Союз Евразийский Республик свободных
Медведев, Лукашенко и Назарбаев подписали документы, которые открывают путь для новых финансовых, торговых и социально-культурных реалий на территории бывшего СССР. Как объяснили президенты трех государств, Евразийский Союз – это новое образование на экономической карте мира, которое направлено на развитие стран и благополучие народов. В рамках Евразийского Союза будут полностью отсутствовать пограничные барьеры, как следствие, будет осуществляться свободная миграция для работы и отдыха. По словам лидеров, люди сами смогут выбирать не только то, где им лучше трудиться, но и то, в каком сегменте Евразийского Союза им жить. В перспективе страны Евразийского Союза должны отказаться от взаимных расчетов в евро и долларах и, возможно, создать единую надгосударственную валюту. На территории трех государств без каких-либо бюрократических ограничений, по крайней мере, как заявляют президенты, будет осуществляться масштабная торговля на единых принципах. В перспективе такие меры могут привести к снижению цен в рамках Евразийского Союза, так как таможенные пошлины отойдут в прошлое. По словам Александра Лукашенко, Евразийский Союз – это отнюдь не искусственное образование из трех государств; это продуманная форма взаимовыгодного сотрудничества, направленная исключительно на благополучие народов.
Несмотря на то, что заявленные принципы интеграции трех государств кажутся только благими, у Евразийского Союза нашлось немало критиков как внутри него, так и за его пределами. Скепсис выражается в том, что Евразийский Союз может в скором будущем повторить судьбу Союза Европейского, так как и там, и там есть страны-локомотивы, а есть – обыкновенные прицепные вагоны. За примерами далеко ходить не надо, так как о ситуации в Греции известно всем, и то, что немецкие и французские налогоплательщики все с меньшей охотой желают спонсировать шатающиеся экономики Греции, Италии, Португалии и других стран – тоже очевидно. Рассматривая общий ВВП стран-участниц Евразийского Союза, стоит заметить, что это внушительная цифра, превышающая 2 триллионов долларов. Из общего ВВП бюджет России составляет более 85%. Поэтому Россия в этом случае выступает очевидным экономическим лидером.
Отвечая на такие замечания, главы России, Казахстана и Белоруссии, заявляют, что у наших стран общее прошлое, которое и может стать определяющим фактором глубокой интеграции. По их мнению, у Европейского Союза нет такого исторического единства, поэтому и выручать «тонущие плоты» желают в рамках Евросоюза далеко не все. Нурсултан Назарбаев, в частности, говорит, что «мы все осколки единого тела», которое может быть восстановлено при всеобщей поддержке политиков и общественности в рамках трех государств.
Еще одним возражением существованию Евразийского Союза как такового со стороны скептиков можно назвать видение некоторыми людьми в этом объединении попытки создать распавшийся в начале 90-х Советский Союз. Особенно недипломатические высказывания по поводу Евразийского Союза доносятся, естественно, с Запада. Готовящийся стать послом в Москве Майкл Макфол успел еще до подписания документов Медведевым, Назарбаевым и Лукашенко объявить о том, что Кремль снова делает попытки воссоздать Империю при активной поддержке параноидального лидера Владимира Путина. При слове «Империя» Макфол сделал весьма выразительную мину и некую попытку оглянуться назад.
Однако у президентов и на такую критику нашелся ответ. Глава Казахстана заявил, что ни о какой реинкарнации СССР и речи не идет. Ведь СССР базировался на жесткой централизованной власти, на командно-административной системе, на верховенстве Коммунистической партии, чего уже давно не существует. Союз же Евразийский создается как единое экономическое пространство, нацеленное на улучшение межнациональных отношений, культивирования социально-культурных ценностей без решающей роли какого бы то ни было государства внутри Союза. Президенты подчеркивают, что Евразийский Союз открыт и для новых членов. Никаких непреодолимых преград в отличие от Евросоюза при вступлении в Союз Евразийский нет и быть не может. По крайней мере, именно такие характеристики дают новому межгосударственному образованию президенты Белоруссии, России и Казахстана.
В этой связи хочется надеяться, что обозначенные принципы развития Евразийского Союза не останутся только на бумаге и не будут пущены по ветру в качестве популистских идей. Ведь примеров тому существовало немало в новейшей истории нашей страны.
Информация