Летающий кит. Аэробус A300-600ST Beluga

Когда первый раз видишь самолет Airbus A300-600ST, то самое нейтральное, что приходит на ум — это какой же он странный! Данный самолет определенно не может похвастаться привлекательным или элегантным внешним видом. Глядя на него, даже не веришь, что эта машина может еще и летать. Самолет Airbus A300-600ST (ST расшифровывается как Super Transporter) также известен под другим именем Airbus Beluga. Имя Beluga происходит от формы корпуса самолета, которая своим видом напоминает кита-белуху (англ. belugа, не стоит путать с белугой). A300-600ST Beluga — это широкофюзеляжный реактивный транспортный самолет, предназначенный для перевозки крупногабаритных грузов. Представляет собой двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. На данный момент выпущено всего 5 таких самолетов, все они эксплуатируются в основном компанией Airbus.

Впервые самолет был представлен широкой общественности в 1995 году в рамках проведения авиасалона в Ле-Бурже. Жарким июньским днем 1995 года десятки тысяч посетителей легендарного авиасалона, задрав головы к небу, наблюдали за демонстрационными полетами. На объявление диктора салона о том, что к взлету готовится транспортный самолет Beluga, мало кто обратил внимание, эмоции от предыдущих полетов еще не остыли. Но когда этот необычный самолет поднялся в небо, толпа не могла сдержать эмоций и возгласов изумления, которые смешались с всеобщим восторгом. «Горбатый монстр», который на земле выглядел так неуклюже, легко и достаточно изящно произвел взлет, элегантно покачал крыльями и уверенно приземлился. Приземление самолета было встречено шквалом аплодисментов. Airbus A300-600ST стал настоящей звездой авиасалона 1995 года.

Летающий кит. Аэробус A300-600ST Beluga



С помощью данного проекта компания Airbus рассчитывала создать новый лайнер, который должен был обеспечить потребности растущего производства корпорации. Самолет планировалось использовать для перевозки по воздуху крупногабаритных частей фюзеляжей собираемых компанией авиалайнеров. Машина, получившая официальное прозвище Beluga, пришла на смену устаревшим к тому моменту самолетам Boeing Super Guppy. Данные самолеты авиапроизводитель использовал для перевозки частей самолетов между предприятиями компании, которые располагались в различных уголках Европы. Стоит отметить, что в 1990-е годы интенсивность работы заводов компании Airbus была так высока, что первый самолет Airbus A300-600ST делал 60 вылетов в неделю, курсируя между 11 заводами компании. В месяц самолет мог совершать до 250 вылетов.

Основным назначением нового транспортного самолета стала перевозка негабаритных грузов. Данный необычный транспортник был создан специалистами компании Airbus на базе типового широкофюзеляжного планера, который использовался для производства пассажирских самолетов A300. Компания Airbus на сегодняшний день является одной из крупнейших авиастроительных компаний в мире, занимая существенную часть рынка по выпуску гражданских авиалайнеров. Предприятия компании находятся во многих странах Европы. Основные производственные мощности компании сосредоточены в Германии, Франции, Испании и Великобритании. При этом окончательная сборка самолетов осуществляется на заводах компании в Гамбурге (Германия) и Тулузе (Франция). Детали авиалайнеров, которые производятся в четырех странах, для окончательной сборки перевозятся на головные заводы по воздуху. Именно для оперативной их транспортировки и был создан самолет A300-600ST Beluga.

Летающий кит. Аэробус A300-600ST Beluga


С самого начала реализации проекта по выпуску самолетов под маркой Airbus (еще в 1970-е годы) для доставки авиакомпонентов применялись четыре самолета Boeing Stratocruisers, однако с развитием и расширением производства самолетов, возможностей этих машин оказалось недостаточно. Поэтому в 1991 году руководство авиаконцерна Airbus решило создать компанию, которая создала бы новый грузовой самолет, предназначенный для транспортировки по воздуху негабаритных грузов. В качестве основы было решено использовать широкофюзеляжный двухмоторный Airbus A300, который был существенным образом переработан для перевозки авиакомпонентов. Диаметр грузовой части фюзеляжа довели до 7,1 метра. Также была изменена передняя часть самолета. К примеру, носовая часть получила совершенно новую конструкцию, была установлена специальная система, которая позволяла откидывать кабину пилотов в момент загрузки самолета, также была усилена хвостовая часть лайнера для обеспечения устойчивости во время совершения полетов.

Объем грузовой кабины необычного внешне самолета был доведен до 1400 кубических метров, а максимальная длина перевозимых в самолете грузов может составлять до 40 метров. Возросший диаметр грузовой кабины и грузоподъемность в 47 тонн расширили возможности самолета в сравнении с используемыми до его появления «Супер Гуппи». Помимо этого, скорость полета выросла практически в два раза. На новом самолете было решено отказаться от фюзеляжа «на застежках». Кабину экипажа и всю носовую часть немного опустили вниз, для того чтобы она не мешала процессам погрузки и выгрузки груза. Установленная на самолете полуавтоматическая система погрузки позволяет проводить все необходимые операции даже с самыми крупногабаритными и массивными грузами всего за 45 минут.

Летающий кит. Аэробус A300-600ST Beluga


Кроме основной грузовой кабины, которая главным образом используется для транспортировки частей собираемых самолетов, на Airbus A300-600ST имеется отсек, который можно использовать для перевозки стандартных авиационных контейнеров. При этом внешне от своего прародителя Beluga отличается очень сильно, хотя и на 80% состоит из частей и компонентов пассажирского аэробуса А300. Больше всего видоизменился фюзеляж самолета, что и привело к появлению китового названия самолета. При этом хвостовое оперение самолета стало выше, а на стабилизаторе появились дополнительные шайбы, которые были предназначены для улучшения путевой устойчивости машины.

Самолет поднимают в небо два турбореактивных двигателя GE CF6-80C2A8 компании General Electric. Они существенно слабее двигателей P&W PW4000, которые применялись на оригинальных пассажирских самолетах Airbus A300. Однако мощности имеющихся двух двигателей вполне достаточно для того, чтобы поднимать немаленький самолет в воздух. Особенно с учетом того, что перевозит он в подавляющем большинстве случаев негабаритные, однако не очень тяжелые грузы.

Летающий кит. Аэробус A300-600ST Beluga


Кабина пилотов транспортного самолета полностью идентична таковой на самолете А300-600. Носовая секция была оборудована всем, что может потребоваться для комфортной работы экипажа в полете и во время стоянки на земле. В частности, здесь имеется два кресла для сопровождающих груз, спальная каюта, туалет и даже небольшая кухня. При полной загрузке самолета, которая составляет 47 тонн, машина может преодолеть по воздуху 1700 километров со скоростью 750 км/ч (0,7 Маха). При половинной загрузке (26 тонн) максимальная дальность полета возрастает до 4600 километров.

Самолеты Airbus A300-600ST Beluga были построены очень ограниченной серий. Всего было собрано 5 таких самолетов. При этом все 5 машин используются практически только для нужд компании Airbus. Но для осуществления специальных транспортных операций заказчики могут арендовать этот транспортный самолет у дочернего предприятия концерна — Airbus Transport Internationa. Услугами этой «дочки» Airbus уже неоднократно пользовались немецкие военные. В настоящее время европейский авиапроизводитель осуществляет комплекс исследовательских работ, направленных на создание новой транспортной модели самолета данного типа. На этот раз на базе нового авиалайнера Airbus A340. Новый самолет, как и его предшественник Beluga, будет использоваться для транспортировки компонентов строящихся лайнеров.

Летающий кит. Аэробус A300-600ST Beluga


Летно-технические характеристики A300-600ST:
Габаритные размеры: длина — 56,15 м, высота — 17,24 м, размах крыла — 44,84 м, площадь крыла — 122,4 м2.
Диаметр фюзеляжа — 3,95 м, грузовой отсек — 7,1 м.
Масса пустого самолета — 86 т.
Наибольшая взлетная масса — 155 т.
Дальность полета с грузом 26 тонн — 4632 км.
Силовая установка — 2 двигателя General Electric CF6-80C2A8.
Масса груза — до 47 т.
Объем грузового отсека — 1410 м3.
Крейсерская скорость полета — 750 км/ч.
Практический потолок — 10 700 м.
Длина разбега — 1950 м.
Длина пробега — 1180 м.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://avia.pro/blog/airbus-beluga-a300-600
http://www.airwar.ru/enc/aliner/a300st.html
http://unikteh.ru/2011/a300-600st-beluga
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 37
  1. ussrex 3 ноября 2015 06:25
    Какой же он... нестандартный, странный что-ли. Сразу анекдот вспоминается "... а сейчас наш экипаж попытается поднять всю эту халабуду в небо..."
    1. Telakh 3 ноября 2015 10:41
      Бобик со своей сарделькой тоже недалеко ушёл.

      Обратите внимание на специальную подпорку под хвостом, без которой он не открывается. laughing
      1. jjj 3 ноября 2015 11:42
        Это надо додуматься до такой логистики поставки компонентов и узлов для строительства самолетов. Забавные эти европейцы. Хотя на каждом этапе можно присосаться к финансовым потокам значительному числу алчущих
        jjj
      2. Комментарий был удален.
      3. Штык 3 ноября 2015 14:03
        Цитата: Telakh
        Бобик со своей сарделькой тоже недалеко ушёл.
        BOEING 747 DREAMLIFTER используется исключительно для транспортировки частей самолёта Boeing 787. 9 сентбря 2006 года состоялся первый полёт самолёта, который получил к этому времени новое название Dreamlifter, по созвучию с названием самолёта 787 Dreamliner, части которого он и должен был перевозить со всего мира в Эверетт (Вашингтон) для окончательной сборки. Второй самолёт, N780BA, совершил первый полёт 16 февраля 2007 года. Работы над третьим самолётом начались в 2007 году. Первые два Dreamlifter были введены в эксплуатацию в 2007 году для перевозки частей 787 Dreamliner. Четвёртый Boeing 747 Large Cargo Freighter Dreamlifter быд введён в эксплуатацию в феврале 2010.
        Сроки доставки крыльев для Boeing 787 из Японии сократились с 30 дней морским путём до 8 часов полёта на 747 LCF.
      4. Комментарий был удален.
      5. gjv 4 ноября 2015 11:14
        С самого начала реализации проекта по выпуску самолетов под маркой Airbus (еще в 1970-е годы) для доставки авиакомпонентов применялись четыре самолета Boeing Stratocruisers



        А также Aero Spacelines 377-SG Super Guppy

        gjv
    2. Штык 3 ноября 2015 20:47
      Цитата: ussrex
      а сейчас наш экипаж попытается поднять всю эту халабуду в небо..."

      Как видите поднимается и летает! smile
  2. bionik 3 ноября 2015 07:00
    АН-225 Лётно-технические характеристики:
    Экипаж, чел: 6
    Размах крыла, м: 88,4
    Длина, м: 84
    Высота, м: 18,2
    Площадь крыла, м²: 905
    Масса:
    пустого самолёта, кг: 250 000
    максимальная взлётная, кг: 640 000
    Тяга нефорсажная, кH: 1377
    Масса топлива, нормальная, кг: 300 000
    Крейсерская скорость, км/ч: 850
    Дальность полёта:
    практическая, км: 15 400
    практическая с нагрузкой в 200 тонн, км: 4000
    Практический потолок, м: 12 000
    Полезная нагрузка, кг: дo 250 000


    Двигатель
    Тип двигателя: Турбореактивный двухконтурный
    Модель: «Д-18Т»
    Тяга:
    взлётный режим, кгс: 6 × 23 430
    крейсерский режим, кгс: 6 × 4860
    Масса двигателя, кг: 6 × 4100
    Удельный расход топлива
    крейсерский режим, кг/кгс·ч: 0,57-0,63
    взлётный режим, кг/кгс·ч: 0,34
    Межремонтный ресурс, ч: 6000
    Габариты:
    длина, мм: 5400
    диаметр, мм: 2330
    1. Штык 3 ноября 2015 13:28
      Размеры грузового отсека Ан-225 :Параметры грузового отсека: 6,4 м – ширина, 43 м – длина, 4,4 м − высота. Диаметр грузового отсека A300-600ST Beluga — 7,1 м. Как видите намного больше. Самолет предназначен не кирпичи возить и соревноваться в грузоподъемности, а для выполнения сугубо определенных задач - перевозки негабаритных грузов между авиационными предприятиями, с чем успешно справляется. Так что Ваше - " а у нас больше и толще", в данном случае не к месту hi
      1. Архонт 3 ноября 2015 17:08
        ну то есть А300-600 боинг влезет, а в Ан-225 никак, только если очень сильно измельчить
      2. Welcome to hell 4 ноября 2015 14:58
        ширина и диаметр это две разные вещи
  3. TIT 3 ноября 2015 07:23
    Цитата: bionik
    bionik


    вроде было , что то про чемберлена или у меня с утра глюки? .

    наш аналог скорее такой
    TIT
    1. Штык 3 ноября 2015 14:09
      Цитата: TIT
      наш аналог скорее такой

      Ну ведь ничего общего! Бомбардировщик приспособленный для перевозки топливного бака "Энергии" на внешнем креплении и специализированный самолет для перевозки негабаритных грузов внутри фюзеляжа! request
  4. ССИ 3 ноября 2015 09:02
    Зачем сравнивать "Белугу" с нашими тяжеловесами??? Ведь указано, что она предназначена для перевозки "крупногабаритных НЕТЯЖЕЛЫХ грузов". Нет у нас самолетов подобного класса, нет.
    1. Bersaglieri 3 ноября 2015 09:49
      Был. ВМ-Т (выше уже про него написали)
      1. ССИ 3 ноября 2015 11:56
        Цитата: Bersaglieri
        Был. ВМ-Т (выше уже про него написали)

        2 мотора у них и 4 мотора у нас, внутри фюзеляжа у них и на внешней подвеске у нас... Зачем сравнивать несравнимое? Не понимаю...
        1. Штык 3 ноября 2015 13:32
          Цитата: ССИ
          Зачем сравнивать несравнимое? Не понимаю...

          Издержки "уря-патриотизьма" !
  5. SUSUL 3 ноября 2015 11:10
    Сдается мне, что и по объему грузового отсека и по массе груза уступает старому - доброму АН-124
    А данный пепелац создавался не для перевозки абстрактного груза, а для перевозки компонентов авиалайнеров между авиозаводами. На фото ксати это хорошо видно. Ведь Европейцы, ради солидарности и рабочих мест, собирают самолеты как конструктор, по всей Европе
    Обратите внимание на устройство для выгрузки груза из "удачно расположенной" грузовой кабины, такое есть не на каждом аэродроме=)
    1. Штык 3 ноября 2015 13:45
      Цитата: SUSUL
      . Ведь Европейцы, ради солидарности и рабочих мест, собирают самолеты как конструктор, по всей Европе

      И клепают их как пирожки пекут. Компания Airbus выпустила на своих предприятиях в 2014 году 629 самолетов!
      Цитата: SUSUL
      Сдается мне, что и по объему грузового отсека и по массе груза уступает старому - доброму АН-124

      Ан-124. Грузовая кабина имеет высоту 4,4 м, ширина ее по полу достигает 6,4 м, а длина — 36,5 м. грузоподъемность - до 150 т.
      Грузовая кабина имеет диаметр 7.1 м. максимальная длина перевозимого груза 40 м. Грузоподъемность - до 47 т.
  6. Вольный ветер 3 ноября 2015 13:18
    Интересный самолет, созданный для определенных целей и ни на что больше не претендующий. Работой загружен под завязку. Запчасти к Арбузам возят по морям и рекам, по земле и по воздуху. Сообщя, на существующих заводах, делать самолет наверное дешевле, чем строить новое производство. Некоторые сборочные узлы делались и у нас в Воронеже и в Иркутске.
  7. Волька 3 ноября 2015 13:34
    ну нифига себе какая у него хлеборезка, точно летающая акула монстр...
  8. РусланНН 3 ноября 2015 13:48
    Наше авиастроение встанет на ноги, хана аэробусу будет с такими издержками и логистикой. Вот и душат наш авиапром. Часто летать приходится, обидно, одни аэробусы и Боинги, а наши тушки, Илы сиротливо стоят на окраинах аэропортов. Один раз в апреле летел из Москвы в Махачкалу на суперджете, очень понравился, комфортный,удобный самолёт.
    1. voyaka uh 3 ноября 2015 16:14
      " хана аэробусу будет с такими издержками и логистикой"///

      Вот когда китайцы широко выйдут на рынок гражданской авиации,
      хана будет всем belay . И Боингу, и европейцам, и русским придется напрячься
      "неподеццки".
      Первый свой лайнер они выкатили на днях.
      1. Простой 4 ноября 2015 01:45
        Цитата: voyaka uh
        хана будет всем . И Боингу, и европейцам, и русским придется напрячься
        "неподеццки".



        Значит будет стимул быть в движении.
        1. Простой 4 ноября 2015 02:04
          Или от Lockheed Martin:
      2. Комментарий был удален.
      3. gjv 4 ноября 2015 10:27
        Цитата: voyaka uh
        И Боингу, и европейцам, и русским придется напрячься"неподеццки".Первый свой лайнер они выкатили на днях

        2 ноября выкатили первый лётный экземпляр авиалайнера C919 - аналога и, как китайцы мечтают, конкурента Аэробуса A320 и Boeing 737.
        Эх, где же наш МС-21?...



        По словам представителя компании Comac, уже получен предзаказ от 21 покупателя в общей сложности на 517 таких самолетов. Прогнозируемая цена С919 в диапазоне от 26 до 68 млн долларов, что на 40-50% ниже Аэробусов и Боингов.
        gjv
  9. aviator1913 3 ноября 2015 15:28
    Наше авиастроение встанет на ноги, хана аэробусу будет с такими издержками и логистикой. Вот и душат наш авиапром. Часто летать приходится, обидно, одни аэробусы и Боинги, а наши тушки, Илы сиротливо стоят на окраинах аэропортов. Один раз в апреле летел из Москвы в Махачкалу на суперджете, очень понравился, комфортный,удобный самолёт.


    Так просто ему уже не встать. К сожалению рынок сузился, Боинг и Аирбас разобрали все жирные куски, плюс хорошее и качественное обслуживание по всему миру налажено.

    Боинг например одних только 737 около 50 штук в месяц делает, и под 700 самолетов в год одной (хоть и самой популярной) модели. Из-за таких объемов и расходы снижаются, что невозможно в рамках узкосерийного производства, которое у нас практикуется, по 1-2 самолета в год одной модели.
    1. Леков Л 3 ноября 2015 21:46
      Если "обязать" отечественных авиаперевозчиков иметь в парке не менее 50-70% отечественной же техники, то ханы не будет. А в свете последних (и не только трагических) событий это вполне возможно.
      Хватило бы воли...
      С уважением..
      P.S. Обязать легко экономически, эдак либеральненько, поскольку санкции, защита рынка, налоги опять же...
      1. Тра-та-та 3 ноября 2015 22:50
        Спросите у Медведева и Набиуллиной..
        Им это нужно..!?!
        Мы и Китай - "котлета"..
      2. Штык 4 ноября 2015 07:05
        Цитата: Леков Л
        . Обязать легко

        Когда обязывают брать продукцию одного производителя, это его просто расхалаживает и сразу же начинает падать качество, а уж о улучшении можно и вовсе забыть - зачем если и так возьмут? Это уже проходили. hi
      3. fazayek 4 ноября 2015 08:31
        Гениально. Обязать использовать самолеты, которые хуже как в плане ттх, так и безопасности.
  10. Лт. запаса ВВС 3 ноября 2015 16:05
    Какой же мощности должны быть эти два двигателя, чтобы перевозить такой габаритный груз. Обычно грузовые самолёты 4-двигательные.
    1. Штык 3 ноября 2015 18:09
      Цитата: Лт. запаса ВВС
      Какой же мощности должны быть эти два двигателя, чтобы перевозить такой габаритный груз.

      2 ТРДД General Electric CF6-80C2A8
      Тяга, кгс 2 х 25420
  11. Штык 3 ноября 2015 18:12
    Грузовой отсек Airbus A300-600ST Beluga.
  12. aba 3 ноября 2015 19:42
    Жаль что наш авиапром развалили... :(
    aba
    1. Леков Л 3 ноября 2015 21:48
      Давайте все же помолимся во здравие, а не за упокой.
      Не так много, как хотелось бы но остались.
      Дай им Бог сил и здоровья...
  13. игорка357 6 ноября 2015 07:18
    Наглядное фото в конце статьи,какой же все-таки "Руся" красивый по сравнению с этим убожеством!Как кто то сказал,не красивый самолет летать не сможет,интересно а где инфа по его перевезенному грузопотоку..)))!?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня