Роман Ефременко: «Я с полной уверенностью могу сказать, кто стрелял в нас на Майдане»

18
Ветеран севастопольского «Беркута» рассказывает «Журналистской правде» о сегодняшнем дне спецподразделения МВД России.

Роман Ефременко: «Я с полной уверенностью могу сказать, кто стрелял в нас на Майдане»Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников органов внутренних дел с профессиональным праздником и отметил, что необходимо совершенствовать методы подготовки и повышения квалификации личного состава, сообщает пресс-служба Кремля.

«Вы стоите на страже закона и правопорядка, оберегаете мирную жизнь и покой людей, боретесь с преступностью, коррупцией, терроризмом. Чтобы эффективно решать эти задачи — сотрудники органов внутренних дел должны обладать безупречными профессиональными и личными качествами, глубокими знаниями и отличной подготовкой, отвечающей самым строгим критериям и требованиям», — приводит пресс-служба слова из поздравительной телеграммы президента.

Он также отметил, что необходимо активно осваивать и внедрять в практику современные технологии, совершенствовать методы подготовки и повышения квалификации личного состава.

О том, как сложилась судьба спецподразделения «Беркут», вошедшего в штат МВД России после Майдана и «крымской весны», беседуем с ветераном спецподразделения «Беркут», председателем Севастопольского отделения общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны» Романом Ефременко…


- Роман Юрьевич! Что для вас означает сегодняшний праздник, и как вы его предпочитаете в своем кругу называть: день милиции, полиции или как президент… «профессиональный праздник сотрудников правоохранительных органов»?

- Наверное, по старинке – день милиции. Это было и при Украине и сейчас, когда мы вошли в состав Российской Федерации. День милиции был и останется.

Вот сейчас я в Москве как представитель севастопольского отделения всероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане – выпала такая честь. К сожалению, нахожусь вдали от дома, от друзей. Но получил поздравления от ребят по телефону. Хотя обычно мы собираемся своим широким кругом…

- Но в Москве, наверняка, есть друзья…

- Конечно. Я нахожусь сейчас в центре восстановительной терапии имени Михаила Александровича Лиходея (ветеран Афганской войны, подполковник, инвалид 1-й группы, у чьей могилы на Котляковском кладбище 10 ноября 1996 года произошел взрыв — прим. ред.). Здесь тоже хватает ребят-афганцев, которые проходили службу в органах внутренних дел. Мы сегодня получили сертификаты об окончании обучения, поздравили друг друга. Кто-то даже получил награды в связи с 70-летним юбилеем Победы в Великой Отечественной войне и за доставку гуманитарного груза в Донецкую и Луганскую области (региональные организации собрали и доставили более 120 тонн).

- Редакция «Журналистской правды» тоже поздравляет вас. И в первую очередь, конечно, здоровья! Вам и вашим близким. Это главное для людей, которые были и продолжают оставаться в строю несмотря ни на что…

- Спасибо! Спасибо большое!

- Роман Юрьевич, скажите, как вы относитесь к тому, что милицию переименовали в полицию?

- Мне кажется, название не имеет значения. Как она называется: «милиция», «полиция», «органы внутренних дел» – не имеет значения. Сути не меняется. Все зависит от людей, которые там работают. Главное, чтобы они с честью выполняли свои задачи. То, чему их учили и к чему призывали.

На примере своего подразделения могу сказать — мы с гордостью и благодарностью восприняли переход Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. И особенно, что сохранили название подразделения «Беркут». Сейчас в Крыму и Севастополе мы называемся «отряд милиции особого назначения (ОМОН) «Беркут»».

- Какие воспоминания связаны у вас с днем милиции?


- Вы знаете, так вот совпало… Я в центре восстановительной терапии имени Михаила Александровича Лиходея. Для нас 10 ноября — это двойная трагическая годовщина.

10 ноября 1994 года Лиходея подорвали в подъезде дома, а потом 10-го же ноября 1996 года был взрыв на Котляковском кладбище, где погибло 14 человек-афганцев, которые пришли почтить память нашего товарища. Более 50 человек было ранено. Так получилось, что эти даты совпали.

Сегодня проходили большие мероприятия: возложение цветов, вечер памяти и, конечно же, встреча с боевыми друзьями – теми людьми, которые участвовали и в крымских событиях.

Мы как были «Беркутом», так и остались. Никуда от этого не деться. Я очень горд, что мне пришлось служить в этом подразделении. Более того, я у истоков севастопольского «Беркута» стоял, который был образован 2 сентября 1993 года. Много воспоминаний как положительных, так и просто памятных…

- Что на сегодня представляет из себя севастопольский «Беркут»?

- Сегодняшний «Беркут» является подразделением внутренних дел Российской Федерации. Это отряд милиции особого назначения. В нем остались проходить свою дальнейшую службу те, кто служил при Украине и которые 23 февраля 2014 года приняли для себя важное решение. Они доказали свою верность гражданам Севастополя и Крыма.

«Беркут» — единственное подразделение, которое с первого же дня после возвращения на базу 22 февраля приняли решение закрыть собой жителей Крыма. И это удалось сделать.

- Скажите, а как быстро в те дни к вам пришло решение быть с Россией и никак иначе?


-Это началось где-то с декабря 2013 года после событий на Майдане. Мы тогда увидели и прочувствовали на собственной шкуре, что такое «коричневая чума», что такое радикально настроенная молодежь. Людям элементарно запудрили мозги.

Ребята с севастопольского «Беркута» были на Майдане. Слава Богу, у нас обошлось без «двухсотых», но 8 человек получили ранения. А украинский «Беркут», к великому сожалению, потерял нескольких человек. В том числе и симферопольский «Беркут». У них был один «двухсотый» и очень много раненых.

При столкновении с этой чумой другого выхода не было. Тем более, что Крым – специфическая территория. Нам необходимо было принимать решение как можно скорее. И вот наши подразделения вернулись в Крым и Севастополь 22 февраля, а в ночь с 26-го по 27-е мы уже шли на Крым. Это решение само собой принималось.

- Поддерживаете ли вы контакт с «беркутовцами», которые предпочли остаться на Украине и почему они приняли такое решение?

- Я вам так скажу: из Крыма ни одного человека не было. Из тех, кто предпочел остаться с этим временным правительством или самозванцами (я не знаю, как их еще назвать), которые вооруженным путем захватили власть – в наших подразделениях не было таких людей.

Были подразделения «Беркута» с Западной Украины. Они вернулись в свои подразделения. По центральным каналам ТВ показывали, как их ставили на колени. Это было во Львове. Я вам скажу, что есть с кого пример брать. Это командир львовского «Беркута». Чтобы не передавать базу «Беркута» радикалам, он подорвал ее. Были и погибшие – два бойца. Поэтому не все встали на колени и не все «утерлись».

Очень много бойцов из разных подразделений: из Запорожья, из Николаева, Херсона приехали к нам. С Луганска, с Донецка было много ребят. Они кинули свои спецподразделения в Крым. Мы плечом к плечу защищали Крым.

Говорить о том, что кто-то туда перебежал – я бы не стал. Харьковский «Беркут» вообще – 35 человек ушли в леса партизанить. Хотя им многое чего предлагали.

Знаете, «Беркут» — это своеобразное братство, среди которых есть еще и «краповые береты» — совершенно отдельная тема. Предателей в наших рядах мы не видели…

- Киев пытается заболтать историю со стрельбой на Майдане. Ваша версия, кто стрелял?

- Могу сказать с полной ответственностью, что «Беркут» не производил выстрелы на поражение. Причина проста – не было оружия. Все спецподразделения предназначались для разгона массовых беспорядков. Были помповые ружья для стрельбы резиновыми зарядами, дубинки, каски, щиты, слезоточивый газ, свето-шумовые гранаты – все.

Поверьте мне, если бы спецподразделение «Беркут» было бы вооружено огнестрельным оружием, на Майдане бы ничего не произошло.

18-го числа раздались первые выстрелы. Уверяю вас, «беркута» в этом никакого участия не принимали. Более того, подразделения СБУ, которые были выдвинуты на снайперскую охоту, они также не открывали огонь на поражение.

Кто там был, я могу озвучить… Были снайперы которые приехали из Грузии и Прибалтики.

- Давайте подробнее об этом, а также «крымской весне», ситуации на Донбассе и многом другом мы поговорим во второй части интервью, а пока вернемся к основной теме. Если сравнить спецподразделение «Беркут» до присоединения Крыма и после, когда стало жить, работать легче и почему?

- (смеется) Я вам так скажу: легкой жизни не было ни тогда, ни сейчас. Но в плане экипировки, вооружения, спецтехники – никакого сравнения с жизнью на Украине.

На сегодняшний день ребята получили все необходимое для того, чтобы не отвлекаться на какие-то посторонние, скажем, моменты. Созданы все условия для того, чтобы все свои навыки и умения применять в своей повседневной работе.

Экипировали по полной программе. Потихоньку подходит новое вооружение, ребята учатся с ним обращаться. На сегодняшний день техники достаточное количество получили. Поэтому ни в какое сравнение с Украиной в плане обеспечения нет.

Сегодня «Беркут» выполняет те же функции, что и раньше: недопущение беспорядков, борьба с преступностью, захват главарей и так далее. Нормальная повседневная работа.

- Скажите, а коснулось ли вас сокращение штата МВД и что вы по этому поводу думаете?


- Нет. «Беркута» это не коснулось. Наоборот, у нас штат стал больше. Конкретные цифры не имею права озвучивать, но поверьте на слово. Мало того, что штаты «Беркута» увеличивают, у нас еще появились и подразделения СОБРа.

- Ну а как сегодня чувствуют себя севастопольские жулики при российском «Беркуте»?


- Они всегда себя чувствовали неуютно. Я застал это время, начиная с 90-х годов. Среди организованной преступности существовало негласное правило — они нас называли «красные шапочки». И вот был так называемый «сходняк», на котором они приняли решение обходить десятой дорогой «красных шапочек». Ни в какие передряги с ними не вступать. Жулики это на собственной шкуре почувствовали…

Поверьте, наше подразделение серьезно занималось физической и боевой подготовкой, поэтому может дать такой отпор, что мало никому не покажется. Любому преступнику.

- Но ведь в такой серьезной работе, наверняка, найдется место и курьезам…


- Если только навскидку… Однажды мы готовили захват людей, торгующих оружием. Была разработана операция. Один из наших сотрудников сидел в багажнике «Жигулей». Когда бандиты приехали на так называемую «стрелку», в последний момент они решили переиграть район этой «стрелки».

Люди, которые участвовали в этой операции, прыгнули по машинам. А про сотрудника, который находился в этом багажнике, забыли…

Уже и операция прошла, повязали преступников, потом только вспомнили, что «Василий» остался в багажнике. Прошло не менее трех часов. Сигналов «всем стоять», «лицом к земле» и тому подобное, он не услышал, поэтому смирно лежал в багажнике.

Ребята решили проверить, как он себя чувствует в этом закрытом пространстве. И что вы думаете? Выскочил «Василий» и произвел очередь из автомата. У него настолько затекли ноги, что он как подкошенный вывалился из этого багажника. (смеемся)

- Здорово! Ну и напоследок, наверное… Что бы вы пожелали своим коллегам в этот праздник?

- Всем сотрудникам органов внутренних дел и спецподразделению «Беркут» я пожелал бы здоровья, благополучия, счастья, ну и, конечно же, мирного неба над головой…
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 ноября 2015 04:59
    если бы спецподразделение «Беркут» было бы вооружено огнестрельным оружием, на Майдане бы ничего не произошло.

    Если хотели, чтобы ничего кровавого не происходило, то тогда Беркут получил и оружие и право на его применение. Терористы, устороившие кровавую баню в центре города, испугались бы прямых последствий, но богатый опыт организаторов цветных переворотов "Майданов" (кстати этому опыту уже более 500 лет) использую просто бешеные деньги в качестве основного аргумента, предусмотрели практически всё. Загвоздка небольшая лишь в том, что они повторяют свой опыт слишком давно, и многие всё это уже понимают и начинают создавать свой опыт противодействия.
    1. +10
      12 ноября 2015 05:32
      Цитата: venaya
      Терористы, устороившие кровавую баню в центре города, испугались бы прямых последствий, но богатый опыт организаторов цветных переворотов "Майданов" (кстати этому опыту уже более 500 лет) использую просто бешеные деньги в качестве основного аргумента, предусмотрели практически всё.

      Единственно, что они "предусмотрели" это бесхребетность власти. Если бы Янукович не обделался в штаны, удавили бы нациков в зародыше. Работать ему надо было, а не на золотых унитазах очко протирать, работать каждый день, по 20 часов. А так подставили ребят, которые с голыми руками пошли защищать страну и порядок.
      Да что говорить, все эти нувориши, псевдоэлита, просто д.е.р.ь.м.о, трусы и нечтожество. Имею право говорить так, по причине личного опыта общения.
      ПС. Нормальных людей среди них мало, процентов 10-20. hi
      1. +4
        12 ноября 2015 05:42
        Цитата: БМВ
        Если бы Янукович не обделался в штаны, удавили бы нациков в зародыше. Работать ему надо было, а не на золотых унитазах очко протирать

        А вы попробуйте самостоятельно подумать, а кто такой Янукович и на что он был способен. Простой мужик с полу-уголовным прошлым, об этом говорил его однокласник, попал в большую политику. И чего он там делал? Начал с того, что тривиально стал зарабатывать бабки. Ему до страны, как до луны, это прекрасно понял (жаль что поздно) Путин. Имея небогатый культурный опыт, ни на что серьёзное, в плане гос.строительства, он был не способен. Проявил он себя только в отношении безсмысленного добывания бабла. Ничего хорошего с такими людьми и получиться не могло, нужна развитая культура, которая ныне старательно уничтожается.
        PS: С прошедшем праздником вас работники правоохранители! (каким бы именем вас не нарекли)
        1. +2
          12 ноября 2015 06:39
          Цитата: venaya
          А вы попробуйте самостоятельно подумать, а кто такой Янукович и на что он был способен

          Мне зачем думать о Януковиче? Это должны были на Укаине думать.
          Меня больше Россия заботит, ее будущее, мое и моих детей. Главное ошибки их не повторять.
          Цитата: venaya
          Ничего хорошего с такими людьми и получиться не могло, нужна развитая культура, которая ныне старательно уничтожается.

          А вот это, напрямую применительно к нам. Вот здесь и надо думать. hi
      2. 0
        12 ноября 2015 06:30
        янык тоже не самостоятельная фигура . там телефонная линия с Москвой была горячая от напряжения. политика это искусство компромисов .
    2. +1
      12 ноября 2015 06:29
      немногие , а те кто изучает историю , к сожалению уже начало расти поколение , которое не знает кто такой был гитлер .
    3. +4
      12 ноября 2015 09:06
      Не знаю у кого и какой опыт пошел по противодействию. У нас не так давно с болотной этим вопросом серьёзно занялись, а в 2013 посмотрев на Украину к этому вопросу вообще со всей остротой подошли и как в полиции и ОМОН, вплоть до привлечения и взаимодействия с армией. И это правильно, я лично не для своей семьи, не для кого бы то не было ещё не желаю увидеть "активистов" в масках и с коктейлями молотова "мирно" гуляющих толпой по улицам.
  2. +6
    12 ноября 2015 05:05
    Да...досталось "Беркуту"! С прошедшим всех ОВД-цев. drinks
    1. +6
      12 ноября 2015 05:23
      Цитата: maikl50jrij
      С прошедшим всех ОВД-цев.

      Присоединяюсь к поздравлениям! А то я с 10-го "выпал в осадок" и только сегодня до компа добрался...
      1. 0
        13 ноября 2015 20:48
        Цитата: Карабанов

        Присоединяюсь к поздравлениям! А то я с 10-го "выпал в осадок" и только сегодня до компа добрался...

        Эт ты молодец, Картман!
        Пример. Дело было в 19 веке. "На ротный смотр как-то приехал сам командующий округом, тяжело раненный на русско-турецкой войне в ногу, престарелый генерал-адъютант Михаил Иванович Драгомиров. Про его чудачества ходили по России бесконечные слухи и анекдоты, среди которых самой характерной была история с телеграммой, посланной им Александру III: Драгомиров, запамятовав день 30 августа — именин царя, — спохватился лишь 3 сентября и, чтобы выйти из положения, сочинил такой текст: «Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров», — на что Александр III, сам, как известно, любивший выпить, все же ответил: «Пора и кончить. Александр».

        Кстати,особенно ценил труды Драгомирова маршал Василевский, непризнанный гений Великой Отечественной.
        Ну, из тебя достойная смена растет! good Целую! С прошедшим! Бывший капитан Микадо! hi
  3. +4
    12 ноября 2015 05:23
    Приветствую всех! Нерешительность власти Януковича и результат не заставил себя ждать во время майдана киевского. УДАЧИ, " Беркуты"!! Острого "зрения" и сильных "когтей и клюва"! soldier hi
  4. +2
    12 ноября 2015 05:25
    Цитата: maikl50jrij
    Да...досталось "Беркуту"!


    Тряпка и трус Янукович за...сал отдать приказ на подавление майдана,последствия случившегося у всех на глазах, в том,что сейчас происходит на Украине,в большей степени виноват он.
  5. +3
    12 ноября 2015 06:21
    Цитата: A1L9E4K9S
    Тряпка и трус Янукович за...сал отдать приказ на подавление майдана,последствия случившегося у всех на глазах, в том,что сейчас происходит на Украине,в большей степени виноват он.

    А у вас нет ощущения что нечто подобное уже было и совсем недавно, 1985-199... - СССР-Россия. Сценарий тот же, режиссер тот же, только декорации и куклы другие....
    Горбачев-Янукович,
    Ельцин-Порошенко,
    Верховный Совет - Майдан
    Снайпера на крышах - Другие снайпера на крышах
    Донбас - Чечня
    и т.д.
    1. +3
      12 ноября 2015 06:30
      Цитата: Военный Строитель
      и т.д.

      yes У Шпака магнитофон У посла медальон what laughing
  6. 0
    12 ноября 2015 06:30
    верхушка МВД во время майдана уже предала Яныка, он опасался своих силовиков так, что убежал из страны... почти весь аппарат Президента, кроме самых верных яныку, остался у власти. Все эти политиканы Руины знали, что делают против конституции гос-ва, главного закона, ибо знали что им ничего не будет!
  7. +1
    12 ноября 2015 06:32
    Были снайперы которые приехали из Грузии и Прибалтики.

    да правительство Грузии сразу же сказало что снайпера были из ихних и даже фамилии мол есть , уголовные дела открыты . как по ним работают я не знаю , но учитывая что страна под штатами то имхо малоуспешно , но факт есть факт.
    1. 0
      12 ноября 2015 07:35
      Не слышал такого от правительства Грузии, но факт, что кандидат в президенты Польши, во всеуслышание говорил, что ихние, польские головорезы отстреливали демонстрантов на Майдане.
      1. 0
        12 ноября 2015 10:56
        Бывший командир батальона «Аваза» Тристан Цителашвили сообщил, что в украинцев стреляли бывшие подчиненные экс-президента Грузии.

        На Майдане действовали четыре грузинских снайпера. Они находились там по непосредственному указанию партии Саакашвили, представители которой не раз выступали во время февральских волнений со сцены в Киеве. Об этом сообщило агентство "Грузинформ".

        - Мне точно известны личности тех четырех человек, которые находились там в качестве снайперов, но, исходя из интересов следствия, не могу их назвать. Материалы следствия через две недели будут направлены в прокуратуру. Скажу только, что эти люди – бывшие сотрудники контролируемой Саакашвили силовой структуры. Прежняя власть тренировала их именно для таких дел. Их группой в Киеве руководили Гиви Таргамадзе и Гиа Барамидзе, - сообщил генерал грузинской армии, бывший командир батальона "Аваза" ("Пантера") Тристан Цителашвили.

        Самопровозглашенная власть Киева до сих пор не может ответить, кто же были эти снайперы. При этом новые власти Украины пытаются во всем обвинить бойцов спецподразделения "Беркут". Хотя они тоже стали жертвами неизвестных наемников.

        Еще в марте в Интернете появилась скандальная запись телефонного разговора главы МИД Эстонии Урмаса Паэта и Кэтрин Эштон, благодаря которой стало известно, что снайперы были наняты представителями так называемого Евромайдана.
  8. +1
    12 ноября 2015 07:33


    Донбасс-Арена. За БЕРКУТ!!!
  9. 0
    12 ноября 2015 11:28
    Самопровозглашенная власть Киева до сих пор не может ответить, кто же были эти снайперы. При этом новые власти Украины пытаются во всем обвинить бойцов спецподразделения "Беркут".

    И не ответят. Кто же своих сдает. Легче обвинить " Беркут"