Кто и когда доиграет до конца карабахский мугам

6
Кто и когда доиграет до конца карабахский мугам


России может понадобиться закавказский транзит в Сирию

Нынешние попытки разрешения карабахского конфликта все больше и больше напоминают затянувшийся мугам в исполнении виртуозов, обладающих способностью исполнять один и тот же дестгях по-разному в самых различных версиях, но непременно в канонических рамках. А Минская группа ОБСЕ (МГ ОБСЕ), состоящая из трех сопредседателей — Пьера Андрие (Франция), Игоря Попова (Россия) и Джеймса Уорлика (США), которая ведет главный переговорный процесс и на высоком уровне между сторонами, напоминает трио сазандарей, один из которых выступает как певец-вокалист.

В такой роли выступает, как правило, Уорлик, имеющий за плечами огромный опыт посреднической дипломатической деятельности по разработке и подписанию соглашения между Афганистаном и Пакистаном по безопасности. Его назначение в МГ ОБСЕ сопровождалось характеристикой Государственного департамента США: «Первоклассный дипломат, способный проделать замечательную работу в целях достижения долгосрочного и прочного мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта». Он и озвучивает, точнее предает гласности некоторые детали проходящих по большей части в закрытом режиме переговоров, осуществляет вбросы информации концептуального характера.

Так, в июле 2015 года Уорлик перечислил пункты всеобъемлющего урегулирования нагорно-карабахского конфликта: посредством переговоров достичь соглашения по ряду элементов, в том числе возвращение прилегающих к Карабаху территорий, возвращение беженцев и внутренне перемещенных лиц на места проживания, гарантии безопасности, что предполагает также размещение международных сил, а также определение статуса путем свободного волеизъявления населения Нагорного Карабаха. При этом он уточнял, что «переговорные стороны пока не дошли до этого этапа, где будут обсуждаться детали», но из этого тезиса вытекала переговорная повестка на высшем уровне президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. То есть стороны что-то обсуждают, но без деталей, что срывало с переговорного процесса некоторый таинственный флер и придавало ему какую-то осмысленность, так как в базовой основе «пункты Уорлика» содержали тезисы так называемых обновленных Мадридских принципов.

Созданная интрига заключалась в том, что эти пункты публично подавались не как общая позиция Минской группы, а как озвученная точка зрения правительства США, хотя она не была дезавуирована со стороны других сопредседателей МГ ОБСЕ. Все было как в мугаме, когда один из инструментов сопровождающего пение ансамбля вдруг отделяется от других или имитирует отрезки вокальной партии и только потом сливается с другими. Неслучайно в элементах контрастной дипломатической полифонии Минской группы конфликтующие и некоторые другие заинтересованные стороны на первых порах услышали только то, что желали услышать.

Баку стал открыто заявлять о своем недовольстве «безуспешной работой МГ ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта», а в Ереване определенные силы намекали на то, что «США приступили в Закавказье к «экспериментальной дипломатии», целью которой является вовлечение России в военные конфликты, и как можно дальше от Европы». И все стало сходиться в этом таинственном пасьянсе, который содержал приемы по изменения сценария дальнейшего развития событий в регионе через перетасовку колоды с выстраиванием параллельного ряда событий.

Американский политолог Пол Крейг Робертс поведал, что Вашингтон, наряду с украинским кризисом, рассматривал сценарий «дестабилизации азиатских границ России», чтобы «разместить американские военные базы непосредственно на российской границе, как это уже было сделано в Польше и Прибалтике», имея в виду Азербайджан. Ранее летом 2014 года, когда стал нарастать накал эскалации в Карабахе, в Сочи состоялся саммит президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна при посредничестве президента России Путина. Тогда президент Азербайджана Алиев заявил, что армяно-азербайджанский конфликт является «зеркальным отражением» украинского кризиса. И как в воду глядел. Затем в октябре 2014 года аналогичный саммит, но уже при посредничестве президента Франции Франсуа Олланда, прошел в Париже.

Французская дипломатия была вынуждена перестраиваться прямо «на ходу», поскольку переговорный процесс по карабахскому урегулированию стал деградировать в сторону смены повестки дня: сначала необходимо остановить вооруженную эскалацию в зоне конфликта, «но придерживаться принципа права на самоопределение в этом регионе», что можно рассматривать как предтечу «пунктов Уорлика» в условиях вплетения Карабаха в более широкий историко-политический контекст, особенно после вступления Еревана в Евразийский экономический союз без формального разделительного столба со Степанакертом.

Вот что любопытно. Директор бакинского Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу заявляет, что «при вступлении в Евразийский союз президент Саргсян взял обязательство не считать Нагорный Карабах составной частью Армении, что было подтверждено вербальной нотой». Напомним, что вербальная нота — это всего лишь «письменный дипломатический документ, представляющий собой фиксированный результат устных переговоров, целью которого является изложение вопросов, касающихся предметной сферы международных отношений». Возможно поэтому президент Саргсян на собрании в Ереване заявил, что «Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Армении». В этой связи многие армянские эксперты считают, что такое заявление «стоит воспринимать не как адресованное Баку политическое предостережение, а как неофициальное признание статуса Нагорного Карабаха».

Политолог и бывший азербайджанский дипломат Фикрет Садыхов со ссылкой на решение о создании МГ ОБСЕ утверждает, что «сторонами конфликта являются Армения и Азербайджан». По его словам, сопредседатели в определенном смысле нарушают регламент, проводя встречи с президентом НКР Бако Саакяном. Но такие встречи соответствуют реальности и установившейся практике урегулирования такого типа конфликтов. Кстати, Уорлик, как и Ереван, призывали ввести в переговорный процесс Степанакерт, что вызывает неприятие в Баку. Поэтому если Азербайджан не желает вести диалог со своей бывшей территорией, полагая, что ее судьбу может решить только с Ереваном, то заявление Саргсяна носит адекватный характер с точки зрения прежде всего выявления реальных, а не надуманных возможностей урегулирования. Более того, говоря иначе, поезда Баку и Еревана пошли навстречу друг другу по части полной смены либо модернизации переговорной повестки по карабахскому урегулированию, но с совершенно противоположными исходными позициями.

«На это неприемлемое и даже противоречащее официальной позиции самой Армении заявление, к сожалению, со стороны посредников никакого ответа не последовало», — заявил в этой связи Алиев. Но почему же? Уорлик отметил, что «мы верны принципу работы над всеми важными для сторон элементами процесса урегулирования конфликта», тогда как от него в Баку ожидали заявлений, в которых бы «Армения выставлялась как страна-агрессор». В этой связи бакинский политолог Тофиг Аббасов стал усматривать «желание России взять инициативу в карабахском урегулировании в собственные руки». Но есть все основания полагать, что если Россия и предпримет какие-то усилия на этом направлении, то это будет также имитация отрезка вокальной партии в карабахском мугаме. Поэтому можно согласиться с мнением тех экспертов, которые считают, что «единственным действенным методом решения карабахского конфликта является договоренность Москвы и Вашингтона на данном этапе о предотвращении вооруженного конфликта между Баку и Ереваном».

В остальном — дипломатическая рутина. Минская группа объявила, что готовит саммит Алиев — Саргсян, который планируется осуществить еще до конца нынешнего года. По словам Уорлика, «это один из главных вопросов нынешнего приезда посредников в регион». Однако упомянутый уже бакинский политолог Ахмедоглу считает, что «предстоящая возможная встреча президентов Азербайджана и Армении для региона и урегулирования карабахского конфликта никакой пользы не даст, поэтому есть вероятность, что она в итоге не состоится», хотя ситуация в зоне конфликта остается напряженной. В этой связи министр обороны Армении Сейран Оганян не исключил, что в преддверии либо после встречи президентов Армении и Азербайджана ситуация вновь обострится. По его словам, «в таких случаях не всегда, но часто была напряженная ситуация». Такого исключать нельзя.

А тем временем правительство России одобрило соглашение о создании совместно с Арменией Объединенной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности. Ереван становится важным и единственным в Закавказье актором объединенной системы противовоздушной обороны, что заметно повышает его региональное значение, особенно с учетом развития событий на Ближнем Востоке. Немецкая радиостанция Deutsche Welle предполагает, что Москва не заинтересована допустить «разогрева» карабахского конфликта с целью «гарантировать себе (если такая потребность возникнет) закавказский транзит в Сирию», что наводит на определенные размышления о будущем региона в целом. В частности, турецкие СМИ, сообщая о намерении Южной Осетии «в ближайшее время провести «референдум» о вхождении республики в состав России», не исключают, что такие «настроения могут возникнуть и в Карабахе», который, по словам политолога и директора Центра истории Кавказа Ризвана Гусейнова, «является недремлющим вулканом Закавказья» и может, как было ранее в конце XIX века, изменить геополитическую амплитуду всего регионального маятника. Так что закавказская геополитическая мистерия еще только начинается, а карабахский мугам будет звучать очень долго.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    8 ноября 2015 10:11
    Меж тем, конфликт из за Карабаха-Арцаха продолжается! И конца ему не видно... Люди как гибли, так и
    продолжают гибнуть! И правых- виноватых там уже нет! И исход неочевиден!
  2. +1
    8 ноября 2015 10:33
    Конфликт в Карабахе для России безусловно важен и очень сложен, т.к. важны отношения с обоими его участниками, но причём там транзит в Сирию я вообще не понял, если уж и будет канал снабжения Сирии с востока то скорее через Иран Ирак через Каспий, ибо любая схема включающая территорию Турции абсурдна
    1. +3
      8 ноября 2015 11:25
      Цитата: киргиз
      Конфликт в Карабахе для России безусловно важен и очень сложен, т.к. важны отношения с обоими его участниками, но причём там транзит в Сирию я вообще не понял, если уж и будет канал снабжения Сирии с востока то скорее через Иран Ирак через Каспий, ибо любая схема включающая территорию Турции абсурдна

      Вот как раз это Ваше замечание и отражает реальность. Все абсолютно верно.

      Транзиту в Сирию Карабах не помеха. Там можно использовать только аэропорт, который находится в зоне риска.

      РФ важен не транзит в Сирию, а сухопутная связь с Ираном. Причем железнодорожная. Транспортная магистраль Север-Юг, это то что нужно всем трем заинтересованным странам: России, Азербайджану и Ирану (ни Карабаха ни Армении в этом пасьянсе нет). И работы в этом направлении активно ведутся.

      Что касается Нагорного Карабаха и Армении, то факты таковы. Армения выиграла один раунд военной кампании. И начисто проиграла мир и свое развитие. Армения фактически выключена из экономической жизни Закавказья. Грузия сама живет на подачки Азербайджана и быть спонсором Армении не может. Все транспортные магистрали, газопроводы и нефтепроводы должны были идти через территорию Армении. Но мир здесь пока невозможен.

      В общем и целом ситуация нетерпима. Но не мы ее создавали. Так что сейчас разговоры о мире и перемирии, о словах и действиях Уорлика это не более, чем благие намерения и вода в ступе. Нужны реальные факты. Реальным действием может стать освобождение оккупированных районов Азербайджана и принятие на себя Азербайджаном принципа неприменения силы. Вот и все. Все остальное - благие намерения, которыми вымощена дорога в ад. Пока этого не сделано - угроза войны очень и очень реальна.
  3. 0
    8 ноября 2015 12:01
    Кто бы мне, Уважаемые коллеги, все эти термины музыкальные разъяснил, мугам, дестгях, сазандарей. А то ощущаю себя как "лох с пейнджером в песочнице", что не способствует адекватному восприятию информации, изложенной в статье. what soldier
  4. 0
    8 ноября 2015 12:27
    А мне кажется что пока честно не расскажут о тех кто грабил и резал своих соседей, желательно поимённо, ничего там не нормализуется. Жить по понятиям это всегда иметь недовольных и тех кто живёт за счёт *развода лохов*. Мне кажется что там не найдут в себе сил на честный диалог, очень неприглядно начинают выглядеть даже в собственных глазах. Будут ждать пока *само рассосётся*, оставят потомкам разбираться с тем что сами наворотили.
  5. +1
    8 ноября 2015 16:05
    "Те кто резал и грабил своих соседей" есть с обеих сторон конфликта.

    Предположим назовут поименно. И что дальше? Задачи надо ставить совершенно четко и определенно. Нужен тлеющий очаг напряженности на Южном Кавказе? Тогда можно слушать Уорлика и Минскую группу. Нужно разруливать ситуацию? Тогда надо отбросить всех посредников. Это конфликт между Ереваном и Баку (Арменией и Азербайджаном). Нужен прямой диалог без посредников.

    И в первую очередь нужно четко и ясно озвучить свои цели обеим сторонам конфликта.

    Азербайджан свою позицию не меняет. Самый высокий статус автономии в составе Азербайджана. В Нагорном Карабахе будет свой парламент, свое правительство, своя милиция, свой язык (вторым государственным не сделают, но региональным вполне возможно). Право вето на любые решения Баку в отношении Нагорного Карабаха.

    Армения то размахивает лозунгом "право наций на самоопределение", то устами президента говорит, что Нагорный Карабах - это территория Армении. Это взаимоисключающие заявления. Отсюда и невозможность договориться с Ереваном.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»