Работая в горячих точках, бойцы внутренних войск и других силовых структур сталкиваются с рядом угроз. Они регулярно рискуют попасть в засаду или подорваться на самодельном взрывном устройстве, заложенном на маршруте следования. Для противодействия таким угрозам подразделениям МВД требуется соответствующая техника. Ранее для защиты личного состава использовались грузовики, оборудованные импровизированным бронированием и известные под общим названием «Покемоны». Со временем им на смену пришли броневики, построенные промышленностью на базе серийных автомобилей с применением бронемодулей заводского производства. Одной из последних моделей такой техники является защищенный автомобиль «Федерал-42590».

Бронеавтомобиль «Федерал-42590» является очередным представителем одноименного семейства техники, строящейся на базе грузовиков марки «Урал». Как и ранее, проект подразумевает оборудование базового шасси рядом новых агрегатов, в том числе средствами защиты и специальным броневым модулем-фургоном для перевозки личного состава или грузов. За несколько лет техника семейства «Федерал» претерпела ряд серьезных изменений, направленных на повышение характеристик защиты и улучшение эргономики. В результате различные машины семейства имеют некоторые отличия с точки зрения использованных агрегатов, компоновки и т.д.


Бронеавтомобиль «Федерал-42590»
Броневик "Федерал-42590" ОМОН Республики Мордовия. Фото Vestnik-rm.ru


Как и другие машины семейства, «Федерал-42590» был разработан Институтом спецтехники (г. Москва) и строится на базе грузовика марки «Урал». На этот раз в качестве основы взято шасси Урал-55571. Это полноприводное трехосное шасси имеет грузоподъемность на уровне 12-14 т, что достаточно для установки всего необходимого оборудования и сохранения требуемых характеристик подвижности. По данным разработчика, снаряженная масса броневика достигает 16 т. Максимальный вес полезной нагрузки – 5,3 т. Таким образом, характеристики шасси используются с максимальной эффективностью.

В ходе переоборудования в броневик базовое шасси получает набор элементов бронирования. Перед решеткой радиатора устанавливаются усиленные жалюзи, сбоку и сверху двигатель прикрывается броневыми листами. Аналогичным образом выполняется защита кабины экипажа. Все элементы кабины, включая двери и крышу, оснащаются броней. Остекление кабины изготавливается из бронестекол. Имеются несколько бойниц для стрельбы из личного оружия. В крыше кабины предусматривается люк. Уровень защиты определяется заказчиком. Имеется возможность защиты водителя по 6/6А классу стандарта ГОСТ Р 50963-96.


Передние двери бронемодуля. Фото Insst.ru



Передняя площадка и дверь борта прикрыты тентом. Фото Vestnik-rm.ru


На месте грузовой площадки базового автомобиля монтируется специальный броневой модуль с местами для перевозки личного состава или грузов. Примечательно, что подобное оснащение броневика может иметь различную архитектуру. Известны машины, бронемодуль которого сочетается с «классическим» бортовым кузовом. В рекламных материалах производителя встречаются изображения машин, оснащенных дополнительным бронированием в виде сравнительно высоких бортов.

Бронемодуль десанта всех броневиков семейства «Федерал» представляет собой фургон-КУНГ, изготовленный из броневой стали. В бортах предусматриваются несколько окон и амбразур с заслонками. Это оснащение позволяет бойцам вести огонь из личного оружия. Броневой модуль оснащается несколькими дверями, количество которых зависит от модификации. Так, во всех вариантах предусматривается одна или две кормовые двери. Также возможна установка дверей в переднем листе. Компоновка дверей влияет на некоторые особенности посадки и высадки.


Щитки, обеспечивающие дополнительную защиту агрегатов шасси и днища бронемодуля. Фото Vestnik-rm.ru


В конструкции бронемодуля используются листы, обеспечивающие защиту по 6/6А классу. Кроме того, в случае с машиной «Федерал-42590» заявлена защита личного состава от подрыва взрывного устройства весом до 10 кг (по другим данным, до 6 кг). Для этого используются некоторые особенности конструкции, а также специальные кресла для десанта. Для повышения живучести машины и снижения рисков для экипажа/десанта используются топливные баки оригинальной конструкции, предотвращающей расплескивание горючего при подрыве, за счет чего снижается вероятность пожара.

Броневики семейства «Федерал» имеют разную конструкцию бронемодуля и его внутреннего оснащения. При этом в проектах используются некоторые общие решения. К примеру, длина броневого модуля заметно меньше длины кузова базовой машины. Из-за этого он монтируется в центре кузова или со сдвигом назад, из-за чего перед модулем или за ним остается небольшая площадка. Броневик «Федерал-42591», в частности, имеет две площадки, перед и позади модуля, а также два набора дверей самого модуля. Все эти особенности в некоторой мере облегчают посадку и высадку.


Задняя часть бронемодуля машины "Федерал-42591". Видны площадка кузова и лавки для десанта. Фото автора


Подобная компоновка «Федерала-42591» позволяет десанту покидать машину через передние или задние двери. При этом бойцы, высаживающиеся спереди, спешиваются через небольшой проем с дверкой в борту кузова. Выходя через задние двери, бойцы должны спускаться через кузов. Для удобства бойцов предусматриваются небольшие подножки.

Бронеавтомобиль «Федерал-42590» имеет немного иную компоновку. В его случае бронемодуль увеличенной длины устанавливается со сдвигом назад, а его кормовая часть не выступает за пределы кузова. Такая компоновка по-прежнему позволяет высаживаться через передние двери и проем в борту. В кормовом листе корпуса сохраняются две двери, а высадка производится при помощи небольшой ступеньки у их проемов и опускаемой лестницы. По желанию заказчика бронемодуль может получать только одну дверь. В таком случае на оставшейся части кормового листа монтируется устройство для перевозки запасного колеса.


Кормовая дверь броневика "Федерал-42590". Фото Vestnik-rm.ru


Ранние модификации «Федералов» имели достаточно простые места для десанта, выполненные в виде обычных лавок. За счет использования трех лавок (две у бортов и одна в центре) в модуле удавалось разместить до 16 человек. Современная машина «Федерал-42590», с учетом новых угроз, оснащается специальными «противоминными» креслами, поглощающими часть энергии взрыва. Эта особенность значительно снижает риски для десанта, хотя и сказывается на вместимости броневого модуля. Имея такие кресла, броневик может перевозить не более 10-12 бойцов с оружием.

Передний борт кузова, в котором располагается броневой модуль, оснащается дугой для установки тента. Броневики с задней площадкой имеют вторую дугу позади модуля. При необходимости бронемодуль может быть закрыт тентом, что обеспечивает маскировку. Бронеавтомобиль с тентом внешне почти не отличается от обычного грузовика на аналогичном шасси и может быть спутан с ним при наблюдении с большого расстояния.



Разные варианты оснащения бронемодуля. Фото Insst.ru (вверху) и Vestnik-rm.ru (внизу)


Бронеавтомобили семейства «Федерал», в том числе модели «Федерал-42590» на протяжении последних лет массово производятся по заказу министерства внутренних дел. Такая техника передается соединениям внутренних войск, подразделениям ОМОН и другим структурам МВД, нуждающимся в защищенной технике для перевозки личного состава и грузов.

Придя на смену импровизированным «Покемонам», являвшимся ответом на новые угрозы, бронеавтомобили семейства «Федерал» активно используются различными структурами министерства внутренних дел и успешно решают поставленные задачи, защищая людей от мин и засад. Используя опыт эксплуатации старых машин семейства, авторы проектов создают новую технику с повышенными характеристиками, которая поступает на вооружение. Благодаря этому риски для бойцов силовых структур сокращаются, и они могут спокойно добираться до места выполнения поставленной задачи.


По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://insst.ru/
http://bastion-opk.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти