Возвращение многоразовых космических кораблей
Роскосмосом был сделан заказ на разработку эскизного проекта, выполнять который вероятнее всего будет Центр Хруничева. Космическое агентство выделяет 250 млн рублей и отводит два года на проект нового типа транспорта.
Лот, выставленный на тендер, носит название «многоразовая ракетно-космическая система первого этапа» (МРКС-1). Речь ведется о разработке универсальной возвращаемой первой ступени с возможностью использования для различных космических кораблей. Ступень будет доставлять на опорную орбиту (200 километров) 7 –60 тонн полезной нагрузки. Для преодоления данного расстояния уходит большая часть топлива и энергии современных ракет-носителей. Достигнув опорной орбиты, многоразовый носитель должен отделяться и в автоматическом режиме возвращаться.
После отделения выводимый космический аппарат продолжает путь дальше либо в автономном режиме (если низкая околоземная орбита является целевой), либо полетит дальше, используя вторую и третью ступени.
Идея подобной МРКС-1 транспортной системы была сформулирована около 10 лет назад. Во многом схожий проект, носивший название «Байкал–Ангара», был представлен «Космическим центром Хруничева». Цель проекта — создание ракетного ускорителя, который после отделения от носителя автоматически возвращается в аэропорт базирования. По мнению разработчиков, такой способ выведения поможет в решении проблемы загрязнения планеты отработанными ступенями, а также позволит снизить на 25–50% стоимость выведения на орбиту полезной нагрузки.
В интервью «Известиям» Анатолий Кузин, зам. гендиректора «Центра Хруничева», рассказал, что предприятие примет участие в тендере.
- Данную тему мы ведем уже давно, и последние несколько лет проект разрабатывался как научно-исследовательская работа, - рассказал Кузин. - Необходимо понимать, что пока речь ведется о разработке проекта, а создание самого носителя будет осуществлено не раньше 2020 года. Такая система выведения, по нашему мнению, экономически обоснована и перспективна. Мы работаем над устранением недостатков многоразовых космических кораблей, разработанных ранее, - их высокой стоимостью межполетного обслуживания и тяжелой теплозащитой.
По мнению Ивана Моисеева, научного руководителя Института космической политики, вопрос создания космического корабля данного типа не станет актуальным в ближайшие десятилетия:
- Пока не существует задач, для которых понадобится данная система. Сейчас нет смысла делать многоразовые корабли, поскольку старт проекта требует слишком больших капитальных вложений, - говорит Моисеев. - Выделили денег на исследования - хорошо, но скорее всего до практического создания не дойдет. Необходима значительная сумма под неизвестный продукт, который в итоге может не окупиться. Американские шаттлы яркий тому пример. Они бы окупались при еженедельном старте. В нашем случае та же проблема — ведь в тех. задании Роскосмоса речь ведется о 20 пусках в год.
Виталий Лопота, генеральный конструктор РКК «Энергия», считает, что экономическая составляющая станет решающей в судьбе проекта.
- Многоразовые ракеты и корабли можно создавать, только если они будут дешевыми. Услуги ракеты от стоимости общей стоимости миссии составляют 20–30%, - констатирует Лопота. - Сейчас делаются только перспективные компоненты ракет, а не перспективные носители. Создание новой ракеты актуально, только если мы хотим летать в космос.
Документы к конкурсу содержат требование проработать варианты взлета/посадки комплекса со всех космодромов, находящихся в распоряжении России: существующих Байконура, Плесецка, а также проектируемого «Восточного».
Информация