Провокация и эпатаж как инструменты антироссийской политики. От «Фемен» до Павленского

12 ноября в Киеве, у стен Верховной Рады, устроили очередное эксгибиционистское представление активистки небезызвестного движения «Femen». В этот раз любительницы топлесс протестовали против… гомофобии. Оказывается, Украина до сих пор недостаточно трепетно относится к сексуальным меньшинствам.

Несмотря на все старания, Украине так и не удается «интегрироваться в европейское сообщество». По той простой причине, что Евросоюз неоднократно и по любому поводу подчеркивает истинное место киевского режима. Вот и на этот раз Киев смачно макнули в грязь лицом, как только речь зашла о введении безвизового режима для въезда граждан Украины в страны Евросоюза. Еще в мае 2015 г. канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что пока Евросоюз не в состоянии смягчить визовый режим в отношении Украины и Грузии. И это несмотря на то, что оба государства очень настойчиво демонстрируют свою «проевропейскость».

"Фемен" обвиняет Украину в гомофобии


Петр Порошенко считает одним из важнейших условий предоставления украинским гражданам безвизового въезда в страны Евросоюза принятие поправки в Трудовой кодекс. Согласно предложенной поправке, которую поддержал и Порошенко, в Трудовом кодексе Украины должен быть прописан запрет на дискриминацию работников и соискателей по расовому, религиозному, половому признакам и сексуальной ориентации. 10 ноября 2015 г. Верховная Рада голосовала за пакет поправок к украинскому законодательству, которые должны способствовать либерализации условий для въезда украинских граждан в страны Евросоюза. Депутаты Рады пошли даже на ограничение полномочий Службы безопасности Украины, которое требует Евросоюз в качестве одного из ключевых условий предоставления права на безвизовый въезд для граждан Украины. В то же время, несмотря на призыв Петра Порошенко проголосовать за все предложенные поправки, одну из них Верховная Рада все же «завалила». Речь идет как раз о злополучной поправке к Трудовому кодексу Украины. Депутаты Рады не захотели поддержать запрет дискриминации по признаку сексуальной ориентации, хотя это требование также стоит в списке обязательных для вхождения Украины в зону безвизового режима Евросоюза. Вполне вероятно, что идеология «украинской самостийности» и реальные требования европейской интеграции именно на этой поправке вошли во взаимное противоречие. Все же многие украинские националисты стремились позиционировать себя как противников «загнивания Европы» и приверженцев национально-консервативных и традиционалистских ценностей.

Провокация и эпатаж как инструменты антироссийской политики. От «Фемен» до Павленского


Однако более вероятной представляется другая версия произошедших событий. Украинские депутаты, скорее всего, голосовали «как надо». А надо было проголосовать именно так, чтобы Евросоюз имел основания отказать Украине в безвизовом режиме. В руководстве Евросоюза находятся отнюдь не дураки — брюссельские политики прекрасно понимают, чем чреват безвизовый режим с голодной и разоренной последствиями двухгодичного «скакания» и кровопролитной войны на Донбассе Украиной. Отсутствие виз будет способствовать тому, что из Украины хлынут миллионные потоки совершенно лишних для Европы безработных граждан. Естественно, возрастет преступность, оборот наркотиков и оружия. Такие проблемы, в дополнение к уже имеющимся серьезнейшим последствиям прибытия сотен тысяч беженцев из африканских и ближневосточных стран, Евросоюзу не нужны. В то же время, Евросоюз не может прямо отказать Украине в «интеграции», объяснив отказ «ненужностью» украинских граждан и их проблем европейским странам. Поэтому нужно сохранить какие-то «изъяны», с точки зрения Евросоюза, в украинском законодательстве и политической практике, позволяющие за них зацепиться и использовать в качестве аргументации при отказе во введении безвизового режима. Разумеется, Петр Порошенко официально раскритиковал парламентариев, не поддержавших «нужную» поправку. Спикер Рады Владимир Гройсман пообещал Федерике Могерини — верховного представителя Евросоюза по вопросам иностранных дел, что украинский парламент продолжит работу по приведению законодательства страны в соответствие с требованиями Евросоюза, что позволит Украине рассчитывать на либерализацию режима въезда в европейские страны. Между тем, у стен Верховной Рады уже успели отметиться активистки движения «Femen» («Фемен»). Женщины разделись перед входом в Раду, скандируя «Стоп, гомофоб!». Обвинения в гомофобии, очевидно, относились к депутатам Верховной Рады.

Социально-эпатажный акционизм

«Femen», или «Фемен» — это один из типичных примеров современных социально-эпатажных движений. Ключевая особенность подобных социально-эпатажных движений заключается в том, что свою деятельность они осуществляют в интересах стороннего внешнего актора, которым может быть и иностранное государство, и какая-либо политическая или коммерческая организация, и отдельная группа внутри политической или экономической элиты. По сходному с «Femen» принципу организованы и действуют многие подобные «движения» в целом ряде стран мира. С помощью эпатажных акций они будоражат общественность, способствуют привлечению внимания к какой-либо проблеме, а то и просто осуществляют провокационную функцию. В ответ на выходки подобных групп власть обычно применяет меры, предусмотренные законодательством, после чего хулиганов или эксгибиционистов начинают представлять политическими борцами или, по меньшей мере, «деятелями современного искусства». Одного с «Femen» поля ягоды — это и «Пусси Райот», и «художник» Павленский, прославившийся прибиванием мошонки к брусчатке и недавним поджогом двери в здании одной из российских силовых структур. В «обществе спектакля», которым по определению является современное информационное общество, скандальные выходки социально-эпатажных движений и групп могут значить для достижения определенных политических целей больше, чем кропотливая и продолжительная рутинная работа традиционных политических партий и общественных движений и организаций.

