Military Review

How to divide the German fleet. Part II

12



The Tripartite Commission did not stop disputes about the division of minesweepers. Representatives of the UK insisted on their distribution after the end of the trawling in the North Sea, English Channel and the Danish Straits. The Americans agreed to keep the share of minesweepers due for this period, the Soviet delegation demanded that they allocate their share immediately, arguing that this was a difficult mine situation off the coast of the USSR. This argument is recognized as convincing.

At the same time, disagreements arose on the issue of mobilized trawlers widely used in the German navy as patrol ships and minesweepers. During the war, a large series of KFK-type ships, originally intended for the transfer of the Navy, were built according to the drawings of the trawlers. However, the British suggested that these vessels not be divided. The Soviet delegation did not agree with this, and with the support of the Americans, in the end, insisted that the trawlers built during the war should be recognized as property subject to division.

In early October, the Technical Subcommittee proceeded to the draw. The first were shared minesweepers, torpedo boats and landing barges. The ships of each of these classes divided into three groups were listed, each of which was designated by the letters X, Y and Z. The folded pieces of paper with the designation of these letters were dropped into the cap of one of the participants of the meeting, and the members of each delegation drafted lots. The Triple Commission approved the division of the ships of these classes 5 October.

Long discussions have arisen with the division of the largest of the remaining German ships. It was necessary to divide two cruisers - heavy "Prince Eugen" and light "Nuremberg", 13 destroyers and 17 destroyers. The Soviet and American representatives suggested that the destroyers and destroyers be considered equivalent ships, the light cruiser should be equated to three, and heavy to six destroyers, and on this basis, breaking the ships into groups, to draw lots. The British insisted on the transfer of "Prince Eugen" to them without a draw, arguing that the heavy losses of his fleet. They also challenged the proportions between the ships of these classes, proposing to establish the ratio of 1: 2 and 1: 4. However, Admiral Levchenko demanded precisely the toss-up, indicating that the total losses of the Soviet Union are much higher than the losses of the allies. October 29, after several intense meetings, the section of cruisers and destroyers finally took place.



How to divide the German fleet. Part II


"Prince Eugen" went to the Americans, only destroyers and destroyers fell to the share of Great Britain, the Soviet Union received the cruiser "Nuremberg", 4 destroyer and 6 destroyers.

Discussions on the division of auxiliary vessels were no less acute. The British, frankly delaying the decision, did not provide lists of vessels for a long time, then made numerous amendments, refused to participate in the section. They took a particularly irreconcilable position on the issue of port ships, floating cranes and floats, insisting that they belong not to the Navy, but to the ports. As a result, the division of port ships and floating craft was conditional, with the transfer of the final decision to the governments of the three powers. As for the floats and pontoons, then, in view of the refusal of the British delegation to divide them at least conditionally, the Tripartite Commission limited itself to drawing up their common list.

When ancillary ships were divided, an interesting episode occurred, partly explaining the British persistence. The Soviet Union got the largest German tanker Nordmark. However, it turned out that, not waiting for the partition, the British had already begun to re-equip it for their own needs and, in order to keep it for themselves, the USSR transferred all the tankers it got, 9 large tugs and several dozen landing barges.

Final report The Triple Naval Commission signed December 6 1945. It includes recommendations on the division of the German fleet, port ships, boats and floats.

The Soviet Union in the division of the German fleet had 155 warships and 499 auxiliary vessels. The objections of the British did not prevent the USSR from getting more 100 ships. The share of the UK was 545, USA - 590 ships and vessels. Under the conditional section of port ships and floating craft of England, 99 and the USA got the 101 ship.

The Commission recommended its governments to approve the produced section and decide the fate of the ships and vessels, about which it was not possible to agree. It was recommended to continue the search for German ships and ships whose fate remained unknown (there were a few hundred of them) and, as they were discovered, to entrust their division to the senior naval commander of the three powers in Germany.

Ships and ships of category C were proposed to be dismantled or submerged at a depth of at least 100 m. It was also recommended to use them to provide spare parts and supplies for ships and vessels of categories A and B. This also applies to unallocated submarines. Wrecks in shallow waters and ships, if they did not interfere with navigation, were allowed not to be lifted, but it was necessary to bring them into a state of unsuitability for recovery in the future. Those states were responsible for all this, in the zone of occupation or in the territorial waters of which the indicated ships and vessels were located. Unallocated submarines should have been destroyed by 1 February 1946, and the destruction of unallocated ships should be completed by 15 in May 1947.

The ships distributed between the three powers were provided with spare parts, supplies, armaments and ammunition (the last one - two sets of peacetime) according to the norms of the German fleet from those occupation zones where they were before distribution. In case of difficulty, other countries should provide assistance with the supply. The same was true with the provision of technical documentation.

At this, the Triple Naval Commission considered its task accomplished and requested its governments to decide on its dissolution.

In the meantime, there was a transfer of distributed ships and vessels. From the Soviet side, the vice-admiral Yu.F., the commander of the Kronstadt naval defense area, led the reception, acquisition and transfer of ships. Rall. The ships transferred to the Soviet Union were concentrated in Kiel, from there they were transferred to Travemünde, where they prepared for the final transfer, and then as part of the convoys they followed either in Warnemünde (smaller) or in Swinemünde. Up to these points the transfer of the ships was carried out by German crews under the control of our officers. In Warnemünde and Swinemünde the ships received our crews, and the Germans were returning to the English zone of occupation.

The first convoy left Travemünde on October 25. The Soviet representatives constantly stated that the ships were transferred in a neglected state, they were not provided with spare parts, some auxiliary mechanisms and equipment were removed by the British. But, taking into account the approach of winter and the fact that ships destined for the USSR in the West were exploited for wear, they decided to seek their early transfer. On November 24, submarines destined to the USSR came out of England in three groups. When leaving, one of them was damaged and, at the suggestion of the British, it was replaced by another.



December 16 began preparations for the transfer of large surface ships, concentrated in Wilhelmshaven. December 18 Soviet sailors climbed aboard the cruiser and destroyers. The ships were in disrepair, much, as it turned out, the British had already plundered. Preparations for the transition were German workers and German teams with the help of Soviet crews under the supervision of Soviet officers. The Germans, feeling to themselves the tolerant attitude of our sailors, which was a pleasant discovery for them, helped to return to the ships much of what the British had taken. From the German crews and shipyard staff managed to pick up volunteers for service with us. With the British, despite a number of serious disagreements, the relationship remained correct. The transfer of large ships was carried out by several groups in Liepaja. It began on December 20 of the year 1945 and ended on February 6 of the year 1946.

History The activities of the Triple Naval Commission for the division of the German fleet, however, did not end there. At the initiative of the British in early February 1946, her work was resumed. The reason was the numerous errors and inaccuracies in the lists of separated ships: in some cases double counting was allowed, some ships did not fit the category according to their technical condition, etc. It was proposed to approve more than 350 amendments.

By that time, the composition of delegations had changed significantly. The Soviet side was still headed by Admiral G.I. Levchenko, the American - Vice Admiral Glassford, the British - Rear Admiral V. Perry. The newly created Technical Subcommittee, where the captain of the 2 rank N. Vizirov entered from the Soviet side. At the February 16 meeting, 1946, the Americans tended to the British proposals. The Soviet delegation, defending the disputed 35 ships, was preparing to accuse the British side, whose information formed the basis of the decisions of the Tripartite Commission, and believed that compensation should be made from its share.

The debate began. To the Commander-in-Chief of the Soviet troops in Germany, Marshal of the Soviet Union GK To Zhukov, the commander of the British Navy in Germany, Admiral Barrow, complained about the intransigence of the Soviet representatives. Zhukov proposed a compromise: to meet the British on the issue of amendments, demanding compensation from among the newly found ships and the transfer of port ships, the section of which the British continued to dispute. The compromise plan proposed by the Soviet side envisaged repeated on-site inspections, partial compensation to the Soviet Union of ships (mainly landing barges) from the British share. These proposals were generally approved by the commission and formed the basis of Addendum No. 23 adopted by 1946 in March of 1 to the Final Report of the Commission from December 6 of 1945 in December, containing the 366 amendments. At the same time, the Soviet Union lost the 2 ship, England - 41, USA - 55.

Meanwhile, in various ports all new German ships and ships, naturally, not included in the section, were found. By the end of May, 1946 had more than 100 units. The British and Americans demanded to distribute them in proportion to the losses of the parties as a result of the adoption of amendments to the Final Report, the Soviet representatives - to divide them into equal shares. After a lengthy discussion passed the Soviet proposal.



By this time, the representatives of England made new proposals. With the consent of the USSR and the USA to leave from their shares in the British zone on lease terms or in the form of temporary use a number of ships, which the British badly needed, the British government removed its objections to the division of port ships and dives. At the same time, the Soviet Union received docks in its zone of occupation as its share (which accounted for about a third of the total number of German docks). On the basis of these proposals, taking into account the Soviet requirements for the section of newly discovered ships, on May 31 of 1946, the Commission adopted Addendum No. 2 to the Final Report containing the 102 amendments. Taking into account finally separated port ships and floating craft, the USSR's share was - 790, Great Britain - 630 and the USA - 665 ships and vessels.

However, the work of the commission continued. Its final meeting in a modified composition (the American side was represented by Rear Admiral R. Shuirman, the English side was held by Captain N. Dickinson) on 28 June 1947 of the year. In the progress report, she recommended that her governments adopt Supplement No. 3 to the Final Report of December 6 on the 1945 of the year, which also contained 102 amendments.

In total, the commission held a plenary session of 31. 769 ships and ships were transferred to the Soviet Union, Great Britain - 621, USA - 665 ships and ships. In addition, the Soviet Union received 39 floats and 9 pontoons. England got 34 dock and 14 pontoons, USA - 40 docks and 15 pontoons. The Commission considered its work completed and recommended to its governments, after the approval of the final report, to dissolve it.

The fate of the former German ships and ships in the Soviet fleet was different. The cruiser "Nuremberg", known as the "Admiral Makarov", was in the fleet combat until 1957, after which it was reclassified into a training cruiser. The ship was decommissioned in the same year. Until about the mid-fifties, most destroyers and destroyers were in service. With the entry into service of new ships of domestic construction, they were withdrawn from service and re-formed into wholesale ships, floating ships, training ships.

Submarines were part of the fleet combat until the mid-fifties. Some of them have long been used as training stations. So, the former U-1064 served on the Baltic until 1974. One of the German boats in the 1957 was sunk during nuclear testing weapons (Incidentally, the cruiser Prince Eugen suffered the same fate in the US Navy). After a short service in the Navy, a significant part of the landing barges was transferred to the national economy. Most minesweepers were used for their intended purpose until the mid-second half of the 50-s. For a long time remained in the ranks of the mother ship. One of them, "Valdemar Kophamel", called "Kuban", as a floating point, lived to 1978 year. Not to mention the two training courts received by our country. These are the beautiful four-masted barges "Padua" and "Commodore Jensen", which received the names "Kruzenshtern" and "Sedov". On their account - participation in many expeditions and ocean regattas, wide international recognition.



Sources:
Kuznetsov N. The course to victory. M .: Voenizdat, 1987. C. 440-443.
Sanakoev S., Tsybulevsky B. Tehran - Yalta - Potsdam. M .: International Relations, 1970. C.172-186.
Patyanin S., Morozov M., Nagirnyak V. Krigsmarine. The Navy of the Third Reich. M .: Eksmo, 2009. C. 49-50, 55, 63-64.
Komarov A. End Krigsmarine // Sea collection. 1995. No.9. C. 76-82.
Sofronov T. Japanese and German warships transferred to the Soviet Union // News of the Irkutsk State University. 2014. T.7. With 140-145.
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. bbss
    bbss 16 November 2015 07: 35
    +4
    I was lucky to go to sea on board the "Kruzenshtern". It is a pity that the voyage was short.
  2. parusnik
    parusnik 16 November 2015 07: 55
    +8
    Thank you .. about the work of the commission, in various sources, I received fragmentary information .. and here the author, put all the puzzles ...
  3. Gomunkul
    Gomunkul 16 November 2015 09: 39
    +1
    Thanks to the author for the article. I would like to know more about ejection ships. because there is very little information about them on the Internet.
  4. _KM_
    _KM_ 16 November 2015 10: 53
    +1
    Great article, thanks. I allow myself to her 2 small clarifications:

    - "Prince Eugen" is actually "Prince Eugene". Everything from the fact that in German Prince Eugene of Savoy, after whom the cruiser is named, is spelled - Prinz Eugen.

    - The German "prince" had English and Austrian namesakes.
  5. xomaNN
    xomaNN 16 November 2015 11: 31
    +1
    I read with interest about material about the post-war division of the Germans. Navy. Poorly, poorly, but the post-war decade, captured German sides replenished the losses of our fleet. And for shipbuilders, gunsmiths, and instrumentationists, they became a source of experience.
    "Sedov" in Kronstadt stood at the KMOLZ next to our repair BOD "Kronstadt". Handsome!
  6. Engineer
    Engineer 16 November 2015 11: 33
    +3
    When the fleet was dividing, the British proposed to flood it, and Stalin said - "we will divide, and you can drown your part"
  7. marinier
    marinier 16 November 2015 11: 49
    +2
    Thanks to the author!
    In our question of the division of the German fleet, the mention is fleeting.
    writes, 4to a consensus was reached. Only this 4as comes to the thought of how
    Britons and Americans acted when they had an alternative look.
    They concealed much from us in Europe. Yes and this is not an exception.
  8. RPG_
    RPG_ 16 November 2015 12: 40
    +4
    I did not know that Kruzenshtern and Sedov are captured German ships. I was very surprised.
  9. Glot
    Glot 16 November 2015 13: 20
    0
    Submarines were part of the fleet also until the mid-fifties. Some of them have long been used as training stations. So, the former U-1064 served in the Baltic until 1974


    A friend of mine, called up for the Navy in 1988, and he got on a former German submarine. On which actually before the demobilization and sailed. She says they went to Kamran, and so on.
    So, if it’s not lying, then consider one of the German submarines to have survived until the collapse of the Union. Yes, he told me about this boat in 1992. The boat says good.
    1. Starina_hank
      Starina_hank 16 November 2015 17: 56
      +1
      He writes, however, a friend!
      1. Glot
        Glot 16 November 2015 19: 14
        0
        I do not know. What the hell was he lying to? But what he heard - he said. Bole has nothing to add. smile
  10. moskowit
    moskowit 16 November 2015 18: 38
    +1
    Only today I learned that the famous Soviet whaling flotilla "Slava" was created from part of the ships received under reparations.
  11. kvs207
    kvs207 16 November 2015 20: 49
    0
    Quote: parusnik
    .o the work of the commission, in various sources, received fragmentary information .. and here the author put all the puzzles ...

    Shirokorad has a book - The Great Contribution, which mentions the division of the German fleet.
  12. colotun
    colotun 17 November 2015 17: 46
    +1
    In the German port city of Kiel, our troops captured many unfinished ocean-going Hitler submarines of the latest (at that time) project. After the war, we completed them and introduced them into the submarine fleet. And at the time of the Cuban Caribbean crisis, the Soviet Union had more submarines than all other countries of the world combined. But then Khrushchev ordered them to be cut into scrap metal, like many other ships.

Как делили германский флот. Часть II

Как делили германский флот. Часть II


В Тройственной комиссии не прекращались споры о разделе тральщиков. Представители Великобритании настаивали на том, чтобы их распределить после окончания траления в Северном море, Английском канале и Датских проливах. Американцы соглашались оставить на этот срок причитающуюся им долю тральщиков, советская делегация требовала выделения своей доли немедленно, аргументируя это сложной минной обстановкой у побережья СССР. Этот аргумент признали убедительным.

Одновременно возникли разногласия по вопросу о мобилизованных траулерах, широко используемых в германском флоте в качестве сторожевых кораблей и тральщиков. Во время войны по чертежам траулеров строилась крупная серия судов типа КFК, изначально предназначавшихся для передачи ВМС. Тем не менее, англичане предлагали эти суда не делить. Советская делегация с этим не соглашалась, и при поддержке американцев в конце концов настояла на том, чтобы траулеры, построенные в период войны, признали подлежащим разделу имуществом.


В начале октября Технический подкомитет приступил к жеребьевке. Первыми были поделены тральщики, торпедные катера и десантные баржи. Разделенные на три группы корабли каждого из этих классов были внесены в списки, каждый из которых обозначался буквами X, Y и Z. В фуражку одного из участников заседания опускались свернутые бумажки с обозначением этих букв, и члены каждой из делегаций тянули жребий. Тройственная комиссия утвердила раздел кораблей этих классов 5 октября.

Длительные дискуссии возникли при разделе наиболее крупных из оставшихся немецких кораблей. Предстояло поделить два крейсера — тяжелый "Принц Ойген" и легкий "Нюрнберг", 13 эсминцев и 17 миноносцев. Советские и американские представители предлагали условно считать эсминцы и миноносцы равноценными кораблями, легкий крейсер приравнивать к трем, а тяжелый к шести эсминцам, и на этой основе, разбив корабли на группы, произвести жеребьевку. Англичане настаивали на передаче им "Принца Ойгена" без жеребьевки, аргументируя это тяжелыми потерями своего флота. Они же оспаривали и пропорции между кораблями этих классов, предлагая установить соотношения 1:2 и 1:4. Однако адмирал Левченко потребовал именно жеребьевки, указывая, что общие потери Советского Союза намного выше потерь союзников. 29 октября, после нескольких напряженных заседаний, раздел крейсеров и эсминцев наконец-то состоялся.

Как делили германский флот. Часть II


Как делили германский флот. Часть II


"Принц Ойген" достался американцам, на долю Великобритании пришлись лишь эсминцы и миноносцы, Советский Союз получил крейсер "Нюрнберг", 4 эсминца и 6 миноносцев.

Не менее острыми оказались дискуссии по поводу раздела вспомогательных судов. Англичане, откровенно затягивая решение, долго не предоставляли списки судов, затем вносили многочисленные поправки, отказывались от участия в разделе. Особенно непримиримую позицию они заняли в вопросе о портовых судах, плавкранах и плавдоках, настаивая, что они принадлежат не ВМС, а портам. В результате раздел портовых судов и плавсредств произвели условно, с передачей принятия окончательного решения правительствам трех держав. Что же касается плавдоков и понтонов, то, ввиду отказа английской делегации разделить их хотя бы условно, Тройственная комиссия ограничилась лишь составлением их общего списка.

При разделе вспомогательных судов произошел интересный эпизод, отчасти объяснявший упорство англичан. Советскому Союзу достался самый крупный немецкий танкер "Нордмарк". Однако выяснилось, что, не дожидаясь раздела, англичане уже приступили к его переоборудованию для своих нужд и, чтобы сохранить его за собой, передали СССР все доставшиеся им танкеры, 9 крупных буксиров и несколько десятков десантных барж.

Итоговый доклад Тройственная военно-морская комиссия подписала 6 декабря 1945 года. В него вошли рекомендации по разделу германского флота, портовых судов, плавсредств и плавдоков.

На долю Советского Союза при разделе германского флота пришлось 155 боевых кораблей и 499 вспомогательных судов. Возражения англичан не мешали СССР получить еще 100 судов. Доля Великобритании составила 545, США — 590 кораблей и судов. При условном разделе портовых судов и плавсредств Англии достались 99 и США — 101 судно.

Комиссия рекомендовала своим правительствам утвердить произведенный раздел и решить судьбу судов и плавсредств, по поводу которых договориться не удалось. Рекомендовалось продолжить поиск немецких кораблей и судов, судьба которых оставалась неизвестной (таких набралось несколько сотен) и по мере их обнаружения поручить их раздел старшим военно-морским начальник трех держав в Германии.

Корабли и суда категории С предлагалось разобрать или затопить на глубине не менее 100 м. Рекомендовалось также использовать их для обеспечения запчастями и снабжением кораблей и судов категорий А и В. Это относилось и к нераспределенным подводным лодкам. Затонувшие на мелководье корабли и суда, если они не мешали судоходству, разрешалось не поднимать, но было необходимо привести их в состояние непригодности, для восстановления в будущем. За все это несли ответственность те государства, в зоне оккупации или в территориальных водах которых находились указанные корабли и суда. Нераспределенные подводные лодки следовало уничтожить к 1 февраля 1946 года, а закончить уничтожение нераспределенных кораблей — к 15 мая 1947 года.

Распределенные между тремя державами корабли обеспечивались запчастями, запасами снабжения, вооружения и боезапасом (последний — два комплекта мирного времени) по нормам германского флота из тех зон оккупации, где они находились до распределения. В случае возникновения затруднении помощь со снабжением должны были оказать другие страны. То же касалось обеспечения технической документацией.

На этом Тройственная военно-морская комиссия посчитала свою задачу выполненной и просила свои правительства принять решение о ее роспуске.

Тем временем шла передача распределенных кораблей и судов. С советской стороны приемкой, комплектованием и переводом кораблей руководил командующий Кронштадтским морским оборонительным районом вице-адмирал Ю.Ф. Ралль. Передаваемые Советскому Союзу корабли сосредоточивались в Киле, оттуда переводились в Травемюнде, где готовились к окончательной передаче, и затем в составе конвоев следовали либо в Варнемюнде (более мелкие), либо в Свинемюнде. До этих пунктов перевод кораблей осуществлялся немецкими экипажами под контролем наших офицеров. В Варнемюнде и Свинемюнде корабли принимали наши экипажи, а немцы возвращались в английскую зону оккупации.

Первый конвой вышел из Травемюнде 25 октября. Советские представители постоянно констатировали, что корабли передаются в запущенном состоянии, не обеспечены запчастями, некоторые вспомогательные механизмы и аппаратура были сняты англичанами. Но, учитывая приближение зимы и то, что предназначенные СССР корабли на Западе эксплуатировались на износ, решили добиваться их скорейшей передачи. 24 ноября из Англии тремя группами вышли предназначенные СССР подводные лодки. При выходе одна из них получила повреждения и по предложению англичан ее заменили другой.

Как делили германский флот. Часть II


16 декабря началась подготовка к передаче крупных надводных кораблей, сосредоточенных в Вильгельмсгафене. 18 декабря на борт крейсера и эсминцев поднялись советские моряки. Корабли находились в запущенном состоянии, многое, как выяснилось, уже расхитили англичане. Подготовку к переходу вели немецкие рабочие и немецкие команды с помощью советских экипажей под наблюдением советских офицеров. Немцы, почувствовав к себе терпимое отношение наших моряков, что явилось для них приятным открытием, помогли вернуть на корабли многое из того, что сняли англичане. Из состава немецких экипажей и персонала верфи удалось подобрать добровольцев для службы у нас. С англичанами, несмотря на ряд серьезных разногласий, отношения оставались корректными. Перевод крупных кораблей осуществлялся несколькими группами в Лиепаю. Он начался 20 декабря 1945 года и завершился 6 февраля 1946 года.

История деятельности Тройственной военно-морской комиссии по разделу германского флота на этом, однако, не закончилась. По инициативе англичан в начале февраля 1946 года ее работа возобновилась. Поводом послужили многочисленные ошибки и неточности в списках разделенных кораблей: в ряде случаев был допущен двойной счет, некоторые корабли по их техническому состоянию не соответствовали категории и т.д. Всего предлагалось утвердить более 350 поправок.

Состав делегаций к тому времени существенно изменился. Советскую сторону по-прежнему возглавлял адмирал Г.И. Левченко, американскую — вице-адмирал Глассфорд, английскую — контр-адмирал В. Перри. Вновь создали Технический подкомитет, куда от советской стороны вошел капитан 2 ранга Н. Визиров. На заседании 16 февраля 1946 года американцы склонялись к предложениям англичан. Советская делегация, отстаивающая спорные 35 кораблей, готовилась обвинить британскую сторону, сведения которой легли в основу решений Тройственной комиссии, и считала, что компенсация должна производиться из ее доли.

Начались дебаты. К Главнокомандующему советскими войсками в Германии, Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову с жалобой на неуступчивость советских представителей обратился командующий британскими ВМС в Германии адмирал Барроу. Жуков предложил компромисс: пойти навстречу англичанам в вопросе о поправках, потребовав компенсации из числа вновь найденных кораблей и передачи портовых судов, раздел которых англичане продолжали оспаривать. Компромиссный план, предложенный советской стороной, предусматривал повторное инспектирование на местах, частичную компенсацию Советскому Союзу кораблей (в основном десантных барж) из английской доли. Эти предложения в целом были одобрены комиссией и легли в основу принятого 23 марта 1946 г. Дополнения №1 к Итоговому докладу комиссии от 6 декабря 1945 г., содержащего 366 поправок. Советский Союз при этом потерял 2 корабля, Англия — 41, США — 55.

Между тем, в различных портах обнаруживались все новые немецкие корабли и суда, естественно, не включенные в раздел. К концу мая 1946 г. их насчитывалось свыше 100 единиц. Англичане и американцы требовали распределить их пропорционально потерям сторон в результате принятия поправок к Итоговому докладу, советские представители — раздела на равные доли. После длительной дискуссии прошло советское предложение.

Как делили германский флот. Часть II


К этому времени представители Англии внесли новые предложения. При согласии СССР и США оставить из своих долей в английской зоне на условиях аренды или в виде временного пользования ряд судов, в которых остро нуждались англичане, правительство Великобритании снимало свои возражения против раздела портовых судов и плавдоков. При этом Советский Союз в качестве своей доли получал доки, находившиеся в его зоне оккупации (что составляло примерно треть от общего числа немецких доков). На основе этих предложений, с учетом советских требований по разделу вновь обнаруженных судов, 31 мая 1946 г. комиссия приняла Дополнение №2 к Итоговому докладу, содержащее 102 поправки. С учетом наконец-то разделенных портовых судов и плавсредств доля СССР составила — 790, Великобритании — 630 и США — 665 кораблей и судов.

Однако работа комиссии продолжалась. Ее итоговое заседание в измененном составе (американскую сторону представлял контр-адмирал Р. Шуирман, английскую — кэптен Н. Дикинсон) прошло 28 июня 1947 года. В отчете о проделанной работе она рекомендовала своим правительствам принять Дополнение №3 к Итоговому докладу от 6 декабря 1945 года, которое содержало еще 102 поправки.

Всего комиссия провела 31 пленарное заседание. Советскому Союзу передавалось 769 кораблей и судов, Великобритании — 621, США — 665 кораблей и судов. Помимо того, Советский Союз получил 39 плавдоков и 9 понтонов. Англии досталось 34 дока и 14 понтонов, США — 40 доков и 15 понтонов. Комиссия считала свою работу законченной и рекомендовала своим правительствам, после утверждения заключительного отчета, распустить ее.

По-разному сложилась судьба бывших германских кораблей и судов в советском флоте. Крейсер "Нюрнберг", получивший название "Адмирал Макаров", до 1957 г. находился в боевом составе флота, после чего его переклассифицировали в учебный крейсер. Корабль списан в том же году. Примерно до середины пятидесятых годов находилось в строю большинство эсминцев и миноносцев. По мере вступления в строй новых кораблей отечественной постройки они выводились из боевого состава и переформировывались в оптовые суда, плавказармы, учебные суда.

Подводные лодки входили в боевой состав флота также до середины пятидесятых. Некоторые из них долго использовались в качестве учебно-тренировочных станций. Так, бывшая U-1064 прослужила на Балтике до 1974 г. Одна из немецких лодок в 1957 году была потоплена во время испытаний ядерного оружия (кстати, такая же судьба в американском флоте постигла крейсер "Принц Ойген"). Значительную часть десантных барж после недолгой службы в составе ВМФ передали в народное хозяйство. Большинство тральщиков использовалось по прямому назначению до середины-второй половины 50-х годов. Долго оставались в строю плавбазы. Одна из них, "Вальдемар Копхамель", получившая название "Кубань", в качестве плавказармы дожила до 1978 года. Нельзя не упомянуть о двух учебных судах, полученных нашей страной. Это прекрасные четырехмачтовые барки "Падуя" и "Коммодор Енсен", получившие имена "Крузенштерн" и "Седов". На их счету — участие во многих экспедициях и океанских регатах, широкое международное признание.

Как делили германский флот. Часть II


Источники:
Кузнецов Н. Курсом к победе. М.: Воениздат, 1987. С. 440-443.
Санакоев Ш., Цыбулевский Б. Тегеран — Ялта — Потсдам. М.: Международные отношения, 1970. С.172-186.
Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха. М.: Эксмо, 2009. С. 49-50, 55, 63-64.
Комаров А. Конец Кригсмарине // Морской сборник. 1995. №9. С. 76-82.
Софронов Т. Японские и германские военные корабли, переданные Советскому Союзу // Известия Иркутского государственного университета. 2014. Т.7. С 140-145.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. bbss 16 ноября 2015 07:35
    Посчастливилось выходить в море на борту "Крузенштерна". Жаль, что короткое было плавание.
  2. parusnik 16 ноября 2015 07:55
    Спасибо..о работе комиссии, в разных источниках,получал отрывочные сведения..а тут автор, сложил все пазлы...
  3. Gomunkul 16 ноября 2015 09:39
    Автору, спасибо за статью. Хотелось бы побольше узнать о катапультных кораблях. т.к. в интернете о них очень мало сведений.
  4. _КМ_ 16 ноября 2015 10:53
    Отличная статья, спасибо. Позволю себе к ней 2 небольших уточнения:

    - "Принц Ойген" на самом деле "Принц Евгений". Все от того, что по-немецки принц Евгений Савойский, в честь которого назван крейсер, пишется - Prinz Eugen.

    - Немецкий "принц" имел английского и австрийского тезок.
  5. xomaNN 16 ноября 2015 11:31
    С интересом прочитал о материал о послевоенном разделе герм. ВМФ. Худо -бедно , но послевоенное десятилетие трофейные немецкие борта восполнили потери нашего флота. И для кораблестроителей, оружейников и прибористов стали источником опыта.
    "Седов" в Кронштадте стоял на КМОЛЗе рядом с нашим ремонтным БПК "Кронштадт". Красавец!
  6. Инжeнeр 16 ноября 2015 11:33
    Когда делили флот, англичане предложили его затопить, а Сталин сказал - "разделим, и свою часть можете топить"
  7. marinier 16 ноября 2015 11:49
    Автору спасибо!
    У нас в вопросе раздела флота германии упоминание мимолетное.И в заклу4ение
    пишетси,4то был достигнут консенсунс.Толко сей4ас приходиш к мысли, как
    бриты и американцы поступали,когда имееш алтернативный взглиад.
    Многое от нас в европе утаивали.Да и сей4ас не исклу4ение.
  8. RPG_ 16 ноября 2015 12:40
    Не знал что Крузенштерн и Седов это трофейные немецкие суда. Был сильно удивлен.
  9. Glot 16 ноября 2015 13:20
    Подводные лодки входили в боевой состав флота также до середины пятидесятых. Некоторые из них долго использовались в качестве учебно-тренировочных станций. Так, бывшая U-1064 прослужила на Балтике до 1974 г


    Один мой знакомый, призвался в ВМФ в 1988 году, и попал он на бывшую немецкую подлодку. На коей собственно до дембеля и плавал. В Камрань говорит на ней ходили, и тп..
    Так что, если не врёт, то считайте до развала Союза одно из немецких субмарин точно дожила благополучно. Да, рассказывал он мне про эту лодку в 1992 году. Хорошая говорит лодка была.
    1. Starina_Hank 16 ноября 2015 17:56
      Сочиняет однако знакомый!
      1. Glot 16 ноября 2015 19:14
        Не знаю. На кой болт ему было врать ? Но, что слышал - то рассказал. Боле добавить нечего. smile
  10. moskowit 16 ноября 2015 18:38
    Только сегодня узнал, что знаменитая советская китобойная флотилия "Слава" была создана из части судов, полученных по репарациям.
  11. kvs207 16 ноября 2015 20:49
    Цитата: parusnik
    .о работе комиссии, в разных источниках,получал отрывочные сведения..а тут автор, сложил все пазлы...

    У Широкорада, есть книга - Великая контрибуция, где упоминается о разделении немецкого флота.
  12. colotun 17 ноября 2015 17:46
    В немецком городе-порту Киле наши войска захватили много недостроенных гитлеровских подводных лодок океанского класса новейшего (на то время) проекта. После войны мы их достроили и ввели в состав подводного флота. И на момент кубинского карибского кризиса у Советского Союза было больше подводных лодок, чем у всех других стран мира, вместе взятых . Но потом Хрущев их приказал порезать на металлолом, как и много других кораблей.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня