Возвращение многоразовых космических кораблей

30
Возвращение многоразовых космических кораблей

Роскосмосом был сделан заказ на разработку эскизного проекта, выполнять который вероятнее всего будет Центр Хруничева. Космическое агентство выделяет 250 млн рублей и отводит два года на проект нового типа транспорта.

Лот, выставленный на тендер, носит название «многоразовая ракетно-космическая система первого этапа» (МРКС-1). Речь ведется о разработке универсальной возвращаемой первой ступени с возможностью использования для различных космических кораблей. Ступень будет доставлять на опорную орбиту (200 километров) 7 –60 тонн полезной нагрузки. Для преодоления данного расстояния уходит большая часть топлива и энергии современных ракет-носителей. Достигнув опорной орбиты, многоразовый носитель должен отделяться и в автоматическом режиме возвращаться.



После отделения выводимый космический аппарат продолжает путь дальше либо в автономном режиме (если низкая околоземная орбита является целевой), либо полетит дальше, используя вторую и третью ступени.

Идея подобной МРКС-1 транспортной системы была сформулирована около 10 лет назад. Во многом схожий проект, носивший название «Байкал–Ангара», был представлен «Космическим центром Хруничева». Цель проекта — создание ракетного ускорителя, который после отделения от носителя автоматически возвращается в аэропорт базирования. По мнению разработчиков, такой способ выведения поможет в решении проблемы загрязнения планеты отработанными ступенями, а также позволит снизить на 25–50% стоимость выведения на орбиту полезной нагрузки.

В интервью «Известиям» Анатолий Кузин, зам. гендиректора «Центра Хруничева», рассказал, что предприятие примет участие в тендере.

- Данную тему мы ведем уже давно, и последние несколько лет проект разрабатывался как научно-исследовательская работа, - рассказал Кузин. - Необходимо понимать, что пока речь ведется о разработке проекта, а создание самого носителя будет осуществлено не раньше 2020 года. Такая система выведения, по нашему мнению, экономически обоснована и перспективна. Мы работаем над устранением недостатков многоразовых космических кораблей, разработанных ранее, - их высокой стоимостью межполетного обслуживания и тяжелой теплозащитой.

По мнению Ивана Моисеева, научного руководителя Института космической политики, вопрос создания космического корабля данного типа не станет актуальным в ближайшие десятилетия:

- Пока не существует задач, для которых понадобится данная система. Сейчас нет смысла делать многоразовые корабли, поскольку старт проекта требует слишком больших капитальных вложений, - говорит Моисеев. - Выделили денег на исследования - хорошо, но скорее всего до практического создания не дойдет. Необходима значительная сумма под неизвестный продукт, который в итоге может не окупиться. Американские шаттлы яркий тому пример. Они бы окупались при еженедельном старте. В нашем случае та же проблема — ведь в тех. задании Роскосмоса речь ведется о 20 пусках в год.

Виталий Лопота, генеральный конструктор РКК «Энергия», считает, что экономическая составляющая станет решающей в судьбе проекта.

- Многоразовые ракеты и корабли можно создавать, только если они будут дешевыми. Услуги ракеты от стоимости общей стоимости миссии составляют 20–30%, - констатирует Лопота. - Сейчас делаются только перспективные компоненты ракет, а не перспективные носители. Создание новой ракеты актуально, только если мы хотим летать в космос.

Документы к конкурсу содержат требование проработать варианты взлета/посадки комплекса со всех космодромов, находящихся в распоряжении России: существующих Байконура, Плесецка, а также проектируемого «Восточного».
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    30 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. Zhenya88
      0
      17 ноября 2011 19:47
      А как же Буран???
    2. +7
      17 ноября 2011 19:58
      наконец то к "бурану" возвращаемся,система "ЭНЕРГИЯ-БУРАН" очень надежна но и очень дорога была даже для СССР
      1. vadimus
        0
        19 ноября 2011 01:01
        Давно пора уходить в прорыв
    3. +6
      17 ноября 2011 20:01
      Главное не останавливать НИОКР и сохранить производственную базу.
      Если потребуется, то за короткое время можно реализовать подобную программу.
      1. +4
        17 ноября 2011 21:15
        Цитата: Иван Тарасов
        Если потребуется, то за короткое время можно реализовать подобную программу.

        К большому сожалению это практически не возможно! После того как программу "Энергия -Буран" закрыли,мы потеряли не только технологии ,но и целые производственные комплексы.Строительство заново или перепрофилирование других производств - это громадные деньги! И пожалуй самое главное - это время,которого у нас нет.Этот корабль нужен сейчас не через 15-20лет.
        Пишу так ,потому как принимал небольшое участие к изготовлению теплозащиты для "Бурана",а сейчас в цехах нашего предприятия выпускают гаражи!
    4. +4
      17 ноября 2011 20:07
      «Энергия» – универсальная система, она может выводить на разные околоземные орбиты самые различные аппараты, а также запускать межпланетные и лунные корабли. В этом отношении у «Энергии» нет аналогов в мировой практике, и ее сравнение с известной американской системой «Спейс шаттл» правомерно только для случая выведения орбитального корабля «Буран». Вот некоторые сравнительные характеристики обеих систем – для каждой характеристики вначале приводятся данные системы «Энергия» – «Буран», а затем в скобках данные системы «Спейс шаттл»:

      Масса полезного груза, выводимого на опорную орбиту высотой 200 км – 30 т при наклонении орбиты 50,7° (29,5 при наклонении орбиты 28°).

      Масса полезного груза, возвращаемого с орбиты на Землю, – 15-20 т (14,5 т).

      Стартовая масса – около 2400 т (2040 т).

      Масса орбитального корабля с максимальным полезным грузом – 105 т (114,2 т).

      Количество членов экипажа – 2-10 человек (3-10 человек).

      Длительность функционирования космического корабля на орбите – 7-30 суток (7-30 суток).

      Количество двигателей первой ступени – 4 кислородно-керосиновых ЖРД (2 твердо-топливных).

      Количество двигателей второй ступени – 4 кислородно-водородных ЖРД (3 кислородно-водородных ЖРД).

      Дальность бокового маневра корабля при сходе на Землю – до 2000 км (до 2040 км).

      Кратность применения корабля – 100 раз (100 раз).

      Схема спасения блоков первой ступени – посадка на сушу (посадка на воду). кроме того буран в отличие от шатла мог самостоятельно взлетать по самолетному
      1. snek
        +5
        18 ноября 2011 08:29
        Сравнивать "Энергию-Буран" и "Спэйс шатл" попросту невозможно. Это тот редкий пример, когда за внешним сходством скрываются две принципиально разные системы.
        Что мы имеем в случае с шатлом: энергетическим центром системы является сам шатл, двигатели которого питаются о огромного бака (такой большой, оранжевый в центре). для доп. тяги возвращаемые ускорители побокам. Основная идея проекта - тратится только топливо, а двигатели используются много раз.
        Теперь, что мы имеем в случае с Энергией-Бураном: Отлинейшая тяжелая ракета (правда одноразовая) с возможностью ее дальнейшей модернизации (проект "Вулкан"). И к этой замечательной ракете приделан Буран (который в выходе на орбиту никак не учавствует). Корабль это для своего времени просто уникальный, буквально сплав всего лучшего, что может предложить наука и промышленность СССР того времени. И вместе с тем он абсолютно бесполезен. Что с его помощью делать? таскать спутники на орбиту? так их можно поставить на ту же самую Энергию и не тащить вместе с ними кучу тонн мертвого груза. Возвращать свои спутники (например, для ремонта и последующего запуска) или воровать чужие. В первом случае посылка Бурана за спутником, его возвращение, ремонт и последующий перезапуск делают эту идею просто запредельно нерентабельной. Ну а воровать - там свои проблемы.

        А сама новость хорошая - будущее космонавтики за многоразовыми системами.
    5. -2
      17 ноября 2011 20:12
      Цели будто бы ясны.Задачи почти поставлены.А есть ли желание летать в космос? Пока явного нет.Одни слова.Был Буран-загубили Буран.Теперь губят космос по полной программе.Сколько неудачных запусков, а кто виноват? Слесарь?Истинные виновники не определены.У нас всем управляют успешные менеджеры. До тех пор, пока специалисты не возьмут власть в свои руки - полный беспредел будет продолжаться.Нужна смена власти.Чем скорее- тем лучше.
      1. +4
        18 ноября 2011 10:22
        Ныть то еще не надоело, сделой для страны что нибудь полезное!!! слабо??
    6. Sergh
      +4
      17 ноября 2011 20:28
      Летные испытания многоразового ускорителя “Байкал” предполагается провести в несколько этапов. На первом этапе "Байкал" устанавливается на фюзеляже специально оборудованного самолета-носителя ВМ-Т "Атлант". После взлета и набора высоты “Байкал” отделяется от носителя и в автономном режиме совершает посадку. На следующем этапе "Байкал" без второй ступени запускается со стартового комплекса ракеты-носителя "Ангара". И, наконец, на завершающем этапе предусматриваются запуски "Ангары А1-В" в штатной конфигурации: система “Байкал” плюс вторая ступень "Бриз-КМ".

