Military Review

The founding day of the Navy of Russia. On the first pages of naval history

16
"Maritime ships to be." It is with this phrase that the navy begins in Russia. In 1696, the 24-year-old Peter I made a decision, which is now called historical. October 30 Boyarsky Duma gives the green light to create a full-fledged fleet, which is designed to protect the borders of Russia. And the decision to create a fleet was by no means spontaneous. Bitter experience helped Peter to come to the conclusion that without naval military ships, success in the wars of that time would remain an unattainable dream. And an empire would have been created without a powerful naval component at that time? - a rhetorical question ...


And the bitter experience is, for example, about his first Azov campaign of the 1695 model of the year, which ended in failure for the Russian army. If we talk about the ships at the disposal of the Russian army at that time, the courts can call it a stretch. The army used rafts and planes to deliver food, ammunition and some personnel units. Naturally, about any warships speech at that time did not go. With the exception of the capture of two supporting towers in the area of ​​the Don mouth, which was the seat of the Ottoman fortress, the Russian army did not succeed in achieving serious success. Attempts to storm the fortress of Azov at first completely failed, then they managed to get through to the fortress, but in the end they still had to retreat. In October of the same year, the siege of Azov was forced to be lifted. However, the positions occupied earlier were left to three thousand archers, who took positions at the very support towers (armrests), blocking the Don for the passage of riverboats by transferring a kind of obstacle in the form of a rope.

Peter I realized that the victory in Azov was close, but she literally slipped out of her hands. One of the reasons for this slipping out was the absence of an efficient fleet, with which it would be possible to increase the pressure on the enemy, block the main directions of the approach of additional forces of the Turks and deliver a decisive blow.

It should be noted that the construction of cannon galleries under Peter was begun even before the first march on Azov. The construction itself took place in the village of Preobrazhenskoye. Further, the galleys in disassembled form were delivered to Voronezh, where the shipyards specially built for this purpose carried out the final assembly of the naval ships and their subsequent descent into the Don water. Speech about the gallery "Principium", the gallery of captain A.Veide and others. However, the ships did not have enough time to assemble, and therefore all the efforts of shipbuilders began to be directed towards the creation of military ships by the second Azov campaign.

Voronezh shipyard in 1696 year boiled hard work. Masters not only from Russia were connected to the process. Peter I was actively invited engineers from Europe, including Germany and Holland. It is in 1696 that the so-called Kumpanism begins during the construction of warships. Kumpanism is the distribution of “ship” forests between separate, as it were now said, companies (in the Petrovsky version - kumpanism). Kumpanism in the XVI century were called partnerships, composed of landowners, who were attracted to the construction and subsequent equipment of ships.

It is noteworthy that several church buildings engaged in the construction of ships at the Voronezh shipyard belonged to the church. The work of the kumpanism was subsequently recognized as ineffective, and Peter the kumpanism itself was abolished with the simultaneous introduction of a special tax. In the training manual “History of the Voronezh Territory” V.I. Panova provides the name for the tax used by the autocrat:

to repair those ships and to buy all sorts of ship supplies, and to the cottage to carpenters and blacksmiths of various craftsmen, joiners, sailors of blessed and fodder money.


In fact, it was one of the tax reform options, after which part of the funds went to the needs of the army (in this case, the fleet).

However, Kumpanism was abolished only in the 1700 year, and before that it was their direct participation that made it possible to create the first Russian warships. It should be noted that in the course of the work, the unauthorized felling of ship timber, including the cutting of oak and aspen near Voronezh, was prohibited. Persons who tried to continue fishing for wood on the middle and upper Don were expected to be executed.

Supervised the work on the construction of the first ships of the navy Anton Lavrent'evich Venevitinov, who collected a truly invaluable collection of documents relating to the construction campaign on Voronezh land.

The first warships (referred to as the "Principium", as well as the "Saint Mark" and "St. Matthew") were launched on April 2 on the 1696. Some sources call this date precisely the day of foundation of the Russian Navy. However, in the official naval literature, including reference books, it is still 30 of October that is preferred, when the above-mentioned Boyar Duma, not without the efforts of young Peter, decided to prepare a whole program for the construction of warships of various categories, including battleships young fleet did not exist.

Painting A. Ryabushkin "Boyar Duma"

The founding day of the Navy of Russia. On the first pages of naval history


The decision of the Boyar Duma initially dealt with 52 ships, but subsequently the number of ships created according to the plan was brought to 77.

Returning to the history of Peter’s campaigns on Azov, it must be said that on July 19, the fortress was taken by Russian troops. The army of the Crimean Khan did not help the Turkish garrison (in historical sources the number in 1696 of thousands of people appears). Literally a week after the capture of Azov, Peter I orders the establishment of a navy base at Taganie Cape, where the glorious city of Taganrog stands today.

Speaking about the times of creation of the Russian Navy, one cannot fail to mention the true pride of the Russian fleet of those times - the God's Foresight 58-gun ship “God of Foresight” (“Goto Predestination”), which, according to archival documents, was created according to the drawings of Peter himself. In the materials of S.I. Yelagina “The History of the Russian Fleet. Period Azov - Voronezh ”(1997) The author is inclined to believe that Peter brought the drawings with him from Britain. In principle, were the drawings by Peter the Great or were reworked by Peter to create a ship capable of walking in shallow water, not so important.

This ship, which is difficult to call anything but handsome, was launched in May 1700. At the same time, it began to be built in November 1698. Peter himself in his notes made the following note:

... On November 10, on 19, the day of the memory of the holy martyr Avdii laid the ship called "God's Foresight". The keel laid length 130 feet, width 33 feet.


Engraving of Adrian Shhonebek “Goto Predestination”



The fate of Goto Predestination is dramatic. For several years the ship did not leave the river Voronezh. His draft did not allow him to overcome the mouth. It was decided to move the ship to the "big water" with the help of camellas. In Azov, “Goto Pre-Discrimination” turned out to be only after 10 years after its launch in Voronezh. In 1711, the ship is attributed to a squadron of the Russian admiral of Norwegian origin Cornelius (Cornelius Ivanovich) Cruis.



A year later, by coincidence, the battleship, along with three other ships, was sold to the Turks and ended up in Istanbul, where it was renamed “Kapudâne-i Mosko” (in the Russian version sounds like “Moscow capudania”). After 18 years after the construction of Goto Predestination, the Turks sold the ship for scrap, considering it unsuitable for participation in major battles and taking a lot of money for maintenance.

Surprisingly, after nearly three hundred years, “Goto Predisposition” (of course, a copy, but very accurate) reappeared on the Voronezh River. It is very symbolic - as a moment of historical justice and the connection of times.



You can see the ship in the capital of the Black Soil Region, rightfully bearing the name of the cradle of the Russian Navy, from the foundation of which many long 319 years have passed.
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 30 October 2015 06: 28 New
    +7
    unauthorized logging of ship woods, including logging of oak and aspen in the vicinity of Voronezh, was prohibited.... Peter I said: "The great sovereign, who has a single land army, has one hand, and which the fleet has, the second hand." To create this "second hand" a huge amount of high-quality timber was required. Moreover, Peter I issued a decree on who would be engaged in "scaffolding for the fleet", that will have incredible benefits .. The decree existed until 1917, without changes .. But during this period, hunters were never found .. not profitable ..
    1. shasherin.pavel
      shasherin.pavel 31 October 2015 18: 03 New
      0
      Quote: parusnik
      But during this period no hunters were found.
      how they were not found even after 1985 year
      Quote: parusnik
      not profitable ..
  2. Aleksander
    Aleksander 30 October 2015 06: 34 New
    +6
    Thanks to Peter for his skillful service to the Fatherland. His descendants, on the other hand, almost everything that was conquered and built by Russia on the Azov Sea and the northern Black Sea coast was given into occupation and torn to pieces by the enemies of Russia
  3. aszzz888
    aszzz888 30 October 2015 06: 45 New
    +7
    For the date of the creation of the Fleet!
    For the creators of it!
    For the Russian Fleet !!! drinks
  4. s.melioxin
    s.melioxin 30 October 2015 06: 58 New
    +4
    "Maritime ships to be."
    We are proud of YOU. Good luck and seven feet under the keel. In a small pour, and after another pour. For Them, For You, For Us!
  5. 70BSN
    70BSN 30 October 2015 08: 48 New
    +6
    FOR THOSE WHO IN THE SEA! soldier
  6. Loner_53
    Loner_53 30 October 2015 09: 53 New
    0
    Happy Holidays! And the main thing is that the stool does not get to the fleet again, otherwise he will run into "mistrals" everywhere
  7. crambol
    crambol 30 October 2015 10: 39 New
    +6


    To all the seaman, vivat, vivat, vivat!

    _P.S. It's nice to feel that the birthday of the Russian Navy coincided with your own!

    Cheers, comrades!

  8. 3vs
    3vs 30 October 2015 10: 58 New
    +1
    On YP-e an article was published just on the subject of this site.

    What is NATO going to shoot down "Caliber"
    The author is Konstantin Borisov.

    It would be necessary to publish it here with the comments of people in the subject.
    Here is a link to it:
    http://www.yaplakal.com/forum1/topic1236768.html
  9. atamankko
    atamankko 30 October 2015 11: 46 New
    +3
    Russia is proud of its Fleet.
  10. cniza
    cniza 30 October 2015 13: 29 New
    +6
    Thanks to the author for the article and all with the birth of the Russian fleet.
  11. SlavaP
    SlavaP 30 October 2015 23: 25 New
    +3
    Happy holiday sailors!
  12. Georg Shep
    Georg Shep 31 October 2015 10: 10 New
    +3
    Glory to the Russian Navy! Happy Holidays, dear comrades!
  13. Roy
    Roy 31 October 2015 10: 28 New
    +2
    We are proud of our fleet. Go Russia!
  14. shasherin.pavel
    shasherin.pavel 31 October 2015 18: 22 New
    +1
    In the 1360 year, the Dvinsky earflaps (meaning the Northern Dvina) went to the Finnmark lands west of the Varangerd Island on six ships), to combat piracy against Russian merchant ships, which prevented merchants from transporting their goods to England. And pacifying the peoples there, they subjugated their Novgorod authorities. I am proud that our warriors from the Northern Dvina went to defend the trade routes twenty years before the Battle of Kulikovo.
    856 summer, “Idea Askold and Dir (governors of Novgorod) to Grѣky, and come to 14 summer (842 + 14). But Caesar went to the Hagarites, and the Black River reached him (Mavropotam, flows into the Aegean Sea), the diocese sent him that Russia was going to Caesaregrad, and the caesar returned. But those who had already entered the court, made many killings against Christians, and surrounded the two hundred ships of Caesar-grad.
    And this is not our Russian history of sea voyages from Noogorod through the Black Sea to Constantinople. The first mention of a sea voyage in history, but not the last, recall Oleg. 2015 - 856 = 1159 years as sea voyages inspired fear in Byzantium.
  15. bad
    bad 3 November 2015 14: 13 New
    0
    Quote: Aleksander
    Thanks to Peter for his skillful service to the Fatherland. His descendants, on the other hand, almost everything that was conquered and built by Russia on the Azov Sea and the northern Black Sea coast was given into occupation and torn to pieces by the enemies of Russia

    I join hi

День основания Военно-морского флота России. О первых страницах флотской истории

«Морским судам быть». Именно с этой фразы в России ведёт своё начало военно-морской флот. В 1696 году 24-летним Петром I принимается решение, которое теперь именуется историческим. 30 октября Боярская дума даёт добро на создание полноценного флота, который призван защищать рубежи России. И решение о создании флота было принято отнюдь не спонтанно. Горький опыт помог Петру прийти к выводу, что без морских кораблей военного назначения успех в войнах того времени оставался бы недостижимой мечтой. Да и была бы создана империя без мощный на тот момент военно-морской составляющей? – вопрос риторический…

А горький опыт – это, к примеру, о его первом Азовском походе образца 1695 года, который закончился неудачей для русского войска. Если говорить об имевшихся на тот момент в распоряжении русской армии судах, то судами это можно назвать с большой натяжкой. Армия использовала плоты и струги для доставки продовольствия, боеприпасов и некоторых подразделений личного состава. Естественно, что ни о каких боевых кораблях речи на тот момент не шло. За исключением взятия двух опорных башен в районе донского устья, у которого и располагалась османская крепость, у русской армии добиться серьёзных успехов не получилось. Попытки штурма крепости Азов сначала полностью проваливались, затем в крепость пробиться всё-таки удалось, однако в итоге всё равно пришлось отступить. В октябре того же года осада Азова была вынужденно снята. Однако на занятых ранее позициях были оставлены до трёх тысяч стрельцов, которые заняли позиции у тех самых опорных башен (каланчей), перекрывавших Дон для прохода речных судов посредством переброски через русло своеобразной преграды в виде этакого каната.

Пётр I осознавал, что победа в Азове была близка, однако она буквально выскользнула из рук. Одной из причин такого выскальзывания было названо отсутствие боеспособного флота, с помощью которого можно было бы усилить натиск на противника, перекрыть основные направления подхода дополнительных сил турок и нанести решающий удар.


Необходимо отметить, что строительство пушечных галер при Петре было начато ещё до первого похода на Азов. Само строительство проходило в селе Преображенское. Далее галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, где на специально сооружённых для этих целей верфях проводилась окончательная сборка флотских кораблей с последующим их спуском на донскую воду. Речь о галере «Принципиум», галере капитана А.Вейде и др. Однако в срок собрать корабли не успели, и потому все усилия корабелов стали направляться на создание военных судов уже ко втором Азовскому походу.

Воронежская верфь в 1696 году закипела усердной работой. К процессу были подключены мастера не только из России. Активно приглашались Петром I инженеры из Европы, включая Германию и Голландию. Именно в 1696 году начинается так называемое кумпанство при строительстве военных кораблей. Кумпанство – это распределение «корабельных» лесов между отдельными, как бы сейчас сказали, компаниями (в петровском варианте – кумпанствами). Кумпанствами в XVI веке назывались товарищества, составленные из землевладельцев, которых привлекали к постройке и последующему снаряжению кораблей.

Обращает на себя внимание тот факт, что несколько кумпанств, занятых в процессе строительства кораблей на Воронежской верфи, принадлежали церкви. Работа кумпанств впоследствии была признана малоэффективной, и Петром сами кумпанства были упразднены с одновременным введением особого налога. В учебно-методическом пособии «История Воронежского края» В.И.Пановой приводится название для налога, используемое самодержцем:

на починку тех кораблей и на покупку всяких корабельных припасов, и на дачу плотникам и кузнецам разным мастерам, столярам, матросам жалованных и кормовых денег.


По сути, это был один из вариантов налоговой реформы, после которых часть средств уходила на нужды армии (в данном случае – флота).

Однако кумпанства были упразднены лишь в 1700 году, а до этого именно их непосредственное участие и позволило создать первые русские военные корабли. Необходимо отметить, что в ходе работ самовольная вырубка корабельного леса, включая вырубку дуба и осины в окрестностях Воронежа, была запрещена. Лиц, которые пытались продолжить промысел древесины на среднем и верхнем Дону, ожидала смертная казнь.

Курировал работу по постройке первых кораблей военного флота Антон Лаврентьевич Веневитинов, который собрал поистине бесценную коллекцию документов, касающихся строительной кампании на Воронежской земле.

Первые военные корабли (упомянутый «Принципиум», а также «Святой Марк» и «Святой Матфей») были спущены на воду 2 апреля 1696 года. Некоторые источники называют именно эту дату днём основания отечественного военно-морского флота. Однако в официальной военно-морской литературе, включая справочники, предпочтение отдаётся всё же именно 30 октября, когда упомянутой выше Боярской думой не без усилий молодого Петра принимается решение о подготовке целой программы по строительству военных кораблей различных категорий, включая линейные корабли, которых ранее в составе юного флота не существовало.

Картина А.Рябушкина «Боярская дума»

День основания Военно-морского флота России. О первых страницах флотской истории


В решении Боярской думы первоначально речь шла о 52 кораблях, но впоследствии число создаваемых по плану кораблей было доведено до 77.

Возвращаясь к истории петровских походов на Азов, необходимо сказать о том, что 19 июля 1696 года крепость была русскими войсками взята. Турецкому гарнизону не помогло войско крымского хана (в исторических источниках фигурирует число в 60 тысяч человек). Буквально через неделю с небольшим после взятия Азова Пётр I распоряжается об основании пункта базирования морского флота на Таганьем мысу – там, где сегодня стоит славный город Таганрог.

Говоря о временах создания русского военно-морского флота, нельзя не сказать о настоящей гордости русского флота тех времён – 58-пушечном линейном корабле «Божье Предвидение» («Гото Предестинация»), который, как утверждают архивные документы, создавался по чертежам самого Петра. В материалах С.И.Елагина «История русского флота. Период Азовский - Воронеж» (1997 г.) автор склонен полагать, что чертежи Пётр привёз с собой из Британии. В принципе, были ли чертежи сугубо петровскими или же Петром переработанными для создания корабля, способного ходить по мелководью, не столь и важно.

Этот корабль, который иначе как красавцем называть сложно, был спущен на воду в мае 1700 года. При этом начинал строиться он в ноябре 1698 года. Сам Пётр в своих записках сделал пометку следующего характера:

…ноября в 19 день на память святого мученика Авдия заложили корабль, именуемый «Божие Предвидение». Киль положили длина 130 футов, ширина 33 фута.


Гравюра Адриана Шхонебека «Гото Предестинация»

День основания Военно-морского флота России. О первых страницах флотской истории


Судьба «Гото Предестинации» драматична. Несколько лет корабль не покидал реки Воронеж. Его осадка не позволяла ему преодолеть устье. Было принято решение переместить корабль на «большую воду» с помощью камелей. В Азове «Гото Предистинация» оказалась лишь спустя 10 лет после своего спуска на воду в Воронеже. В 1711 году корабль приписывается к эскадре русского адмирала норвежского происхождения Корнелиуса (Корнелия Ивановича) Крюйса.

День основания Военно-морского флота России. О первых страницах флотской истории


А уже через год по стечению обстоятельств линейный корабль вместе с тремя другими судами был продан туркам и оказался в Стамбуле, где был переименован в «Kapudâne-i Mosko» (в русском варианте звучит как «Московский капудание»). Через 18 лет после постройки «Гото Предестинации» турки продали корабль на слом, посчитав его непригодным для участия в крупных сражениях и отнимающим немало средств на обслуживание.

Удивительно, но спустя почти три сотни лет «Гото Преденистация» (конечно же, копия, но весьма точная) снова появилась на реке Воронеж. Это весьма символично - как момент исторической справедливости и связи времён.

День основания Военно-морского флота России. О первых страницах флотской истории


Увидеть корабль можно в столице Черноземья, по праву носящей имя колыбели русского военно-морского флота, со дня основания которого прошло долгих 319 лет.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 16
  1. parusnik 30 октября 2015 06:28
    самовольная вырубка корабельного леса, включая вырубку дуба и осины в окрестностях Воронежа, была запрещена....Петр I говорил: "Великий государь, который едино сухопутное войско имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, вторую руку имеет". Вот для создания этой "второй руки" и требовалось огромное количество высококачественного леса.Более того Петр I издал указ ,о том кто будет заниматься "разводом лесов для флота", тому будут неимоверные льготы..Указ просуществовал до 1917 г, без изменений..Но за этот период охотников так и не нашлось..не выгодно..
    1. shasherin.pavel 31 октября 2015 18:03
      Цитата: parusnik
      Но за этот период охотников так и не нашлось.
      как не нашлось их и после 1985 года
      Цитата: parusnik
      не выгодно..
  2. Aleksander 30 октября 2015 06:34
    Спасибо Петру за его умелое служение Отечеству. Его потомки же почти все, что было завоевано и построено Россией на Азове м северном Причерноморье -отдали в оккупацию и на растерзание врагам России
  3. a.s.zzz888 30 октября 2015 06:45
    За дату создания Флота!
    За создателей его!
    За Российский Флот!!! drinks
  4. s.melioxin 30 октября 2015 06:58
    «Морским судам быть».
    Мы гордимся ВАМИ. Удачи и семь футов под килем. По маленькой нальём, а после ещё нальём. За Них, за Вас, за Нас!
  5. 70БСН 30 октября 2015 08:48
    ЗА ТЕХ КТО В МОРЕ! soldier
  6. Loner_53 30 октября 2015 09:53
    С Праздником!И главное что бы табуреткин опять до флота не добрался,а то натычет везде "мистралей"
  7. crambol 30 октября 2015 10:39


    Всем мореманам виват, виват, виват!

    _Р.S. Приятно чувствовать, что День рождения российского ВМФ совпал с твоим собственным!

    Ура, товарищи!

  8. 3vs 30 октября 2015 10:58
    На ЯП-е опубликована статейка как раз по тематике этого сайта.

    Чем НАТО собирается сбивать «Калибр»
    Автор - Константин Борисов.

    Надо бы её здесь опубликовать с комментариями людей в теме.
    Вот ссылка на неё:
    http://www.yaplakal.com/forum1/topic1236768.html
    3vs
  9. atamankko 30 октября 2015 11:46
    Россия гордится своим Флотом.
  10. cniza 30 октября 2015 13:29
    Спасибо автору за статью и всех с рождением флота России.
  11. SlavaP 30 октября 2015 23:25
    С праздником моряки!
  12. Георг Шеп 31 октября 2015 10:10
    Слава Русскому военно-морскому флоту! С Праздником, дорогие товарищи!
  13. Рой 31 октября 2015 10:28
    Мы гордимся нашим флотом. Россия - вперед!
  14. shasherin.pavel 31 октября 2015 18:22
    1360 году ушкуйники Двинские (имеется в виду Северная Двина) на шести кораблях отправились в в земли Финнмарк западнее по-ва Варангерд), для борьбы с пиратством против торговых русских кораблей, что не давали торговым людям товары свои отвозить в Англию. И усмирив тамошний народы, подчинили их власти новгородской. Я горжусь, что наши дружинники из Северной Двины ходили защищать торговые пути за двадцать лет, до Куликовской битвы.
    856 лето, «Иде Асколдъ и Диръ (воеводы Новгородские) на Грѣкы, и приде въ 14 лѣто (842 +14). Цесарю же отшедъшю на агаряны, и дошедшю ему Черное рѣкы (Мавропотам, впадает в Эгейское море) вѣсть епархия послала ему, что Русь идет на Цесарьград, и воротился цесарь. Но уже внутрь суда вошедшие, много убийств христианам створили, и в двести кораблей Цесарь-град обступили.
    А это уже не наша русская история морских походов от Ноогорода через Чёрное море до Константинополя. Первое в истории упоминание морского похода, но не последнее, вспомним Олега.2015 - 856= 1159 лет как морскими походами своими наводили страх на Византию.
  15. плоХОЙ 3 ноября 2015 14:13
    Цитата: Aleksander
    Спасибо Петру за его умелое служение Отечеству. Его потомки же почти все, что было завоевано и построено Россией на Азове м северном Причерноморье -отдали в оккупацию и на растерзание врагам России

    присоединяюсь hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня