Проект персонального летательного аппарата Jump Belt

В конце пятидесятых множество зарубежных инженеров работали над проектами перспективных реактивных ранцев и иных персональных летательных аппаратов. Одни из этих проектов дошли до практической реализации и даже производились малой серией, другим было суждено остаться в истории как неудачным разработкам. Свои силы в многообещающем направлении попробовали и специалисты американской компании Thiokol Chemical Corporation. В 1958 году они представили свой вариант многоцелевого летательного аппарата.

В июне 1958-го компания Thiokol выпустила пресс-релиз о своей новой разработке. Вскоре публикации о новом перспективном изделии появились в периодических изданиях. Проект персонального летательного аппарата получил название Jump Belt («Прыжковый пояс»). Созданием нового проекта руководили Харри Бердетт-младший и Александер Бор. В рамках программы Grasshopper («Кузнечик») специалисты компании «Тиокол» разработали и предложили свой вариант легкой системы, способной значительно повысить мобильность человека. Изначально новый аппарат предназначался для армии, однако позже стало известно о возможных альтернативных вариантах его использования.

По задумке авторов, аппарат Jump Belt мог войти в состав снаряжения пехотинца, серьезно улучшив его подвижность. При помощи этой системы солдат мог бы за считанные секунды перелетать водные преграды достаточно большой ширины, подниматься на различные объекты, такие как скалы или здания, а также преодолевать иные препятствия, которые могут встретиться на поле боя при решении поставленных боевых задач.


Стоит отметить, уже первые упоминания перспективного летательного аппарата привлекли внимание не только научной и технической прессы. К примеру, журналисты издания Sports Illustrated тоже заинтересовались «Прыжковым поясом» и задали авторам проекта вопросы, прямо связанные с тематикой своего журнала. Х. Бердетт подтвердил, что подобная техника действительно может использоваться спортсменами. Тем не менее, отмечал инженер, ей не место в командных видах спорта, таких как футбол. По словам разработчика, реактивные газы от двигателя аппарата не могут повредить пилоту, однако они способны нанести травмы окружающим людям.

Проект персонального летательного аппарата Jump Belt
Общий вид прототипа системы Jump Belt. На заднем плане Александер Бор и Харри Бердетт-младший. В качестве "испытателя" выступает Рэй Уич. Фото журнала Popular Science


Продолжая тему спортивного применения «Джамп Белта», автор проекта предположил, что это изделие может найти применение в водных видах спорта, поскольку оно способно работать и на воздухе, и под водой. Кроме того, его смогут использовать водные лыжники, что позволит им обходиться без катера-буксира.

Наконец, персональный летательный аппарат должен был найти применение в космической отрасли. При помощи такой техники космонавты смогли бы перемещаться в открытом космосе и контролировать траекторию своего полета. Нельзя не отметить дальновидности специалистов компании Thiokol. До первого выхода в открытый космос оставалось около семи лет, но инженеры уже думали над проблемами, с которыми в будущем столкнутся космонавты.

В декабрьском номере за 1958 год журнал Popular Science впервые опубликовал фотографию системы Jump Belt в ее текущем состоянии. Благодаря этому изданию все желающие смогли увидеть новейшую разработку, а также получили неплохую пищу для размышлений и повод для споров. Даже сейчас конструкция «Прыжкового пояса» может заинтересовать специалистов и любителей техники, став темой спора о возможности ее практического применения.

Как видно на единственном сохранившемся фото системы Jump Belt, предлагавшийся летательный аппарат имел компактные размеры и сравнительно простую конструкцию. Основным его элементом была опорная система, выполненная в виде пояса с жесткой металлической вставкой с креплениями для двигателя. Для использования аппарата пользователь должен был надеть его на пояс. При этом жесткая вставка базового пояса оказывалась на спине и должна была служить для передачи импульса на тело пилота.

Сзади на жестком элементе пояса крепился двигатель, состоявший из двух основных элементов. Это были «батарея» из пяти малогабаритных баллонов и изогнутая трубка с двумя соплами на концах. По задумке создателей, перед использованием аппарата в баллоны следовало закачивать под давлением газ. В некоторых источниках упоминается, что в ранних версиях проекта предполагалось использовать сжатый азот, но в дальнейшем начались эксперименты с другими вариантами «топлива».

Принцип действия аппарата Jump Belt был прост. В нужный момент пилот должен был приводить в действие двигатель, открывая соответствующие вентили. При этом сжатый газ из баллонов выходил через два сопла и создавал реактивную тягу. Именно за счет этой тяги человек мог подниматься на определенную высоту или пролетать по воздуху некоторое расстояние. Максимальные параметры высоты и дальности полета зависели от ряда факторов, в первую очередь от емкости баллонов и давления сжатого газа.

Одна из версий «Прыжкового пояса», упоминавшаяся в американской прессе, позволяла взлетать на высоту до 6-7 метров и пролетать «сотни ярдов». Также предусматривался вариант использования, позволявший бежать со скоростью до 50 км/ч. В таком случае пилот перед запуском двигателя должен был наклоняться вперед, направляя вектор тяги назад-вниз. Вероятно, в случае с максимальными цифрами характеристик речь шла об аппарате с увеличенной емкостью баллонов со сжатым газом или с двигателем, использующим иное топливо.

