Military Review

Capital for reserve

8
In October, the 1941 of the year, when the front rolled to Moscow at a distance of a cannon shot, it was decided to evacuate government agencies and foreign diplomatic missions to Kuibyshev. So, the city on the Volga became a temporary (until August 1943 of the year) capital of the state.



Parade on Red Square 7 November 1941 of the year. Hood Konstantin Yuon

It is not surprising that it was here on November 7 of 1941 of the year that the country's main military parade was held on the occasion of the 24 anniversary of the October Revolution. The parade was attended by selected units of the Volga Military District - in total over 50 thousand soldiers and hundreds of military equipment. Commander-in-Chief, Lieutenant-General Maxim Purkaev, received the parade Marshal of the Soviet Union Clement Voroshilov. Military attaches and journalists of foreign countries watched with curiosity during the passage of military columns and, judging by the newsreel shots, were surprised by the power of the Red Army.

Simultaneously with the resettlement of the government and diplomats in the vicinity of the city was a large-scale construction. Several lines of defense were erected around Kuibyshev. The remains of fortified areas are still preserved in the territory of Ulyanovsk, Penza and a number of other areas. A total of 1941 thousand people were involved in the construction work in the autumn of 300.

For the Supreme Commander, I mean for Stalin, a study was equipped in a five-story building in the very center of the city - opposite the local drama theater. At the beginning of the 1940s, this building housed the headquarters of one of the combined-arms armies deployed in the Volga region, and after the war the Kuybyshev regional committee of the party. So the building was equipped with all necessary communications. In it on the second floor and prepared a study for Joseph Vissarionovich. And under the building, at a depth of more than meters in 30, the construction of a bunker for the commander in chief began - in case of air raids and any other abnormal situations.

According to the terminology of that time, Stalin's bunker was called in the documents “object number 1”.


Parade in Kuibyshev 7 November 1941 of the year

Construction was carried out in an atmosphere of secrecy. They say that the land was taken out from under the building at night in special bags, so as not to attract attention. It is not surprising that residents of the city learned about the Stalinist bunker in the center of Samara only at the beginning of the 1990s, when “object number 1” was declassified.

Stalin's bunker is a huge seven-story structure, buried underground and protected from a direct hit by a four-meter-high concrete slab from a bomb. The first (from the surface of the earth) six floors are technical premises where air purification equipment and other vital systems are installed, as well as security and service rooms. On the lowest floor there is a meeting room of the State Defense Committee (GKO) and Stalin’s rest room - a small room with a desk, a leather sofa and a portrait of Suvorov on the wall. All floors are connected by a five-meter diameter vertical shaft. There were no elevators initially, but the stairs and the height of the steps were thought out so that even a man of advanced age could rise from the lowest floor to the surface (Stalin, we recall, in the fall of 1941, when the bunker was built, was over sixty). In addition to the main builders also made a spare shaft, which in the case of force majeure, you can climb to the surface.

At that time, Stalin’s bunker in Samara was the deepest and safest of its kind in the world. Only one organization could build such a miracle in those years - the Moscow Metrostroy. That is why at the end of 1941, six hundred of the best metro-builders' specialists were urgently sent from Moscow to Kuibyshev. Working seven days a week, in several shifts, the builders managed to complete the “object number 1” in record time - in nine months. The bunker was designed by the famous Soviet architect and engineer Julian Ostrovsky, the author of several stations of the Moscow metro. By the way, the meeting room of the “facility number 1” looks very much like the Airport station, which Ostrovsky built on the eve of the war.

It is interesting how the author of the project solved the problem of a closed space, which is very relevant for such underground structures. In the rest room of Stalin, for example, very modest in size and decor, Ostrovsky made as many as six doors. Of these, only two were workers, the rest were just props on the wall. But it was the presence of these elements in the design of the room that made it visually more spacious and psychologically comfortable. You are in it - and you do not feel that you are sitting at a great depth, actually immured under concrete slabs. In addition, along the walls, between the doors, Ostrovsky ordered to stretch cloths of blue color, which also had a positive effect on the psyche.

