Легкий плавающий танк Т-41

8
В начале тридцатых годов прошлого века советские инженеры занялись разработкой плавающих танков. Командование Красной Армии проявляло большой интерес к технике этого класса, поскольку она могла дать войскам новые возможности. В первую очередь это была возможность сохранения темпа наступления при наличии на пути войск водных преград. Результатом работ стало появление легкого плавающего танка Т-37А, который строился крупной серией и активно эксплуатировался в войсках, позже уступив место более совершенному Т-38. Тем не менее, проект Т-37А не был единственной подобной разработкой начала тридцатых. Параллельно с ним советская промышленность создавала плавающий танк Т-41.

Работы по проекту легкой бронемашины Т-41 стартовали в конце зимы 1932 года. Проект создавался сотрудниками конструкторского бюро Завода №2 Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО) во главе с Н.Н. Козыревым. По некоторым данным, этот проект должен был стать ответом на аналогичную британскую разработку, первые сведения о которой появились в начале тридцатых годов. Согласно одним источникам, в распоряжении советских инженеров была только информация о самом факте создания британской машины и некоторые сведения о другой зарубежной технике, тогда как другие утверждают, что советской разведке удалось добыть часть английской документации, которая была использована при создании танка Т-41.

Разрабатывать новый проект планировалось с использованием имеющихся наработок и технических решений. Кроме того, предлагалось заимствовать некоторые идеи у существующих проектов. В результате этого, в частности, новый Т-41 был отчасти похож на опытную машину Т-33. Тем не менее, применение иных идей, в том числе оригинальных, имело соответствующий результат: перспективный плавающий танк заметно отличался от всей существующей техники своего класса, разработанной советскими инженерами к этому времени.


Опытный танк Т-41. Фото Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век


Конструкторский коллектив Н.Н. Козырева решил отказаться от одного из технических решений, пользовавшихся популярностью в то время. Плавающая бронетехника конца двадцатых и начала тридцатых оснащалась крупными бортовыми поплавками, за счет которых повышалась остойчивость и плавучесть. Подобные устройства имели характерный недостаток – они увеличивали габариты и вес бронемашины. В проекте Т-41 предлагалось отказаться от этих изделий, использовав новую форму корпуса, которая могла обеспечить требуемые характеристики плавучести без дополнительных поплавков.

Результатом такого подхода к конструированию стал броневой корпус характерной высокой формы. При помощи увеличения вертикальных габаритов предлагалось повысить запас плавучести и все остальные характеристики при движении по воде. Тем не менее, такая особенность корпуса увеличила площадь лобовой и боковой проекций, в определенной мере повысив вероятность попадания пули или снаряда.

Корпус танка Т-41 представлял собой коробчатую конструкцию, собранную из прямолинейных листов с использованием сварки и заклепок. Все детали корпуса, за исключением 6-мм крыши и днища, имели толщину 9 мм. Схожую конструкцию имела и пулеметная башня. Корпус оснастили наклонными лобовыми листами, причем верхний располагался под большим углом к горизонтали. Позади него высота корпуса увеличивалась, образуя объем для размещения экипажа и двигателя. Борта располагались строго вертикально, а ширина корпуса не менялась по всей его длине. Кормовой лист также установили с наклоном. Над верхней ветвью гусениц располагались надгусеничные полки. Согласно некоторым источникам, в полках находились небольшие пробковые поплавки. При сборке корпуса стыки герметизировались резиновыми прокладками. На случай протечек предусматривался специальный насос для откачки воды.

Танк Т-41 имел компоновку, широко использовавшуюся в проектах бронетехники того времени. В передней части корпуса разместили агрегаты трансмиссии, передающие крутящий момент двигателя на передние ведущие колеса. Позади трансмиссионного отделения размещался объем для экипажа. У левого борта находился пост управления с рабочим местом механика-водителя, у правого – погон башни и место командира-стрелка. Корма отдавалась под двигатель.


Опытный танк Т-41, вид спереди. Фото Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век


С целью упрощения конструкции и удешевления нового танка конструкторы Завода №2 ВАТО решили использовать серийный бензиновый двигатель «Форд-АА», строившийся в Советском Союзе по американской лицензии. Мотор мощностью 40 л.с. располагался в кормовом отсеке корпуса вдоль оси машины. В левой части корпуса предусматривался топливный бак на 120 л бензина. Топливная система также была максимально упрощена: в ее составе отсутствовал насос, топливо должно было поступать в двигатель самотеком.

Агрегаты трансмиссии тоже предлагалось заимствовать у серийной техники. Как и в случае с двигателем, «источником запчастей» должен был стать грузовик «ГАЗ-АА»/Ford-AA. У этой машины позаимствовали сцепление, карданный вал, главную передачу дифференциала и пятиступенчатую механическую коробку передач. Часть агрегатов трансмиссии располагалась в одном отсеке с двигателем, прочие узлы – в передней части корпуса.

Танк Т-41 получил гусеничный движитель с узкой (200 мм) мелкозвенчатой гусеницей. На каждом борту машины имелось по четыре сблокированных попарно опорных катка. Задние катки также выполняли функции направляющих колес. Над осями подвески тележек располагалось по два поддерживающих ролика. Крупные ведущие колеса были подняты над поверхностью и обеспечивали подъем на препятствия небольшой высоты.

Для достижения максимально возможных характеристик при движении по воде был предложен оригинальный водоходный движитель. Его основой был гребной винт, выведенный через отверстие в кормовом листе. Позади винта располагался подвижный руль для маневрирования. Передача мощность двигателя на винт осуществлялась через механизм реверсирования и жесткую зубчатую муфту, соединявшую коленчатый вал двигателя и вал винта. Подобная система успешно решала поставленную задачу, однако имела характерный недостаток. Для переключения трансмиссии на гребной винт требовалось остановиться и выключить двигатель. Только после этого можно было включить реверсивный механизм и муфту. Перед выходом на берег следовало вновь выполнить эту процедуру.

Экипаж из двух человек располагался в центральной части корпуса. Место механика-водителя находилось у левого борта и оснащалось смотровым люком в наклонном лобовом листе. Для посадки водителю следовало использовать крупный люк, представлявший собой секцию крыши и откидывавшийся вправо, к башне.


Схема опытного Т-41. Рисунок Aviarmor.net


Справа от водительского люка находился погон башни с вооружением. Там же расположили место командира. Башня представляла собой цилиндрический броневой агрегат с выступающей передней частью, в которой располагался полукруглый подвижный щиток пулемета. На крыше башни предусматривался люк с крышкой, выполненной в виде усеченного конуса.

Единственным оружием перспективного плавающего танка был пулемет ДТ. При помощи поворота башни он мог вести огонь в любом направлении. Кроме того, подвижный щиток, закрепленный на оси, и установка пулемета с хомутом позволяли наводить оружие в пределах сектора шириной 33° без поворота всей башни. В щитке имелась вертикальная щель, обеспечивавшая вертикальную наводку в пределах 24°. Боекомплект хранился в дисковых магазинах емкостью 63 патрона. В боевом отделении танка имелись стеллажи для размещения 40 таких магазинов – общий боезапас составлял 2520 патронов.

Общая длина танка Т-41 достигала 3,73 м, ширина – 1,95 м. За счет оригинальной конструкции корпуса высота конструкции составляла 1,84 м при клиренсе 285 мм. Боевая масса танка достигла 3,5 т, из-за чего он был тяжелее почти всех аналогичных машин того времени.

Разработка проекта Т-41 заняла всего два месяца. Не позднее начала лета 1932 года Завод №2 ВАТО приступил к сборке опытной бронемашины. Вскоре после окончания строительства танк-прототип передали на испытания. Первые проверки силами испытателей завода показали, что машина нуждается в некоторых доработках. После исправления выявленных недостатков машину передали военным. Испытания планировалось проводить в Кубинке.


Опытная машина, вид на правый борт. Фото Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век


Представители Красной Армии начали испытывать предложенный танк в первых числах августа. Испытания в Кубинке продолжались до конца сентября. Первые претензии к Т-41 возникли уже на стадии внешнего осмотра. Представители Наркомата обороны сочли этот танк слишком высоким. Из-за увеличенной высоты конструкции он мог иметь недостаточную живучесть, так как оказывался сравнительно простой целью для артиллерии противника. Также на вероятности повреждений сказывалась форма корпуса с недостаточным числом наклонных деталей.

40-сильный бензиновый двигатель оказался слишком слабым для танка. Удельная мощность машины не превышала 11-11,5 л.с. на тонну веса, что сказывалось на подвижности. Кроме того, по ходовым характеристикам ударила сравнительно узкая гусеница, повышавшая удельное давление на грунт.

В ходе испытаний выяснилось, что танк имеет неудачную центровку. Центр тяжести машины был сдвинут к передней части корпуса, из-за чего при движении по воде танк «нырял» носом вниз. Такая особенность конструкции серьезно затрудняла преодоление водных преград, ограничивая максимальную скорость и ухудшая удобство работы экипажа.

В ходе испытаний опытный танк Т-41 развивал скорость не более 36 км/ч. Гребной винт позволял разгоняться на воде до 3,5 км/ч. Запас хода при движении по шоссе достигал 200 км. Обеспечивался подъем на склон крутизной 25°.

В существующем виде легкий плавающий танк Т-41 не мог устроить заказчика в лице Красной Армии. Осенью 1932 года, сразу после завершения испытаний первого прототипа, специалисты Завода №2 ВАТО под руководством Н.Н. Козырева начали разработку модернизированного варианта перспективной бронемашины. При создании обновленного проекта учитывались результаты испытаний, а также пожелания военных. В ходе работ планировалось облегчить машину, а также внести в ее конструкцию некоторые другие коррективы.

Легкий плавающий танк Т-41
Танк-прототип выходит на берег. Фото Aviarmor.net


До конца осени 32-го промышленность представила обновленный танк. Кардинальным изменениям подвергся корпус машины. Учитывая опыт других проектов, инженеры Всесоюзного автотракторного объединения спроектировали для Т-41 новый броневой корпус, в составе которого, однако, использовались некоторые существующие детали. За счет ряда нововведений удалось сохранить необходимые параметры плавучести, но при этом уменьшить высоту корпуса и всей машины на 140 мм. Кроме того, изменились обводы корпуса.

Лобовая часть с наклонной верхней деталью осталась прежней. При этом наклонный лобовой лист обитаемого отсека получил трехсекционную «рубку» механика-водителя со смотровыми приборами, размещенную у левого борта. Также рабочее место водителя оснастили обновленным люком, открываемым вверх-назад. Кормовая часть корпуса была разделена на два основных агрегата. Нижний «короб», расположенный между гусеницами, сохранил форму и размеры. Верхняя часть корпуса при этом получила скошенную крышу, наклоненную в сторону кормы, и выступала за кормовой лист нижней. Гребной винт и руль, соответственно, располагались под ней.

Башня и вооружение остались прежними, однако боекомплект был сокращен до 34 магазинов (2124 патрона). Это почти не сказывалось на боевой эффективности машины, но позволяло сократить ее боевую массу.

За счет использования обновленного корпуса удалось заметно уменьшить размеры машины. Кроме того, боевая масса была сокращена до 2950 кг. При сохранении 200-мм гусеницы удельное давление на грунт уменьшилось с 0,67 до 0,60 кг/кв.см.

Осенью обновленный Т-41 вышел на испытания и, в целом, разочаровал военных. Несмотря на кардинальную переработку проекта, бронемашина почти не улучшила свои характеристики. Увеличился только угол склона, на который мог подниматься танк. Теперь он составлял 30°.


Схема танка "Т-41 серийный". Рисунок Aviarmor.net


К моменту окончания испытаний танка Т-41 все проверки прошел его главный конкурент – Т-37. В результате на вооружение был принят доработанный вариант последнего под названием Т-37А. Первые машины этого типа сошли с конвейера уже в 1932 году. Примечательно, что к серийному производству плавающих танков Т-37А был привлечен и Завод №2 ВАТО, который в дальнейшем был переименован в «Завод №37».

Проигрыш в соревновании, тем не менее, не привел к остановке работ по проекту Т-41. Из-за проблем технологического и производственного характера полномасштабное серийное строительство машин Т-37А задерживалось. По этой причине командование Красной Армии было вынуждено искать возможные пути выхода из сложившейся ситуации. В начале 1933 года появился приказ о производстве первой партии серийных танков Т-41.

Во избежание путаницы с прототипом новые машины, строившиеся по обновленному проекту, обозначались как «Т-41 серийный». Завод №2 ВАТО в течение нескольких первых месяцев 1933 года должен был построить и передать войскам 12 машин этого типа.

Первая и единственная партия «Т-41 серийных» была передана заказчику в течение первого квартала 1933 года. В дальнейшем оборонная промышленность наладила производство танков Т-37А, из-за чего надобность в дальнейшем изготовлении Т-41 отпала. 12 серийных плавающих танков Т-41 были переданы нескольким подразделениям армии, где использовались в учебных целях. На параде 7 ноября 1933 года были показаны несколько новейших плавающих танков двух моделей.


Серийный танк Т-41 под бомбардировщиком ТБ-3. Фото Aviarmor.net


Известно, что эксплуатация танков Т-41 продолжалась до конца тридцатых годов. Более того, некоторые экземпляры дожили до середины следующего десятилетия. Активное использование техники в учебных целях привело к быстрому расходованию ресурса большинства танков. В начале марта 1938 года сообщалось, что на ходу остались только четыре бронемашины. Остальные нуждаются в ремонте и простаивают без дела. Дальнейшая судьба восьми поврежденных машин была определена следующим образом. Две планировалось отправить на полигон НИАБТ для использования в качестве учебных пособий. Остальные следовало разобрать и утилизировать.

Эти планы не были реализованы до осени 38-го, когда командование решило отправлять старую бронетехнику в военные округа западных районов страны для использования в качестве основы для бронированных огневых точек. В октябре того же года Генеральный штаб Красной Армии распорядился передать Белорусскому особому военному округу большое количество различных устаревших бронемашин, в том числе и танки Т-41.

По имеющимся данным, БОВО получил около половины всех выпущенных «Т-41 серийных». Остальные машины в силу различных обстоятельств остались на складах или стоянках различных частей. Информация о боевом применении этой техники в ходе Великой Отечественной войны, в исходной конфигурации или в качестве огневой точки, отсутствует. Можно предположить, что моральное и физическое устаревание танков привело к их списанию и утилизации еще до начала войны.

Один из плавающих танков Т-41 оставался в строю до весны и лета 1945 года. Он принадлежал одной из частей воздушно-десантных войск Московского военного округа и использовался в учебных целях. При помощи этого танка и устаревшего бомбардировщика ТБ-3 десантники отрабатывали переброску бронетехники при помощи авиации.

В конечном итоге, до конца сороковых годов не дожил ни один легкий плавающий танк Т-41. Эти машины не должны были идти в серию, но все же были произведены в количестве 12 единиц. Из-за активной эксплуатации в учебных целях техника сравнительно быстро выработала свой ресурс и была переведена на другие «роли». Последний из танков этого типа в середине сороковых годов был списан и отправлен на переплавку. До настоящего времени не дожил ни один из танков Т-41. Плавающая бронетехника начала тридцатых годов представлена в отечественных музеях машинами иных типов.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://ww2history.ru/
http://armoredgun.org/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 октября 2015 07:51
    И опыт , сын ошибок трудных.. Спасибо..
    1. +3
      30 октября 2015 10:48
      Цитата: parusnik
      И опыт , сын ошибок трудных..

      точно) Танком, конечно, назвать эту машину вряд ли можно, а уж удачным экспериментом - тем более. В сущности, это фордик-АА, поставленный на гусеничный движетель) Конструкция муфты гребной винт-коленвал, например, подразумевала для отключения винта остановку машины и выключение двигателя. Странно, правда, что автор не упомянул амфибию Vickers-Carden-Loyd в качестве одного из исходников.
      1. 0
        30 октября 2015 14:55
        В принципе конструкторы начинали отрабатывть технику для спецподразделений и ВДВ.Не только Козырев,но и другие конструкторы создавали такое оружие.Виккерс Карден-Ллойд это скорее уровень машин Астрова Т-37 и Т-38.Не даром же в ту пору работали зарубежные конструкторы,в основном немцы.Не буду загружать вас в каких отраслях работали зарубежные конструкторы.Своих не хватало и хорошо что появились в последствии Кошкин,Котин,Духов.Кто-то вырвался вперёд,кто-то отстал,но все они делали одно общее дело,Вооружали нашу армию.Без этих примитивных разработок не было-бы нашего современного оружия.
      2. 0
        3 ноября 2015 19:14
        Автор, я полагаю, не сильно напрягался. В источниках только ссылка на 1 книгу, и то сомнительную.
  2. +3
    30 октября 2015 08:12
    Спасибо. Большое спасибо. Сам бы интересоваться бы не стал, слишком редкая, а тут преподнесли на тарелочке. Спасибо.
    1. +4
      30 октября 2015 10:20
      А вы посмотрите двухтомник Павловых и Желтова отечественные бронированые машины,там много интересных разработок.
      1. 0
        3 ноября 2015 19:17
        Вы кроме Павлова что-нибудь читали?
  3. +1
    30 октября 2015 19:43
    Со всем уважением к конструкторам той поры, но это всё что, они могли на технологической базе того времени. Так что, уж извините, не плавающие это танки, а так себе, - плавучие таратайки (если угодно - танкетки). А вот дальше мысли конструкторов понеслись вплоть до воздушных высот.
    Для уважаемого автора (Рябова Кирилла) - прекрасно! - Очень много нового, интересного, особенно визуального (столько фактуры подобрать на один экземпляр бронетехники - это - удача!). Хорошая работа. Что-то подсказывает, что продолжение себя ждать не заставит.
    P.S. Без повторов, компиляций и заимствований в этом деле - не обойтись. Да и вранья - с избытком. Но тема - всегда интересная.
  4. 0
    1 ноября 2015 18:49
    Очень интересно и подробно. Спасибо. Не большая, если позволите, поправочка. Первым советским плавающим танком был Т-33...

    " На этот раз речь шла об абсолютно новой боевой машине – легком амфибийном танке фирме Vickers, основой для которого послужило шасси армейского тягача VCL (Vickers-Carden-Loyd), выпущенного небольшой партией и в дальнейшем оказавшимся практически невостребованным. Информация, которой тогда располагали советские инженеры, была довольно скудна. В их распоряжении находилось лишь несколько фотографий и общие тактико-технические характеристики “виккерса”. Не имея на тот момент большого опыта в постройке танков такого типа специалисты из ОКМО, по поручению УММ РККА, решили создать аналог британской машины. Работы по первому советскому плавающему танку, получившему индекс Т-33 и собственное имя “Селезень”, проводил конструкторский коллектив под руководством С.Гизбурга..."