В некоторых источниках упоминаются работы по изменению типа силовой установки. В частности, имеются сведения о проведении опытов с двигателями на пероксиде водорода. Ход иных проектов аналогичной техники, в том числе и более поздних, ясно говорил о том, что двигатели на перекиси водорода имеют большую эффективность в сравнении с системами на сжатом газе. Тем не менее, подробности разработки такого варианта системы «Джамп Белт» остаются неизвестными.

В своем интервью для издания Sports Illustrated А. Бор и Х. Бердетт-младший упоминали, что их проект Jump Belt заинтересовал военное ведомство, однако не стали раскрывать подробности. Также инженеры отмечали, что на данный момент их разработка получается слишком дорогой и ее стоимость может устроить только военных или другие правительственные структуры. Для частных пользователей подобная система пока еще слишком дорога. Поэтому тем, кто хочет перемещаться по полю для гольфа огромными шагами-прыжками, или в один прыжок забираться на крышу, чтобы поправить телевизионную антенну, или взлетать над толпой в час-пик, придется подождать.

Через несколько десятилетий после завершения всех работ можно говорить, что Бердетт и Бор говорили о своей разработке с излишним оптимизмом. На практике все оказалось сложнее и хуже, чем в их планах. Не только гражданские пользователи, но и военные так и не получили «Прыжковые пояса». Причины этого были банальными и ожидаемыми. Предложенный проект не соответствовал всем требованиям, которые должны предъявляться к такой технике, а кроме того, имел ряд проблем, мешавших его полноценному использованию.

К примеру, одной из причин недостаточных характеристик системы Jump Belt было использование сжатого газа в качестве источника энергии. Создание достаточной тяги при помощи сжатого азота требовало применения крупных баллонов с большой емкостью и высокой прочностью. Такие баллоны привели бы к серьезнейшему изменению конструкции, а также к увеличению габаритов и веса аппарата. Таким образом, работоспособный аппарат совсем не был бы похож на представленный прототип. Единственным унифицированным элементом двух изделий был бы основной пояс.

Кроме того, возможность подъема на высоту до 6-7 м или движения со скоростью до 50 км/ч была связана с некоторыми дополнительными проблемами. Было необходимо принять меры, связанные с безопасностью пользователя. Поднявшись на высоту нескольких метров, солдат не должен был упасть на землю после выработки топлива. Кроме того, при полетах или ускоренном движении по земле требовались некоторые меры безопасности.

Вариант летательного аппарата Jump Belt, фото которого было опубликовано в журнале Popular Science, не имел никаких средств для обеспечения безопасности пользователя. Кроме того, объем его баллонов для сжатого газа был отдельным поводом для сомнений в работоспособности и возможности достижения заявленных характеристик.

По некоторым данным, в дальнейшем специалисты компании Thiokol Chemical Corporation отказались от использования сжатого газа и приняли решение применить двигатель на пероксиде водорода. Имеются сведения о проведении некоторых исследований и испытаний в этом направлении, однако подробные данные на этот счет отсутствуют. По-видимому, проект так и не был доведен до конца.

Прототип аппарата «Джамп Белт» с пятью баллонами для сжатого газа и двумя соплами прошел некоторые предварительные испытания. Вероятно, в ходе первых тестов испытатель совершал кратковременные низковысотные подлеты с использованием страховочных тросов. Сведения о проведении подобных проверок усовершенствованного аппарата, оснащенного двигателем на перекиси водорода, отсутствуют.

Известно, что проект Jump Belt предлагался Пентагону, и военные проявили определенный интерес к этой разработке. Тем не менее, до государственной поддержки проекта с финансированием работ дело не дошло. Предложенный «Прыжковый пояс» имел массу проблем, на ликвидацию которых требовались время и деньги. Военные приняли решение отказаться от разработки компании «Тиокол» и поддержать иные проекты других организаций.

В 1958 году военное ведомство решило поддержать проект реактивного ранца Томаса Мура, а также отказало компании Thiokol Chemical Corporation. Прототип аппарата, разработанного Харри Бердеттом и Александером Бором, отправили на склад, а документацию передали в архив. Дальнейшее развитие направления персональных летательных аппаратов продолжалось без участия компании Thiokol.


По материалам:
http://theverge.com/
http://x-jetpacks.com/
http://warspot.ru/
Montadon M. Jetpack Dreams: One Man's Up and Down (but Mostly Down) Search for the Greatest Invention That Never Was. Da Capo Press, 2008
Man's First Leap Toward Free Flight. Popular Science. 1958, №12
Vector Thrust Sports Concepts. Sports Illustrated. 1958, June 16
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. Комментарий был удален.
  2. злой партизан 6 ноября 2015 07:58
    Цитата: злой партизан
    Также предусматривался вариант использования, позволявший бежать со скоростью до 50 км/ч.
    Этож КАК быстро будет наступать рота?? Так можно и линию обороны противника проскочить...
  3. Штык 6 ноября 2015 08:02
    Идея интересная, но слишком много проблем.
    1. злой партизан 6 ноября 2015 08:11
      Цитата: Штык
      Идея интересная

      А мне кажется изначально гиблая. Всё-таки человеческое тело - не твёрдое тело, слишком много степеней свободы. Мало его просто толкать, надо ещё управлять его положением в пространстве. А тут, я так понимаю, 2-3-мя соплами не обойдёшься и управлять ими надо будет при помощи процессора...Как-то так думаю...Хотя...Всё можно сделать.
      hi
  4. Grizli-666 6 ноября 2015 15:57
    Уже все свершилось.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня