Китай, «синьцзянский вопрос» и «Исламское государство»

60
Распространение религиозного экстремизма на Ближнем Востоке и в Афганистане создает определенные проблемы и для такого мощного игрока мировой политики, коим является Китайская народная республика. Как известно, Китай, с самого начала боевых действий в Сирии, высказывался однозначно против ввода войск НАТО на территорию этой ближневосточной страны, хотя никогда и не заявлял о своей поддержке режима Башара Асада. Руководство Китая известно своим крайне осторожным внешнеполитическим курсом, поскольку стремится сохранять политические и экономические связи с большинством стран мира. В то же время, в целом Китай традиционно поддерживает позиции Российской Федерации по многим ключевым вопросам мировой политики, в том числе и в том, что касается ситуации на Ближнем Востоке.

Известно, что Китай в последние десятилетия наращивает свое присутствие во многих регионах мира. Если прежде КНР активно позиционировала себя в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего — в Южной и Юго-Восточной Азии, Океании, а также в Центральной Азии, то позже в орбиту интересов Китая включились и Африка, и Латинская Америка. Естественно, что свои интересы имеет Китай и на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии. Китай планировал развитие стратегического проекта «Великий Шелковый путь», который должен был пройти, в том числе, и по части сирийской территории. Однако гражданская война в Сирии спутала планы КНР по развитию «шелкового пути». Поэтому КНР совершенно не выгодна, по большому счету, дестабилизация политической ситуации в Сирии и такие сценарии как распад государства с превращением его бывшей территории в зону «вечной войны всех против всех», или победа религиозных экстремистов со строительством абсолютно непредсказуемого и неконтактного тоталитарного государства. С другой стороны, Китай опасается проникновения религиозных экстремистов Ближнего Востока на собственную территорию — через тот же Афганистан или бывшие советские республики Центральной Азии. Несмотря на свою политическую, военную и экономическую мощь, Китай является страной с немалым конфликтогенным потенциалом, вызванным, в том числе, особенностями этноконфессиональной ситуации в стране.

Этноконфессиональные проблемы в Западном Китае

Как известно, в состав Китая входит обширная территория, известная как исторический район Восточный Туркестан. На этой территории, входящей в состав Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской народной республики (СУАР), проживает целый ряд тюркоязычных и ираноязычных народов и этнических групп, исповедующих ислам. Крупнейший среди них — уйгуры, десятимиллионный народ, исповедующий ислам суннитского толка. В языковом отношении уйгуры являются тюркоязычным народом, близким к соседним узбекам и разговаривающим на уйгурском языке карлукской ветви тюркских языков. Вплоть до XVIII в. уйгурское государство сохраняло независимость, пока не было захвачено империей Цин. Однако и потом центральное правительство Китая слабо контролировало внутренние области Восточного Туркестана, которые фактически жили по собственным законам. Уйгуры регулярно поднимали антикитайские восстания, а в ХХ в. дважды имели место попытки создания независимых уйгурских государств — Исламской республики Восточный Туркестан в 1933-1934 гг. и Восточно-Туркестанской революционной республики в 1944-1949 гг. После окончательного включения в состав КНР в 1949 г. и был создан Синьцзян-Уйгурский автономный район. Уйгурские националисты утверждают, что их народ на протяжении всей современной истории подвергался дискриминации со стороны китайцев, а в современном Китае дискриминация приобрела характер ограничения рождаемости у уйгуров, заселения китайцами — ханьцами уйгурских территорий, притеснений уйгур в самых разных сферах жизнедеятельности. Кроме уйгур, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая живет еще несколько «туркестанских» народов, находящихся под уйгурским культурно-политическим влиянием и также являющих собой достаточно конфликтогенную часть населения Китая. Во-первых, это тюркские народы Центральной Азии — казахи, киргизы, татары, салары и узбеки, а также дунсяны — небольшая монголоязычная народность. В большинстве своем, за исключением небольшой части киргизов-буддистов, они исповедуют ислам суннитского толка, однако (кроме узбеков и саларов) религия играет в их жизни меньшую роль, чем в жизни уйгуров. Во-вторых, это памирские народы — сарыкольцы и ваханцы, которые считаются в Китае таджиками. Они исповедуют шиизм исмаилитского толка и в большей степени независимы от уйгурского культурного влияния. Третья группа — это хуэй, или дунгане — китайские мусульмане, говорящие на китайском языке, но с давних времен исповедующие ислам, предопределивший их культурную специфику и особенности историко-политического развития. Однако хуэй в большей степени, чем уйгуры, лояльны центральной китайской власти. Именно поэтому хуэй всегда играли роль «посредников» между китайской администрацией и мусульманами Восточного Туркестана, хотя и сами нередко выступали в качестве зачинщиков массовых антиправительственных выступлений, особенно во время существования империи Цин и на первом этапе существования китайской республиканской государственности ( 1910-1930-е гг.).

Масштабы распространения ислама в Китае до недавнего времени преуменьшались, однако согласно социологическому исследованию, проведенному в 2015 г., свыше 22% китайцев в возрасте младше 30 лет являются мусульманами. То есть, практически каждый четвертый молодой гражданин КНР — это мусульманин. Объясняется это, в том числе, и особенностями национальной и демографической политики КНР. Дело в том, что долгое время китайским семьям не разрешалось иметь более одного ребенка, тогда как семьи национальных меньшинств, в том числе и мусульманских народов Восточного Туркестана, имели льготы — им разрешалось иметь больше одного ребенка. В результате сложилась ситуация, когда собственно китайское (буддийско-даосско-конфуцианское) население страны начало стареть, а национальные меньшинства — молодеть. Так, среди китайцев старше 60 лет не менее половины исповедует традиционные для страны вероучения — даосизм и конфуцианство. Однако, несмотря на то, что среди китайской молодежи мусульман заметно больше, чем среди старших поколений, в целом китайский ислам пока не отличается высокими масштабами радикализации. Но это — если говорить о китайских мусульманах — хуэй. Что касается уйгуров, то там имеет место несколько иная ситуация. Дело в том, что уйгуры действительно представляют собой нацию, кардинально отличающуюся от китайцев и имеющую собственную богатую историю, культурные традиции, письменный язык, наконец — религию, которая является одним из столпов национальной идентичности. Борьба уйгуров за национальное освобождение продолжается с тех пор, как населенные уйгурами земли попали в орбиту политических интересов Китайской империи и стали подвергаться нападениям китайских войск.

Китай, «синьцзянский вопрос» и «Исламское государство»


Древний народ без государства

Уйгуры — это древний народ, название которого известно с начала нашей эры. В IX в. н.э. тюркские уйгурские племена мигрировали на территорию Восточного Туркестана, где и происходило дальнейшее развитие уйгурской культуры и государственности. Проживавшие на территории Восточного Туркестана ираноязычные народности были ассимилированы уйгурами и влились в состав уйгурских племен. Длительное время территория Восточного Туркестана была регионом уникального конфессионального плюрализма — среди местного населения были распространены традиционный для тюркских народов шаманизм, манихейство, буддизм и христианство несторианского толка (несториане вели активную проповедническую деятельность в Центральной Азии и Китае). В Х в. в крупнейших оазисных городах Восточного Туркестана — Яркенде, Кашгаре и Хотане — усилиями арабо-персидских торговцев стал распространяться ислам. Однако процесс исламизации тюркского населения Восточного Туркестана растянулся на несколько столетий и лишь к XVI в. ислам практически вытеснил все другие религии, исповедовавшиеся прежде населением региона. В процессе исламизации уйгуров староуйгурская письменность была вытеснена арабским письмом, в уйгурский язык вошли заимствования из арабского и персидского языков, стало укрепляться культурное сотрудничество не только с соседней Центральной Азией — Западным Туркестаном, но и с Персией, Арабским Востоком, Северной Индией. При этом сам этноним «уйгур» в Центральной Азии XV-XVII вв. мало употреблялся, что было связано с широким использованием для самоидентификации местного тюрко-мусульманского населения терминов «мусульманин» или «тюрок», либо более узких региональных или племенных названий — «кашгарец», «хотанец» и т.д. (это названия «юртов» — субэтнических групп уйгурского народа). Постепенно в состав уйгурской общности Восточного Туркестана влились и кочевавшие здесь племена монгольского происхождения, постепенно смешавшиеся с тюркским населением.

После того, как территория Восточного Туркестана стала постепенно захватываться империей Цин, в истории уйгурского народа началась эпоха суровых испытаний, связанных, в том числе, и с попытками борьбы за сохранение национальной государственности. Однако полноценно сопротивляться куда более сильной Цинской империи уйгуры не могли. На территории Восточного Туркестана была создана провинция Синьцзян, началось ее усиленное заселение маньчжурами и китайцами. Так, на территории Синьцзяна стали размещать гарнизоны, набранные из солонов и дауров Маньчжурии, в 1764 г. в долину Или были переселены несколько тысяч сибо — представители маньчжуроязычной народности, проживавшей прежде на северо-востоке Китая, на территории современных провинций Ляонин и Цзилинь, что на границе с КНДР. Тем не менее, неоднократно поднимались восстания и создавались фактически независимые уйгурские государства на территории Восточного Туркестана. К ним, в частности, относились: Кучарское ханство, созданное в 1864 г. в результате восстания на территории Турфана, Хами, Аксу и Уша; Дунганское ханство (позже — Урумчинский султанат), появившееся в том же году в Урумчи; Хотанское ханство, созданное муллой Хабибуллой; Кашгарское ханство, в том же 1864 г. созданное Бузрук-ходжой. Уйгурское движение носило антиманьчжурский и антикитайский характер, объединив все мусульманские народы Восточного Туркестана — уйгур, дунган, казахов, киргизов, татар, узбеков, саларов, памирцев, таджиков. Однако в 1875 г. в Восточный Туркестан были двинуты войска Цинской империи, которым прежде было поручено добиться завоевания Джунгарии. К декабрю 1877 г. маньчжурским войскам удалось восстановить власть империи Цин практически над всей территорией Синьцзяна, кроме Илийского края. Последний в 1871-1881 гг. входил в состав Туркестанского военного округа Российской империи, а в 1881 г., в соответствии с Петербургским договором, был передан империи Цин обратно — за компенсацию расходов, связанных с десятилетним российским управлением этой территорией.

К началу ХХ в. в Восточном Туркестане стали постепенно распространяться идеи политической независимости края, приобретавшие более современные очертания. Так, получил распространение джадидизм и пантюркизм, проникавшие в регион из Российского Туркестана и из Турции. Как известно, джадиды выступали за модернизацию ислама, призывали использовать национальные языки в обучении детей и заменять религиозные школы светскими, в которых бы преподавались современные знания. Распространение джадидизма в Восточном Туркестане сыграло важную роль в формировании уйгурского национально-освободительного движения. Но еще большее влияние на него оказали революционные события в России. Во-первых, в Восточный Туркестан хлынул поток тюркских переселенцев из Советского Союза, прежде всего — из Средней Азии. Многие переселенцы были политически грамотными людьми и выступали за создание и укрепление тюркского националистического движения, пользуясь, к тому же, поддержкой западных держав, заинтересованных в ослаблении позиций СССР в Центральной Азии. Во-вторых, с другой стороны, создание национальных республик в соседней Средней Азии позволило уйгурам обрести надежду на возможную политическую независимость или, хотя бы, автономию от Китая, учитывая пример своих соседей — единоверцев и братьев по тюркской крови. Тем временем, в Синьцзяне пришел к власти губернатор Цзинь Шужэнь, который начал политику насильственной китаизации туркестанского населения, запрещая исламские мероприятия и заменяя уйгурских и дунганских чиновников ханьцами и представителями других немусульманских китайских групп. Естественно, что эта деятельность Шужэня вызвала рост недовольства среди мусульманского населения Восточного Туркестана. Против политики Шужэня неоднократно вспыхивали восстания местного мусульманского населения. Так, 16 марта 1933 г. в результате восстания рабочих на золотодобыче в районе города Керия был провозглашен независимый Хотанский эмират во главе с братьями Бухра. Восставшие уничтожили чиновников китайской администрации, разгромили гарнизоны и заставили мирное китайское население принять ислам.



В сентябре 1933 г. было объявлено о создании Восточно-Туркестанской республики, а 12 ноября — о создании Тюркской Исламской республики Восточного Туркестана (ТИРСТ), она же — Республика Уйгуристан. Хотанский эмират и ТИРСТ действовали независимо друг от друга, при этом ТИРСТ контролировала территорию от Аксу до Хотана. У власти в ТИРСТ находились сторонники джадидизма, которые выступали за политическую и экономическую модернизацию уйгурского общества и превращение Восточного Туркестана в независимую от Китая современную страну. Но планы по созданию подобного государства не удались. Во-первых, ни одна из близлежащих стран не согласилась оказывать поддержку самопровозглашенной республике. Советский Союз отказался сотрудничать с тюркскими националистами и исламистами. Власти Британской Индии также не желали портить отношения с Советским Союзом и Китаем и поддерживать сепаратистское движение. Отказали в помощи уйгурским сепаратистам даже Иран, Афганистан и Турция. Определенные надежды у ТИРСТ существовали на поддержку со стороны Германии и Италии, но в конечном итоге гитлеровская Германия предпочла сотрудничать с Китаем, чем оказывать поддержку сомнительным и малочисленным сепаратистам. К китайским войскам Шэн Шицая, направившимся для усмирения восстания хуэйцзу, были даже присоединены советские бригады — Алтайская и Тарбагатайская, бойцов которых, для маскировки и снятия с СССР обвинений в поддержке одной из сторон противостояния в Синьцзяне, переодели в форму белого казачества. Участие советских войск в подавлении восстания уйгуров было связано с опасениями Москвы относительно возможного распространения тюркского националистического движения на территорию советских среднеазиатских республик, где только справились с собственным басмаческим движением, а также — с возможным использованием синьцзянских сепаратистов Японией, которая активно использовала практику создания на китайской территории государств национальных меньшинств. Так, при поддержке Японии были созданы Маньчжоу-Го в Северо-Восточном Китае и Мэнцзян во Внутренней Монголии. Войска Гоминьдана и дунганского генерала Ма Чжаньцана атаковали ТИРСТ и нанесли сокрушительное поражение сторонникам независимости Восточного Туркестана, вырезав значительную часть его защитников. Президент республики Ходжа Нияз спасся на территории Советского Союза, другие видные деятели восстания бежали в Афганистан и Индию.

Повторная попытка обретения государственной независимости жителями Восточного Туркестана имела место в 1944-1945 гг., когда на территории Илийского, Алтайского и Таченского округов провинции Синьцзян была создана Восточно-Туркестанская революционная республика. В результате восстания против гоминьдановских войск, 12 ноября 1944 г. была провозглашена независимость Восточно-Туркестанской республики, которая позиционировалась как демократическое государство всех народов, населяющих Синьцзян. Показательно, что в состав правительства, которое возглавил глава мусульман Илийского округа этнический узбек Алихан-тюре (на фото), вошли не только уйгуры и узбеки, но и татары, казахи, калмыки и даже русские И.Г. Полинов и Ф.И. Лескин. После разгрома Гоминьдана, 19 сентября 1949 г. Бурган Шахиди, возглавлявший в то время правительство Синьцзяна и, кстати, назначенный на эту должность самим Чан Кайши, перешел на сторону Мао Цзэдуна и объявил о вхождении Восточного Туркестана в состав КНР. Вооруженные силы Восточного Туркестана были включены в состав Народно-освободительной армии Китая. Однако, несмотря на то, что в рамках Китайской народной республики Синьцзян получил формальную автономию, положение уйгурского населения в стране отнюдь не улучшилось.

Религиозный радикализм и сепаратизм в Синьцзяне

Серьезный удар по уйгурам и другим мусульманским народам Туркестана был нанесен в годы «культурной революции», характеризовавшейся мощным натиском на религию. В регионе распространились сепаратистские настроения, усилившиеся после распада Советского Союза и появления независимых тюркских республик «Западного Туркестана» — Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана. Естественно, что это оказало взбадривающее влияние на уйгурское национальное движение. С другой стороны, важным источником роста сепаратистских настроений в Синьцзяне стала радикализация уйгурской мусульманской общины, в том числе и за счет проникновения радикальных идей из Афганистана и Пакистана. Дело в том, что еще в середине ХХ в., после присоединения Синьцзяна к КНР, значительная часть уйгуров, не желавших подчиняться коммунистическому правительству Китая, эмигрировала в соседние Афганистан и Пакистан, очень многочисленная уйгурская диаспора образовалась в Турции. В эмиграции и начался процесс создания религиозно-фундаменталистских и националистических организаций, выступающих за независимость Восточного Туркестана. Позже некоторые уйгуры принимали участие в боевых действиях в Афганистане — на стороне движения «Талибан» и в Пакистане — на стороне Вазиристана.

Еще в 1993 г. было создано Исламское движение Восточного Туркестана (ИДВТ), выступившее за создание шариатского исламского государства на территории Восточного Туркестана и обращение всего населения региона в ислам. У истоков организации стоял Хасан Максум, он же Абу-Мухаммед аль-Туркестани (1964-2003) — уроженец Кашгара и профессиональный боевик, еще в двадцатилетнем возрасте вступивший в ряды вооруженной организации, выступавшей против китайской власти в Синьцзяне. Впоследствии Максум получил убежище в Афганистане, а талибы выдали ему афганский паспорт. После оттеснения талибов в Пакистан, он перебрался туда, где и погиб в 2003 г. Установление связей уйгурских радикалов с афганскими талибами и «Аль-Каидой» повлекло за собой постепенное распространение салафизма среди молодой части радикально настроенных сторонников уйгурской независимости и создания на территории Восточного Туркестана исламского шариатского государства.



