Универсальный солдат: за и против

Универсальный солдат: за и против


В защитниках отечества нуждается любое государство, поэтому на подготовку солдат времени жалеть нельзя, и это отлично понимали руководители различных государств во все времена. В древней Спарте, например, подготовка солдата начиналась непосредственно с самого рождения мальчика. Новорождённые младенцы мужского пола подвергались строгому отбору, а не прошедших отбор детей, по словам Плутарха, сбрасывали со скалы, прошедшие же отбор мальчики воспитывались в очень суровых условиях: они должны были научиться обходиться без сна в течение нескольких дней, постоянно совершенствовать свои физические навыки, терпеть холод, побои. В итоге сила, выносливость и сплоченность спартанских воинов, не только прославила их на территории всего Восточного Средиземноморья, но и оставила память о них на века.


И с тех пор на протяжении вот уже нескольких столетий военная наука пытается найти способ ускоренной подготовки воинов, способных убивать без угрызений совести, бесстрашных и неутомимых в бою.

После окончания Второй мировой войны предполагалось, что солдатам уже не придётся принимать непосредственного участия в военных конфликтах, предоставив все дело технике: танкам и ракетам, а военным останется только руководить процессом, нажимая на соответствующие кнопки. Но время показало, что и в XXI веке война может быть затяжной и утомительной, примером тому могут служить боевые операции последних лет, когда солдатам приходилось сражаться по колено в грязи и пыли.

Перспектива появления усваивающего знания на лету неутомимого и бесстрашного солдата становится особенно заманчивой ещё и потому, что к солдатам перестали относиться как к пушечному мясу, а на их подготовку затрачиваются огромные средства из госбюджета. Однако о создании настоящего Терминатора, робота-убийцы, вряд ли имеет смысл мечтать в ближайшие десятилетия, ведь современные роботы пока с трудом выполняют простейшие операции вроде подъёма по лестнице.

Гораздо больших успехов учёным удалось добиться в деле создания технологии, превращающей живых людей в боевую машину. По сообщению Майкла Хенлона, только в этом году Пентагон направил 400 млн долларов на исследование способов создания совершенного человека-воина. А этим летом представители компании Lockheed устроили презентацию робототехнического костюма «Hulc», (Human Universal Load Carrier), по сути, являющегося универсальным транспортировочным устройством для человека. Эти доспехи позволяют обычному человеку не просто поднять стокилограммовый груз, но бежать, не выпуская его из рук, со скоростью 16 км/ч.

Учёные не обходят стороной и проблему недосыпа солдат, связанную с необходимостью длительного бодрствования. Вообще, эта проблема уходит своими корнями во тьму веков, и разные народы в разное время по-своему подходили к её решению. В древней Спарте мальчиков тренировали обходиться без сна, а воины инков для этих же целей жевали листья коки. В более позднее время люди начали использовать никотин, кофеин, амфетамины и иные группы стимулирующих препаратов, а также модафинил, позволяющий бойцам современных сил особого назначения не прерывать выполнение своих обязанностей даже после суток 2 без сна. Однако химики продолжают работать над продлением действия модафинила.

Еще одной проблемой является борьба с психическими расстройствами военных, в частности с посттравматическим стрессовым расстройством. В настоящее время этот недуг лечат психотерапевтическими методами и применением антидепрессантов, что эффективно, но очень дорого и отнимает много времени. Поэтому химики продолжают поиски быстродействующего лекарства, способного если не полностью стереть нежелательные воспоминания, то, по крайней мере, притупить их. Гарвардский преподаватель психиатрии Роджер Питмен проводит эксперименты с бета-блокатором пропранолом, обычно используемого при лечении гипертонии. В эксперименте принимают участие молодые люди, которые однажды пережили травматичные ДТП. В ходе эксперимента было выявлено, что приём пропранола помогает людям не реагировать на видеозапись аварии с их участием.

Американским психологом Альбертом Риццо для преодоления посттравматического стрессового расстройства без применения химических средств была создана компьютерная игра «Виртуальный Ирак», погружение в виртуальный мир которой должно помочь ветеранам разрядить стресс.

На фоне остальных попыток повлиять на психику солдата особенно выделяется последнее достижение современной нейрологии, благодаря которому мир узнал, что сильное магнитное поле удивительным образом влияет на человеческий мозг, стимулируя память и мыслительную деятельность. Каким именно образом это происходит, учёным пока не удалось выяснить, но участники экспериментов могли запомнить за один раз содержание телефонного справочника. Однако эффект обладает непродолжительным характером. Тем не менее, в будущем возможно использование влияния магнитного поля для облегчения изучения боевой электроники и прочих замысловатых устройств военными.

Тем не менее, превращение человека в совершенную боевую машину, не знающую укоров совести, практически не чувствующую боли и не испытывающую страха, несмотря на определенные преимущества, имеет и свои недостатки. Ведь естественные реакции организма способны принести и свою пользу, страх стимулирует наш мозг на выработку решения, позволяющего нам лишний раз не подвергать опасности себя и окружающих; усталость является сигналом организма, свидетельствующем о перенапряжении; а наличие общих идеалов и ценностей способствует сплочению людей.

И самое главное: создание универсальных солдат и бесчувственных зомби не является гарантией победы, ведь люди, воюющие за идею, всегда находили способ побеждать испорченных плодами цивилизации наёмников. Патриотизм, боевой дух и чувство локтя – залог успеха в войне с любым противником.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти