От квадрокоптеров до беспилотных самолетов

От квадрокоптеров до беспилотных самолетов


Самые интересные беспилотники выставки «Интерполитех-2015»

Характерной приметой нашего времени стало использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для решения широкого круга задач. Целая плеяда новых дронов дебютировала на XIX Международной выставке средств обеспечения безопасности государства и личности «Интерполитех-2015».


Беспилотные летательные аппараты, или дроны (англ. drone — трутень) в зависимости от массы, времени и высоты полета подразделяются на классы: микро (до 10 кг, до 1 часа, до 1 км), мини (до 50 кг, несколько часов, до 3–5 км), миди (до 1000 кг, 10–12 часов, до 9–10 км) и тяжелые (высота полета до 20 км, время полета – 24 и более часов).

Российская фирма «НЕЛК» представила уже известные и новые разработки. В числе первых следует отметить комплекс воздушной разведки на базе БЛА вертолетного типа (НЕЛК-В6) и экспериментальный аппарат вертикального взлета с бортовой энергетической установкой на топливных элементах (НЕЛК-В8).

НЕЛК-В6 предназначен для решения комплекса задач в интересах силовых структур и гражданских ведомств. При взлетной (собственной) массе 7 (до 3) кг БЛА может совершать полет на высоте до 500 м, преодолевая до 10 км в течение около 40 минут. НЕЛК-В8 с бортовой энергетической установкой на низкотемпературных топливных элементах при взлетной массе до 12 кг с целевой нагрузкой 3 кг может решать задачи со скоростью до 50 км/ч на аналогичной высоте в течение 12 часов.

Премьерами производителя стали комплексы воздушной разведки и радиолокационного обнаружения на базе БЛА самолетного и вертолетного типа. Так, беспилотный самолет «НЕЛК-С3» массой до 2,5 кг с электродвигателем при скорости 70–120 км/ч может действовать на высотах до 3000 м в течение до 60 минут. Коптер «Ротор» массой до 3 кг оснащен РЛС, которая обеспечивает круглосуточную радиолокационную разведку местности и подвижных объектов на дальности до 10 км с передачей информации о них по радиоканалу на удаление до 5 км. БЛА со скоростью до 50 км/ч при оснащении бортовой энергетической установкой может летать на высотах до 1500 м в течение 5 часов.

В то же время многофункциональные комплексы — БЛА самолетного и вертолетного типа от компании «Плаз», оснащенные электрическими двигателями, — в зависимости от характеристик могут вести фото-, видео- или тепловизионную разведку («Грифон-02») и 3D-картографирование местности («Грифон-11», «Грифон-12») на дальности 15–90 км в течение до 3 часов. Коптеры поскромнее — «Грифон-41» и «Грифон-07» — способны выполнять аналогичные задачи на дальности 5–15 км в течение 30–60 минут.

Комплекс с БЛА самолетного типа тяжелого класса «Кайра», продемонстрированный ООО «РТИ Аэрокосмические системы», обеспечивает мониторинг ледовой обстановки, рыбных запасов, газо- и нефтепроводов, ЛЭП, объектов повышенной опасности, а также проводит аэрофотосъемку и разведку полезных ископаемых. Для передачи информации комплекс «Кайра» оснащен спутниковой радиосвязью. Обладая массой до 1500 кг, он может летать со скоростью до 300 км/ч на высотах до 8000 м и с полезной нагрузкой на борту в 230 кг может находиться в воздухе до 35 часов.

Комплексы дистанционного наблюдения с БЛА серии «Гранат» представило ООО «Ижмаш – Беспилотные системы». Это носимый и возимый варианты с беспилотниками «Гранат-1-Э» и «Гранат-4-Э» (поставляются для нужд Минобороны), а также комплекс с БЛА «Тахион». По данным разработчика, последний предназначен для круглосуточного сбора информации в труднодоступных условиях на дальности до 40 км, дистанционного обнаружения подвижных и неподвижных объектов, в том числе человека, а также ретрансляции информации и сигналов управления. При взлетной массе до 7 кг БЛА может действовать на высотах до 4000 м со скоростью до 100 км/ч в течение не менее 2 часов. В условиях прямой радиовидимости радиус применения составляет не менее 40 км.

По словам представителя компании Евгения Зайцева, в конце 2015 года начнутся испытания БЛА-конвертоплана «Гранат-5» вертикального взлета и посадки. Аппарат массой 7 кг, который сможет нести нагрузку до 1 кг, создается для спецподразделений ВМФ. Конвертоплан с поворотными двигателями, работающими как в вертолетном, так и самолетном режимах, планируется предложить войскам в 2016 году.

От квадрокоптеров до беспилотных самолетов

Беспилотный летательный аппарат «Оса» на Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2015» в Москве. Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости


О новейшей инициативной разработке ZALA Aero Group «Русской планете» рассказал представитель отдела геодезии Александр Кострица. По его словам, БЛА под условным названием 421-Е5 предназначен для мониторинга обширных территорий в зонах чрезвычайных ситуаций, патрулирования и решения других задач. Беспилотник с размахом крыла 5 м может нести до 5 кг полезной нагрузки и летать в течение 7 часов на дальность до 150 км на высотах 1000 м и выше. Аппарат уже привлек внимание специалистов МЧС, Минобороны и Пограничной службы ФСБ России.

В свою очередь в экспозиции МЧС России был представлен БЛА самолетного типа Aerob A2V с корпусом в виде трубы, внутри которой на выдвижной платформе находится электродвигатель с элементами питания и полезная нагрузка. По словам Виталия Ковынева, замгендиректора компании «Аэроб», конструкция обеспечивает быструю смену нагрузки и замену элементов питания. БЛА взлетной массой 6,5 кг на скорости до 120 км/ч может действовать на высотах и дальности в 50–150 м и до 50 км соответственно в течение 3 часов. Аппарат способен летать в автоматическом режиме по определенному маршруту и возвращаться в заданную точку.

Еще один беспилотный самолет — БС-103 вертикального взлета и посадки — выполнен в виде конвертоплана с корпусом из композитных материалов. Как пояснил главный конструктор ОАО «Рекорд-Электроникс» Сергей Александров, аппарат массой до 11 кг способен нести 1,3 кг полезной нагрузки. Время полета по-«вертолетному» и «самолетному» составляет 30 и до 150 минут соответственно, а горизонтальная скорость на высотах 300–2000 м может достигать 80–100 км/ч. По словам Александрова, планируется увеличить высоту полета до 3000–5000 м, полезную нагрузку до 3 кг, а также время «зависания» в одной точке. Выбор такой схемы обусловлен спросом на БЛА, которые способны без дополнительных устройств самостоятельно взлетать и садиться в необорудованных местах. В настоящее время аналогов выбранной схеме, по словам конструктора, в России нет.

О новейших французских аппаратах тактического назначения на стенде ООО «Компания «ПИК ПБА» рассказал Люсьен Марселлет. БЛА «Оса» вертолетного типа с двумя соосными винтами при собственной массе до 16 кг может нести 15 кг полезной нагрузки и со скоростью до 80 км/ч летать на высотах и дальностях до 3000 м и до 25 (120) км соответственно в режиме дистанционного управления (автономно). БЛА оснащен уникальным газотурбинным двигателем с минимальным уровнем шума.

Между тем самолет «Коршун» с толкающим винтом и корпусом из композитных материалов может использоваться и в беспилотном, и в пилотируемом режимах. При массе 550 кг «Коршун» со скоростью 340 км/ч способен нести 250 кг полезной нагрузки (или 2 пилотов) на дальность до 1200 км и действовать на высотах до 6800 м.

Целое семейство беспилотных авиационных комплексов с БЛА типа «Бусел» показал Физико-технический институт Национальной академии наук (ФТИ НАН) Белоруссии. Аппараты самолетного типа массой 6–14 кг на скорости 40–120 км/ч могут находиться в воздухе 60–150 минут и проводить видеомониторинг с высот 1500–5000 м на дальностях 20–50 км, в то время как БЛА дальнего действия типа «Буревестник» могут наблюдать за местностью и подвижными объектами с передачей информации на дальности до 300 км. При массе 180–300 кг и скорости полета 80–220 км/ч они способны функционировать на высотах 200–5000 м в течение 4–10 часов.

НТЦ «Юрион» показал БЛА — ретранслятор для радиосвязи, созданный радиоинженерами. При массе 3,5 кг он может нести полезную нагрузку массой до 530 г. Аппарат способен действовать на высотах 60–3000 м со скоростью 70–120 км/ч в течение 45 минут.

В числе других беспилотников заслуживают внимания БЛА «Эра-100» фирмы Aeroxo и беспилотники вентиляторного типа вертикального взлета и посадки НПП «ОМВ». Первый представляет собой конвертоплан взлетной массой 18/25 кг, который может со скоростью 150–200 км/ч действовать на дальность до 120 (1000) км на аккумуляторах (с генератором) в течение до 48 часов. Беспилотники ОМВ семейства air нового поколения отличаются сочетанием высокой грузоподъемности и большой продолжительности полета. Они компактны, быстро приводятся в рабочее состояние, отличаются повышенной маневренностью и простотой управления.

Словом, отечественных интересных новинок было показано великое множество. Специалист в области беспилотных летательных систем Денис Федутинов считает, что тенденция продвижения в России иностранных БЛА под отечественными брендами, которая появилась было несколько лет назад, сегодня сошла на нет. Нынешняя геополитическая ситуация, по его словам, поспособствовала увеличению числа своих разработок в этой области. По прогнозу Федутинова, теперь сотрудничество с иностранными разработчиками БЛА будет двигаться, скорее, в сторону глубокой локализации производства их аппаратов здесь и передачи ими технологий в рамках этого сотрудничества.

От квадрокоптеров до беспилотных самолетов

Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
Автор: Анатолий Соколов
Первоисточник: http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/ot-kvadrokopterov-do-bespilotnyih-samoletov-19500.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. Alex_Rarog 8 ноября 2015 06:54
    Удачи всем отечественным разработчикам, мы должны стать лучшими...
    1. НЕКСУС 8 ноября 2015 19:10
      Цитата: Alex_Rarog
      Удачи всем отечественным разработчикам, мы должны стать лучшими...

      Должны то мы должны,но американцы ударный БПЛА В-47В уже на авианосец сажают.Нам бы тот же ЯК-130 скорее бы переоснастить и сделать ударный БПЛА с хорошим вооружением,как и задумывали.
    2. Andriuha077 9 ноября 2015 16:20
      БС-103 вертикального взлета и посадки в виде конвертоплана
    3. Комментарий был удален.
  2. Fil743 8 ноября 2015 09:13
    Большое количество участников выставки радует однозначно: не стоим на месте двигаемся вперед. Однако разнообразие несколько напрягает, в войсках разнообразие опасно и затратно: нужна универсальная или квазиуниверсальная летающая (да и ползающая не помешает) платформа, а её пока нет. Одного центра под Коломной не хватит для проведения войсковых испытаний всех этих моделей.
    1. леликас 8 ноября 2015 11:29
      И "тяжелых" , ударных БПЛА нет .
      1. opus 8 ноября 2015 13:12
        Цитата: Fil743
        Одного центра под Коломной не хватит для проведения войсковых испытаний всех этих моделей.

        Цитата: леликас
        И "тяжелых" , ударных БПЛА нет .


        «INTERPOLITEX - 2015» это Международная выставка средств обеспечения безопасности государства.
        Грубо говоря полицейские новинки

        Организаторы - МВД России, ФСБ России, ФСВТС России.

        МВД России рассматривает Международную выставку средств обеспечения безопасности государства ИНТЕРПОЛИТЕХ в качестве основной выставки, проводимой в интересах правоохранительных органов Российской Федерации...

        Какие "ударные" и тяжелые",какие "военные"? (/У МВД свой полигон,по моему "Кадамовский". )
        1. Комментарий был удален.
        2. mitrich 8 ноября 2015 18:18
          Так всё равно, тяжёлых и ударных нет и пока не предвидится. В той же Сирии, Средней Азии, на Кавказе они ох как нужны, для работы по движущимся целым в режиме реального времени. А это всё так модельки кружка пионером. И цены, думаю, немалой.
  3. сурож 8 ноября 2015 09:29
    Количество должно перерасти в качество и это радует. Эдак можно и до летающего авианосца добраться (прям как в "Марвел").
  4. GOgaRu 8 ноября 2015 11:18
    В Америке,Японии такие беспилотники студенты делают. Уровень кружка авиамоделирования при Доме пионеров. Ау, промышленность, где серьезные аппараты?
    1. chunga-changa 8 ноября 2015 13:11
      Ау, промышленность, где серьезные аппараты?

      Видимо там же где и заказ на них. Серьёзные аппараты, без конкретных требований от заказчика никто делать не будет, это просто бессмысленная трата денег.
    2. APASUS 8 ноября 2015 15:41
      Цитата: GOgaRu
      В Америке,Японии такие беспилотники студенты делают. Уровень кружка авиамоделирования при Доме пионеров. Ау, промышленность, где серьезные аппараты?

      А что значит серьезные аппараты?По каким критериям вы определяете серьезность аппарата,вот Тайфун 5 по вашему серьезный или опять игруха?
      14 сентября 2012 года в Московской области прошли международные учения антинаркотических подразделений ОДКБ "ГРОМ - 2012".
      Или вы воспринимаете только аппараты размером с Камаз?
      Вертолет-трансформер, внедорожник, октокоптер AT Black Knight
      1. GOgaRu 9 ноября 2015 09:07
        Или вы воспринимаете только аппараты размером с Камаз?

        Я такие аппараты очень положительно воспринимаю
    3. APASUS 8 ноября 2015 15:48
      Цитата: GOgaRu
      где серьезные аппараты?

      Вот вам еще один образец умелец из Китая - строит своими руками пилотируемый октокоптер, приводимый в действие восемью двигателями от мотоцикла.
  5. 31rus 8 ноября 2015 13:22
    Радует ,что начали деньги вкладывать в очень нужное дело,но идти тем же путем ,значит как минимум повторить,нужны свои разработки,свои типы,свои перспективные решения,как тут уже отметили и "тяжелые"и "микро",весь набор,не верю,что бы страна с таким потенциалом не смогла создать платформу или семейство бпла новой или оригинальной конструкции,не дорогой и универсальный
  6. Dragon-y 8 ноября 2015 16:06
    "Наши" беспилотники - это хорошо, а вот электроника там внутри чья?
    1. AAV 8 ноября 2015 16:31
      Электроника внутри разная, в смысле от разных производителей (не только Российских, если вопрос именно в этом). И ничего страшного по большому счету в этом нет.
      AAV
  7. Стрежевчанин 8 ноября 2015 17:21
    По большому счёту в нынешнее время эти аппараты выполняют огромную работу, сокращая время реагирования на действия противника, притом экономя жизни ребят(отсутствует возможность допросить металлолом с пристрастием), это я считаю огромный плюсище.
    В перспективе, а возможно и уже, это возможность РЭБ.
    Удешевление данного способа так-же целесообразно для поисковых работ гражданского назначения, это уже оценивают и нефтяники и лесные хозяйства.
    Вобщем, штука нужная, как воздух и все это понимают!
  8. gladcu2 8 ноября 2015 18:11
    Хотелось бы поднять вопрос концепции вооружения такими беспилотники. В частности самой малой группы согласно квалификации.

    Что то видится, как взвод хорошо замаскированных танков стоит в засаде с задачей перекрыть возможность передвижения войск противника.
    Вылетает беспилотник приданной взводу технической группы разведки, с целью уточнения обстановки. Встречает на пути дрон разведчик противника и до обнаружения хорошо замаскированных противников в воздухе разгорается бой дронов разведчиков. За чем с интересом наблюдают обе стороны. И так до момента, пока у одной из сторон закончатся модули разведчики и кто-то не выползает реальной единицей техники прощупать, да посмотреть.

    :)
  9. APASUS 8 ноября 2015 18:33
    Отрасль производства БПЛА очень перспективная,но возникает куча вопросов.По сути производство БПЛА тянет за собой кучу сопутствующих отраслей ,начиная от микроэлектроники и химии и заканчивая нанотехнологиями.Так вот для того чтоб наши образцы не выглядели как игрушки из китайского магазина требуются реальные вложения.
    В стране реально много денег и для привлечения их на благо стоит больше обращать внимание на организацию таких вот аппаратов,вернее покупать их на открытом конкурсе,где Больше,Дальше,Лучше.Слишком у нас закрытая эта сфера - технология выбора поставщиков МО
  10. Слесарь 8 ноября 2015 21:28
    БЛА «Оса» вертолетного типа с двумя соосными винтами при собственной массе до 16 кг может нести 15 кг полезной нагрузки

    только сейчас понял...не могли по русски написать,что взлетный вес 31 кг am
  11. Zaurbek 9 ноября 2015 21:52
    Реактивные бпла это дорого и сложно, нам гораздо важнее бпла от маленького, до ударного типа Предатор.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня