«Огромное небо, огромное небо...» Одно для одного

«Огромное небо, огромное небо...» Одно для одного31 августа 1971 года лётчик-испытатель и инструктор майор В.М. Шаповал увёл горящий самолет от населённого пункта села Хлеборобного (Ростовская область), спас жизнь курсанта, дав приказ ему катапультироваться. Сам не успел спастись и погиб.

Старожилы помнят, как 31 августа 1971 года в небе над посёлком Хлеборобным пролетал реактивный самолет. Он выполнял учебное задание. Но потом самолет вдруг вспыхнул и стал падать. Падал он прямо на школьников. Ведь всё это происходило над средней школой, где перед началом учебного года собралось много людей. А в тот день школьники собрались для проведения субботника.

Но, к великому счастью, беды не произошло. Её предотвратил летчик-испытатель Зерноградского летного полка майор Вячеслав Михайлович Шаповал. Спасая людей, он отвел горящий самолет с территории населенного пункта в сторону поля, где пилотируемая машина камнем упала на землю и взорвалась. Лётчик погиб.


Я была свидетельницей этой страшной трагедии, так как в то время вместе с учащимися находилась возле школы и видела всё, что происходило в небе над селом. Побывала и на месте падения самолета — в поле, где были видны клубы густого дыма и отблески пламени. Мне хотелось узнать больше о лётчике-герое. И я решила побывать на месте бывшего Зерноградского полка, который был расформирован после реформ 1992 года. Там и состоялась встреча с однополчанами Шаповала.

Председатель Зерноградской общественной организации ветеранов военной службы Минобороны РФ полковник А.П. Суслонов; старший прапорщик запаса М.П. Варнавский, ранее служивший авиационным техником; майор А.В. Харьков, летчик-инструктор запаса; старший техник авиационной службы А. Безнутров о Вячеславе Михайловиче отзывались так: «Об этом человеке можно говорить и писать очень много. Такой уж яркий след оставил он в памяти близких и друзей».

От них узнала я биографию героя.

Краеведы Хлеборобного сельского поселения продолжают начатую в 2012 году работу по воскрешению из забытья обстоятельства подвига лётчика-испытателя Зерноградского лётного полка майора Вячеслава Михайловича Шаповала. При советской власти о нем, к сожалению, ничего не говорили, этот подвиг умалчивался.

Родился он 1 декабря 1943 г. в Саратовской области.

В 1961 году В.М. Шаповал поступил в Качинское высшее военное авиационное Ордена Ленина Краснознаменное училище имени А.Ф. Мясникова. В 1965 году успешно окончил полный курс военного учебного заведения по специальности «Боевое применение и эксплуатация самолётов». Ему была присвоена квалификация летчика-инженера. Затем в этом же училище, а потом в Ейском имени В. Комарова он обучал курсантов.
В.М. Шаповала как грамотного и высококвалифицированного специалиста направляли во вновь организующие военные авиационные части для укрепления летного звена и создания высокой дисциплины. Он работал инструктором в Ейском авиационном училище, в частях Морозовска, Таганрога, Батайска, Зернограда.

Из служебной характеристики видно, что Вячеслав Михайлович добросовестно и честно выполнял долг перед Родиной, обладал высокими морально-боевыми качествами, которые он прививал своим воспитанникам. Об этом говорят его служебные характеристики. Приказом Минобороны от 8 декабря 1971 года он был награжден медалью «За безупречную службу».

Из воспоминаний старшего прапорщика М.П. Варнавского: «Капитана Шаповала нередко переводили во вновь организованные авиационные части как грамотного специалиста, способного укреплять структуру лётного звена для пользы службы. Сослуживцы уважали его. Отношения были чёткими, делились опытом. Сначала он жил в Батайске, ездил на воинскую службу в Зерноград. Потом ему дали квартиру в Зернограде, но он так и не успел переехать в неё с семьей…»

Когда капитана В.М. Шаповала перевели на службу в Батайск, полк только что организовывался: не было никакой инфраструктуры, взлетали с грунта. Тогда командир полка Вятских начал готовить «братский» полк в Зернограде. Начальник штаба Красновский, замполит полковник Тантлевский, начальник строевого отдела майор Куликов, инженер полка майор Богишлили и командиры эскадрильи Яковлев и Демич начали собирать лётный состав.

И весной 1971 года уже летали в Зернограде. Создали две эскадрильи из 12 самолётов на ещё довоенном полигоне.

Вячеслава Михайловича как грамотного специалиста назначили старшим лётчиком-испытателем».

Разговор продолжил старший техник А. Безнутров: «При формировании полка в Зернограде В.М. Шаповал прибыл в часть в числе первых. Семью не перевёз, так как жилья для лётчиков ещё не было. Я хорошо помню тот трагический случай, происшедший в конце лета, вернее, 31 августа 1971 года, когда он выполнял контрольный полет со сложным пилотажем с курсантом В. Ивановым в зоне №3. В нисходящей части петли до прохода вертикали произошёл отказ управления машины по тангажу, то есть положение самолета относительно горизонта. Шаповал попытался вывести самолет в положительные углы триммером — вспомогательным управлением на руле, для снятия нагрузки при выполнении комплексов фигур высшего пилотажа. Видимо, сначала у него получалось. Потому что он приказал курсанту катапультироваться, а сам всё ещё оставался в самолете, пытался увести лётную машину от населенного пункта. Самолет упал за селом в перевернутом положении. Когда нашли его, правая рука у Вячеслава была на рычаге сброса фонаря. Пары керосина конденсировались, и керосин попадал в закабинный отсек. У этого самолета к тому же ещё был небрежно отбортирован жгут электропроводки, который тоже проходил через закабинный отсек. Жгут касался тяги руля высоты. Протерлась изоляция, возникла искра, и начался пожар. На той модели Л-29А датчики пожарной сигнализации стояли только в двигательном отсеке. О пожаре экипаж узнал только тогда, когда перегорела тяга управления рулем высоты. Такие выводы сделала и специальная комиссия, которая вела расследование причин крушения самолета и гибели летчика.

Итак, 31 августа 1971 года в последний раз прозвучал в эфире голос В.М. Шаповала: «Я 41, Земля, падает высота, сложные неполадки, возгорание, скорее всего, рулевое отказало»…

«Землей» был дан ответ: «Приказываю! Катапультироваться! Немедленно!» И пауза. Ответа не последовало.

Все, кто был в части в тот момент, опустили головы. Тягостным предчувствием грустно нависла тишина. Все поняли, что случилась беда. А чуть позже уже были на месте катастрофы на вертолете.

Лётчик-испытатель, инструктор, тогда ещё капитан В.М. Шаповал за технические несовершенства самолета расплатился своей жизнью. Но он в тот страшный момент не растерялся, знал, что внизу живут люди. И предотвратил ужасную неизбежность — отдав за жизни людей свою жизнь.

После гибели ему присвоили звание майора.

«Чешской фирмой «Аэро Водоходи» всего было выпущено 42 серии самолетов Л-29 и внедрено 45 доработок и изменений.

Комиссией завода-изготовителя установлена причина возгорания самолета. Изначально на этой модели самолета Я-79 была конструктивная недоработка, произошло замыкание и возгорание электропроводки. Впоследствии эти недоработки были устранены заводом-изготовителем.

Последняя доработка внесла изменение в самолете уже после случившейся катастрофы и гибели В.М. Шаповала».

Каждый год в день гибели летчика к нам, в село Хлеборобное, приезжают его сослуживцы. Вот и на этот раз председатель ветеранов Зерноградского летного полка подполковник А.П. Суслонов прибыл с группой коллег. В возложении цветов к памятнику В.М. Шаповалу, кроме военных гостей, приняли участие глава Хлеборобного сельского поселения Л.А. Гончарова, директор средней школы Л.Ф. Ластовыря, почётный гражданин Целинского района В.И. Черкезов.

Присутствующие побывали на том поле, где погиб летчик, говорили о его мужестве.

Также решением собрания депутатов, состоявшегося 4 октября 2013 года, Шаповалу Вячеславу Михайловичу присвоено звание «Почетный гражданин Целинского района» (посмертно).

В 1977 году Ростовское книжное издательство выпустило книгу «В орлином краю» под редакцией Героя Советского Союза, заслуженного военного летчика СССР, генерал-лейтенанта авиации Г.Р. Павлова. Это очерки о боевом пути нашей авиации, о героях. Наряду с подвигами героических летчиков, космонавтов, описан и подвиг лётчика-испытателя Зерноградского летного полка В.М. Шаповала. Его именем была названа средняя школа Хлеборобного, но сейчас на ней почему-то другая вывеска.

Надо возвратить школе имя героя-лётчика. Да и устаревший памятник нашему спасателю давно пора бы заменить на лучший. Можно было бы у входа в школу установить мемориальную доску, чтобы учащиеся помнили о лётчике-герое и о его подвиге…

Это событие живо в памяти многих местных жителей, осталось увековечить память лётчика-испытателя В.М. Шаповалу официально, хотя бы спустя 44 года со дня совершения им подвига.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. parusnik 11 ноября 2015 08:00
    Баллада "Огромное небо" Роберта Рождественского

    Об этом, товарищ,
    Не вспомнить нельзя,
    В одной эскадрилье
    Служили друзья,
    И было на службе
    И в сердце у них
    Огромное небо, огромное небо,
    Огромное небо – одно на двоих.

    Дружили, летали
    В небесной дали,
    Рукою до звёзд
    Дотянуться могли,
    Беда подступила,
    Как слёзы к глазам —
    Однажды в полете, однажды в полёте,
    Однажды в полете мотор отказал...

    И надо бы прыгать —
    Не вышел полёт!..
    Но рухнет на город
    Пустой самолет!
    Пройдет, не оставив
    Живого следа,
    И тысячи жизней, и тысячи жизней,
    И тысячи жизней прервутся тогда!

    Мелькают кварталы,
    И прыгать нельзя...
    «Дотянем до леса!»-
    Решили друзья.
    «Подальше от города
    Смерть унесём.
    Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,
    Пускай мы погибнем, но город спасём!»

    Стрела самолёта
    Рванулась с небес,
    И вздрогнул от взрыва
    Берёзовый лес!..
    Не скоро поляны
    Травой зарастут...
    А город подумал, а город подумал,
    А город подумал: «Ученья идут!»

    В могиле лежат
    Посреди тишины
    Отличные парни
    Отличной страны...
    Светло и торжественно
    Смотрит на них
    Огромное небо, огромное небо,
    Огромное небо – одно на двоих!

    Спасибо за статью....
    1. Consul-t 11 ноября 2015 10:23
      Очень красивая мелодия и песня написана на эти слова.
      Трогает до слез. С детства помню.
      Теперь знаю в лицо этого героя.
      Спасибо за статью.
      Низкий поклон В.М. Шаповалову.
      1. Дюк 11 ноября 2015 12:39
        Вечная память.

    2. velikoros-88 12 ноября 2015 00:38
      Мотивом для написания этой песни, превосходно исполненной Эдитой Пьехой был другой случай с парой наших Мигов в небе над Берлином.
  2. MarKon 11 ноября 2015 08:01
    Офицерский менталитет, сам погибай - других не подставляй
  3. Skalpel 11 ноября 2015 08:10
    Как же, все-таки, незаметны такие НАСТОЯЩИЕ ребята на фоне нынешней гламурной шушеры на экранах и в СМИ....
    Даже после своей героической гибели он продолжил выполнять свой Долг Офицера:
    - доработали машину по факту обследования и кто знает, сколько ребят он уберег этим от подобных происшествий
    - в головы и души подрастающих ребят закладываются понятия Чести. Доблести. Мужества.
    Вечная память Герою!
  4. Добрый 11 ноября 2015 08:16
    Героя СССР ПОЧЕМУ НЕ ДАЛИ???
  5. Опора 11 ноября 2015 10:58
    Вечная память Герою .....
  6. Reptiloid 11 ноября 2015 11:07
    Большое спасибо за рассказ,Полина.Знать и помнить.

    ДОБРОМУ---я думаю потому,что тогда пришлось бы громко говорить о настоящих виновниках.А этого не хотели.Улицу могли бы назвать.
  7. Pachan 11 ноября 2015 12:43
    Рассказ хороший. Но кое-какие моменты автор могла бы уточнить у того же А.П. Суслонова, "председателя ветеранов Зерноградского летного полка" подполковника ( который в начале статьи имеет звание полковник.
    В Зерноградском полку не было должности летчик-испытатель, т.к. полк был учебным авиационным (106 уап), и основное его назначение обучение курсантов. И должности ( летные) были летчик-инструктор, старший летчик-инструктор, ком. звена и т.д.
    "майор А.В. Харьков, летчик-инструктор запаса" - на самом деле майор запаса А.В. Харьков, ком.звена.
    "старший техник авиационной службы А. Безнутров" - не знал такого, а вот майора А.Г. Безнутрова, который уже в 1979 году был штурманом аэ, ныне здравствующего, знаю хорошо и не слышал, чтоб он когда-то был ст.техником.
    106 уап был расформирован в 1993 году в связи с изменением профиля Ейского училища (не знаю, что за реформу 1992 года автор имеет в виду)
  8. GAF 11 ноября 2015 13:51
    Не оставлять Героев в забвении. На таких как они земля наша держится. Спасибо за публикацию.
    GAF
  9. Александр1959 11 ноября 2015 15:13
    Очень хорошо, когда пишут о настоящем подвиге. Вот, только неточности, на которые обратили пользователи сайта, действительно есть. В учебных полках нет и не было должностей летчиков-испытателей. Скорее всего, автор спутала должность героя с должностью летчика-инструктора.
    А в остальном ....не должны мы забывать о реальных подвигах. Спасибо за публикацию.
  10. 71rus 11 ноября 2015 16:30
    Да...
    А город подумал, ученья идут...
    Смог ли катапультироваться американский пилот в такой же ситуации или бы тоже увёл за собой гибнущую машину?
    Вопрос без ответа...
  11. Иркутянин 11 ноября 2015 16:32
    Ему было всего двадцать восемь...
  12. свободный 12 ноября 2015 09:13
    да,такие люди соль земли нашей!
  13. Т62 12 ноября 2015 13:14
    Приказом Минобороны от 8 декабря 1971 года он был награжден медалью «За безупречную службу».

    31 августа 1971г. погиб. Непонятно. Если за подвиг посмертно, то явно заниженная награда.
    Статья хорошая, но с учётом других замечаний создаётся мнение, что автор подошёл к публикации весьма поверхностно.
  14. bober1982 12 ноября 2015 19:58
    статья очень хорошая,а неточности и в комментариях есть.Известная песня "Огромное небо"была написана после катастрофы нашего Як-28 в Германии,экипаж (лётчик и штурман)погибли.Всем вечная память!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня