Миномет 2Б9М «Василёк»



После окончания Великой Отечественной Войны, в 1946 году, в Советском Союзе был разработан новый 82 мм миномёт, с автоматическим заряжанием с использованием энергии отката. Уже в 1955 году, на вооружение Советской Армии, принимается казематный автоматический миномёт под обозначением КАМ. Руководителем и ведущим инженером этого проекта был В. Филиппов. Позже на базе миномёта КАМ, был спроектирован его полевой вариант, получивший обозначение Ф-82. Опытный образец, успешно прошел все испытания, и по их результатам приёмной комиссией было рекомендовано принять его на вооружение и запустить в серийное производство. Однако, несмотря на положительные отзывы и рекомендации образец на вооружение принят не был. После чего работы в направлении создания автоматических миномётов в СССР, были прекращены на восемь лет.


Лишь в 1967 году инженеры вновь вернулись к разработке этого перспективного вида вооружения. После трёх лет напряженного труда, в 1970 году на вооружение Советской Армии принимается автоматический 82 мм гладкоствольный миномёт 2Б9 с водяным охлаждением, являвшийся результатом дальнейшего усовершенствования и развития казематного миномёта КАМ. После его начала эксплуатации в войсках, было принято решение о создании более усовершенствованного образца, в котором, водяное охлаждение было заменено воздушным. Новый образец, буксируемого варианта миномета, получивший обозначение 2Б9М «Василёк», отличался от предшественника наличием более толстой стенкой ствола и наличием рёбер охлаждения размещенных на его центральной части. После проведения успешных испытаний, модернизированный миномет был запущен в серийное производство и принят на вооружение армии в 1983 году. (По некоторым данным это произошло в 1982 году).

Миномет 2Б9М «Василёк»


Конструкция миномёта была выполнена по схеме, которая применяется при создании казнозарядного артиллерийского орудия. Такая схема позволила полностью автоматизировать заряжание миномёта. Открытие затвора, подача на линию заряжания, досылание в камору мины, запирание затвора и выстрел осуществляются автоматически. Механизм заряжания приводился в действие посредством использования энергии пороховых газов. Возникающая при выстреле энергия отдачи, используется для приведения в действие, при помощи возвратных пружин, механизма автоматического заряжания. Стрельба может вестись как в автоматическом режиме, так и в одиночном. Благодаря грамотным конструкторским решениям, скорострельность миномёта «Василёк» составила 170 выстрелов в минуту, а практическая скорострельность более 100 выстрелов в минуту. По этому показателю, на то время, он намного опережал все известные западные аналоги. Ствол миномёта, оснащенный противооткатным механизмом, крепится на верхний станок, который снабжен поворотными устройствами, обеспечивающими угол горизонтальной наводки 60° и вертикальной наводки от 2° до 80°. При увеличении угла вертикальной наводки необходимо вырыть углубление в грунте у казенной части ствола. В боевом положении колёса лафета вывешиваются, и миномёт опирается на домкрат и две станины оснащенные сошниками. Переход из походного положения в боевое положение и наоборот, занимает не более 90 секунд.



Стрельба из 2Б9М, велась осколочными выстрелами 3В01 состоящими из шестипёрой мины, (изготовленной из сталистого чугуна) О-832ДУ, основного Ж832ДУ и дополнительного 4Д2, пороховых зарядов. Максимальная дальность стрельбы 4250 метров, минимальная 800 метров, вес мины О-832ДУ 3,1 кг. При взрыве мины образуется не менее 400 осколков, радиус сплошного поражения (90% стоящих объектов) не менее 6 метров, в радиусе эффективного поражения, 18 метров поражается не менее 40% стоящих объектов. Так же, для стрельбы по лёгким бронированным целям для миномёта был разработан кумулятивный снаряд. Заряжание миномёта кассетного типа, по четыре спаренных мины в кассете. Наведение миномёта на цель осуществляется при помощи оптического прицела ПАМ-1. Благодаря небольшой массе, (632 кг) миномёт 2Б9М, легко может быть перемещен силами расчета без использования транспортного средства. На дальние расстояния миномёт перемещается, либо в кузове, либо буксировкой, при помощи транспортной машины 2Ф54 (специально созданной на базе автомобиля ГАЗ-66), вместе с которой он обозначается как система 2К21. В кузов 2Ф54, миномёт вкатывается при использовании специальных аппарелей. Однако в 80-х годах для перевозки миномёта начали использовать гусеничный тягач МТ ЛБ, на котором он размещался на площадке в задней части корпуса. Расчет миномёта или системы 2К21 состоит из четырёх человек: командира, заряжающего наводчика и водителя транспортной машины (он же является подносчиком боеприпасов).
Автор:
Макс Беляев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти