Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 2-я

16
Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 2-я


В 1973 году на вооружение британского флота поступил ЗРК большой дальности (англ . Sea Dart — морской дротик), разработанный фирмой Hawker Siddeley Dynamics. Он был предназначен для замены не слишком удачного «Си Слаг».

Первым кораблём, вооруженным этим комплексом, стал эсминец типа 82 — Bristol. На эсминце была смонтирована пусковая установка с двумя направляющими балочного типа. Боекомплект состоял из 18 ЗУР. Перезаряжание осуществляется из подпалубного ракетного погреба.


HMS Bristol (D23) у Фолкледских островов


Зенитная ракета комплекса «Си Дарт» имела оригинальную и достаточно редко используемую в данный момент схему. В ней были применены две ступени — разгонная и маршевая. Разгонный двигатель работает на твёрдом топливе, его задача — придать ракете скорость, необходимую для устойчивой работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя.

Маршевый двигатель интегрирован в корпус ракеты, в носовой части расположен воздухозаборник с центральным телом. Ракета несла стержневую или осколочно-фугасную БЧ, подрыв которой осуществлялся по команде инфракрасного датчика цели.


ЗУР «Си Дарт»


Ракета получилась достаточно «чистой» в аэродинамическом плане, она выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Диаметр ракеты — 420 мм, длина — 4400 мм, размах крыла — 910 мм.

Маршевый двигатель, работающий на керосине, разгонял 500 кг ЗУР «Си Дарт» до скорости 2,5М. Обеспечивая дальность поражения цели 75 км при досягаемости по высоте 18 км, что было очень неплохо для середины 60-х.

В ЗРК «Си Дарт» был применён достаточно передовой для 60-х годов способ наведения — полуактивная ГСН. На кораблях-носителях этого комплекса, как правило, имелось две РЛС наведения, работающие в 3,3-см диапазоне, размещенных в радиопрозрачных куполах, что позволяло применять одновременно две ЗУР по разным целям, это также увеличивало боевую устойчивость комплекса. Корабли с РЛС в крупных белых куполообразных обтекателях диаметром 2,4 м стали визитной карточкой британского флота в 70-80-е годы.


HMS Sheffield (D80)


В отличие от ЗРК Sea Slug зенитные ракеты комплекса Sea Dart могли применяться по маловысотным целям, что было продемонстрировано в ходе реальных боевых действий.

Имевший достаточно неплохие характеристики дальнобойный «Си Дарт», в отличие от комплекса ближней обороны «Си Кэт» не получил большого распространения и применялся только на британских эсминцах Type 82 и Type 42 (эсминцы типа «Шеффилд»), а также на авианосцах Invincible. Два эсминца типа 42 с ЗРК «Си Дарт» были построены по лицензии для ВМС Аргентины в середине 70-х.

В середине 80-х по итогам Фолклендского конфликта комплекс был модернизирован. На ЗУР стали устанавливать помехозащищённую ГСН, в которой были увеличены возможности по борьбе с низколетящими воздушными целями.



Самая «продвинутая» модификация, Mod 2, появилась в начале 90-х. На этой ЗУР комплекса «Си Дарт» дальность стрельбы была увеличена до 140 км. Кроме применения более лёгкой и компактной электроники, ракета получила программируемый автопилот. Теперь большую часть пути ЗУР летела на автопилоте, а полуактивное самонаведение включалось только при подлёте к цели. Это позволило увеличить помехозащищённость и огневую производительность комплекса.



Морской противовоздушный комплекс «Си Дарт» активно применялся боевыми кораблями британского флота во время Фолклендской компании. В общей сложности было потрачено 26 зенитных ракет этого типа. Часть из них была запущена не прицельно в попытке отпугнуть аргентинские самолёты.

Во время боевых действий ЗРК «Си Дарт» сбил пять аргентинских летательных аппаратов: разведывательный самолет «Лирджет-35А», бомбардировщик «Канберра» В.Мк 62, два штурмовика А-4С «Скайхок» и вертолет «Пума». Также ракетой «Си Дарт» был ошибочно поражен британский вертолёт «Газель».

Из девятнадцати ракет, выпущенных по аргентинским самолётам, только пять попали в цель. Если при стрельбе по высотным целям вероятность поражения была почти 100%, то в летящие на малой высоте самолёты попадала одна ракета из десяти.

В следующий раз ЗРК «Си Дарт» был применён в боевой обстановке во время войны в Персидском Заливе в феврале 1991 года. Тогда британский эсминец HMS Глостер (D96) сбил иракскую ПКР китайского производства SY-1 Silk Warm нацеленную на американский линкор USS Missouri (BB-63).

В настоящее время ЗРК «Си Дарт», прослужив более 40 лет, снят с вооружения британского флота вместе с эсминцами типа 42.

Британский ЗРК «Си Кэт» малой дальности оказался неспособен эффективно бороться с современными боевыми самолётами и ПКР. Он не удовлетворял моряков по характеристикам дальности и точности стрельбы, а ЗУР этого комплекса, созданная на базе ПТУР, была слишком медлительной. Кроме того, эффективность применения наводящейся на цель по командам джойстика «Си Кэт» сильно зависела от квалификации и психоэмоционального состояния оператора наведения.

В середине 60-х компания British Aircraft Corporation начала разработку нового морского противовоздушного комплекса, который был должен заменить на кораблях британского флота ЗРК «Си Кэт».

Новый ЗРК ближней зоны, получивший название «Сивулф» (англ. Sea Wolf — морской волк), поступил на вооружение в 1979 году.


ЗУР комплексов «Си Кэт» и «Си Вульф»


Также как и в ЗРК «Си Кэт», наведение ЗУР «Си Вульф» осуществлялось при помощи радиокоманд по линии визирования. Только в этом случае процесс наведения был полностью автоматизирован, сводя «человеческий фактор» к минимуму.

Сопровождение цели после получения целелеуказания от РЛС обнаружения осуществляется РЛС сопровождения, которая сопряжена с телевизионной системой слежения за ЗУР, и целью, которая применяется при обстреле маловысотных целей или в условии помех. Положение ракеты определяется по сигналу бортового ответчика.

РЛС обнаружения обеспечивает обнаружение цели типа «истребитель» на расстоянии до 70 км. Центральный процессор автоматически выделяет воздушные цели по степени их опасности и выбирает очерёдность обстрела. Количество ракет в залпе зависит от скоростных и манёвренных характеристик цели. На корабле-носителе «Си Вульф» обычно имеется две РЛС сопровождения, которые обеспечивают одновременный обстрел двух воздушных целей.



Дальность стрельбы первого варианта ЗРК «Си Вульф» GWS-25 соответствовала дальности стрельбы «Си Кэт». Но вероятность поражения цели одной ракетой в простой помеховой обстановке была гораздо выше — 0,85. Высота поражения целей — 5-3000 м.

Ракета «Си Вульф» была тяжелее ЗУР « Си Кэт» и весила 80 кг. Благодаря более мощному твердотопливному двигателю и более совершенной аэродинамической форме по сравнению с «Си Кэт» ракета комплекса «Си Вульф» разгонялась до вдвое большей скорости — 2М.

ЗУР «Си Вульф» модификации GWS-25 имеет в длину 1910 мм, диаметр ракеты — 180 мм, размах крыльев — 560 мм. Вес осколочно-фугасной БЧ — 13,4 кг. На консолях крыльев ЗУР расположены четыре антенны. Две из них служат для передачи информации на РЛС, две другие — принимают радиокоманды наведения.

ЗРК «Си Вульф» модификации GWS-25 имеют контейнерный вариант шестизарядной ПУ, которая автоматически наводится на цель аппаратурой управления (вес с ракетами — 3500 кг ).



Первый вариант комплекса GWS-25 mod 0 оказался достаточно громоздким и тяжелым. Он мог устанавливаться на кораблях водоизмещением более 2500 т. В модификации GWS-25 mod 3 вес и габариты комплекса были существенно снижены, и он уже мог монтироваться на корабли водоизмещением 1000 т.

На двух ПУ находилось 12 готовых к применению ЗУР. На фрегатах типа 22 первой серии общий боекомплект составлял — 60 ракет, а на второй и третьей серии — 72 ракеты.



Ещё на этапе проектирования ЗРК «Си Вульф» рассматривался вариант вертикального пуска. С учётом опыта боевого применения это было реализовано в модификации GWS-26, где вместо ПУ контейнерного типа применена установка вертикального пуска на 32 ячейки. Что существенно повысило огневую производительность комплекса.

Дальность стрельбы ЗУР варианта GWS-26 возросла до 10 км. Модернизации так же подверглись аппаратура управления и наведения. Комплекс получил более мощный процессор и новую РЛС. Время реакции комплекса сократилась с 10 до 5-6 секунд. В варианте с вертикальным пуском вес ЗУР увеличился до 140 кг, а длина до 3000 мм.

За счёт прогресса в области электроники удалось существенно уменьшить объёмы и вес электронных блоков. Эта модификация предназначалась для вооружения боевых катеров и кораблей небольшого водоизмещения. Ракеты располагаются в металлических многоразовых или пластиковых одноразовых контейнерах и перезаряжаются вручную.

ЗРК «Си Вульф» вооружались фрегаты Type 22 ( 14 единиц), а также фрегаты Type 23 (13 единиц) с ПУ вертикального типа. Еще три фрегата типа 23 имеется в составе ВМС Чили.


Бразильский фрегат типа 22 BNS Rademaker бывший HMS Battleaxe (F89)



Британский фрегат типа 23 HMS Lancaster (F229)


Кроме варианта с вертикальным пуском ЗУР, был создан облегчённый комплекс модификации VM40 с четырёх зарядной пусковой установкой. Счетверённые ПУ ЗУР «Си Вульф» установлены на трёх фрегатах типа «Находа Рагам» ВМС Брунея и двух фрегатах типа «Лекю» ВМС Малайзии.


Фрегаты типа «Находа Рагам» ВМС Брунея


Корабельный зенитный комплекс «Си Вульф» очень неплохо показал себя во время Фолклендского конфликта. В составе британской военно-морской эскадры находилось три фрегата УРО вооруженных ЗРК этого типа.

Первый случай применения «Си Вульф» в боевой обстановке произошел 12 мая 1982 года, когда фрегат УРО HMS Brilliant (F90) отразил атаку четырех аргентинских штурмовиков А-4 «Скайхок». Два «Скайхока» были поражены зенитными ракетами, а ещё один упал в море во время выполнения противоракетного манёвра.

Данные по количеству сбитых аргентинских самолётов корабельным комплексом «Си Вульф» в разных источниках разняться, но по всей видимости их было не больше пяти. В тоже время все эксперты соглашаются с тем, что ЗРК «Си Вульф» оказался весьма эффективным средством ПВО ближнего действия, и будь на тот момент в составе британской эскадры большее количество фрегатов вооруженных этим комплексом, потери англичан от действий аргентинской авиации могли быть намного меньше.

Самым дальнобойным и высокотехнологичным корабельным комплексом ПВО, имеющимся на вооружении британских ВМС, является ЗРК PAAMS (англ. Principle Anti-Air Missile System).

Этим ЗРК вооружены эсминцы УРО Type 45 — самые современные на сегодняшний день надводные боевые корабли в составе Королевского военно-морского флота Великобритании.


Эсминец УРО HMS Daring (D32)


Первый эсминец типа 45, Daring, формально вступил в строй 23 июля 2009 года, когда его главное зенитное оружие, ЗРК PAAMS, ещё не был доведено до стадии принятия на вооружение.

Разработка ЗРК PAAMS формально началась в 1989 году консорциумом EUROSAM, который образовали фирмы Aеrospatiale, Alenia и Thomson-CSF.

В конце 90-х был разработан упрощенный вариант ЗРК ближнего действия SAAM с ракетой Aster 15, который не удовлетворил англичан имевших к тому моменту на вооружении комплекс «Си Вульф».

В сентябре 2000 года началось строительство трёх комплектов ЗРК PAAMS, которые планировалось установить на британские, французские и итальянские головные корабли новых проектов. Одновременно началось производство 200 ракет Aster 15 и Aster 30.



Ракеты «Aстер 15» и «Aстер 30» во многом сходны между собой, они имеют единую аэродинамическую схему, оснащены одинаковыми комбинированной газо-аэродинамической системой управления, активной доплеровской ГСН, инерциальной системой наведения на маршевом участке, с радиокомандной коррекцией курса по сигналам радара. Главным отличием является разгонный блок первой ступени, который и определяет разницу в массе и габаритах, а также в дальности стрельбы.



Высокие манёвренные характеристики ЗУР «Астер» получены благодаря применению комбинированной газо-аэродинамической системе управления, которая представляет собой твердотопливный газогенератор с четырьмя щелевыми соплами, оборудованными регулирующими клапанами с приводами. Сопла находятся внутри крестообразно расположенных крыльев ракеты. Как заявляют производители, ракеты «Астер» способны маневрировать с перегрузкой до 60 G.



Высокая манёвренность и точность ЗУР семейства «Астер» позволили уменьшить массу боевой части до 15-20 кг. За счет наличия активного самонаведения, ракеты эффективны при поражении целей летящих на малой высоте и скрытых за радиогоризонтом.



Запуск ракет обоих типов осуществляется из вертикальной пусковой установки. На эсминцах типа 45 в УВП SYLVER размешается 48 ЗУР «Астер-15» или «Астер-30»


УВП SYLVER


Несмотря на то, что летно-конструкторские испытания ЗУР «Астер» были закончены в 1999 году, адаптация комплекса на кораблях носителях затянулась.

Два испытания, проведённые на британских кораблях в 2009 году, оказались неудачными. Лишь в октябре 2010 года с борта эсминца Dauntless была запущенна зенитная ракета «Aстер 15» которая поразила дистанционно управляемую воздушную мишень «Мирак-100».

В мае 2011 года успешно отстрелялся головного в серии тип 45 — эсминец Daring. В декабре 2011 года зенитной ракетой «Aстер 30» комплекса PAAMS была поражена цель, имитировавшая баллистическую ракету среднего радиуса действия. Подтвердив противоракетный потенциал корабельного ЗРК. В мае и июле на полигоне Гебридах в Атлантике произвели успешные запуски ракет британские эсминцы «Diamond» и «Dragon».

В настоящее время, по заявлению представителя британского флота, ЗРК PAAMS достиг «уровня оперативной готовности», что в переводе на русский язык, очевидно, означает способность комплекса нести полноценную службу на боевых кораблях.

Кроме эсминцев британского флота, ЗУР «Астер» входят в состав вооружения французских и итальянских фрегатов типа «Горизонт», саудовских фрегатов проекта F-3000S и французского авианосца «Шарль де Голь».

В настоящее время в составе британского флота имеется шесть эскадренных миноносцев «Тип 45», являющихся носителями ЗРК PAAMS с ЗУР «Астер». С учетом того, что комплекс PAAMS полностью автоматизирован от момента обнаружения цели до ее перехвата и имеет загоризонтную дальность пуска высокоманёвренных зенитных ракет, эти корабли могут оказаться серьёзными противниками для боевых самолётов и противокорабельных ракет.

Другая публикация из этой серии:
Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я

По материалам:
http://zonwar.ru/index.html
http://ship.bsu.by
http://www.armedforces.co.uk
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    10 ноября 2015 07:14
    Сергей!Как всегда прекрасно и точно.То что ты прислал мне в личке,для меня это не новость.Так же как и тебе мне пришлось сменить работу.Буровую в прошлом посте я отправил тебе,что-бы показать где может стоять двигатель Ягуара.В левом верхнем углу пульта монитор компьютера управляющего дизелем и буровой.Мой провайдер старается блокировать всё что связано с ГУГЛом он работает под линуксом и поэтому получить что-то я могу ответить нет.У меня Лиса с поисковиком Яндекс.Частный сектор у нас почти весь сидит на мобильных модемах.С другом пытались настроить но у нас ничего не получилось,заблокировано провайдером,такой был ответ.Да вчера была статья на ВО о Костенко,проектировщике заводов Севмаш и АСЗ.
    1. -2
      10 ноября 2015 16:02
      ого эта астера ракета ,что надо,всё познаётся в сравнении например новый БУК
      -дальность 45км
      -вес ракеты 700кг
      -скорость 2800км/ч

      астера-для сравнения
      -100км
      -450кг
      -5400км/ч
      астера уже вполне может работать,как противоракета, по с300 не нашёл ттх ракеты,но думается врятли она будет легче буковской,короче пока мы тут поём дифирамбы нашим ЗРК запад втихую уходит в отрыв...
      1. 0
        12 ноября 2015 13:58
        Цитата: война и мир
        ого эта астера ракета ,что надо,всё познаётся в сравнении например новый БУК
        -дальность 45км
        -вес ракеты 700кг
        -скорость 2800км/ч

        астера-для сравнения
        -100км
        -450кг
        -5400км/ч
        астера уже вполне может работать,как противоракета, по с300 не нашёл ттх ракеты,но думается врятли она будет легче буковской,короче пока мы тут поём дифирамбы нашим ЗРК запад втихую уходит в отрыв...


        Дальность крылатой ракеты "Калибр" - 300 км. lol
  2. +3
    10 ноября 2015 08:49
    Спасибо за продолжение.
  3. avt
    +4
    10 ноября 2015 09:31
    request Воля ваша , но полет конструкторской мысли бритов ну как то по неопределенной траектории движется . wassat Даже просто посмотрев на ракету от ,,Астер",ощущение такое что они эскизный проект из комиксов сдернули про ,,капитана америку" в его борьбе с нацистами и строго , не отходя от рисунка, воплотили в жизнь.
    1. +7
      10 ноября 2015 09:48
      Цитата: avt
      request Воля ваша , но полет конструкторской мысли бритов ну как то по неопределенной траектории движется . wassat Даже просто посмотрев на ракету от ,,Астер",ощущение такое что они эскизный проект из комиксов сдернули про ,,капитана америку" в его борьбе с нацистами и строго , не отходя от рисунка, воплотили в жизнь.

      Вы знаете!Уже было такое замечание про англичан.Мне приходилось сталкиваться с ихними изделиями и понять чем они думали, когда делали, иной раз сложнее чем английский юмор.
      1. +1
        12 ноября 2015 14:04
        Цитата: амурец
        понять чем они думали, когда делали, иной раз сложнее чем английский юмор

        Всё более, чем понятно. Добавляем третью ступень и "лёгким движением руки" сшибаем спутники. laughing
    2. +7
      10 ноября 2015 14:09
      Цитата: avt
      Даже просто посмотрев на ракету от ,,Астер",ощущение такое что они эскизный проект из комиксов сдернули про ,,капитана америку" в его борьбе с нацистами и строго , не отходя от рисунка, воплотили в жизнь.

      Конечно британцы в прошлом были склонны к весьма экзотическим техническим решениям при создании ракет. Но ЗУР семейства " Астер" - это плод коллективного творчества нескольких европейских концернов. Эта весьма совершенная зенитная ракета по дальности сравнимая с ЗРК С-300ПС, но превосходящая отечественные ракеты семейства 5В55Р по маневренности. Необычный внешний вид ЗУР "Астер" придаёт первая разгонная ступень, которая отделяется после достижения ракетой маршевой скорости.
      1. +1
        18 мая 2018 12:44
        Плюс самый мощный многофункциональный радар ПВО SAMPSON стоящий на вооружении эсминцев, по сообщениям производителя, максимальная дальность радара составляет несколько сот километров и значительно превосходит 150-км максимальную дальность радара X-диапазона APAR. Сообщается также, что радар при хороших условиях распространения радиоволн способен обнаружить голубя (ЭПР = 0,008 м²) на насстоянии 105 км.Одновременно обеспечивается выдача целеуказания по 16 объектам и может сопровождать до 24 целей.
        Система "PAAMS" c ракетами "Астер" способна противостоять одновременной атаке с нескольких направлений и осуществлять отслеживание одновременно различных типов целей.
    3. +2
      12 ноября 2015 14:15
      Цитата: avt
      полет конструкторской мысли бритов ну как то по неопределенной траектории движется

      Согласен. Гораздо больше удивил "морской кот". belay Сразу видно, что ракета медленная и по воздушным целям не эффективна. negative Что послужило причиной для принятия такого решения: недофинансирование или скудоумие? request
      1. +1
        13 ноября 2015 03:21
        Цитата: Castor
        Что послужило причиной для принятия такого решения: недофинансирование или скудоумие?

        Наверное желание сэкономить вооружив корабли простым и недорогим комплексом.
        Впрочем кроме морского, существовал и сухопутный вариант - "Тайгеркэт"
  4. +2
    10 ноября 2015 09:47
    Вопрос.
    На некоторых фото, ракеты окрашены в красный или черный цвет. Это ракеты для учебной или практической стрельбы (работы)?
    1. 0
      12 ноября 2015 14:07
      Цитата: igordok
      Это ракеты для учебной или практической стрельбы (работы)?

      Для устрашения папуасов. laughing
  5. 0
    10 ноября 2015 20:08
    а у нас все равно лучше зрк!
    1. +3
      10 ноября 2015 21:21
      Если с буковской ракетой сравнивать(что не очень корректно, все равно что астер 15 и 30 между собой), то, действительно, не в нашу пользу выходит. Тут стоит признать, решение действительно интересное с двумя ступенями, втрое меньшей бч, и маршевой частью массой 1/5 от стартовой.
  6. 0
    12 ноября 2015 01:41
    у бука БЧ 70 кг, у ракеты ближнего боя р-73 - бч 8 кг, так Р-73 может и не сбить большой самолет типа лайнера или бомбардировщик у которого несколько моторов.
  7. +2
    22 ноября 2015 17:08
    Интересно как брунейские эсминцы зашвартованы. Припаркованный, я бы сказал.
    Все бабло на корабли портатили, на прис денег уже не хватило ?