      Как было сказано ранее, многоразовый ускоритель "Байкал" универсален и может использоваться на ракетах носителях различного класса: американских шаттлах, французской Ariane 5 и ряде других носителей. На начальном этапе планируется применить “Байкал” в РН "Ангара" легкого класса. "Байкал" в ней будет являться первой ступенью. Однако рынок легких носителей в настоящее время не настолько велик, чтобы окупить создание столь дорогой многоразовой ступени. В начале 90-х годов предполагалось, что ракеты легкого класса будут чрезвычайно востребованы в связи с прогнозировавшимся резким ростом числа малых космических аппаратов. Однако этого не произошло: число проектов малых космических аппаратов в последние годы сократилось. В связи с данным обстоятельством, множества пусков ракет легкого класса не потребовалось, и тот большой ресурс, который закладывается в "Байкал" (200 полетов) в варианте легкой ракеты, скорее всего не выработается к моменту морального "старения" системы. Поэтому создание многоразового ракетного ускорителя будет оправдано только при его использовании в наиболее востребованных носителях среднего и тяжелого классов.

      Перспективным развитием проекта “Ангара” является "Ангара-В" среднего и тяжелого классов. Речь здесь идет о замене боковых универсальных ракетных модулей на многоразовые ускорители "Байкал". В частности, на носителе среднего класса "АнгараА3" планируется установить два ускорителя ("Ангара А3-В"), а на ракете-носителе тяжелого класса "Ангара-А5" заменить четыре боковых УРМ на четыре многоразовых ускорителя ("Ангара А5-В"). Рассматривается также вариант использования ускорителей на "Ангаре-А4" с кислородно-водородной второй ступенью ("Ангара А4-В"). Но использование 2-4 многоразовых ускорителя на одной ракете-носителе вызывает ряд проблем. При компоновке "Ангара А5-В" и "Ангара А4-В" уже потребовалось сделать складными горизонтальные хвостовые стабилизаторы у двух из четырех ускорителей, что, конечно, является усложнением системы.

      Центр Хруничева и НПО "Молния" разрабатывают вариант проекта запуска ракеты-носителя "Ангара", оснащенной системой "Байкал", с самолета-носителя Ан-124 "Руслан". Это очень перспективное направление, поскольку позволяет применить наработки, созданные в рамках проектов “Спираль” и “Макс”. В рамках других перспективных исследований ГКНПЦ прорабатываются полностью многоразовые системы, состоящие из "Байкала" и многоразовой второй ступени. Однако их реализация является делом отдаленного будущего. По убеждению сотрудников Центра Хруничева, развитие технологий, подобных “Байкалу”, неизбежно приведет к созданию гиперзвуковых самолетов-носителей "космических" ступеней. В дальнейшем же такие самолеты будут оснащены эффективными комбинированными двигателями и преобразованы в полноценные одноступенчатые аэрокосмические самолеты. Они будут полностью многоразовыми средствами выведения экипажей и грузов на орбиту Земли. Но для их создания, видимо, потребуются более совершенные технологии...









      Слева "Байкал", справа "Байкал-Ангара".
      1. +5
        17 ноября 2011 22:01
        Вначале была «Спираль»


        мы поначалу были впереди США. В 1965 году все, что связано с «крылатой космонавтикой», было поручено ОКБ-155 А.И.Микояна. Тема по созданию воздушно-орбитального самолета (ВОС) получила индекс «Спираль». Мало кто знает, что одним из руководителей проекта был космонавт № 2 Герман Титоввоенное руководство не поняло тогда перспективы развития этой темы. Потом Артем Иванович Микоян, так сказать, вдохновитель и разработчик этой темы, умер, а вместе с ним - и она. Позже, когда узнали, что американцы работают над системой «Шаттл», руководство возмутилось: почему у них есть, а у нас нет? Срочно начались работы по «Бурану». Вернулись к «Спирали». Использовали эту схему для отработки вопросов аэродинамики, термодинамики. Произвели четыре запуска на орбиту по гагаринской схеме одновиткового полета. «Спираль» показала очень хорошие характеристики. Однако в дальнейшем разработчики пошли по пути «списывания» - перерисовали схему «Шаттла» и «создали» «Буран».

        в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) состоялись исследования аэрокосмического комплекса, предназначенного для межконтинентальных перелетов со скоростью, близкой к первой космической – около 20 тысяч км/ч. Как сообщает пресс-служба ЦАГИ, система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем. При дальности 16—17 тыс. км время полет воздушно-космического самолета проходит в три стадии - активное выведение на орбиту, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере. Причем этот перелет не займет больше чем 50 минут.

        В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Именно транспортный самолет должен поднять основной разгоняемый модуль на большую высоту. После этого воздушно-космический самолет самостоятельно выберется на орбиту, наберет скорость до 20 тысяч километров в час, а потом спланирует в атмосфере к нужной цели.
        1. +2
          18 ноября 2011 09:36
          а на рисунке Ан-224 Мрия а не Ил no
          1. +1
            18 ноября 2011 21:26
            Цитата: Dart Weyder
            а на рисунке Ан-224 Мрия а не Ил


            Я в курсе, но братите внимание -могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т
    7. +1
      17 ноября 2011 22:12
      Ура! Удачи в этом направлении.
    8. Алексей Приказчиков
      0
      18 ноября 2011 07:42
      Уряаа всех россиян поздравляю с этим событием wink , теперь понятно почему разработку руси прикрыли, но это мои размышления.
    9. +2
      18 ноября 2011 09:16
      Думаю, это и будет "достойный и эффективный ответ" на юсовскую ПРО. Вот, только, с " не дорогим" - промашка быть может. Янки готовяться к нанесению глобального удара через космос, с применением гиперзвука и самый верный путь - завести " сторожевого пса" на орбите.
      1. Алексей Приказчиков
        0
        18 ноября 2011 09:24
        Вроде придлогали на орбиту мусор всякий запустить который разгонется и все посшибает нахрен чем не вариант.
        1. +2
          18 ноября 2011 09:39
          да - кстате когда-то слышал теорию о запуске "выгонов с гайками" на орбиту - сметут все спутники! для штатов - это как армагедон, армия ослепнет, они-ж в большинстве своем и в туалет без навигатора не попадут! wink
          1. Алексей Приказчиков
            +1
            18 ноября 2011 10:04
            Есть одно но у нас тоже может посшибать но мыто знаем о своей маленькой подлости и возможно чуть повыше или пониже спутники перевезти.
            1. snek
              +1
              18 ноября 2011 10:15
              Есть только один МАЛЕНЬКИЙ недостаток - дорога в космос для всего человечества будет закрыта на многие поколения. А так - отличный план
              1. Алексей Приказчиков
                0
                18 ноября 2011 11:38
                Ну не факт не факт не бывает нерешаемых задач.
        2. +1
          18 ноября 2011 19:12
          Алексей Приказчиков, привет! Про мусор в космосе я на ВиМ столько начитался от тамошних парней - угар полнейший! wink Один даже сказал примерно следующее : "Да, если уж прижмёт, запускаем в космос вагон с гвоздями ( ни вашим-ни нашим!), взрываеи и в Большой на " Три сестры" Чехова! wink Это вариация "теории Вейдера"! lol
    10. 0
      18 ноября 2011 10:21
      Были наработки по "Спирали", забили. Был проект "Клиппер", так и затух. Теперь снова многоразовый грузовой... Очень хочется надеяться, что что-то получится... к сожалению, слабо верится... очень похоже на распил... хотя в любом случае, если это действительно работы по проекту, желаю удачи.
    11. Ion Coaelung
      0
      18 ноября 2011 11:35
      Космический лифт не хотите построить? По моему более рационально будет использовать для транспортировки не сильно больших грузов туда и обратно. Конечно я слишком далеко прыгаю, но кажется не стоит игнорировать такой вопрос! И конечно не стоит забывать о тяжелых грузов доставляемых на орбиту.
    12. Boos24
      0
      18 ноября 2011 12:46
      хорошо что наработок по теме море взять с каждого лучшее и получится достойный грузовик
      1. Индиго
        0
        18 ноября 2011 16:23
        относительно грузовика - вопрос - а стоит его, грузовик" толкать на орбиту с грузом - это же лишний вес. Запускать только груз намного рациональнее. Что то снимать с орбиты - зачем, ремонт и назад - нет смысла. Только одно - рем. бригада для устранения неполадок ( типа Фобос-грунт ).
        1. DrCoks
          0
          20 ноября 2011 11:57
          Кстати а будь у нас сейчас Буран он теоретически мог бы тот Фобос-грунт снять?
          я думаю "Русь" или что-то подобное иметь надо (она тоже частично по моему многоразовая) ну и парочку Буранов для ремонта и вывода больших грузов. И кстати а "Паром" тоже закрыли или проект еще жив никто не знает?
    13. dred
      -1
      20 ноября 2011 09:31
      Возращение блудных самолётов.
    14. belarus
      0
      20 ноября 2011 23:52
      snek, будущее за китайскими дешевыми одноразовыми спутниками

      по поводу фобоса теоретически неплохо бы иметь так называемый рем спутник который бы подходил к поврежденному спутнику и имел возможности ремонта(манипуляторы .наборы рем комплекта .дистанционные роботы-ремонтники .камеры для слежения за процессом ремонта с земли)
    15. 0
      8 мая 2013 02:15
      Хорошая новость.
      О многоразовых космических кораблях так же не забывают.
    16. 0
      10 декабря 2014 21:31
      Зачем это.Возврат в 70е.Сами кстати и признают ненужность разработки.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»