Выбран подрядчик по проекту LRS-B

C задержкой в несколько месяцев относительно изначально планировавшихся сроков Пентагон выбрал компанию, которой предстоит разработать и построить перспективные стратегические бомбардировщики. Таким образом, на днях завершился первый этап программы LRS-B, продолжавшийся в течение нескольких последних лет. Кроме того, следует учитывать, что программа LRS-B являлась дальнейшим развитием нескольких предыдущих проектов с иными названиями. Выбор компании-подрядчика открывает новую стадию проекта, результатом которого в итоге станет появление первых серийных самолетов.

27 октября военное ведомство США огласило результаты конкурса на разработку и строительство дальних бомбардировщиков LRS-B (Long-range Strike – Bomber). На получение контракта претендовали две группы компаний, образованные ведущими американскими предприятиями авиационной промышленности. Один из проектов был представлен объединением компаний Lockheed Martin и Boeing, второй разработали специалисты Northrop Grumman. В течение длительного времени специалисты военно-воздушных сил и министерства обороны занимались анализом двух предложений. По результатам их сравнений был выбран победитель конкурса.

По последним данным, контракт на продолжение разработки проекта и последующее строительство серийных бомбардировщиков получила компания Northrop Grumman. Ее проект устроил заказчика и, по-видимому, по неким параметрам превзошел предложение компаний «Локхид-Мартин» и «Боинг». Таким образом, крупнейшие американские производители авиационной техники остались за бортом программы.


Выбран подрядчик по проекту LRS-B
Самолет LRS-B в представлении художика


За несколько дней до объявления победителя конкурса, 22 октября, помощник министра ВВС Уильям Ла-Плант раскрыл некоторые подробности текущих планов по строительству новой техники. В обозримом будущем планируется построить порядка четырех прототипов. В дальнейшем будет развернуто мелкосерийное производство. В течение нескольких лет подрядчик построит пять малых партий, в общей сложности 21 самолет.

Также представитель министерства военно-воздушных сил напомнил о существующих планах, касающихся стоимости новой техники. Каждый из самолетов будет стоить не более 550 млн долларов в ценах 2010 года. Подобная цена подразумевала строительство сотни самолетов.

По последним данным, специалисты Пентагона измени финансовые требования к проекту. Теперь цена одного самолета LRS-B оценивается на уровне 511 млн долларов 2010 г. В пересчете с учетом инфляции и других факторов стоимость одного бомбардировщика будет составлять 564 млн долларов в ценах 2016 финансового года. Ввиду колебаний валюты и прочих экономических факторов стоимость техники в дальнейшем, вероятно, будет корректироваться.

Планы по количеству техники, необходимой военно-воздушным силам, пока не менялись. Как и ранее, Пентагон желает получить 100 новейших самолетов. Их строительство будет продолжаться в течение некоторого времени. Примерные сроки начала и завершения серийного производства пока не уточнялись.

Кроме того, пока остается неизвестным субподрядчик по проекту, которому предстоит разработать новые двигатели для бомбардировщиков. Ранее высказывались некоторые предположения на этот счет, но никакие официальные данные пока не публиковались.

Вскоре после объявления результатов конкурса компании Lockheed Martin и Boeing опубликовали свой официальный комментарий. Обе фирмы разочарованы таким решением военных. Планируется провести некоторые консультации с заказчиком, по результатам которых компании выберут свою дальнейшую стратегию. Специалистов консорциума интересует, по каким именно причинам его предложение не смогло убедить заказчика. Кроме того, в официальном комментарии упоминается, что обе компании имеют большой опыт в деле разработки стратегических бомбардировщиков, а также располагают всеми необходимыми для их строительства возможностями.

Программа LRS-B преследует цели обновления материальной части военно-воздушных сил. В настоящее время ВВС располагают парком разнотипных стратегических бомбардировщиков, которые не в полной мере соответствуют требованиям обозримого будущего. Из имеющихся самолетов B-52, B-1B и B-2 в будущем в строю останется только последний. Остальную технику предлагается заменить перспективными самолетами LRS-B.

При успешной реализации нынешних планов стратегическая авиация США будет использовать бомбардировщики двух типов – B-2 и LRS-B. Уже отмечается, что перспективный самолет будет значительно дешевле существующих B-2, как с точки зрения стоимости отдельных самолетов, так и по цене всей программы. По некоторым данным, на разработку проекта LRS-B планируется потратить около 23,5 млрд долларов. Кроме того, цена каждой такой машины должна остаться в пределах 550-560 млн долларов. Для сравнения, каждый B-2 стоил около 1,5 миллиарда.

Разработка перспективного стратегического бомбардировщика стартовала достаточно давно. За несколько лет проект поменял ряд названий, кроме того, корректировались требования к технике. Все работы по программе LRS-B ведутся в атмосфере секретности, из-за чего большая часть сведений о перспективных самолетах пока не оглашалась. При этом некоторые подробности требований к проекту уже стали достоянием общественности и послужили поводом для множества споров.

Даже после оглашения результатов конкурса компания-разработчик не спешит публиковать какие-либо подробности проекта. По этой причине в последних рекламных материалах отсутствуют какие-либо изображения или намеки на облик новых самолетов. Пока подобные материалы иллюстрируются только рисунками существующей техники.

Какие-либо подтвержденные сведения об облике самолета LRS-B пока отсутствуют. Тем не менее, имеются некоторые сведения, которые могут представлять большой интерес для специалистов и широкой общественности. Кроме того, они позволяют составить предварительную картину, которая, однако, может серьезно отличаться от результатов проекта.

По неподтвержденным данным, ВВС США желает получить малозаметный дозвуковой бомбардировщик с рядом характерных особенностей. Эта машина должна иметь возможность прорыва противовоздушной обороны противника, в том числе оснащенной современными средствами обнаружения и вооружением. В номенклатуру вооружений самолета должно войти обычное и высокоточное оружие. Кроме того, не исключается возможность использования LRS-B в качестве носителя ядерного вооружения.

Ранее упоминалось, что военные и представители промышленности рассматривают возможность дальнейшей глубокой модернизации бомбардировщика с целью повышения его боевых характеристик. Для этого сначала войска должны получить пилотируемый самолет, соответствующий нынешним требованиям. Затем может появиться проект модернизации с установкой систем дистанционного управления, благодаря которым пилотируемый бомбардировщик «превратится» в беспилотный летательный аппарат.

Наибольшей популярностью пользуется версия, согласно которой перспективный самолет LRS-B будет строиться по схеме «летающее крыло». Такая архитектура уже использовалась компанией Northrop Grumman в предыдущем проекте B-2 и неплохо зарекомендовала себя. Главными ее преимуществами является возможность обеспечения высоких летных характеристик, а также минимальная заметность для радиолокационных средств обнаружения.

Вряд ли следует сомневаться, что самолет будет оснащен турбореактивными двигателями нового типа. Тем не менее, характеристики таких изделий пока остаются неизвестными. Более того, к настоящему времени не объявлен даже разработчик двигателей.

Схема «летающее крыло», при всех своих преимуществах, накладывает определенные ограничения на летные характеристики самолета. Таким образом, перспективный LRS-B будет дозвуковым, однако его дальность может превышать 10-12 тыс. км. За счет дозаправки в полете дальность может быть дополнительно увеличена. В варианте беспилотного летательного аппарата бомбардировщик сможет находиться в воздухе еще дольше, чему поспособствует отсутствие необходимости в обеспечении требуемых условий работы пилотов.

Можно предположить, что именно необходимость создания беспилотной модификации самолета сказалась на выборе победителя. Компания Northrop Grumman имеет солидный опыт работы в области БПЛА и создала ряд проектов подобной техники, часть которых уже дошла до серийного производства и применяется в войсках. Таким образом, в будущем специалисты компании смогут использовать имеющийся опыт при модернизации пилотируемого стратегического бомбардировщика.

Контракт по программе LRS-B имеет большое значение для компании-подрядчика. В настоящее время Northrop Grumman присутствует в основном в секторе беспилотников, тогда как ее работа в области пилотируемой авиации связана только с бомбардировщиками B-2. Теперь компания сможет увеличить свою долю в пилотируемой авиации, а также вернуть утраченные позиции. Все это, однако, не сможет привести к кардинальному изменению ситуации на рынке.

Пентагон выбрал подрядчика, которому предстоит разработать новый самолет и наладить его серийное производство. Завершен важнейший этап всей программы, однако она по-прежнему далека от своего конца. На разработку полноценного проекта, строительство прототипа и его последующие испытания понадобится несколько лет. Это означает, что проект LRS-B не перестанет быть темой для свежих новостей. Новые сообщения о его ходе могут появиться в самое ближайшее время.


По материалам сайтов:
http://defense.gov/
http://defensenews.com/
http://boeing.mediaroom.com/
http://janes.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. inkass_98 30 октября 2015 07:34
    У Northrop Grumman заодно громадный опыт в освоении военного бюджета. Другой такой аферы как В-2 еще поискать надо, при двух-то ярдах зелени за самолет. Да за такие деньги можно было авианосец крыльями и движками снабдить, да еще на пропой души малёха осталось бы laughing, обмыли бы корыто знатно. Ну а чо, F-4 летал и летает еще кое-где, при его-то аэродинамике и поворотливости. Спасибо двигателям. И корабль полетит.
    Все равно будет интересно посмотреть, что у них получится.
  2. Zaurbek 30 октября 2015 07:57
    Я не сомневаюсь в возможности США создать следующий бомбер, ответьте зачем США новый бомбардировщик? Б1Б и Б2 еще летать и летать, их ждет еще не одна модернизация . А, главное, для какой цели создается самолет? Прорыв ПВО России? Так и старыми самолетами это можно сделать. А бомбить третьи страны можно и с Б-52, все равно США всегда летают в условиях полного превосходства в небе над противником. Технический уровень Б-2 настолько высок, что ему летать еще лет 100. А тут уже новый бомбер решили делать, странно.
    1. Инжeнeр 30 октября 2015 09:03
      Б-52 уже несколько раз превысили свой эксплуатационный придел. Вы посмотрите когда самый свежи построен был. Б-2 - технический уровень самолета уже давно не так высок. Бортовое оборудование устарело. Вы просто сравните уровень вычислительной техники 80гг и сейчас? Да он просто тонны калькулятор возит.
      1. Лт. запаса ВВС 30 октября 2015 12:30
        Цитата: Инжeнeр
        Б-2 - технический уровень самолета уже давно не так высок. Бортовое оборудование устарело. Вы просто сравните уровень вычислительной техники 80гг и сейчас? Да он просто тонны калькулятор возит.

        B2 вроде модернизируют, как и B-1B.
    2. Лт. запаса ВВС 30 октября 2015 12:33
      Цитата: Zaurbek
      Технический уровень Б-2 настолько высок, что ему летать еще лет 100. А тут уже новый бомбер решили делать, странно.

      B2 у них всего 19 самолётов.
      Цитата: Zaurbek
      Прорыв ПВО России? Так и старыми самолетами это можно сделать.

      Они хотят незаметного прорыва, чтобы бомбардировщики оставаясь незамеченными входили в воздушное пространство. Для этого нужно больше стелс бомбардировщиков, а не 19 B2.
      1. Kalmar 30 октября 2015 22:28
        Они хотят незаметного прорыва, чтобы бомбардировщики оставаясь незамеченными входили в воздушное пространство.

        B-2 оказался недостаточно "стелсовым" уже на момент принятия на вооружение, а ведь наши системы ПВО не стояли на месте. На сегодня незаметный вход в воздушное пространство, прикрытое современными средствами ПВО и авиацией, - это из разряда фантастики. Особенно фантастичным этот маневр выглядит в исполнении 150-тонной махины размером со стадион.

        Для незаметного пролета сквозь ПВО нужны какие-то принципиально новые стелс-технологии, "правильной" формы корпуса и стильной черной краски недостаточно. Читал, есть какие-то задумки в части использования плазменного кокона, скрывающего самолет от РЛС, но это пока на стадии идей и прототипов. На сегодняшний же день бомбардировщикам связываться с ПВО крайне вредно для здоровья; вместо этого следует делать упор на дальнобойное оружие вроде наших Х-101.
        1. Лт. запаса ВВС 30 октября 2015 23:05
          Цитата: Kalmar
          Для незаметного пролета сквозь ПВО нужны какие-то принципиально новые стелс-технологии, "правильной" формы корпуса и стильной черной краски недостаточно. Читал, есть какие-то задумки в части использования плазменного кокона, скрывающего самолет от РЛС, но это пока на стадии идей и прототипов. На сегодняшний же день бомбардировщикам связываться с ПВО крайне вредно для здоровья; вместо этого следует делать упор на дальнобойное оружие вроде наших Х-101.

          Как то прочитал статью в которой США хвасталось якобы пролётом двух B2 над территорией Северной Кореи или 2011 или 2012 году.
          Цитата: Kalmar
          B-2 оказался недостаточно "стелсовым" уже на момент принятия на вооружение, а ведь наши системы ПВО не стояли на месте. На сегодня незаметный вход в воздушное пространство, прикрытое современными средствами ПВО и авиацией, - это из разряда фантастики. Особенно фантастичным этот маневр выглядит в исполнении 150-тонной махины размером со стадион.

          А B2 и не нужно летать над Россией, в случае войны он будет запускать крылатые ракеты, даже если С-400 разместить на границе, его максимальная дальность обнаружения 600 километров, а дальность обстрела 400 километров, B2 может нести крылатые ракеты с дальностью 2600 километров. На низкой высоте над северным полюсом его будет сложно засечь, поэтому мы и строим станции РЛС в Арктике чтобы расширить зону ПВО страны и самолёты вроде B2 не могли отстреляться крылатыми ракетами, по территории России.
          1. Kalmar 31 октября 2015 11:04
            Как то прочитал статью в которой США хвасталось якобы пролётом двух B2 над территорией Северной Кореи или 2011 или 2012 году.

            Ну это дело нехитрое: у Кореи современных ПВО, прикрывающих всю страну, попросту нет. С таким же успехом можно незаметно над Анголой какой-нибудь помотаться.

            А B2 и не нужно летать над Россией, в случае войны он будет запускать крылатые ракеты... B2 может нести крылатые ракеты с дальностью 2600 километров.

            Во-первых, не может (на текущий момент, во всяком случае). Он исходно мог применять только два типа ракет: дальнобойную AGM-129 ACM и ракету среднего радиуса AGM-131. Первая снята с вооружения и давно распилена, вторая летает на 400 км максимум.

            Во-вторых, если с самого начала отказываемся от входа в зону ПВО противника, опираясь на ракеты большой дальности, то вся эта новомодная стелсовость оказывается не у дел. Можно вообще запускать ракеты с того же B-52, а B-2 для таких задач оказывается неоправданно дорог.
            1. Лт. запаса ВВС 31 октября 2015 21:59
              Цитата: Kalmar
              Во-вторых, если с самого начала отказываемся от входа в зону ПВО противника, опираясь на ракеты большой дальности, то вся эта новомодная стелсовость оказывается не у дел. Можно вообще запускать ракеты с того же B-52, а B-2 для таких задач оказывается неоправданно дорог.

              Простой B52 засекут задолго до выхода в район пуска ракет и отправят на перехват или МиГ-31БМ или Су-27М/30СМ/35.
              1. Kalmar 1 ноября 2015 00:19
                Простой B52 засекут задолго до выхода в район пуска ракет

                Что может легко засечь B-52, но при этом не увидит B-2 на таких дальностях?
                1. Лт. запаса ВВС 1 ноября 2015 14:02
                  Цитата: Kalmar
                  Что может легко засечь B-52, но при этом не увидит B-2 на таких дальностях?

                  У B2 в несколько раз меньше ЭПР, значит расстояние на котором засекут B52 и B2 будет отличаться.
                  1. Kalmar 1 ноября 2015 15:47
                    У B2 в несколько раз меньше ЭПР, значит расстояние на котором засекут B52 и B2 будет отличаться.

                    Если мы говорим о собственных РЛС наших С-300/400, то в зону их действия бомбер заходить просто не станет. А загоризонтные РЛС (скажем, "Волна"), как утверждается, "стелсов" видят не хуже, чем обычные самолеты.

                    Потом, если бомбовоз использует КР реально большой дальности (4-5 тыс. км), то с перехватчиками он тоже не столкнется: тем банально не хватит боевого радиуса.
        2. Zaurbek 31 октября 2015 09:32
          Пока будут делать более незаметный Бомбер, системы ПВО не будут стоять на месте. И вообще есть баллистические ракеты, ну пролетишь ты незаметно, разбомбишь кремль. И полетят.. Ярсы с разделяющимися головами.
        3. Zaurbek 31 октября 2015 09:32
          Пока будут делать более незаметный Бомбер, системы ПВО не будут стоять на месте. И вообще есть баллистические ракеты, ну пролетишь ты незаметно, разбомбишь кремль. И полетят.. Ярсы с разделяющимися головами.
          1. mav1971 31 октября 2015 17:16
            Ярсов и их подобия, нет нигде, кроме России, Китая, Франции, Англии (Индию не считаем).

            Все остальные страны, даже могут иметь любую ПВО - хоть на 100% Российскую ПВО, Американскую ПВО, Израильскую ПВО, но у них же нет Ярсов. И именно для этих стран и строят эти бомбардировщики.
            1. Zaurbek 1 ноября 2015 14:55
              Их ПВО во первых стратегами прорывать не нужно, а во вторых Б-52, 1Б и Б-2 прекрасно это сделают.
              1. mav1971 1 ноября 2015 23:05
                Цитата: Zaurbek
                Их ПВО во первых стратегами прорывать не нужно, а во вторых Б-52, 1Б и Б-2 прекрасно это сделают.



                То то я смотрю назад, и вспоминаю что начальные удары (по децентрализации ПВО) по Югославии, Ираку, Ливии наносили именно F117 и B2.
                и только потом шли толпы топоров и B52, B1 и прочее...

                а если Индия, Вьетнам, Иран, Бразилия, Аргентина?
                Самолеты разрабатываются на 30-40 лет вперед.
                Кто в 80 году мог знать, что разрабатываемый B2 будет бомбить Югославию через 20 лет?
                Или Ирак или Ливию или Афганистан ?

                Все эти страны в 1980 году были дружественны (или почти дружественны) США.
                Но вот прошло 20 лет и мир изменился.
                И для B2 нашлась работа.
                Но не в небе СССР или России, для чего он изначально задумывался.

                И кто знал, что мы будем уничтожать цели крылатыми ракетами на территории Сирии еще пару лет назад?
                Никто!

                Поэтому давайте смотреть на мир шире.
                Так полезнее и понятнее.
                Особенно когда умеете смотреть назад.
                История - мать наша!
                :)
                1. Kalmar 2 ноября 2015 00:48
                  То то я смотрю назад, и вспоминаю что начальные удары (по децентрализации ПВО) по Югославии, Ираку, Ливии наносили именно F117 и B2.

                  Ага, при этом в той же Югославии B-2 летали в сопровождении самолетов РЭБ и F-15, что, в общем-то, множило на ноль всю затею с малозаметностью.

                  А в Ираке и Ливии ПВО уже, по сути, не было, так что B-2 туда гоняли, судя по всему, больше для массовки: пусть американский налогоплательщик знает, что дорогущие "Спириты" не просто так на авиабазах пылятся.
    3. tomket 30 октября 2015 13:51
      Цитата: Zaurbek
      ответьте зачем США новый бомбардировщик? Б1Б и Б2 еще летать и летать, их ждет еще не одна модернизация . А, главное, для какой цели создается самолет?

      Почему бы не создать новый бомбер? Деньги есть. умы есть. будет чем людей занять.Это называется поддержать отрасль.
      1. Вадим237 30 октября 2015 14:52
        Причём это новые двигатели, материалы, радиоэлектронное и оптическое оборудование.
  3. Zaurbek 30 октября 2015 15:35
    Приятно, когда на цитаты разбирают!
    Если Б-2 бедный, с устаревшей электроникой, что тогда говорить о Ту-160 или Су-34? Какая у нас электроника?
  4. NIKNN 30 октября 2015 21:19
    При успешной реализации нынешних планов стратегическая авиация США будет использовать бомбардировщики двух типов – B-2 и LRS-B. Уже отмечается, что перспективный самолет будет значительно дешевле существующих B-2, как с точки зрения стоимости отдельных самолетов, так и по цене всей программы. По некоторым данным, на разработку проекта LRS-B планируется потратить около 23,5 млрд долларов. Кроме того, цена каждой такой машины должна остаться в пределах 550-560 млн долларов. Для сравнения, каждый B-2 стоил около 1,5 миллиарда.


    Ну вот сомневаюсь я в это, ну не верююю, Свежо питание, но сер-ся с трудом. Ну видели мы самолеты 5го поколения ф22 и ф35
  5. плоХОЙ 3 ноября 2015 14:32
    Цитата: inkass_98
    У Northrop Grumman заодно громадный опыт в освоении военного бюджета. Другой такой аферы как В-2 еще поискать надо, при двух-то ярдах зелени за самолет. Да за такие деньги можно было авианосец крыльями и движками снабдить, да еще на пропой души малёха осталось бы laughing, обмыли бы корыто знатно. Ну а чо, F-4 летал и летает еще кое-где, при его-то аэродинамике и поворотливости. Спасибо двигателям. И корабль полетит.
    Все равно будет интересно посмотреть, что у них получится.
    лучше посмотреть на наш ПАК ДА а потом посмотреть на их изделие..

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня