С танком по жизни

7
Сервисное обслуживание ВВТ остается большой проблемой

«Оборонсервис» канул в Лету, но дело его живет. Вернее, должно бы жить, но есть нюансы. Задачи по ремонту и обслуживанию вооружения и военной техники, которые были закреплены за оскандалившимся ведомством, по-прежнему требуют решения.

Об этом говорилось в Государственной думе на заседании Экспертного совета при Комитете по промышленности и развитию предприятий РЭП. Вопрос вышел за первоначально очерченные рамки, когда стало понятно: управление жизненным циклом поставляемой в войска продукции необходимо для всех предприятий ОПК, а не только радиоэлектронной промышленности.

Что происходит с танком, пушкой, электронной аппаратурой в процессе эксплуатации и по завершении ее срока? Кто и как должен отвечать за обслуживание, ремонт, утилизацию? Министерство обороны, например, уже в третий раз ставит задачу перехода к полному жизненному циклу в обслуживании техники и вооружения. Как сказал представитель Главного управления связи ВС РФ Евгений Кривошеин, в войсках остается немало электронной техники, произведенной еще в Советском Союзе. Теперь подошло время ее списывать и менять на более современную. Но кто это будет делать? Должны ли военнослужащие участвовать в ремонте техники, и если да, то до какого уровня сложности?

С танком по жизниБыла высказана мысль, что ремонт некоторых не самых дорогостоящих образцов ВВТ вообще не нужен. На Западе уже есть примеры, когда техника обслуживается до определенных пределов, а потом просто утилизируется.

Есть претензии к Министерству обороны и у предприятий ОПК. Они, как выясняется, не всегда уверены в надежности контрактных отношений. Об этом, в частности, говорил заместитель генерального директора Уралвагонзавода Вячеслав Халитов. Например, штрафные санкции по танку Т-72Б3 за нарушение условий контракта составляют пять процентов от стоимости машины. Это, конечно, очень много, тем более что условия эксплуатации Т-72 и Т-90 разные. На заводе создана группа по разработке положения об управлении жизненным циклом ВВТ. Оказывается, на федеральном уровне нет таких документов, и этот будет первым, где создаются методология и понятийный аппарат, что в дальнейшем может лечь в основу правоустанавливающих документов.

«О полном жизненном цикле вообще говорить сложно, так как у некоторых образцов ВВТ, например танка, он составляет 40–50 лет, – рассуждает Халитов. – Поэтому надо ввести в оборот термин «послепродажное обслуживание».

Сейчас Уралвагонзавод принимает в состав корпорации ремзаводы из структур «Оборонсервиса». Пока многие из них оказались в подвешенном состоянии, а значит, и сервисное сопровождение техники застопорилось. Поэтому вопрос надо ставить шире и думать о создании региональных сервисных центров по обслуживанию ВВСТ.

Необходимо определиться с максимальными сроками контрактов полного жизненного цикла. Такая ситуация возникла при выполнении договора на сервисное обслуживание САУ 2С19М2. Деньги ушли на восстановительные работы, а на сервисное обслуживание не осталось. Другой, более свежий пример. Как сказал генеральный директор НПО «Квант» (Великий Новгород) Геннадий Капралов, в 2013 году предприятие поставило МО РФ первую партию мобильных комплексов радиоэлектронной борьбы «Красуха-4». Но военное ведомство почему-то не заказало ни одного ЗИП, что вызывает сомнения в грамотной эксплуатации.

Надо разбюрократить оформление контрактов, решать проблемы ценообразования. К примеру, попытки Уралвагонзавода конструктивно взаимодействовать с юридическим Департаментом МО РФ отклика не находят. А взаимные претензии и прения в судах только затрудняют качественное обслуживание ВВТ. Вывод прост: нормативно-правовая база не соответствует реалиям.

ОПК и МО РФ должны стать равноправными партнерами. Пока же, как признался директор Департамента управления жизненным циклом изделий Объединенной авиастроительной корпорации Константин Костромин, даже суть контрактов производственники и военные понимают совершенно по-разному.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    31 октября 2015 08:26
    в войсках остается немало электронной техники, произведенной еще в Советском Союзе. Теперь подошло время ее списывать и менять на более современную. Но кто это будет делать? Должны ли военнослужащие участвовать в ремонте техники, и если да, то до какого уровня сложности?
    Во время моей службы я технологических вопросов касался слабо, у меня больше человеческий фактор был, так сложилось. Но как-то же это всё в СССР было организовано! И прапора со "сверчками" бегали со своими "волшебными чемоданчиками", в которых были такие инструменты, что я и названия их не знал, не то что область применения. И у летунов постоянно гражданские с заводов какие-то крутились. И на заводах военпреды были. Кстати, нужнейшая служба, которую, говорят, сейчас упразднили (не оттого ли ракеты на Байконуре падают куда чаще, чем в советское время - тогда военпреды следили, чтобы датчики вверх ногами не прикручивали!). Кстати, для утилизации были какие-то специальные полигоны - самому как-то пришлось организовывать перегрузку на "Камазы" и сопровождение 3 вагонов АК на такой. Приехали - а там чего только нет! Чуть не с войны пушки разобранные стояли. Как-то же вся эта система работала!

    Может, не "рожать ёжика", не выдумывать заново то, что уже было придумано, а тупо взять схему, которая работала и "подкрутить" немного её к сегодняшним условиям?
    1. +3
      31 октября 2015 09:47
      Может, не "рожать ёжика", не выдумывать заново то, что уже было придумано, а тупо взять схему, которая работала и "подкрутить" немного её к сегодняшним условиям?======А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ МОЛОДЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ МЕНЕДЖЕРАМ??? am
      1. +3
        31 октября 2015 13:32
        Цитата: raketnik
        А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ МОЛОДЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ МЕНЕДЖЕРАМ???

        Это точно. "Эффективным менеджерам" в эффективно работающей схеме место вряд ли найдётся... Потому что в эффективно работающей схеме каждый элемент занят своим делом и все средства расходуются на дело. Нет простора для бесполезных звеньев и воровства менеджеров.
    2. +2
      31 октября 2015 09:50
      Цитата: Zoldat_A
      Может, не "рожать ёжика", не выдумывать заново то, что уже было придумано

      Это точно!
      Изобретатели велосипедов, мать их!
      Единственная проблема, которая была в этом деле и раньше, и ныне есть - низкий уровень квалификации эксплуатирующих технику в/служащих и л/с ремонтно-восстановительных органов.
      Никакого "отсосинга" сторонними организациями, на что упирал пердюков и бабы его, в этом деле недопустимо, так как в военное время "отсосинг" не работоспособен.
    3. +1
      31 октября 2015 11:40
      Военная приемке сильно была сокращена, но сейчас восстановлена в прежних масштабах
  2. 0
    31 октября 2015 11:19
    Ухахах "контракта кончилася" ,так что теперь давайте сами господа военные ...
  3. +1
    31 октября 2015 12:16
    Иногда просто удивляюсь,чем занимаются наши правительственные мужи,вопрос более чем серьезный,мое мнение уровень должен определятся исходя из сложности и возможностей,второе (обучить,оснастить,проверять,контролировать),должен впк,но как можно "ближе"к войскам (при возможности обучая на местах)