В 1997 г. произошла реорганизация ИДВТ, после чего движение приступило к активным вооруженным действиям на территории Синьцзяна, получая финансовую и военную помощь от афганских талибов и международных террористических организаций вроде запрещенной в России «Аль-Каиды». После гибели Хасана Максума организацию фактически возглавлял Абдул Шакур аль-Туркестани, погибший лишь в 2012 г. — также на территории Пакистана, в результате атаки американского беспилотника. Боевикам ИДВТ удалось провести целую серию террористических актов на территории КНР. Среди них — взрыв склада в Урумчи 23 мая 1998 г., взрыв в Хотане 25 марта 1999 г., взрыв в Аксу 19 августа 2010 г., атаки в Хотане 18 июля 2011 г. и Кашгаре 30-31 июля 2011 г., захват заложников в Гуме 28 декабря 2011 г., атака в Кашгаре 28 февраля 2012 г. Также боевики Исламского движения Восточного Туркестана принимают участие в гражданской войне в Афганистане и вооруженном сопротивлении Вазиристана в Зоне племен в Пакистане. В Китае, а также США, Казахстане, Кыргызстане и ряде других государств Исламское движение Восточного Туркестана признается террористической организацией. Кстати, в КНР террористами считают и куда более умеренную политическую организацию уйгурского народа — Всемирный уйгурский конгресс, возглавляемый известной уйгурской правозащитницей Рабией Кадыр. По мнению китайского руководства, данная организация может стоять за организацией массовых беспорядков в Урумчи в 2009 г. Тогда в результате столкновений, произошедших 5 июля 2009 г., погибло 129 человек, около 1600 человек получили ранения и травмы различной степени тяжести. Причиной волнений стала месть уйгурских активистов за события в китайской провинции Гуандун, где в результате бытовой ссоры произошла массовая драка между китайскими и уйгурскими рабочими, в ходе которой два уйгура погибли. В ответ в Урумчи уйгурские радикалы устроили «китайский погром», однако волнения были подавлены силами милиции и военизированной полиции. Тридцать задержанных участников беспорядков были приговорены к высшей мере наказания КНР — смертной казни.

Кровавые теракты — дело рук экстремистов

1марта 2014 г. в зал ожидания железнодорожного вокзала в г. Куньмин — столице южнокитайской провинции Юньнань — ворвались восемь человек в масках и черной одежде, вооруженных мачете и длинными ножами. Они устроили в здании вокзала настоящую резню, успев к моменту приезда полиции зарезать и зарубить насмерть 29 человек и еще 143 человека ранить. Полицейские застрелили четверых преступников на месте происшествия, еще одну женщину — террористку ранили, а троих террористов, успевших ускользнуть из здания вокзала, поймали спустя несколько дней. Китайские СМИ окрестили произошедший теракт как «наше одиннадцатое сентября», обращая внимание и на большое число человеческих жертв, и на жестокость и беспощадность террористов, действовавших зверским способом. Уже спустя два дня после теракта китайские власти сообщили об установлении личностей террористов — ими, по данным китайской полиции, оказались выходцы из Синьцзян-Уйгурского автономного района. Правоохранительные органы Китая отмечают, что в последние годы участились жестокие теракты, совершаемые борцами за независимость Восточного Туркестана. При этом новой тенденцией террористов становится выход за пределы Синьцзян-Уйгурского автономного района — очевидно, тем самым террористы стремятся показать китайскому народу, что проблема Восточного Туркестана имеет не локальный, а общенациональный характер и пострадать от их действий могут жители в любой части Китая. Однако действия уйгурских радикалов вызывают и ответную реакцию со стороны китайцев в отношении любых представителей уйгурского, да и других тюркских и мусульманских народов Китая. В частности, в восточных провинциях Китая происходят нападения местного населения на уйгурских рабочих и студентов, уйгурам предпочитают не предоставлять рабочих мест и не сдавать в наем квартиры и иные помещения. Китайское правительство, в свою очередь, ужесточило полицейский режим на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района.



Несмотря на полицейские мероприятия, вылазки террористов на территории КНР продолжаются. В октябре 2013 г. экстремисты совершили террористический акт в самом центре китайской государственности — на знаменитой площади Тяньаньмэнь в Пекине. Трое «смертников» на джипе с номерами Синьцзян-Уйгурского автономного района врезались в группу туристов, гулявших у ворот Запретного города на площади. После того, как джип врезался в людей, он загорелся и взорвался. В результате погибли сами террористы и двое прохожих. Еще около сорока человек были ранены. 18 человек погибли 22 июня 2015 г. во время нападения экстремистов на полицейский контрольно-пропускной пункт в городе Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Китайские власти всерьез обеспокоены вопросами внутренней безопасности страны и выделяют на антитеррористическую деятельность значительные силы и средства. В первую очередь, укрепляются правоохранительные органы и силы безопасности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, на территории которого, учитывая наличие многочисленных труднодоступных мест, в том числе в горах, могут находиться базы боевиков, просачивающихся с территории Афганистана и Пакистана. Вместе с тем, китайское руководство в последнее время активно избегает информировать население о национальной принадлежности террористов, обращая внимание лишь на то, что они являются выходцами из Синьцзяна. Это делается, в первую очередь, для предотвращения «погромов» уйгурских общин в городах других провинций КНР, а также для успокоения самих уйгуров, которые не должны чувствовать себя гражданами второго сорта и, соответственно, пополнять ряды радикальных организаций. Однако, активизация экстремистов на территории КНР зависит и от международных факторов, к которым относится как стимулирование их деятельности со стороны международных структур, заинтересованных в дестабилизации политической ситуации в Китае, так и общая активизация вооруженной борьбы религиозных фундаменталистов на Ближнем Востоке, в Северной и Западной Африке, в Центральной Азии.

Радикалы из Синьцзяна и «Исламское государство»

Появление на Ближнем Востоке новой активной силы в лице «Исламского государства» (запрещенной в Российской Федерации террористической организации) создает определенные риски и для Китая. Во-первых, широко известно, что ИГ в последнее время активизировало свою деятельность в Афганистане, где начинает постепенно превращаться в соперника талибов. Соответственно, определенными позициями ИГ обладает и в сопредельном Пакистане. Естественно, что находящийся в непосредственной близости от Афганистана и Пакистана Восточный Туркестан — Синьцзян также представляет интерес для «Исламского государства», тем более если учитывать, что в СУАР мусульманское население недовольно своим положением, а молодежь готова и к радикальным действиям для изменения своего положения и возможного создания независимого мусульманского государства. Во-вторых, многие уйгуры принимали и принимают участие в боевых действиях на территории Ирака и Сирии, воюя на стороне «Исламского государства». Известно, что определенную роль в переправке уйгурских боевиков в Сирию играют заинтересованные турецкие организации, которые имеют давние и хорошо развитые связи с уйгурским национальным движением. Безработная уйгурская молодежь, в особенности связанная с националистическим движением и не имеющая возможности, в силу своей неблагонадежности, найти работу на территории СУАР, отправляется из Китая на заработки в те страны, где существует нужда в рабочих руках. Многие из них приезжают в Малайзию, Индонезию и некоторые другие страны Юго-Восточной Азии. В малазийской столице Куала-Лумпур, как сообщает турецкая газета Hurriyet, уйгуры из КНР получают турецкие удостоверения, с помощью которых они получают возможность проехать на территорию Турции, где организуется подготовка уйгурских боевиков в учебных лагерях и их дальнейшая переброска в Сирию и Ирак.

Следует отметить, что страны Юго-Восточной Азии, не желая ссориться с Китаем, предпочитают выдавать китайским спецслужбам граждан КНР уйгурской национальности, задержанных на их территории и подозреваемых в причастности к террористическому подполью. Так, в июле 2015 г. правительство Таиланда выдало в Китай 109 уйгуров — и это при том, что протесты против выдачи высказывали США — основной военно-политический союзник Таиланда в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Большая часть депортированных уйгуров была нелегалами, выехавшими в Таиланд для работы на местных каучуковых плантациях. По данным таиландских средств массовой информации, не менее 13 из арестованных уйгуров планировали в скором будущем выехать в Сирию и Ирак для участия в боевых действиях на стороне «Исламского государства». После того, как стало известно о депортации уйгуров из Таиланда в КНР, в Турции произошло нападение местной уйгурской радикальной молодежи на таиландское консульство в Стамбуле. После хулиганской акции диаспоры Таиланд закрыл на неопределенный срок посольство страны в Анкаре. Известно, что турецкие уйгуры настроены наиболее радикально и имеют тесные связи с радикальными организациями, поскольку в свое время костяк уйгурской эмиграции в Турцию составляли именно убежденные националисты — пантюркисты и исламисты, которые не видели для себя будущего в коммунистическом Китае. В Индонезии в сентябре 2014 г., феврале и июне 2015 г. длительные сроки тюремного заключения получили группы граждан КНР уйгурского происхождения, осуществлявшие террористическую деятельность на территории Индонезии. Тем не менее, несмотря на меры предосторожности и профилактики, некоторым китайским гражданам все же удается проникнуть в Сирию и Ирак. Так, по некоторым данным численность боевиков ИГ с китайским гражданством, преимущественно уйгур по национальности, достигает не менее 300 человек. Вполне вероятно, что их может быть и больше, учитывая многочисленность уйгурского населения КНР и озлобленность радикальной части уйгурской молодежи на свое положение в КНР. С другой стороны, для китайского руководства имеет и определенную выгоду тайный выезд радикальных уйгуров в Сирию и Ирак — по крайней мере, Пекин обретает надежду на то, что значительная часть «силового потенциала» уйгурских радикалов будет отвлечена на боевые действия в Сирии и Ираке, а многие радикалы никогда больше не вернуться в КНР, погибнув в боевых действиях с правительственными войсками Асада, иракской армией или курдским ополчением.

Китай вряд ли будет оказывать непосредственную военную помощь правительству Асада и даже Российской Федерации в случае дальнейшего развития антитеррористической операции в Сирии. При том, что у Китая есть свои счеты к религиозным радикалам из ИГ, одна из составных организаций которых ведет террористическую войну на территории провинции Синьцзян, китайское руководство не захочет терять многомиллиардные договора в случае ухудшения отношений с Саудовской Аравией. Товарооборот Китая и Саудовской Аравии превышает семьдесят миллиардов долларов в год, то есть он в семьдесят раз больше, чем российско-саудовский товарооборот. Соответственно, для китайской экономики сотрудничество с Саудовской Аравией очень значимо, тем более речь идет о многих проектах, которые находятся в стадии разработки и должны обеспечить заказами китайские компании и предприятия на долгие годы вперед. С другой стороны, расширяются и экономические связи Китая с Ираном, а последний, как известно, является основным региональным союзником правительства Башара Асада в Сирии. Поэтому, скорее всего, что КНР, не вмешиваясь в сирийский конфликт, будет лавировать между различными противостоящими друг другу сторонами, в целом более благосклонно относясь к позиции Российской Федерации. Как отмечает в интервью эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин, рассматривая позицию китайского политического руководства по вопросу о проведении Российской Федерацией военной операции в Сирии, «Китай к нашей операции относится позитивно. На политическом уровне Пекин выразил поддержку Москве в борьбе с терроризмом. Комментарии крупных китайских СМИ тоже благожелательные. Но вмешаться в сирийский конфликт КНР пока не готова. Правда, дискуссия на эту тему ведется. Раньше такие вопросы, как «А не стоит ли нам вмешаться?» или «При каких условиях нам стоит в это влезать?», в принципе не поднимались» (Цит. по: http://lenta.ru/articles/2015/10/30/kashinonsyria/).

С другой стороны, следует ожидать дальнейшее усиление антитеррористической деятельности китайских спецслужб и правоохранительных органов, в первую очередь — на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, что будет связываться с противодействием возможному проникновению на китайскую территорию террористов с территории Афганистана и Пакистана, а возможно — и бывших советских республик Средней Азии. Для Российской Федерации в сложившейся ситуации повышается значимость сотрудничества с КНР в сфере обеспечения антитеррористической безопасности в регионе Центральной Азии, в первую очередь — в Афганистане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане. Китай, как крупнейшая держава региона, имеет в нем свои стратегические интересы, но в данный момент они пересекаются с интересами России — а именно: не допустить расширения влияния религиозных экстремистов на территорию среднеазиатских республик и, по возможности, не дать религиозным радикалам значительно усилить свои позиции в Афганистане. Известно, что правительство КНР тесно сотрудничает с властями Казахстана и Кыргызстана в плане организации совместной профилактики терроризма и экстремизма. По запросу китайских спецслужб граждане КНР из числа представителей уйгурских радикальных организаций, находящиеся на территории Казахстана и Кыргызстана, выдаются в Китай для дальнейшего осуществления следственных мероприятий. В свою очередь, КНР оказывает содействие казахстанскому и кыргызстанскому руководству в противостоянии распространению религиозного радикализма на территории республик.
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    30 октября 2015 07:28
    Спасибо Илья, прочитал с огромным интересом,заполнил пробелы..
    1. +3
      30 октября 2015 13:34
      Цитата: parusnik
      Спасибо Илья, прочитал с огромным интересом,заполнил пробелы..

      Отличная статья.
    2. -1
      30 октября 2015 19:50
      Автор "забыл" написать,как в средние века Уйгурский каганат(мощная держава в те времена) донимал Китай бесконечными грабительскими набегами на приграничные области Китая....Просто в один прекрасный день китайского императора всё достало и он решил раз и навсегда покончить с этой угрозой на границах....Каганат был ликвидирован....
      1. +1
        30 октября 2015 20:53
        Цитата: Karlovar
        (мощная держава в те времена)

        Да, если бы не РИ-Китай в свое время поделившие "большой туркестан" - в этом регионе было бы более чем серьезное государство.
  2. +2
    30 октября 2015 08:55
    Плохо историю знаем.На территории южной Сибири был Уйгурский каганат.Потом его сменил Киргизский каганат.На территории Красноярского края досих пор проживают киргизы.
    1. Комментарий был удален.
    2. avt
      -1
      30 октября 2015 09:13
      Цитата: Boris Zidkov
      Плохо историю знаем.На территории южной Сибири был Уйгурский каганат.

      Вообще то именно уйгурскую империю оседлал Чингиз после смерти пресвитера Иоанна , кристианина - несторианина ,ее последнего императора не оставившего наследника.Что собственно в летописях вполне себе изложено , Кстати все ,,монгольские" отчего то писаны на уйгурском .
      1. +2
        30 октября 2015 09:20
        Цитата: avt
        Вообще то именно уйгурскую империю оседлал Чингиз после смерти пресвитера Иоанна , кристианина - несторианина ,ее последнего императора не оставившего наследника.Что собственно в летописях вполне себе изложено , Кстати все ,,монгольские" отчего то писаны на уйгурском .


        Что, простите?

        По поводу летописей. Написаны уйгурским алфавитом, но на монгольском языке.
        1. avt
          -2
          30 октября 2015 14:03
          Цитата: Zymran
          . Написаны уйгурским алфавитом, но на монгольском языке.

          laughing А чего ж сразу не на казахском то ?Опять же свой алфавит как то было западло выдумывать ? laughing Опять же если хотите за ,,классический монгольский язык", то эти конкретные летописи предков нынешних монголов дошли до современности В ТРАНСКРИПЦИИ КИТАЙСКИМИ ИЕРОГЛИФАМИ.
          Цитата: Zymran
          Что, простите?

          Не прощу и ссылок не дам , пора бы уже самому не только в библиотеку сходить и почитать,кстати татары из Казани хорошую подборку документов выпустили отдельной книгой, а и поисковиком хотя бы научиться пользоваться .
          1. +1
            30 октября 2015 14:20
            Цитата: avt
            Казани хорошую подборку документов выпустили отдельной книгой, а и поисковиком хотя бы научиться пользоваться .

            К Казанцам,уже относятся с остороженостью,после челночных поездок в Крым,события.
          2. +2
            30 октября 2015 15:00
            Вообще то именно уйгурскую империю оседлал Чингиз после смерти пресвитера Иоанна , кристианина - несторианина ,ее последнего императора не оставившего наследника


            Чьи выдумки Фоменко или Гумилева?

            Цитата: avt
            кстати татары из Казани хорошую подборку документов выпустили отдельной книгой


            Татары могли выпустить по Золотой орде.
            1. +2
              30 октября 2015 15:13
              Цитата: Zymran
              Татары могли выпустить по Золотой орде.

              Они выпустят то что им скажут.
              Тюрские финоугры.
              Быстро они убрали своего представителя с Астаны.Это тот с казахской фамилией.Крым.
              С КАМАЗом,пора завязывать.Есть УРАЛы и ГАЗы.Пора заканчивать с протекцией.
            2. avt
              -1
              30 октября 2015 16:15
              Цитата: Zymran
              Чьи выдумки Фоменко или Гумилева?

              laughing Нравятся мне коекакеры выучившие пару фамилий .
              Цитата: болот
              Они выпустят то что им скажут.

              Ага , они и ,,выпустили" что им сказал выпустить доминиканец Андре побывавший на земле 1245году , да и прочие типа Плано Крпини и Вильгельма нашего Робрука , ну это только те кто их латинских источников, за арабские и не говорю , там ВООБЩЕ никаких монголов нет - только татары , ну у того же Ибн Аль Асира в 1230/31м , ясно дело - татары постарались , даже древних казахов затерли в арабских летописях то . laughing
              Цитата: Zymran
              Татары могли выпустить по Золотой орде

              Ага, ну что тут скажешь .... Ну если только лечиться , лечиться и еще раз лечиться fool laughing Татары оне такие , оне все в Золотой орде переписали с казахского на уйгурский , арабский , латынь , там опять же византийские хроники , китайские , армянские , ну все короче . laughing А помогал Фоменко с Носовским и Гумилев рядом стоял . wassat
              1. +1
                30 октября 2015 16:26
                Цитата: avt
                , там ВООБЩЕ никаких монголов нет - только татары ,

                Есть гипотиза,что монголами,вернее мын кала,тысячи рук,начали называть из за Могулистана.
                Цитата: avt
                ясно дело - татары постарались , даже древних казахов затерли в арабских летописях то .

                Да, с современными татарами,ТАТАРЫ одним словом.По жизни ребята -хорошие,в 80х даже в поезде помогли но изменились,родным по веяло-хитросделаность. не отнять.Но степняка не на ===бешь.
                Что АВТ с генелогическим,это не генеколок со своим древом laughing . древом разобрались? laughing
              2. +3
                30 октября 2015 16:57
                Цитата: avt
                laughing Нравятся мне коекакеры выучившие пару фамилий .


                Будьте посерьзнее, все ж вы вроде раньше не были таким дурачком каким предстаете сейчас. Конкретно царство пресвитера Иоанна активно форсил Гумилев.

                Цитата: avt
                Ага, ну что тут скажешь .... Ну если только лечиться , лечиться и еще раз лечиться fool laughing Татары оне такие , оне все в Золотой орде переписали с казахского на уйгурский , арабский , латынь , там опять же византийские хроники , китайские , армянские , ну все короче . laughing А помогал Фоменко с Носовским и Гумилев рядом стоял . wassat


                Причем здесь казахский язык и татары с Золотой ордой.
                Моя реплика "Татары могли выпустить по Золотой орде." Имеется в виду, что татары сейчас активно выпускают статьи по Золотой Орде, а вот по истории Древней Монголии я еще не встречал.


                Цитата: avt
                Ага , они и ,,выпустили" что им сказал выпустить доминиканец Андре побывавший на земле 1245году , да и прочие типа Плано Крпини и Вильгельма нашего Робрука , ну это только те кто их латинских источников, за арабские и не говорю , там ВООБЩЕ никаких монголов нет - только татары


                А вот Рашид-ад-Дин придворный историк Хулагуидов вообще называет их тюрками. И что с того?
                1. avt
                  -2
                  30 октября 2015 18:45
                  Цитата: Zymran
                  Конкретно царство пресвитера Иоанна активно форсил Гумилев.

                  laughing Походу решили таки проиллюстрировать поговорку - дyраков учить - только портить . laughing Я про авторов что в 1230- 1245 х по земле тамошней ходили и отчеты оставили ,а тут оказывается Гмилев виноват ! laughing Походу теперь не татары , а Гумилев все летописи переписал . laughing laughing laughing
                  Цитата: Alibekulu
                  Нда это же школьная программа - пресловутый "пресвитер Иоанн" это керейт Тогрул, он же Ван-хан.

                  Нда , конечно понятно что в школу ходить неохота - лучше сразу аттестат купить .Так что Учиться , учиться и еще раз учиться , тогда
                  Цитата: Alibekulu
                  , то и РФ объект в "Большой Игре" для Запада в противостоянии с растущей империей Хань.

                  глядишь начнете различать разницу между ОБЪЕКТОМ, СУБЪЕКТОМ И ИГРОКОМ ,,Большой Игры" ,но можно и по другому - не учиться , а тупо понты кидать и выдавать желаемое за действительное
                  Цитата: Alibekulu
                  И арьергардные бои вокруг Украйны это первый этап борьбы против Китая.

                  ,,Только когда все умрут,только тогда закончится ,,Большая Игра", а пугать нас
                  Цитата: Alibekulu
                  Россию постепенно и планомерно будут "возвращать" в лоно Западной цивилизации))

                  Не надо , нас уже пробовали ,,возвращать " в 1812,1914, 1941 ,да собственно и в 1991 , ничего - как то разберемся и с нынешним ,,возвращением"вместе с нашими союзниками - Армией и Флотом.
                  1. +2
                    30 октября 2015 18:54
                    Цитата: avt
                    laughing Походу решили таки проиллюстрировать поговорку - дyраков учить - только портить . laughing Я про авторов что в 1230- 1245 х по земле тамошней ходили и отчеты оставили ,а тут оказывается Гмилев виноват ! laughing Походу теперь не татары , а Гумилев все летописи переписал . laughing laughing laughing


                    Вы, действительно,и.диот ? Ссылочку на авторов 1230-1245 г. которые оставили отчет о царстве пресвитера Иоанна, будьте любезны.
                    1. 0
                      30 октября 2015 20:07
                      Нынче на просторах тырнета можно найти дневники,хроники,бхгалтерские отчёты Саргона,Ашшурбанипала,Тутмоса,Агамемнона,Навуходоноссора,даже матери-прародительницы рода человеческого...все,что интересно,исключительно в электронном виде.....
        2. +2
          30 октября 2015 16:54
          и маньчжурская письменность основано на уйгурской, опосредованно через монгольскую
      2. +1
        30 октября 2015 18:01
        Цитата: avt
        уйгурскую империю оседлал Чингиз после смерти пресвитера Иоанна , кристианина - несторианина ,ее последнего императора не оставившего наследника
        Нда recourse это же школьная программа - пресловутый "пресвитер Иоанн" это керейт Тогрул, он же Ван-хан.
        Цитата: болот
        КНР,в этом столетии "ломать" будут и не без помощи РФ.
        Кстати, если вспомнить любимый "конёк" агашки акула о объектности РК, то и РФ объект в "Большой Игре" для Запада в противостоянии с растущей империей Хань.
        И арьергардные бои вокруг Украйны это первый этап борьбы против Китая. Россию постепенно и планомерно будут "возвращать" в лоно Западной цивилизации))
        Кстати, как Вам телодвижения сына Рахата Алиева? what
        1. 0
          30 октября 2015 18:08
          Цитата: Alibekulu
          И арьергардные бои вокруг Украйны это первый этап борьбы против Китая. Россию постепенно и планомерно будут "возвращать" в лоно Западной цивилизации))

          К стати это уже началось... laughing
          Цитата: Alibekulu
          Кстати, как Вам телодвижения сына Рахата Алиева?

          Футбол? laughing Говорят деда может потеснить.
          1. +1
            30 октября 2015 19:09
            Цитата: болот
            Футбол? Говорят деда может потеснить.
            В будущем РК с ним может сильно подставиться..
            Вспомним, чей сын..
            Нагашы, как-то рассказывал такой "боян"
            В молодости он заметил, что старики явно сторонятся одной семьи.
            Старшие пояснили, что они «қанішер». Тогда он ничего не понял. Дошло позже, когда братья из этой семьи совершили убийство..

            К чему это я. "Принц Джофри" сын сами знаете кого. И нынешние "танцы с бубном" это первые симптомы.. а завтра и "Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою.."
            И если вспомнить, что против Рахата "выступили" все, в том числе и оппозиция НАНу.
            Проблема в том, что Казахстан с ним может легко попасть под внешнее управление. Тем более тут по соседству найдутся желающие оказать "интернациональную помощь"
            Цитата: болот
            Частично шапрашты но так получилось...
            Такое ощущение, что оправдываетесь.. wink
            Цитата: avt
            как то разберемся и с нынешним ,,возвращением"вместе с нашими союзниками - Армией и Флотом.
            Я как-бы совсем уважением к Вамhi особенно на фоне клоуна Михана..
            1. +3
              30 октября 2015 19:16
              Цитата: Alibekulu
              Проблема в том, что Казахстан с ним может легко попасть под внешнее управление. Тем более тут по соседству найдутся желающие оказать "интернациональную помощь"


              Ты думаешь старику не пох? Единственное, что его заботит - его семейка. Если внучок будет рулить под протекторатом соседей, то его это вполне устроит.

              Цитата: Alibekulu
              Я как-бы совсем уважением к Вамhi особенно на фоне клоуна Михана..


              Такой же клоун, как и Михан. Уйгурская империя пресвитера Иоанна, которую оседлал Чингисхан чего стоит. laughing
              1. +2
                30 октября 2015 19:25
                Цитата: Zymran
                Если внучок будет рулить под протекторатом соседей, то его это вполне устроит.
                Так-то конечно устроит, только с этим дурачком вряд ли получится даже "протекторат"
                Цитата: Zymran
                Такой же клоун, как и Михан.
                Не на фоне Витали, почти любой покажется адекватом.
                Цитата: Zymran
                Уйгурская империя пресвитера Иоанна, которую оседлал Чингисхан чего стоит.
                Ну мне, как керею - это особенно интересно услышать..
                1. 0
                  30 октября 2015 19:50
                  Цитата: Alibekulu
                  Ну мне, как керею - это особенно интересно услышать..


                  Вот такая статья есть, предупреждаю, выводы могут не понравится

                  www.molgen.org/rjgg/index.php/RJGGRE/article/download/121/137
        2. 0
          30 октября 2015 20:14
          Скажу больше: нынче война даже не между США и КНР,а между мировым китайством и мировым еврейством...США-экономическая,политическая,военная,ресурсная база еврейства...,КНР-такая же база китайства....Каждая из сторон сколачивает альянсы на союзных ли,на вассальных ли принципах,кто как может....
      3. 0
        30 октября 2015 19:53
        Монголы не имели письменности,уйгуры-имели....Не на литовском же было монголам историю писать...
    3. 0
      30 октября 2015 18:23
      Цитата: Boris Zidkov
      На территории Красноярского края досих пор проживают киргизы.

      Это хакасцы , но не улуг-кемские киргизы . Маленькое племя сибирских киргизов было перебито , не скажу кем в 1703-м и окончательно дорезанно в 1704-м году .
    4. 0
      30 октября 2015 19:51
      Все киргизы-енисейские....С Енисея они все...
  3. 0
    30 октября 2015 09:22
    А мне наоборот Исламский Уйгурстан импонирует более Китая.
    1. +1
      30 октября 2015 10:38
      А зачем вам очередной геморрой у границ России?
      1. 0
        30 октября 2015 20:18
        Для разнообразия...,может, романтики..
    2. +1
      30 октября 2015 14:11
      Цитата: Разгильдяй
      А мне наоборот Исламский Уйгурстан импонирует более Китая.

      Лучше Восточно Туркестанская Республика.
      КНР,в этом столетии "ломать" будут и не без помощи РФ.
      1. +2
        30 октября 2015 16:58
        а почему не уйгурстан? из-за многонациональности?
        так у казахов, узбеков, киргизов и таджиков уже есть свои национальные государства.
        1. +1
          30 октября 2015 17:30
          Цитата: traveller
          а почему не уйгурстан? из-за многонациональности?

          А вот и по этому.
          Самые возмутители спокойствия в то время были казахи,Оспан-батыр и советники из белогвардейцев.
          нынешние время-казахи имеют два телеканала и радио,обучение на казахском языке и тд.
          уйгуров-давят...Вот не фиг было убивать наших полицейских,ответка жестокая но детей не трогали.Передали диаспоре.
          Цитата: traveller
          так у казахов, узбеков, киргизов и таджиков уже есть свои национальные государства.

          Те потому из начально были в Китае.А потом была возможность но "близоруко смыслили.."
          1. +2
            30 октября 2015 17:48
            Цитата: болот
            Самые возмутители спокойствия в то время были казахи


            Во второй ВТР - казахи. В первой уйгуры.
            1. 0
              30 октября 2015 17:56
              Цитата: Zymran
              Во второй ВТР - казахи. В первой уйгуры.

              Уйгуры,много чего потеряли, степняков они не периваривали.А оно понятно-наши предки не ангелами были. smile
          2. +1
            30 октября 2015 18:56
            уйгуров-давят

            ну а казахстан всегда рад помочь старшему брату в этом.
            1. +3
              30 октября 2015 18:59
              Цитата: traveller
              ну а казахстан всегда рад помочь старшему брату в этом.


              Легко помогать братьям-уйгурам как турки, будучи в недосягаемости Китая, как в военном так и в экономическом отношении.
              А нам куда деваться?
              1. +1
                30 октября 2015 20:50
                все правильно, лучше выслужиться, а то как бы чего не случилось.
                а турки, что с них взять, подпндсники, не батыры.
                1. +1
                  30 октября 2015 20:52
                  Цитата: traveller
                  все правильно, лучше выслужиться, а то как бы чего не случилось.
                  а турки, что с них взять, подпндсники, не батыры.


                  Ну, справедливости ради мы мало помогали в 30-е, 40-е гг? Да и в 1870-е?
                  1. +1
                    30 октября 2015 22:09
                    ну и хватит, пора и китайцам помочь.
                    а кого вы имеете в виду под "мы"? казахского государства в те годы не было, вновь появилось оно в 1991. таким образом в восточно-туркестанских событиях участвовали местные казахи и в качестве внешнего вмешательства российская империя и ссср, уж никак не казахстан.
                    1. +1
                      31 октября 2015 10:33
                      Цитата: traveller
                      ну и хватит, пора и китайцам помочь.
                      Хорошо Александроид излагай твои предложения, как помочь уйгурам.. request
                      Здесь наши комитетчики сидят - они, думается с интересом их почитают. Касаемо "помощи" - дык сами казахи особо не боролись за свой суверенитет, не то что о уйгурах думать..
                      Можно токмо вспомнить, что Мурат Ауэзов будучи в Индии "загадал" Казахстану независимость, суверенитет и свободу. И в общем усё.. what
                      Цитата: Zymran
                      Вот такая статья есть, предупреждаю, выводы могут не понравится
                      Спс..
                      1. +1
                        1 ноября 2015 11:21
                        Цитата: Alibekulu
                        предложения, как помочь уйгурам

                        сперва нужно определиться со своей позицией - за китайцев, за уйгуров или пофигу на тех и на других.
                        в настоящее время - за китайцев.
                        соответственно вопрос о помощи уйгурам отпадает сам собой.
                        сами казахи особо не боролись за свой суверенитет

                        согласен
                      2. +1
                        1 ноября 2015 16:19
                        Цитата: traveller
                        сперва нужно определиться со своей позицией - за китайцев, за уйгуров или пофигу на тех и на других. в настоящее время - за китайцев.
                        Ну, как-бы "имею желание купить корову, но не имею возможности.."
                        Тем более "Папа" умудрился отдать ядрёну бомбу.. fool
                        Цитата: traveller
                        соответственно вопрос о помощи уйгурам отпадает сам собой.
                        А всё-таки очень интересное твоё мнение - вот закладки твоих комментариев делал. Даже себе сохранил твои некоторые рассуждения - очень нестандартный и оригинальный подход. Ну по-крайней мере для меня. А посему не спрыгивай и излагай своё видение "помощи".. yes
                        Тем более всегда должны быть уже подготовленные папки развития событий. План "А", "Б", "В"..
                        Да и про "братские народы". Единственно кого казахи принимают за братьев - так это кыргызов. И за них будут вступаться, даже несмотря на окрики Ак-Орды.
                        Вспоминая свой возраст почемучки, когда мать отвечая на мои вопросы очень чётко указывала, что для казахов ближе и родней кыргызов никого нет. Отмечу, что сам с самого севера К-на и кыргызов видывать не видел, да позже можно сказать не пересекался, но то, что они "бгатский народ" прочно закреплено.
                        А к уйгурам у казахов достаточно сложное и неоднозначное взаимотношение..
                        Цитата: болот
                        и "шестерки"-мелкие тюрские народы
                        Агай зря вы про "шестёрок"..
                      3. +1
                        1 ноября 2015 23:05
                        Единственно кого казахи принимают за братьев - так это кыргызов

                        есть такое. я так понимаю, что казахам за годы независимости и сопутствующего восстановления интереса к самим себе привили странную мысль о том, что они - самые тюркские тюрки, а главным постулатом данной теории - является кумыс и юрта (я, конечно, упрощаю). кыргызы под эти критерии подходят.
                        отсюда же миф об исключительной боевитости, типа мы-то все всадники-батыры, а эти землекопатели, перемешанные с таджиками и пр. иранцами, которые дыни выращивают и ковры ткут, мол, ваще ни о чем. при этом, правда, не учитывается, что кроме золотой орды как-то ничего серьезного и не получалось, в то время как у недостойных считаться потомками бумын-кагана, все-таки повеселей было - и султанаты в индии и шахства в персии и т.д. и т.п.
                        в итоге-то все, в свое время, кроме османов, деградировали и потеряли независимость, и номады и бахчеводы.
                        теперь про уйгуров.
                        если бы было серьезное желание помочь, то тут два варианта:
                        1. помогать уйгурам открыто, при этом пойдя на ухудшение отношений с кнр. это как раз про корову, не вариант.
                        даже возникни такая авантюристская мысль - время для таких телодвижений не пришло пока сша не вступят с кнр в серьезное противостояние.
                        2. помогать уйгурам скрытно, в случае чего изображая недоумение и прикидываясь шлангом. допустимый вариант, экономические интересы и лавирование кр в сторону рф и сша, вероятно, не позволит кнр сильно давить.
                        какую помощь может казахстан оказать уйгурам?
                        пожалуй только убежище либо транзит.
                        не секрет, что уйгурские активисты и не только нередко убегают от преследований в казахстан и кыргызстан. вместо того, чтобы отлавливать их и передавать китайцам, можно дать им возможность свалить в дружественную турцию, а оттуда выдачи нет.
                        разумеется о финансовой, организационной или материально-технической помощи членам идвт и т.п. и речи быть не может.

                        к уйгурам у казахов достаточно сложное и неоднозначное взаимотношение

                        причины те же, что и в сложном отношении русских к евреям smile
                      4. Комментарий был удален.
                      5. 0
                        2 ноября 2015 20:15
                        Цитата: traveller
                        самим себе привили странную мысль о том, что они - самые тюркские тюрки
                        Марека начитались laughing. Конечно он самый яркий представитель казахов на "ВО", но при этом и самый одиозный - у самого от его сентенций "уши вянут".. bully И многие казахи с ним не согласны..
                        Цитата: traveller
                        а главным постулатом данной теории - является кумыс и юрта (я, конечно, упрощаю). кыргызы под эти критерии подходят
                        Да здесь намного глубже. Чем-то напоминают русский триумвират - велико-мало-белорусов.
                        Причём зачастую казахи объединялись с кыргызами против озбеков)). Узбеки, как и украйнцы для мн.русских стали "небратьями"
                        А родство в полной мере отраженно в пословице: "Озбек оз агам, туркмен - тор агам, казак кыргыз - бир туган, ал сарт - садагам."
                        Пространный перевод будет звучать примерно так: "Озбек свой брат, кыргыз - единоутробный, туркмен - самый почётный, а сарт же - жертва".
                        отсюда же миф об исключительной боевитости, типа мы-то все всадники-батыры, а эти землекопатели, перемешанные с таджиками и пр. иранцами, которые дыни выращивают и ковры ткут, мол, ваще ни о чем.
                        Дык у каждого народа есть, такие..
                        Сам лично читал несколько таких опусов, типа "Умные умчались в Панно́нию, а тупые остались на Алтае".
                        Или "пассионарные османы двинулись в завоевания, а квелые степняки остались кочевать в степях"
                        Цитата: traveller
                        не секрет
                        проблема многоуровневая - 1)Для нашей верховной власти - суверенитет - "Дар Неба" (упало)), и рисковать раздражая дракона никто не хочет,
                        2) Часть уйгуров понимая, что независимый Уйгурстан невозможен стало лелеять планы о создании его в РК,
                        3) Уйгурский сепаратизм в союзе с исламским фундаментализмом который наши власти воспринимают, как прямую угрозу себе. Уже был ряд терактов.
      2. 0
        30 октября 2015 20:31
        Согласен! Запад планирует использовать жителей РФ в качестве бесплатного пушечного мяса в войне против Китая!!!Марионеточное прозападное правительство РФ должно будет обеспечить бесперебойную поставку оного мяса(Путин пока мешает их планам,но они(запад) работают на эту тему).Ну не сами же англосаксы и немцы будут кровь проливать, штурмуя Великую стену..... Кстати, репетиция проходит и успешно на Украине:марионеточноя прозападная украинская власть(она же-хунта) организует массовую подготовку бесплатного пушечного мяса для войны с Россией на идеологии оголтелого русофобства,даже бандеровские скелеты из шкафа не постеснялись достать...В российском варианте,по ходу,будут доставать скелеты Власова,Троцкого...
    3. -1
      30 октября 2015 18:32
      Цитата: Разгильдяй
      А мне наоборот Исламский Уйгурстан импонирует более Китая.

      Трава у Вас дрянь .Смените на Аспару .
  4. -1
    30 октября 2015 09:25
    А на территории Казахстана есть уйгурские городища? Такие как Пор-Бажын.
    1. +3
      30 октября 2015 09:33
      Цитата: Boris Zidkov
      А на территории Казахстана есть уйгурские городища? Такие как Пор-Бажын.


      Нет
    2. +3
      30 октября 2015 16:45
      кыпчакские степи в уйгурский каганат не входили. там кимаки да карлуки в то время.
  5. +3
    30 октября 2015 10:22
    В советские времена,в 40 х годах в Казахской ССР готовились "кадры" для ВТР,на какое то время когда дружили приостановили а потом опять до 90х.Типа "зеленые человечки".
    1. +3
      30 октября 2015 10:37
      Цитата: болот
      В советские времена,в 40 х годах в Казахской ССР готовились "кадры" для ВТР,на какое то время когда дружили приостановили а потом опять до 90х.Типа "зеленые человечки".


      Так ВТР и была образована при полной материально-технической и военной поддержке СССР.

      Кстати, читал, что и Мусульманский батальон изначально готовили для возможных действий в Синьцзяне и набирали туда уйгуров. Позже, когда это стало неактуальным набирали уже всех среднеазиатов.
      1. +2
        30 октября 2015 10:45
        Цитата: Zymran
        Так ВТР и была образована при полной материально-технической и военной поддержке СССР.

        Так почти они были независимы,но тут корейский кризис и Мао в союзники надо было привлечь.Подарок.
        Самолет что в Пекин с лидерами ВТР на переговоры вылетел,разбился(взорвался) как то так получилось.
        Цитата: Zymran
        Кстати, читал, что и Мусульманский батальон изначально готовили для возможных действий в Синьцзяне и набирали туда уйгуров. Позже, когда это стало неактуальным набирали уже всех среднеазиатов.

        Говорят их в Капчиге готовили,"Яблоневый сад".примьер как раз из этих.А в начале 90х кое кого много было в одном из гос. органе.
        1. +2
          30 октября 2015 16:46
          Самолет что в Пекин с лидерами ВТР на переговоры вылетел,разбился(взорвался) как то так получилось.

          в москве захотели и получилось
          1. 0
            30 октября 2015 16:55
            Цитата: traveller
            в москве захотели и получилось

            Там вообще ,уйгуры-казахи-анненковцы,русские белые офицеры.Были.Потом лидеров в Ташкент переправили...
            Анненковцы и часть казахов в Монголию ушли,Первые потом в Австралию с имимгрировали,"больные мозгом" В СССР,их потом ....Отец в Монголии потом кокгда был,их предупреждали что в станицах не стоит останавливаться.
            Те в Австралии,США и Н.Зеландия проживают.
            1. +2
              30 октября 2015 16:58
              Часть казахов ушла в Турцию. Это те, что были с Оспан-батыром и Калибеком. "Белые русские" - да, многие в Австралии.
              1. +1
                30 октября 2015 17:32
                Цитата: Zymran
                Часть казахов ушла в Турцию

                Это про переход в Индию,там кино надо снимать.Очень трагичная история,в Караване в 90х про это статья была.
  6. 0
    30 октября 2015 10:44
    уйгуры они вообще бешеные...Хорошо что этот геморрой мы оставили китам
    1. +2
      30 октября 2015 10:54
      Цитата: русский узбек
      уйгуры они вообще бешеные..

      Вы друг друга стоите,у вас и культура и язык почти одинаков.
      Забавно было смотреть как "бодались" чунджинские и чимкенские,в отряде.
      1. +1
        30 октября 2015 11:58
        =болот"Вы друг друга стоите,у вас и культура и язык почти одинаков.
        А Русского узбека - Иваном зовут Болот.)))
        1. 0
          30 октября 2015 12:08
          Цитата: Нагайбак
          А Русского узбека - Иваном зовут Болот.)))

          Да хоть Борисом. laughing
        2. 0
          30 октября 2015 12:19
          Цитата: Нагайбак
          Нагайбак

          Вы какое нибудь отношение к Ногайцам имеете?Ради интереса.Возможно у вас есть Тамга,Уран...?
          Нагайба́ки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр) — этнорелигиозная группа татар, проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском муниципальных районах Челябинской области. Язык — говор среднего диалекта татарского языка. Верующие — православные христиане. По российскому законодательству официально являются малым народом[2].

          Численность по переписи 2002 года — 9,6 тыс. человек, из них в Челябинской области 9,1 тыс.

          В Российской империи нагайбаки сословно входили в Оренбургское казачество.

          Центром нагайбаков является село Фершампенуаз (районный центр Нагайбакского района).

          Нагайбаки под названием уфимских новокрещен известны с начала XVIII века. По мнению различных исследователей имеют ногайско-татарское или казанско-татарское происхождение. К концу XVIII века они жили в Верхнеуральском уезде, Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбаково в Бакалинском муниципальном районе Республики Башкортостан), селе Бакалы и 12 деревнях. Кроме нагайбаков-казаков в этих селениях жили татары-тептяри, с которыми у казаков существовали интенсивные брачные связи. В 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны в целях укрепления пограничья с казахскими степями на территории Южного Зауралья было создано Нагайбакское казачье войско, а на реке Ик заложена Нагайбакская крепость. Туда из Уфимского уезда на службу были собраны новокрещены, переехавшие из Татарии и Башкирии с женами и детьми.

          Часть нагайбаков жила в казачьих поселениях Оренбургского уезда: Подгорном, Гирьяле, Алабайтале, Ильинском, Нежинском.

          Походу вы одни из потомков КОК Орды,на ровне с Хакасами Тувинцами и др.И пару Казахских родов.
  7. +1
    30 октября 2015 12:03
    Спасибо за статью!
    1. +1
      30 октября 2015 16:31
      Присоединяюсь! Существенно дополнил свои знания по теме.
      Касательно менталитета народов имеется свой, разумеется субъективный взгляд. Не один год прожил в средней Азии, общался с уйгурами и дунганами.
      У меня создалось впечатление что уйгуры общительные, но достаточно хитрые, двусмысленные, и как эта сказать... резкие (ну вроде как наши кавказцы).
      Дунгане достаточно лояльны, дружелюбны, приветливы, но все равно сами себе на уме. И настоящие работяги. Пашут на своих полях с утра до вечера не разгибаясь. Я честно говоря поразился такому трудолюбию. Вкусная национальная кухня.
      Мнение как я сказал, субъективное.
      1. +1
        30 октября 2015 16:42
        Цитата: Карабанов
        Не один год прожил в средней Азии, общался с уйгурами и дунганами.

        А где прожили?
        На 8 возвращался домой,в Таразе зашли дунгане-сопутчики Россияне -вот уже ктиайцы в Казахстане laughing ,те на чистом русском пару фраз те в ауте laughing я им это наши "китайцы"дунгане -мусульмане граждане Казахстана. laughing
        1. +1
          30 октября 2015 17:07
          Чуйская область, Киргизия.
  8. +1
    30 октября 2015 13:19
    Так для российской публики известные уйгуры.Мурат Насыров и Алимжан Тохтахунов,Тайванчик.
    По жизни, smile Жена уйгурка не только это но Манты,Лагман ,Тушпара и то что с клевером и др...Сытый желудок. laughing Не отнять в способах приготовления пищи.Тандырные лепешки это что то а не хлеб формовый.В жару кто пил уйгурский чай,соленый с молоком. smile А то можно много воды выпить,в лучшем случаем ноги опухнут,в тяжелом-диарея. laughing
  9. +1
    30 октября 2015 13:32
    был передан империи Цин обратно — за компенсацию расходов, связанных с десятилетним российским управлением этой территорией.

    Честно говоря этого момента я не понял. Мы управляли десять лет, несли расходы, для их компенсации территорию отдали Китаю. Он нам заплатил за них? Или мы захватили эти территории у Китая на десять лет, а потом отдали обратно? При чём тут тогда расходы и их компенсация? Или Китай всё же заплатил?
    1. 0
      30 октября 2015 13:54
      Цитата: chunga-changa
      chunga-changa

      А не плохо было бы иметь ВТР под боком,киргизы и там же есть.
      Своего рода буферная республика,которой можно на "обещать с три короба".

      А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?

      Это я к чему,по ходу "ветерок" меняется.Дружбой дружбой а табачок в врозь.
      Так что пятилетие довольно интересным будет.
  10. +1
    30 октября 2015 13:50
    Чай солëный с молоком.Не только уйгуры его пьют.Детство и юность прошло в Туве.Там тоже есть и уйгуры и киргизы.
    1. 0
      30 октября 2015 14:07
      Цитата: Boris Zidkov
      Чай солëный с молоком.Не только уйгуры его пьют.Детство и юность прошло в Туве.Там тоже есть и уйгуры и киргизы.

      И как?
      Тувинцы масло еще добавляют.Так же где "Шангри-ла".
      К стати в Туве собак какой породы разводили?монгольскую овчарку не встречал,говорят у Тувинцев есть.
      Тибетский мастиф,Моногльская овчарка,Алабай-Казахский,Кыргызский ТОБЕТ,и Туркменский который немного мельче.
  11. 0
    30 октября 2015 14:08
    Болот,тувинцы и хакасы это не потомки Синей орды.
    1. 0
      30 октября 2015 14:27
      Цитата: Boris Zidkov
      Болот,тувинцы и хакасы это не потомки Синей орды.

      Но они Тюрки,ведь. smile А чьи потомки,и в чью орду ,входили?
      1. +3
        30 октября 2015 17:07
        в империю юань они входили. а так вообще вроде как тувинцы как раз из древних уйгуров родом плюс смешаны с монголами.
        хакасы - из енисейских кыргызов
  12. 0
    30 октября 2015 15:27
    Да тувинцы и хакасы тюрки. Тува вообще древняя земля.Есть цепь уйгурских городищ.Есть Туран,Долина Царей,золото скифов.Ведутся раскопки.находят следы скифского и гуннского периодов.
    1. 0
      30 октября 2015 15:43
      Цитата: Boris Zidkov
      Тува вообще древняя земля

      А так же район "Рублевки"
      ладно а то некий Штегашев,заявил права на земли ВКО. laughing
      "Там" его наверно "поправили"или было сделано это целеустремено.
      Цитата: Boris Zidkov
      Есть цепь уйгурских городищ

      Цитата: Boris Zidkov
      .Есть Туран,Долина

      К стати странно нахождения памятников,стел с древне тюрским руничиским письмом аж в Днепрпетровской обл.Украины. smile
      Цитата: Boris Zidkov
      .Ведутся раскопки.находят следы скифского и гуннского периодов.

      Ну кое что нашли под Алматы,Усуни говорят что их,один из родов.А гунны это род МАЖАР,Мадьяр. у них ДНК на 98% общее.
      А я как потомок тех кто был во главе МОГУЛИСТАНА,как то не "перивариваю "индусов. laughing
  13. 0
    30 октября 2015 15:53
    Переселение народов шло с территории Тувы и Алтая. Скифские курганы в Туве древнее курганов в Украине и Юга России.
    1. 0
      30 октября 2015 16:09
      Цитата: Boris Zidkov
      Переселение народов шло с территории Тувы и Алтая. Скифские курганы в Туве древнее курганов в Украине и Юга России.

      Так пытаюсь выравнить беседу.А то все отдельно.Сначало Ответить,потом если что хотите сказать.
      Здесь вы можете ошибаться smile Сказано же что славяне владели этими землями, laughing так что и будет,городища-к монголоидам вообще отношения не имеют laughing ,забыли одно что высокая радиактивность местами преобладает.А там и мутации на меж клеточном уровне.К стати Казахстан на первом месте по добыче урана.
      Так что мы мутанты,коренные жители Казахстана. laughing
      С другуой стороны,Казахстан,По уму можно жить только на Юго востоке и Севере,КЗ.А остальное,степь вернее уже пустыня-ни жилья не воды...А далее с водой проблемы только будут нарастать.Китай это знает...Далее....
  14. 0
    30 октября 2015 16:21
    Думаю что тюркоязычные вышли с территории Южной Сибири.Причëм тут мутации и радиоактивность.Да.и отношение к мусульманам-тюркам в Туве довольно прохладное.Жил в Туве детство,юность.
    1. 0
      30 октября 2015 16:35
      Цитата: Boris Zidkov
      Думаю что тюркоязычные вышли с территории Южной Сибири.

      С Алтая можно сказать.
      Цитата: Boris Zidkov
      .Причëм тут мутации и радиоактивность

      А это к части родов КЗ относится.
      Цитата: Boris Zidkov
      Да.и отношение к мусульманам-тюркам в Туве довольно прохладное.Жил в Туве детство,юность.

      Да мы их не заставляем laughing ,можно бить в бубен...шаманов знаю кое каких,но тувинцы в течении трех десятилетий как нация исчезнет.В новосибе уже языки начали собирать...
      А казахи такие мусульмане,что постоянно Аруахов вспоминают.Джунгаров,Калмыки и Буряты и "шестерки"-мелкие тюрские народы плюс виновники статьи-скоро от них воспоминания останутся. smile
  15. 0
    30 октября 2015 16:54
    Каждое лето езжу в Туву к родственникам.Не замечал ни разу что тувинцев становится всë меньше и меньше.Да в1949г Мао просил у Сталина Туву и Монголию.Но Сталин отдал ему уйгуров.
    1. 0
      30 октября 2015 17:06
      Цитата: Boris Zidkov
      Каждое лето езжу в Туву к родственникам.Не замечал ни разу что тувинцев становится всë меньше и меньше.Да в1949г Мао просил у Сталина Туву и Монголию.Но Сталин отдал ему уйгуров.

      А Язык?Русский по все местно.
      Вторая половина моя,Мари Эл, в 80х в основном на марийском разговаривали,в деревнях.
      Сейчас язык вспоминают,а так по скайпу на русском.У меня мать которая в КЗ прожила более 40 лет больше знает на марийском чем мои родственники в Мари Эле.
      У меня жена немка немецкий не так знает как казахский...
      Ее дед в Германии когда в сознание пришел начал спрашивать на казахском,где я,благо мед. сестра турчанка нашлась..
      А сестры,в супермаркете-с рф.-моментально на казахский переходят,достали их по ходу...Ну жили они в Жамбыльской области....
  16. +2
    30 октября 2015 17:14
    Цитата: болот
    Вторая половина моя,Мари Эл, в 80х в основном на марийском разговаривали,в деревнях.


    Сапиеву не родственник? wink
    1. +1
      30 октября 2015 17:36
      Цитата: Zymran
      Сапиеву не родственник?

      Не... а Тимке и др... да! laughing Частично шапрашты но так получилось... laughing
  17. 0
    30 октября 2015 17:15
    Странно,недавно правительство Тувы пыталось навербовать учителей русского языка в районы,платили миллион в рублях.Но никто не поехал.Сами тувинцы отдают своих детей в русские классы,но это только в городах.А районах русских нет
    1. 0
      30 октября 2015 17:39
      Цитата: Boris Zidkov
      Странно,недавно правительство Тувы пыталось навербовать учителей русского языка в районы,платили миллион в рублях.Но никто не поехал.Сами тувинцы отдают своих детей в русские классы,но это только в городах.А районах русских нет

      Все это быстро изменится,уже меняется.
      Если на Тувинском,в Туве зак.собрание работает или в МВД делопроизводство идет,язык и народ будет существовать.
  18. -1
    30 октября 2015 17:52
    Причëм тут Мвд,это федеральная структура.В Якутии или Бурятии делопроизводство в МВД тоже на русском языке.А за Туву не переживайте,тувинцы сохранили обычаи,веру своих предков.
    1. +1
      30 октября 2015 18:01
      Цитата: Boris Zidkov
      А за Туву не переживайте,тувинцы сохранили обычаи,веру своих предков.

      Их счастье!Пока в Москве есть Шойгу про них не забудут. laughing
      а то этнический казах,Тулеев все беспокоился в одно время за аброгенов.Кузбаса. smile
  19. 0
    30 октября 2015 18:19
    Поставил статье плюсик , хотя автор в истории Китая и уйгуров в нем не вполне осведомлен или не корректен. Уйгурам в Китае халява не светит .Китайцы сделали им 2 телеканала , где гоняют их примитивные тинь-тирилюньки . Пусть радуются . Почему даже 3-5 народов в СА имеют свою , путь ущербную , но государственность . А уйгуры -нет ?Все кроется в ментальности народа . Под китайцами время от времени 1600 лет , временами под монголами , под западными монголами (калмыками), под узбеками .Кто силен в тот или иной момент , тот и хозяин .
    В короткие периоды , когда у уйгуров нет хозяина , то их квази-территория становится источником дичайших предрассудков и маразмов .
    1. +2
      30 октября 2015 20:57
      Поставил статье плюсик , хотя автор в истории Китая и уйгуров в нем не вполне осведомлен или не корректен.

      а не представите нам, неучам, периодизацию 1600-летнего китайского правления. интересно было бы почитать
  20. 0
    30 октября 2015 21:02
    Кarlovar.Может это джунгары достали Китай. А Уйгурский каганат рухнул в7-8веке.Затем до12-13века был Киргизский каганат.А киргизов в свою очередь пнули монголы.
    1. +2
      30 октября 2015 21:51
      уйгурский каганат рухнул в 9 веке. вот только кыргызы в монголии не закрепились, ушли обратно на север. и с этого времени там стали складываться собственно монгольские племенные союзы, восточная монголия в той или иной степени под властью киданей из ляо, потом чжурчженей из цзинь. ну а потом уже чингиз и т.д.
  21. 0
    30 октября 2015 21:17
    Шалтай.Правильно хакасы а не хакасцы.И не улуг-кем.а Улуг-хем-великая река-Енисей по тувински.Кого добили в 1704г.Если в Туве есть кыргысы-это киргизы по тувински.
  22. +2
    30 октября 2015 23:38
    В 1921 году академик Бартольд предложил "таранчи" называть себя "уйгуры". Уйгуры, проживающие в КЗ - это потомки насильно переселенных из СУАР. Им повезло - образованные, большей частью, они кардинально отличаются от таранчи, земледельцев СУАР - людей в основном безграмотных.
    Кстати, кроме того, Бартольд предложил сделать андижанское наречие узбекского языка (микс тюркского с фарси) государственным, вот с тех пор мы с узбеками говорим на разных языках.
    СУАР был "приватизирован" китайцами в 1991 году, когда СССР исчез, так как САУР по договору КНР и СССР находился лишь под управлением Китая.
  23. 0
    31 октября 2015 00:15
    За статью автору---благодарность.Комментарии также тему дополнили.Не стыжусь признаться,но в школьной истории,если и было,то столь мало,что незаметно.