Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я

Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я


Во время Второй мировой войны в Великобритании уделялось большое внимание техническому совершенствованию системы ПВО. В частности, для зенитных орудий калибра 94 мм и выше удалось создать устройства автоматизированной установки дистанционного взрывателя и синхронного наведения орудий зенитной батареи по данным от аппаратуры управления зенитным огнём.

Кроме того, в 1944 году в войска стали поступать крупнокалиберные зенитные снаряды с радиовзрывателем, которые имели повышенную вероятность поражения воздушной цели.


Помимо зенитных снарядов, радиовзрывателями также комплектовались неуправляемые 76-мм зенитные ракеты. При стрельбе в дневное время по целям, летящим на большой высоте, использовались ракеты с фотоэлектрическим взрывателем.

Однако после окончания войны интерес к системам ПВО несколько угас. Даже появление в СССР в конце 40-х ядерного оружия и первых носителей — бомбардировщиков Ту-4, не привело к особому оживлению работ в этой области.

Британцы делали ставку на реактивные истребители-перехватчики, которые по командам наземных РЛС наводились на бомбардировщики противника, встречая их на дальних рубежах. Кроме того, советским поршневым бомбардировщикам, летящим на большой высоте при прорыве к Британским островам, пришлось бы преодолеть рубеж противовоздушной обороны в западной Европе с развёрнутыми там американскими ЗРК и перехватчиками.

Первые проекты по британским управляемым зенитным ракетам, приведшие к практическому результату, были реализованы в интересах военно-морского флота. Английские моряки вполне резонно полагали, что у их боевых кораблей гораздо больше шансов столкнуться с советской боевой авиацией.

Тем не менее, работы по созданию морских ЗРК шли не слишком активно. Дополнительным толчком к ним стало принятие на вооружение в СССР реактивных бомбардировщиков-торпедоносцев Ил-28 и Ту-14, дальних реактивных бомбардировщиков Ту-16 и противокорабельных ракет.

Разработка первого британского ЗРК морского базирования «Си Слаг» (англ. Sea Slug -морская улитка) начавшаяся в 1949 году компанией Armstrong Whitworth завершилась только в 1961 году. Носителями комплекса стали эскадренные миноносцы типа «Каунти». Первый эсминец УРО Devonshire вооруженный ЗРК «Си Слаг» вошел в строй в 1962 году.

Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я

HMS Devonshire (D02)


Пусковая установка ЗРК «Си Слаг» с двумя направляющими располагалась в кормовой части корабля. Она имела решетчатый каркас и была рассчитана на длительное нахождение ЗУР на ПУ.

Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я


Погреб для ЗУР, защищённый взрывостойкими дверями, размещался в центральной части корпуса эсминца. Ракеты подавались на ПУ по специальному тоннелю. Перезарядка была длительным и хлопотным делом.

Зенитная ракета «Си Слаг» имела достаточно необычную компоновку — цилиндрический корпус с прямоугольными крестообразными крыльями и хвостовым прямоугольным крестообразным оперением. Вокруг цилиндрического корпуса ЗУР диаметром 420 мм, в передней её части, были закреплены массивные твердотопливные ускорители, диаметром 281 мм. Сопла ускорителей располагались под углом в 45 градусов от продольной оси зенитной ракеты, чтобы воздействие реактивной струи её не повредило.

Эта схема позволяла отказаться от аэродинамических стабилизаторов на стартовом участке полёта. Ускорители работали фактически в «тянущем режиме», дополнительную устойчивость создавало вращение ракеты вокруг оси.

Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я


Зенитная ракета с такой компоновкой была очень неуклюжей и занимала много места. Тем не менее, несмотря на весьма нелепый внешний вид ракеты «Си Слаг», британские моряки оценивали этот комплекс достаточно высоко. Считалось, что, кроме поражения воздушных целей, он мог применяться по вражеским кораблям и целям на берегу.

Первый вариант ЗУР «Си Слаг» Mk.1 имел дальность пуска 27 км, при досягаемости по высоте около 16 км. Масса подготовленной к пуску ЗУР составляла около 2000 кг.

В доработанном варианте Sea Slug Mk.2, который появился в 1965 году, за счет применения более эффективного горючего в твёрдотопливном маршевом двигателе и ускорителях, дальность поражения воздушных целей увеличилась до 32 км, а высота до 19 км. Скорость полёта ЗУР при этом возросла примерно на 30%.

Наведение ЗУР «Си Слаг» на цель осуществлялось по узконаправленному вращающемуся лучу генерируемому РЛС сопровождения и наведения. При этом луч направлялся на цель, а ракета летела по линии, вокруг которой вращался луч. Если ракета сходила с оси вращения луча радиолокатора, то её аппаратура наведения вырабатывала соответствующую команду для рулевых машинок и ракета вновь возвращалась в центр луча РЛС.

Достоинствами такой схемы наведения считаются относительная простота исполнения и хорошая помехозащищенность. В то же время из-за расширения луча по мере удаления от радиолокатора существенно снижалась точность стрельбы. Из-за многочисленных отражений луча от поверхности воды, вероятность поражения маловысотных целей была небольшой.

Первоначально ЗУР «Си Слаг» несла осколочно-фугасную боевую часть весом около 90 кг. Для модели Mk.2 была разработана стержневая БЧ.

Кроме поражения воздушных целей, в конце 60-х для ЗРК «Си Слаг» был отработан режим стрельбы по береговым объектам и надводным целям. Для этого доработанные ЗУР Sea Slug Mk.2 в дополнение к неконтактному радио или оптическому взрывателю оснащались взрывателем ударного действия.

ЗРК «Си Слаг» не получил большого распространения. Носителями комплекса были только восемь эсминцев типа «Каунти». Это объяснялось тем, что этот комплекс мог быть достаточно эффективен только против дозвуковых воздушных целей на больших и средних высотах.

Комплекс «Си Слаг» служил в британских ВМС до середины 80-х . На одном из трёх эсминцев проданных Чили, он дожил до 2001 года. Позже чилийские эсминцы были перевооружены израильским ЗРК «Барак».

Участие в боевых действиях этого ЗРК было ограниченным. Только однажды, во время Фолклендского конфликта, ЗУР Sea Slug Mk.2 запущена по реальной цели — аргентинскому боевому самолету, летящему на бреющем. Вполне предсказуемо ракета прошла мимо, поскольку этот комплекс никогда не предназначался для борьбы с маловысотными целями.

Несколько ЗУР применено по береговым целям в районе аэродрома Порт-Стенли. По заявлению англичан одна ракета прямым попаданием уничтожила аргентинскую РЛС контроля воздушной обстановки.

Практически одновременно с ЗРК средней дальности «Си Слаг» на вооружение британских ВМС поступил комплекс ближней самообороны «Си Кэт» (англ. Sea Cat, морской кот). Он был разработан компанией Shorts Brothers.

Этот комплекс в первую очередь предназначался для замены на палубах британских боевых кораблей малокалиберных зенитных автоматов. Но полностью по ряду причин окончательно вытеснить их не смог.

ЗРК «Си Кэт» получился достаточно простым и недорогим, к тому же по сравнению с «Си Слаг» он занимал на корабле не много места и мог бороться с низколетящими целями.

Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я

Корабельный ЗРК GWS-22 «Си Кэт»


В ходе создания этого корабельного зенитного комплекса использовались технические решения, реализованные в австралийском ПТУР «Малкара». ЗРК «Си Кэт» считается первым в мире морским комплексом ближней зоны. Его испытания были завершены на британском эсминце Decoy в 1962 году.

Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я

HMS Decoy (D106)


Достаточно компактная ЗУР «Си Кэт» длиной всего 1480 мм и диаметром 190 мм весила 68 кг, что делало возможным ручное заряжание на пусковой установке. Вес осколочно-фугасной БЧ составлял около 15 кг. В качестве исполнительного датчика для неконтактного взрывателя на первых вариантах ЗУР использовался инфракрасный приёмник.

В этой ракете применялись недорогие и недефицитные материалы. Одноступенчатая ракета « Си Кэт» построена по схеме с поворотным крылом. Твердотопливный реактивный двигатель ЗУР имеет стартовый и маршевый режимы работы. На активном участке траектории ракета разгонялась до скорости 0,95-1М. На последних вариантах дальность стрельбы достигала 6,5 км. Время перезарядки комплекса 3 минуты.

Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я


ЗРК «Си Кэт» имеет радиокомандную систему наведения. Оператор, обнаружив цель визуально с помощью своего бинокулярного прицела, после пуска наводил ракету на неё вручную джойстиком. По радиоканалу на ракету передавались команды управления. Для визуального сопровождения в хвостовой части ЗУР установлен трассер.

На более поздних модификациях ЗРК «Си Кэт» пост наведения был оборудован телевизионным устройством с переменным фокусным расстоянием обеспечивавшее автоматическое сопровождение трассера зенитной ракеты на всём участке траектории. Это существенно увеличило точность наведение и вероятность поражения цели, но в то же время сделало эту модификацию ЗРК более дорогой и сложной.

Пусковая установка большинства модификаций ЗРК «Си Кэт» имела четыре направляющих для ЗУР. Перезаряжание происходило после приведения ПУ в вертикальное положение, это же положение является походным.

Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я


Вес первых вариантов комплекса «Си Кэт» находился в пределах 5000 кг. Для вооружения кораблей небольшого водоизмещения и катеров была разработана зенитная ракетная установка с тремя направляющими весом не более 1500 кг.

Известно несколько вариантов комплекса, которые существенно отличались друг от друга габаритами, электроникой и эксплуатационными характеристиками: GWS-20, GWS-21, GWS-22 и GWS-24.

После перехода с электровакуумных приборов на полупроводниковую элементную базу удалось существенно сократить время перехода комплекса в боевое положение, повысить надежность и ремонтопригодность.

Боевое крещение «Си Кэт» состоялось в том же 1982 году, во время Фолклендской войны. В то время ЗРК «Си Кэт» зачастую был единственным относительно эффективным зенитным оружием на многих британских кораблях постройки конца 50 середины 60-х годов. Невзирая на небольшую дальность стрельбы и невысокие скорость полёта ЗУР и точность, многочисленность комплекса и относительная дешевизна ракет сыграли свою роль в защите британских кораблей от авиаударов. Были случаи, когда аргентинские боевые самолёты прекращали атаку, и отворачивали в сторону, заметив пуск зенитной ракеты, то есть срабатывал «эффект отпугивания». Однако «Си Кэт» оказался абсолютно бессилен перед ПКР «Экзосет».

Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я


В общей сложности по аргентинским боевым самолётам было выпущено более 80 ЗУР «Си Кэт». Как считают сами англичане, этими ракетами был сбит только один А-4С «Скайхок». Это случилось 25 мая, ракета была запущена с борта фрегата Yarmouth.

Кроме морского ЗРК Sea Cat существовал его сухопутный вариант Tigercat и комплекс для вооружения вертолётов Hellcat, но эти системы такого широкого распространения не получили.

Морской ЗРК «Си Кэт», помимо Великобритании, состоял на вооружение ВМС 15 стран: Аргентины, Австралии, Бразилии, Венесуэлы, Индии, Ирана, Ливии, Малайзии, Нигерии, Нидерландов, Новой Зеландии, Таиланда, ФРГ, Чили и Швеции. В настоящее время «Си Кэт» почти повсеместно снят с вооружения.

Продолжение следует…

По материалам:
http://zonwar.ru/index.html
http://ship.bsu.by
http://www.armedforces.co.uk
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25
  1. амурец 6 ноября 2015 08:53
    Сергей!Молодец!Не могу подкинуть материалы по Британской ПВО в годы2-ой мировой, где-то потерял.Там были материалы о Британских искусственых островах ПВО.НА них стояло несколько зенитных батарей,обычно 2-3,СОН и локатор дальнего поиска.Если тебе нужно,могу сбросить книгу в электронном виде."Американские и английские РЛС 1947года издания.Только у меня проблемы,личку получать могу,отправлять,провайдер блокирует.У меня яндекс почта.
    1. Bongo 6 ноября 2015 09:21
      Цитата: амурец
      Сергей!Молодец!Не могу подкинуть материалы по Британской ПВО в годы2-ой мировой, где-то потерял.Там были материалы о Британских искусственых островах ПВО

      Спасибо Николай! Но о британской ПВО в годы Второй мировой я уже писал:
      Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 1-я
      http://topwar.ru/index.php?newsid=55266
      Британские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 2-я
      http://topwar.ru/55279-britanskie-zenitnye-sredstva-pvo-v-gody-vtoroy-mirovoy-ch
      ast-2-ya.html
      1. NIKNN 6 ноября 2015 22:53
        Сергей спасибо! Прочитал ссылки, очень интересно, узнал не мало нового. drinks
        1. Bongo 6 ноября 2015 23:34
          Цитата: NIKNN
          Сергей спасибо! Прочитал ссылки, очень интересно, узнал не мало нового.

          drinks
  2. mishastich 6 ноября 2015 09:08
    Тема интересная. Ждем продолжения.
    1. Mister X 6 ноября 2015 22:03
      hi
      Цитата: Mister X
      Ждем продолжения.

      Думаю что без рассказа о очередном морском звере не обойдется.
      Я имею в виду ЗРК "Sea Wolf" (Морской волк).

      Как обычно интересно и доходчиво.
      Про "Морскую улитку" не слыхал.
      Видимо комплекс прозвали так не зря.

      Древние римляне говорили : "Из Африки всегда что-нибудь новое".
      А я, как современный читатель скажу так: "От Сергея Линника всегда что-нибудь новое"
      ...
  3. Modest 6 ноября 2015 10:19
    В общей сложности по аргентинским боевым самолётам было выпущено более 80 ЗУР «Си Кэт». Как считают сами англичане, этими ракетами был сбит только один А-4С «Скайхок».

    80к1 эффективно)
    1. Bongo 6 ноября 2015 10:24
      Цитата: Modest
      80к1 эффективно

      ЗУР "Си Кэт" по стоимости были на уровне ПТУР, т.е весьма дёшевы. Если сравнивать со стоимостью израсходованных зенитных снарядов, возможно, что расходы на "Си Кэт" были меньше. Не стоит забывать и про то, что пуск ЗУР зачастую заставлял отвернуть от корабля атакующий аргентинский ударный самолёт.
  4. Magic Archer 6 ноября 2015 10:23
    Автору плюс.Жду продолжения.Англичане первыми в мире осуществили перехват пкр корабельной системой пво в боевой обстановке!Так что продолжение сулит быть интересным good
  5. двг79 6 ноября 2015 11:04
    Как я понял против П-15 оба комплекса были бесполезны?
    1. Bongo 6 ноября 2015 11:05
      Цитата: двг79
      Как я понял против П-15 оба комплекса были бесполезны?

      Эти бесполезны. yes По крайней мере "Си Кэт" перехватить ПКР в боевой обстановке не смог, хотя тут многое от оператора зависит.
      1. амурец 6 ноября 2015 15:16
        Сергей! Как я понял Си Слаг наводился по схеме равносигнальной зоны.В теории я знаю о таком методе наведения но чтобы применялся в практике,первый раз слышу.Обычно при радиокомандном методе наведения используется метод трёх точек,либо половинного спрямления.
        1. Bongo 6 ноября 2015 15:21
          Цитата: амурец
          Сергей! Как я понял Си Слаг наводился по схеме равносигнальной зоны.В теории я знаю о таком методе наведения но чтобы применялся в практике,первый раз слышу.

          Такой метод наведения использовался в первых отечественных авиационных РС-1У/РС-2У(К-5).
          1. амурец 6 ноября 2015 15:45
            Спасибо!Ато и на симуляторах и на по своим руководствам смотрю,описание есть а на каких зрк применяется нет как нет и комплекса СИ СЛАГ.Общее описание ЗРК читал в книге о вооружении военных кораблей.Кажется ракетное вооружние кораблей,что-то типа ДОСААФовского издания,популярно но туманно.Не так как приходилось учить.
            1. Bongo 6 ноября 2015 15:51
              Пожалуйста! Британские ЗРК -это тема отдельная. Они порой таких уродов рожали. Кроме "Си Слаг" в этой номинации ещё может участвовать ЗУР Bloodhound. Но как не странно она продержалась на вооружении в Швеции до середины 90-х

              Заметил "косяк" во второй части - слишком доверился "британским источникам". Отправил модераторам, надеюсь исправят. Иначе народ по любому стебаться будет.
              1. амурец 6 ноября 2015 16:01
                Сергей!Это касается не только ЗРК,отрегулировать клапана на Ягуаре,бес снятия головки не обойдёшся.Англичане способны создать такое что не поймёшь к какому месту приложить,чтобы сообразить как оно работает.Тяжело понять как и английский юмор.
                1. Bongo 6 ноября 2015 16:07
                  Цитата: амурец
                  Англичане способны создать такое что не поймёшь к какому месту приложить,чтобы сообразить как оно работает.Тяжело понять как и английский юмор.

                  Так у тебя Ягуар! wassat Я слава богу с их шедеврами инженерной мысли никогда не сталкивался, вот на такой коробчёнке катаюсь. fellow
                  1. амурец 6 ноября 2015 16:20
                    Нет, по работе приходилось сталкиваться.Я за руль лет пять не сажусь.Сердце не позволяет. Хорошая у тебя коробчёнка.Где это,на Амгуне?
                    1. Bongo 6 ноября 2015 16:23
                      Цитата: амурец
                      .Где это,на Амгуне?

                      Один из притоков Горина, за хариусом ездили.
              2. амурец 10 ноября 2015 01:28
                Цитата: Bongo
                Заметил "косяк" во второй части - слишком доверился "британским источникам". Отправил модераторам, надеюсь исправят. Иначе народ по любому стебаться будет.

                Всякое бывает.Сергей личку получил,всё понял,ответь прошла ли личка от меня.Меня провайдер блокирует отправление личек так у него настроена антивиру ная защита да ещё у меня в лисе зашит яндекс,и он конфликтует с ГУГЛОМ ,это мобильный интернет,стационарный нам даже не думают ставить,частный сектор.
                1. Bongo 10 ноября 2015 06:31
                  Цитата: амурец
                  Сергей личку получил,всё понял,ответь прошла ли личка от меня.

                  Николай, привет! Нет от тебя в личку ничего не было. request
  6. рюрикович 6 ноября 2015 15:03
    Интересно! Спасибо за расширение кругозора!! good
  7. амурец 6 ноября 2015 16:42
    Вот примерно на такой.Это последняя моя работа.Что-бы долго не гадал:рудник Покровка,разведка на золото.Да,а хариус шикарный.У нас в верховьях Буреи мельче.
  8. Modest 6 ноября 2015 20:49
    Цитата: Bongo
    Цитата: Modest
    80к1 эффективно

    ЗУР "Си Кэт" по стоимости были на уровне ПТУР, т.е весьма дёшевы. Если сравнивать со стоимостью израсходованных зенитных снарядов, возможно, что расходы на "Си Кэт" были меньше. Не стоит забывать и про то, что пуск ЗУР зачастую заставлял отвернуть от корабля атакующий аргентинский ударный самолёт.

    если так рассуждать то проще поставить какие нибудь НУРсы авось попадет, не попадет так хоть отвернуть заставит, зато дешево))
    все таки речь уже о 80г не серьезно как то
    1. амурец 7 ноября 2015 00:19
      В, ПВО,особенно в морской составляющей,заставить противника отказаться от атаки это уже победа.Вы посмотрите материалы по Вьетнамской и Арабо-израильских войнах.Да загнав авиацию на малые высоты ЗРК С-75 уже выполнил свою задачу.Резко возросли потери авиации,увеличился расход ресурсов,так как цели стали находиться под огневым воздействием меньше, а самолёты попали под обстрел мелкокалиберной артиллерии.И поверьте мне,потоку воздуха всё-равно как сделана дырка в Фюзеляже,на больших скоростях и малых высотах самолёт буквально раздевает потоком воздуха.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня