Легкий танк объект 934 «Судья»

Легкий танк объект 934 «Судья»


В конце 60-х - начале 70-х годов в Советском Союзе было практически закончено укомплектование армии лёгкими плавающими танками. В основном это были созданный в конструкторском бюро Челябинского завода под началом Ж. Я. Котина плавающий танк ПТ-76, принятый на вооружение в 1951 году, и его модернизированный вариант ПТ-76Б, созданный инженерами и конструкторами Сталинградского тракторного завода под руководством И. В. Гавалова. Однако военное руководство понимало, что недостаточная броня этих танков не позволяет их эффективного и широкого боевого применения.

Учитывая появление нового типа лёгких бронированных машин, таких как БМП, остро вставал вопрос о целесообразности выпуска лёгких плавающих танков. Первые БМП-1, созданные на Челябинском тракторном заводе, начали поступать в войска уже в 1966 году, и казалось, что необходимость в ПТ-76 отпала. Тем не менее, маршал Советского Союза А. А. Гречко, в то время министр обороны СССР, считал, что отказываться от плавающих танков нельзя, нужно создать новую машину с усиленным вооружением и бронированием, отвечающую последним техническим требованиям. По его инициативе, в рамках проекта НИОКР (научные исследовательские опытно-конструкторские работы) на следующие 8 лет, было принято решение, разработать и создать образец нового плавающего танка.


Легкий танк объект 934 «Судья»


Новые технические требования для новой машины были следующими: боевая масса не более 15 тонн, противоснарядная и противоатомная защита, скорость по шоссе - не менее 60 км в час, по воде – не менее 12 км в час. Вооружение должно состоять из 100-мм нарезного орудия Д-33 (ещё находившегося на стадии разработки), противотанкового ракетного комплекса «Фагот» 9К111 и 12,7- мм пулемёта, приспособленного для стрельбы как по воздушным так и по наземным целям. Разработку нового проекта с представлением на рассмотрение комиссии в первой половине 1970 года предложили инженерам ЧТЗ, ММЗ и ВгТЗ (бывший Сталинградский тракторный завод). Первым предложил свой проект инженер И. В. Гавалов, вместо одного проекта им было предложено два.

Первый – «объект 934», представлял собой машину с классической танковой компоновкой и массой 14,7 тонн. Второй – «объект 934Б», отличался от предыдущего тем, что экипаж должен быть размещен в броневой капсуле, что обеспечивало экипажу повышенную как броневую, так и противоатомную защиту. Расчетная масса составила не более 14,2 тонны.

Легкий танк объект 934 «Судья»


В обоих проектах предусматривалась установка 100-мм орудия, но не предусматривалась установка 12,7-мм пулемёта, однако вместе с тем была представлена документация по установке на них 85 мм орудия Д-58. 12 февраля 1970 года оба проекта были представлены на рассмотрение комиссии и проект под обозначением «объект 934». В общем, с небольшими и не критичными замечаниями, был ей одобрен только первый вариант. Позже, 10 июня 1970 года, техническому совету министерства оборонной промышленности «объект 934» вместе с другим проектом инженеров Челябинского тракторного завода, под обозначением «объект 788», были представлены на предварительное рассмотрение. Первоначально был одобрен вариант с расположением двигателя в передней части корпуса «объект 788», но на последующем заседании НТК УНТВ, предпочтение было отдано проекту инженера И. В. Гавалова. Однако И. В. Гавалов уходит с поста главного конструктора и его сменяет А. В. Шабалин, имевший собственное мнение относительно разработки проекта плавающего танка. После долгих и затянувшихся споров, в которых в течении почти двух лет, каждое ведомство отстаивало свою позицию, были разработаны новые технические требования, с небольшими изменениями в плане массы и вооружения машины, так как появилось множество сторонников установки на танк 85-мм пушки «Жало». Однако в итоге по заключению НИИ МО, на вооружение решено было принять вариант с 100-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом ПКТ. Первый и единственный образец плавающего танка под обозначением «объект 934» строится лишь в 1975 году. Он успешно прошел испытания, но на вооружение Советской Армии принят не был.

Легкий танк объект 934 «Судья»


Броневой корпус новой машины был изготовлен из катаной брони на основе алюминиевого сплава, и успешно выдерживал прямое попадание бронебойных снарядов до 23 мм на дистанциях от 500 метров. Вес танка составил 17, 5 тонн. Вооружение включало в себя 100-мм пушку 2А48 и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ПКТ. В дополнение в боевом отделении машины имелся переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3» с ракетами к нему. Двигатель 2В-06-2 дизельный 10-ти цилиндровый обеспечивал максимальную скорость по шоссе 70 км в час и запас хода до 600 км. Подвеска машины и конструкция корпуса спроектированы с учетом возможности десантирования с самолётов Ан-22 или Ил-76. Экипаж три человека. Несмотря на то, что машина не была принята на вооружение, множество конструкторских решений применённых в ней, было затем использовано в проекте под обозначением «объект 688», в дальнейшем БМП-3. В настоящее время «объект 934» можно увидеть в выставочном комплексе музея в Кубинке.

Легкий танк объект 934 «Судья»
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Алексей Приказчиков 21 ноября 2011 11:54
    Название охрененое
    Алексей Приказчиков
  2. dred 21 ноября 2011 12:13
    Как такой гигант плавает?
    dred
    1. Ягуар 21 ноября 2011 23:28
      БМП-3 на 4 тонны больше весом и плавает себе
      Ягуар
  3. Sergh 21 ноября 2011 15:15
    Читал, да и смотрел много про И.В. Гавалова, передовой был инженер-конструктор, неудобен стал своими иновационными идеями. В конце-концов, закончил препадом в академии. Выгнали короче.
    Sergh
  4. shipp53 27 ноября 2011 21:42
    С этой машиной(934-Судья),начиналась моя трудовая деятельность,работали в три смены,чтобы сделать опотные образцы,но на госиспытаниях её зарубили,главный коструктор уже был Шабалин А.В.Это было в 1979году.
    shipp53
  5. OOM-9 16 марта 2016 15:13
    А это не его китайцы воплотили в своём Тип 63???

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня