От квадрокоптеров до беспилотных самолетов

От квадрокоптеров до беспилотных самолетов


Самые интересные беспилотники выставки «Интерполитех-2015»

Характерной приметой нашего времени стало использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для решения широкого круга задач. Целая плеяда новых дронов дебютировала на XIX Международной выставке средств обеспечения безопасности государства и личности «Интерполитех-2015».


Беспилотные летательные аппараты, или дроны (англ. drone — трутень) в зависимости от массы, времени и высоты полета подразделяются на классы: микро (до 10 кг, до 1 часа, до 1 км), мини (до 50 кг, несколько часов, до 3–5 км), миди (до 1000 кг, 10–12 часов, до 9–10 км) и тяжелые (высота полета до 20 км, время полета – 24 и более часов).

Российская фирма «НЕЛК» представила уже известные и новые разработки. В числе первых следует отметить комплекс воздушной разведки на базе БЛА вертолетного типа (НЕЛК-В6) и экспериментальный аппарат вертикального взлета с бортовой энергетической установкой на топливных элементах (НЕЛК-В8).

НЕЛК-В6 предназначен для решения комплекса задач в интересах силовых структур и гражданских ведомств. При взлетной (собственной) массе 7 (до 3) кг БЛА может совершать полет на высоте до 500 м, преодолевая до 10 км в течение около 40 минут. НЕЛК-В8 с бортовой энергетической установкой на низкотемпературных топливных элементах при взлетной массе до 12 кг с целевой нагрузкой 3 кг может решать задачи со скоростью до 50 км/ч на аналогичной высоте в течение 12 часов.

Премьерами производителя стали комплексы воздушной разведки и радиолокационного обнаружения на базе БЛА самолетного и вертолетного типа. Так, беспилотный самолет «НЕЛК-С3» массой до 2,5 кг с электродвигателем при скорости 70–120 км/ч может действовать на высотах до 3000 м в течение до 60 минут. Коптер «Ротор» массой до 3 кг оснащен РЛС, которая обеспечивает круглосуточную радиолокационную разведку местности и подвижных объектов на дальности до 10 км с передачей информации о них по радиоканалу на удаление до 5 км. БЛА со скоростью до 50 км/ч при оснащении бортовой энергетической установкой может летать на высотах до 1500 м в течение 5 часов.

В то же время многофункциональные комплексы — БЛА самолетного и вертолетного типа от компании «Плаз», оснащенные электрическими двигателями, — в зависимости от характеристик могут вести фото-, видео- или тепловизионную разведку («Грифон-02») и 3D-картографирование местности («Грифон-11», «Грифон-12») на дальности 15–90 км в течение до 3 часов. Коптеры поскромнее — «Грифон-41» и «Грифон-07» — способны выполнять аналогичные задачи на дальности 5–15 км в течение 30–60 минут.

Комплекс с БЛА самолетного типа тяжелого класса «Кайра», продемонстрированный ООО «РТИ Аэрокосмические системы», обеспечивает мониторинг ледовой обстановки, рыбных запасов, газо- и нефтепроводов, ЛЭП, объектов повышенной опасности, а также проводит аэрофотосъемку и разведку полезных ископаемых. Для передачи информации комплекс «Кайра» оснащен спутниковой радиосвязью. Обладая массой до 1500 кг, он может летать со скоростью до 300 км/ч на высотах до 8000 м и с полезной нагрузкой на борту в 230 кг может находиться в воздухе до 35 часов.

Комплексы дистанционного наблюдения с БЛА серии «Гранат» представило ООО «Ижмаш – Беспилотные системы». Это носимый и возимый варианты с беспилотниками «Гранат-1-Э» и «Гранат-4-Э» (поставляются для нужд Минобороны), а также комплекс с БЛА «Тахион». По данным разработчика, последний предназначен для круглосуточного сбора информации в труднодоступных условиях на дальности до 40 км, дистанционного обнаружения подвижных и неподвижных объектов, в том числе человека, а также ретрансляции информации и сигналов управления. При взлетной массе до 7 кг БЛА может действовать на высотах до 4000 м со скоростью до 100 км/ч в течение не менее 2 часов. В условиях прямой радиовидимости радиус применения составляет не менее 40 км.

По словам представителя компании Евгения Зайцева, в конце 2015 года начнутся испытания БЛА-конвертоплана «Гранат-5» вертикального взлета и посадки. Аппарат массой 7 кг, который сможет нести нагрузку до 1 кг, создается для спецподразделений ВМФ. Конвертоплан с поворотными двигателями, работающими как в вертолетном, так и самолетном режимах, планируется предложить войскам в 2016 году.


Беспилотный летательный аппарат «Оса» на Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2015» в Москве. Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости


О новейшей инициативной разработке ZALA Aero Group «Русской планете» рассказал представитель отдела геодезии Александр Кострица. По его словам, БЛА под условным названием 421-Е5 предназначен для мониторинга обширных территорий в зонах чрезвычайных ситуаций, патрулирования и решения других задач. Беспилотник с размахом крыла 5 м может нести до 5 кг полезной нагрузки и летать в течение 7 часов на дальность до 150 км на высотах 1000 м и выше. Аппарат уже привлек внимание специалистов МЧС, Минобороны и Пограничной службы ФСБ России.

В свою очередь в экспозиции МЧС России был представлен БЛА самолетного типа Aerob A2V с корпусом в виде трубы, внутри которой на выдвижной платформе находится электродвигатель с элементами питания и полезная нагрузка. По словам Виталия Ковынева, замгендиректора компании «Аэроб», конструкция обеспечивает быструю смену нагрузки и замену элементов питания. БЛА взлетной массой 6,5 кг на скорости до 120 км/ч может действовать на высотах и дальности в 50–150 м и до 50 км соответственно в течение 3 часов. Аппарат способен летать в автоматическом режиме по определенному маршруту и возвращаться в заданную точку.

Еще один беспилотный самолет — БС-103 вертикального взлета и посадки — выполнен в виде конвертоплана с корпусом из композитных материалов. Как пояснил главный конструктор ОАО «Рекорд-Электроникс» Сергей Александров, аппарат массой до 11 кг способен нести 1,3 кг полезной нагрузки. Время полета по-«вертолетному» и «самолетному» составляет 30 и до 150 минут соответственно, а горизонтальная скорость на высотах 300–2000 м может достигать 80–100 км/ч. По словам Александрова, планируется увеличить высоту полета до 3000–5000 м, полезную нагрузку до 3 кг, а также время «зависания» в одной точке. Выбор такой схемы обусловлен спросом на БЛА, которые способны без дополнительных устройств самостоятельно взлетать и садиться в необорудованных местах. В настоящее время аналогов выбранной схеме, по словам конструктора, в России нет.

О новейших французских аппаратах тактического назначения на стенде ООО «Компания «ПИК ПБА» рассказал Люсьен Марселлет. БЛА «Оса» вертолетного типа с двумя соосными винтами при собственной массе до 16 кг может нести 15 кг полезной нагрузки и со скоростью до 80 км/ч летать на высотах и дальностях до 3000 м и до 25 (120) км соответственно в режиме дистанционного управления (автономно). БЛА оснащен уникальным газотурбинным двигателем с минимальным уровнем шума.

Между тем самолет «Коршун» с толкающим винтом и корпусом из композитных материалов может использоваться и в беспилотном, и в пилотируемом режимах. При массе 550 кг «Коршун» со скоростью 340 км/ч способен нести 250 кг полезной нагрузки (или 2 пилотов) на дальность до 1200 км и действовать на высотах до 6800 м.

Целое семейство беспилотных авиационных комплексов с БЛА типа «Бусел» показал Физико-технический институт Национальной академии наук (ФТИ НАН) Белоруссии. Аппараты самолетного типа массой 6–14 кг на скорости 40–120 км/ч могут находиться в воздухе 60–150 минут и проводить видеомониторинг с высот 1500–5000 м на дальностях 20–50 км, в то время как БЛА дальнего действия типа «Буревестник» могут наблюдать за местностью и подвижными объектами с передачей информации на дальности до 300 км. При массе 180–300 кг и скорости полета 80–220 км/ч они способны функционировать на высотах 200–5000 м в течение 4–10 часов.

НТЦ «Юрион» показал БЛА — ретранслятор для радиосвязи, созданный радиоинженерами. При массе 3,5 кг он может нести полезную нагрузку массой до 530 г. Аппарат способен действовать на высотах 60–3000 м со скоростью 70–120 км/ч в течение 45 минут.

В числе других беспилотников заслуживают внимания БЛА «Эра-100» фирмы Aeroxo и беспилотники вентиляторного типа вертикального взлета и посадки НПП «ОМВ». Первый представляет собой конвертоплан взлетной массой 18/25 кг, который может со скоростью 150–200 км/ч действовать на дальность до 120 (1000) км на аккумуляторах (с генератором) в течение до 48 часов. Беспилотники ОМВ семейства air нового поколения отличаются сочетанием высокой грузоподъемности и большой продолжительности полета. Они компактны, быстро приводятся в рабочее состояние, отличаются повышенной маневренностью и простотой управления.

Словом, отечественных интересных новинок было показано великое множество. Специалист в области беспилотных летательных систем Денис Федутинов считает, что тенденция продвижения в России иностранных БЛА под отечественными брендами, которая появилась было несколько лет назад, сегодня сошла на нет. Нынешняя геополитическая ситуация, по его словам, поспособствовала увеличению числа своих разработок в этой области. По прогнозу Федутинова, теперь сотрудничество с иностранными разработчиками БЛА будет двигаться, скорее, в сторону глубокой локализации производства их аппаратов здесь и передачи ими технологий в рамках этого сотрудничества.


Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
Автор:
Анатолий Соколов
Первоисточник:
http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/ot-kvadrokopterov-do-bespilotnyih-samoletov-19500.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Alex_Rarog Офлайн
    Alex_Rarog (Александр) 8 ноября 2015 06:54
    +2
    Удачи всем отечественным разработчикам, мы должны стать лучшими...
    1. НЕКСУС Офлайн
      НЕКСУС (Андрей) 8 ноября 2015 19:10
      +3
      Цитата: Alex_Rarog
      Удачи всем отечественным разработчикам, мы должны стать лучшими...

      Должны то мы должны,но американцы ударный БПЛА В-47В уже на авианосец сажают.Нам бы тот же ЯК-130 скорее бы переоснастить и сделать ударный БПЛА с хорошим вооружением,как и задумывали.
    2. Andriuha077 Офлайн
      Andriuha077 (Андрей) 9 ноября 2015 16:20
      +1
      БС-103 вертикального взлета и посадки в виде конвертоплана
    3. Комментарий был удален.
  2. Fil743 Офлайн
    Fil743 (Игорь) 8 ноября 2015 09:13
    0
    Большое количество участников выставки радует однозначно: не стоим на месте двигаемся вперед. Однако разнообразие несколько напрягает, в войсках разнообразие опасно и затратно: нужна универсальная или квазиуниверсальная летающая (да и ползающая не помешает) платформа, а её пока нет. Одного центра под Коломной не хватит для проведения войсковых испытаний всех этих моделей.
    1. леликас Офлайн
      леликас (Алексей) 8 ноября 2015 11:29
      +1
      И "тяжелых" , ударных БПЛА нет .
      1. opus Офлайн
        opus (Антон) 8 ноября 2015 13:12
        +2
        Цитата: Fil743
        Одного центра под Коломной не хватит для проведения войсковых испытаний всех этих моделей.

        Цитата: леликас
        И "тяжелых" , ударных БПЛА нет .


        «INTERPOLITEX - 2015» это Международная выставка средств обеспечения безопасности государства.
        Грубо говоря полицейские новинки

        Организаторы - МВД России, ФСБ России, ФСВТС России.

        МВД России рассматривает Международную выставку средств обеспечения безопасности государства ИНТЕРПОЛИТЕХ в качестве основной выставки, проводимой в интересах правоохранительных органов Российской Федерации...

        Какие "ударные" и тяжелые",какие "военные"? (/У МВД свой полигон,по моему "Кадамовский". )
        1. Комментарий был удален.
        2. mitrich Офлайн
          mitrich (Анатолий) 8 ноября 2015 18:18
          0
          Так всё равно, тяжёлых и ударных нет и пока не предвидится. В той же Сирии, Средней Азии, на Кавказе они ох как нужны, для работы по движущимся целым в режиме реального времени. А это всё так модельки кружка пионером. И цены, думаю, немалой.
  3. сурож Офлайн
    сурож (александр) 8 ноября 2015 09:29
    0
    Количество должно перерасти в качество и это радует. Эдак можно и до летающего авианосца добраться (прям как в "Марвел").
  4. GOgaRu Офлайн
    GOgaRu (Перешел на Темную сторону) 8 ноября 2015 11:18
    0
    В Америке,Японии такие беспилотники студенты делают. Уровень кружка авиамоделирования при Доме пионеров. Ау, промышленность, где серьезные аппараты?
    1. chunga-changa Офлайн
      chunga-changa 8 ноября 2015 13:11
      +1
      Ау, промышленность, где серьезные аппараты?

      Видимо там же где и заказ на них. Серьёзные аппараты, без конкретных требований от заказчика никто делать не будет, это просто бессмысленная трата денег.
    2. APASUS Офлайн
      APASUS (Pavo) 8 ноября 2015 15:41
      0
      Цитата: GOgaRu
      В Америке,Японии такие беспилотники студенты делают. Уровень кружка авиамоделирования при Доме пионеров. Ау, промышленность, где серьезные аппараты?

      А что значит серьезные аппараты?По каким критериям вы определяете серьезность аппарата,вот Тайфун 5 по вашему серьезный или опять игруха?
      14 сентября 2012 года в Московской области прошли международные учения антинаркотических подразделений ОДКБ "ГРОМ - 2012".
      Или вы воспринимаете только аппараты размером с Камаз?
      Вертолет-трансформер, внедорожник, октокоптер AT Black Knight
      1. GOgaRu Офлайн
        GOgaRu (Перешел на Темную сторону) 9 ноября 2015 09:07
        +1
        Или вы воспринимаете только аппараты размером с Камаз?

        Я такие аппараты очень положительно воспринимаю
    3. APASUS Офлайн
      APASUS (Pavo) 8 ноября 2015 15:48
      +1
      Цитата: GOgaRu
      где серьезные аппараты?

      Вот вам еще один образец умелец из Китая - строит своими руками пилотируемый октокоптер, приводимый в действие восемью двигателями от мотоцикла.
  5. 31rus Офлайн
    31rus (Михаил) 8 ноября 2015 13:22
    0
    Радует ,что начали деньги вкладывать в очень нужное дело,но идти тем же путем ,значит как минимум повторить,нужны свои разработки,свои типы,свои перспективные решения,как тут уже отметили и "тяжелые"и "микро",весь набор,не верю,что бы страна с таким потенциалом не смогла создать платформу или семейство бпла новой или оригинальной конструкции,не дорогой и универсальный
  6. Dragon-y Офлайн
    Dragon-y 8 ноября 2015 16:06
    0
    "Наши" беспилотники - это хорошо, а вот электроника там внутри чья?
    1. AAV Офлайн
      AAV (Александр) 8 ноября 2015 16:31
      0
      Электроника внутри разная, в смысле от разных производителей (не только Российских, если вопрос именно в этом). И ничего страшного по большому счету в этом нет.
  7. Стрежевчанин (Александр) 8 ноября 2015 17:21
    0
    По большому счёту в нынешнее время эти аппараты выполняют огромную работу, сокращая время реагирования на действия противника, притом экономя жизни ребят(отсутствует возможность допросить металлолом с пристрастием), это я считаю огромный плюсище.
    В перспективе, а возможно и уже, это возможность РЭБ.
    Удешевление данного способа так-же целесообразно для поисковых работ гражданского назначения, это уже оценивают и нефтяники и лесные хозяйства.
    Вобщем, штука нужная, как воздух и все это понимают!
  8. gladcu2 Офлайн
    gladcu2 (gladcu2) 8 ноября 2015 18:11
    0
    Хотелось бы поднять вопрос концепции вооружения такими беспилотники. В частности самой малой группы согласно квалификации.

    Что то видится, как взвод хорошо замаскированных танков стоит в засаде с задачей перекрыть возможность передвижения войск противника.
    Вылетает беспилотник приданной взводу технической группы разведки, с целью уточнения обстановки. Встречает на пути дрон разведчик противника и до обнаружения хорошо замаскированных противников в воздухе разгорается бой дронов разведчиков. За чем с интересом наблюдают обе стороны. И так до момента, пока у одной из сторон закончатся модули разведчики и кто-то не выползает реальной единицей техники прощупать, да посмотреть.

    :)
  9. APASUS Офлайн
    APASUS (Pavo) 8 ноября 2015 18:33
    +1
    Отрасль производства БПЛА очень перспективная,но возникает куча вопросов.По сути производство БПЛА тянет за собой кучу сопутствующих отраслей ,начиная от микроэлектроники и химии и заканчивая нанотехнологиями.Так вот для того чтоб наши образцы не выглядели как игрушки из китайского магазина требуются реальные вложения.
    В стране реально много денег и для привлечения их на благо стоит больше обращать внимание на организацию таких вот аппаратов,вернее покупать их на открытом конкурсе,где Больше,Дальше,Лучше.Слишком у нас закрытая эта сфера - технология выбора поставщиков МО
  10. Слесарь Офлайн
    Слесарь (Сергей) 8 ноября 2015 21:28
    -1
    БЛА «Оса» вертолетного типа с двумя соосными винтами при собственной массе до 16 кг может нести 15 кг полезной нагрузки

    только сейчас понял...не могли по русски написать,что взлетный вес 31 кг am
  11. Zaurbek Офлайн
    Zaurbek (Zaur) 9 ноября 2015 21:52
    0
    Реактивные бпла это дорого и сложно, нам гораздо важнее бпла от маленького, до ударного типа Предатор.
Картина дня