Провокация и эпатаж как инструменты антироссийской политики. От «Фемен» до Павленского
Несмотря на все старания, Украине так и не удается «интегрироваться в европейское сообщество». По той простой причине, что Евросоюз неоднократно и по любому поводу подчеркивает истинное место киевского режима. Вот и на этот раз Киев смачно макнули в грязь лицом, как только речь зашла о введении безвизового режима для въезда граждан Украины в страны Евросоюза. Еще в мае 2015 г. канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что пока Евросоюз не в состоянии смягчить визовый режим в отношении Украины и Грузии. И это несмотря на то, что оба государства очень настойчиво демонстрируют свою «проевропейскость».
"Фемен" обвиняет Украину в гомофобии
Петр Порошенко считает одним из важнейших условий предоставления украинским гражданам безвизового въезда в страны Евросоюза принятие поправки в Трудовой кодекс. Согласно предложенной поправке, которую поддержал и Порошенко, в Трудовом кодексе Украины должен быть прописан запрет на дискриминацию работников и соискателей по расовому, религиозному, половому признакам и сексуальной ориентации. 10 ноября 2015 г. Верховная Рада голосовала за пакет поправок к украинскому законодательству, которые должны способствовать либерализации условий для въезда украинских граждан в страны Евросоюза. Депутаты Рады пошли даже на ограничение полномочий Службы безопасности Украины, которое требует Евросоюз в качестве одного из ключевых условий предоставления права на безвизовый въезд для граждан Украины. В то же время, несмотря на призыв Петра Порошенко проголосовать за все предложенные поправки, одну из них Верховная Рада все же «завалила». Речь идет как раз о злополучной поправке к Трудовому кодексу Украины. Депутаты Рады не захотели поддержать запрет дискриминации по признаку сексуальной ориентации, хотя это требование также стоит в списке обязательных для вхождения Украины в зону безвизового режима Евросоюза. Вполне вероятно, что идеология «украинской самостийности» и реальные требования европейской интеграции именно на этой поправке вошли во взаимное противоречие. Все же многие украинские националисты стремились позиционировать себя как противников «загнивания Европы» и приверженцев национально-консервативных и традиционалистских ценностей.
Однако более вероятной представляется другая версия произошедших событий. Украинские депутаты, скорее всего, голосовали «как надо». А надо было проголосовать именно так, чтобы Евросоюз имел основания отказать Украине в безвизовом режиме. В руководстве Евросоюза находятся отнюдь не дураки — брюссельские политики прекрасно понимают, чем чреват безвизовый режим с голодной и разоренной последствиями двухгодичного «скакания» и кровопролитной войны на Донбассе Украиной. Отсутствие виз будет способствовать тому, что из Украины хлынут миллионные потоки совершенно лишних для Европы безработных граждан. Естественно, возрастет преступность, оборот наркотиков и оружия. Такие проблемы, в дополнение к уже имеющимся серьезнейшим последствиям прибытия сотен тысяч беженцев из африканских и ближневосточных стран, Евросоюзу не нужны. В то же время, Евросоюз не может прямо отказать Украине в «интеграции», объяснив отказ «ненужностью» украинских граждан и их проблем европейским странам. Поэтому нужно сохранить какие-то «изъяны», с точки зрения Евросоюза, в украинском законодательстве и политической практике, позволяющие за них зацепиться и использовать в качестве аргументации при отказе во введении безвизового режима. Разумеется, Петр Порошенко официально раскритиковал парламентариев, не поддержавших «нужную» поправку. Спикер Рады Владимир Гройсман пообещал Федерике Могерини — верховного представителя Евросоюза по вопросам иностранных дел, что украинский парламент продолжит работу по приведению законодательства страны в соответствие с требованиями Евросоюза, что позволит Украине рассчитывать на либерализацию режима въезда в европейские страны. Между тем, у стен Верховной Рады уже успели отметиться активистки движения «Femen» («Фемен»). Женщины разделись перед входом в Раду, скандируя «Стоп, гомофоб!». Обвинения в гомофобии, очевидно, относились к депутатам Верховной Рады.
Социально-эпатажный акционизм
«Femen», или «Фемен» — это один из типичных примеров современных социально-эпатажных движений. Ключевая особенность подобных социально-эпатажных движений заключается в том, что свою деятельность они осуществляют в интересах стороннего внешнего актора, которым может быть и иностранное государство, и какая-либо политическая или коммерческая организация, и отдельная группа внутри политической или экономической элиты. По сходному с «Femen» принципу организованы и действуют многие подобные «движения» в целом ряде стран мира. С помощью эпатажных акций они будоражат общественность, способствуют привлечению внимания к какой-либо проблеме, а то и просто осуществляют провокационную функцию. В ответ на выходки подобных групп власть обычно применяет меры, предусмотренные законодательством, после чего хулиганов или эксгибиционистов начинают представлять политическими борцами или, по меньшей мере, «деятелями современного искусства». Одного с «Femen» поля ягоды — это и «Пусси Райот», и «художник» Павленский, прославившийся прибиванием мошонки к брусчатке и недавним поджогом двери в здании одной из российских силовых структур. В «обществе спектакля», которым по определению является современное информационное общество, скандальные выходки социально-эпатажных движений и групп могут значить для достижения определенных политических целей больше, чем кропотливая и продолжительная рутинная работа традиционных политических партий и общественных движений и организаций.
Группа Pussy Riot («Пусси Райот»), появившаяся 7 ноября 2011 г. и изначально ориентированная на борьбу против существующей в России политической системы, в отличие от «Фемен» всегда четко определяла свою политическую ориентацию как «феминизм третьей волны», сочетающийся с ультралевыми (анархистскими и троцкистскими) взглядами. Условие анонимности участников было одним из главных принципов деятельности «Пусси Райот» и так могло продолжаться достаточно долго, если бы не знаменитая акция в Храме Христа-Спасителя. На самом деле акция, носившая вызывающее название «Богородица, Путина прогони!», состояла из двух эпизодов. Первый снимался в Богоявленском соборе в Елохове, а второй 21 февраля 2012 г. в Москве, в Храме Христа — Спасителя. Первоначально правоохранительные органы отпустили участниц акции в Храме Христа — Спасителя, однако позже, судя по всему после соответствующей реакции «наверху», за «Пусси Райот» взялись на полном серьезе. Так, 3 марта 2012 г. правоохранительными органами были арестованы участницы группы Надежда Толоконникова и Мария Алёхина, 16 марта — Екатерина Самуцевич. 17 августа 2012 года участницы группы были признаны виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и приговорены к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Либеральная общественность превратила участниц «Пусси Райот» в настоящих «мучениц от оппозиции», хотя изначально «Пусси Райот» позиционировали себя скорее как леваков и имели весьма опосредованное отношение к российской либеральной тусовке. Тем не менее, благодаря громкому делу и тюремным срокам группа получила всемирную известность, а российское общество оказалось расколотым не только по вопросу, сажать или не сажать участниц акции в Храме Христа-Спасителя, но и по целому ряду других взаимосвязанных вопросов, в первую очередь касавшихся места и роли религии в современном российском государстве. Сами участницы группы, несмотря на реальные сроки заключения, в качестве бонуса получили известность не только в России, но и за ее пределами. Международная правозащитная организация Amnesty International объявила арестованных «Пусси Райот» узницами совести. Еще более странным решением было включение Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной в список 100 ведущих интеллектуалов мира по версии журнала Foreign Policy. Заметим — две недоучившиеся на тот период студентки и одна программист-фрилансер оказались в числе ста ведущих интеллектуалов, обойдя тысячи реальных ученых, литераторов, публицистов, философов из всех стран мира. Фактически, свою поддержку эпатажной деятельности «Пусси Райот» продемонстрировали многие ведущие политики и деятели культуры США и европейских стран.
«Фемен» — от рекламы секс-туризма до политики
Украинское женское движение «Фемен» начало приобретать известность еще в далеком 2008 году, прославившись своими эксгибиционистскими эпатажными акциями протеста, во время которых участницы движения обнажали торс для привлечения внимания общественности. Причем первая акция «Фемен» еще не носила эксгибиционистского характера — участницы движения раздавали в метро пассажирам розовые шарики. Позже движение перешло к более эпатажным акциям, чему способствовало обретение «хозяина». На длительное время спонсором «Фемен» стал известный американский бизнесмен Джед Санден. С 1990-х гг. он действовал на территории Украины, проявляя большой интерес к такой востребованной теме как секс-туризм. Собственно, для рекламы секс-туризма Джеду Сандену и были нужны активистки движения «Фемен». Движение позиционировало себя как защитницы прав женщин, выступая против проституции и секс-туризма. Но свою борьбу девушки вели весьма странными методами — все же публичное обнажение в качестве меры борьбы с проституцией и секс-туризмом малоэффективно. Скорее, наоборот — таким образом, производилась реклама Украины как «страны голых девушек». Те люди, что раскручивали «Фемен» на первых этапах становления движения, знали толк в современных пиар-технологиях. Очень скоро «Фемен» прославились за пределами страны. А перед этим был целый ряд «голых» акций. Так, в ноябре 2009 г. «Фемен» устроили акцию у Министерства образования и науки, потребовав расследования фактов сексуальных домогательств к студенткам со стороны административного и профессорско-преподавательского состава украинских вузов. Формальным поводом к проведению акции стал арест ректора Киевской академии водного транспорта, которого подозревали в изготовлении порнофильмов с участием несовершеннолетних девушек в возрасте 12-16 лет. 5 декабря 2009 г. «Фемен» провели акцию под вполне однозначным названием «Лядская дорожка», у входа в отель «InterContinental» в Киеве. Так активистки пытались выразить протест против конкурса «Мисс Украина Вселенная — 2009» и подчеркнуть, что модели на конкурсах красоты представляют собой товар. Однако впоследствии, в 2011 г., Санден отказался от финансирования «Фемен» — после того, как движение стало много внимания уделять политическим акциям, не связанным с теми ожиданиями, которые предприниматель возлагал на украинских активисток. В декабре 2011 г. Джед Санден прекратил финансирование «Фемен», однако к этому времени движение как раз начало приобретать известность именно как социально-эпатажное.
Еще в 2010 г. «Фемен» все чаще стало проводить акции политической направленности. Так, в январе 2010 г. «Фемен» отметились акцией у здания Центризбиркома Украины. Женщины, вырядившись проститутками, провели акцию «СЕКЗит пол», которой, по их словам, хотели продемонстрировать, что кандидаты на президентских выборах напоминают проституток. Естественно, что после того, как президентом страны был избран Виктор Янукович, «Фемен» начали акции против его правительства. 22 марта 2010 г. они выступили против отсутствия женщин в украинском кабинете министров. 21 мая 2011 г. «Фемен» попытались сорвать открытие «Дня Европы» в украинской столице: активистки в костюмах клоунов развернули плакат с требованием взять Украину в Европу. Действие происходило во время выступления киевского мэра Александра Попова. Активистки объяснили свои действия стремлением к подлинной евроинтеграции Украины. Дальнейшая активизация «Фемен» была связана с общим обострением политической ситуации в мире. В 2011 г. в странах Ближнего Востока и Северной Африки начались массовые выступления, вошедшие в историю под именем «Арабской весны». Беспорядки в арабских странах были срежиссированы американскими спецслужбами, причем на первых этапах провоцирования массовых беспорядков важную роль играли социальные движения, подобные «Фемен». Именно в этот период и сами «Фемен» вышли на международный уровень. 21 декабря 2012 г. движение устроило акцию у посольства Египта в Стокгольме. Вместе с украинками в ней участвовала египтянка Алия Магда аль-Махди. Акция под названием «Голая революция» была направлена «против всех религий, дискриминирующих женщин», однако в ней четко читался антиисламский подтекст, о чем свидетельствовало и участие в акции египтянки аль-Махди. Молодая египтянка вышла к посольству абсолютно обнаженной, чем выразила бурное негодование египетского населения, включая и демократическую оппозицию. Разумеется, после этой акции дорога назад, в Египет, для аль-Махди была закрыта, однако она получила известность на Западе и возможность рассчитывать на гранты различных неправительственных организаций. Провели «Фемен» и акцию в Стамбуле — у мечети «Айя-София», однако, от вмешательства наблюдавших за акцией верующих, участниц движения спасли задержавшие последних турецкие полицейские. Наконец, 1 декабря 2013 года пять участниц движения «Femen» публично помочились на фотографии президента Януковича перед посольством Украины в Париже. Судя по всему, эта акция должна была означать пренебрежение «Фемен» к президенту Украины, где как раз достигло своего пика противостояние между сторонниками «евроинтеграции» и Виктором Януковичем.
«Фемен» против России и … Франции?
Особые «отношения» сложились у «Фемен» с Россией. Естественно, что движение с самого начала заняло подчеркнуто антироссийскую позицию. Эта позиция определялась, собственно говоря, не самими участницами движения, а его закулисными кукловодами. В пропаганде «Фемен» Россия неоднократно выставлялась «гомофобной», «дискриминирующей женщин», «авторитарной» страной. Постепенно «Фемен» перешли и к провокационным акциям на территории Российской Федерации. Так, 9 декабря 2011 г. провокаторши из «Фемен» провели акцию у российского Храма Христа Спасителя в Москве, скандируя лозунг «Боже, царя гони!». Так активистки выразили свою поддержку российской внесистемной либеральной оппозиции. Спустя два месяца, 13 февраля 2012 г. полуголые активистки «Фемен» развернули плакаты «Стоп газовый шантаж» и «Гаси Газпром!» у здания штаб-квартиры российской компании «Газпром» в Москве. Как не сложно понять, этими действиями «Фемен» выражали отношение к сложным отношениям России и Украины в топливно-энергетической сфере. Не остались без внимания «Фемен» и президентские выборы в России. 4 марта 2012 года, непосредственно в день голосования, активистки «Фемен» появились на избирательном участке в здании Российской академии наук. За двадцать минут до их появления здесь проголосовали премьер-министр России Владимир Путин со своей супругой Людмилой Путиной. После того, как глава государства и его супруга в сопровождении охраны покинули помещение избирательного участка, три девушки из движения «Фемен» подбежали к урнам для голосования, обнажились и стали скандировать оскорбления в адрес Владимира Путина. При этом на груди и спине у девушек также были нанесены антипутинские лозунги. Спустя несколько минут активисток задержали сотрудники правоохранительных органов и доставили их в отдел внутренних дел. Разумеется, «Фемен» выражали поддержку и задержанным за провокацию в Храме Христа Спасителя россиянкам из панк-группы «Пусси Райот». 17 августа 2012 г. «Фемен» провели акцию в поддержку «Пусси Райот» в Киеве, где участница движения Инна Шевченко спилила бензопилой и повалила Поклонный крест. Крест был установлен здесь в память о жертвах сталинских репрессий. Причем устанавливала крест даже не Русская Православная церковь, а Украинская грекокатолическая церковь. Какое отношение имел ее крест к событиям вокруг российских оппозиционных «панкуш» и московского Храма Христа-Спасителя малопонятно, но свою задачу «Фемен» выполнили — с акцией в поддержку «Пусси Райот» засветились.
Поскандалить «Фемен» успели и во Франции. 12 февраля 2013 года, на следующий день после отречения Папы Римского Бенедикта XVI, активистки «Фемен» провели акцию в знаменитом парижском соборе Нотр-Дам. Притворившись туристками, восемь участниц движения прошли в неф, где были выставлены девять новых колоколов. Там активистки скинули пальто, под которыми они были топлесс, и стали стучать палками по колоколам, скандируя на английском языке лозунг «Папы больше нет!». На груди и спине каждой активистки была нанесена надпись — «Нет гомофобии», «Кризис веры» и «Пока, Бенедикт!». Выходка «Фемен» в Соборе Парижской Богоматери заставила задуматься об истинных намерениях этой организации и многих европейских политиков и журналистов. Пока «Фемен» оголялись и провоцировали полицию на Украине и в России, европейцы воспринимали их снисходительно и даже с некоторой симпатией — как борцов с «тоталитарным режимом». Но оскорблений в адрес Папы Римского, пусть и покинувшего престол Ватикана, многие французы снести не могли. Во французской прессе появились многочисленные публикации против «Фемен». Так, Бруно Роже-Пети в статье «После провокации в Нотр-Даме для Femen больше нет места во Франции» ("Le Plus", Франция) подчеркнул, что «пример Pussy Riot вряд ли достоин подражания, в чем Femen сегодня имеет возможность убедиться на собственном опыте. Последняя провокация французского «представительства» радикального феминистского движения (активистки выставили напоказ голую грудь внутри Собора Парижской Богоматери, выкрикивая оскорбления в адрес Папы Бенедикта XVI и всех католиков) позволила развеять все сомнения относительно демократической благодетели группы: совершенно ясно, что Femen — не друзья демократии» (Цит. по: http://inosmi.ru/europe/20130214/205899032.html). После того, как активистки «Фемен» пытались провести акцию против демонстрации Национального Фронта Франции, лидер последнего Мари Ле Пен охарактеризовала движение не иначе как «секту истеричек».
Кто стоит за «Фемен», до сих пор точно неизвестно. По мнению политолога Вадима Карасева, «движение достаточно хорошо финансируется. Просто так собрать деньги из пожертвований на акции в Стамбуле, Милане, Париже, Москве достаточно трудно. Скорее всего, невозможно. У FEMEN есть хорошие спонсоры. И такими хорошими спонсорами может быть либо власть, либо олигархи, либо спецслужбы» (Цит. по: http://vz.ru/politics/2012/9/21/599200.html). Весьма скудны данные о точной численности движения. По словам самих активисток, в рядах «Фемен» насчитывается 40 активисток, выступающих топлесс и 300 активисток, не участвующих в «обнаженке». Неформальным лидером организации и ее основной представительницей является Анна Гуцол. Уроженка Хмельницкого, она 16 октября 2015 г. отметила свой 31-й день рождения. Именно Гуцол, по данным мировых СМИ, стояла у истоков создания «Фемен» еще в 2008 г. После создания движения она принимала участие во многих акциях. 16 ноября 2012 г. ее задержали в аэропорту г. Санкт-Петербурга, после чего депортировали из Российской Федерации и объявили персоной нон-грата на территории страны. Сама Гуцол всячески подчеркивает, что «Фемен» — не политическое, а якобы «женское» движение. Самой пожилой из участниц акций «Фемен» стала Ольга Сергеевна Деда, которой на момент присоединения к «Фемен» было уже 63 года. Отделения «Фемен» действуют в пяти городах Украины, хотя практически все акции не только на территории самой Украины, но и за ее пределами, включая Россию, Турцию, Швецию, Францию, проводят представительницы «киевского отделения» движения «Фемен». Иногда в преувеличении действительности активистки идут еще дальше и заявляют о тысячах сторонников «Фемен» по всей Украине и даже в других государствах. Но если проанализировать акции движения «Фемен» за всю историю его существования, то на видеозаписи каждой из них можно увидеть не более шести-семи участниц. Допустим, что еще несколько девушек непосредственно не принимают участия в акциях, а занимаются вопросами ее подготовки и обеспечения — но это все равно никак не три сотни человек, о которых говорят представительницы «Фемен». Таким образом, с помощью своих эксгибиционистских акций «Фемен» смогли получить не только всеукраинскую, но и всероссийскую и даже общемировую известность, при этом фактически представляя собой весьма небольшую по численности группу.
Эффективная информационная поддержка «Фемен» стала важнейшим залогом известности и популярности данного движения. Естественно, что движение «Фемен» активно пиарит западная, украинская и российская либеральная пресса. При всей кажущейся несерьезности и даже комичности действий «Фемен», которые вызывают ухмылки у мужчин, на самом деле акции этого движения и, особенно, их информационная раскрутка в СМИ — составная часть «информационной войны», ведущейся не только против России и пророссийских сил, но и против любых традиционных ценностей. Используя образ обнаженного женского тела, на который в любом случае реагирует аудитория, «Фемен» добилась такой известности, о которой не могут и мечтать многие политические партии и движения, насчитывающие тысячи реальных активистов. Придание любым протестным действиям сексуального подтекста — очень тонкий ход, практически всегда гарантирующий повышенный интерес потребителей подобной политической пропаганды. Разумеется, деятельность «Фемен» не была бы возможна без определенной финансовой и информационной поддержки со стороны внешних акторов — «иностранных агентов», как их можно в принципе охарактеризовать. В своих многочисленных интервью представительницы «Фемен» ясно дают понять подлинные цели их движения — содействие некоему «выбору», стоящему перед Украиной (и следует понимать — перед Россией тоже) — «европейская демократия или азиатская диктатура».
Рот, мошонка и подожженные двери
Если эпатажные акции «Фемен», в силу участия в них молодых женщин и самого характера акций, еще могут восприниматься с юмором, то действия небезызвестного Павленского — это абсолютный негатив. В российском обществе широко распространена точка зрения, что Павленский является не совсем вменяемым человеком, отсюда и характер проводимых им акций. Такая же точка зрения тиражируется некоторыми СМИ, однако либеральная пресса стремится и этого человека представить в качестве «борца с режимом».
Петру Павленскому — тридцать один год. Он ровесник основательницы «Фемен» Гуцол. По образованию Павленский действительно художник — он учился в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица по классу монументальной живописи. В 2012 г. Павленский основал онлайн-журнал «Политическая пропаганда», пытавшийся придать современному искусству политический контекст. Разумеется, Павленский выступил как «радикальный оппозиционер» — иначе его популярность среди столичной богемной молодежи оказалась бы под вопросом. Существующая в России политическая система была обвинена в «культурном шовинизме», против которого, по мнению Павленского, и следует бороться. Правда, под художественно-политической борьбой Павленский понимает весьма сомнительные действия. Сомнительные не только с точки зрения их результативности, но и потому, что не очень понятно — призваны они воздействовать на власть или дискредитировать саму оппозицию. Как и многие подобные фигуры и целые группы, специализирующиеся на социально-эпатажных действиях, Павленский сумел вовремя использовать информационную шумиху, возникшую вокруг акции «Пусси Райот» в Храме Христа-Спасителя.
23 июля 2012 г. Павленский, предварительно зашив себе рот суровой ниткой, полтора часа стоял в пикете у Казанского собора. В руках художник держал плакат «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12-13)». Это действие, по мнению Павленского, было призвано обратить внимание общества на проблемы гласности и подчеркнуть необходимость борьбы с «массовой паранойей». Впрочем, сотрудники полиции истинный смысл поступка Павленского не поняли. Была вызвана «скорая помощь» и санитары психиатрической бригады отвезли Павленского на медицинское обследование. Однако врач, обследовав художника, сообщил, что последний является вменяемым и Павленского отпустил. Акция с зашитым ртом принесла Павленскому широкую известность — о поступке художника сообщили не только российские, но и мировые СМИ. Для либералов Павленский превратился в настоящего «героя», хотя у многих россиян сразу же возникли сомнения в его адекватности. 3 мая 2013 г. последовала следующая акция Павленского. Его сторонники принесли голого Павленского, замотанного в колючую проволоку и оставили у входа в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга. На вопросы и реплики зрителей и сотрудников полиции Павленский не реагировал. В конце концов, полицейские принесли садовые ножницы и освободили Павленского, после чего его завели в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Позже Павленский объяснил свои действия протестом против введения целого ряда законов, которые, как он считает, направлены на ограничение прав и свобод населения. Примечательно, что к последним Павленский отнес законы «18+», закон о пропаганде гомосексуализма, закон о защите чувств верующих и ряд других недавно принятых законов. Но всероссийскую известность Павленскому принесла акция 10 ноября 2013 года, во время которой Павленский, находясь на Красной площади, прибил свою мошонку гвоздем к каменной брусчатке. Была вызвана полиция, которая, однако, не поняла с первого раза, как убрать акционера с площади. Поэтому Павленского накрыли простыней, но только затем отсоединили от брусчатки и увезли.
Кстати, Павленский далеко не первым попытался выразить оппозиционные настроения в форме «художественных» перформансов. Был еще такой Антон Глотов — художник, получивший определенную известность во время протестов российской оппозиции в 2011-2012 гг. Тогда на одну из оппозиционных манифестаций на Болотной площади Антон Глотов явился с самодельной башней танка на голове. Затем Глотов появился на митинге в клетке и с табличкой «Тюрьма снаружи». По словам художника, танк из папье-маше символизировал «бумажного солдата» без надежды на успех, но также и государство. Вторая акция, более тривиальная, подразумевала, что свобода — лишь внутри каждого, а вокруг — «тюрьма», в первую очередь, связанная с ограничением политических свобод. Однако более ярких и запоминающихся акций Глотов не провел, поэтому в плеяде раскручиваемых либеральными СМИ художников его сменил Петр Павленский. Одна выходка художника казалась безумней другой, причем, в отличие от того же Глотова и даже «Фемен», Павленский явно балансировал не только на грани ума и разума, но и на грани уголовного законодательства. Каждая из его последних акций, по-хорошему, могла закончиться для Петра Павленского тюремным сроком или принудительным лечением в психиатрической больнице. Поэтому вдвойне удивительно, что Павленскому долгое время удавалось избегать реальных проблем с российскими правоохранительными органами.
Поразительно мягкой оказалась первоначальная реакция правоохранительных органов на поступок Павленского перед Кремлем. В отношении Павленского было заведено дело об административном правонарушении — мелком хулиганстве, однако суд отказался его рассматривать в связи с «неправильно составленным протоколом», после чего полицейские были вынуждены освободить Павленского у здания Тверского суда. Однако уже 15 ноября 2013 г. средства массовой информации сообщили о возбуждении в отношении Петра Павленского уголовного дела по ч. 1 ст. 213 УК РФ «Хулиганство», в соответствии с которой художнику грозило лишение свободы сроком до пяти лет. Однако о каких-либо дальнейших последствиях по факту заведения дела средства массовой информации так и не сообщили. По крайней мере, Павленский остался на свободе и провел еще несколько акций. В частности, 19 октября 2014 года Пётр Павленский, сидя обнажённым на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха. Полицейские, стащив Павленского с забора, отправили его в больницу. Но и в этот раз врачи признали Павленского вменяемым и не подлежащим психиатрической госпитализации. Создавалось впечатление, что Петр Павленский буквально жаждет, чтобы его арестовали и поместили в следственный изолятор или в психиатрическую больницу, но, несмотря на все перечисленные выше акции, этого не происходило. Очевидно, что власть в случае с Павленским выбрала наиболее адекватную тактику — не реагировать на провокационные действия. Общество, в свою очередь, восприняло Павленского просто как больного человека, не знающего, чем привлечь к себе внимание.
Поскольку все предыдущие акции арестом так и не закончились, Павленский пошел еще дальше. 9 ноября 2015 г. в 01 час 15 минут ночи Петр Павленский пришел на Лубянскую площадь и подошел к первому подъезду здания, где размещается Федеральная служба безопасности Российской Федерации. После этого Павленский поджег входную дверь в здание, после чего был задержан в течение тридцати секунд. В тот же день в отношении Петра Павленского возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 214 УК РФ «Вандализм». Сам Павленский заявил, что требует переквалификации уголовного дела на «террористическую» статью. По решению Таганского суда г. Москвы, предварительно Петр Павленский был арестован сроком на месяц.
Кому выгодны «безумства» эпатажников?
Судя по всему, после того, как на свободу вышли участницы «Пусси Райот», Павленскому суждено будет стать новым «политзаключенным героем» российских либералов. Уже сейчас аудитория либеральных СМИ, комментируя новости о последней акции Павленского и его аресте Таганским судом, характеризует Петра Павленского как «идейного борца и творческого человека», чьи действия имеют четкую политическую направленность. Как и история с «Пусси Райот», как и деятельность «Фемен», выходки Павленского усиленно раскручиваются средствами массовой информации. Судя по всему, Павленский выполнял непосредственный заказ на появление нового «заключенного от искусства» номер один, вместо освобожденной Толоконниковой. Но власть, «переборщив» с «Пусси Райот», долгое время не желала поддаваться на провокации Павленского, считая, что лучшее средство против его выходок — не реагировать на них, или реагировать чисто формально. Именно это отсутствие реакции и стало причиной совершения Павленским последней выходки — поджога двери на Лубянке.
По мнению Павленского, или тех, кто стоит за ним и подталкивает его к совершению указанных действий, после подобной акции государство точно не сможет не отреагировать — ведь на глазах всего мира совершено уголовное преступление в отношении спецслужбы мировой державы. Акции, которые провел Павленский в Москве, забудутся еще не скоро, а пока из них наскоро лепят своеобразный оппозиционный бренд. Не исключено, что если Павленскому все же дадут реальный срок или поместят в больницу, выйдя на свободу, он будет небедным по меркам среднестатистического россиянина человеком. Впрочем, о самой дальнейшей судьбе Павленского можно только догадываться — неизвестно, какую еще функцию ему предстоит выполнить. Символические действия всегда играли в политической жизни общества большую роль. Политтехнолог Олег Ведутов так охарактеризовал проведенную Павленским акцию: ««в акции Павленского есть несколько моментов. Огонь — это очень понятный символ начала восстания. Павленский не идиот — самоубийца. Даже яйца он приколачивал не так, как все подумали, а сначала сделал в мошонке специальный пирсинг-тоннель и через него просунул гвоздь, который вбил в мостовую. И здесь серьезных и долгих последствий не будет. Но прогремит на весь мир» (Цит. по: http://rusvesna.su/news/1447146152).
Вне зависимости от того, одни и те же или разные люди стоят за акциями «Пусси Райот», «Фемен» и Петра Павленского, последних объединяет очень правильно выбранная для действий в условиях современного информационного общества тактика. Особенно интересным в этом контексте выглядит поступок Павленского, чьи действия совершенно определенно имеют символический смысл и фактически обозначают призыв к восстанию (мостовая, огонь). Однозначно, что действия Павленского после надлежащего информационного освещения станут востребованы на Западе — как очередное свидетельство «авторитарности» российской политической системы и необходимости борьбы против нее вот такими «художественно-радикальными» методами.
Информация