Надежда оказалась недоброй

28


1 ноября 1914 года произошло знаменательное событие в истории британского флота: впервые за более чем 100 лет английская эскадра была наголову разгромлена в морском бою. Вообще, осень 14-го оказалась для "владычицы морей" шокирующе провальной. 20 сентября в Занзибарском порту немецкий крейсер "Кенигсберг" расстрелял и утопил английский легкий крейсер "Пегасус". 22 сентября немецкая подлодка легко и непринужденно отправила на дно три британских броненосных крейсера. 27 октября подорвался на мине и затонул новейший линкор "Одэйшес", а еще через четыре дня германская "Эскадра южных морей" под командованием адмирала Максимилиана фон Шпее в бою у чилийского порта Коронель расправилась с английской флотилией адмирала Кристофера Крэдока, утопив броненосные крейсера "Монмут" и "Гуд хоуп" (в переводе - "Добрая надежда").
При этом из экипажей крейсеров никто не спасся, они погибли в полном составе, включая и самого адмирала Крэдока, а немцы не потеряли ни одного матроса. Ореол непобедимости и всемогущества Ройял Неви заметно потускнел и впервые со времен Бонапарта у англичан появился на море грозный соперник.
Правда, запас прочности у крупнейших в мире на тот момент британских военно-морских сил все еще был огромным. Выдержав серию ударов, они через месяц взяли реванш за Коронель, уничтожив флотилию Шпее в битве у Фолклендских островов, однако это уже другая история.
На заставке - горящий "Гуд хоуп" за несколько минут до гибели.





Броненосный крейсер "Гуд Хоуп" - флагман адмирала Крэдока.



Группа офицеров "Гуд Хоупа". Все они погибли ровно 101 год назад, а вместе с ними - 867 матросов крейсера.



Броненосный крейсер "Монмут", переживший "Гуд Хоуп" на полтора часа. На нем погибло 735 человек.



Легкий крейсер "Глазго". В бою у Коронеля он получил шесть снарядных попаданий, но сумел спастись благодаря высокой скорости и наступлению ночи.



Схема битвы у порта Коронель.



Немецкий коллаж с фотографиями бравого адмирала фон Шпее и кораблей его "Зюдзее-Гешвадера" - крейсеров "Шарнхорст", "Гнейзенау", "Нюрнберг", "Лейпциг" и "Дрезден". .





Флагман фон Шпее броненосный крейсер "Шарнхорст" в довоенной желто-белой окраске.



Однотипный с "Шарнхорстом" крейсер "Гнейзенау".



Легкий крейсер "Нюрнберг".



Легкий крейсер "Дрезден" во время визита в Нью-Йорк в 1909 году.



Легкий крейсер "Лейпциг".
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    7 ноября 2015 07:02
    Кто бы что не говорил, но германцы очень не дурно дрались в море во время ПМВ, а ведь флот у них был очень молодой и опыта ведения морских войн у них вообще не было.
  2. +24
    7 ноября 2015 08:00
    В битве у Коронеля отряд Крэдока не имел никаких шансов против эскадры фон Шпее: "Монмут" и "Гуд Хоуп" уступали броненосным крейсерам "Гнейзенау" и "Шарнхорст" во всем: и в бронировании, и в вооружении (тем более из-за свежей погоды броненосные крейсера Крэдока не могли применять часть своей бортовой артиллерии, установленной слишком низко, так что волной заливало орудийные порты в казематах), и в скорости. К тому же "Шарнхорст" и "Гнейзенау" до войны были лучшими кораблями кайзера по части подготовки своих артиллеристов, постоянно брали призы императора на учебных стрельбах. Британские корабли "Гуд Хоуп" и "Монмут" до войны находились в резерве, будучи с началом войны мобилизованными в строй, были укомплектованы плохо подготовленными резервистами. У Крэдока был только один легкий крейсер "Глазго" против 3 немецких, превосходя их (немцев) только в скорости (что впоследствии помогло ему спастись). "Отранто" вообще не в счет - это вспомогательный крейсер, на который немцы в ходе боя практически не обращали внимания - если бы немцы взялись за "Отранто" всерьез, то он бы составил компанию "Монмуту" и "Гуд Хоупу". Однако Крэдок не отступил, не посрамив чести британского флага и морских традиций Королевского флота.
    А потом сэр Фишер отправил в Южную Атлантику линейные крейсера "Инвинсибл" и "Инфлексибл", которые не торопясь пришли на Фолкленды, где и подловили фон Шпее и перетопили практически все корабли "Зюдзее-Гешвадера", за исключением одного легкого крейсера, который еще до боя отделился от эскадры и ушел в свободное плавание. Стороны поменялись ролями: британцы стали охотниками, а немцы соответственно дичью, к тому же беспомощной - ни сбежать (скорость слишком мала), ни отбиться (броня и главный калибр артиллерии просто несопоставимы) они не могли. При этом британцы практически не понесли потерь в личном составе. К чести фон Шпее, он также сопротивлялся до последнего, не выкинув белый флаг перед сильнейшим врагом. Немцы довольно долго уходили от британских линейных крейсеров, отстреливаясь от них на отходе, причем флагман фон Шпее находился на почетном месте, замыкая колонну своей эскадры и соответственно получая большинство британских снарядов. В этом бою вместе с фон Шпее погибли оба его сына, служивших на кораблях эскадры.
    Честь имею.
    1. +5
      7 ноября 2015 19:19
      Цитата: Александр72
      А потом сэр Фишер отправил в Южную Атлантику линейные крейсера "Инвинсибл" и "Инфлексибл", которые не торопясь пришли на Фолкленды, где и подловили фон Шпее

      Скорее не подловили, а заманили. В одном из номеров "Т - М" была отличная статья "Радиовойна: первые залпы", там неплохо прорабатывается версия о радиоигре на захваченных у немцев радиошифрах.

      В битве у Коронеля отряд Крэдока не имел никаких шансов против эскадры фон Шпее: "Монмут" и "Гуд Хоуп" уступали броненосным крейсерам "Гнейзенау" и "Шарнхорст" во всем
      А кто ему доктор, что он оставил "Канопус", который специально передали ему для усиления артиллерийской мощи. Да, конечно, он был устаревшим и тихоходным и не тормозил бы эскадру, но тогда на что надеялся Крэдок, когда кинулся на перехват более сильного противника? А ведь он не мог не знать, что артиллеристы "Шарнхорста" два последних года брали личные призы кайзера за отличную стрельбу. Так что тут скорее всего сыграла свою роль самоуверенность британцев в непобедимости Роял Неви. Ну, а то, что он не сдался, а тупо погубил веривших ему моряков... Впрочем, англичане всегда считали, что лучше утопить корабль и людей, чем признать поражение.
      1. +2
        8 ноября 2015 19:21
        Крэдок отлично знал о судьбе адмирала Трубриджа, упустившего в Средиземном море немецкие "Гебен" и "Бреслау", которые прорвались в Черное море и долго служили пугалом для Черноморского флота (и как считают многие исследователи адмирал Сушон со своими кораблями, "проданными" Турции стал катализатором, подтолкнувшим султана к вступлению в войну на стороне Центральных держав). Не смотря на то, что у Трубриджа были только устаревшие броненосные и слабые легкие крейсера и он физически не мог перехватить "Гебен" - лорды Адмиралтейства посчитали его виновным в потере лица британским флотом. Крэдок знал, что его ожидает то же самое, если он упустит фон Шпее. Поэтому он пошел в бой, не взяв с собой тихоходные броненосец "Канопус" и броненосный крейсер "Дифенс" (к тому же только что выведенные из резерва флота и укомплектованные плохо подготовленными резервистами) и пошел в безнадежный бой против Шпее только с целью спасти честь свою и британского флота. Как говорил один из лучших британских флотоводцев - адмирал Эндрю Канингхэм - "для того чтобы построить корабль нужно 3 года, а для того чтобы создать традиции 300 лет", а у короля (английского) их (кораблей) много. Крэдок поступил глупо как флотоводец, но мужественно как мужчина и джентельмен.
        Честь имею.
        1. 0
          13 декабря 2015 21:50
          Цитата: Александр72
          Крэдок отлично знал о судьбе адмирала Трубриджа, упустившего в Средиземном море немецкие "Гебен" и "Бреслау", которые прорвались в Черное море

          Судя по хронике этого "перехвата", Трубридж был весьма похож на курицу из анекдота: "А не слишком-ли быстро я бегу?"
  3. +3
    7 ноября 2015 08:21
    Есть художественная книга Владимира Кнехта о Кредоке и его эскадре так и называется "Добрая Надежда". http://www.ozon.ru/context/detail/id/4661216/
  4. -2
    7 ноября 2015 10:01
    победить англичан на море в то время было невозможно ибо их флот соответствовал двухдержавному стандарту!
    1. +1
      7 ноября 2015 14:50
      Цитата: BagnoNew
      победить англичан на море в то время было невозможно ибо их флот соответствовал двухдержавному стандарту!

      К сожалению это осознание собственной непобедимости на море, видимо и стало главной причиной их поражений в купе с недооценкой противника. Отсюда и результат - ряд "мелких" поражений, плюс битва у Коронеля - поражение полное, хоть потом и отыгрались, да и Ютланд фактически проиграли "по очкам".
  5. +4
    7 ноября 2015 10:31
    О чём статья?

    P.S.
    Не успел начать её читать, как она уже кончилась...
  6. +4
    7 ноября 2015 10:50
    Немецкий флот показал себя ПМВ очень недурно,вспомнить Ютландское сражение где флот открытого моря победил британский флот
    1. +1
      7 ноября 2015 11:12
      да не ужель победили немцы? Вот новое слово в военно морском деле, чудом сумев удрать ночью от ангичан победили . Зейдлец,Дерфлингер и Фондертан не боеспасобны на утро . Удары орудий 5 эскадры линкоров Гранфлита корабли германии не выдерживали . Так что насчет победы германского флота явный перебор
      1. +3
        7 ноября 2015 14:46
        да не ужель победили немцы?


        Немцы НЕ победили! Ещё раз - немцы НЕ победили.
        НО - они встретили Grand Fleet в море и Hoch See Flotte оказался достойным соперником.

        Германия обладала самой сильной армией + флотом способным встретить британцев..
      2. +3
        7 ноября 2015 14:52
        Цитата: сайгон
        да не ужель победили немцы?

        Только немцы потеряли 800 моряков убитыми, а англичане больше полутора тысяч. Если учесть, что обе стороны не достигли намеченных целей, то победа "по очкам" явно за немцами.
        1. +1
          7 ноября 2015 16:30
          Аргентина Ямайка 5-0 так примерно . Англичане потеряли 2 линейных крейсера вот и потери выше.НО одно маленькое но ЛК немцев практически утратили боеспособность и для этого хватило 14 снарядов с английских кораблей . После чего флот открытого моря попав под огонь линкоров Джелико бежал иначе не назвать . Чудо спасения ночью дало повод говорить немцам чуть не о победе .
          1. +1
            7 ноября 2015 21:59
            Цитата: сайгон
            Англичане потеряли 2 линейных крейсера вот и потери выше.НО одно маленькое но ЛК немцев практически утратили боеспособность и для этого хватило 14 снарядов с английских кораблей . После чего флот открытого моря попав под огонь линкоров Джелико бежал иначе не назвать . Чудо спасения ночью дало повод говорить немцам чуть не о победе .

            Но с другой стороны и поражением это назвать нельзя, своей цели немцы, конечно, не добились, но и откровенного поражения избежали, нанеся противнику серьёзный ущерб, и главное - немецкий флот продемонстрировал лучшую подготовку, чем английский, что для "владычицы морей" было весьма тревожным сигналом.
    2. +2
      7 ноября 2015 14:48
      Вот он - Hoch See Flotte !
      1. +2
        7 ноября 2015 14:57




        И ещё немного Hoch See Flotte...
        1. +1
          7 ноября 2015 21:47
          А вот кто знает - ПОЧЕМУ?
          See в немецком означает только -ОЗЕРО-. и ничего больше. Приозносится - ЗЕЕ, по-русски.
          Море, по-немецки - MEER (Мее..такое хитрое -р-).
          По английски, Море - Sea, да и произносится по другому, Сие- просто. ( е-..укороченное -е-)
          ...
          Есть, конечно, устоявшиеся термины, обороты, типа - капитан дальнего плавания.
          Все остальные только от бордюра к бордюру плавают.
          ...
          Но, что меня интересует, - ПОЧЕМУ..в морских терминах немцы используют понятие -Озеро-?
          Немецкоговорящие есть на сайте? Носители языка?
          1. +2
            8 ноября 2015 03:14
            Степень волнения моря (класс мореходности кораблей).
            По английски High Seas. Также нижненемецкий термин.
          2. +1
            8 ноября 2015 08:16
            See I (-s, -n) озеро ein großer See — большое озеро ein kleiner See — небольшое, маленькое озеро

            II (=, -n) море die See ist ruhig — море спокойно wir waren schon auf hoher See, als... — мы уже были в открытом море, когда... bei ruhiger See kann man weit schwimmen — при спокойном море можно далеко плавать im Urlaub waren sie an der See — во время отпуска они были на море in diesem Sommer fahren wir an die See — в это лето мы поедем на море

            как то так request
          3. +1
            8 ноября 2015 08:33
            Немецкоговорящие есть на сайте? Носители языка?


            Знаю, но не как филолог (анализ языка провести не кажный сможет, даже немец) - а вообще спасает волшебная программа Abby Lingvo - так вот морских терминов образованных от See даже больше чем от Meer
            1. +1
              8 ноября 2015 12:31
              в нижненемецком нет слова "Meer", только "See" программа об этом ничего не знает
          4. +2
            8 ноября 2015 19:11
            Все объяснятся очень просто: моря, к которым Германия имеет выход традиционно имеют в своем названии слово See: в частности - Ostsee - Балтийское море (буквально - Восточное озеро (море), Nordsee - Северное море (переводится так же). Поэтому в немецком языке морские термины традиционно в своей основе имеют слово See. Термины от слова Meer (море) - как правило заимствованы из других языков (практически все из английского языка).
            Писатель и историк Александр Больных (к которому можно относится по разному из-за его явно антисоветских (да и русофобских тоже) взглядов, но о морских баталиях он пишет очень интересно и аругментированно), в названии кайзеровского флота - Hochseeflotte - Флот Открытого моря - пропущено одно слово - Nord, т.е. Северное, таким образом полное название должно выглядеть так - Флот Открытого Северного моря. Что в принципе вполне соответствует действительному положению вещей - судя по конструкции германских линейных кораблей - и дредноутов и эскадренных броненосцев и линейных крейсеров (толстая бортовая броня, солидное бронирование рубок и башен, артиллерия не слишком большого калибра - 280-305 мм, но с высокой начальной скоростью снаряда с настильной траекторией и высокой бронепробиваемостью на средних дистанциях, не шибко большая скорость и мореходность, а также дальность плавания) и тактическим воззрениям немцев весь немецкий флот, построенный до Первой мировой войны предназначался для боя на средних дистанциях с примущественно настильной траекторией стрельбы, что возможно только при ограниченной видимости, характерной для Северного моря в большую часть навигации. Об этом в частности свидетельствуют и результаты Ютландского сражения.
            По поводу Ютландского сражения - обе стороны считали его своей победой. Приведу только цифры, признанные обеими сторонами:
            Потери в кораблях:
            Гранд Флит (британцы):
            линейные крейсера - 3 ("Куин Мри", "Индефатигебл", "Ивинсибл" - уничтожены одним залпом, большие потери в экипажах),
            броненосные крейсера - 3,
            эсминцы/миноносцы - 8.
            Флот Открытого Моря:
            линейные крейсера - 1 ("Лютцов", вышел из боя, потоплен торпедами своих же эсминцев ввиду полной потери хода и невозможности эвакуации),
            эскадренный броненосец - "Поммерн" (вступил в строй в 1907 году, британцы и англофилы с упорством, достойным лучшего применения, причисляют его к линейным кораблям, априори подразумевая корабль дредноутного типа),
            легкие крейсера - 4,
            эсминцы/миноносцы - 5.
            Потери в экипажах:
            бритты - 6097 убитых и 510 раненных из более чем 60000 членов экипажей,
            тевтоны - 2551 убит и 507 ранены из примерно 36000 членов экипажей.
            Всего в этом бою принимало участие 151 британский и 99 немецких кораблей. Причем адмирал Шеер, чтобы хоть как-то уменьшить подавляющее превосходство британцев в главном калибре потащил за собой в бой тихоходные броненосцы адмирала Мауве, от которых в сражении особого толка не было, тольк пополнили список потерь злочастным "Поммерном".
            Правда адмирал Шеер, объявив о своей победе, ошибочно считал, что потопил британский линкор-сверхдредноут "Уорспайт".
            О результатах сражения:
            2 июня (т.е. на следующий день после битвы) адмирал Джеллико имел в составе Град Флита 31 дредноут и сверхдредноут, 7 линейных крейсеров и 20 легких крейсеров. Шеер же соответственно 18, 4 и 9 кораблей аналогичнх классов. Т.е. соотношение стало еще хуже чем до Ютланда - причина в том, что многие немецкие корабли (особенно линейные крейсера) получили тяжелые повреждения и долго ремонтировались. Но справедливости ради нужно отметить, что они выдержали огонь тяжелых британских пушек калибра 305, 343 и 380 мм, тогда как на немецких кораблях были орудия ГК калибром только 280 и 305 мм.
            Кто победил - судите сами.
            Честь имею.
  7. +8
    7 ноября 2015 11:22
    Оценил статью положительно исключительно из-за фотографий, хотя статья не о чем, так - констатация факта. Комментарий коллеги Александр72 несет на порядок больше информации
    1. -1
      7 ноября 2015 14:49
      Люблю эту тему ! wink
  8. +2
    7 ноября 2015 19:24
    Отличная подборка фотографий, но от статьи ожидал большего. Но всё равно спасибо.
  9. +1
    7 ноября 2015 20:29
    Цитата: Monster_Fat
    Есть художественная книга Владимира Кнехта о Кредоке и его эскадре так и называется "Добрая Надежда".

    Жму руку. Отличная книга, особенно если учесть, что под псевдонимом Кнехт, скрывался
    "Кнехт Владимир (настоящее имя и фамилия Владимир Алексеевич Петровский) (1900-1950) – контр-адмирал, писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

    Начал писать в 1920-х годах, будучи курсантом Военно-морского училища. В 1930-х годах вышли его романы «Страна на замке» (1932), «Добрая надежда» (1935), «Штурм» (1937), «Тихие Кемио» и другие.
    Во время ВОВ начальник штаба морской обороны Ленинграда."
  10. +2
    7 ноября 2015 21:14
    Не, ну не интересовался я детально морскими войнами немцев и англичан.
    Хоть и сам военмор.Был.
    Так, по частям, по сражениям.
    А тут - интересный материал.
    Судя по схеме боя, Хоуп шел замыкающим, после разворота на обратный курс?
    Там его и накрыли.
    Потом накрыли и Монмута, я, по крайней мере, так понял. Непонятно только, зачем он попер в обратку на всю немецкую эскадру. Дать сбежать легким или погибнуть с честью?
    В любом случае, достойный поступок.
    А "уланы" сбежали. Хоть и по приказу, думаю, но сбежали.
    ...
    А вот что интересно, что немцы, что наши,и даже англичане, оказывается, зная что ловить нечего, все равно шли в бой.
    Варяг у нас, с Корейцем. Стерегущий.
    Немцы - те же самые. Им предлагают интернироваться, они идут на гибель. Та же эскадра,тот же самый Кенигсберг.
    Тот же самый "Шпее", но времен Второй мировой - корабль затопили, командир застрелился, Лангдорф.
    ...
    Знаменательно.
    А прижизненные фото кораблей мне очень понравились.
    Игрушки, право слово.
    Куда на таких воевать? Погибнуть только - красиво так.
    Захлебнувшись нефтью, мазутом, угольной пылью, паром обварившись до костей.
    1. +1
      8 ноября 2015 03:07
      Хох зее флоте,, по окончании ПМ покончил с собой самоубийством ,,,личный состав затопил свои корабли открыв кингстоны в бухте Скапа Флоу,,,Германия практически заново создавала флот в 30 годах
    2. +1
      8 ноября 2015 03:17
      Захлебнувшись нефтью, мазутом, угольной пылью, паром обварившись до костей
      Есть хорошая книга Полярный конвой,,,, Алистера Маклина ,,,, можно найти в инете.. Правда она не про ПМ , а про ВМ но суть думаю не меняется, Мак Лин сам плавал на кораблях конвоя и знал о чем писал.. а писал он как раз об захлебнувшихся нефтью, обварившихся паром,оказавшихся в ледяной воде,,,, но они шли на смерть даже зная что им нечего ловить и при этом они не воспринимали все как красивый героизм..... матросы и офицеры Гранд Флита просто делали свою работу
    3. +1
      8 ноября 2015 08:23
      морскими войнами немцев и англичан.


      Были войны Голландии и Англии - на равных - интересно
      Были войны Англии и Франции (королевской) почти на равных (у франков были лучше корабли у бриттов команды) - интересно
      Была ПМВ и столкновения крупных кораблей бриттов и тевтонов - тоже интересно - так как до этого на море сто лет никто Британии вызова и не мечтал бросить.

      Ютландское сражение - это просто праздник какой-то !!!! drinks