However, Stalin never once used his Samara bunker, since he never came to Samara. Even in the autumn of 1941, when many top and top managers dragged from Moscow, Stalin did not go east and remained in Moscow throughout the war. However, the rumors about some kind of secret refuge of the leader, where he allegedly sat out in the most dramatic moments of the war, still go. Even during the war, German intelligence, trying to calculate the location of the reserve command post of the Headquarters, concluded that it was located somewhere near Kuybyshev, in the Zhiguli Mountains. According to German intelligence, it was there, in the rocks, that the Russians, they said, managed to cut out the whole city, where Stalin and his inner circle were hiding.


Joseph Stalin's Cabinet in the underground bomb shelter

This version was eagerly picked up during the years of "perestroika" by domestic fans of sensations. It was rumored that convicts built this underground city in the mountains on the eve of the war, that everything was there for a full life for several years and Stalin regularly visited Kuibyshev to visit his daughter Svetlana, who was evacuated along with the government and the diplomatic corps.

The fact that there are voids in the Zhiguli Mountains is an indisputable fact. Holes in the rocks on the right bank of the Volga River are visible to this day, if you sail on a boat near the shore. But they have nothing to do with Stalin and his secret refuge. This is the result of stone mining, which has been conducted in the Zhiguli Mountains for many years. Until now, there works a plant for the production of cement and gravel for construction purposes, one of the largest in the Volga region.

But the underground city on the eve of the war really began to build. True, not in the Zhiguli Mountains, but in Kuybyshev itself. Even before the war, Kuibyshev was considered as the reserve capital of the country in case Moscow had to surrender to the enemy. In the autumn of 1940, to the great surprise of the inhabitants of the city, towers with submachine-gunners appeared on one of the central squares, and the territory was surrounded with barbed wire. Day and night in the fenced area building was in full swing. The official version is the new building of the Kuibyshev Drama Theater. However, the theater was not the main goal of the builders. An underground bomb shelter was erected here for the top state leaders. Thus, Stalin's bunker, designed later by Ostrovsky, became part of a huge underground structure, located under the central part of the city.

Today even ordinary residents of Samara know that there is something under the ground. Although the true scale and purpose of this underground object still remain a secret sealed with seven seals.


Meeting room of the State Defense Committee in the underground bomb shelter

As for the well-known parade on Red Square in Moscow 7 November 1941, like any landmark event, it is enveloped in many legends.
For example, many believe that fresh divisions arrived in the capital from Siberia and the Far East took part in the parade. Passing through Red Square, the troops, to the sounds of the “Farewell of the Slav” march, went to the front, which was then literally 30 miles from the Kremlin. This is not entirely true. On Red Square on the morning of November 7 were soldiers and officers of the army. Among the units of the Moscow garrison involved in the parade was the well-known Dzerzhinsky internal forces division, which at that time had distinguished itself in battles on the near approaches to Moscow. November 7, three regiments of the division marched on the cobblestones of Red Square and marched tank battalion.

The march “Farewell of Slav”, contrary to popular opinion, was not performed at the parade. Yes, and could not be executed, because in the 1940-ies was banned. Rehabilitated "Slav" only in 1957 year, after the resounding success of the film "The Cranes Are Flying". But march author Vasily Agapkin was present at the parade. In November, 1941, Agapkin served as a military conductor of the same division named after Dzerzhinsky and bore the rank of tenant of rank 1. It was he who led the combined orchestra of the troops of the Moscow Military District, which inspired the parade participants.

Preparations for the parade began in late October, but until the last moment it was not completely clear whether it will take place at all. Everything depended on the weather. If the sun was shining on the morning of November 7, the idea of ​​a parade would have to be abandoned - the Luftwaffe bombers would have been enough for ten minutes to reach Red Square. And only late in the evening on November 6, when meteorologists reported to Stalin that it would be overcast in the morning and it would snow, the leader made the final decision to hold a military parade.


In this building on the second floor, the office of Comrade Stalin was equipped.

By the way, about the leader. There are still disputes over whether Stalin was on Red Square that morning, or his speech, recorded in advance in the studio, was broadcast to the parade participants. However, in the end it is not so important. More importantly, it was on the morning of November 7 that Stalin’s speech formulated the main ideological guidelines with which the army and the people fought for the next three and a half years.
All in all, on that day, November 7, 1941, three military parades took place in the USSR: in Moscow, Kuibyshev and Voronezh.
Author:
Originator:
http://историк.рф/special_posts/столица-про-запас/
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. marinier
    marinier 15 November 2015 01: 39 New
    +4
    Good time of the day!
    And here is our elite in her head with the Royal Surname, for one grabbing a gold reserve. So she was draping, 4 the pirates sparkled.
    Kazdome his own, who thought about how to protect the capital, and who, if he had enough space
    on a ship in britain.
  2. Thunderbolt
    Thunderbolt 15 November 2015 02: 17 New
    +4
    On the morning of October 15, 1941, the State Defense Committee made a difficult decision.
    Here it is verbatim:

    “In view of the unfavorable situation in the area of ​​the Mozhaisk defensive line, T-bills decided:
    1. To instruct Comrade Molotov to declare to foreign missions that they should be evacuated to Kuibyshev today.
    2. Today, the Presidium of the Supreme Council, as well as the Government headed by Molotov, should be evacuated (Stalin will be evacuated tomorrow or later, depending on the situation).
    3. Immediately evacuate the organs of the People’s Commissariat of Defense and the People’s Commissariat of Defense in the city of Kuibyshev, and the main group of the General Staff in the city of Arzamas. "
    Design Bureau of S.V. Ilyushin was also sent to Kuibyshev, the 1st Western Aviation Brigade was relocated from Voronezh, and engineering personnel and pilots were sent here from military units and aviation schools.
    Aircraft number 1, engine number 24 factories from Moscow, an aggregate one from Stupino, an armored corps factory number 207 from Podolsk, aircraft number 18 from Voronezh and many others were evacuated here. The People’s Commissariat of the Aviation Industry, located here (headed by A.I. Shakhurin), could quickly solve the problems of building new sites and equipping aviation profile plants on the spot. So, on the new site, the staff of the aircraft factory number 18 (headed by director M. B. Schenkman) on December 10, 1941 assembled the famous aircraft of the period Il-2. It took only 35 days to move the plant over thousands of kilometers, to install equipment and in difficult conditions to begin to produce attack aircraft so necessary for the front.
    In Kuibyshev, 65 and 237 divisions formed in the Air Defense Forces took part in the parade. An hour and a half in front of the stands were infantry, cadets of the military medical academy, a combined female battalion of air defense forces and cavalry pranced. Behind them are the BT-7 and T-35 tanks, the motorized infantry on the ZiS-5, and the anti-tank guns with tractors. Attack aircraft, fighters and bombers flew in the sky.
    March 5, 1942 in Kuibyshev in the premises of the Palace of Culture. Kuibyshev - the opera and ballet theater, the Seventh Leningrad Shostakovich Symphony, completed in our city, was first performed. The writer Alexei Tolstoy wrote:
    "... Shostakovich clung his ear to the heart of the motherland and played a song of triumph ...".http://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/pochemu-kuibyshev.html...........http://www.samluka.ru/1710/stolica.html
  3. blizart
    blizart 15 November 2015 07: 27 New
    10
    In the most difficult period for the state, ordinary people felt solid leadership, giving hope for a final victory. Someone was taken to reorganization, provided with uniforms, someone, despite the fact that the battles were taking place near Moscow, were sent to study at the Academy of the General Staff; Someone in the Far East did not sign ... the eleventh report on sending to the front, and someone was building this shelter, which meant that the struggle would not stop even with the capture of the capital. But the clearest signal about the essence of the forthcoming struggle was sent by Stalin, who had not been evacuated from Moscow. You, detractors of the new government, in a well-fed atmosphere of stolen comfort, at least a little bit similar to the Parade on November 7, 41 and "sprinkling" after the Germans at 44. Try to win first, and then firmly defend the fruits of Victory before the collective West. And find, like HE, the strength in yourself - to repent before the Russian people and raise a toast to them. Otherwise our oblivion is your destiny.
    1. Mik13
      Mik13 15 November 2015 14: 09 New
      +6
      Already ambassadors live in the rear of the deep,
      Already in Moscow not to see the Commissars,
      And the Panzer Army von Bock
      Khimki continues to attack.

