Миномет 2Б9М «Василёк»
После окончания Великой Отечественной Войны, в 1946 году, в Советском Союзе был разработан новый 82 мм миномёт, с автоматическим заряжанием с использованием энергии отката. Уже в 1955 году, на вооружение Советской Армии, принимается казематный автоматический миномёт под обозначением КАМ. Руководителем и ведущим инженером этого проекта был В. Филиппов. Позже на базе миномёта КАМ, был спроектирован его полевой вариант, получивший обозначение Ф-82. Опытный образец, успешно прошел все испытания, и по их результатам приёмной комиссией было рекомендовано принять его на вооружение и запустить в серийное производство. Однако, несмотря на положительные отзывы и рекомендации образец на вооружение принят не был. После чего работы в направлении создания автоматических миномётов в СССР, были прекращены на восемь лет.
Лишь в 1967 году инженеры вновь вернулись к разработке этого перспективного вида вооружения. После трёх лет напряженного труда, в 1970 году на вооружение Советской Армии принимается автоматический 82 мм гладкоствольный миномёт 2Б9 с водяным охлаждением, являвшийся результатом дальнейшего усовершенствования и развития казематного миномёта КАМ. После его начала эксплуатации в войсках, было принято решение о создании более усовершенствованного образца, в котором, водяное охлаждение было заменено воздушным. Новый образец, буксируемого варианта миномета, получивший обозначение 2Б9М «Василёк», отличался от предшественника наличием более толстой стенкой ствола и наличием рёбер охлаждения размещенных на его центральной части. После проведения успешных испытаний, модернизированный миномет был запущен в серийное производство и принят на вооружение армии в 1983 году. (По некоторым данным это произошло в 1982 году).

Конструкция миномёта была выполнена по схеме, которая применяется при создании казнозарядного артиллерийского орудия. Такая схема позволила полностью автоматизировать заряжание миномёта. Открытие затвора, подача на линию заряжания, досылание в камору мины, запирание затвора и выстрел осуществляются автоматически. Механизм заряжания приводился в действие посредством использования энергии пороховых газов. Возникающая при выстреле энергия отдачи, используется для приведения в действие, при помощи возвратных пружин, механизма автоматического заряжания. Стрельба может вестись как в автоматическом режиме, так и в одиночном. Благодаря грамотным конструкторским решениям, скорострельность миномёта «Василёк» составила 170 выстрелов в минуту, а практическая скорострельность более 100 выстрелов в минуту. По этому показателю, на то время, он намного опережал все известные западные аналоги. Ствол миномёта, оснащенный противооткатным механизмом, крепится на верхний станок, который снабжен поворотными устройствами, обеспечивающими угол горизонтальной наводки 60° и вертикальной наводки от 2° до 80°. При увеличении угла вертикальной наводки необходимо вырыть углубление в грунте у казенной части ствола. В боевом положении колёса лафета вывешиваются, и миномёт опирается на домкрат и две станины оснащенные сошниками. Переход из походного положения в боевое положение и наоборот, занимает не более 90 секунд.

Стрельба из 2Б9М, велась осколочными выстрелами 3В01 состоящими из шестипёрой мины, (изготовленной из сталистого чугуна) О-832ДУ, основного Ж832ДУ и дополнительного 4Д2, пороховых зарядов. Максимальная дальность стрельбы 4250 метров, минимальная 800 метров, вес мины О-832ДУ 3,1 кг. При взрыве мины образуется не менее 400 осколков, радиус сплошного поражения (90% стоящих объектов) не менее 6 метров, в радиусе эффективного поражения, 18 метров поражается не менее 40% стоящих объектов. Так же, для стрельбы по лёгким бронированным целям для миномёта был разработан кумулятивный снаряд. Заряжание миномёта кассетного типа, по четыре спаренных мины в кассете. Наведение миномёта на цель осуществляется при помощи оптического прицела ПАМ-1. Благодаря небольшой массе, (632 кг) миномёт 2Б9М, легко может быть перемещен силами расчета без использования транспортного средства. На дальние расстояния миномёт перемещается, либо в кузове, либо буксировкой, при помощи транспортной машины 2Ф54 (специально созданной на базе автомобиля ГАЗ-66), вместе с которой он обозначается как система 2К21. В кузов 2Ф54, миномёт вкатывается при использовании специальных аппарелей. Однако в 80-х годах для перевозки миномёта начали использовать гусеничный тягач МТ ЛБ, на котором он размещался на площадке в задней части корпуса. Расчет миномёта или системы 2К21 состоит из четырёх человек: командира, заряжающего наводчика и водителя транспортной машины (он же является подносчиком боеприпасов).
Информация