Как делили германский флот. Часть II

12


В Тройственной комиссии не прекращались споры о разделе тральщиков. Представители Великобритании настаивали на том, чтобы их распределить после окончания траления в Северном море, Английском канале и Датских проливах. Американцы соглашались оставить на этот срок причитающуюся им долю тральщиков, советская делегация требовала выделения своей доли немедленно, аргументируя это сложной минной обстановкой у побережья СССР. Этот аргумент признали убедительным.

Одновременно возникли разногласия по вопросу о мобилизованных траулерах, широко используемых в германском флоте в качестве сторожевых кораблей и тральщиков. Во время войны по чертежам траулеров строилась крупная серия судов типа КFК, изначально предназначавшихся для передачи ВМС. Тем не менее, англичане предлагали эти суда не делить. Советская делегация с этим не соглашалась, и при поддержке американцев в конце концов настояла на том, чтобы траулеры, построенные в период войны, признали подлежащим разделу имуществом.

В начале октября Технический подкомитет приступил к жеребьевке. Первыми были поделены тральщики, торпедные катера и десантные баржи. Разделенные на три группы корабли каждого из этих классов были внесены в списки, каждый из которых обозначался буквами X, Y и Z. В фуражку одного из участников заседания опускались свернутые бумажки с обозначением этих букв, и члены каждой из делегаций тянули жребий. Тройственная комиссия утвердила раздел кораблей этих классов 5 октября.

Длительные дискуссии возникли при разделе наиболее крупных из оставшихся немецких кораблей. Предстояло поделить два крейсера — тяжелый "Принц Ойген" и легкий "Нюрнберг", 13 эсминцев и 17 миноносцев. Советские и американские представители предлагали условно считать эсминцы и миноносцы равноценными кораблями, легкий крейсер приравнивать к трем, а тяжелый к шести эсминцам, и на этой основе, разбив корабли на группы, произвести жеребьевку. Англичане настаивали на передаче им "Принца Ойгена" без жеребьевки, аргументируя это тяжелыми потерями своего флота. Они же оспаривали и пропорции между кораблями этих классов, предлагая установить соотношения 1:2 и 1:4. Однако адмирал Левченко потребовал именно жеребьевки, указывая, что общие потери Советского Союза намного выше потерь союзников. 29 октября, после нескольких напряженных заседаний, раздел крейсеров и эсминцев наконец-то состоялся.



Как делили германский флот. Часть II


"Принц Ойген" достался американцам, на долю Великобритании пришлись лишь эсминцы и миноносцы, Советский Союз получил крейсер "Нюрнберг", 4 эсминца и 6 миноносцев.

Не менее острыми оказались дискуссии по поводу раздела вспомогательных судов. Англичане, откровенно затягивая решение, долго не предоставляли списки судов, затем вносили многочисленные поправки, отказывались от участия в разделе. Особенно непримиримую позицию они заняли в вопросе о портовых судах, плавкранах и плавдоках, настаивая, что они принадлежат не ВМС, а портам. В результате раздел портовых судов и плавсредств произвели условно, с передачей принятия окончательного решения правительствам трех держав. Что же касается плавдоков и понтонов, то, ввиду отказа английской делегации разделить их хотя бы условно, Тройственная комиссия ограничилась лишь составлением их общего списка.

При разделе вспомогательных судов произошел интересный эпизод, отчасти объяснявший упорство англичан. Советскому Союзу достался самый крупный немецкий танкер "Нордмарк". Однако выяснилось, что, не дожидаясь раздела, англичане уже приступили к его переоборудованию для своих нужд и, чтобы сохранить его за собой, передали СССР все доставшиеся им танкеры, 9 крупных буксиров и несколько десятков десантных барж.

Итоговый доклад Тройственная военно-морская комиссия подписала 6 декабря 1945 года. В него вошли рекомендации по разделу германского флота, портовых судов, плавсредств и плавдоков.

На долю Советского Союза при разделе германского флота пришлось 155 боевых кораблей и 499 вспомогательных судов. Возражения англичан не мешали СССР получить еще 100 судов. Доля Великобритании составила 545, США — 590 кораблей и судов. При условном разделе портовых судов и плавсредств Англии достались 99 и США — 101 судно.

Комиссия рекомендовала своим правительствам утвердить произведенный раздел и решить судьбу судов и плавсредств, по поводу которых договориться не удалось. Рекомендовалось продолжить поиск немецких кораблей и судов, судьба которых оставалась неизвестной (таких набралось несколько сотен) и по мере их обнаружения поручить их раздел старшим военно-морским начальник трех держав в Германии.

Корабли и суда категории С предлагалось разобрать или затопить на глубине не менее 100 м. Рекомендовалось также использовать их для обеспечения запчастями и снабжением кораблей и судов категорий А и В. Это относилось и к нераспределенным подводным лодкам. Затонувшие на мелководье корабли и суда, если они не мешали судоходству, разрешалось не поднимать, но было необходимо привести их в состояние непригодности, для восстановления в будущем. За все это несли ответственность те государства, в зоне оккупации или в территориальных водах которых находились указанные корабли и суда. Нераспределенные подводные лодки следовало уничтожить к 1 февраля 1946 года, а закончить уничтожение нераспределенных кораблей — к 15 мая 1947 года.

Распределенные между тремя державами корабли обеспечивались запчастями, запасами снабжения, вооружения и боезапасом (последний — два комплекта мирного времени) по нормам германского флота из тех зон оккупации, где они находились до распределения. В случае возникновения затруднении помощь со снабжением должны были оказать другие страны. То же касалось обеспечения технической документацией.

На этом Тройственная военно-морская комиссия посчитала свою задачу выполненной и просила свои правительства принять решение о ее роспуске.

Тем временем шла передача распределенных кораблей и судов. С советской стороны приемкой, комплектованием и переводом кораблей руководил командующий Кронштадтским морским оборонительным районом вице-адмирал Ю.Ф. Ралль. Передаваемые Советскому Союзу корабли сосредоточивались в Киле, оттуда переводились в Травемюнде, где готовились к окончательной передаче, и затем в составе конвоев следовали либо в Варнемюнде (более мелкие), либо в Свинемюнде. До этих пунктов перевод кораблей осуществлялся немецкими экипажами под контролем наших офицеров. В Варнемюнде и Свинемюнде корабли принимали наши экипажи, а немцы возвращались в английскую зону оккупации.

Первый конвой вышел из Травемюнде 25 октября. Советские представители постоянно констатировали, что корабли передаются в запущенном состоянии, не обеспечены запчастями, некоторые вспомогательные механизмы и аппаратура были сняты англичанами. Но, учитывая приближение зимы и то, что предназначенные СССР корабли на Западе эксплуатировались на износ, решили добиваться их скорейшей передачи. 24 ноября из Англии тремя группами вышли предназначенные СССР подводные лодки. При выходе одна из них получила повреждения и по предложению англичан ее заменили другой.



16 декабря началась подготовка к передаче крупных надводных кораблей, сосредоточенных в Вильгельмсгафене. 18 декабря на борт крейсера и эсминцев поднялись советские моряки. Корабли находились в запущенном состоянии, многое, как выяснилось, уже расхитили англичане. Подготовку к переходу вели немецкие рабочие и немецкие команды с помощью советских экипажей под наблюдением советских офицеров. Немцы, почувствовав к себе терпимое отношение наших моряков, что явилось для них приятным открытием, помогли вернуть на корабли многое из того, что сняли англичане. Из состава немецких экипажей и персонала верфи удалось подобрать добровольцев для службы у нас. С англичанами, несмотря на ряд серьезных разногласий, отношения оставались корректными. Перевод крупных кораблей осуществлялся несколькими группами в Лиепаю. Он начался 20 декабря 1945 года и завершился 6 февраля 1946 года.

История деятельности Тройственной военно-морской комиссии по разделу германского флота на этом, однако, не закончилась. По инициативе англичан в начале февраля 1946 года ее работа возобновилась. Поводом послужили многочисленные ошибки и неточности в списках разделенных кораблей: в ряде случаев был допущен двойной счет, некоторые корабли по их техническому состоянию не соответствовали категории и т.д. Всего предлагалось утвердить более 350 поправок.

Состав делегаций к тому времени существенно изменился. Советскую сторону по-прежнему возглавлял адмирал Г.И. Левченко, американскую — вице-адмирал Глассфорд, английскую — контр-адмирал В. Перри. Вновь создали Технический подкомитет, куда от советской стороны вошел капитан 2 ранга Н. Визиров. На заседании 16 февраля 1946 года американцы склонялись к предложениям англичан. Советская делегация, отстаивающая спорные 35 кораблей, готовилась обвинить британскую сторону, сведения которой легли в основу решений Тройственной комиссии, и считала, что компенсация должна производиться из ее доли.

Начались дебаты. К Главнокомандующему советскими войсками в Германии, Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову с жалобой на неуступчивость советских представителей обратился командующий британскими ВМС в Германии адмирал Барроу. Жуков предложил компромисс: пойти навстречу англичанам в вопросе о поправках, потребовав компенсации из числа вновь найденных кораблей и передачи портовых судов, раздел которых англичане продолжали оспаривать. Компромиссный план, предложенный советской стороной, предусматривал повторное инспектирование на местах, частичную компенсацию Советскому Союзу кораблей (в основном десантных барж) из английской доли. Эти предложения в целом были одобрены комиссией и легли в основу принятого 23 марта 1946 г. Дополнения №1 к Итоговому докладу комиссии от 6 декабря 1945 г., содержащего 366 поправок. Советский Союз при этом потерял 2 корабля, Англия — 41, США — 55.

Между тем, в различных портах обнаруживались все новые немецкие корабли и суда, естественно, не включенные в раздел. К концу мая 1946 г. их насчитывалось свыше 100 единиц. Англичане и американцы требовали распределить их пропорционально потерям сторон в результате принятия поправок к Итоговому докладу, советские представители — раздела на равные доли. После длительной дискуссии прошло советское предложение.



К этому времени представители Англии внесли новые предложения. При согласии СССР и США оставить из своих долей в английской зоне на условиях аренды или в виде временного пользования ряд судов, в которых остро нуждались англичане, правительство Великобритании снимало свои возражения против раздела портовых судов и плавдоков. При этом Советский Союз в качестве своей доли получал доки, находившиеся в его зоне оккупации (что составляло примерно треть от общего числа немецких доков). На основе этих предложений, с учетом советских требований по разделу вновь обнаруженных судов, 31 мая 1946 г. комиссия приняла Дополнение №2 к Итоговому докладу, содержащее 102 поправки. С учетом наконец-то разделенных портовых судов и плавсредств доля СССР составила — 790, Великобритании — 630 и США — 665 кораблей и судов.

Однако работа комиссии продолжалась. Ее итоговое заседание в измененном составе (американскую сторону представлял контр-адмирал Р. Шуирман, английскую — кэптен Н. Дикинсон) прошло 28 июня 1947 года. В отчете о проделанной работе она рекомендовала своим правительствам принять Дополнение №3 к Итоговому докладу от 6 декабря 1945 года, которое содержало еще 102 поправки.

Всего комиссия провела 31 пленарное заседание. Советскому Союзу передавалось 769 кораблей и судов, Великобритании — 621, США — 665 кораблей и судов. Помимо того, Советский Союз получил 39 плавдоков и 9 понтонов. Англии досталось 34 дока и 14 понтонов, США — 40 доков и 15 понтонов. Комиссия считала свою работу законченной и рекомендовала своим правительствам, после утверждения заключительного отчета, распустить ее.

По-разному сложилась судьба бывших германских кораблей и судов в советском флоте. Крейсер "Нюрнберг", получивший название "Адмирал Макаров", до 1957 г. находился в боевом составе флота, после чего его переклассифицировали в учебный крейсер. Корабль списан в том же году. Примерно до середины пятидесятых годов находилось в строю большинство эсминцев и миноносцев. По мере вступления в строй новых кораблей отечественной постройки они выводились из боевого состава и переформировывались в оптовые суда, плавказармы, учебные суда.

Подводные лодки входили в боевой состав флота также до середины пятидесятых. Некоторые из них долго использовались в качестве учебно-тренировочных станций. Так, бывшая U-1064 прослужила на Балтике до 1974 г. Одна из немецких лодок в 1957 году была потоплена во время испытаний ядерного оружия (кстати, такая же судьба в американском флоте постигла крейсер "Принц Ойген"). Значительную часть десантных барж после недолгой службы в составе ВМФ передали в народное хозяйство. Большинство тральщиков использовалось по прямому назначению до середины-второй половины 50-х годов. Долго оставались в строю плавбазы. Одна из них, "Вальдемар Копхамель", получившая название "Кубань", в качестве плавказармы дожила до 1978 года. Нельзя не упомянуть о двух учебных судах, полученных нашей страной. Это прекрасные четырехмачтовые барки "Падуя" и "Коммодор Енсен", получившие имена "Крузенштерн" и "Седов". На их счету — участие во многих экспедициях и океанских регатах, широкое международное признание.



Источники:
Кузнецов Н. Курсом к победе. М.: Воениздат, 1987. С. 440-443.
Санакоев Ш., Цыбулевский Б. Тегеран — Ялта — Потсдам. М.: Международные отношения, 1970. С.172-186.
Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха. М.: Эксмо, 2009. С. 49-50, 55, 63-64.
Комаров А. Конец Кригсмарине // Морской сборник. 1995. №9. С. 76-82.
Софронов Т. Японские и германские военные корабли, переданные Советскому Союзу // Известия Иркутского государственного университета. 2014. Т.7. С 140-145.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    16 ноября 2015 07:35
    Посчастливилось выходить в море на борту "Крузенштерна". Жаль, что короткое было плавание.
  2. +8
    16 ноября 2015 07:55
    Спасибо..о работе комиссии, в разных источниках,получал отрывочные сведения..а тут автор, сложил все пазлы...
  3. +1
    16 ноября 2015 09:39
    Автору, спасибо за статью. Хотелось бы побольше узнать о катапультных кораблях. т.к. в интернете о них очень мало сведений.
  4. +1
    16 ноября 2015 10:53
    Отличная статья, спасибо. Позволю себе к ней 2 небольших уточнения:

    - "Принц Ойген" на самом деле "Принц Евгений". Все от того, что по-немецки принц Евгений Савойский, в честь которого назван крейсер, пишется - Prinz Eugen.

    - Немецкий "принц" имел английского и австрийского тезок.
  5. +1
    16 ноября 2015 11:31
    С интересом прочитал о материал о послевоенном разделе герм. ВМФ. Худо -бедно , но послевоенное десятилетие трофейные немецкие борта восполнили потери нашего флота. И для кораблестроителей, оружейников и прибористов стали источником опыта.
    "Седов" в Кронштадте стоял на КМОЛЗе рядом с нашим ремонтным БПК "Кронштадт". Красавец!
  6. +3
    16 ноября 2015 11:33
    Когда делили флот, англичане предложили его затопить, а Сталин сказал - "разделим, и свою часть можете топить"
  7. +2
    16 ноября 2015 11:49
    Автору спасибо!
    У нас в вопросе раздела флота германии упоминание мимолетное.И в заклу4ение
    пишетси,4то был достигнут консенсунс.Толко сей4ас приходиш к мысли, как
    бриты и американцы поступали,когда имееш алтернативный взглиад.
    Многое от нас в европе утаивали.Да и сей4ас не исклу4ение.
  8. +4
    16 ноября 2015 12:40
    Не знал что Крузенштерн и Седов это трофейные немецкие суда. Был сильно удивлен.
  9. 0
    16 ноября 2015 13:20
    Подводные лодки входили в боевой состав флота также до середины пятидесятых. Некоторые из них долго использовались в качестве учебно-тренировочных станций. Так, бывшая U-1064 прослужила на Балтике до 1974 г


    Один мой знакомый, призвался в ВМФ в 1988 году, и попал он на бывшую немецкую подлодку. На коей собственно до дембеля и плавал. В Камрань говорит на ней ходили, и тп..
    Так что, если не врёт, то считайте до развала Союза одно из немецких субмарин точно дожила благополучно. Да, рассказывал он мне про эту лодку в 1992 году. Хорошая говорит лодка была.
    1. +1
      16 ноября 2015 17:56
      Сочиняет однако знакомый!
      1. 0
        16 ноября 2015 19:14
        Не знаю. На кой болт ему было врать ? Но, что слышал - то рассказал. Боле добавить нечего. smile
  10. +1
    16 ноября 2015 18:38
    Только сегодня узнал, что знаменитая советская китобойная флотилия "Слава" была создана из части судов, полученных по репарациям.
  11. 0
    16 ноября 2015 20:49
    Цитата: parusnik
    .о работе комиссии, в разных источниках,получал отрывочные сведения..а тут автор, сложил все пазлы...

    У Широкорада, есть книга - Великая контрибуция, где упоминается о разделении немецкого флота.
  12. +1
    17 ноября 2015 17:46
    В немецком городе-порту Киле наши войска захватили много недостроенных гитлеровских подводных лодок океанского класса новейшего (на то время) проекта. После войны мы их достроили и ввели в состав подводного флота. И на момент кубинского карибского кризиса у Советского Союза было больше подводных лодок, чем у всех других стран мира, вместе взятых . Но потом Хрущев их приказал порезать на металлолом, как и много других кораблей.