Катастрофа в Египте: пресса, сведения и предположения

Утром 31 октября произошла крупнейшая катастрофа в истории египетской гражданской авиации и одна из крупнейших в истории российской. В результате крушения пассажирского самолета Airbus A321 авиакомпании Metrojet/«Когалымавиа» над Синайским полуостровом погибли 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Около 07:15 утра по московскому времени самолет перестал выходить на связь и пропал с экранов радаров. Через несколько часов после этого участникам поисковой операции удалось обнаружить место падения лайнера. Причины катастрофы выясняются.

К настоящему времени стал известен ход событий, предшествовавших крушению. Свой последний успешный рейс самолет A321 (регистрационный номер EI-ETJ) выполнил 30 октября, доставив пассажиров из Самары в египетский Шарм-эш-Шейх. В Египте лайнер прошел необходимое техническое обслуживание и был подготовлен к следующему рейсу. Утром следующего дня самолет должен был отправиться в Санкт-Петербург. В 05:49 по местному времени (06:49 по московскому времени) самолет с 217 пассажирами на борту поднялся в воздух и направился к Средиземному морю, двигаясь над Синайским полуостровом. В 06:13 связь с лайнером прекратилась. Через несколько минут он разбился в 50 км от города Нехель.


Дело о крушении самолета российской авиакомпании Metrojet расследуется специалистами из нескольких стран. Главную роль в расследовании, в соответствии с существующими международными нормами, играют представители авиационных властей Египта. Также в расследовании участвуют специалисты из России, Франции, Германии и Ирландии, а также представители компании Airbus, построившей упавший самолет. Кроме того, российский Следственный комитет возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ.



На выяснение всех причин трагедии уйдет некоторое время. Представители следствия и авиационных властей России и Египта оглашают некоторые подробности расследования, однако полная картина происшествия пока является тайной даже для специалистов. Несмотря на это, катастрофа над Синайским полуостровом уже стала почвой для появления различных версий, слухов и спекуляций. В отечественной и зарубежной прессе появляются различные рассуждения на тему причин катастрофы, а также разная непроверенная и неподтвержденная информация. Не отстают от прессы участники многочисленных обсуждений.

Следует отметить, сообщения прессы все же позволяют составить примерную картину катастрофы, а также позволяют своевременно получать новые данные о ходе расследования. При этом, однако, некоторые средства массовой информации не гнушаются публикацией сведений из непроверенных или анонимных источников. Такая информация имеет недостаточную ценность, но все же может быть поводом для обсуждений и споров. Рассмотрим информацию прессы и версии, предлагаемые в качестве объяснения причин катастрофы.

Подавляющее большинство авиационных инцидентов и происшествий, в том числе приводящих к человеческим жертвам, происходит по техническим причинам или из-за т.н. человеческого фактора. В таком случае причинами аварий и катастроф становятся неправильное обслуживание техники на земле или некорректные действия экипажа во время полета. Для выявления неправильных действий пилотов или технического персонала требуется тщательное изучение бортовых самописцев, обломков воздушного судна, различной документации и т.д. На это требуется некоторое время, из-за чего выявление подобных возможных причин происшествия не может быть завершено в кратчайшие сроки.

Этой особенностью расследования катастроф могут воспользоваться некоторые недобросовестные лица, пытающиеся получить свои «дивиденды» от актуальной темы до появления полноценной официальной информации. Кроме того, из-за этого не исключаются различные «вбросы».

Несмотря на трудности с определением технических предпосылок к авариям, уже появились некоторые версии такого характера. Так, уже через несколько часов после падения самолета телеканал НТВ сообщил о неких технических проблемах борта EI-ETJ. Со ссылкой на вдову погибшего второго пилота Сергея Трухачева сообщалось, что тот перед полетом жаловался на состояние лайнера. Иные подробности, по понятным причинам, не сообщались.

2 ноября авиакомпания «Когалымавиа» опубликовала документы об обслуживании разбившегося самолета. Кроме того, соответствующие бумаги были переданы Следственному комитету. Из документов следует, что самолет A321 регулярно проходил проверки и обслуживание, благодаря чему находился в исправном состоянии и мог использоваться для перевозки пассажиров. Кроме того, в марте следующего года самолет должен был пройти комплексную форму обслуживания (т.н. C-Check).

Представители авиакомпании-эксплуатанта полагают, что причиной катастрофы не являлся какой-либо отказ бортового оборудования или иная авария. В ходе пресс-конференции 2 ноября заместитель генерального директора «Когалымавиа» по организации летной работы Александр Смирнов заявил, что из-за отказа аппаратуры самолет должен был упасть на землю и только после этого разрушиться. Тем не менее, лайнер разрушился в воздухе, что говорит о неком внешнем воздействии.

Специалисты компании «Когалымавиа»/Metrojet пока не придерживаются никаких определенных версий, однако полностью исключают проблемы с техникой и ошибки пилотов. Кроме того, А. Смирнов призвал дождаться завершения официального расследования.

В контексте технических проблем самолета высказывается версия, согласно которой катастрофа 31 октября стала следствием инцидента 2001 года. По сообщениям зарубежной и отечественной прессы, в 2001 году экипаж самолета A321 выполнил неаккуратную посадку, в ходе которой хвостовая часть фюзеляжа ударилась о взлетно-посадочную полосу. Вскоре машина прошла ремонт, после чего ее эксплуатация продолжилась. Некоторые специалисты полагают, что повреждения, полученные лайнером еще в 2001 году, могли дать о себе знать через 14 лет.

В качестве косвенного доказательства этого приводятся результаты расследования крушения самолетов Boeing 747 под Токио и над Тайваньским проливом в 1985 и 2002 годах соответственно. В обоих случаях имели место повреждение агрегатов хвостовой части самолета при неправильной посадке, ремонт и разрушение поврежденных деталей в полете через несколько лет. Таким образом, на данный момент нельзя полностью исключать возможность того, что с 2001 года в конструкции самолета EI-ETJ появились некие усталостные разрушения, которые и привели к недавней катастрофе.


Следует отметить, особое внимание прессы и общественности привлек тот факт, что самолет A321 в ходе происшествия разрушился в воздухе и падал на землю в виде нескольких крупных частей и множества мелких обломков. Вскоре после завершения поисков основных обломков Межгосударственный авиационный комитет подтвердил информацию о рассеивании частей лайнера по достаточно большой площади. Отдельные части машины упали на расстоянии до нескольких километров друг от друга. При этом хвостовая часть фюзеляжа с оперением упала отдельно от остальных агрегатов самолета.

Информация о разрушении самолета в воздухе способна раскрыть некоторые подробности происшествия и направить расследование по нужному пути. Тем не менее, эти сведения дополнительно усложняют сложившуюся картину, а также служат поводом для новых спекуляций. Разрушение лайнера в полете с последующим падением на землю пытаются объяснять различными факторами, не относящимися к конструкции или эксплуатации техники.



Уже 31 октября появились сообщения, согласно которым террористическая организация «Исламское государство» (запрещена в России) взяла на себя ответственность за крушение самолета Airbus A321. Никаких доказательств своей версии террористы не предоставили, а вскоре официальные лица опровергли их заявления. Ряд СМИ, а затем и министр транспорта России Максим Соколов заявили, что подобные заявления не являются достоверными. Кроме того, со ссылкой на неназванные источники сообщалось об отсутствии на обломках самолета каких-либо следов террористического акта.

Версия о причастности «Исламского государства» быстро распространилась по различным каналам, но вскоре не менее быстро пропала. В момент потери связи лайнер компании «Когалымавиа» находился на высоте более 9100 м. Террористы попросту не располагают зенитными средствами, которые способны уничтожить цель на такой высоте. Имеющиеся у них переносные зенитные ракетные комплексы имеют значительно меньшую высоту поражения целей, а системы с более высокими характеристиками либо вовсе отсутствуют, либо не могли быть тайно доставлены в район катастрофы.

Одновременно с версией об уничтожении самолета ракетой, сразу же опровергнутой, появилось предположение о возможном подрыве взрывного устройства на борту самолета, который и привел к его разрушению. Тем не менее, уже в первый день после происшествия появились сведения об отсутствии каких-либо следов теракта, а также соответствующие заявления чиновников. Как следствие, есть все основания не рассматривать версию о действиях террористов в качестве одной из основных.

Днем 2 ноября информагентство Reuters со ссылкой на неназванного представителя египетского Комитета по авиационным происшествиям сообщило, что специалисты уже начали расшифровку записей бортовых самописцев. Источник рассказал, что экипаж разбившегося самолета не подавал сигналы бедствия. Кроме того, в ходе крушения лайнер не подвергался каким-либо внешним воздействиям. Прочие сведения источник не раскрыл, но отметил, что работа с «черными ящиками» продолжается.

3 ноября (вечером 2 ноября по местному времени) свой доклад с предварительными выводами опубликовало аналитическое агентство Stratfor. Используя информацию из собственных и открытых источников, специалисты этой организации пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной крушения лайнера над Синайским полуостровом является взрыв на борту. Эксперты «Стратфора» не исключают возможность каких-либо технических неполадок, однако считают их маловероятными. Кроме того, они называют несостоятельной версию об атаке с использованием ПЗРК. В таком случае наиболее вероятной причиной катастрофы аналитики считают подрыв взрывного устройства на борту самолета.

Следует отметить, первые сведения об отсутствии следов теракта или улик, говорящих о применении взрывчатых веществ, появились всего через несколько часов после падения самолета, а вскоре получили некоторые подтверждения. Тем не менее, Stratfor призывает не отказываться полностью от версии о взрыве лайнера, в том числе и потому что следы взрывчатого вещества могут быть найдены и тех обломках, которые пока не изучены специалистами.

Stratfor отмечает, что в момент катастрофы один из американских спутников зафиксировал тепловую вспышку в районе нахождения самолета. Какие-либо иные подозрительные тепловые следы отсутствуют, что, в частности, опровергает версию об использовании зенитной ракеты. Данные со спутника, попавшие к специалистам «Стратфора», пока не публиковались. Межгосударственный авиационный комитет, как сообщает ТАСС со ссылкой на представителя этой организации, пока не может подтвердить или опровергнуть информацию американских аналитиков о вспышке.

В настоящее время специалисты из России, Египта, Франции и других стран продолжают изучать обломки упавшего самолета. Кроме того, сотрудники МЧС и египетских спасательных служб продолжают поиск и эвакуацию тел погибших. Расследование причин катастрофы находится на самых ранних стадиях, и специалисты заняты поиском улик и доказательств, которые могут подтвердить или опровергнуть какую-либо из существующих версий.

Расследование займет некоторое время и может продлиться несколько месяцев. Его итогом станет полноценный отчет со всеми подробностями происшествия, в котором будет обрисована полная картина ситуации, а также определены ее причины. Тем не менее, задолго до появления официального отчета эксперты, не имеющие отношения к официальному расследованию, и общественность пытаются своими силами определить причины катастрофы, используя только открытые данные. Материалы прессы уже позволили сформировать несколько версий, отличающихся количеством доказательств и правдоподобностью. Какая из них наиболее полно соответствует действительности – покажет расследование.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://interfax.ru/
http://forbes.ru/
http://reuters.com/
http://svpressa.ru/
http://rbc.ru/
http://stratfor.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
МЧС
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

156 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти