Проект летательного аппарата Grasshopper: «Реактивный ранец Эда Курчевски»

В рамках программы Grasshopper («Кузнечик») американская компания Thiokol Chemical Corporation, а именно ее подразделение Reaction Motors, разработала несколько вариантов персональных летательных аппаратов, которые можно отнести к категории реактивных ранцев. Стремясь выполнить заказ вооруженных сил, команда инженеров во главе с Александером Бором и Харри Бердеттом-младшим разработала, построила и испытала три аппарата разной конфигурации, имевшие одинаковые цели. Следует отметить, что ни один из проектов программы «Кузнечик» так и не дал ожидаемых результатов. Тем не менее, все эти разработки достойны внимания, поскольку прекрасно демонстрируют энтузиазм и находчивость изобретателей.

30 июня 1958 года журнал Life опубликовал фотографии перспективного персонального летательного аппарата, который в это время разрабатывался фирмой «Тиокол». Журналистов издания пригласили понаблюдать за испытаниями нового реактивного ранца, разработанного в рамках программы Grasshopper. Пилотом-испытателем этого аппарата был Эд Курчевски. В дальнейшем этот факт внес некоторую путаницу. В ряде источников очередной вариант аппарата Grasshopper именуется «реактивным ранцем Эда Курчевски». Тем не менее, этот человек только испытывал новое изделие, тогда как его созданием занимались Александер Бор, Харри Бердетт, Рэй Уич и другие специалисты Reaction Motors.

Проект летательного аппарата Grasshopper: «Реактивный ранец Эда Курчевски»
Эд Курчевски и аппарат Grasshopper. Фото Life / 477768.livejournal.com



Целью всех проектов программы Grasshopper было создание персонального летательного аппарата для армии. Это устройство должно было повышать мобильность солдата на поле боя, тем самым увеличивая боеспособность войск. Фирмой Thiokol были предложены три варианта подобных систем, отличавшиеся друг от друга компоновкой, способом работы и другими особенностями. «Ранец Курчевского» стал одной из самых последних и по этой причине совершенных разработок программы.

Как следует из имеющихся данных, прототип системы Grasshopper, запечатленный фотокорреспондентом журнала Life, был изготовлен весной 1958 года, а в начале лета стартовали его испытания. Аппарат имел крайне простую конструкцию, из-за чего его изготовление, по-видимому, не было связано с серьезными трудностями.

Основным элементом конструкции нового реактивного ранца стала опорная платформа с мягкой подушкой и креплениями для специального оборудования. Подушка обеспечивала правильное распределение веса конструкции и комфортную работу пилота. Кроме того, на ней имелась ременная система, фиксировавшая аппарат на теле пилота. В отличие от других разработок Бора и Бердетта, «ранец Курчевского» имел полноценную страховочную систему с плечевыми лямками, грудной стяжкой и петлями для ног.

Проект летательного аппарата Grasshopper: «Реактивный ранец Эда Курчевски»
Перерыв в испытаниях. Специалисты закачивают азот в баллоны. Фото Life / 477768.livejournal.com


Сзади на раме закрепили три баллона для сжатого газа и систему труб. Не предъявляя особые требования к конструкции аппарата, авторы проекта установили три баллона горизонтально и закрепили их на своем месте при помощи металлических стяжек. Кроме того, некоторую жесткость конструкции придавали трубы, связанные с баллонами.

Горловины баллона располагались слева (относительно пилота). С ними был связан общий трубопровод, задачей которого была передача сжатого газа из баллонов к соплам. Средний баллон имел дополнительную горловину, на которой предусмотрели короткую трубку для заправки сжатым газом. Через общий трубопровод газ из среднего баллона при заправке должен был поступать в две другие емкости.

Вертикальный трубопровод, соединявший три горловины, опускался вниз и, изгибаясь, стыковался с сопловым аппаратом. Последний представлял собой пару изогнутых горизонтальных трубок. Одним концом они соединялись с тройником и основным трубопроводом, на двух других располагались сопла. Для большей жесткости конструкции эти трубки при помощи пары тяг соединялись с опорной рамой. Сопла выполнили в виде вертикальных трубчатых агрегатов с выходными патрубками в нижней части. Кроме того, в основных трубках сопел имелись клапаны, перекрывавшие выход газа. При подаче сжатого газа патрубки-сопла должны были создавать реактивную тягу.

Проект летательного аппарата Grasshopper: «Реактивный ранец Эда Курчевски»
Подготовка к взлету-прыжку. Фото Life / Goodreads.com


Аппарат Grasshopper получил крайне простую систему управления. Поскольку главной его задачей была проверка самой возможности взлета при помощи «реактивного ранца», система управления обеспечивала только открытие и закрытие клапанов в сопловых аппаратах. Таким образом, аппарат мог только взлетать и садиться или обеспечивать иные простые перемещения. Сложное маневрирование было невозможным, однако это и не требовалось.

Пульт управления был выполнен в виде небольшой трубки с кнопкой, умещающейся в руке. Пульт соединялся с реактивным ранцем при помощи проводов (по другим данным, тросом дистанционного управления). При нажатии на единственную кнопку клапаны сопловых аппаратов открывались и пропускали газ, что позволяло пилоту подняться в воздух.

Аппарат получился сравнительно компактным и легким. Его вес не превышал 55 фунтов (чуть менее 25 кг), что облегчало переноску и использование. Упрощение конструкции, такое как применение стяжек для крепежа баллонов, позволило сэкономить вес и тем самым в определенной мере повысить характеристики.

Проект летательного аппарата Grasshopper: «Реактивный ранец Эда Курчевски»
Прыжок. Сжатый газ поднял облако пыли. Фото Life / Goodreads.com


Летательный аппарат, испытывавшийся летом 1958 года, должен был использовать сжатый азот. Этот газ под давлением закачивался в три баллона и должен был обеспечивать приемлемую тягу. Открывая и закрывая клапаны сопловых аппаратов, пилот мог регулировать тягу и совершать длинные прыжки или небольшие полеты.

Во время испытаний Эд Курчевски использовал сравнительно простую защитную экипировку. Для проведения полетов он надевал шлем и защитные очки, комбинезон, перчатки и высокие рабочие ботинки. Иная защита не требовалась. Если бы аппарат Grasshopper дошел до серийного производства и поставок в армию, солдаты-пилоты могли бы обходиться только штатным обмундированием, не нуждаясь в особых средствах защиты или ином оснащении.

Испытания стартовали в начале лета 1958 года. Для их проведения авторам проекта приходилось по несколько раз в день заправлять баллоны газом и проверять работоспособность всех систем. Пилот-испытатель Э. Курчевский, в свою очередь, осваивал управление аппаратом и учился использовать его на разных режимах. К середине июня того же года специалисты компании Reaction Motors перешли к испытаниям на открытых площадках.

Проект летательного аппарата Grasshopper: «Реактивный ранец Эда Курчевски»
Эд Курчевски в полете. Фото Life / 477768.livejournal.com


В подобных выездных испытаниях Э. Курчевски проверял аппарат Grasshopper в разных районах и на разном ландшафте. Проводились кратковременные низковысотные подлеты, скоростные пробежки с использованием реактивной тяги, прыжки большой длины и т.д. За счет правильной работы с кнопкой управления клапанами пилот мог регулировать тягу двигателя и время его непрерывной работы. В ходе испытаний удавалось на несколько секунд подниматься на высоту около 4 футов (1,2 м), перепрыгивать достаточно широкие препятствия и выполнять иные «упражнения». Максимальная ширина пересекаемой водной преграды достигала 8 метров.

Несмотря на все успехи, испытания «Реактивного ранца Курчевского» сопровождались некоторыми неудачами. Кроме того, они позволили выявить принципиально неустранимые недостатки. Так, журнал Life рассказывал, что использование аппарата могло приводить к травмам. В ходе демонстрационных испытаний, на которых присутствовали журналисты, Э. Курчевски, перепрыгнул ручей, но неудачно приземлился на противоположный берег и получил несколько синяков. Иные способы применения ранца так же могли привести к получению тех или иных травм.

Предложенный персональный летательный аппарат имел и другой недостаток. Три баллона не отличались большой емкостью, из-за чего запас сжатого газа оставлял желать лучшего. Полный расход имеющегося «топлива» обеспечивал лишь небольшой подлет в течение считанных секунд. С такими же проблемами испытатель сталкивался при попытке перепрыгнуть широкое препятствие или пробежать с высокой скоростью.

Проект летательного аппарата Grasshopper: «Реактивный ранец Эда Курчевски»
Эд Курчевски в полете. Фото Life / 477768.livejournal.com


Повысить основные характеристики изделия Grasshopper, не внедряя кардинально новые идеи, можно было только путем увеличения емкости баллонов. Тем не менее, это привело бы к росту веса конструкции с соответствующими последствиями для летных данных. Иными словами, прирост тяги или увеличение емкости баллонов полностью «съедались» ростом веса аппарата. Подобный способ модернизации явно не имел перспектив.

Проекты реактивных ранцев компании Thiokol Chemical Corporation / Reaction Motors привлекли внимание журналистов из разных изданий. В течение 1958 года появились несколько статей о программе Grasshopper и трех летательных аппаратах, созданных в ее рамках. О перспективных разработках команды А. Бора и Х. Бердетта писали издания Life, Popular Science и т.д. Заметка о проекте появилась даже в спортивном журнале Sports Illustrated. Однако со временем ажиотаж спал. Специалисты из «Тиокол» говорили о больших перспективах собственных разработок, но в течение нескольких месяцев не смогли подтвердить свои слова делом.

Уже в конце 1958 года (по другим данным, в 1959 г.) специалисты военного ведомства ознакомились с результатами программы Grasshopper. Три проекта от Reaction Motors выглядели многообещающе, однако подробное их рассмотрение заставило военных закрыть проект. Причиной этого стали низкие характеристики всех трех разработанных систем, а также невозможность их повышения до приемлемого уровня без кардинальной переработки проектов.

Проект летательного аппарата Grasshopper: «Реактивный ранец Эда Курчевски»
Прыжок через ручей. Фото Popular Science


Проверки трех аппаратов, в том числе «Реактивного ранца Эда Курчевски», наглядно показали бессмысленность использования сжатого газа. Такое «топливо» давало недостаточную тягу и расходовалось слишком быстро. На одной заправке газом, в самом лучшем случае, пилот мог сделать лишь несколько длинных прыжков или подняться на одно препятствие высотой не более пары метров. Кроме того, ранец с подобными характеристиками весил несколько десятков килограммов. В результате такой аппарат не улучшал подвижность солдата на поле боя, и даже заметно портил ее. Естественно, армия не могла заказать подобную технику.

За считанные месяцы команда инженеров под руководством Александера Бора и Харри Бердетта-младшего создала три варианта перспективных персональных летательных аппаратов, которые могли пойти в серию и поступить на вооружение американской армии. Тем не менее, ни одна из этих разработок не смогла заинтересовать заказчика. Специалисты предлагали использовать в качестве источника энергии сжатый азот, который, как выяснилось в ходе испытаний, не обеспечивал требуемые характеристики. Как следствие, все летательные аппараты проекта «Кузнечик» не смогли устроить военных.

Претерпев неудачу с тремя проектами и получив отказ военного ведомства, компания Thiokol / Reaction Motors прекратила все работы по тематике реактивных ранцев или иных персональных летательных аппаратов, и развитие этого направления продолжилось без нее. Все изготовленные образцы отправились на склад за ненадобностью. Дальнейшая судьба этих уникальных изделий неизвестна.


По материалам:
http://goodreads.com/
http://theverge.com/
http://477768.livejournal.com/
Montadon M. Jetpack Dreams: One Man's Up and Down (but Mostly Down) Search for the Greatest Invention That Never Was. Da Capo Press, 2008
Jet-propelled Grasshopper. Life. 1958, №26, June 30
Man's First Leap Toward Free Flight. Popular Science. 1958, №12
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. marinier 17 ноября 2015 10:08
    Здраствуйте Увазаемые!
    Про4итал,хотел-бы поделитсиа своими мыслиами.На мой взглиад,новшество
    еше сыровато,требует доработок и уиазвимо,особено в зоне боевых действий.
    На мой взглиад болше бы пригодилсиа спасателиам,да и вообше гразданским.
    С Увазением к Вам!
    1. 31rus 17 ноября 2015 21:59
      Несогласен с вами ,такие аппараты ,сделанные на других принципах и с современными технологиями имели бы хорошие перспективы именно для армии,главная задача увеличения мобильности,преодоление трудно проходимых участков и т.д,пусть не революция,но картина боя серьезно поменялась бы (пример взлет из-за припятсвия бойца с гранатометом,поражает танк в башню и быстро опять в засаду)
      1. Комментарий был удален.
      2. gjv 18 ноября 2015 12:01
        Цитата: 31rus
        такие аппараты ,сделанные на других принципах и с современными технологиями имели бы хорошие перспективы именно для армии,главная задача увеличения мобильности,преодоление трудно проходимых участков и т.д,


        Martin Jetpack — персональный сверхлёгкий летательный аппарат вертикального взлёта и посадки. Разработчик — новозеландская частная компания Martin Aircraft. Максимальная скоросmь - 74 км/ч, дальность полета - 51 км (с) bmpd
        gjv
    2. 31rus 17 ноября 2015 21:59
      Несогласен с вами ,такие аппараты ,сделанные на других принципах и с современными технологиями имели бы хорошие перспективы именно для армии,главная задача увеличения мобильности,преодоление трудно проходимых участков и т.д,пусть не революция,но картина боя серьезно поменялась бы (пример взлет из-за припятсвия бойца с гранатометом,поражает танк в башню и быстро опять в засаду)
  2. Артём 17 ноября 2015 12:08
    забавно, но не более!
  3. Ариец 18 ноября 2015 02:44
    А чё эту летающую живую мишень вообще решили делать? fool
  4. Fastenkov 25 ноября 2015 01:56
    А теперь представим спецназовца в полной выкладке + 25 кг бомбой (на какой части тела ее переть-то?)....которого слышно за километр при пререпрыгивании ручья.... бред.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня