Military Review

The combat work of the Baltic air reconnaissance

2
The combat work of the Baltic air reconnaissance



Combat experience aviation Our fleets during the years of World War II showed that its success, with other favorable conditions, depended largely on the completeness of the enemy’s and weather data available to the command. There were times when only intelligence aircraft were the provider of this data from remote areas.

The main aviation intelligence agency of the Baltic fleet throughout the war there was the 15th aviation regiment of the air force (from March 19, 1943 the 15th separate reconnaissance aviation regiment - orap), which consisted of four aviation squadrons by the beginning of hostilities, of which three were based on the lakes of the south coast of the Gulf of Finland near Leningrad and one in Vyborg.

The aircrew of the regiment was well prepared for conducting reconnaissance at sea, solving independently and jointly with the ships of the anti-submarine defense (ASW) missions in the basing areas of the fleet. All air reconnaissance aircraft had experience of flying in adverse weather conditions, and 70% also had experience at night. However, the initial period of the war was very difficult for them. The seaplanes MVR-2, with which the regiment was mainly equipped, were significantly inferior to the enemy fighters in combat stability. In solving the problems of PLO and reconnaissance, which at that time could only be carried out in daylight, they suffered heavy losses. By the end of 1941, mainly in air battles, the regiment lost 40 crews, 75 aircraft MBR-2 and 3 MDR-6.

Spring 1943 of the year made its own adjustments to the affairs of aerial reconnaissance aircraft. There were new tasks, the conditions for their implementation have changed, as a result, there have been changes in the organizational structure of the 15 operation. He re-armed. It consisted of two newly formed ground-based air squadrons: 44-I, consisting of Pe-2 and Bostons, and 43-I - from reconnaissance fighters Yak-7, replaced by the fall of the Yak-9.



In 1944, as a result of the successful offensive of our troops in the Baltic States, the operational area of ​​operations of the fleet aviation increased. Changed the location of all its parts. Significantly increased the need for information about the enemy from the areas of hostilities that covered almost the entire Baltic Sea.

By the end of the year, submarines entered the sea communications. Providing their actions with data on enemy convoys has become one of the constant tasks of aviators. In May, the regiment was joined by another Yak-9 reconnaissance fighter squadron, formed from experienced combat pilots of units of fighter aviation of the fleet. But even with this replenishment in the fifteenth regiment was not enough strength. In March, the 1945 was reinforced by a single Boston aviation squadron A-20G 30 orap of the Black Sea Fleet. So, reflecting the changes in the situation, the composition and structure of the 15 operap changed during the war.

It would seem, what, besides the sea, could be the direction in the fighting of the crews of the ICBM-2? Their native element is the sea. But the situation of the initial period of the war in the Baltics on the distant and near approaches to Leningrad, having changed everything abruptly, dictated new directions in their combat operations. They became two: sea and land. And by the end of the first half of July, the land became the main one. It was on the solution of tasks on it, acting as night bombers, that the main efforts of the 15-th orap were directed. The transition to night activities was necessary and justified, since most of the crews already had experience of such flights.

The situation in the Leningrad direction required round-the-clock support of troops by aviation. There was a lack of front-line aviation, and in combat operations on the land direction during the summer-autumn period of the 1941, almost all naval aviation was involved.

Starting from the second half of July, daily, from dawn until darkness, bombers and a significant part of naval fighters launched bombing attacks on troops and military equipment of the enemy, rushing to Leningrad, and at night they were bombed by the squadron MBR-2. This made it possible in the given directions to achieve continuity of aviation influence on the German troops on the approaches to the frontiers of our defense, such as Luga and others. The air strikes that did not stop day and night exhausted the enemy, slowed down the pace of its advance, and sometimes stopped, forcing them to dig into the ground. In order to carry out night strikes to the enemy in battles for Leningrad, in July and August, squadrons of the fifteenth air regiment made 862 sorties.

The beginning was laid on July 14, when the report of the 7th border detachment was transmitted to all squadrons of the regiment: “On the highway, in the area of ​​Lake Dolgoe, 100 south of Kingisepp, tanks, 120 motor vehicles, 100 motorcyclists ... moving towards the villages of Muraveino and Ivanovo. Border squad asks for help. " The command of the regiment, it was decided: with the onset of darkness with all forces to bomb German tanks and vehicles. As soon as it got dark, MBR-2s took off. The composition of the groups was determined by the weather in the area of ​​impact. One thing was common - the direction of flight. It led the crews of the ICBM-2 south. Where support was needed.



The summer of 1941 was ending. The nights became longer, the objects of the strikes of flying boats, as a rule, were located a short distance from the home airfields, and the crews made two or three departures per night. In August another task was assigned to the regiment - to provide intelligence, mainly about the weather, with our aircraft, which was attacking Berlin. On August 4, the crews of the BF air force 1 assigned to this, and a week later the crews of long-range aviation flew to Esel. Only from here on airplanes DB-3 could fly to Berlin.

The success of strikes in Berlin largely depended on the weather. Its dramatic changes in the Baltic Sea are known. Their cause is cyclones passing over the Baltic Sea. So, in August and in the first half of September, 1941 of such cyclones was 11. At this time, flights at high altitudes are impossible, since the passage through the clouds with a small thickness caused icing of the aircraft. Therefore, the weather along the flight route of the bombers had to be known by the end of each day. This task, as well as determining the direction and speed of the wind in the middle part of the Baltic Sea and approaching the coast of Germany, was assigned to the MDR-6 air squadron. Laid the beginning of its implementation and made the largest number of sorties to the shores of Germany was komesk
Captain F. Usachev.

Departing from the Ülemiste airfield in the morning, a pair of MDR-6 departed for the 8-hour flight, which took place along a given route to the southern coast of the Baltic Sea, in full radio silence. On their return, the scouts made a landing in Kihelkona Bay (Father Ezel). In the case of obtaining favorable weather data for the flight, the decision was made to depart. With the onset of twilight, DB-3 went to take-off, and went off to strike at Berlin.

When the last of them left Cahul, the scouts, who were by this time already in Kihelkone, taking off and clinging to the water, left at Ülemiste.

To assist the crews of DB-3, boarded the water, and to duplicate the departure of reconnaissance from Ülemiste, if due to weather conditions or other circumstances it could not take place at the estimated time, in the middle part of the Baltic Sea, in Kihelkone from the beginning of the flights to Berlin, permanently based two MDR-6.



By the end of 1942, the main efforts of the air reconnaissance regiment began to focus on the sea direction. With its rearmament on land planes, the main task of aerial reconnaissance has been reduced to providing information about the enemy, the weather and other tasks of organizing and conducting combat operations of naval aviation, submarines and surface ships. It was solved by systematic reconnaissance of naval bases, ports, search for enemy warships and its convoys on communications.

The tactics of their actions depended on many conditions and factors, the main ones of which include:

- the military-geographical features of the areas of operations in which the tasks of aerial reconnaissance were solved;
- the nature and degree of possible counteraction of enemy forces and means of air defense in areas, although this was largely determined and depended on the first condition;
- the tasks of the fleet forces, for the solution of which the air reconnaissance mined information about the enemy and the weather in the areas of upcoming hostilities;
- tactical and technical data of reconnaissance aircraft, their combat stability and the level of flight tactical training of crews.

By the beginning of spring 1943, the increased opposition of the enemy to the passage of intelligence officers at the mouth of the Gulf of Finland became noticeable. The data obtained by the Soviet pilots at that time spoke of an increase in the activity of boats and minesweepers on the approaches to Tallinn and Helsinki. In one of the Pe-2 sorties in the photographs of a group of ships approaching from the north to Tallinn, a network barrier was identified. So it became known about the work of the enemy on the equipment of the Western network of anti-submarine barriers.

Submarines were preparing to enter the communications of the Baltic Sea. When it became known that the Gulf of Finland at its mouth was blocked by anti-submarine networks, aviation was trying to break the nets with strikes of torpedo bomber and diving bombers and thereby ensure the submarines to break through on communications. But this was not achieved. Anti-submarine networks throughout the summer and autumn remained intact, closing the bay.

To monitor the ports of Libava (Liepaja), Vindava (Ventspils) and Memel (Klaipeda), the Yak-9 fighter reconnaissance aircraft were mainly used. These ports were viewed and photographed once or twice a day.

The route and flight profile of the Yak-9 and the tactics of port exploration were mainly determined by the weather conditions. The route was laid at a calculated point usually 15-20 km more seaward of the explored port, when approaching the scouts had a height of 4-6 thousand meters. When the port was shown at an angle of 80-90 ° to the flight direction, the crew sharply turned and led with a small lay down on the course of aerial photography. Departure from the object of intelligence was usually performed in the direction of the sun or towards the sea. Reverse flight in clear weather took place, as a rule, at high altitude. In case of bad weather (cloudiness 10 points, height of the lower edge 100-200 m, visibility not more than 5 km), the flight to the reconnaissance object was made at the height of 50-100 m, and the departure was directly below the bottom edge.

Koenigsberg (Kaliningrad), Pillau (Baltiysk), Gdynia, Danzig (Gdansk) exploration, as a rule, was also conducted by Yak-9 pairs. With a strong opposition - fours. The reconnaissance of bases and ports by the Pe-2 crews was rarely carried out during the day, and it was only in recent months that they began to systematically monitor and photograph the Swinemünde naval base using suspended tanks on an aircraft.

At night, reconnaissance of ports on Pe-2 aircraft was carried out from the side opposite to the moon's glow, which achieved the stealth of the approach and the best observation conditions, which made it possible to view the raid and the harbor on a light screen created by moonlight.

After completing the task, if the night fighters were out of action in the port area, the reconnaissance aircraft departed in the direction of the moon, making it difficult for searchlights to search. In moonless nights, light bombs (SABs) were used, creating a light screen with the duration of illumination of the object in 3-6 min. At the same time, a port harbor raid was fairly well viewed.



The pilots were not only systematically monitoring ports, but also coastal communications intelligence, which were called so, although they were far from coastal, as they passed 60-80 km from the coast (linking Libau and Windau with Memel, Pilla and the ports of Danzig Bay).

Violation of maritime transport between these ports and the ports of East Prussia, and then the ports of Danzig Bay, was assigned to fleet aviation and submarines. Providing their actions with information about the enemy in the southeast, and later on in the southern part of the Baltic Sea, became the main task of the 15 air regiment.

At the end of October, its main forces, consisting of two full-strength air squadrons (the first was the Pe-2 and the Bostons, and the second — the Yak-9 reconnaissance aircraft) flew over to the coastal Palanga airfield. The number of areas and the depth of aerial reconnaissance have changed significantly. Now almost all areas of the Baltic Sea, in which the enemy naval forces could be located, and all the routes of its sea transportation were under the supervision of our intelligence officers. It was conducted around the clock, and only non-flying weather interrupted him.

Special training required the performance of aerial reconnaissance at night. Night crews studied the explored areas to the smallest details using large-scale maps and aerial photographs. The pilots knew the memory and configuration of the large and small islands in them. Practice has shown that it is small islands that make it difficult to search and locate ships in the skerry areas. The most prepared crews were assigned to difficult areas and reconnaissance routes. Making systematic flights there, they studied them well, which greatly improved the quality of the search for ships and the probability of their detection. Even small changes in the situation in the surveyed areas did not go unnoticed by them.

The crews of the MBR-2, as a rule, who had a great pre-war experience of night reconnaissance of ships at sea, correctly estimated the natural illumination of the surveyed areas and, accordingly, selected the position of the aircraft relative to the possible location of the objects to be searched. On a dark night, reconnaissance was carried out at altitudes from 400 to 1200 m. When searching for ships from specified altitudes using the SAB, a better survey of the areas was provided. However, using these light sources on a dark night, especially in the skerry areas, this task was almost impossible. At the same time, ships at the crossings were quite well detected by the breakers. They also determined the marching order and the elements of their movement (course, speed). If there were several SABs on board the scout, they were dropped along the length of the order, since the ships at night most often walked along the wake. With one SAB, it was dropped over the center of the convoy. The calculation was made so that the light screen and the demolition of the SAB were directed toward the detected ships. Therefore, the accuracy of determining the direction of the wind during the night search for convoys received much attention.

On a bright night, the results of ship reconnaissance, usually carried out without the use of technical means of illumination of the surveyed areas, were generally good. The scouts, being in the dark part of the horizon relative to the explored area, even small ships were quickly detected on the water surface from the removal of 15-20 km, and as a rule, their class was accurately determined from the removal of 5-7 km.

During reconnaissance of ships on communications passing along the eastern and southeastern coast of the Baltic Sea, it was taken into account that in the first half of the night, when the moon shines from the southeast, it is better to go far into the sea so that the moonlight is at an angle 90 ° to the flight path scout In this case, the ships are well observed on the lunar path. Since the beginning of spring 1945, the situation in the south of the Baltic has become even more complicated for the enemy. The need to supply the cut off East Prussian grouping led to an increase in its maritime transport.

Immediately increased the number of sorties aerial reconnaissance. In the difficult weather conditions of March (8 flight and 9 for limited flight days), on 15, only 832 was taken out on a reconnaissance of communications, during which departure 129 convoys were detected in the southern regions of the Baltic Sea. In March, 47 transports, 17 battleships, tanker, 4 high-speed landing barges were sunk by naval air strikes. When, due to bad weather, it was difficult for the strike groups to reach the convoys, the scouts came to the rescue. More than 20, they led the attack group, dive-bombers, torpedo bombers and topmasters to the convoys using the lead method. Beyond the strike zone of the fleet aviation on convoys, i.e. to the west of them, submariners were active on communications. To ensure this, the depth of aerial reconnaissance increased and more frequent flights of “Bostons” of the 15 orap to the night search began.



On April 26, almost all of the 43-I fighter reconnaissance aviation squadron and most of the crews of the Pe-2 and Bostons from 44 flew from Palanga to Eastern Pomerania - to Kolberg. And immediately joined in monitoring the activities of enemy ships in the area of ​​the Pomeranian Bay and the south-western regions of the Baltic Sea.

There were the last days of the war. The voltage of the air reconnaissance was increasing. Only on 8 days in May, they carried out 400 sorties, delivering strikes in Pomeranian Bay with torpedo bombers, topmacht and attack planes who flew to Kolberg after us, as well as air strikes on convoys and warships in other Baltic regions.

The 16722 sorties for aerial reconnaissance, for bomb strikes - this is the result of the combat labor of 15 aerial reconnaissance aircraft. The regiment was awarded the Order of the Red Banner, the Order of Ushakov II degree. He was given the name of Tallinn, and the entire staff was awarded orders and medals. Nine pilots: Philip Usachev, Ivan Nemkov, Alexander Kurzenkov, Grigory Davidenko, Mikhail Tobolenko, Nikolay Shapkin, Alexey Grachev, Grigory Chagotsu and Vasily Gorin were awarded the title Hero of the Soviet Union.

Sources:
Matiyasevich L. Aerial Photography. Past present Future. M .: Polygon-Press, 2011 C. 48-87.
Monetchikov S. The All-Seeing Eye of Aerial Photography // Bratishka. 2013. No.1. C. 36-42.
Ermilov S. Fights began with intelligence // Sea collection. 1990. No.4. C. 48-51.
Matiyasevich L. Aerofotorazvedka: lessons of the new time // Red Star. December 10 2008 of the year.
Author:
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Alex_59
    Alex_59 12 November 2015 07: 45 New
    13
    А чего "Вейнемяйнена" не упомянули? Лихая была операция, правда потопили не его, а "Ниобе". Мой дед - начальник разведки (звание - майор) 9-го ИАП 47-й ШАД БФ обеспечивал эту операцию, совместно с "общефлотским" 15-м ОРАП. Непосредственно во время удара истребители 9-го ИАП обеспечивали прикрытие пикировщиков и штурмовиков.
    This is just the case when the reconnaissance did not work out in the most successful way - the battleship was never caught. In war, as in war, the adversary also does not flap his ears.
    1. Volga Cossack
      Volga Cossack 12 November 2015 09: 49 New
      +3
      Yes with Vanya - Mania an omission. but the operation is dashing it is true !!!! and MBR - 2 is my favorite plane.
    2. The comment was deleted.

Боевая работа балтийских воздушных разведчиков

Боевая работа балтийских воздушных разведчиков


Опыт боевых действий авиации наших флотов в годы Великой Отечественной войны показал, что ее успехи при прочих благоприятных условиях во многом зависели от полноты имевшихся у командования данных о противнике и погоде. Были периоды, когда поставщиком указанных данных из удаленных районов являлась только разведывательная авиация.

Основным авиационным разведорганом Балтийского флота на протяжении всей войны был 15-й авиационный полк ВВС (с 19 марта 1943 года 15-й отдельный разведывательный авиационный полк — орап), состоявший к началу боевых действий из четырех авиационных эскадрилий, из которых три базировалось на озерах южного побережья Финского залива близ Ленинграда и одна — в Выборге.


Летный состав полка был хорошо подготовлен для ведения разведки в море, решения самостоятельно и совместно с кораблями задач противолодочной обороны (ПЛО) в районах базирования флота. Все воздушные разведчики имели опыт полетов в сложных метеоусловиях, а 70% — еще и ночью. Однако начальный период войны складывался для них очень трудно. Гидросамолеты МВР-2, которыми в основном был оснащен полк, значительно уступали истребителям противника по боевой устойчивости. При решении задач ПЛО и разведки, которые в то время могли выполняться только в светлое время, они несли большие потери. К исходу 1941 г. в основном в воздушных боях, полк потерял 40 экипажей, 75 самолетов МБР-2 и 3 МДР-6.

Весна 1943 года внесла свои коррективы в дела воздушных разведчиков. Появились новые задачи, изменились условия их выполнения, вследствие этого произошли изменения в оргструктуре 15 орап. Он перевооружился. В его состав вошли две вновь сформированные авиационные эскадрильи сухопутных самолетов: 44-я, состоящая из Пе-2 и «Бостонов», и 43-я — из разведчиков-истребителей Як-7, замененных к осени самолетами Як-9.

Боевая работа балтийских воздушных разведчиков


В 1944 году в результате успешного наступления наших войск в Прибалтике увеличилась операционная зона действий авиации флота. Изменилось место базирования всех ее частей. Значительно возросли потребности в информации о противнике из районов боевых действий, охвативших почти все Балтийское море.

К исходу года на морские коммуникации вышли подводные лодки. Обеспечение их действий данными о конвоях противника стало одной из постоянных задач авиаторов. В мае в состав полка вошла еще одна авиационная эскадрилья разведчиков-истребителей Як-9, сформированная из опытных боевых летчиков частей истребительной авиации флота. Но даже с учетом указанного пополнения в пятнадцатом полку оказалось недостаточно сил. В марте 1945-го он был усилен одной авиационной эскадрильей «Бостонов» А-20G 30 орап Черноморского флота. Так, отражая изменения обстановки, менялись в ходе войны состав и структура 15 орап.

Казалось бы, каким, кроме морского, может быть направление в боевых действиях экипажей МБР-2? Их родная стихия — море. Но обстановка начального периода войны в Прибалтике на дальних и ближних подступах к Ленинграду, круто все изменив, продиктовала новые направления в их боевых действиях. Их стало два: морское и сухопутное. И уже к исходу первой половины июля основным стало сухопутное. Именно на решение задач на нем, действуя в качестве ночных бомбардировщиков, направил основные усилия 15-й орап. Переход на ночные действия был необходим и оправдан, так как большинство экипажей уже имело опыт таких полетов.

Обстановка на Ленинградском направлении требовала круглосуточной поддержки войск авиацией. Фронтовой авиации не хватало, и к боевым действиям на сухопутном направлении в летно-осенний период 1941 года была привлечена почти вся авиация флота.

Начиная со второй половины июля, ежедневно, с рассвета до темноты, бомбардировщики и значительная часть флотских истребителей наносила бомбоштурмовые удары по войскам и боевой технике противника, рвавшимся к Ленинграду, а ночью их бомбили эскадрильи МБР-2. Это позволило на заданных направлениях достичь непрерывности воздействия авиации по немецким войскам на подходах к рубежам нашей обороны, таким, как Лужский и другие. Не прекращавшиеся ни днем, ни ночью удары авиации изматывали противника, снижали темп его наступления, а иногда и останавливали, заставляя зарываться в землю. Для выполнения ночных ударов противнику в боях за Ленинград в июле и в августе эскадрильями пятнадцатого авиаполка было совершено 862 самолето-вылета.

Начало было положено 14 июля, когда всем эскадрильям полка передали донесение 7-го погранотряда: «По шоссе, в районе озера Долгое, что к югу от Кингисеппа, 100 танков, 120 автомашин, 100 мотоциклистов... двигаются в направлении деревень Муравейно и Ивановское. Погранотряд просит помощи». Командованием полка было решено: с наступлением темноты всеми силами бомбить немецкие танки и автомашины. Как только темнело, МБР-2 выходили на взлет. Состав групп обусловливался погодой в районе удара. Общим было одно — направление полета. Оно уводило экипажи МБР-2 на юг. Туда, где была нужна из поддержка.

Боевая работа балтийских воздушных разведчиков


Заканчивалось лето 1941-го. Ночи становились длиннее, объекты же ударов летающих лодок, как правило, находились на небольшом удалении от аэродромов базирования, и экипажи делали по два-три вылета в ночь. В августе перед полком была поставлена еще одна задача — обеспечить разведданными, главным образом о погоде, нашу авиацию, наносящую удары по Берлину. 4 августа, выделенные для этого экипажи 1 экипаж ВВС БФ, а через неделю и экипажи дальней авиации перелетели на Эзель. Только отсюда на самолетах ДБ-3 можно было долететь до Берлина.

Успех ударов по Берлину во многом зависел от погоды. Ее резкие изменения на Балтике известны. Их причина — в циклонах, проходящих над Балтийским морем. Так, в августе и в первую половину сентября 1941 года таких циклонов было 11. В это время полеты на больших высотах невозможны, так как прохождение сквозь облачность при не значительной толщине вызывало обледенение самолетов. Поэтому погоду по маршруту полета бомбардировщиков надо было знать к исходу каждого дня. Эту задачу, а также определение направления и скорости ветра в средней части Балтийского моря и при подходе к побережью Германии поставили перед авиационной эскадрильей МДР-6. Положившим начало ее выполнению и, сделавшим наибольшее количество вылетов к берегам Германии был комэск
капитан Ф. Усачев.

Вылетая утром с аэродрома Юлемисте, пара МДР-6 уходила в 8-часовой полет, проходивший по заданному маршруту до южного побережья Балтийского моря, в условиях полного радиомолчания. По возвращении разведчики производили посадку в бухте Кихелькона (о. Эзель). В случае получения благоприятных для полета данных о погоде, принималось решение на вылет. С наступлением сумерек ДБ-3 шли на взлет, и уходили на удар по Берлину.

Когда последние из них покидали Кагул, разведчики, находившиеся к этому времени уже в Кихельконе, взлетев и прижимаясь к воде, уходили на Юлемисте.

Для оказания помощи экипажам ДБ-3, севшим на воду, и для дублирования вылета разведчиков с Юлемисте, если из-за метеоусловий или других обстоятельств он в расчетное время не мог состояться, в средней части Балтийского моря, в Кихельконе с начала полетов на Берлин, постоянно базировались два МДР-6.

Боевая работа балтийских воздушных разведчиков


К исходу 1942 года основные усилия полка воздушных разведчиков стали сосредоточиваться на морском направлении. С перевооружением его на сухопутные самолеты основная задача воздушной разведки свелась к обеспечению данными о противнике, о погоде и решению других задач организации и ведения боевых действий авиации флота, подводных лодок и надводных кораблей. Она решалась путем систематической разведки военно-морских баз, портов, поиском боевых кораблей противника и его конвоев на коммуникациях.

Тактика их действий зависела от многих условий и факторов, к основным из которых относятся:

— военно-географические особенности районов действий, в которых решались задачи воздушной разведки;
— характер и степень возможного противодействия сил и средств ПВО противника в районах, хотя указанное во многом определялось и зависело от первого условия;
— задачи сил флота, для решения которых воздушные разведчики добывали данные о противнике и о погоде в районах предстоящих боевых действий;
— тактико-технические данные самолетов-разведчиков, их боевая устойчивость и уровень летно-тактической подготовки экипажей.

К началу весны 1943 года стало ощутимым возросшее противодействие противника пролету разведчиков в устье Финского залива. Добываемые тогда советскими летчиками данные говорили о повышении активности катеров и тральщиков на подходах к Таллинну и Хельсинки. В одном из вылетов Пе-2 на фотоснимках группы кораблей, подходивших с севера к Таллинну, был опознан сетевой заградитель. Так стало известно о работах противника по оборудованию западного сетевого противолодочного заграждения.

Подводные лодки готовились к выходу на коммуникации Балтийского моря. Когда стало известно, что Финский залив в его устье перекрыт противолодочными сетями, авиация ударами торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков пыталась разорвать сети и тем самым обеспечить прорыв подлодок на коммуникации. Но достичь этого не удалось. Противолодочные сети в течение всего лета и осени оставались целыми, перекрывая залив.

Для наблюдения за портами Либава (Лиепая), Виндава (Вентспилс) и Мемель (Клайпеда) в основном использовались разведчики-истребители Як-9. Просматривались и фотографировались указанные порты один-два раза в сутки.

Маршрут и профиль полета Як-9 и тактика разведки портов в основном определялись метеоусловиями. Маршрут прокладывался в расчетную точку обычно в 15-20 км мористее разведуемого порта, при подлете к которому разведчики имели высоту 4-6 тыс. м. Когда под углом 80-90° к направлению полета показывался порт, экипажи резко поворачивали, и ведущий с небольшим снижением ложился на курс аэрофотосъемки. Уход от объекта разведки совершался обычно в направлении на солнце или в сторону моря. Обратный полет при ясной погоде проходил, как правило, на большой высоте. При плохой погоде (облачность 10 баллов, высота нижней кромки 100-200 м, видимость не более 5 км) полет к объекту разведки совершался на высоте 50-100 м, а уход — непосредственно под нижней кромкой.

Разведка Кенигсберга (Калининград), Пиллау (Балтийск), Гдыни, Данцига (Гданьск), как правило, тоже велась парами Як-9. При сильном противодействии — четверками. Разведка баз и портов экипажами Пе-2 днем велась редко, и только лишь в последние месяцы они, используя на самолете подвесные баки, стали проводить систематическое наблюдение и фотографирование военно-морской базы Свинемюнде.

Ночью разведка портов на самолетах Пе-2 производилась со стороны, противоположной свечению луны, чем достигались скрытность подлета и лучшие условия наблюдения, которые позволяли просматривать рейд и гавани на световом экране, созданным лунным освещением.

После выполнения задачи, если в районе порта исключалось действие ночных истребителей, разведчик уходил в направлении на луну, затрудняя прожекторам поиск. В безлунные ночи применяли световые авиабомбы (САБ), создавая световой экран с продолжительностью освещения объекта в 3-6 мин. При этом достаточно хорошо просматривались рейд гавани порта.

Боевая работа балтийских воздушных разведчиков


Летчики вели не только систематическое наблюдение за портами, но и разведку прибрежных коммуникаций, которые назывались так, хотя были далеко не прибрежными, поскольку проходили в 60-80 км от побережья (связывая Либаву и Виндаву с Мемелем, Пиллау и портами Данцигской бухты).

Нарушение морских перевозок между указанными портами и портами Восточной Пруссии, а затем и портами Данцигской бухты, было возложено на авиации флота и подводные лодки. Обеспечение их действий данными о противнике в юго-восточной, а в дальнейшем и в южной частях Балтийского моря, стало основной задачей 15-го авиационного полка.

В конце октября его основные силы в составе двух авиационных эскадрилий полного состава (первая — Пе-2 и «Бостонов», и вторая — разведчиков-истребителей Як-9) перелетели на прибрежный аэродром Паланга. Количество районов и глубина воздушной разведки существенно изменились. Теперь почти все районы Балтийского моря, в которых могли находиться морские силы противника, и все пути его морских перевозок находились под наблюдением наших разведчиков. Оно велось круглосуточно, и только нелетная погода прерывала его.

Особой подготовки требовало выполнение воздушной разведки ночью. Экипажи-ночники до мельчайших подробностей по картам крупного масштаба и аэрофотоснимкам изучали разведываемые районы. Конфигурацию и взаимное расположение больших и малых островов в них, летчики знали на память. Практика показала, что именно маленькие островки затрудняют поиск и обнаружение кораблей в шхерных районах. За сложными районами и маршрутами разведки закреплялись наиболее подготовленные экипажи. Совершая туда систематические полеты, они хорошо их изучали, что значительно повышало качество поиска кораблей и вероятность их обнаружения. Даже небольшие изменения обстановки в обследуемых районах не оставались ими незамеченными.

Экипажами МБР-2, как правило, имевшими большой довоенный опыт ночной разведки кораблей в море, правильно оценивалась естественная освещенность обследуемых районов и сообразно ей, избиралось положение самолета относительно возможного нахождения объектов поиска. В темную ночь разведка велась на высотах от 400 до 1200 м. При поиске кораблей с указанных высот с использованием САБ обеспечивалось лучшее обследование районов. Однако и с использованием указанных осветительных средств в темную ночь, особенно в шхерных районах, эта задача была почти невыполнима. В то же время корабли на переходах довольно хорошо обнаруживались по бурунам. По ним же определялся походный порядок и элементы их движения (курс, скорость). При наличии на борту разведчика нескольких САБ их сбрасывали по длине строя, так как суда ночью наиболее часто ходили строем кильватера. При одной САБ ее сбрасывали над центром конвоя. Расчет производился так, чтобы световой экран и снос САБ были направлены в сторону обнаруженных кораблей. Поэтому точности определения направления ветра при ночном поиске конвоев уделялось большое внимание.

В светлую ночь результаты разведки кораблей, осуществлявшейся обычно без использования технических средств освещения обследуемых районов, как правило, были хорошими. Разведчики, находясь в темной части горизонта относительно разведываемого района, с удаления 15-20 км быстро обнаруживали на водной поверхности даже малые корабли, а с удаления 5-7 км, как правило, точно определяли их класс.

При разведке кораблей на коммуникациях, проходящих вдоль восточного и юго-восточного побережья Балтийского моря, учитывалось, что в первую половину ночи, когда луна светит с юго-востока, лучше заходить подальше в море, чтобы лунное освещение было под углом 90° к курсу полета разведчика. В этом случае корабли хорошо наблюдаются на лунной дорожке. С началом весны 1945-го обстановка на юге Балтики для противника еще более осложнилась. Необходимость снабжения отрезанной Восточно-Прусской группировки привела к росту его морских перевозок.

Сразу возросло и число вылетов воздушных разведчиков. В сложных погодных условиях марта (8 летных и 9 ограниченно летных дней) в 15 орап только на разведку коммуникаций было совершено 832 самолето-вылета, в ходе которых в южных районах Балтийского моря обнаружено 129 конвоев. Ударами авиации флота в марте было потоплено 47 транспортов, 17 боевых кораблей, танкер, 4 быстроходные десантные баржи. Когда из-за плохой погоды затруднялся выход ударных групп на конвои, на помощь приходили разведчики. Более 20 раз методом лидирования они выводили на конвои группы штурмовиков, пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцев и топмачтовиков. За зоной ударов авиации флота по конвоям, т.е. западнее их, активно действовали на коммуникациях подводники. Для их обеспечения глубина воздушной разведки увеличилась и более частыми стали вылеты «Бостонов» 15-го орап на ночной поиск.

Боевая работа балтийских воздушных разведчиков


26 апреля почти вся 43-я авиационная эскадрилья разведчиков-истребителей и большинство экипажей Пе-2 и «Бостонов» из 44-й перелетели из Паланги в Восточную Померанию — в Кольберг. И сразу включились в наблюдение за деятельностью вражеских кораблей в районе Померанской бухты и юго-западных районах Балтийского моря.

Шли последние дни войны. Напряжение воздушных разведчиков все возрастало. Только за 8 майских дней они совершили 400 самолето-вылетов, обеспечивая удары в Померанской бухте торпедоносцами, топмачтовиками и штурмовиками, перелетевшими в Кольберг вслед за нами, а также удары авиации по конвоям и боевым кораблям в других районах Балтики.

16722 самолето-вылета на воздушную разведку, на бомбоудары — таков итог боевого труда воздушных разведчиков 15 орап. Полк был награжден орденом Красного Знамени, орденом Ушакова II степени. Ему присвоено наименование Таллиннского, а весь личный состав награжден орденами и медалями. Девяти летчикам: Филиппу Усачеву, Ивану Немкову, Александру Курзенкову, Григорию Давиденко, Михаилу Тоболенко, Николаю Шапкину, Алексею Грачеву, Григорию Чагоцу и Василию Горину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Источники:
Матиясевич Л. Аэрофоторазведка. Прошлое — настоящее — будущее. М.: Полигон-Пресс, 2011 С. 48-87.
Монетчиков С. Всевидящее око аэрофоторазведки // Братишка. 2013. №1. С. 36-42.
Ермилов С. Бои начинались с разведки // Морской сборник. 1990. №4. С. 48-51.
Матиясевич Л. Аэрофоторазведка: уроки нового времени // Красная Звезда. 10 декабря 2008 года.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Alex_59 12 ноября 2015 07:45
    А чего "Вейнемяйнена" не упомянули? Лихая была операция, правда потопили не его, а "Ниобе". Мой дед - начальник разведки (звание - майор) 9-го ИАП 47-й ШАД БФ обеспечивал эту операцию, совместно с "общефлотским" 15-м ОРАП. Непосредственно во время удара истребители 9-го ИАП обеспечивали прикрытие пикировщиков и штурмовиков.
    Это как раз тот случай, когда разведка сработала не самым удачным образом - броненосец так и не поймали. На войне как на войне - противник тоже ушами не хлопает.
    1. казак волгский 12 ноября 2015 09:49
      да с Ваней - Маней упущение. но операция лихая то верно!!!! а мбр - 2 мой любимый самолет.
    2. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня