ней описывался более ранний проект Rocket Chair, а также два варианта одноместного аппарата «Пого». Подав заявку, Мур получил патент за номером US RE26756 E.

Проект Pogo оказался последней разработкой компании Bell Aerosystems в области реактивных ранцев и иной подобной техники. За несколько лет специалисты компании разработали три проекта, в ходе которых появились пять различных летательных аппаратов на базе общих идей и технических решений. За время работы над проектами инженеры изучили различные особенности такой техники и нашли оптимальные варианты ее конструкции. Тем не менее, дальше испытаний проекты не продвинулись. Созданная Муром и его командой техника не соответствовала требованиям потенциальных заказчиков.

К концу шестидесятых годов компания «Белл» завершила все работы по, как когда-то казалось, перспективной и многообещающей программе и более не возвращалась к тематике малогабаритных персональных летательных аппаратов: реактивных ранцев и т.д. Вскоре вся документация по реализованным проектам была продана другим организациям, которые продолжили их развитие. Результатом этого стало появление новых доработанных проектов, и даже мелкосерийное производство некоторых реактивных ранцев. По понятным причинам, эта техника так и не получила большого распространения и не добралась до армии или космоса.


По материалам сайтов:
http://rocketbelts.americanrocketman.com/
http://thunderman.net/
http://stevelehto.kinja.com/
http://warisboring.com/

Патент US RE26756 E:
http://google.com/patents/USRE26756
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Rocketbelts.americanrocketman.com, Thunderman.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. ehan 5 ноября 2015 10:05
    Вот было время. Не боялись экспериментировать...
    1. gridasov 5 ноября 2015 23:33
      Никто не полетит на старых принципах. Уж сколько всего наделали и наэкспериментировались . Пока не наступит момент когда прозреют , что нужны новые базовые методы организации и преобразования гидро газо динамических потоков.
  2. srha 5 ноября 2015 14:42
    Ну ладно, для полетов не перспективно. Но для спасения падающих - как раз секунды нужны. Есть ли ракетные парашюты? В смысле не парашюты для ракет, а спасательные ракетные системы. По моим расчетам - 10-20 кг пороха достаточно для не смертельного торможения падающего с высоты 100 кг тела в земных условиях. На вертолеты, спасательные капсулы, кресла и т.д. вполне можно ставить.
    1. Горный стрелок 5 ноября 2015 23:45
      И вы полетите в лайнере, в котором заряжено по 20 кг пороха на каждого пассажира? И каждый ли пассажир способен воспользоваться таким "ракетным парашютом"? Обычный парашют и компактнее, и легче. Но только вообразить себе, что бабушка в соседнем кресле должна застегнуть на себе подвесную систему, и выпрыгнуть в аварийный люк лайнера из стратосферы!
      На такой высоте человек без кислородной маски погибает за несколько минут.
  3. Grizli-666 6 ноября 2015 04:02
    Уже все свершилось.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня