Заход в атаку со стороны солнца

29

И-15


Как и любой человек, увлекающийся авиацией, в свое время я прочитал немало книг, посвященных известным советским летчикам. У каждого из нас на полках личных библиотек стоят мемуары многих наших легендарных пилотов, при чтении которых невольно захватывало дух от содеянного ими, и сердце наполнялось искренней радостью за то, что они являются твоими соплеменниками. Особую гордость вызывали летчики-герои, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны. Имена Покрышкина, Ворожейкина, Султана Амет-Хана и многих других советских асов стали легендой, символом непобедимости.

И тут, как гром с ясного неба, пришло известное всем время, на наши головы обрушилась лавина другой информации, которая чуть не погребла под собой наших кумиров, а вместе с ними и всю героическую историю советской авиации. Остракизму подвергалось все, что попадалось под руку: летчики, самолеты, тактика, промышленность, количество побед и т.д. Все, кому ни лень, кинули свой камень в этот огород, нимало не заботясь о доказательной базе.


И-153


Особый интерес представители пишущей братии сосредоточили на начальном периоде войны, в течение которого наша авиация пережила непростые времена. Было выдвинуто несчетное количество идей, мыслей, утверждений и выводов относительно причин тяжелых поражений в воздушных боях первого года войны. Однако лично мне, читавшему различные материалы по этому поводу, постоянно казалось, что авторы недостаточно убедительны в своих высказываниях, зачастую гиперболизируют ситуацию, неправильно расставляют акценты. В итоге захотелось послушать мнение самих участников. Мне подумалось, а что, если предоставить слово нашим прославленным боевым летчикам, известным командирам и специалистам в области авиации? Не будем «нагружать» их обсуждением глобальных проблем противостояния ВВС РККА и Люфтваффе, а зададим им «простенькие» вопросы: как вас учили в летных школах и авиационных частях? Как вы оцениваете тактическую и летную подготовку наших летчиков-истребителей в начале войны?

А теперь возьмем с полки несколько книг (как показала практика, много не надо) и почитаем…

Легендарный летчик М. Громов, в тонкостях разбирающийся в летном деле, утверждал, что «только через три-пять лет постоянной практики можно считать себя настоящим летчиком». В подтверждение своих слов он дает впечатляющую картину работы летчика-истребителя во время воздушного боя: «Комплекс объектов, подлежащих его вниманию, чрезвычайно высок: он должен следить за противником, не выпуская его из виду ни на одну секунду, за обстановкой, держать связь со своими самолетами и взаимодействовать с ними, слушать команды, следить за топливом, за показаниями приборов и т.п. И все это — при сознании угрожающей ему опасности, требующей постоянной внутренней мобилизационной готовности. …Летчик должен быть готов к любой неожиданности. Ничто не должно застать его врасплох». Комментарии здесь излишни.

А.В. Ворожейкин, рассказывая о боях на Халхин-Голе, вспомнил слова одного сбитого японского летчика: «Знаю, что у вас из военных школ выпускают слабых летчиков. Чтобы стать полноценным истребителем, нужно прослужить в строевой части не менее двух-трех лет, а здесь у вас больше половины второго года службы». О военных школах пленный сказал правду. В ту пору курсанты со стрельбами и воздушными боями только знакомились, да и летали в школах на старых самолетах, поэтому летчику после школы требовалось освоить новый самолет, изучить его возможности в учебном бою». Итак, имеем усредненный временной ориентир становления полноценного истребителя — минимум три года интенсивной подготовки в строевой части.

Народный комиссар авиационной промышленности А.И. Шахурин, рассуждая о подготовке летчиков в строевых частях и проблемах освоения новой авиационной техники перед войной, пишет: «К началу 1941 г., когда авиационные части стали пополняться новыми самолетами, появилась забота об их освоении. Настроение у летчиков самое различное. Одни радовались... Другие находили эти самолеты более сложными, не такими маневренными, как старые, считали их слишком строгими в управлении. Все это было верно. Новые боевые машины давались не сразу. К тому же в предвоенные годы, стремясь добиться безаварийности в частях, в боевой подготовке все меньше и меньше применяли фигуры высшего пилотажа. Мало тренировались в сложных условиях и ночью. Если к этому добавить, что летный состав в отдельных частях более чем наполовину состоял из молодежи, то станет ясно, почему освоение новой техники кое-где шло со «скрипом» и кое-кто высказывал недоверие к ней. На старых самолетах летать было привычнее».

Народный комиссар знал, о чем говорит.

Ситуацию усугублял и тот факт, что перед войной были снижены нормы годового налета. Г.Н. Захаров пишет: «И так летать приходилось не особенно много, а тут последовало распоряжение урезать нормы до минимума. Как только урезали эти нормы, во всех частях подскочил процент аварийности».

Масло в огонь подлил пресловутый приказ наркома обороны о переводе личного состава ВВС на казарменное положение. Б.Н. Еремин вспоминает: «Все, кто прослужил менее 4-х лет, приравнивались к срочнослужащим. Летчики и техники тяжело переживали этот приказ. Настроение было нерабочим, подавленным. Летная работа была сокращена, перестройка заняла почти все оставшиеся месяцы мирной жизни…»

Грянула Великая Отечественная война. Что мы имели? А.И. Покрышкин в своих мемуарах пишет, что перед войной летные школы готовили пилотов по устаревшим программам. «Целые годы, зимой и летом, при любой погоде, нас учили выходить на «Т» с убранным газом и сажать машину точно у знака, в пределах нескольких метров. Подтягивание на моторе считалось грубым нарушением наставления. Даже высший пилотаж и стрельба — самое главное для истребителя — отступали на задний план перед этим элементом полета. ...Новое пополнение прибывало в авиацию из школ, которые готовили молодых летчиков по старой, давно составленной программе, для таких машин, как «чайка», И-16. Прибыв на фронт, летчик сразу попадал в почти новый для него мир; тактические навыки, приобретенные в школе, явно были недостаточными по сравнению с тем, что требовала война».

С ним солидарен А.В. Ворожейкин: «В школах по взлету и посадке в основном и судили о выучке инструкторов и курсантов: ведь на взлетах и посадках происходило наибольшее количество происшествий. Поэтому к другим элементам пилотирования в школах подходили снисходительно. Сложилась даже поговорка: «Хорошо взлетает, посмотрим, как сядет» ...В школах не отрабатывались такие элементы пилотирования, как стремительные перевороты, пилотаж на низкой высоте и другие приемы, требовавшие от летчика воли, точного расчета всех своих движений, сопровождавшимися большими перегрузками. …Например, на И-16 в учебных целях больше двух витков (штопора) не делали, и мало кто знал, что с третьего витка характер вращения машины резко менялся: самолет круче, почти вертикально опускал нос к земле, вертелся значительно быстрее, от крыльев, рассекающих воздух, возникали неприятно шипящие звуки. …Словом, наше молодое пополнение надо было доучивать. А главное — прививать чувство самостоятельности в полете, как этого требует воздушный бой».


И-16


В.К. Бабич пишет: «Анализ воздушных боев, проведенных нашими летчиками в декабре 1941 г., январе, феврале 1942 г. показал, что нужно было решительно усилить боевую выучку авиаторов, начиная с их подготовки на земле. Требовалось улучшить использование бортовых и наземных радиосредств, постоянно изучать воздушного и наземного противника, его часто меняющуюся тактику, настойчиво овладевать новыми приемами боя».

Уровень подготовки летного состава, прибывавшего на фронт в конце 1942 г., изменился не намного. Он ярко проиллюстрирован А.И. Шахуриным (Сталинградская битва, Саратовский авиазавод). «Отправляем самолеты своим ходом на ближайший военный аэродром. На самолете У-2 лечу на этот аэродром, хочу своими глазами увидеть, кому мы вручаем самолеты.
Лейтенантов среди летчиков не вижу, только сержанты. Спрашиваю:
— Какой налет имеете на боевых самолетах?
Отвечают:
— Полтора-два часа, и то чаще всего на старых самолетах, редко кто летал на новых.
Спрашиваю у командиров:
— Как будет происходить освоение новой материальной части?
— Теорию им объяснили во время учебы, познакомили и с особенностями самолетов, ну а здесь даем один-два полета и потом — на Сталинград. Время не ждет». М-да, от этого эпизода меня мороз по коже продрал!

Заход в атаку со стороны солнца

Як-1


Вопросы по поводу уровня подготовки летчиков есть? Есть? Тогда идем дальше и посмотрим, что пишет по этому поводу Б.Н. Еремин: «Для многих молодых летчиков, которые начали воевать под Сталинградом, первый боевой вылет часто становился последним. Гитлеровские асы не прощали даже малейшей оплошности и не оставляли времени для приобретения боевой формы». Впечатляющий итог боев под Сталинградом подводит С.В. Грибанов: «За декабрь 1942 г. в 434-м ИАП осталось два летчика — зам. ком. полка и комиссар…»

Мало что изменилось в вопросе обучения боевому мастерству летчиков и в последующие годы войны. По этому поводу веско высказался А.В. Ворожейкин: «Во время войны наши курсы занимались подготовкой мастеров воздушного боя, но фронт показал, что готовили не так, как надо. Главная слабость курсов была в том, что мало внимания уделялось воздушной стрельбе. ... Обучали по старинке, как в двадцатые годы, когда максимальная скорость истребителя не превышала 200-280 км/ч. По полотняному конусу, который летчики называли «колбасой», стреляли только заградительным огнем, целясь не в саму мишень, а в упрежденную точку, надеясь, что «колбаса» сама наскочит на пушечную очередь. ...С ростом скоростей истребителей, появлением крупнокалиберных пулеметов и пушек вынос точки прицеливания был настолько большим, что конус стал выходить из поля зрения летчика. К тому же светящаяся трасса перед носом врага предупреждала противника об опасности, он принимал контрманевр, атака срывалась». В.И. Воронов поддерживает эту мысль: «Чтобы сбивать в воздушном бою, надо уметь стрелять. Вся беда в том, что мы слабо тренированы в стрельбе по воздушным целям. Поэтому и складывается впечатление о неуязвимости «мессеров»…


МиГ-3


Почему же, летая на хороших машинах, мы не всегда могли в бою использовать их высокие ЛТД? Напрашивался вывод: кроме хороших машин и подготовленных летчиков, надо уметь тактически грамотно применять технику и оружие в бою с учетом техники и тактики врага. В наших действиях явно просматривались элементы недооценки и упрощенного подхода к выбору тактических приемов, шаблоны при построении боевых порядков, недоставало хитрости…»

О тактике пишут многие мастера воздушного боя. В этом плане для нас интересна их оценка первой половины войны. Именно начальный этап войны дает возможность в чистом виде увидеть тактический багаж противоборствующих сторон. В ходе боевых действий идет встречная диффузия тактических идей, поэтому различия в подходах к воздушному бою быстро размываются и нивелируются.


ЛаГГ-3


Слабая летно-тактическая подготовка наших пилотов в начальный период войны, на которую указывает Г.В. Зимин, инстинктивно вынуждала их держаться поближе друг к другу. «Наши летчики увереннее чувствуют себя в «куче». Так, «кучей», и начинали бой, а уже дальше — у кого как получится. Две-три пары немцев могли без особого труда раздергать нашу «кучу», и, воспользовавшись бессистемностью ее построения — сбивать».

«Сравнительный анализ возможностей воевавших сторон показывает, — говорит В.К. Бабич, — что в первом периоде войны известная формула воздушного боя «высота — скорость — маневр — огонь» не могла родиться и быть реализованной: отсутствовала необходимая материальная база. За противником оставались три из четырех компонентов этой формулы. Даже очень смелый и опытный летчик не мог пойти на вертикаль, если его самолет набирал меньшую высоту за большее, чем у противника, время. Группы И-16 держались чрезмерно плотно, потому что увеличение интервалов и дистанций при слабом огне приводило к нарушению взаимной поддержки».

К.А. Вершинин в своей книге цитирует письмо командира ИАД А.В. Бормана, датируемое весной 1943 г.: «Я пришел к выводу, что надо в корне менять методы ведения оборонительного боя, применяемые с первых дней войны. Сегодня они стали большим злом. Надо дать летчикам почувствовать их силу в паре. Нужен перелом. Переход к новому должны начинать командиры полков. Сейчас они, опасаясь потерь, на любое задание посылают группу из 8-12 самолетов и не дают инициативы ведущим пар. Командиры групп, в свою очередь, боясь потерять из поля зрения самолеты, водят в скученном порядке, связывая этим свободу маневра. Изжившая себя форма оборонительного боя на самолетах И-16, И-153 до сих пор используется в некоторых частях». Позади два года войны, а пара еще не стала стандартным тактическим построением. В ходу пресловутый «оборонительный круг». Командиры низшего и среднего звена безынициативны и затравлены вышестоящими инстанциями.

Интересную мысль об эволюции тактических идей высказывает Г.Н. Захаров. «Уже потом, повоевав, набравшись опыта в боях, мы естественным путем пришли к пониманию тактики современного по тем меркам воздушного боя. А поначалу летчики не учитывали даже таких тактических азов, как заход в атаку со стороны солнца». Генерал Захаров (в 1938 г. командир звена, старший лейтенант, а в 1939 г. — командующий ВВС округа!) забыл упомянуть, что этот «естественный путь» устлан телами огромного количества наших летчиков, которых он не смог научить «даже тактическим азам». Впрочем, знал ли он сам эти «азы»?

Коль скоро мы вспомнили здесь о фантастической карьере Захарова, будет уместным вкратце привести некоторые данные по этой теме, которые приводит в своей книге С.В. Грибанов: «А.К. Седов в 1938 г. был старшим лейтенантом, командиром эскадрильи, а через год он уже комбриг, начальник Главной летной инспекции ВВС РККА. В.С. Хользунов в 1936 г. капитан, командир эскадрильи, а в 1937 г. — командующий армией особого назначения. А.А. Губенко в 1936 г. был старшим лейтенантом, командиром звена, а в 1938 г. — полковником, заместителем командующего ВВС округа. Г.П. Кравченко в 1937 г. был капитаном, а в 1941 г. — генерал-лейтенантом, командующим ВВС округа». Об этом пишет и В.С. Шумихин: «Многие выдвинутые командиры не успели приобрести (перед войной) необходимого командного опыта. К середине 1941 г. 43 % командиров всех степеней находились на занимаемых должностях менее полугода, 65 % — менее года. Более 91 % командиров авиационных соединений командовали ими менее шести месяцев. В 1940 г. в возрасте 29 лет ВВС РККА возглавил генерал-лейтенант авиации П.В. Рычагов. Маршал А.А. Новиков писал, что, хотя Рычагов имел немалый боевой опыт и, наверное, был перспективным военачальником, все же недостаток военного образования и опыта на руководящих должностях делал едва ли целесообразным назначение его на столь ответственный пост». Вот такие «стратеги» командовали авиацией страны в самый ответственный момент ее истории, какой уж там «заход в атаку со стороны солнца»!..
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    7 ноября 2015 07:26
    Хорошая подборка.
    Жаль, что история "идет по спирали" и мало кто использует её для будущего (не учится)
    1. -3
      7 ноября 2015 08:13
      Ну, а как же можно учиться, если Историю постоянно переписывают, а порой и просто выдумывают....
      В недавно появившемся сериале о лётчиках ВОВ, начало войны втречают на самолётах И-15, с неубирающимися шасси.... И это про лётчиков ПВО в приграничных районах сняли...
      1. +7
        7 ноября 2015 11:23
        Поясните пожалуйста, что Вы хотели сказать комментарием про И-15 в начале войны?

        Некоторые И-15 повоевали в 1941-м году, не говоря уже об И-15бис.
        1. 0
          8 ноября 2015 11:44
          повоевали, не спорю... но не в частях ПВО...
          1. 0
            9 ноября 2015 06:11
            Светлишин, Николай Андреевич
            Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне.

            Выделенные из состава ВВС для целей ПВО страны 40 истребительных авиационных полков имели около 1500 самолетов

            Выделенные для целей ПВО страны части истребительной авиации были укомплектованы самолетами только на 60%. На их вооружении находилось истребителей: И-15–1%, И-16–66%, И-153–24%, Як-1 и МиГ-1–9%; поступило также некоторое количество самолетов МиГ-3 и ЛаГГ-3.
  2. +3
    7 ноября 2015 09:01
    Цитата: Просто ВВ
    Хорошая подборка.
    Жаль, что история "идет по спирали" и мало кто использует её для будущего (не учится)

    Помните слова вождя мирового пролетариата " Учится военному делу настоящим образом"
    1. +5
      7 ноября 2015 12:38
      Цитата: valokordin
      Помните слова вождя мирового пролетариата " Учится военному делу настоящим образом"


      Почему так скромно. Это слова Ленина. Когда то в день 7 ноября мы все друг друга поздравляли с праздником Великой Октябрьской революции. С праздником, кто помнит!
  3. +4
    7 ноября 2015 09:02
    лучше всего объяняют характер и состояние летунов мемуары ворожейкина и авдееева рекомендую интересующимся
  4. +10
    7 ноября 2015 09:20
    О том, что наши плоты имели малый налет все прожжужали уши. Но вот что думаю, после обучения, в части, пилоты что не летают и не тренируются? Или ВВС СССР зародились за два-три года до войны?
    К войне уже было значительное количество летчиков с хорошим налетом. Были и недостаточно опытные выпускники, но то, что их бросили в бой - это вынужденая мера, связанная с опасной обстановкой на фронте в начале войны.

    Кстати, из воспоминаний ветеранов известно, что новичков не сразу бросали в опасные бои, их доучивали на не слишком опасных заданиях. Само название фильма "В бой идут одни старики" об этом говорит. В первых вылетах у них было задание т.с. "делай что я делаю". Не отрываться от ведущего, бросать бомбы туда, куда он бросает, стрелять туда, куда он стреляет и ни в коем случае не отстать от ведущего. По мере накопления опыта им уже доверяли более сложные задачи.
    1. Комментарий был удален.
    2. +14
      7 ноября 2015 10:04
      Но вот что думаю, после обучения, в части, пилоты что не летают и не тренируются?

      В том то и дело, что перед войной в авиации РККА значительно сократили время, отведенное для учебных полетов. Обычно это связывают с нехваткой авиационного бензина, производство которого осуществлялось с применением импортных (в основном американских) компонентов. В связи с объявлением США "морального" эмбарго (из-за Зимней войны) поставки эти прекратились. Пришлось срезать лимиты. Но новых самолетах в частях вообще практически не летали (за редким исключением). Причина: самолеты сырые, не обкатанные, неизвестные, ресурс очень мал, налицо все предпосылки к летным происшествиям и соответственно оргвыводам по ним. Вот от греха подальше и "учились" летать на новых машинах "летным по-пешему", в теории, а не на практике. И даже на новых машинах (тех же МиГ-3) летали по-старинке, совершенно не учитывая всех сильных сторон новой техники и напротив выпячивая ее недостатки применением старых приемов (горизонтальный маневр и бой на виражах вместо ухода в вертикаль и.д.), о чем можно прочитать например в книгах Александра Ивановича Покрышкина о начальном периоде войны. К тому же в авиации РККА, в отличие от люфтваффе, было маловато пилотов с боевым опытом (некому было передавать молодежи опыт), совершенно не имелось опыта управления крупными воздушными силами, их массирования в нужном месте, что блестяще умели в люфтваффе и к чему ВВС Красной Армии пришли только к 1944 году. Поэтому в 1941 году почти все летчики ВВС Красной Армии были "новичками" в сравнении с противником, даже те, кто имел значительный довоенный налет. Поэтому и гибли они, не щадя себя в бою.
      Честь им и слава! И вечная память!
      Честь имею.
    3. +5
      7 ноября 2015 17:21
      Цитата: lilian
      В первых вылетах у них было задание т.с. "делай что я делаю". Не отрываться от ведущего, бросать бомбы туда, куда он бросает, стрелять туда, куда он стреляет и ни в коем случае не отстать от ведущего. По мере накопления опыта им уже доверяли более сложные задачи.


      "В первом бою у вас задание - вцепиться в хвост ведущего мёртвой хваткой и не отставать ни на метр. Самолётов противника можете не сбивать, только не потерять ведущего. Внимательно смотреть о сторонам. Только зазеваешься, раскроешь варежку - сожрут к чёртовой матери".
      Комеск Титаренко (с).
  5. +9
    7 ноября 2015 09:42
    Неплохо, очень неплохо!
    Это я о статье, а не о том, что в ней написано о реалиях наших ВВС того времени :(

    И хотя практически со всем, из того материала, на который ссылается Автор, я уже давно знаком, тем не менее, попытка систематизировать фрагменты разных авторов, не может оставить равнодушным - очень хорошо написано.


    Надеюсь, что это не одна статья, а начало целого цикла по этой теме.


    Автору - пять.

    Нашим лётчикам - нашего понимание тяжести их труда и всех тех сложностей с которыми они тогда сталкивались(плять! эта фраза совсем не отражает того накала эмоций и той силы, которые мы переживаем, представляя себе всё то, что было тогда с ними, с летчиками наших ВВС того времени!).

    Нам и нашим потомкам - понимания того, что такое Война и готовность (как и неготовность) к ней и понимания того, какова цена этого...



    P.S.
    Автору, да и другим авторам - не останавливаться, ибо эта тема имеет потенциал развития. А её развитие представляется весьма немаловажным.
  6. -18
    7 ноября 2015 09:44
    да наши на протяжении всей войны не умели летать... стоит упомянуть тот факт, что на нашем фронте немцы до самого конца войны очень эффективно использовали старьё Ю-87... которые еще во время битвы за англию исчезли с западного фронта.. и да.. почитайте мемуары Руделя.. там все прекрасно описано...
    1. +8
      7 ноября 2015 12:45
      Цитата: BagnoNew
      да наши на протяжении всей войны не умели летать... стоит упомянуть тот факт, что на нашем фронте немцы до самого конца войны очень эффективно использовали старьё Ю-87... которые еще во время битвы за англию исчезли с западного фронта.. и да.. почитайте мемуары Руделя.. там все прекрасно описано...


      Там всё прекрасно высосано из пальца. Как можно сегодня верить канцелярии Геббельса при обилии в Сети материала на эту тему? К слову. А за Лапотниками Ю-87 наши гонялись с конца 1943 уже наперегонки, чтобы сбить. К 1944 году Ю-87 уже исчезли на Восточном фронте.
      1. -8
        7 ноября 2015 14:38
        Цитата: ASK505
        К 1944 году Ю-87 уже исчезли на Восточном фронте.

        это неправда.. почитайте мемуары Попеля... он описывает переправу через Буг в 44-м.. там гансы беспрепятственно бомбят наши колонны и переправы на устаревших 87-х и старье 110-х.. вот это уровень наших красных ввс...
    2. 0
      9 ноября 2015 14:52
      BagnoNew
      по поводу "немцы до самого конца войны очень эффективно использовали старьё Ю-87" я не буду, что то доказывать из своего опишу.
      у меня преподаватели по тактике были из тех кто прошел великую отечественную, так я тебе с их слов докладываю, что присутствовало различие в тактике применения авиации на нашем театре ВД с двух сторон долбили оперативную глубину противника присутствовала развернутость глубины фронта немцы даже ю-88 с 1943 иногда применяли как штурмовики или пикировщики, что бы только остановить танковые клинья красной армии.
  7. +11
    7 ноября 2015 11:06
    Миф в стиле"завалилитрупами".Предъвоенная подготовка никакая?См.потери немцев,с отличной подготовкой и опытом Битвы за Англию,в воздушных боях первых дней войны.Чегото аж 2недели господством в небе и не пахло а потери за 50%,пока танки аэродромы не распахали.А не в Сталинграде ли и Кубани,положили основных "экспертов",не умея летать-стрелять?О ЗАПах автор,как я понимаю,даже и не слышал...Я не говорю что все было идеально,косяков хватало но,перегибать тоже не стоит.И уж если на то пошло,то наша система оказалась способна,отбить первый,почти нокаутирующий удар,не дав с воздуха,смешать с землей наземные войска,выбить набравших силу и кол-во,противриков,создать противодействие и со временем превзойти и уничтожить противника,вплоть до последних дней имевшего лучшую технику.А значит и командование и методы подготовки которые оно внедряло,были правильными.Пулеметы невозможно завалить трупами,плохая система не побеждает хорошую...
  8. -1
    7 ноября 2015 12:26
    Цитата: dobr5919
    О ЗАПах автор,как я понимаю,даже и не слышал...

    Свое отрочество я провел в среде летчиков-истребителей, фронтовиков. Хотя мой отец и не имел отношения к авиации, но друзья у него были сплошь летчики. Мне запомнился дядя Леша, подполковник. Вкратце расскажу его историю. Закончил перед войной Чугуевское училище летчиков, и его, вместе с Кожедубом (много о нем рассказывал), оставляют в училище инструктором. Началась война, все рвались на фронт, и дядя Леша в их числе. Только в начале 1944 г. его рапорт был удовлетворен, и он был направлен в ЗАП. За полгода, проведенные в ЗАПе, он совершил только два полета. Почему полгода? А его никто из "купцов" не хотел брать, - зачем в полку "молодой" летчик, который наголову сильнее всех стариков. И только случай ему помог попасть на фронт - среди одной из групп "купцов" оказался его бывший курсант, который и помог дяде Леше. Попал дядя Леша в самый обычный ИАП самой рядовой ИАД, на всю ИАД был только один ГСС, да и тот служил в штабе дивизии. Еще два месяца дядя Леша вместе с такими же "новобранцами" болтался в полку без дела, выполняя всяческие поручения и наряды по службе. За эти два месяца он выполнил несколько полетов, занятий по тактике не было. Тут нужно сказать, что полк в это время интенсивно использовался на сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков, нес потери. В один из дней комэск сказал, что завтра молодые пойдут в бой. Утром вылетел один из приятелей дяди Леши, и не вернулся, сбили. После обеда настал черед дяди Леши. Как он мне рассказывал, его просто колотило от волнения и переживания за сбитого друга. После короткой инструкции взлетели и пошли на встречу со штурмовиками. Вдруг кто-то заорал по радио: "Немцы!" и все шарахнулись в разные стороны. Дядя Леша от неожиданности растерялся, и в какой-то момент потерял из виду своего ведущего. Оглянулся, говорит дядя Леша, а сзади-снизу в метрах двадцати всплывает огромная тупая морда "фоккера"... Удар, мотор заглох и Ла-5ФН посыпался вниз, а внизу лес. Только мастерство инструктора позволило посадить самолет на поляну, поросшую молодняком. Вот такая история, и это было в конце войны. А Вы нам говорите про ЗАП и методы подготовки... Дядя Леша закончил войну в Чехословакии, имея на счету пять сбитых фрицев.
    1. 0
      7 ноября 2015 13:04
      Цитата: Oldman
      Вдруг кто-то заорал по радио: "Немцы!" и все шарахнулись в разные стороны.

      Цитата: Oldman
      а сзади-снизу в метрах двадцати всплывает огромная тупая морда "фоккера"... Удар, мотор заглох и Ла-5ФН посыпался вниз, а внизу лес.

      Цитата: Oldman
      а сзади-снизу в метрах двадцати всплывает огромная тупая морда "фоккера"... Удар, мотор заглох и Ла-5ФН посыпался вниз, а внизу лес.


      Ла-5ФН очень грозная машина и ничем не уступала Мессам и Фоккерам. При всём уважении к фронтовику Дяде Лёше, что-то тут не так. В 1944 году группа, где были опытные лётчики, не заметила самолёты противника и подпустила их с хвоста... Далее. Стрелять с 20 м - это гарантия собственной гибели от обломков Ла-5ФН. Весь Ваш пост накачен пессимизмом и обречённостью.
      1. +1
        7 ноября 2015 14:03
        А со скольки метров обычно стреляли, что бы сбить? Читаешь мемуары асов они рекомендовали стрелять тогда когда видишь заклепки самолета.
      2. 0
        10 ноября 2015 11:55
        ASK505
        у меня препод по тактике фронтовик был
        так он рассказывал когда на кубани сбили пару немцев лагами так на допросе немец ведущий сказал, что приближавшихся самолётов противника не видел, а видел пересекающуюся курсами только стаю журавлей на высоте 3тыс. метров тогда перед следующим вопросом немцу сказали - "а ну дыхни"!
    2. +6
      7 ноября 2015 16:09
      История описанная Вами,вызывает у меня смутные сомнения...Ну да ладно.Расскажите тогда еще,почему за общую картину состояния дел,Вы берете "историю"д.Леши а не историю Кожедуба раз их путь так похож?Не иначе как по той жепричине,по которой в вашем опусе нет упоминания о ЗАПах и зачем они были нужны(в авиашколах учили ЛЕТАТЬ,в ЗАПах учили ВОЕВАТЬ.Разумеется в разных по разному,гдето лучше гдето хуже но,ктото же вырезал в небе 4списочных состава "зеленых сердец",кои были асы из асов.Знать по пути Кожедуба,всеж шло большинство.)
      И про "сторону солнца",ахинея!Маневр идет от тактики,которая исходит из концепции применения авиации.Задача немцев,уничтожение авиации противника.У наших ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА действийНАЗЕМНЫХ ВОЙСК.Все,отсюда и невозможность "высота-скорость-маневр-огонь",где это все взять прикрывая передний край,при сопровождении горбатых и т.д,бо при отрыве от опекаемых,шанс их потерять крайне велик.А за срыв боевой задачи о и расстрелять могли.Такая возможность появилась только после создания кол-го перевеса,когда часть сил можно выделить на охоту.Никитич,кстати,охотником и отвоевал,в основном,посему и подходил к цели и на скорости с высотой,и с маневром каким был нужен.Ну а касаемо стрельбы,почитайте Пепеляева,НА ЧЕМ и по чему,учили стрелять.
    3. +1
      7 ноября 2015 21:32
      Я не буду говорить Вам о ЗАПах,пусть это сделает Шугаев Борис,истребитель,сафт "я помню".
      К январю 1943-го года я уже, по сути, закончил обучение на И-16. И вот, пришел к нам очередной запрос: дать сотню лётчиков, пусть даже закончивших на И-16. Отобранные попали в запасной авиационный полк, который переучивал летчиков, поступивших из госпиталей и училищ, и кроме того туда же прилетали полки на переучивание на новую матчасть. Но оказалось, что примерно половина из отобранных не прошла штурманскую подготовку, и их вернули обратно. На их место пришлось подбирать других. А у меня тогда как раз были закончены все штурманские полеты. Вот меня и включили в группу. Вот так я окончил училище и был направлен в ЗАП.

      Наш запасной авиаполк стоял в азербайджанском городе Аджикабуле. Он был предназначен для переучивания приходивших с фронта боевых полков на американские "Аэрокобры". Однако первые месяцы, пока мой будущий 66-й полк не прибыл в ЗАП, мы учили теорию, немножко подлетывали, но основательно учебой мы там не занимались. Моё обучение в ЗАПе продолжилось, когда полк, в который я был зачислен, получил самолёты "Аэрокобра". Эти машины мы изучали вместе с боевыми лётчиками, которые до этого летали на Як-1. Они уже много повоевали, и в смысле техники пилотирования были асы. По сути, им только матчасть нужно было изучить, а мы-то были еще желторотые цыплята. Конечно, за нами старались присматривать, чтобы мы не убились на "кобрах". Слетал я по кругу, в зону на пилотаж. Потом прошли боевое применение: воздушные бои, штурмовку. Воздушные бои мы вели и групповые, и один на один, но чаще пара на пару. Слава богу, учиться нам было у кого, хотя нашего брата было больше половины состава полка. К примеру, с нами был один из лучших лётчиков 66-го полка дважды герой Советского Союза Камозин Павел Михайлович. Первую звезду он получил ещё в другом полку на ЛаГГ-3.
  9. +1
    7 ноября 2015 13:54
    Цитата: ASK505
    Весь Ваш пост накачен пессимизмом и обречённостью.

    Я не вижу там пессимизма и обреченности. Я привел реальную картинку войны. Кстати, тот же дядя Леша заканчивал войну в другом, гвардейском полку, и о нем у него остались самые добрые воспоминания.
    Цитата: ASK505
    Стрелять с 20 м - это гарантия собственной гибели от обломков Ла-5ФН.

    Я привел конкретную цифру, которую запомнил. И потом, почему там должна быть гарантированная гибель? Смотря кто сидит в этом фоккере, смотря с какого ракурса был открыт огонь, и т.д... О таких деталях я не расспрашивал.
    Цитата: ASK505
    В 1944 году группа, где были опытные лётчики, не заметила самолёты противника и подпустила их с хвоста...

    Ну, хорошо, вот еще один реальный эпизод, который мне рассказал главный инженер одной ИАД 1-го ИАК. Операция Багратион. Эскадрилья (не полного состава, комэск ГСС, опытные летчики) вылетает на задание, и ее прямо над своим аэродромом всю сбивают, ни один не уцелел. Прикажите не верить этому человеку, который видел это все своими глазами? Это реалии войны, конкретные трагические эпизоды, которыми полна фронтовая жизнь. К сожалению, не все в той войне регламентировалось уставами и наставлениями, в ходу был и простой человеческий фактор.
    1. +2
      7 ноября 2015 19:03
      Цитата: Oldman
      Я привел реальную картинку войны.
      Ну, хорошо, вот еще один реальный эпизод
      Вы уверены? Так было ВСЕГДА и ВО ВСЕХ боях? Отец мой был штурманом бомбардировщика и рассказывал, что в 1944 в ЗАП пришли командиры экипажей с налётом 6-8 часов. Но он же рассказывал как они летали ПОСЛЕ ЗАПа. Отец и его гости (ветераны собирались у нас каждый май) рассказывали много тяжёлого и героического, победного. Они рассказывали как часто с вылета штурмовики привозили мёртвых стрелков и они же рассказывали о горящих танковых колоннах немцев. В общем, было всякое, но их поколение победило. (во избежание вопросов - у нас в гостях собирались ветераны Аэрофлота, летавшие в войну на всех типах самолётов)
  10. +3
    7 ноября 2015 18:08
    Да, в комментариях разнотык, мама не горюй.
    Есть сайт айрфорс.ру - airforce.ru/
    На сайте огромное количество мемуаров воевавших летчиков, причем не в стиле воспоминаний, а в стиле "бесед за жизнь".
    До того, с детства увлекался военно-летными мемуарами, начитался выше крыши.
    А глаза прорезались только после сайта. Когда мне уже за 40 сделалось.
    ...
    Мы своих укладывали в начале войны. Немцы в конце.
    Кто выиграл, думаю все в курсе.
    Все остальное от лукавого.
    1. +1
      7 ноября 2015 20:28
      командир выходит и говорит: "Ты полетишь туда-то". И вот звено, 4 самолета, 3 опытных, а один -в первый раз, молодой. У нас только так было, в других полках, я знаю, что ничего даже похожего, но у нас и потери наименьшие были. Правда бывало и так, командир говорит: "Все, пора тебе, выпускаю тебя ведущим", а я говорю: "Командир, давай еще полетаем, я в себе уверен, но я не уверен, что у меня напарник будет такой, как ты"
      Кривошеев Григорий Васильевич(из интервью)
  11. +2
    7 ноября 2015 19:58
    Самое страшное - это "шапкозакидательство". Даже сейчас этим увлекаемся, если почитаешь "ВО". Разумнее оценивать и учиться у противника. Порой почитаешь некоторых....Дух нужен безусловно, но с разумом.
  12. 0
    20 ноября 2015 22:36
    Цитата: Рейдер
    Самое страшное - это "шапкозакидательство". Даже сейчас этим увлекаемся, если почитаешь "ВО". Разумнее оценивать и учиться у противника. Порой почитаешь некоторых....Дух нужен безусловно, но с разумом.

    Как я с Вами согласен! Обсуждается статья в которой автор пишет о двух оставшихся в живых из полка, о полетах стадом в 43... И на этом фоне такой неиссякаемый оптимизм.
  13. 0
    11 декабря 2015 22:26
    Прекрасная статья, очень чётко проясняющая ситуацию, приведшую к тому, что численно намного большую советскую авиацию Люфтваффе просто смело с неба за пару месяцев 41 года !

    — Какой налет имеете на боевых самолетах?
    Отвечают: — Полтора-два часа, и то чаще всего на старых самолетах, редко кто летал на новых. Спрашиваю у командиров: — Как будет происходить освоение новой материальной части? — Теорию им объяснили во время учебы, познакомили и с особенностями самолетов, ну а здесь даем один-два полета и потом — на Сталинград. Время не ждет». М-да, от этого эпизода меня мороз по коже продрал!

    Это просто ужас... Пилоты рейха обучались 3 года и имели МИНИМУМ 350 часов налёта (только в ходе войны этот минимум постепенно сокращался, но даже близко не подошёл к "налёту" советских ВВС). Но вот ведь штука - что никто ни с какого уровня власти НЕ ВОССТАЛ ПРОТИВ ОТПРАВКИ НА УБОЙ молодняка. И это называется социальное государство ?!?

    А поначалу летчики не учитывали даже таких тактических азов, как заход в атаку со стороны солнца». Генерал Захаров (в 1938 г. командир звена, старший лейтенант, а в 1939 г. — командующий ВВС округа!) забыл упомянуть, что этот «естественный путь» устлан телами огромного количества наших летчиков, которых он не смог научить «даже тактическим азам». Впрочем, знал ли он сам эти «азы»?
    Да уж, не знал, что можно такую фантастическую карьеру провернуть ! Но оказывается вот как бывает если "великий вождь" решает облачить доверием, а старые кадры с испанским опытом угрохать !

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»