      They decide at the headquarters of the Western Front -
      Headquarters east of Moscow,
      And the sun is a wound of the Russian people
      Lit amid the autumn blue ...

      Responsible persons already in Moscow
      They do not understand only one thing:
      When will he leave the capital -
      But how to ask about it yourself?

      Yes, how to ask? The question is crucial
      Such that you can’t postpone it for later:
      - When to send your regiment of protection
      To Kuibyshev? The composition is already ready.

      Glass shook in an air rumble,
      Sparkled in the Alexander Garden ...
      He said calmly: - If necessary,
      I will lead this regiment into the attack.


      Felix Chuev
  4. Mordvin 3
    Mordvin 3 15 November 2015 08: 25 New
    +3
    There were several such bunkers. In Stalingrad, Sverdlovsk, I still don’t remember where.
  5. provincial
    provincial 15 November 2015 12: 40 New
    +3
    Samarians are very proud of this, and Muscovites infuriates.
  6. Diviz
    Diviz 15 November 2015 15: 23 New
    +1
    Then there was a war. And if now
    migration will be. We must somehow pass this smoothly, otherwise we will get two Russia. More high-speed rail tracks and large passenger aircraft.
  7. Karabanov
    Karabanov 15 November 2015 15: 30 New
    0
    I read the article with interest. But the question whether the march "Farewell of a Slav" was performed during the parade is still debatable. The author confidently declares that - no. Meanwhile, there are many facts both confirming and refuting this version. Those interested can google ... I personally have not come to any definite conclusion.
  8. Captain45
    Captain45 15 November 2015 18: 58 New
    0
    Quote: Mordvin 3
    There were several such bunkers. In Stalingrad, Sverdlovsk, I still don’t remember where.

    For those interested: http: //feldgrau.info/index.php/other/7796-sekretnye-bunkery-stalina, unless you delete the article "Stalin's Secret Bunkers" with good photos or on the Rodina-USSR website under the same name from July 4, 2013.
  9. Alf
    Alf 15 November 2015 23: 35 New
    0
    By the way, O leader. There is still debate about whether Stalin was on Red Square that morning or his speech, recorded in advance in the studio, was broadcast before the parade participants.

    Everything is very simple and both sides are right.
    The story flashed on TV, in which a cameraman who filmed the parade spoke. He said that Stalin was at the parade and made a speech, but in the cold the recording part of the equipment refused. Having learned about this, Stalin, contrary to the opinion of modern liberals, not only sent no one to the terrible Gulag, but simply made a speech again, in the studio or in the office, I don’t remember exactly.
  10. Dimon19661
    Dimon19661 16 November 2015 06: 03 New
    0
    I remember even in the late 70s those veterans who had a car carried a portrait of a generalissimo on a shelf. But I have never seen portraits of Mechnyy, the Drunkard.
  11. bober1982
    bober1982 16 November 2015 10: 44 New
    +1
    in the Zhigulevskiy Gory (near Samara) there are also enough of their own man-made dungeons, a lot of interesting things. Tourists take tourists to the Stalin bunker itself, they are very willing to visit, locals, as usual, do not go there. connection with the latest events) I’ll say a short, welcome to us in Samara

Столица про запас

В октябре 1941 года, когда фронт подкатился к Москве на расстояние пушечного выстрела, было принято решение об эвакуации правительственных учреждений и иностранных дипломатических представительств в Куйбышев. Так, город на Волге стал временной (до августа 1943 года) столицей государства.

Столица про запас

Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Худ. Константин Юон

Неудивительно, что именно здесь 7 ноября 1941 года и состоялся главный военный парад страны по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции. В параде участвовали отборные соединения Приволжского военного округа — всего свыше 50 тыс. бойцов и сотни единиц военной техники. Командовал войсками генерал-лейтенант Максим Пуркаев, принимал парад Маршал Советского Союза Климент Ворошилов. За прохождением воинских колонн с любопытством наблюдали военные атташе и журналисты иностранных государств и, судя по кадрам кинохроники, были немало удивлены мощью Красной армии.


Одновременно с переселением правительства и дипломатов в окрестностях города шло масштабное строительство. Вокруг Куйбышева возводили несколько линий обороны. Остатки укреплённых районов до сих пор сохранились на территории Ульяновской, Пензенской и ряда других областей. В строительных работах осенью 1941 года было задействовано в общей сложности 300 тыс. человек.

Для Верховного главнокомандующего, то бишь для Сталина, был оборудован рабочий кабинет в пятиэтажном здании в самом центре города — напротив местного драмтеатра. В начале 1940-х годов в этом здании размещался штаб одной из общевойсковых армий, дислоцированных в Поволжье, а после войны — Куйбышевский обком партии. Так что здание было оборудовано всеми необходимыми коммуникациями. В нём на втором этаже и подготовили рабочий кабинет для Иосифа Виссарионовича. А под зданием, на глубине в 30 с лишним метров, началось сооружение бункера для Верховного главнокомандующего — на случай воздушных налётов и каких-либо иных нештатных ситуаций.

По терминологии того времени бункер Сталина именовался в документах «объектом № 1».

Столица про запас

Парад в Куйбышеве 7 ноября 1941 года

Строительство велось в обстановке строжайшей секретности. Говорят, землю из-под здания выносили по ночам в специальных мешках, дабы не привлекать внимания. Неудивительно, что о сталинском бункере в центре Самары жители города узнали только в начале 1990-х годов, когда «объект № 1» был рассекречен.

Бункер Сталина — огромное семиэтажное сооружение, упрятанное под землю и защищённое от прямого попадания авиабомбы четырёхметровой бетонной плитой. Первые (от поверхности земли) шесть этажей — это технические помещения, где установлена аппаратура очистки воздуха и прочие системы жизнедеятельности, а также комнаты для охраны и обслуги. На самом нижнем этаже находятся зал заседаний Государственного комитета обороны (ГКО) и комната отдыха самого Сталина — небольшое помещение с рабочим столом, кожаным диваном и портретом Суворова на стене. Все этажи соединяются пятиметровой в диаметре вертикальной шахтой. Лифтов изначально не было, но пролёты лестницы и высота ступенек продуманы так, что подняться с самого нижнего этажа на поверхность под силу даже человеку преклонного возраста (Сталину, напомним, осенью 1941 года, когда строился бункер, было за шестьдесят). Кроме основной строители сделали ещё и запасную шахту, по которой в случае форс-мажора можно подняться на поверхность.

На тот момент бункер Сталина в Самаре был самым глубоким и безопасным в мире сооружением такого рода. Построить подобное чудо в те годы могла лишь одна организация — Московский метрострой. А потому в конце 1941 года из Москвы в Куйбышев срочно были командированы шестьсот лучших специалистов-метростроевцев. Работая без выходных, в несколько смен, строители сумели завершить «объект № 1» в рекордно короткие сроки — за девять месяцев. Спроектировал бункер известный советский архитектор и инженер Юлиан Островский, автор нескольких станций московского метро. Кстати, зал заседаний «объекта № 1» внешне очень напоминает станцию «Аэропорт», которую Островский построил накануне войны.

Интересно, как решил автор проекта проблему замкнутого пространства, весьма актуальную для подземных сооружений такого рода. В комнате отдыха Сталина, например, весьма скромной по размерам и обстановке, Островский сделал аж шесть дверей. Из них только две были рабочими, остальные — просто бутафория на стене. Но именно наличие этих элементов в оформлении комнаты и делало её визуально более просторной и психологически комфортной. Находишься в ней — и не чувствуешь, что сидишь на огромной глубине, фактически замурованный под бетонными плитами. Кроме того, вдоль стен, между дверями, Островский велел натянуть полотна ткани голубого цвета, что также благоприятно воздействовало на психику.

Впрочем, Сталин так ни разу и не воспользовался своим самарским бункером, поскольку никогда в Самару не приезжал. Даже осенью 1941 года, когда из Москвы драпали многие начальники среднего и высшего звена, Сталин не уехал на восток и в течение всей войны оставался в Москве. Однако слухи о каком-то тайном убежище вождя, где тот якобы отсиживался в наиболее драматичные моменты войны, ходят до сих пор. Ещё во время войны немецкая разведка, пытавшаяся вычислить местоположение запасного командного пункта Ставки, пришла к выводу, что он находится где-то неподалёку от Куйбышева, в Жигулёвских горах. По версии немецкой разведки, именно там, в скальных породах, русские, дескать, умудрились вырезать целый город, где и должен был скрываться Сталин и его ближайшее окружение.

Столица про запас

Кабинет Иосифа Сталина в подземном бомбоубежище

Эту версию охотно подхватили в годы «перестройки» отечественные любители сенсаций. Поговаривали, что этот подземный город в горах строили зэки накануне войны, что там есть всё для полноценной жизни в течение нескольких лет и Сталин регулярно наведывался в Куйбышев навещать свою дочь Светлану, находившуюся в эвакуации вместе с правительством и дипломатическим корпусом.

То, что в Жигулёвских горах есть пустоты, — факт неоспоримый. Дырки в скалах на правом берегу Волги видны и по сей день, если плыть на теплоходе неподалёку от берега. Но никакого отношения к Сталину и его тайному убежищу они не имеют. Это — результат добычи камня, которая велась в Жигулёвских горах в течение многих лет. До сих пор там работает завод по производству цемента и щебёнки для строительных нужд, один из крупнейших в Поволжье.

А вот подземный город накануне войны действительно начали строить. Правда, не в Жигулёвских горах, а в самом Куйбышеве. Ещё до войны Куйбышев рассматривался как запасная столица страны на случай, если Москву придётся сдать врагу. Осенью 1940 года, к великому удивлению жителей города, на одной из центральных площадей появились вышки с автоматчиками, а территорию обнесли колючей проволокой. День и ночь на огороженной территории кипела стройка. Официальная версия — новое здание куйбышевского драматического театра. Однако не театр был главной целью строителей. Здесь возводили подземное бомбоубежище для высших руководителей государства. Таким образом, бункер Сталина, спроектированный позднее Островским, стал частью огромного подземного сооружения, раскинувшегося под центральной частью города.

О том, что под землёй что-то есть, сегодня знают даже рядовые жители Самары. Хотя истинный масштаб и предназначение этого подземного объекта до сих пор остаются тайной за семью печатями.

Столица про запас

Зал заседаний Государственного комитета обороны в подземном бомбоубежище

Что касается всем известного парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года, как и любое эпохальное событие, он окутан множеством легенд.
Например, многие считают, что в параде принимали участие свежие дивизии, прибывшие в столицу из Сибири и Дальнего Востока. Пройдя по Красной площади, войска под звуки марша «Прощание славянки» отправились на фронт, который тогда находился буквально в 30 вёрстах от Кремля. Это не совсем так. По Красной площади утром 7 ноября прошли солдаты и офицеры действующей армии. Среди подразделений Московского гарнизона, задействованных в параде, была и всем известная дивизия внутренних войск имени Дзержинского, к тому времени отличившаяся в боях на ближних подступах к Москве. 7 ноября по брусчатке Красной площади промаршировали три полка дивизии и прошёл танковый батальон.

Марш «Прощание славянки», вопреки расхожему мнению, на параде не исполнялся. Да и не мог исполняться, потому что в 1940-е годы был под запретом. Реабилитировали «Славянку» только в 1957 году, после оглушительного успеха фильма «Летят журавли». Но автор марша Василий Агапкин на параде присутствовал. В ноябре 1941 года Агапкин служил военным дирижёром всё той же дивизии имени Дзержинского и носил звание военинтенданта 1-го ранга. Именно он руководил сводным оркестром войск Московского военного округа, вдохновлявшим участников парада.

Подготовка к параду началась ещё в конце октября, однако до последнего момента не было полной ясности, состоится ли он вообще. Всё зависело от погоды. Если б утром 7 ноября светило солнце, от идеи парада пришлось бы отказаться — бомбардировщикам люфтваффе хватило бы десяти минут, чтобы долететь до Красной площади. И лишь поздно вечером 6 ноября, когда метеорологи доложили Сталину, что утром будет пасмурно и пойдёт снег, вождь принял окончательное решение провести военный парад.

Столица про запас

В этом здании на втором этаже был оборудован рабочий кабинет товарища Сталина

Кстати, о вожде. До сих пор идут споры о том, был ли Сталин в то утро на Красной площади или его речь, записанная заранее в студии, транслировалась перед участниками парада. Впрочем, в конечном счёте это не так уж и важно. Гораздо важнее, что именно утром 7 ноября в выступлении Сталина были сформулированы основные идеологические установки, с которыми армия и народ воевали последующие три с половиной года.
Всего же в тот день, 7 ноября 1941 года, в СССР прошло три военных парада: в Москве, Куйбышеве и Воронеже.
Автор: Сергей ХОЛОДОВ
Первоисточник: http://историк.рф/special_posts/столица-про-запас/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. marinier 15 ноября 2015 01:39
    Доброе времиа суток!
    А вот наша елита во глове с Королевской Фамилией,за одно прихватив золотой запас.Так драпала,4то пиатки сверкали.
    Каздому свое,кто думал о том как зашитит столицу,а кто,хватит ли ему место
    на корабле в британиу.
  2. Громобой 15 ноября 2015 02:17
    Утром 15 октября 1941 года Государственный комитет обороны принял нелегкое решение.
    Вот оно дословно:

    « Ввиду неблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии ГКО постановил:
    1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в Куйбышев .
    2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, также Правительство во главе с Молотовым (Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).
    3. Немедленно эвакуироваться органам Наркомата обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба в г. Арзамас ».
    В Куйбышев было отправлено и ОКБ С.В.Ильюшина, перебазирована 1-я Западная авиационная бригада из Воронежа, из воинских частей и авиашкол сюда направляли инженерно-технический состав и летчиков.
    Сюда были эвакуированы самолетостроительный № 1, моторостроительный № 24 заводы из Москвы, агрегатный из Ступино, завод бронекорпусов № 207 из Подольска, авиационный № 18 из Воронежа и многие другие. Размещенный здесь наркомат авиационной промышленности (во главе с А.И.Шахуриным) мог на месте оперативно решать вопросы строительства новых площадок и оснащения заводов авиационного профиля. Так, на новой площадке коллектив авиазавода № 18 (во главе с директором М.Б.Шенкманом) уже 10 декабря 1941 года собрал знаменитый самолет того периода Ил-2. Понадобилось только 35 дней, чтобы перевести завод за тысячи километров, установить оборудование и в сложных условиях начать выпускать штурмовики так необходимые для фронта.
    В Куйбышеве в параде приняли участие формировавшиеся в ПриВО 65 и 237 дивизии.Полтора часа перед трибунами шли пехота, курсанты военно-медицинской академии, сводный женский батальон войск ПВО и гарцевала кавалерия. За ними - танки «БТ-7» и «Т-35», мотопехота на «ЗиС-5» и противотанковые пушки с тягачами. В небе пролетели штурмовики, истребители и бомбардировщики.
    5 марта 1942 года в Куйбышеве в помещении дворца культуры им. Куйбышева - театра оперы и балета, впервые была исполнена оконченная в нашем городе Седьмая Ленинградская симфония Шостаковича. Писатель Алексей Толстой писал:
    «…Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества…».http://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/pochemu-kuibyshev.html...........http://www.samluka.ru/1710/stolica.html
  3. blizart 15 ноября 2015 07:27
    В самый тяжелый период для государства простые люди чувствовали твердое руководство, вселяющее надежду на окончательную победу. Кого то отводили на переформирование, обмундировывали, кого то, несмотря на то что бои шли у Москвы - посылали на учебу в Академию Генштаба; кому то на Дальнем востоке не подписывали ...надцатый рапорт об отправке на фронт, а кто-то строил это убежище, которое подразумевало, что борьба не прекратится даже со взятием столицы. Но самый ясный сигнал о сущности предстоящей борьбы послал Сталин - не эвакуировавшийся из Москвы. Вы, хулители от новой власти, скреативьте в сытой обстановке наворованного комфорта хоть малую толику похожего на Парад 7 ноября 41 и "поливалки" за немцами в 44. Попробуйте сперва победить, а затем твердо отстоять плоды Победы перед коллективным Западом. И найдите, как ОН, в себе силы - покаяться перед русским народом и поднять за него тост. Иначе наше забвение - ваш удел.
    1. Mik13 15 ноября 2015 14:09
      Уже послы живут в тылу глубоком,
      Уже в Москве наркомов не видать,
      И панцерные армии фон Бока
      На Химки продолжают наступать.

      Решают в штабе Западного фронта -
      Поставить штаб восточнее Москвы,
      И солнце раной русского народа
      Горит среди осенней синевы ...

      Уже в Москве ответственные лица
      Не понимают только одного:
      Когда же Сам уедет из столицы -
      Но как спросить об этом Самого?

      Да, как спросить? Вопрос предельно важен,
      Такой, что не отложишь на потом:
      - Когда отправить полк охраны Вашей
      На Куйбышев? Состав уже готов.

      Дрожали стекла в грохоте воздушном,
      Сверкало в Александровском саду ...
      Сказал спокойно: - Если будет нужно,
      Я этот полк в атаку поведу.


      Феликс Чуев
  4. мордвин 3 15 ноября 2015 08:25
    Таких бункеров было несколько. В Сталинграде, Свердловске, ещё не помню где.
  5. провинциал 15 ноября 2015 12:40
    Самарцы очень гордятся этим,а москвичей бесит.
  6. DiViZ 15 ноября 2015 15:23
    Тогда была война. А если сейчас
    миграция будет. Надо как-то плавно это пройти а то получим две россии. Больше скоростных жд путей и больших пассажирских самолетов.
  7. Карабанов 15 ноября 2015 15:30
    Статью прочитал с интересом. Но вот вопрос исполнялся ли марш "Прощание славянки" во время парада, до сих пор остается дискуссионным. Автор уверенно заявляет, что - нет. Между тем существует достаточно много как подтверждающих, так и опровергающих эту версию фактов. Желающие могут погуглить... Я лично, так и не пришел к какому-то определенному заключению.
  8. Кэптен45 15 ноября 2015 18:58
    Цитата: мордвин 3
    Таких бункеров было несколько. В Сталинграде, Свердловске, ещё не помню где.

    Для интересующихся :http://feldgrau.info/index.php/other/7796-sekretnye-bunkery-stalina,если не удалили статью "Секретные бункеры Сталина" с хорошими фото или на сайте "Родина-СССР" под тем же названием от 4 июля 2013 года.
  9. Альф 15 ноября 2015 23:35
    стати, о вожде. До сих пор идут споры о том, был ли Сталин в то утро на Красной площади или его речь, записанная заранее в студии, транслировалась перед участниками парада.

    Все очень просто и правы обе стороны.
    Мелькнул сюжет по ТВ, в котором выступал кинооператор, снимавший парад. Он рассказал, что Сталин на параде был и речь произносил, но на морозе отказала звукозаписывающая часть аппаратуры. Узнав об этом, Сталин, вопреки мнению современных либерасов, не только никого не отправил в ужасный ГУЛАГ, а просто произнес речь повторно, в студии или кабинете, точно я не помню.
  10. Dimon19661 16 ноября 2015 06:03
    Помню даже в конце 70-х те ветераны у которых был автомобиль,возили на полке портрет генералиссимуса.А вот портретов Меченного,Пьянствующего ни разу не видел.
  11. bober1982 16 ноября 2015 10:44
    в Жигулёвских Горах (рядом с Самарой) тоже хватает своих рукотворных подземелий,много чего интересного.В сам сталинский бункер экскурсии водят-туристов,очень охотно посещают,местные,как это и водится туда не ходят.Многие голову ломают -куда ехать отдыхать (в связи с последними событиями)Скажу коротко-милости просим к нам в Самару

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня