БАМ: цена стройки века

17
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — второй наряду с Транссибом железнодорожный выход России к Тихому океану. Важнейший хозяйственный и геополитический объект.

На 4300 километров от Тайшета до Советской Гавани БАМ пересекает 11 крупных рек, 7 горных хребтов, связывает более 60 городов и посёлков. На БАМе 2230 мостов, 8 тоннелей, в том числе самый большой в России — Северомуйский.



Справедливость истории: 40-летие Байкало-Амурской магистрали отметили в апреле 2014 года. Притом что строгая летопись не забыта, и говорит она, что к БАМу страна подступалась несколько раз.

Первый — ещё до Транссиба, до начала главной дороги страны. В 1889 году, выбирая путь, полковник Генштаба Николай Волошинов продрался сквозь тайгу там, где теперь лежат рельсы БАМа, дал заключение: «Невозможно». Пока невозможно, потому что Транссиб нужен был крайне срочно. Как и всё у нас. «Вчера!» — самый популярный ответ на вопрос: «Когда нужно сделать?».

История двух магистралей параллельна, как они сами, и, чуть отвлёкшись от сегодняшнего именинника, на примере Транссиба посмотрим, что это такое — срочность в России…

Русский Дальний Восток держался на честном слове. Александр III пишет на полях отчёта иркутского генерал-губернатора:

«Должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора». (Это «со стыдом… давно пора» — скорее, факт совестливости великого, недооценённого у нас царя. В действительности Россия только-только «сосредоточилась», консолидировав ресурсы, подошла к возможности великого рывка в Азию.)



Рескрипт 17 марта 1891 года: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних сообщений». Невероятный труд, порой гениальные экспромты, самая длинная в мире железная дорога построена за 23 года.

Где-то спрямили: когда долгая дуга прорубается сквозь российские горы, а крупнейший в стране мост через Амур ещё строится в Хабаровске
(закончен в 1916-м!), пустили КВЖД — на 514 вёрст короче, через маньчжурские степи.

Где-то и вовсе потрясли мир. Знаменитая Кругобайкалка, одна из сложнейших на Земле трасс, пока лишь обходит Байкал с юга, сквозь скалы (потому и рассматривал полковник Волошинов «бамовский» вариант: обойти Байкал с севера), и, пока пробивают туннель за туннелем, придумали положить рельсы… на байкальский лёд (летом — паром).

Владимир Набоков вспоминал, как «фотооткрытки» с поездами, идущими по льду, воспринимались в Европе как картины-«фэнтези».

Однако сквозной путь до Владивостока открыт, и 1 июля 1903-го, ещё до всех торжеств, резания ленточек, под видом испытаний началась переброска войск. А первый японский выстрел: 26 января 1904-го, меньше чем через пять месяцев. Переброска же одного армейского корпуса с вооружением занимала месяц.

О той войне сказано много горького, но ни железнодорожники, ни байкальский лёд тогда не подвели.

В 1926-м вернулись к БАМу, проведя первую разведку. Трасса ещё с другой аббревиатурой, постановление 1932 года: «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Конечный пункт — пристань Пермская на Амуре (будущий Комсомольск-на-Амуре). Не менее замечателен конечный пункт в смысле хронологическом: 1 ноября 1945 года! Запланированный день пуска БАМа, начатого в 1938-м…

И с той же вечной срочностью в 1942-м с готового участка Бам — Тында сдирали рельсы и мостовые фермы. Они стали Волжской рокадой: железнодорожная линия Ульяновск — Саратов — Сталинград была главным транспортным обеспечением победы, повернувшей историю мира.

Правда, что БАМ в 1930–1950-е годы строил Бамлаг, затем поделённый на 6 организаций той же принадлежности — Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) МВД СССР. В 1935-м на стройке насчитывалось 162 390 заключённых, 2405 вольнонаёмных и 6534 сотрудника военизированной охраны (из них 3874 тоже заключённые).

БАМ: цена стройки века


Была сдана, в основном во временную эксплуатацию, треть магистрали — 1132 км. Частично освоена прилегающая территория. В 1953 году эти стройки закрыли. Жизнь БАМа замерла на десятилетие.
Ну а потом пришло время для нового старта. Новые хозяйственные, военно-политические условия в 1960-х годах сделали БАМ важнейшей целью СССР. Половина прироста грузооборота — на Дальнем Востоке страны.
Мировое экономическое лидерство переходит к странам тихоокеанского побережья, выход к которому (главное наше историческое достижение) держался на одной нитке Транссиба, проходящей порой в километре от границы. Геологическая разведка доносит об уникальных даже для Сибири богатствах края. БАМ объявляется стройкой века.
Экстремальные условия трассы продиктовали революционные научно-технические решения в тоннелестроении, технологиях отсыпки земляного полотна и буровзрывных работ при вечной мерзлоте. Разработана принципиально новая конструкция фундаментов опор мостов. В сентябре 1974-го создан научный совет Академии наук СССР по проблемам БАМа. К магистрали относились как к стройке века. Но это уже другая история.



«Все державы с завистью смотрят на наш Владивосток!» — гордо писал полковник генштаба Николай Волошинов, тот самый, с которого начинался Транссиб (и эта статья), первым прошедший трассой будущего БАМа. Он не ограничился гордостью, отдал большую часть жизни на дело сохранения Дальнего Востока.

Равно и тогдашнее правительство, потратившее в 1891–1913 годах на Транссиб 1 455 413 000 — тех! — рублей! Какой «эффективности», «отдачи» могли тогда ожидать! — то было чистое вложение в наше будущее.

Так же и БАМ, стоивший по смете 1969 года 12,27 млрд рублей. Только теперь уже с «завистью смотрели» не на один Владивосток: «Несправедливо, что все богатства Сибири принадлежат только русским» (Мадлен Олбрайт). И опасались, скорее, как бы бывшему госсекретарю не вздохнуть ещё раз: «Несправедливо, что все богатства Сибири принадлежат китайцам».

Итак, БАМ якобы стоил 12,27 млрд рублей в ценах 1969 года. Публицист должен добросовестно воспроизвести эту цифру из справки. И столь же добросовестно признать: ни он, ни читатель, ни тем более экономисты не знают, что она, собственно, значила. Бесполезно, запрокинув голову, пытаться представить, торопливо калькулировать.

Нет в Москве и в природе такого «обменника», который сможет перевести это «по сегодняшнему курсу». Расходы на оборону вроде бы составляли тогда знаменитые 5 млрд рублей. А эта цифра что значит? Да ничего, кроме того, что оборона точно была.

Так и «экономически абсолютно бессмысленный» БАМ. Достоверно известно лишь, что он есть и что Дальний Восток по-прежнему российский…
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    31 октября 2015 06:35
    За тугодумов-стратегов всё равно расплачивались простые герои-труженики. Живя в стране, протяженность которой с востока на запад и с севера на юг вынуждает снимать шляпы жителей не только Европы и Азии, следует вспомнить, что будущее грузоперевозок закладывалось именно в железнодорожные пути и бо'льшую скорость ж/д транспорта в сравнении с автомобильным. В продолжение мысли предлагаю отдохнуть под:

    good
  2. +9
    31 октября 2015 06:52
    Не всё меряется деньгами. Если всегда рассуждать о стоимости, то проще сидеть дома, никуда не выходить и ничего не тратить.
  3. +12
    31 октября 2015 07:25
    БАМ нужен что бы страна была наша!!!!!!
    1. +3
      31 октября 2015 15:15
      Цитата: Вольный ветер
      БАМ нужен что бы страна была наша!!!!!!

      Берия прекратил строительство моста (дамбы) до Сахалина.
      Хрущев прекратил закладку прудов и лесополосы, согласно Сталинскому плану преобразования природы.
      В Сибири в одном из совхозов успели выкопать два пруда и запустить рыбу. До сих пор ловят.
      А БАМ нужен для разработки полезных ископаемых Якутии и продолжении ветки на Чукотку и Магадан.
      А ещё прекратили, после смерти ИВС, ж.д. ветки вдоль южного побережья Северного ледовитого океана, что действительно могло помочь развитию страны.
  4. +10
    31 октября 2015 09:39
    Какая то скомканная концовка.Пришлось несколько раз перечитать.Статье ПЛЮС!!Вообще,все что связано с железной дорогой интересно.Сумеречная зона.Почему то вспомнился фильм "Магистраль".
  5. +9
    31 октября 2015 10:05
    Огромное уважение к СТРОИТЕЛЯМ БАМа.К тем,кто не уехал,не бросил начатое дело.5 лет,до школы, я прожил в маленьком посёлке на ДВ, (или на границе Крайнего Севера и ДВ).Хотя климат разный,но я понимаю трудности той жизни очень хорошо.Конечно,я был маленький и был счастлив,какие-то ситуации только сейчас понимаю.
    Очень хорошая статья.Если уважаемый автор захочет ещё о БАМе написать----я буду очень рад!
  6. +7
    31 октября 2015 10:06
    БАМ. Достоверно известно лишь, что он есть и что Дальний Восток по-прежнему российский…И так должно быть...
  7. +7
    31 октября 2015 10:20
    Кроме БАМа нужен и АЯМ, и ЯММ и Трансполярная....строят потихоньку.
  8. +6
    31 октября 2015 12:24
    Благодаря БАМу появился железнодорожный мост через Амур,А тепловозы с надписью БАМ частенько вижу на перегоне Хумми- Хапсоль.Мост через Амур переезжаешь и вот он,стоит памятник строителям БАМа...Как-то все это стало для меня обычным-ежедневным.А в конце 70-х наша комсомольская и пионерская организация писала письма строителям БАМа,и комсомольской организации города МОЛОДЕЖИ-Комсомольска-на-Амуре.Восхищались их трудовыми свершениями-а теперь сам здесь,и всё это так обыденно,но всё равно когда едешь на рыбалку вдоль БАМа смотришь -здесь роют уголь Ургала,здесь добывают золото,здесь медь и олово,тут родилась олимпийская чемпионка Ю.Чепалова-и я горжусь что я РОССИЯНИН!!!!!!!
  9. +5
    31 октября 2015 13:13
    БАМ -4300 км- строился с перерывами 50 лет.
    Транссиб-7 000 км, через 12 лет после начала строительства (1891 г) начал регулярное сообщение поезд Санкт-Петербург-Владивосток! Построенный без всяких Бамлагов, ГУЛЖДСов и прочих МВДсов. В 1916 г (за три года) построен Алексеевский мост (Амурский ) длиной 2 600 м-самый длинный мост в мире на то время. Так работала и строила великая страна-Российская Империя. Слава и огромное уважение ее руководителям, изыскателям, проектировщикам, инженерам и строителям.
    Автору-спасибо за напоминание о славных делах наших предков.
  10. +2
    31 октября 2015 17:21
    Вот именно такие проекты нужны сейчас,влаживать свои деревянные в будущее в инфраструктуру,а не в американские фантики,представьте БАМ сейчас сколько работы,сколько заказов,новые технологии,новые решения и главное большой задел для будущего
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      31 октября 2015 19:57
      Цитата: 31rus
      влаживать


      Вкладывать, извините... hi
    3. +1
      31 октября 2015 21:45
      Есть возможность построить ветку на Чукотку и Крайний Север.
  11. +1
    31 октября 2015 20:50
    Тогда это был бросок на Восток!!! По его освоению. Сколько молодежи уехало тогда. Такие масштабные проекты и развивают страну, все считают сколько затратили, надо посчитать сколько с этого заработали зарабатываем сейчас. Это стратегический проект заложенный на века. Интересно бы побольше узнать про него.
  12. +1
    31 октября 2015 20:53
    Дураков не было ни в Империи ни в СССР, всегда думали... Лет через 20-30 БАМ заработает на всю мощность. И ещё северные, заброшенные дороги запустят. Императоры Российские и Товарищ Сталин глядели вперёд на столетия...

    "Солнце в небе светит мудро,
    Молодеет древний край.
    От Байкала до Амура
    Мы проложим магистраль.
    Встретим зябкие рассветы,
    Встретим долгую пургу.
    В биографию планеты
    Впишем мы свою строку.

    Припев:
    Слышишь, время гудит - БАМ,
    На просторах крутых - БАМ,
    И большая тайга покоряется нам.
    Слышишь, время гудит - БАМ,
    На просторах крутых - БАМ,
    Это колокол наших сердец молодых!..."
  13. -1
    31 октября 2015 21:51
    Вяло как-то. Тема статьи до конца не раскрыта.
  14. 0
    22 октября 2016 13:21
    Цитата: Aleksander
    Транссиб-7 000 км, через 12 лет после начала строительства (1891 г) начал регулярное сообщение

    Я конечно может и неправ,но БАМ строился в условиях гораздо сложнее Транссиба.Один Северомуйский туннель чего стоил-Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977 года, был пробит до конца только в марте 2001 года и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года.
    А если сравнить количество и протяженность мостов то вообще.
    И кстати вместо заключенных на Транссибе работали китайцы и корейцы+Значительную часть строителей составили ссыльные арестанты и солдаты: "время строительства Транссиба на ней погибли до 30 тыс. рабочих (из которых около 20 тыс. – гастарбайтеры того времени, корейцы и китайцы)".
    В начале стройки, было 9,6 тысячи человек, в а 1895‑1896 годы, в разгар строительных работ, – 84‑89 тысяч человек, в 1904 году, на завершающем этапе – только 5,3 тысячи человек. На строительстве Амурской железной дороги в 1910 году работали 20 тысяч человек