Провокация и эпатаж как инструменты антироссийской политики. От «Фемен» до Павленского


Группа Pussy Riot («Пусси Райот»), появившаяся 7 ноября 2011 г. и изначально ориентированная на борьбу против существующей в России политической системы, в отличие от «Фемен» всегда четко определяла свою политическую ориентацию как «феминизм третьей волны», сочетающийся с ультралевыми (анархистскими и троцкистскими) взглядами. Условие анонимности участников было одним из главных принципов деятельности «Пусси Райот» и так могло продолжаться достаточно долго, если бы не знаменитая акция в Храме Христа-Спасителя. На самом деле акция, носившая вызывающее название «Богородица, Путина прогони!», состояла из двух эпизодов. Первый снимался в Богоявленском соборе в Елохове, а второй 21 февраля 2012 г. в Москве, в Храме Христа — Спасителя. Первоначально правоохранительные органы отпустили участниц акции в Храме Христа — Спасителя, однако позже, судя по всему после соответствующей реакции «наверху», за «Пусси Райот» взялись на полном серьезе. Так, 3 марта 2012 г. правоохранительными органами были арестованы участницы группы Надежда Толоконникова и Мария Алёхина, 16 марта — Екатерина Самуцевич. 17 августа 2012 года участницы группы были признаны виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и приговорены к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Либеральная общественность превратила участниц «Пусси Райот» в настоящих «мучениц от оппозиции», хотя изначально «Пусси Райот» позиционировали себя скорее как леваков и имели весьма опосредованное отношение к российской либеральной тусовке. Тем не менее, благодаря громкому делу и тюремным срокам группа получила всемирную известность, а российское общество оказалось расколотым не только по вопросу, сажать или не сажать участниц акции в Храме Христа-Спасителя, но и по целому ряду других взаимосвязанных вопросов, в первую очередь касавшихся места и роли религии в современном российском государстве. Сами участницы группы, несмотря на реальные сроки заключения, в качестве бонуса получили известность не только в России, но и за ее пределами. Международная правозащитная организация Amnesty International объявила арестованных «Пусси Райот» узницами совести. Еще более странным решением было включение Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной в список 100 ведущих интеллектуалов мира по версии журнала Foreign Policy. Заметим — две недоучившиеся на тот период студентки и одна программист-фрилансер оказались в числе ста ведущих интеллектуалов, обойдя тысячи реальных ученых, литераторов, публицистов, философов из всех стран мира. Фактически, свою поддержку эпатажной деятельности «Пусси Райот» продемонстрировали многие ведущие политики и деятели культуры США и европейских стран.

«Фемен» — от рекламы секс-туризма до политики

Украинское женское движение «Фемен» начало приобретать известность еще в далеком 2008 году, прославившись своими эксгибиционистскими эпатажными акциями протеста, во время которых участницы движения обнажали торс для привлечения внимания общественности. Причем первая акция «Фемен» еще не носила эксгибиционистского характера — участницы движения раздавали в метро пассажирам розовые шарики. Позже движение перешло к более эпатажным акциям, чему способствовало обретение «хозяина». На длительное время спонсором «Фемен» стал известный американский бизнесмен Джед Санден. С 1990-х гг. он действовал на территории Украины, проявляя большой интерес к такой востребованной теме как секс-туризм. Собственно, для рекламы секс-туризма Джеду Сандену и были нужны активистки движения «Фемен». Движение позиционировало себя как защитницы прав женщин, выступая против проституции и секс-туризма. Но свою борьбу девушки вели весьма странными методами — все же публичное обнажение в качестве меры борьбы с проституцией и секс-туризмом малоэффективно. Скорее, наоборот — таким образом, производилась реклама Украины как «страны голых девушек». Те люди, что раскручивали «Фемен» на первых этапах становления движения, знали толк в современных пиар-технологиях. Очень скоро «Фемен» прославились за пределами страны. А перед этим был целый ряд «голых» акций. Так, в ноябре 2009 г. «Фемен» устроили акцию у Министерства образования и науки, потребовав расследования фактов сексуальных домогательств к студенткам со стороны административного и профессорско-преподавательского состава украинских вузов. Формальным поводом к проведению акции стал арест ректора Киевской академии водного транспорта, которого подозревали в изготовлении порнофильмов с участием несовершеннолетних девушек в возрасте 12-16 лет. 5 декабря 2009 г. «Фемен» провели акцию под вполне однозначным названием «Лядская дорожка», у входа в отель «InterContinental» в Киеве. Так активистки пытались выразить протест против конкурса «Мисс Украина Вселенная — 2009» и подчеркнуть, что модели на конкурсах красоты представляют собой товар. Однако впоследствии, в 2011 г., Санден отказался от финансирования «Фемен» — после того, как движение стало много внимания уделять политическим акциям, не связанным с теми ожиданиями, которые предприниматель возлагал на украинских активисток. В декабре 2011 г. Джед Санден прекратил финансирование «Фемен», однако к этому времени движение как раз начало приобретать известность именно как социально-эпатажное.

Еще в 2010 г. «Фемен» все чаще стало проводить акции политической направленности. Так, в январе 2010 г. «Фемен» отметились акцией у здания Центризбиркома Украины. Женщины, вырядившись проститутками, провели акцию «СЕКЗит пол», которой, по их словам, хотели продемонстрировать, что кандидаты на президентских выборах напоминают проституток. Естественно, что после того, как президентом страны был избран Виктор Янукович, «Фемен» начали акции против его правительства. 22 марта 2010 г. они выступили против отсутствия женщин в украинском кабинете министров. 21 мая 2011 г. «Фемен» попытались сорвать открытие «Дня Европы» в украинской столице: активистки в костюмах клоунов развернули плакат с требованием взять Украину в Европу. Действие происходило во время выступления киевского мэра Александра Попова. Активистки объяснили свои действия стремлением к подлинной евроинтеграции Украины. Дальнейшая активизация «Фемен» была связана с общим обострением политической ситуации в мире. В 2011 г. в странах Ближнего Востока и Северной Африки начались массовые выступления, вошедшие в историю под именем «Арабской весны». Беспорядки в арабских странах были срежиссированы американскими спецслужбами, причем на первых этапах провоцирования массовых беспорядков важную роль играли социальные движения, подобные «Фемен». Именно в этот период и сами «Фемен» вышли на международный уровень. 21 декабря 2012 г. движение устроило акцию у посольства Египта в Стокгольме. Вместе с украинками в ней участвовала египтянка Алия Магда аль-Махди. Акция под названием «Голая революция» была направлена «против всех религий, дискриминирующих женщин», однако в ней четко читался антиисламский подтекст, о чем свидетельствовало и участие в акции египтянки аль-Махди. Молодая египтянка вышла к посольству абсолютно обнаженной, чем выразила бурное негодование египетского населения, включая и демократическую оппозицию. Разумеется, после этой акции дорога назад, в Египет, для аль-Махди была закрыта, однако она получила известность на Западе и возможность рассчитывать на гранты различных неправительственных организаций. Провели «Фемен» и акцию в Стамбуле — у мечети «Айя-София», однако, от вмешательства наблюдавших за акцией верующих, участниц движения спасли задержавшие последних турецкие полицейские. Наконец, 1 декабря 2013 года пять участниц движения «Femen» публично помочились на фотографии президента Януковича перед посольством Украины в Париже. Судя по всему, эта акция должна была означать пренебрежение «Фемен» к президенту Украины, где как раз достигло своего пика противостояние между сторонниками «евроинтеграции» и Виктором Януковичем.

«Фемен» против России и … Франции?

Особые «отношения» сложились у «Фемен» с Россией. Естественно, что движение с самого начала заняло подчеркнуто антироссийскую позицию. Эта позиция определялась, собственно говоря, не самими участницами движения, а его закулисными кукловодами. В пропаганде «Фемен» Россия неоднократно выставлялась «гомофобной», «дискриминирующей женщин», «авторитарной» страной. Постепенно «Фемен» перешли и к провокационным акциям на территории Российской Федерации. Так, 9 декабря 2011 г. провокаторши из «Фемен» провели акцию у российского Храма Христа Спасителя в Москве, скандируя лозунг «Боже, царя гони!». Так активистки выразили свою поддержку российской внесистемной либеральной оппозиции. Спустя два месяца, 13 февраля 2012 г. полуголые активистки «Фемен» развернули плакаты «Стоп газовый шантаж» и «Гаси Газпром!» у здания штаб-квартиры российской компании «Газпром» в Москве. Как не сложно понять, этими действиями «Фемен» выражали отношение к сложным отношениям России и Украины в топливно-энергетической сфере. Не остались без внимания «Фемен» и президентские выборы в России. 4 марта 2012 года, непосредственно в день голосования, активистки «Фемен» появились на избирательном участке в здании Российской академии наук. За двадцать минут до их появления здесь проголосовали премьер-министр России Владимир Путин со своей супругой Людмилой Путиной. После того, как глава государства и его супруга в сопровождении охраны покинули помещение избирательного участка, три девушки из движения «Фемен» подбежали к урнам для голосования, обнажились и стали скандировать оскорбления в адрес Владимира Путина. При этом на груди и спине у девушек также были нанесены антипутинские лозунги. Спустя несколько минут активисток задержали сотрудники правоохранительных органов и доставили их в отдел внутренних дел. Разумеется, «Фемен» выражали поддержку и задержанным за провокацию в Храме Христа Спасителя россиянкам из панк-группы «Пусси Райот». 17 августа 2012 г. «Фемен» провели акцию в поддержку «Пусси Райот» в Киеве, где участница движения Инна Шевченко спилила бензопилой и повалила Поклонный крест. Крест был установлен здесь в память о жертвах сталинских репрессий. Причем устанавливала крест даже не Русская Православная церковь, а Украинская грекокатолическая церковь. Какое отношение имел ее крест к событиям вокруг российских оппозиционных «панкуш» и московского Храма Христа-Спасителя малопонятно, но свою задачу «Фемен» выполнили — с акцией в поддержку «Пусси Райот» засветились.

Поскандалить «Фемен» успели и во Франции. 12 февраля 2013 года, на следующий день после отречения Папы Римского Бенедикта XVI, активистки «Фемен» провели акцию в знаменитом парижском соборе Нотр-Дам. Притворившись туристками, восемь участниц движения прошли в неф, где были выставлены девять новых колоколов. Там активистки скинули пальто, под которыми они были топлесс, и стали стучать палками по колоколам, скандируя на английском языке лозунг «Папы больше нет!». На груди и спине каждой активистки была нанесена надпись — «Нет гомофобии», «Кризис веры» и «Пока, Бенедикт!». Выходка «Фемен» в Соборе Парижской Богоматери заставила задуматься об истинных намерениях этой организации и многих европейских политиков и журналистов. Пока «Фемен» оголялись и провоцировали полицию на Украине и в России, европейцы воспринимали их снисходительно и даже с некоторой симпатией — как борцов с «тоталитарным режимом». Но оскорблений в адрес Папы Римского, пусть и покинувшего престол Ватикана, многие французы снести не могли. Во французской прессе появились многочисленные публикации против «Фемен». Так, Бруно Роже-Пети в статье «После провокации в Нотр-Даме для Femen больше нет места во Франции» ("Le Plus", Франция) подчеркнул, что «пример Pussy Riot вряд ли достоин подражания, в чем Femen сегодня имеет возможность убедиться на собственном опыте. Последняя провокация французского «представительства» радикального феминистского движения (активистки выставили напоказ голую грудь внутри Собора Парижской Богоматери, выкрикивая оскорбления в адрес Папы Бенедикта XVI и всех католиков) позволила развеять все сомнения относительно демократической благодетели группы: совершенно ясно, что Femen — не друзья демократии» (Цит. по: http://inosmi.ru/europe/20130214/205899032.html). После того, как активистки «Фемен» пытались провести акцию против демонстрации Национального Фронта Франции, лидер последнего Мари Ле Пен охарактеризовала движение не иначе как «секту истеричек».

Кто стоит за «Фемен», до сих пор точно неизвестно. По мнению политолога Вадима Карасева, «движение достаточно хорошо финансируется. Провокация и эпатаж как инструменты антироссийской политики. От «Фемен» до Павленского Просто так собрать деньги из пожертвований на акции в Стамбуле, Милане, Париже, Москве достаточно трудно. Скорее всего, невозможно. У FEMEN есть хорошие спонсоры. И такими хорошими спонсорами может быть либо власть, либо олигархи, либо спецслужбы» (Цит. по: http://vz.ru/politics/2012/9/21/599200.html). Весьма скудны данные о точной численности движения. По словам самих активисток, в рядах «Фемен» насчитывается 40 активисток, выступающих топлесс и 300 активисток, не участвующих в «обнаженке». Неформальным лидером организации и ее основной представительницей является Анна Гуцол. Уроженка Хмельницкого, она 16 октября 2015 г. отметила свой 31-й день рождения. Именно Гуцол, по данным мировых СМИ, стояла у истоков создания «Фемен» еще в 2008 г. После создания движения она принимала участие во многих акциях. 16 ноября 2012 г. ее задержали в аэропорту г. Санкт-Петербурга, после чего депортировали из Российской Федерации и объявили персоной нон-грата на территории страны. Сама Гуцол всячески подчеркивает, что «Фемен» — не политическое, а якобы «женское» движение. Самой пожилой из участниц акций «Фемен» стала Ольга Сергеевна Деда, которой на момент присоединения к «Фемен» было уже 63 года. Отделения «Фемен» действуют в пяти городах Украины, хотя практически все акции не только на территории самой Украины, но и за ее пределами, включая Россию, Турцию, Швецию, Францию, проводят представительницы «киевского отделения» движения «Фемен». Иногда в преувеличении действительности активистки идут еще дальше и заявляют о тысячах сторонников «Фемен» по всей Украине и даже в других государствах. Но если проанализировать акции движения «Фемен» за всю историю его существования, то на видеозаписи каждой из них можно увидеть не более шести-семи участниц. Допустим, что еще несколько девушек непосредственно не принимают участия в акциях, а занимаются вопросами ее подготовки и обеспечения — но это все равно никак не три сотни человек, о которых говорят представительницы «Фемен». Таким образом, с помощью своих эксгибиционистских акций «Фемен» смогли получить не только всеукраинскую, но и всероссийскую и даже общемировую известность, при этом фактически представляя собой весьма небольшую по численности группу.

Эффективная информационная поддержка «Фемен» стала важнейшим залогом известности и популярности данного движения. Естественно, что движение «Фемен» активно пиарит западная, украинская и российская либеральная пресса. При всей кажущейся несерьезности и даже комичности действий «Фемен», которые вызывают ухмылки у мужчин, на самом деле акции этого движения и, особенно, их информационная раскрутка в СМИ — составная часть «информационной войны», ведущейся не только против России и пророссийских сил, но и против любых традиционных ценностей. Используя образ обнаженного женского тела, на который в любом случае реагирует аудитория, «Фемен» добилась такой известности, о которой не могут и мечтать многие политические партии и движения, насчитывающие тысячи реальных активистов. Придание любым протестным действиям сексуального подтекста — очень тонкий ход, практически всегда гарантирующий повышенный интерес потребителей подобной политической пропаганды. Разумеется, деятельность «Фемен» не была бы возможна без определенной финансовой и информационной поддержки со стороны внешних акторов — «иностранных агентов», как их можно в принципе охарактеризовать. В своих многочисленных интервью представительницы «Фемен» ясно дают понять подлинные цели их движения — содействие некоему «выбору», стоящему перед Украиной (и следует понимать — перед Россией тоже) — «европейская демократия или азиатская диктатура».

Рот, мошонка и подожженные двери

Если эпатажные акции «Фемен», в силу участия в них молодых женщин и самого характера акций, еще могут восприниматься с юмором, то действия небезызвестного Павленского — это абсолютный негатив. В российском обществе широко распространена точка зрения, что Павленский является не совсем вменяемым человеком, отсюда и характер проводимых им акций. Такая же точка зрения тиражируется некоторыми СМИ, однако либеральная пресса стремится и этого человека представить в качестве «борца с режимом».

Провокация и эпатаж как инструменты антироссийской политики. От «Фемен» до Павленского


Петру Павленскому — тридцать один год. Он ровесник основательницы «Фемен» Гуцол. По образованию Павленский действительно художник — он учился в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица по классу монументальной живописи. В 2012 г. Павленский основал онлайн-журнал «Политическая пропаганда», пытавшийся придать современному искусству политический контекст. Разумеется, Павленский выступил как «радикальный оппозиционер» — иначе его популярность среди столичной богемной молодежи оказалась бы под вопросом. Существующая в России политическая система была обвинена в «культурном шовинизме», против которого, по мнению Павленского, и следует бороться. Правда, под художественно-политической борьбой Павленский понимает весьма сомнительные действия. Сомнительные не только с точки зрения их результативности, но и потому, что не очень понятно — призваны они воздействовать на власть или дискредитировать саму оппозицию. Как и многие подобные фигуры и целые группы, специализирующиеся на социально-эпатажных действиях, Павленский сумел вовремя использовать информационную шумиху, возникшую вокруг акции «Пусси Райот» в Храме Христа-Спасителя.

23 июля 2012 г. Павленский, предварительно зашив себе рот суровой ниткой, полтора часа стоял в пикете у Казанского собора. В руках художник держал плакат «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12-13)». Это действие, по мнению Павленского, было призвано обратить внимание общества на проблемы гласности и подчеркнуть необходимость борьбы с «массовой паранойей». Впрочем, сотрудники полиции истинный смысл поступка Павленского не поняли. Была вызвана «скорая помощь» и санитары психиатрической бригады отвезли Павленского на медицинское обследование. Однако врач, обследовав художника, сообщил, что последний является вменяемым и Павленского отпустил. Акция с зашитым ртом принесла Павленскому широкую известность — о поступке художника сообщили не только российские, но и мировые СМИ. Для либералов Павленский превратился в настоящего «героя», хотя у многих россиян сразу же возникли сомнения в его адекватности. 3 мая 2013 г. последовала следующая акция Павленского. Его сторонники принесли голого Павленского, замотанного в колючую проволоку и оставили у входа в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга. На вопросы и реплики зрителей и сотрудников полиции Павленский не реагировал. В конце концов, полицейские принесли садовые ножницы и освободили Павленского, после чего его завели в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Позже Павленский объяснил свои действия протестом против введения целого ряда законов, которые, как он считает, направлены на ограничение прав и свобод населения. Примечательно, что к последним Павленский отнес законы «18+», закон о пропаганде гомосексуализма, закон о защите чувств верующих и ряд других недавно принятых законов. Но всероссийскую известность Павленскому принесла акция 10 ноября 2013 года, во время которой Павленский, находясь на Красной площади, прибил свою мошонку гвоздем к каменной брусчатке. Была вызвана полиция, которая, однако, не поняла с первого раза, как убрать акционера с площади. Поэтому Павленского накрыли простыней, но только затем отсоединили от брусчатки и увезли.

Кстати, Павленский далеко не первым попытался выразить оппозиционные настроения в форме «художественных» перформансов. Был еще такой Антон Глотов — художник, получивший определенную известность во время протестов российской оппозиции в 2011-2012 гг. Тогда на одну из оппозиционных манифестаций на Болотной площади Антон Глотов явился с самодельной башней танка на голове. Затем Глотов появился на митинге в клетке и с табличкой «Тюрьма снаружи». По словам художника, танк из папье-маше символизировал «бумажного солдата» без надежды на успех, но также и государство. Вторая акция, более тривиальная, подразумевала, что свобода — лишь внутри каждого, а вокруг — «тюрьма», в первую очередь, связанная с ограничением политических свобод. Однако более ярких и запоминающихся акций Глотов не провел, поэтому в плеяде раскручиваемых либеральными СМИ художников его сменил Петр Павленский. Одна выходка художника казалась безумней другой, причем, в отличие от того же Глотова и даже «Фемен», Павленский явно балансировал не только на грани ума и разума, но и на грани уголовного законодательства. Каждая из его последних акций, по-хорошему, могла закончиться для Петра Павленского тюремным сроком или принудительным лечением в психиатрической больнице. Поэтому вдвойне удивительно, что Павленскому долгое время удавалось избегать реальных проблем с российскими правоохранительными органами.

Поразительно мягкой оказалась первоначальная реакция правоохранительных органов на поступок Павленского перед Кремлем. В отношении Павленского было заведено дело об административном правонарушении — мелком хулиганстве, однако суд отказался его рассматривать в связи с «неправильно составленным протоколом», после чего полицейские были вынуждены освободить Павленского у здания Тверского суда. Однако уже 15 ноября 2013 г. средства массовой информации сообщили о возбуждении в отношении Петра Павленского уголовного дела по ч. 1 ст. 213 УК РФ «Хулиганство», в соответствии с которой художнику грозило лишение свободы сроком до пяти лет. Однако о каких-либо дальнейших последствиях по факту заведения дела средства массовой информации так и не сообщили. По крайней мере, Павленский остался на свободе и провел еще несколько акций. В частности, 19 октября 2014 года Пётр Павленский, сидя обнажённым на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха. Полицейские, стащив Павленского с забора, отправили его в больницу. Но и в этот раз врачи признали Павленского вменяемым и не подлежащим психиатрической госпитализации. Создавалось впечатление, что Петр Павленский буквально жаждет, чтобы его арестовали и поместили в следственный изолятор или в психиатрическую больницу, но, несмотря на все перечисленные выше акции, этого не происходило. Очевидно, что власть в случае с Павленским выбрала наиболее адекватную тактику — не реагировать на провокационные действия. Общество, в свою очередь, восприняло Павленского просто как больного человека, не знающего, чем привлечь к себе внимание.

Поскольку все предыдущие акции арестом так и не закончились, Павленский пошел еще дальше. 9 ноября 2015 г. в 01 час 15 минут ночи Петр Павленский пришел на Лубянскую площадь и подошел к первому подъезду здания, где размещается Федеральная служба безопасности Российской Федерации. После этого Павленский поджег входную дверь в здание, после чего был задержан в течение тридцати секунд. В тот же день в отношении Петра Павленского возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 214 УК РФ «Вандализм». Сам Павленский заявил, что требует переквалификации уголовного дела на «террористическую» статью. По решению Таганского суда г. Москвы, предварительно Петр Павленский был арестован сроком на месяц.

Провокация и эпатаж как инструменты антироссийской политики. От «Фемен» до Павленского


Кому выгодны «безумства» эпатажников?

Судя по всему, после того, как на свободу вышли участницы «Пусси Райот», Павленскому суждено будет стать новым «политзаключенным героем» российских либералов. Уже сейчас аудитория либеральных СМИ, комментируя новости о последней акции Павленского и его аресте Таганским судом, характеризует Петра Павленского как «идейного борца и творческого человека», чьи действия имеют четкую политическую направленность. Как и история с «Пусси Райот», как и деятельность «Фемен», выходки Павленского усиленно раскручиваются средствами массовой информации. Судя по всему, Павленский выполнял непосредственный заказ на появление нового «заключенного от искусства» номер один, вместо освобожденной Толоконниковой. Но власть, «переборщив» с «Пусси Райот», долгое время не желала поддаваться на провокации Павленского, считая, что лучшее средство против его выходок — не реагировать на них, или реагировать чисто формально. Именно это отсутствие реакции и стало причиной совершения Павленским последней выходки — поджога двери на Лубянке.

По мнению Павленского, или тех, кто стоит за ним и подталкивает его к совершению указанных действий, после подобной акции государство точно не сможет не отреагировать — ведь на глазах всего мира совершено уголовное преступление в отношении спецслужбы мировой державы. Акции, которые провел Павленский в Москве, забудутся еще не скоро, а пока из них наскоро лепят своеобразный оппозиционный бренд. Не исключено, что если Павленскому все же дадут реальный срок или поместят в больницу, выйдя на свободу, он будет небедным по меркам среднестатистического россиянина человеком. Впрочем, о самой дальнейшей судьбе Павленского можно только догадываться — неизвестно, какую еще функцию ему предстоит выполнить. Символические действия всегда играли в политической жизни общества большую роль. Политтехнолог Олег Ведутов так охарактеризовал проведенную Павленским акцию: ««в акции Павленского есть несколько моментов. Огонь — это очень понятный символ начала восстания. Павленский не идиот — самоубийца. Даже яйца он приколачивал не так, как все подумали, а сначала сделал в мошонке специальный пирсинг-тоннель и через него просунул гвоздь, который вбил в мостовую. И здесь серьезных и долгих последствий не будет. Но прогремит на весь мир» (Цит. по: http://rusvesna.su/news/1447146152).

Вне зависимости от того, одни и те же или разные люди стоят за акциями «Пусси Райот», «Фемен» и Петра Павленского, последних объединяет очень правильно выбранная для действий в условиях современного информационного общества тактика. Особенно интересным в этом контексте выглядит поступок Павленского, чьи действия совершенно определенно имеют символический смысл и фактически обозначают призыв к восстанию (мостовая, огонь). Однозначно, что действия Павленского после надлежащего информационного освещения станут востребованы на Западе — как очередное свидетельство «авторитарности» российской политической системы и необходимости борьбы против нее вот такими «художественно-радикальными» методами.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://bloknot.ru/, http://moscow.er.ru/, http://piterets.ru/, http://zagopod.com/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 51
  1. Барбоскин 13 ноября 2015 05:59
    Павленский странный художник. Откройте википедию, там нет ни одной картины, зато подробно расписаны его выходки. Художник без картин. Просто видимо этот только так может привлечь к себе внимание.
    1. EGOrkka 13 ноября 2015 06:18
      фантики не за картины дают....... laughing
      1. Lance 13 ноября 2015 06:32
        Гвозди надо загибать, а не вытаскивать!

        Мда, КГБ уже не то...
        1. mirag2 13 ноября 2015 06:57
          Павленский странный художник.
          -да Вы серьезно?он такой же художник,как я космонавт!-если бы Вы -и не только Вы,а многие из читающих и смотрящих СМИ хоть каплю смыслили в медицине,то поняли,что это просто больной человек.Я на него даже не злюсь.Он болеет.Сознание,миропонимание и морощущение его нарушены-возможно необратимо.И это лишь следствия его болезни,результат,грубо говоря.А о самой болезни конечно я не могу ничего сказать с ним не пообщавшись.Вариантов может быть много: от скрытой для него самого психотравмы и до банальных патологий.
          1. mirag2 13 ноября 2015 07:54
            Я уже здесь это размещал,но повторю,ибо очень к месту)))с 4.08:
            1. mirag2 13 ноября 2015 08:04
              "концепция большого взрыва"-зарождение вселенной видите какая ассоциация у него возникла?Есть такая фишка-тесты Роршаха,картинки типа чернильных клякс,нормальный человек видит то что там есть-на что похоже все по-разному,но выбирают из того что есть,а больные приступообразно-прогредиентной(ПП) формой шизофрении например ДОРИСОВЫВАЮТ процентов 80 из своего воображения,из его ответа видно как он в миг дорисовал общую картину предполагаемого перформанса-из прибитых тестикул выросло полное обновление вселенной.)))
        2. ДэнСабака 13 ноября 2015 09:03
          ну, теперь то ему уже не соскочить..... поджёг - это не мелкое хулиганство.... срок будет реальным...
          но, подозреваю, что этому пи-ар-асту в тюрьме понравится.....
        3. Severomor 13 ноября 2015 09:31
          Цитата: Lance
          Гвозди надо загибать, а не вытаскивать!

          Мда, КГБ уже не то...


          ))))))) камент на работе заценен. + 100500,
          добавили вариант со строительным пистолетом
      2. sherp2015 13 ноября 2015 08:41
        Цитата: EGOrkka
        фантики не за картины дают.......



        многа букавок в статье.
        а если коротко то все эти движения - " фемен, лгбт, зеленые, белоленточные и проч.находятся на содержании "комитета 300" и западных спецслужб
        1. Комментарий был удален.
        2. mirag2 13 ноября 2015 08:45
          Верно,верно,верно!
      3. Ramzaj99 13 ноября 2015 20:55
        Цитата: EGOrkka
        12 ноября в Киеве, у стен Верховной Рады, устроили очередное эксгибиционистское представление активистки небезызвестного движения «Femen». В этот раз любительницы топлесс протестовали против…

        Автор где сискЕ??!!))
      4. Комментарий был удален.
    2. sherp2015 13 ноября 2015 08:51
      Цитата: Барбоскин
      Павленский странный художник. Откройте википедию, там нет ни одной картины, зато подробно расписаны его выходки. Художник без картин. Просто видимо этот только так может привлечь к себе внимание.


      Судя по всему у Павленского внутри огромное количество глистов, которых он по своей недалекости никогда не изгонял, а зря... Добрее был бы после дегельминтизации
    3. Белгород 13 ноября 2015 13:16
      Большинство современных "художников" это ноль без палочки.
      Зато гонору...
    4. Микадо 13 ноября 2015 14:22
      Цитата: Барбоскин
      Павленский странный художник. Откройте википедию, там нет ни одной картины, зато подробно расписаны его выходки. Художник без картин. Просто видимо этот только так может привлечь к себе внимание.

      Это лицо из разряда т.н. "творческих личностей", богатых духовно, и живущих по принципу "что угодно, только не работать". Нам, серым, не понять. wassat Мы ВО интересуемся, "Шарлей" не листаем, на марши несогласных хомяков не ходим, опять-же, оружие в руках держали хоть немного.. Интересно, это чучело долго репетировало на кухне, как мошонку правильно прибивать? what Не, ну реально, харакири более гуманно, кажется! wink В следующий раз пусть винтом прикручивает, и гайку с другой стороны, чтоб если отрывать, так отрывать good . Поневоле начинаешь Хрущева понимать, что в дурки подобных сажал.. Хотя Сталин поступал эффективнее.
  2. papont64 13 ноября 2015 06:11
    Таких надо брить, поливать голову зеленкой, и голыми выкидывать километров за 20 до жилья. Учитесь у Батьки к нему фемин уже не лезет.
  3. МихалЪiч 13 ноября 2015 06:28
    Художник для меня Шишкин, а это просто жалкий безумец.
    1. mirag2 13 ноября 2015 07:46
      Абсолютно с Вами солидарен!
    2. mirag2 13 ноября 2015 07:46
      Абсолютно с Вами солидарен!
    3. Биджо 13 ноября 2015 22:23
      Цитата: МихалЪiч
      а это просто жалкий безумец.

      Согласен! Павленский-нытик и шизофреник. Как говорил Н.Хрущев про "художников-авангардистов" "вы не художники а педер.-ты."
  4. Тот же ЛЕХА 13 ноября 2015 06:29
    - Вам, наверное, нужно жить на острове, где нет правительства, чиновников и полиции?

    - Нет, я хочу жить здесь. В России хорошо. Если бы я совершил акцию в США, там бы в меня, наверное, сначала выстрелили, а потом спрашивали.



    Это из интервью ПАВЛЕНСКОГО журналистке.....вот жук навозный ...знает же что бить будут у нас не больно.

    Полный текст...http://www.mk.ru/social/2015/11/13/akcionist-pavlenskiy-v-tyurme-pr

    iznal-gumannost-fsb.html
    1. апро 13 ноября 2015 06:38
      Беззубость нашей судебной системы,отстраненность нашей власти от общественных проблем и рождает этих мутантов.
      1. DEZINTO 13 ноября 2015 06:53
        Что там у кровавой ГЭБни за поджог дверей ФСБ???? - "хххулиганы какие-то, или хххудожники скорее всего"!

        Или ещё круче - вандал который просит для себя статью за терроризм!! - в кровавой ГЭБне скорее всего будет отпущен через месяц.

        А вот в святочи демократии художника совсем не поняли.

        - Агенты немедленно арестовали его. Им удалось быстро установить личность хулигана. Теперь Адаму Олсону — так зовут преступника — инкриминируют владение запрещённым оружием и нападение на представителя власти.
        1. Grenader 13 ноября 2015 08:43
          В США и не за такое можно в тюрьму попасть :
          Игрок клуба Национальной футбольной лиги (NFL) "Окленд Райдерз" Рэй-Рэй Армстронг может получить семилетний тюремный срок за лай на полицейскую собаку. Об этом сообщает Washington Post.

          Инцидент с игроком "Окленда" произошел 8 ноября незадолго до начала гостевого матча с "Питтсбург Стиллерз". После выхода из раздевалки он начал кричать в сторону полицейского пса, после чего стал лаять на него и бить себя в грудь.

          Полузащитнику в ближайшее время может быть предъявлено обвинение в нарушении 18 статьи уголовного кодекса штата Пенсильвания, запрещающей "умышленно или злонамеренно дразнить, мучить, бить полицейское животное".

          "Любой нарушитель этой статьи совершает уголовно преступление третьей степени", - говорится в статье.

          На данный момент правоохранительные органы ведут расследование. Полицейский отмечает, что Армстронг своими действиями взбесил собаку, что могло привести к серьезным последствиям. Если вина футболиста будет доказана, то ему грозит штраф в размере 15 тысяч долларов или тюремный срок до семи лет.

          Ранее в североамериканском штате Огайо суд наказал гражданина Раяна Стивенса тюремным сроком за лай на собаку.

          ,
      2. mirag2 13 ноября 2015 07:52
        А отчего эта "беззубость2?-оттого что действуют с оглядкой на запад.Посади его,положи в клинику-в первую очередь укропы,а за ними все балты-прибалы возопиЮт:-О!Путин диктатор,ФСБ гнет народ,и призрак почившей толстухи-как ее-серьезно,забыл-О-Новодворская(как я рад что она в моей памяти не оставила следа!)-кровавая гебня!))).
        А что делать?
        Или забить на все-подобно еврейскому государству-но у Израиля есть монстр поддержки -США,а у нас нет...
        Или терпеть...Пока значит,наше руководство решило терпеть.Но просто терпеть нельзя!Нужно хотя бы публично подвергнуть их осмеянию.Будет некое нивелирование их провокаций.
  5. 1234567890 13 ноября 2015 06:37
    По поводу последней выходки Павленского лучше всего у себя на сайте высказался Goblin: надо было мошонку к двери прибить, а потом дверь поджечь.
    1. Тот же ЛЕХА 13 ноября 2015 06:44
      надо было мошонку к двери прибить, а потом дверь поджечь.


      smile Чего над больным умом и убогим потешаться он и так себя сам наказывает...извращенец какой то...получает удовольствие.
      1. 1234567890 13 ноября 2015 06:52
        Почему наказывает? Он наверно мазохист, приколотит мошонку и тащится.
  6. Тот же ЛЕХА 13 ноября 2015 07:02
    Вне зависимости от того, одни и те же или разные люди стоят за акциями «Пусси Райот», «Фемен» и Петра Павленского, последних объединяет очень правильно выбранная для действий в условиях современного информационного общества тактика. Особенно интересным в этом контексте выглядит поступок Павленского, чьи действия совершенно определенно имеют символический смысл и фактически обозначают призыв к восстанию (мостовая, огонь).


    Чуствуется работа ТЕФТА....тот же почерк что и на УКРАИНЕ.
  7. rotmistr60 13 ноября 2015 07:21
    Для Украины лозунг "Свободу педерастам" стал призрачной дорогой в ЕС, по которой они бредут, бредут, а добрести не могут, т.к. не пускают. Вы там хоть все поменяйте ориентацию все равно Европе вы не нужны. Вы нужны как раздражитель России. По поводу "Фемен" и т.н.. "художника" можно сказать одно - если с головой не в порядке, а пациент этого не понимает, то необходима изоляция от общества.
  8. АлНиколаич 13 ноября 2015 07:49
    Все эти факты показывают бессилие отечественной психиатрии! Раньше бы сам факт акций пусек павленского
    и иже с ними, свидетельствовал о психиатрическом заболевании, и лежали бы они в психушке код галоперидолом, и не гундели... Покойная Новодворская пол жизни в больниичке провела же.
    Неё, демократия у нас, всех шизиков из больнички на волю, на митинг!
    Вот и имеем, что имеем!
  9. Военный Строитель 13 ноября 2015 08:06
    Сколько дерьма выплеснулось наружу? Таких персонажей надо выставлять на аукционе, и если найдется страна которая их примет, отправлять безвозмездно, ну а если не кто не примет, закрывать в психушку навсегда
  10. пресс-аташе 13 ноября 2015 08:11
    то что он болен психически... wassat видно по его лицу.. yes не помню как по медицинским терминам правильно называется такая болезнь, но она у него на лице! Врачи спецом его делают "вменяемым"- просто лучше такого посадить, а там ему "помогут" сокамерники понять в чем смысл жизни.и может не вылечат, зато отправят в нужном направлении. laughing
    Вон как ему нравится жить в России! Ему же (судя по его интервью) очень даже хорошо! Только вот что мешает жить спокойно как нормальные люди..не ясно..или жадность она такая..на все пойдешь ради денег..? fool И в конце концов, нужны же нашим либерастам поводы чтобы вопить, что у нас сплошь "политзаключенные" в тюрьмах сидят! Жертву им надо! Любую. И никто в гейропе не будет заморачиваться о том, почему же эти либерасты позволяющие себе кучу всего против народа и власти (за что у них бы в стране как минимум посадили, а в матрасне просто пристрелили)-до сих пор живы и даже не сидят?!!! Немцов не считается, т.к. это история о "политическом борце всех времен и народов" которую придумал Ходор вышедший после длительной отсидки и разыграл по правилам 90-х, или как умеет, а по сути была просто инфо-бомбой для матрасов и гейропы, чтобы очередной раз показать всему миру что Россия не деРмократична... Таких как все эти пуськи (чет не видать их давно)и фемены и "художники" от слова худо и все остальные,таких надо сажать сразу в дурку или отправлять на их "родину" и лишать гражданства России без права восстановления!
  11. Харон 13 ноября 2015 08:38
    Этих "деятелей искусства"надо ещё "премию" выдать,в виде аминазин и галоперидола...пожизненно.
  12. vladimirvn 13 ноября 2015 09:11
    Для меня, они все бесноватые. Беснование (одержимость) – господство дьявола над человеком. Человек заражается грехом.
    Так что, если в человеке Дух Святой живет, никогда бес не войдет в человека. А если нет в нем Духа Святого, то значит, что в нем живет другой бес. Душа незанятой не бывает.
  13. bmv04636 13 ноября 2015 09:31
    предлагаю, что бы он этот дибилоид так же поджег двери радиостанции ухоманцы
  14. Shuttle 13 ноября 2015 09:51
    Пока он зашивает себе рот - он не нарушает закон.

    Но когда он публично по собственной воле демонстрирует свои гениталии (вне зависимости от контекста) - он эксгибиционист, а не художник. Его видят не только толерантные взрослые, но и невинные дети. Долг хороших родителей одеть голенького дядю, отвести его в теплое сухое место, поставить его в угол и сделать ата-та по попе, чтоб не баловался пипиской. Надеюсь, что дяденьки полицейские выполнили свой долг.
    Но если этот мальчик-Павленский настолько глупенький, что не понял урок, а наоборот, взял спички и поджог двери на работе у деденек, которые охраняют нашу страну и все детские садики тоже охраняют, то по попе ата-та надо сделать чуть внушительнее и увереннее. А также забрать спички и связать ручки. Кормить из ложечки, соблюдать режим дня, никакой бухашки, никакой куришки. Кашка-овсяночка на завтрак, картошка-толкошка на обед и рыбий жир на ужин. 6:00 подъем, чтение ГК и УК наизусть, прогулка, снова чтение, по желанию общественно полезная работа на свежем воздухе или сидеть в сухой и темной комнате (а без свободы выбора нельзя личность оставлять!). И повторять изо дня в день. На первый раз годика два такого садика хватит.
    Скажете что я жестокий? Возможно.
    Но мальчик-Павленский еще хуже. Он показывал писюн всем. И деткам тоже. И даже девочкам на улице. Я не доктор, но по-моему это симптом какого-то психического расстройства.
    Вот если бы он публичную голодовку объявил, или дал бы обет молчания и сел возле дверей ФСБ с одиночным пикетом, то тогда да, уважаю его позицию. Не принимаю, но по крайней мере - уважаю. Человек чем-то реально жертвует.

    А так...
  15. Виктор-М 13 ноября 2015 09:51
    Раньше этих душевно больных определили бы в специализированное учреждение.
  16. Неофит 13 ноября 2015 10:03
    Гетман Петрушка обещал свидомым безвизовый режим в 2016г.Успеют ли украинцы стать повсеместно геями и прочими извращенцами,в угоду ЕС?Конечно,нет!ЕС воет от 1-2млн. беженцев,а тут нахлынет орда в 30 млн.!
  17. Le Chat 13 ноября 2015 10:56
    Отсутствие виз будет способствовать тому, что в Украину хлынут миллионные потоки совершенно лишних для Европы безработных граждан.
    Исправьте ошибку. Не в Руину а наоборот ИЗ РУИНЫ.
  18. Begemot 13 ноября 2015 10:57
    Надо "креативно"( ох не люблю это слово) реагировать на подобные выходки. Прибил себя за яйца к мостовой - накрыли палаточкой, отобрали инструмент и пусть сидит себе, пока самому не надоест, а потом заснять, как будет яйца сам себе отрывать. В другой раз подумает, стоит ли.
    1. баклан 13 ноября 2015 13:24
      Бегемот, двумя руками вас поддерживаю. Только палатка, слишком гуманно! Огородить его, чтобы туристы не видели и пусть сидит на камешках под открытым небом. А как яйца оторвал свои, под рученьки и подальше от Москвы, в лес, на волю выпустить. Животные должны жить в лесу... А вот теперь гуманно и человечно...
  19. Т-73 13 ноября 2015 11:03
    Да уж, "достойных" представителей либерасня возносит как борцов за какие-то там ценности и называет узниками совести. Как говорится: каков поп - таков приход. Каких ещё персонажей увидим не знаю, но тенденция на лицо. Деградация во всём великолепии. Моральном в первую очередь. Ну и далее по списку.
  20. xomaNN 13 ноября 2015 11:18
    С "пусями" тогда опасаясь воя из-за бугра, обошлись мягко.А этого П-психа уже пора к уголовке в зону на перевоспитание, даже за пару лет найдут "подход" и "проход" bully
  21. bragin 13 ноября 2015 11:33
    Как-то вспомнилось.
  22. Belousov 13 ноября 2015 12:15
    Будут сидеть пуськи с этим идиотом или не будут - эхо мацы и прочие западные все равно будут вопить о нарушениях прав и свобод. А вот если бы посадить их по нормальному, то желающих повторит их путь вряд ли бы нашли. какая-то гэбня у нас уже не кровавая...
  23. 1рл141 13 ноября 2015 13:15
    Цитата: Барбоскин
    Павленский странный художник. Откройте википедию, там нет ни одной картины, зато подробно расписаны его выходки. Художник без картин. Просто видимо этот только так может привлечь к себе внимание.


    Он из разряда тех художников, которые рисовать не умеют.От слова "худо".
    Но пукнуть и повонять на весь мир очень хочется.
    У них ведь как, не умеешь рисовать - делай инсталляции.
    Не хватает мозга сварить пару железок вместе или склеить чего нибудь из бумаги - делай перфоманс.
    Почитайте вот это.
    http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/sovremennoe-iskusstvo-chtob-ego-572955


    Особенно вставляет картина украинского художника Чичкана.Под названием "Светлана"
  24. KIBL 13 ноября 2015 13:58
    Тяжёлые наркотики своё дело знают!
  25. IAlex 13 ноября 2015 14:00
    Ну если с ними не бороться, то они и дальше на американских бабках будут плодится как мухоморы после дождя...

    Этих пусси риот в тюряги бы покалечили, кому-нибудь там фиктивный срок дали за это... Зато следующим "борцам с режимом на американские бабки" уже очковее было заниматься противоправной деятельность... А так сплошная романтика, был неизвестным хмырем, наехал на государство, посадили, вышел, получил премию, стал рьяным оплачиваемым борцом с режимом...
  26. wert 13 ноября 2015 14:20
    Чет вспомнилось:
    "Я хочу понять кое-что. Помоги мне, ладно? Когда человек сумасшедший, как ты, например, ты понимаешь что ты сумасшедший? Вот сидишь ты в собственном дерьме, дрочишь там, вдруг остановился и подумал: ух ты, ни у псих же я! бывает такое?"
  27. ярусский 13 ноября 2015 15:00
    вопрос!
    Можно ли воспользоваться идеей данного художника и прибить его мошонку ко лбу Толоконниковой?
    Думаю данное фото также как и фото с зашитым забралом войдет в сотню лучших в мире
    1. Tankist_1980 13 ноября 2015 15:27
      И поджечь...
      1. Lance 13 ноября 2015 16:27
        Хороший перфоманс! Только подальше от общественных мест, на помойке за 101м километром.
  28. bionik 13 ноября 2015 16:00
    Просто кусок дерьма!!!
  29. ALEA IACTA EST 13 ноября 2015 17:35
    Делать им нечего...
  30. антисемит 13 ноября 2015 17:45
    а не проще было его по тихому шлепнуть?
  31. Сарториус 19 ноября 2015 04:43
    Талантище laughing. Нужно помочь юному дарованию, совместить все в одном флаконе. Зашить рот, приколотить хозяйство, а затем подпалить все вокруг него. Интересно что пересилит, желание сохранить причиндалы или превратиться в курицу гриль.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня