Проект реактивного ранца Thiokol/Reaction Motors Flying Belt

По некоторым причинам из всех разработок компании Thiokol Chemical Corporation в области персональных летательных аппаратов наибольшую известность получило изделие Jump Belt. Проект «Прыжкового пояса» так и остался на стадии проверок прототипа, поскольку имел массу недостатков. Вскоре после прекращения работ по этому проекту компания отказалась от продолжения исследований в многообещающей области. Тем не менее, неудачное завершение проекта Jump Belt вряд ли могло стать единственной причиной такого решения. Несколько других проектов схожей техники так же не привели к ожидаемым результатам.

Спустя некоторое время после начала разработки системы Jump Belt конструкторский коллектив компании Thiokol, а точнее ее подразделений Reaction Motors, приступили к созданию нового аппарата аналогичного назначения. По-видимому, Александер Бор и Харри Бердетт-младший успели ознакомиться с иными работами в этом направлении и решили учесть чужой опыт. Результатом этого стало появление аппарата под названием Flying Belt («Летающий пояс»), который без всяких оговорок можно отнести к классу реактивных ранцев.

Идея пояса с топливными баками и парой сопел не оправдала себя. Подобная архитектура не отличалась удобством использования, а также не могла обеспечить приемлемые характеристики. В теории проект Jump Belt позволял подниматься на высоту нескольких метров, бежать с высокой скоростью или выполнять иные «упражнения». Однако на практике эксплуатация этой системы была связана с массой проблем. В частности, быстрый расход всего сжатого газа из баллонов не позволял выполнять безопасную посадку после подъема на высоту нескольких метров. Имелись и иные недостатки, которые не позволили проекту выйти из стадии предварительных проверок.


Проект реактивного ранца Thiokol/Reaction Motors Flying Belt


Изучив проблемы своего оригинального проекта, команда Бора и Бердетта решила обратиться к чужому опыту. Для нового проекта была выбрана более популярная компоновка, которая позволяла использовать баки достаточной емкости, а также оснастить аппарат приемлемой системой управления. Новый летательный аппарат решили строить в форм-факторе ранца.

В течение некоторого времени работы по проектам Jump Belt и Flying Belt велись параллельно. В частности, именно это позволило специалистам компании Thiokol/Reaction Motors в конце 1958 года представить оба образца журналистам издания Popular Science. В декабрьском номере журнала была опубликована крупная статья, посвященная проектам перспективных персональных летательных аппаратов. Среди прочих в статье упоминались и два проекта Бора и Бердетта.

«Летающий пояса» должен был иметь классическую для такой техники компоновку. На основной раме, оснащенной ремнями для крепления на спине пилота, предлагалось монтировать два баллона для сжатого газа или иного топлива, а также систему трубопроводов и управляемый сопловой аппарат. С последним соединялся рычаг управления, который предлагалось использовать для изменения направления полета.

Опубликованные фотографии системы Thiokol Flying Belt производят неоднозначное впечатление. Более поздние аппараты аналогичного назначения, которым успешно удавалось подниматься в воздух, имели более крупные габариты и отличались более сложной подвесной системой. Подобные различия реактивных ранцев можно списать на отсутствие опыта в разработке подобной техники, однако и другие особенности проекта Бора и Бердетта можно рассматривать в качестве причин неудачного его завершения.

Позади на основной раме ранца закрепили два баллона для сжатого газа. «Прыжковый пояс» и «Летающий пояс», по задумке авторов, должны были работать на сжатом азоте. Этот газ предлагалось под большим давлением закачивать в баллоны на спине пилота. Для выполнения полета следовало открыть вентиль, после чего газ должен был вырываться через сопла и создавать тягу, достаточную для подъема человека в воздух.

В верхней части основной рамы предусмотрели крепления для соплового аппарата оригинальной конструкции. В его центре находился распределительный блок, выполненный в виде прямоугольного кожуха, соединенного с трубопроводами. Задачей этого блока был прием сжатого газа из баллонов и его распределение между двумя трубопроводами сопел.

С прямоугольным кожухом соединялись две сравнительно короткие трубки, на концах которых имелись шарниры. На последних установили еще пару труб достаточной длины. На концах вторых трубок имелись сопла, направленные вниз. За счет шарнира в транспортном положении трубопроводы сопел могли складываться вдоль ранца. В рабочем положении внешние трубки располагались горизонтально, под углом к вертикальной плоскости, а также загибались вперед для проведения вектора тяги через центр тяжести пилота и ранца.

К кожуху распределительного аппарата сверху прикрепили изогнутую штангу управления. Для управления аппаратом предлагалось использовать П-образную трубу, коротким концом прикрепленную к распределительному блоку. На свободном конце трубы предусматривалась рукоятка с ручной управления клапаном баллонов. В конструкции штанги управления предусматривался шарнир, при помощи которого она могла поворачиваться назад и укладываться рядом с баллонами.

Перед использованием изделия Flying Belt следовало заправить два баллона сжатым азотом. Для начала полета следовало привести в действие клапан баллонов, соединенный с ручкой на штанге управления. Вырываясь из сопел, сжатый газ должен был создавать реактивную тягу и поднимать пилота с аппаратом в воздух. При помощи наклона рукоятки управления можно было менять вектор тяги сопел и лететь вперед или назад.

В середине 1958 года специалисты компании Reaction Motors начали сборку опытного «Летающего пояса». По другим данным, эти работы стартовали еще в конце 1957-го. Изготовление прототипа завершилось к осени, после чего он был готов к испытаниям. Вскоре начались тесты перспективной системы. Пилотом-испытателем в них выступил Рэй Уич, принимавший активное участие в разработке нескольких летательных аппаратов.

Первые тестовые полеты, больше похожие на высокие прыжки, производились в ангаре. Для безопасности испытателя страховали при помощи привязного троса. Благодаря последнему пилот не рисковал упасть на землю с высоты нескольких метров при израсходовании сжатого газа или неправильном управлении аппаратом.

За несколько недель специалисты компании Thiokol/Reaction Motors произвели большое количество кратковременных тестовых полетов. Эти испытания подтвердили принципиальную возможность полета с использованием сжатого газа и работоспособность предложенной системы управления. Тем не менее, тесты показали отсутствие перспектив у летательных аппаратов, работающих на сжатом газе. Азот под большим давлением мог создавать требуемую тягу в течение считанных секунд, что либо накладывало серьезные ограничения на эксплуатацию аппарата, либо делало ее невозможной.

В декабрьском номере журнала Popular Science за 1958 год утверждалось, что проект Flying Belt уже достиг определенных успехов, однако все еще достаточно далек от серийного производства и использования на практике. Летательный аппарат нуждался в некоторых доработках, которые планировалось завершить в течение двух лет. Таким образом, уже к 1961 году команда А. Бора и Х. Бердетта-младшего могла представить полноценный и готовый к эксплуатации образец реактивного ранца.

Однако этого не случилось. По-видимому, на дальнейшей судьбе многообещающей разработки сказалось выбранное «топливо». Проект Flying Belt предлагал подниматься в воздух при помощи энергии сжатого газа, но в таком случае имел место чрезвычайно высокий расход азота, из-за чего продолжительность полета не превышала нескольких секунд. Как следствие, предложенный аппарат не мог использоваться в качестве полноценного транспортного средства.

Специалисты компании «Тиокол» разрабатывали свои проекты в рамках программы Grasshopper, целью которой было создание персонального летательного аппарата для армии. Предполагалось, что в случае успешного завершения программы вооруженные силы США получат легкие системы, которые позволят солдатам преодолевать различные препятствия, такие как высокие стены или водные преграды. Кроме того, требовалась возможность кратковременного низковысотного полета. Все это могло значительно повысить мобильность пехотинцев на поле боя и соответствующим образом повысить боеспособность войск.

Какие-либо сообщения об успешном завершении проекта Thiokol Flying Belt отсутствуют. Вероятно, в ходе работ авторам проекта так и не удалось довести характеристики своего реактивного ранца до требуемых значений. Запас сжатого газа оставался недостаточным для обеспечения приемлемой продолжительности полета. Как следствие, проект пришлось закрыть.

В конце пятидесятых и начале шестидесятых годов компания Reaction Motors разработала несколько проектов персональных летательных аппаратов, одним из которых был реактивный ранец Flying Belt. Из-за неверного выбора типа силовой установки этот аппарат так и не смог выйти из стадии предварительных испытаний. Таким образом, он повторил судьбу прочих разработок компании в области реактивных ранцев.


По материалам:
По материалам:
http://theverge.com/
http://rocketbelts.americanrocketman.com/
http://flyingcarsandfoodpills.com/
Montadon M. Jetpack Dreams: One Man's Up and Down (but Mostly Down) Search for the Greatest Invention That Never Was. Da Capo Press, 2008
Man's First Leap Toward Free Flight. Popular Science. 1958, №12
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Popular Science

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. Дивандек 13 ноября 2015 09:42
    Несколько лет назад показывали смельчака который с помощью такого аппарата преодолел каньон. А вот это конечно впечатляет - http://youtu.be/KOMNOc7ivUI
  2. 31rus 13 ноября 2015 09:42
    Спасибо,интересная тема,как мне кажется проект более менее жизнеспособный.Ждем продолжения

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня