Military Review

Restructuring without publicity

12
Restructuring without publicity



Created by Alexander I, the Secret Committee gave the Russian stories fine example of "reform without reform"
Alexander I, who was on the throne as a result of the coup, immediately faced a "personnel shortage": there were almost no talented courtiers in his entourage who would help him to master the management of such a huge power. Some of the former courtiers (primarily Peter Palen and Nikita Panin) discredited themselves by participating in a conspiracy against Paul - and although they were left in the service and even crowned themselves with new successes, the sovereign could not involve them in those initiatives that he considered particularly significant. As for the experienced grandees of Catherine’s times, they were removed from control by his father and were also in very advanced years. The new king badly needed helpers who would share his liberal views and would be equally focused on reforming the country.

Promising to govern the country in the manifesto on the occasion of his accession to the throne “according to the laws and the heart of his grandmother, Catherine the Great,” Alexander sought to smooth out the sharpness of the confrontation between various groups within the ruling elite. The sovereign proved the seriousness of his intentions by returning many prisoners from exile and freeing them from prisons (including A.N. Radishchev, A.P. Yermolov, etc.). He also dismissed the most odious temporary rulers of the previous ruler: the state prosecutor Obolyaninov, the chief master Kutaisov and the Moscow chief of police chief Ertel. The sovereign destroyed the Secret Expedition, a body under the Senate engaged in political investigation. The secret expedition was also established by Catherine — for example, she was involved in the affairs of the participants in the Pugachev rebellion; however, it was under Pavel that this body turned into a merciless and often illogical car of reprisals against officials and officers suspected of disloyalty.

Alexander returned to the service of all those who were dismissed from her without a trial (there were about 15 thousand people), and in the manifesto about the abolition of the Secret Expedition, he announced that from now on "a reliable bulwark of abuse" and that "in a well-developed state all revenues should be obyomlemy, judged and punishable by the general force of the law. " The letters granted to the cities and nobility were restored — in particular, the nobles were again freed from the corporal punishments imposed by Paul. These measures of the first weeks of Alexander's reign seemed to return peace to the state. However, the king understood that much more radical reforms were required.

Country victorious feudalism


The internal state of Russia was at first glance quite favorable, and a less far-sighted monarch would probably really be satisfied with a government in the spirit of Catherine the Great, without seeking change. The basis of the economic development of the country was agriculture, which received a powerful impetus thanks to the territorial acquisitions of Catherine the Great: thanks to the security of the external borders reached under the empress, the vast black soil in the south and southwest of the empire was intensively colonized by landowners and peasants. It was under Catherine that Russia became one of the main granary of Europe: in just 15 years, by 1779, the export of wheat from the main ports of the country increased more than nine times.

However, agriculture remained feudal and archaic. By the beginning of the XIX century serfdom reached its apogee: 55% of peasants belonged to landowners and were completely powerless in legal terms: the gentlemen could sell them one by one and families, donate, ascribe to factories and factories, and punish without checking with any laws - beat with whips and bathogs even in the absence of any real guilt. The punishment to which the Senate and Catherine the Great sentenced the infamous Saltychikha, landowner Daria Saltykov, was an exceptional case: for the first time the ruling class was forced to listen to public opinion and imprison a stupid noblewoman from an old family who had become famous for the atrocities against the peasants in the monastery prison. The arrest of Saltychikha was a tribute to a new era - the empress, in correspondence with Voltaire and Diderot, sought to show that the concept of legality applies to all subjects without exception. However, in reality a process of this kind was a single fact: other noblemen could not be afraid that the state would deal with the infringement of their rights in relation to their “property”.


Saltychikha. Artist P. Kurdyumov, 1911 Year

Serfdom was immoral: in such a form, as in Russia, in European countries it no longer existed, despite the fact that in some states, such as Austria, the peasant conscription was abolished only by the middle of the XIX century. However, he had another drawback: serfdom conserved outdated forms of exploitation of the peasants, hindering the development of the economy as a whole. The landowners still sought to increase incomes, reducing peasant holdings and expanding lordly plowing, raising dues and increasing serfdom. This led to one more dangerous consequence for the state - the aggravation of relations between landowners and peasants, which under Catherine led to a real peasant war. The unrest of landlord peasants in Russia was frequent - only in the first decade of the 19th century they happened around 80, and the government was sometimes forced to throw army units to suppress them. There was a need for reform and management — under Catherine, who reduced the number of colleges, a managerial confusion arose: even during unrest and major disasters, it was not clear which board was engaged in studying the situation and working out measures to correct it.

The main cause for alarm was even the problems listed above. If in the epoch of Catherine the nobility could enjoy the charms of "enlightened absolutism", then the reign of Paul showed how dangerous autocracy can be even for that class, which has always been considered as a pillar of the throne. That is why Alexander seriously thought about limiting autocracy. Rely in these plans, he could only on his closest friends.

Good intentions

Soon after coming to the throne, Alexander shared his plans with a childhood friend - Pavel Stroganov. In his youth, Stroganov visited revolutionary France and even was in the Club of Friends of the Law close to the Jacobins. Stroganov, however, found the idea of ​​limiting the autocracy untimely, proposing first to reform the administration. In order to develop concrete measures, he proposed that the king create a special Secret (secret) committee. Alexander agreed with the idea and appointed Stroganov himself, as well as other nobles well familiar to him - Nikolay Novosiltsev, Adam Chartoryi and Viktor Kochubei to the committee. At the first meeting, the committee formulated the main tasks: to study the state of affairs in the country, reform the government mechanism and develop a constitution that would become the basis for the work of a number of independent state institutions.


Portrait of Count PA Stroganov. Artist J.-L. Monier, 1808 year

Alexander saw the priorities somewhat differently than the members of the Secret Committee. First of all, he wanted to give the people some kind of charter like the French Declaration of the Rights of Man and the Citizen, in order to immediately announce their intentions. In addition, he was going to transform the Senate in order to turn this government body into a guarantor of civil rights. It is curious that this project was supported not only by the young friends of the king, but also by many statesmen who were in the years - they had suffered too much under the previous sovereign. The former favorite of Catherine, Prince Platon Zubov, even presented the Tsar with his own project about turning the Senate into an independent legislative body. The project, however, was rejected by the Tacit Committee, because it had nothing to do with a truly republican institution: Zubov assumed that the Senate would consist only of high-ranking officials and representatives of the highest nobility.

Another interesting project submitted to the committee by Alexander concerning internal transformations was compiled by Count Alexander Vorontsov and was a “chartered diploma to the people” - by analogy with the charters of Ekaterina chartered by the cities and nobility. An unusually brave project gave lower-class people guarantees of personal immunity — they could not be imprisoned and subjected to any punishment, except under the law. In addition, Vorontsov offered to give the peasants the right to own real estate. Having considered the draft, the members of the secret committee questioned that the people could really be given the rights provided for in the “letter”, given the state of the country, no matter how much they would have to be taken back.

The peasant question was one of the first to be concerned about the committee. In his project, Zubov suggested starting with a ban on owning courtyards: the state had to buy them out from the landlords. However, Novosiltsev rightly pointed out to the tsar that there was not enough money in the treasury to buy the courtyards. In addition, this army of liberated courtyards, who were not real peasants and who did not have land, would become a destabilizing factor. In another project on the peasant question, submitted by Admiral Nikolai Mordvinov, it was proposed to allow merchants, commoners and state-owned peasants to own property. Mordvinov proposed to limit the monarchy with the help of the nobility - to sell most of the official lands to the nobles, thus ensuring the strengthening of this estate and its ability, if necessary, to resist the king, who decided to rule not according to the laws. Mordvinov did not consider it possible to abolish serfdom "from above" and sought to create in the field of agriculture a market of hired labor, which would make serf labor simply unprofitable.

In fact, the Secret Committee limited itself to only one of Mordvinov’s proposals - he recognized the right to buy land for the third estate. Despite the fact that the members of the Secret Committee hated serfdom and believed that it was necessary to cancel it, none of them proposed a draft of its abolition, which Alexander would consider timely. As a result, the question was shelved - as it turned out, for entire 60 years.


"Secret Committee". Artist Oleg Leonov


Tacit - and useless


The Independent Committee has succeeded much more in reforming the management system. Following the establishment of the Indispensable Council, undertaken by Alexander himself - the body that would be engaged in the discussion of public affairs and decrees - the Petrine colleges were reorganized. In February, 1802, Chartoriyski presented a report where a system of separation of powers was proposed: it was proposed to strictly divide the competences of the supreme bodies of governance, supervision, court and legislation, accurately describing the role of each of them. After discussing the report and studying other projects and proposals in September of the same year, a manifesto was promulgated, according to which the colleges were transformed into eight ministries - foreign affairs, military and maritime, corresponding to the previous colleges, and also completely new ministries: internal affairs, finance, national education, justice and commerce. Unlike colleges, each of the ministries was managed by one person - the minister: this made the management of new bodies more operational, competent and responsible.

After discussion in the Secret Committee, a personal decree was issued on the rights and duties of the Senate. Zubov’s idea of ​​transforming the Senate into a legislative institution was rejected. Instead, the Senate became the supreme body of state oversight of the administration and at the same time the highest court. He actually played the role of the government: for example, all the ministries were responsible to him. Decrees of the Senate were to be executed by all, as well as decrees of the sovereign. Only the sovereign had the right to interfere in the work of the Senate; even if the prosecutor general found any violations in the work of the Senate, he could only report them to the sovereign, and for unjust complaints against the Senate to the sovereign, the perpetrators should have been prosecuted. Senators convicted of a crime had the right to judge only the Senate itself.

In spite of the fact that Alexander I and his closest friends managed to get rid of the administrative Augean stables arranged by Catherine and to a lesser extent Paul, to a certain extent, the work of the Secret Committee is hardly successful. In fact, it lasted only a year: since May 1802, the committee has never met again on important issues. The discussion of reform measures was entrusted to the Committee of Ministers, which was chaired by the king himself. Alas, the Secret Committee did not fulfill the tasks for which it was created: he did not solve either the question of the constitution or the question of serfdom. In general, it is an excellent example of "reform without reform" - one of the favorite strategies of domestic converters of all time. However, for Alexander himself, participation in his work became a management school - it had for him approximately the same meaning as funny regiments for Peter I: Peter learned to fight, Alexander - to manage a huge state, faced with difficult problems.
Author:
Originator:
http://rusplt.ru/policy/perestroyka-bez-glasnosti-19437.html
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. X Y Z
    X Y Z 31 October 2015 08: 51 New
    +4
    Yes, staff shortage is our constant problem in any system. There are many devotees without flattery, and selfless creators are real units.
    1. avt
      avt 31 October 2015 09: 53 New
      +5
      Quote: XYZ
      Yes, staff shortage is our constant problem in any system.

      Только как ни крути , а большевики и после Сталин его решал вполне успешно . Нужна политическая воля и решительность , как минимум, спросить со своих друзей результат и неотвратимо наказать за его отсутствие не по объективным причинам и уж тем более за злой умысел и откровенный саботаж . А Саня №1 ,,Плешивый щеголь" - мало того что ему просто сказали - ,,идите царствовать"и он не сумел собрать под свои идеи для проведение в жизнь , но и подвел страну после войны к очередному дворцовому перевороту . Не сумев обеспечить легитимную передачу власти.
    2. Morrrow
      Morrrow 31 October 2015 19: 57 New
      +2
      When Napoleon talked with Speransky, he said that he was the smartest person in the world and offered him any position in France and Italy. There was no shortage of personnel in the 1800-1830s.
  2. parusnik
    parusnik 31 October 2015 10: 39 New
    +3
    Zubov in his project suggested starting with a ban on owning courtyards: the state had to buy them from the landowners.... under profiting at the expense of the state ..
  3. 31rus
    31rus 31 October 2015 12: 51 New
    +4
    Хорошо "судить"историю и личности ,когда уже известно ,что будет,сами мысли и идеи вполне прогрессивны
    1. washi
      washi 31 October 2015 14: 08 New
      +3
      Quote: 31rus
      Хорошо "судить"историю и личности ,когда уже известно ,что будет,сами мысли и идеи вполне прогрессивны

      Of course it’s good if you know that he is a father-killer. And he led a policy completely dependent on England. The war with Napoleon is entirely his fault.
      And Paul 1 just wanted to pursue a policy different from England.
      Peter 3 was killed because he wanted to force the nobles to serve, as was customary before the female reign.
      In reality, the people released only the IVS. Collective farms are traditional Russian communities, only at the level of mechanization. A passport to enter where everyone knows each other is not advisable. Sign the bypass, hand over the collective farm and blow wherever you want.
      1. erg
        erg 31 October 2015 19: 16 New
        +2
        Just the opposite. Peter 3 freed the nobility from compulsory service. Go into the complete collection of laws of the Russian Empire, open the reign of Peter 3, the manifesto on the granting of liberties of the nobility (law in the collection under number 11444). Read.
    2. avt
      avt 31 October 2015 15: 19 New
      0
      Quote: 31rus
      , thoughts and ideas themselves are quite progressive

      Yes, ONLY IN CASES DO YOU KNOW THEM.
      Quote: 31rus
      Хорошо "судить"историю и личности ,когда уже известно

      История как ,,сказка лож ,да в ней намек- добрым молодцам урок", так что знание - сила и дело тут не в ОСУЖДЕНИИ исторического персоналия , а о том что бы скурпулезно, с учетом реалий и морали того времени понять алгоритм принятия решения , дабы постараться понять реально ли объективные причины не позволили провести то , или иное начинание в жизнь. Или все таки это субъективный фактор целиком на совести исторического персоналия , его воли и желаний.
  4. ALEA IACTA EST
    ALEA IACTA EST 31 October 2015 15: 56 New
    0
    More decisiveness to the then leaders ...
  5. xin-l
    xin-l 31 October 2015 22: 16 New
    +2
    Catherine the Great also wanted to free the peasants, they even had some correspondence with Voltaire about this, but she understood that the nobility and peasants were not ready for this, by the way, Alexander I, too. Sharpness in these matters would not be of any use to anyone. Speransky was very good as the noble manners of that society. Arakcheev as an official was not very bad, he did not like bribes chronically, for which he received a lot of fame with a minus sign. Benckendorf, as the head of the then special services, brought intelligence to a completely different level. One of his sisters, Anna Khristoforovna de Lieven, was worth what. Our first agent is a woman of sharp mind. So then there were enough people both clever and loyal, but there were incomparably more opportunists and extortionists as now.
  6. samarin1969
    samarin1969 31 October 2015 22: 38 New
    0
    Speransky still occupies an unnaturally large place in historical science. The fruit of his labors under Alexander was close to zero .... The more pragmatic Nicholas I arranged for him to (successfully) codify the laws of the Empire ...
    "Прогрессивные" историки без ума от Сперанского (вдруг!?)...
    1. Morrrow
      Morrrow 1 November 2015 00: 38 New
      +1
      Speransky is popular because he is one of the few who gave a worthy alternative to Napoleonic lawmaking. The trouble with Alexander is that he, in the wake of military victories, did not accept these projects. And so all the fruits of victory were appropriated to themselves by Metternich and the British, who became real rulers in Europe. Russia's backwardness was exposed during the Crimean War, after which it was thrown out of the club of great powers.

Перестройка без гласности

Перестройка без гласности


Созданный Александром I Негласный комитет дал российской истории прекрасный пример «реформ без реформ»
Александр I, оказавшийся на престоле в результате переворота, сразу же столкнулся с «кадровым голодом»: в его окружении почти не было талантливых придворных, которые помогли бы ему освоиться с управлением столь огромной державой. Некоторые из прежних царедворцев (в первую очередь Петр Пален и Никита Панин) дискредитировали себя участием в заговоре против Павла — и хотя они были оставлены на службе и даже увенчали себя новыми успехами, государь не мог привлекать их к тем инициативам, которые считал особенно значимыми. Что касается опытных вельмож екатерининских времен, то они были отстранены от управления еще его отцом и к тому же находились в весьма преклонных летах. Новый царь остро нуждался в помощниках, которые разделяли бы его либеральные взгляды и были бы столь же нацелены на реформирование страны.

Обещая в манифесте по случаю своего восшествия на престол управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой», Александр стремился сгладить остроту противоборства различных группировок внутри правящей элиты. Государь доказал серьезность своих намерений, вернув из ссылки и освободив из тюрем многих заключенных (в том числе А.Н. Радищева, А.П. Ермолова и др.). Уволил он и наиболее одиозных временщиков предыдущего правителя: государственного прокурора Обольянинова, шталмейстера Кутайсова и московского обер-полицмейстера Эртеля. Уничтожил государь и Тайную экспедицию — орган при Сенате, занимавшийся политическим сыском. Тайная экспедиция была учреждена еще Екатериной — она, например, занималась делами участников Пугачевского бунта; однако именно при Павле этот орган превратился в беспощадную и зачастую нелогичную машину расправы над чиновниками и офицерами, заподозренными в нелояльности.


Александр вернул на службу всех, кто был уволен с нее без суда (таких оказалось около 15 тыс. человек), и в манифесте об упразднении Тайной экспедиции провозгласил, что отныне положен «надежный оплот злоупотреблению» и что «в благоустроенном государстве все поступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона». Были восстановлены жалованные грамоты городам и дворянству — в частности, дворяне были вновь освобождены от телесных наказаний, введенных Павлом. Эти меры первых недель царствования Александра, казалось, вернули мир в государстве. Однако царь понимал, что требуются куда более радикальные реформы.

Страна победившего феодализма


Внутреннее состояние России было на первый взгляд вполне благоприятным, и менее дальновидный монарх, вероятно, действительно удовольствовался бы правлением в духе Екатерины Великой, не ища перемен. Основу экономического развития страны составляло сельское хозяйство, которое получило мощный импульс благодаря территориальным приобретениям Екатерины Великой: благодаря безопасности внешних границ, достигнутой при императрице, огромные черноземные пространства на юге и юго-западе империи усиленно колонизировались помещиками и крестьянами. Именно при Екатерине Россия превратилась в одну из главных житниц Европы: всего за 15 лет, к 1779 году, вывоз пшеницы из главных портов страны вырос более чем в девять раз.

Вместе с тем сельское хозяйство оставалось феодальным и архаичным. К началу XIX века крепостное право достигло апогея: 55% крестьян принадлежали помещикам и были в правовом плане совершенно бесправными: господа могли продавать их поодиночке и семьями, дарить, приписывать к заводам и фабрикам, а также наказывать, не сверяясь ни с какими законами, — бить плетьми и батогами даже при отсутствии на них какой-либо настоящей вины. Наказание, к которому Сенат и Екатерина Великая приговорили печально известную Салтычиху — помещицу Дарью Салтыкову, было случаем исключительным: впервые правящий класс вынужден был прислушаться к общественному мнению и заточить в монастырской тюрьме столбовую дворянку из старинного рода, прославившуюся зверствами в отношении крестьян. Арест Салтычихи был данью новой эпохе — императрица, состоявшая в переписке с Вольтером и Дидро, стремилась показать, что понятие законности распространяется на всех подданных без исключения. Однако в действительности процесс такого рода был единичным фактом: прочие дворяне могли не бояться, что государство займется ущемлением их прав по отношению к принадлежавшей им «собственности».

Перестройка без гласности

«Салтычиха». Художник П. Курдюмов, 1911 год

Крепостное право было аморальным: в таком виде, как в России, в европейских странах оно уже не существовало, несмотря на то что в некоторых государствах, таких, как Австрия, крестьянские повинности были отменены лишь к середине XIX столетия. Однако у него был и другой минус: крепостничество консервировало устаревшие формы эксплуатации крестьян, мешая развитию экономики в целом. Помещики по-прежнему стремились увеличить доходы, уменьшая крестьянские наделы и расширяя барскую запашку, повышая оброк и усиливая барщину. Это вело еще к одному опасному для государства последствию — обострению отношений между помещиками и крестьянами, которое при Екатерине привело к настоящей крестьянской войне. Волнения помещичьих крестьян в России были частыми — лишь за первое десятилетие XIX века их произошло около 80, и правительство порой вынуждено было бросать на их подавление армейские части. Нуждалось в реформе и управление — при Екатерине, сократившей число коллегий, возникла управленческая неразбериха: так, даже во время волнений и крупных бедствий было непонятно, какая коллегия занимается изучением ситуации и выработкой мер к ее исправлению.

Главным же поводом для тревоги служили даже не перечисленные выше проблемы. Если в эпоху Екатерины дворянство могло наслаждаться прелестями «просвещенного абсолютизма», то царствование Павла показало, насколько опасным может быть самодержавие даже для того сословия, которое всегда рассматривалось как опора трона. Вот почему Александр всерьез задумывался об ограничении самодержавия. Опереться в этих планах он мог только на ближайших друзей.

Благие намерения

Вскоре по восшествии на престол Александр поделился своими планами с другом детства — Павлом Строгановым. В юности Строганов побывал в революционной Франции и даже состоял в близком к якобинцам «Клубе друзей закона». Строганов, впрочем, нашел мысль об ограничении самодержавия несвоевременной, предложив прежде провести реформу администрации. Для того чтобы разработать конкретные меры, он предложил царю создать особый Негласный (тайный) комитет. Александр с идеей согласился и назначил в состав комитета самого Строганова, а также других хорошо знакомых ему дворян — Николая Новосильцева, Адама Чарторыйского и Виктора Кочубея. На первом же заседании комитет сформулировал основные задачи: изучить положение дел в стране, реформировать правительственный механизм и выработать конституцию, которая бы стала основанием для работы ряда независимых государственных учреждений.

Перестройка без гласности

Портрет графа П.А. Строганова. Художник Ж.-Л. Монье, 1808 год

Александр видел первоочередные задачи несколько иначе, чем члены Негласного комитета. Прежде всего он желал даровать народу некую хартию вроде французской Декларации прав человека и гражданина, чтобы сразу объявить о своих намерениях. Кроме того, он собирался преобразовать Сенат, с тем чтобы превратить этот правительственный орган в гарант соблюдения гражданских прав. Любопытно, что этот проект поддержали не только молодые друзья царя, но и многие государственные деятели, находившиеся в летах, — уж слишком сильно натерпелись при прежнем государе. Бывший фаворит Екатерины князь Платон Зубов даже представил царю собственный проект о превращении Сената в независимый законодательный корпус. Проект, правда, был отвергнут Негласным комитетом, поскольку не имел ничего общего с подлинно республиканским институтом: Зубов предполагал, что Сенат будет состоять лишь из крупных чиновников и представителей высшего дворянства.

Еще один интересный проект, переданный в комитет Александром и касающийся внутренних преобразований, был составлен графом Александром Воронцовым и представлял собой «жалованную грамоту народу» — по аналогии с жалованными грамотами Екатерины городам и дворянству. Необычайно смелый проект давал людям низшего сословия гарантии личной неприкосновенности — их нельзя было заключить в тюрьму и подвергнуть любым наказаниям, кроме как по закону. Помимо этого, Воронцов предлагал дать крестьянам право обладать недвижимой собственностью. Рассмотрев проект, члены негласного комитета усомнились в том, что народ действительно можно наделить правами, предусмотренными в «грамоте», при данном состоянии страны — как бы не пришлось их отнимать обратно.

Крестьянский вопрос был одним из первых, которым озаботился комитет. Зубов в своем проекте предлагал начать с запрета владеть дворовыми: государство должно было выкупить их у помещиков. Однако Новосильцев справедливо указал царю, что в казне не хватит денег, чтобы выкупить дворовых. Кроме того, эта армия освобожденных дворовых, не являвшихся настоящими крестьянами и не имевших земли, превратилась бы в дестабилизирующий фактор. В еще одном проекте по крестьянскому вопросу, поданном адмиралом Николаем Мордвиновым, предлагалось разрешить владеть недвижимостью купцам, мещанам и казенным крестьянам. Мордвинов предлагал ограничить монархию с помощью дворянства — продать большую часть казенных земель дворянам, обеспечив, таким образом, усиление этого сословия и его способность в случае необходимости противостоять царю, который вздумает править не по законам. Мордвинов не считал возможным отменять крепостное право «сверху» и стремился создать в сфере сельского хозяйства рынок наемной рабочей силы, который бы сделал труд крепостных попросту невыгодным.

Фактически Негласный комитет ограничился лишь одним из предложений Мордвинова — признал за третьим сословием право покупать землю. Несмотря на то что члены Негласного комитета горячо ненавидели крепостное право и считали, что его требуется скорее отменить, никто из них не предложил проект его отмены, который Александр счел бы своевременным. В результате вопрос был отложен в долгий ящик — как оказалось, на целых 60 лет.

Перестройка без гласности

«Негласный комитет». Художник Олег Леонов


Негласный — и бесполезный


Намного больше удалось Негласному комитету в вопросах реформирования системы управления. Вслед за предпринятым самим Александром учреждением Непременного совета — органа, который занимался бы обсуждением государственных дел и постановлений, — были преобразованы петровские коллегии. В феврале 1802 года Чарторыйский представил доклад, где была предложена система разделения властей: предлагалось строго поделить компетенции высших органов управления, надзора, суда и законодательства, точно описав роль каждого из них. После обсуждения доклада и изучения других проектов и предложений в сентябре того же года был обнародован манифест, по которому коллегии были преобразованы в восемь министерств — иностранных дел, военное и морское, соответствовавшие прежним коллегиям, а также совершенно новые министерства: внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции и коммерции. В отличие от коллегий, каждое из министерств управлялось одним человеком — министром: это делало управление новыми органами более оперативным, компетентным и ответственным.

После обсуждения в Негласном комитете был издан именной указ о правах и обязанностях Сената. Идея Зубова о преобразовании Сената в законодательное учреждение была отвергнута. Вместо этого Сенат стал верховным органом государственного надзора над администрацией и одновременно высшей судебной инстанцией. Он же фактически играл роль и правительства: так, перед ним были ответственны все министерства. Указы Сената должны были исполняться всеми, как и указы государя. Лишь государь имел право вмешиваться в работу Сената; даже в том случае, если генерал-прокурор обнаруживал какие-то нарушения в работе Сената, он мог лишь доложить о них государю, причем за несправедливые жалобы на Сенат государю виновные должны были подвергаться судебному преследованию. Уличенных же в преступлении сенаторов имел право судить лишь сам Сенат.

Несмотря на то что Александру I и кругу его ближайших друзей удалось до некоторой степени разгрести административные авгиевы конюшни, устроенные Екатериной и в меньшей степени Павлом, деятельность Тайного комитета трудно назвать успешной. Фактически она продлилась лишь год: с мая 1802 года комитет уже никогда более не собирался по важным вопросам. Обсуждение мер по реформированию было возложено на Комитет министров, на собраниях которого председательствовал сам царь. Увы, Тайный комитет не выполнил задач, ради которых был создан: он не решил ни вопрос о конституции, ни вопрос о крепостном праве. В целом он является прекрасным примером «реформ без реформ» — одной из излюбленных стратегий отечественных преобразователей всех времен. Однако для самого Александра участие в его деятельности стало управленческой школой — оно имело для него приблизительно то же значение, какое для Петра I имели потешные полки: Петр учился воевать, Александр — управлять огромным государством, поставленным перед непростыми проблемами.
Автор: Илья Носырев
Первоисточник: http://rusplt.ru/policy/perestroyka-bez-glasnosti-19437.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. XYZ 31 октября 2015 08:51
    Да, кадровый голод - это наша постоянная проблема при любом строе. Без лести преданных много, а бескорыстных творцов - сущие единицы.
    XYZ
    1. avt 31 октября 2015 09:53
      Цитата: XYZ
      Да, кадровый голод - это наша постоянная проблема при любом строе.

      Только как ни крути , а большевики и после Сталин его решал вполне успешно . Нужна политическая воля и решительность , как минимум, спросить со своих друзей результат и неотвратимо наказать за его отсутствие не по объективным причинам и уж тем более за злой умысел и откровенный саботаж . А Саня №1 ,,Плешивый щеголь" - мало того что ему просто сказали - ,,идите царствовать"и он не сумел собрать под свои идеи для проведение в жизнь , но и подвел страну после войны к очередному дворцовому перевороту . Не сумев обеспечить легитимную передачу власти.
      avt
    2. Morrrow 31 октября 2015 19:57
      Когда Наполеон пообщался со Сперанским, он сказал, что это умнейший человек в мире и предложил ему любую должность во Франции и Италии. Не было в 1800-1830х недостатка в кадрах.
  2. parusnik 31 октября 2015 10:39
    Зубов в своем проекте предлагал начать с запрета владеть дворовыми: государство должно было выкупить их у помещиков....Под нажиться за счет государства..
  3. 31rus 31 октября 2015 12:51
    Хорошо "судить"историю и личности ,когда уже известно ,что будет,сами мысли и идеи вполне прогрессивны
    1. вася 31 октября 2015 14:08
      Цитата: 31rus
      Хорошо "судить"историю и личности ,когда уже известно ,что будет,сами мысли и идеи вполне прогрессивны

      Конечно хорошо, если знать то, что он отцеубийца. И вел политику полностью зависящую от Англии. Война с Наполеоном полностью его вина.
      А Павел 1 Хотел, всего лишь, вести политику отличную от Англии.
      Петра 3 убили за то, что он хотел заставить дворян служить, как это было принято до женского царствования.
      Реально народ освободил только ИВС. Колхозы это традиционные русские общины, только на уровне механизации. А паспорта вводить там где все друг друга знают не целесообразно. Подпиши обходной, сдай общеколхозное и дуй куда хочешь.
      1. эрг 31 октября 2015 19:16
        Как раз наоборот. Пётр 3 освободил дворянство от обязательной службы. Зайдите в полное собрание законов Российской империи, откройте царствование Петра 3, манифест о дарование вольности дворянства (закон в собрании под номером 11444). Прочтите.
    2. avt 31 октября 2015 15:19
      Цитата: 31rus
      ,сами мысли и идеи вполне прогрессивны

      Да только ПО ДЕЛАМ ИХ ПОЗНАЕТЕ ИХ.
      Цитата: 31rus
      Хорошо "судить"историю и личности ,когда уже известно

      История как ,,сказка лож ,да в ней намек- добрым молодцам урок", так что знание - сила и дело тут не в ОСУЖДЕНИИ исторического персоналия , а о том что бы скурпулезно, с учетом реалий и морали того времени понять алгоритм принятия решения , дабы постараться понять реально ли объективные причины не позволили провести то , или иное начинание в жизнь. Или все таки это субъективный фактор целиком на совести исторического персоналия , его воли и желаний.
      avt
  4. ALEA IACTA EST 31 октября 2015 15:56
    Побольше бы решительности тогдашним руководителям...
  5. xin-l 31 октября 2015 22:16
    Освободить крестьян хотела еще Екатерина Великая, у них даже с Вольтером некоторая переписка была по этому поводу, однако она понимала всю не готовность дворянства и крестьян к этому, кстати АлександрI тоже. Резкость в этих вопросах никому пользы бы не принесла. Сперанский был очень хорош как благородствующий нравы того общества. Аракчеев как чиновник был весьма не плох, взяток не любил хронически, за что во многом и получил известную славу со знаком минус. Бенкендорф как начальник тогдашних спецслужб вывел разведку на совершенно другой уровень. Одна его сестрица Анна Христофоровна де Ливен чего стоила. Наша первая агентесса женщина острого ума. Так что хватало тогда людей и умных и преданных, но приспособленцев и лихоимцев было как и сейчас несравненно больше.
  6. samarin1969 31 октября 2015 22:38
    Сперанский до сих пор занимает неестественно большое место в исторической науке. Плод его трудов при Александре был близок к нулю....Более прагматичный Николай I пристроил его заниматься (успешно) кодификацией законов Империи...
    "Прогрессивные" историки без ума от Сперанского (вдруг!?)...
    1. Morrrow 1 ноября 2015 00:38
      Сперанский популярен потому, что он один из немногих, который дал достойную альтернативу наполеоновскому законотворчеству. Беда Александра, что он на волне военных побед не принял эти проекты. А так все плоды победы присвоили себе Меттерних и англичане, ставшие реальными властителями в Европе. Отсталость России обнажилась во время Крымской войны, после которой ее выбросили из клуба великих держав.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня