Military Review

The era of oil Colonel Shpakovsky

4
The era of oil Colonel Shpakovsky



As a Russian engineer opened the era of liquid fuel to humanity

The first message for the 1866 year reflected in the activities of the Imperial Russian Technical Society (IRTO) is a message from October 29 A.I. Shpakovsky - on the application of spraying to the heating of steam boilers.

Alexander Ilyich Shpakovsky, one of the most outstanding Russian engineers of the XIX century, was a professional military man. Born in 1823 in an impoverished noble family, he entered the grenadier regiment in 17 years. Over 30 years Shpakovsky gave military service, combining it with a passion for mathematics, physics and chemistry.


Alexander Ilyich Shpakovsky. Photo: stereoscop.ru

A competent officer was sent as a teacher to Pavlovsky Cadet Corps, one of the centers for training future officers in St. Petersburg. The teaching work was successfully combined with experiments in the field of newly born photography and electrical engineering. In particular, in 1856, ten "electric suns", the light bulb of the Shpakovsky design, were used to illuminate the coronation celebrations of Emperor Alexander II.

At the same time as electrical engineering, Shpakovsky was engaged in the creation of non-electric lighting systems for marine fleet. Back in 1866, he designed a signal lamp - a pulverized jet of turpentine was supplied under pressure with a pump under the pressure of an alcohol. This “flashing light” provided far-visible flashes of flame that were easy to control.

It is the effect of pulverization in the signal device that prompted the inventor Shpakovsky to the idea that this phenomenon can be successfully used in steam engines. After all, spraying, that is, spraying, mixing a jet of liquid fuel with oxygen from the air, increases the burning effect and dramatically increases the efficiency of the fuel being burned.


Nozzle A.I. Shpakovsky for burning liquid fuel. Photo: studfiles.ru

As Shpakovsky himself wrote: “The thought came to me to use pulverization to apply it to the furnace of the boilers” (“Notes of the Russian Technical Society”, 1867 year, issue II). For the experiments, the inventor has built a working model of a screw steamboat with a boiler heated by a “turpentine flame” that is being sprayed. After a series of experiments, Shpakovsky created the first “steam nozzle” in the world for 1866, which allowed the steam boiler to operate not with hard coal, but with liquid fuel.

Ideas to use in the steam engine liquid fuel, in particular oil, and previously put forward by European and American inventors. But all the proposed mechanisms were imperfect, only Shpakovsky was able to propose the idea of ​​spraying that dramatically increase efficiency and create a successful design of such an engine, which was much easier and more efficient than a conventional coal-fired steam boiler. As Shpakovsky himself described the achieved effect in the terminology of the 19th century: “Saving space, gaining weight and reducing the room for fuel ...” (Notes of the Russian Technical Society, 1867 year, issue II).

To demonstrate the effectiveness of his invention, Shpakovsky at his own expense created two “fire locomobiles” for St. Petersburg — steam boilers working on turpentine, which set in motion water fire pumps. These lightweight, fast-moving structures were successfully used to extinguish the fire. So, in 1868, on one of the fires in St. Petersburg, two Shpakovsky automatic pumps worked, pumping water, without a break for three days - according to the estimates of metropolitan merchants, by spending turpentine on 400 rubles, Shpakovsky’s invention saved several millions of goods.



In 1866, in the fleet magazine “Morskoi Sbornik”, an article was published by Lieutenant Colonel Shpakovsky “Comparative Evaluation of the Steam-Fired Boiler’s Furnace with Coal, Turpentine and Oil”, in which the inventor argued that oil is much more convenient and profitable for steam furnaces than coal. The following year, in the journal “Notes of the Imperial Russian Technical Society” appears the final article of Shpakovsky “On the application of spraying to the heating of steam pipes”. In 1870, on the instructions of the Russian Technical Society, Alexander Ilyich Shpakovsky, who had already received the rank of colonel, lectured on his invention at the All-Russian manufactory exhibition, where the latest achievements of the domestic industry were then demonstrated.

So the Russian colonel was the first in the world to substantiate and create a working mechanism using liquid fuel. Already in the 1870 year, steam vessels of the Volga and Caspian flotillas were equipped with Shpakovsky steam nozzles. It was there that there was a lot of cheap oil from Baku, which made this invention particularly advantageous, to which Shpakovsky himself had previously given an economic rationale on the pages of the Notes of the Russian Technical Society (issue II for 1867 year). “For the Caspian and Black Seas,” the inventor wrote, “where a pound of oil costs 30 cop., And a pound of coal, such as Don anthracite, costs 40 cop., This furnace will be economically profitable, since 1 will replace oil pud of oil more than 1 pood coal. "

In the fleet, Shpakovsky’s invention over time allowed us to abandon many stokers and heavy manual labor in moving many tons of coal to steam fireboxes. As he wrote, looking into the future, Alexander Ilyich himself as far back as 1867 year: “I happened to hear the views of sailors who consider it inappropriate to use people where their work can be replaced with a machine ...” (Notes of the Russian Technical Society, 1867 release ii).

In fact, it was Alexander Shpakovsky who opened the era of using liquid fuels and oil products as a fuel for engines on our planet.

In the 1880 year, when the Electrotechnical Department of the Imperial Russian Technical Society was created, Alexander Shpakovsky was elected an “indispensable member”, as the members of the board of the IRT were then called.
Author:
Originator:
http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/era-nefti-polkovnika-shpakovskogo-19636.html
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Reptiloid
    Reptiloid 16 November 2015 19: 07 New
    +4
    Thanks for the story. Here is how it turned out. And at what time. At school I loved organic chemistry, read a book about the production of petroleum products, but I did not know that.
  2. moskowit
    moskowit 16 November 2015 19: 16 New
    +3
    Destroyers of the Novik type, with all-oil boilers and powerful steam turbines, were “breakthrough” at the time.

    "The role played by Novik is hard to overestimate. It was a landmark ship, which became a kind of benchmark for the next decade in its class. For the first time in the Russian fleet, powerful steam turbines and purely oil boilers appeared on the destroyer, the 36-nodal speed limit was overcome "For the first time, its hull was assembled according to the longitudinal recruitment system. It was the first to be equipped with an unusually powerful weapon at that time." (From Wikipedia)
  3. tinibar
    tinibar 16 November 2015 19: 21 New
    +3
    Glory to Russian engineering!
    1. Sergey S.
      Sergey S. 16 November 2015 23: 24 New
      +2
      Quote: tinibar
      Glory to Russian engineering!

      Join.

      But.
      When the Shpakovsky nozzles were put on the boilers of the Volga-Caspian ships, they revealed a lot of problems.
      The main thing is the need to control the length of the torch and ensure uniform mixing in the volume. On the first steamboats, the air-fuel mixture flew unburned through the boiler tubes, and already burned out in the chimney and pipe.

      The problem of a successful nozzle design was decided by engineers Kalashnikov and Shukhov. Their nozzles, created after the relative failure of Shpakovsky, were good and have already gained practical distribution.

      And I respect Shpakovsky for the foresight of thought and the obvious practical orientation.

Эра нефти полковника Шпаковского

Эра нефти полковника Шпаковского


Как русский инженер открыл человечеству эпоху жидкого топлива

Первым сообщением за 1866 год отраженным в деятельности Императорского русского технического общества (ИРТО) числится сообщение от 29 октября А.И. Шпаковского — о применении пульверизации к топке паровых котлов.


Александр Ильич Шпаковский, один из самых выдающихся русских инженеров XIX столетия, был профессиональным военным. Родившийся в 1823 году в обедневшей дворянской семье, он в 17 лет поступил рядовым в гренадёрский полк. Свыше 30 лет Шпаковский отдал военной службе, совмещая её с увлечением математикой, физикой и химией.

Эра нефти полковника Шпаковского

Александр Ильич Шпаковский. Фото: stereoscop.ru

Грамотный офицер был направлен преподавателем в Павловский кадетский корпус, один из центров подготовки будущих офицеров в Петербурге. Преподавательская работа удачно сочеталась с опытами в области только что зародившейся фотографии и электротехники. В частности, в 1856 году для освещения коронационных торжеств императора Александра II использовалось десять «электрических солнц», электроламп конструкции Шпаковского.

Одновременно с электротехникой Шпаковский занимался созданием неэлектрических систем освещения для морского флота. Еще в 1866 году он сконструировал сигнальную лампу — в спиртовой огонёк насосом под давлением подавалась пульверизированная струя скипидара. Такая «сигнальная лампа» обеспечивала далеко видимые вспышки пламени, которыми было легко управлять.

Именно эффект пульверизации в сигнальном приборе натолкнул изобретателя Шпаковского на мысль, что это явление можно с успехом использовать в паровых двигателях. Ведь пульверизация, то есть распыление, смешивание струи жидкого топлива с кислородом воздуха, повышает эффект горения и резко увеличивает КПД сжигаемого топлива.

Эра нефти полковника Шпаковского

Форсунка А.И. Шпаковского для сжигания жидкого топлива. Фото: studfiles.ru

Как писал сам Шпаковский: «Пришла мне мысль воспользоваться пульверизациею для приложения ея к топке котлов» («Записки Русского технического Общества», 1867 год, выпуск II). Для проведения опытов изобретатель построил действующий макет винтового парохода с котлом, нагреваемым пульверизируемым «скипидарным пламенем». После серии опытов Шпаковский к 1866 году создал первую в мире «паровую форсунку», которая позволяла паровому котлу работать не на твердом угле, а на жидком топливе.

Задумки использовать в паровом двигателе жидкое топливо, в частности нефть, и ранее выдвигались европейскими и американскими изобретателями. Но все предложенные механизмы были несовершенны, только Шпаковский сумел предложить резко повышавшую КПД идею пульверизации и создать удачную конструкцию такого двигателя, который был куда легче и эффективнее обычного парового котла, работающего на угле. Как описывал достигнутый эффект сам Шпаковский в терминологии XIX века: «Сбережение пространства, выигрыш в весе прибора и уменьшение помещения для топлива…» («Записки Русского технического Общества», 1867 год, выпуск II).

Для демонстрации эффективности своего изобретения Шпаковский за свой счет создал для Петербурга два «пожарных локомобиля» — работающие на скипидаре паровые котлы, приводившие в движение водяные пожарные насосы. Эти легкие, быстро перемещаемые конструкции с успехом использовались для тушения огня. Так, в 1868 году на одном из пожаров в Петербурге два автоматических насоса Шпаковского работали, качая воду, без перерыва трое суток — по подсчетам столичных купцов, израсходовав скипидара на 400 рублей, изобретение Шпаковского спасло товара на несколько миллионов.

Эра нефти полковника Шпаковского


В 1866 году во флотском журнале «Морской сборник» была опубликована статья подполковника Шпаковского «Сравнительная оценка топки паровых котлов каменным углем, скипидаром и нефтью», в которой изобретатель доказывал, что нефть куда удобнее и выгоднее для пароходных топок, чем каменный уголь. В следующем году в журнале «Записки Императорского Русского Технического общества» появляется итоговая статья Шпаковского «О применении пульверизации к топке паровых трубок». В 1870 году по поручению Русского Технического общества Александр Ильич Шпаковский, уже получивший звание полковника, читал лекции о своём изобретении на Всероссийской мануфактурной выставке, где тогда демонстрировались новейшие достижения отечественной промышленности.

Так русский полковник первым в мире обосновал и создал действующий механизм с применением жидкого топлива. Уже в 1870 году «паровыми форсунками Шпаковского» начали оборудоваться пароходы Волжской и Каспийской флотилий. Именно там было много дешевой нефти из Баку, делавшей особенно выгодным это изобретение, экономическое обоснование которому ранее дал сам Шпаковский на страницах «Записок Русского технического Общества» (выпуск II за 1867 год). «Для Каспийского и Чёрного морей, — писал изобретатель, — где пуд нефти стоит 30 коп., а пуд каменного угля, например донского антрацита, обходится в 40 коп., эта топка будет выгодна и в экономическом отношении, так как 1 пуд нефти заменит более чем 1 пуд угля».

На флоте изобретение Шпаковского со временем позволило отказаться от множества кочегаров и тяжелого ручного труда, по перемещению многих тонн угля в паровые топки. Как писал, заглядывая в будущее, сам Александр Ильич еще в 1867 году: «Мне случалось слышать мнения моряков, которые считают несовременным употребление людей там, где их работа может быть заменена машиною…» («Записки Русского технического Общества», 1867 г., выпуск II).

Фактически именно Александр Шпаковский открыл на нашей планете эру применения жидкого топлива и нефтепродуктов как горючего для двигателей.

В 1880 году, когда был создан Электротехнический отдел Императорского русского технического общества, Александр Шпаковский был избран «непременным членом», как тогда именовались члены правления отделов ИРТО.
Автор: Алексей Волынец
Первоисточник: http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/era-nefti-polkovnika-shpakovskogo-19636.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. Reptiloid 16 ноября 2015 19:07
    Спасибо за рассказ. Вот как это было оказывается.И в какое время.В школе любил органическую химию,читал книгу о производстве нефтепродуктов,а этого не знал.
  2. moskowit 16 ноября 2015 19:16
    Эсминцы типа "Новик" с полностью нефтяными котлами и мощными паровыми турбинами были "прорывными" в своё время.

    "Роль, которую сыграл «Новик», трудно переоценить. Он был этапным кораблём, ставшим в своём классе своеобразным эталоном на последующее десятилетие. Впервые в Российском флоте на эскадренном миноносце появились мощные паровые турбины и чисто нефтяные котлы, был преодолён 36-узловой рубеж скорости. Впервые его корпус был собран по продольной системе набора. На нём впервые установили необычайно мощное на то время вооружение." ( Из Википедии)
  3. tinibar 16 ноября 2015 19:21
    Слава русской инженерной мысли!
    1. Сергей С. 16 ноября 2015 23:24
      Цитата: tinibar
      Слава русской инженерной мысли!

      Присоединяюсь.

      Однако.
      Когда форсунки Шпаковского поставили на котлы волжско-каспийских пароходов, они выявили массу проблем.
      Главная - необходимость управлять длиной факела и обеспечивать равномерное в объеме смесеобразование. На первых пароходах топливовоздушная смесь пролетала недогоревшей через трубки котла, и догорала уже в дымовой коробке и трубе.

      Проблему удачной конструкции форсунки решили инженеры Калашников и Шухов. Их форсунки, созданные после относительной неудачи Шпаковского, были хороши и получили уже практическое распространение.

      А шпаковского уважаю за дальновидность мысли и явную практическую направленность.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня