Возвращение многоразовых космических кораблей

Возвращение многоразовых космических кораблейРоскосмосом был сделан заказ на разработку эскизного проекта, выполнять который вероятнее всего будет Центр Хруничева.

Разработку эскизного проекта космического носителя многоразового использования заказал Роскосмос. Космическое агентство выделяет 250 млн рублей и отводит два года на проект нового типа транспорта.

Лот, выставленный на тендер, носит название «многоразовая ракетно-космическая система первого этапа» (МРКС-1). Речь ведется о разработке универсальной возвращаемой первой ступени с возможностью использования для различных космических кораблей. Ступень будет доставлять на опорную орбиту (200 километров) 7 –60 тонн полезной нагрузки. Для преодоления данного расстояния уходит большая часть топлива и энергии современных ракет-носителей. Достигнув опорной орбиты, многоразовый носитель должен отделяться и в автоматическом режиме возвращаться.


После отделения выводимый космический аппарат продолжает путь дальше либо в автономном режиме (если низкая околоземная орбита является целевой), либо полетит дальше, используя вторую и третью ступени.

Идея подобной МРКС-1 транспортной системы была сформулирована около 10 лет назад. Во многом схожий проект, носивший название «Байкал–Ангара», был представлен «Космическим центром Хруничева». Цель проекта — создание ракетного ускорителя, который после отделения от носителя автоматически возвращается в аэропорт базирования. По мнению разработчиков, такой способ выведения поможет в решении проблемы загрязнения планеты отработанными ступенями, а также позволит снизить на 25–50% стоимость выведения на орбиту полезной нагрузки.
В интервью «Известиям» Анатолий Кузин, зам. гендиректора «Центра Хруничева», рассказал, что предприятие примет участие в тендере.

- Данную тему мы ведем уже давно, и последние несколько лет проект разрабатывался как научно-исследовательская работа, - рассказал Кузин. - Необходимо понимать, что пока речь ведется о разработке проекта, а создание самого носителя будет осуществлено не раньше 2020 года. Такая система выведения, по нашему мнению, экономически обоснована и перспективна. Мы работаем над устранением недостатков многоразовых космических кораблей, разработанных ранее, - их высокой стоимостью межполетного обслуживания и тяжелой теплозащитой.

По мнению Ивана Моисеева, научного руководителя Института космической политики, вопрос создания космического корабля данного типа не станет актуальным в ближайшие десятилетия:

- Пока не существует задач, для которых понадобится данная система. Сейчас нет смысла делать многоразовые корабли, поскольку старт проекта требует слишком больших капитальных вложений, - говорит Моисеев. - Выделили денег на исследования - хорошо, но скорее всего до практического создания не дойдет. Необходима значительная сумма под неизвестный продукт, который в итоге может не окупиться. Американские шаттлы яркий тому пример. Они бы окупались при еженедельном старте. В нашем случае та же проблема — ведь в тех. задании Роскосмоса речь ведется о 20 пусках в год.

Виталий Лопота, генеральный конструктор РКК «Энергия», считает, что экономическая составляющая станет решающей в судьбе проекта.

- Многоразовые ракеты и корабли можно создавать, только если они будут дешевыми. Услуги ракеты от стоимости общей стоимости миссии составляют 20–30%, - констатирует Лопота. - Сейчас делаются только перспективные компоненты ракет, а не перспективные носители. Создание новой ракеты актуально, только если мы хотим летать в космос.

Документы к конкурсу содержат требование проработать варианты взлета/посадки комплекса со всех космодромов, находящихся в распоряжении России: существующих Байконура, Плесецка, а также проектируемого «Восточного».


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 30
  1. Zhenya88 17 ноября 2011 19:47
    А как же Буран???
    Zhenya88
  2. maksim 17 ноября 2011 19:58
    наконец то к "бурану" возвращаемся,система "ЭНЕРГИЯ-БУРАН" очень надежна но и очень дорога была даже для СССР
    1. vadimus 19 ноября 2011 01:01
      Давно пора уходить в прорыв
      vadimus
  3. Иван Тарасов 17 ноября 2011 20:01
    Главное не останавливать НИОКР и сохранить производственную базу.
    Если потребуется, то за короткое время можно реализовать подобную программу.
    1. APASUS 17 ноября 2011 21:15
      Цитата: Иван Тарасов
      Если потребуется, то за короткое время можно реализовать подобную программу.

      К большому сожалению это практически не возможно! После того как программу "Энергия -Буран" закрыли,мы потеряли не только технологии ,но и целые производственные комплексы.Строительство заново или перепрофилирование других производств - это громадные деньги! И пожалуй самое главное - это время,которого у нас нет.Этот корабль нужен сейчас не через 15-20лет.
      Пишу так ,потому как принимал небольшое участие к изготовлению теплозащиты для "Бурана",а сейчас в цехах нашего предприятия выпускают гаражи!
  4. maksim 17 ноября 2011 20:07
    «Энергия» – универсальная система, она может выводить на разные околоземные орбиты самые различные аппараты, а также запускать межпланетные и лунные корабли. В этом отношении у «Энергии» нет аналогов в мировой практике, и ее сравнение с известной американской системой «Спейс шаттл» правомерно только для случая выведения орбитального корабля «Буран». Вот некоторые сравнительные характеристики обеих систем – для каждой характеристики вначале приводятся данные системы «Энергия» – «Буран», а затем в скобках данные системы «Спейс шаттл»:

    Масса полезного груза, выводимого на опорную орбиту высотой 200 км – 30 т при наклонении орбиты 50,7° (29,5 при наклонении орбиты 28°).

    Масса полезного груза, возвращаемого с орбиты на Землю, – 15-20 т (14,5 т).

    Стартовая масса – около 2400 т (2040 т).

    Масса орбитального корабля с максимальным полезным грузом – 105 т (114,2 т).

    Количество членов экипажа – 2-10 человек (3-10 человек).

    Длительность функционирования космического корабля на орбите – 7-30 суток (7-30 суток).

    Количество двигателей первой ступени – 4 кислородно-керосиновых ЖРД (2 твердо-топливных).

    Количество двигателей второй ступени – 4 кислородно-водородных ЖРД (3 кислородно-водородных ЖРД).

    Дальность бокового маневра корабля при сходе на Землю – до 2000 км (до 2040 км).

    Кратность применения корабля – 100 раз (100 раз).

    Схема спасения блоков первой ступени – посадка на сушу (посадка на воду). кроме того буран в отличие от шатла мог самостоятельно взлетать по самолетному
    1. snek 18 ноября 2011 08:29
      Сравнивать "Энергию-Буран" и "Спэйс шатл" попросту невозможно. Это тот редкий пример, когда за внешним сходством скрываются две принципиально разные системы.
      Что мы имеем в случае с шатлом: энергетическим центром системы является сам шатл, двигатели которого питаются о огромного бака (такой большой, оранжевый в центре). для доп. тяги возвращаемые ускорители побокам. Основная идея проекта - тратится только топливо, а двигатели используются много раз.
      Теперь, что мы имеем в случае с Энергией-Бураном: Отлинейшая тяжелая ракета (правда одноразовая) с возможностью ее дальнейшей модернизации (проект "Вулкан"). И к этой замечательной ракете приделан Буран (который в выходе на орбиту никак не учавствует). Корабль это для своего времени просто уникальный, буквально сплав всего лучшего, что может предложить наука и промышленность СССР того времени. И вместе с тем он абсолютно бесполезен. Что с его помощью делать? таскать спутники на орбиту? так их можно поставить на ту же самую Энергию и не тащить вместе с ними кучу тонн мертвого груза. Возвращать свои спутники (например, для ремонта и последующего запуска) или воровать чужие. В первом случае посылка Бурана за спутником, его возвращение, ремонт и последующий перезапуск делают эту идею просто запредельно нерентабельной. Ну а воровать - там свои проблемы.

      А сама новость хорошая - будущее космонавтики за многоразовыми системами.
      snek
  5. AleksUkr 17 ноября 2011 20:12
    Цели будто бы ясны.Задачи почти поставлены.А есть ли желание летать в космос? Пока явного нет.Одни слова.Был Буран-загубили Буран.Теперь губят космос по полной программе.Сколько неудачных запусков, а кто виноват? Слесарь?Истинные виновники не определены.У нас всем управляют успешные менеджеры. До тех пор, пока специалисты не возьмут власть в свои руки - полный беспредел будет продолжаться.Нужна смена власти.Чем скорее- тем лучше.
    1. urzul 18 ноября 2011 10:22
      Ныть то еще не надоело, сделой для страны что нибудь полезное!!! слабо??
  6. Sergh 17 ноября 2011 20:28
    Летные испытания многоразового ускорителя “Байкал” предполагается провести в несколько этапов. На первом этапе "Байкал" устанавливается на фюзеляже специально оборудованного самолета-носителя ВМ-Т "Атлант". После взлета и набора высоты “Байкал” отделяется от носителя и в автономном режиме совершает посадку. На следующем этапе "Байкал" без второй ступени запускается со стартового комплекса ракеты-носителя "Ангара". И, наконец, на завершающем этапе предусматриваются запуски "Ангары А1-В" в штатной конфигурации: система “Байкал” плюс вторая ступень "Бриз-КМ".

    Как было сказано ранее, многоразовый ускоритель "Байкал" универсален и может использоваться на ракетах носителях различного класса: американских шаттлах, французской Ariane 5 и ряде других носителей. На начальном этапе планируется применить “Байкал” в РН "Ангара" легкого класса. "Байкал" в ней будет являться первой ступенью. Однако рынок легких носителей в настоящее время не настолько велик, чтобы окупить создание столь дорогой многоразовой ступени. В начале 90-х годов предполагалось, что ракеты легкого класса будут чрезвычайно востребованы в связи с прогнозировавшимся резким ростом числа малых космических аппаратов. Однако этого не произошло: число проектов малых космических аппаратов в последние годы сократилось. В связи с данным обстоятельством, множества пусков ракет легкого класса не потребовалось, и тот большой ресурс, который закладывается в "Байкал" (200 полетов) в варианте легкой ракеты, скорее всего не выработается к моменту морального "старения" системы. Поэтому создание многоразового ракетного ускорителя будет оправдано только при его использовании в наиболее востребованных носителях среднего и тяжелого классов.

    Перспективным развитием проекта “Ангара” является "Ангара-В" среднего и тяжелого классов. Речь здесь идет о замене боковых универсальных ракетных модулей на многоразовые ускорители "Байкал". В частности, на носителе среднего класса "АнгараА3" планируется установить два ускорителя ("Ангара А3-В"), а на ракете-носителе тяжелого класса "Ангара-А5" заменить четыре боковых УРМ на четыре многоразовых ускорителя ("Ангара А5-В"). Рассматривается также вариант использования ускорителей на "Ангаре-А4" с кислородно-водородной второй ступенью ("Ангара А4-В"). Но использование 2-4 многоразовых ускорителя на одной ракете-носителе вызывает ряд проблем. При компоновке "Ангара А5-В" и "Ангара А4-В" уже потребовалось сделать складными горизонтальные хвостовые стабилизаторы у двух из четырех ускорителей, что, конечно, является усложнением системы.

    Центр Хруничева и НПО "Молния" разрабатывают вариант проекта запуска ракеты-носителя "Ангара", оснащенной системой "Байкал", с самолета-носителя Ан-124 "Руслан". Это очень перспективное направление, поскольку позволяет применить наработки, созданные в рамках проектов “Спираль” и “Макс”. В рамках других перспективных исследований ГКНПЦ прорабатываются полностью многоразовые системы, состоящие из "Байкала" и многоразовой второй ступени. Однако их реализация является делом отдаленного будущего. По убеждению сотрудников Центра Хруничева, развитие технологий, подобных “Байкалу”, неизбежно приведет к созданию гиперзвуковых самолетов-носителей "космических" ступеней. В дальнейшем же такие самолеты будут оснащены эффективными комбинированными двигателями и преобразованы в полноценные одноступенчатые аэрокосмические самолеты. Они будут полностью многоразовыми средствами выведения экипажей и грузов на орбиту Земли. Но для их создания, видимо, потребуются более совершенные технологии...









    Слева "Байкал", справа "Байкал-Ангара".
    Sergh
    1. Vadivak 17 ноября 2011 22:01
      Вначале была «Спираль»


      мы поначалу были впереди США. В 1965 году все, что связано с «крылатой космонавтикой», было поручено ОКБ-155 А.И.Микояна. Тема по созданию воздушно-орбитального самолета (ВОС) получила индекс «Спираль». Мало кто знает, что одним из руководителей проекта был космонавт № 2 Герман Титоввоенное руководство не поняло тогда перспективы развития этой темы. Потом Артем Иванович Микоян, так сказать, вдохновитель и разработчик этой темы, умер, а вместе с ним - и она. Позже, когда узнали, что американцы работают над системой «Шаттл», руководство возмутилось: почему у них есть, а у нас нет? Срочно начались работы по «Бурану». Вернулись к «Спирали». Использовали эту схему для отработки вопросов аэродинамики, термодинамики. Произвели четыре запуска на орбиту по гагаринской схеме одновиткового полета. «Спираль» показала очень хорошие характеристики. Однако в дальнейшем разработчики пошли по пути «списывания» - перерисовали схему «Шаттла» и «создали» «Буран».

      в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) состоялись исследования аэрокосмического комплекса, предназначенного для межконтинентальных перелетов со скоростью, близкой к первой космической – около 20 тысяч км/ч. Как сообщает пресс-служба ЦАГИ, система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем. При дальности 16—17 тыс. км время полет воздушно-космического самолета проходит в три стадии - активное выведение на орбиту, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере. Причем этот перелет не займет больше чем 50 минут.

      В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Именно транспортный самолет должен поднять основной разгоняемый модуль на большую высоту. После этого воздушно-космический самолет самостоятельно выберется на орбиту, наберет скорость до 20 тысяч километров в час, а потом спланирует в атмосфере к нужной цели.
      1. Dart Weyder 18 ноября 2011 09:36
        а на рисунке Ан-224 Мрия а не Ил no
        1. Vadivak 18 ноября 2011 21:26
          Цитата: Dart Weyder
          а на рисунке Ан-224 Мрия а не Ил


          Я в курсе, но братите внимание -могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т
  7. sprut 17 ноября 2011 22:12
    Ура! Удачи в этом направлении.
  8. Алексей Приказчиков 18 ноября 2011 07:42
    Уряаа всех россиян поздравляю с этим событием wink , теперь понятно почему разработку руси прикрыли, но это мои размышления.
    Алексей Приказчиков
  9. esaul 18 ноября 2011 09:16
    Думаю, это и будет "достойный и эффективный ответ" на юсовскую ПРО. Вот, только, с " не дорогим" - промашка быть может. Янки готовяться к нанесению глобального удара через космос, с применением гиперзвука и самый верный путь - завести " сторожевого пса" на орбите.
    1. Алексей Приказчиков 18 ноября 2011 09:24
      Вроде придлогали на орбиту мусор всякий запустить который разгонется и все посшибает нахрен чем не вариант.
      Алексей Приказчиков
      1. Dart Weyder 18 ноября 2011 09:39
        да - кстате когда-то слышал теорию о запуске "выгонов с гайками" на орбиту - сметут все спутники! для штатов - это как армагедон, армия ослепнет, они-ж в большинстве своем и в туалет без навигатора не попадут! wink
        1. Алексей Приказчиков 18 ноября 2011 10:04
          Есть одно но у нас тоже может посшибать но мыто знаем о своей маленькой подлости и возможно чуть повыше или пониже спутники перевезти.
          Алексей Приказчиков
          1. snek 18 ноября 2011 10:15
            Есть только один МАЛЕНЬКИЙ недостаток - дорога в космос для всего человечества будет закрыта на многие поколения. А так - отличный план
            snek
            1. Алексей Приказчиков 18 ноября 2011 11:38
              Ну не факт не факт не бывает нерешаемых задач.
              Алексей Приказчиков
      2. esaul 18 ноября 2011 19:12
        Алексей Приказчиков, привет! Про мусор в космосе я на ВиМ столько начитался от тамошних парней - угар полнейший! wink Один даже сказал примерно следующее : "Да, если уж прижмёт, запускаем в космос вагон с гвоздями ( ни вашим-ни нашим!), взрываеи и в Большой на " Три сестры" Чехова! wink Это вариация "теории Вейдера"! lol
  10. Pacifist 18 ноября 2011 10:21
    Были наработки по "Спирали", забили. Был проект "Клиппер", так и затух. Теперь снова многоразовый грузовой... Очень хочется надеяться, что что-то получится... к сожалению, слабо верится... очень похоже на распил... хотя в любом случае, если это действительно работы по проекту, желаю удачи.
  11. Ion Coaelung 18 ноября 2011 11:35
    Космический лифт не хотите построить? По моему более рационально будет использовать для транспортировки не сильно больших грузов туда и обратно. Конечно я слишком далеко прыгаю, но кажется не стоит игнорировать такой вопрос! И конечно не стоит забывать о тяжелых грузов доставляемых на орбиту.
    Ion Coaelung
  12. Boos24 18 ноября 2011 12:46
    хорошо что наработок по теме море взять с каждого лучшее и получится достойный грузовик
    Boos24
    1. Индиго 18 ноября 2011 16:23
      относительно грузовика - вопрос - а стоит его, грузовик" толкать на орбиту с грузом - это же лишний вес. Запускать только груз намного рациональнее. Что то снимать с орбиты - зачем, ремонт и назад - нет смысла. Только одно - рем. бригада для устранения неполадок ( типа Фобос-грунт ).
      Индиго
      1. DrCoks 20 ноября 2011 11:57
        Кстати а будь у нас сейчас Буран он теоретически мог бы тот Фобос-грунт снять?
        я думаю "Русь" или что-то подобное иметь надо (она тоже частично по моему многоразовая) ну и парочку Буранов для ремонта и вывода больших грузов. И кстати а "Паром" тоже закрыли или проект еще жив никто не знает?
        DrCoks
  13. dred 20 ноября 2011 09:31
    Возращение блудных самолётов.
    dred
  14. belarus 20 ноября 2011 23:52
    snek, будущее за китайскими дешевыми одноразовыми спутниками

    по поводу фобоса теоретически неплохо бы иметь так называемый рем спутник который бы подходил к поврежденному спутнику и имел возможности ремонта(манипуляторы .наборы рем комплекта .дистанционные роботы-ремонтники .камеры для слежения за процессом ремонта с земли)
    belarus
  15. Простой 8 мая 2013 02:15
    Хорошая новость.
    О многоразовых космических кораблях так же не забывают.
  16. Gonoriy 10 декабря 2014 21:31
    Зачем это.Возврат в 70е.Сами кстати и признают ненужность разработки.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня