Магомед Толбоев: «Только из космоса сегодня можно защитить страну»

91
Магомед Толбоев: «Только из космоса сегодня можно защитить страну»Через десятилетия разрухи и аттракционного глумления «Буран», похоже, возвращается как бумеранг – даром, что ли, многоразовый! В канун очередной, 27-й, годовщины (15 ноября 1988 г.) первого и единственного триумфального полёта в беспилотном режиме советского «челнока» о его испытаниях и перспективах возрождения рассказывает человек, учивший летать это техническое чудо.

– Магомед Омарович, каково вам – человеку, непосредственно участвовавшему в становлении этого суперпроекта было узнать, что программа «Энергия-Буран» бездарно свернута? Когда копию космического челнока везли как тушу по Москве-реке, выставив его затем в качестве аттракциона в Парке культуры и отдыха имени Горького, а на оригинал обрушилась крыша ангара в 2002 году?

– Конечно, мне и всем моим товарищам, участвовавшим в испытаниях, было больно. Программа «Энергия-Буран» прекратила существование не в одночасье. Кстати, до сих пор решением правительства она официально не закрыта. Она была в 1990-м приостановлена Министерством авиационной промышленности, которого сейчас нет, его функции переданы ряду других ведомств. Через три года её «законсервировали». Кстати, поскольку программа «Энергия-Буран» началась с постановления ЦК КПСС, то и отменить её сегодня может, по идее, только президент РФ. В целом разрушение этого уникального космического проекта, как и многих других, явилось логическим следствием «бедовой» исторической эпохи, когда все прошлые достижения стало модно отрицать, резать на металлолом и сдавать в утиль.

– Вы входили в состав 12 лётчиков-испытателей пилотируемого аналога «Бурана» – (БТС-02 ОК-ГЛИ) прозванной «Волковской дюжиной». Расскажите, как вы попали в отряд, возглавляемый лётчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза Игорем Петровичем Волком?

– Я вообще удивляюсь, как я стал лётчиком. Я вырос в горах, не знал русского языка, чабанил. В Махачкале-то до этого никогда не был! Но почему-то добрался до лётного училища в Ейске, куда напрямую не ходили поезда из столицы Дагестана.

В итоге гораздо более образованные русские ребята не были отобраны, а я оказался в числе 225-ти (из 1196 поступавших) зачисленных в училище. К выпуску же дошли только 123 человека. В 1977-м я поступал в отряд космонавтов, прошёл там почти всю комиссию, «срезали» на медицине: из-за нескольких катапультирований у меня было 4 грыжи Шморля. После этого я вернулся в воинскую часть. Летал в Германии три года, побывал в Анголе по «командировке». Попал в итоге в отряд лётчиков-испытателей. Это вообще была самая сильная школа в мире. Такой до сих пор нигде и сегодня нет. Я всегда сравниваю её с Большим театром, балетом. Невозможно сказать про кого-то в мире, что у него балет сильнее, ну, еще «Ла Скала» в мире есть, но там конек – опера.

– А когда вы первый раз увидели «Буран», было ли ощущение, что это «прима-балерина» Большого?

– Честно сказать, с первого взгляда не верилось, что он вообще взлетит. По виду – чемодан с крылышками весом 80 тонн, как небольшой железнодорожный состав. С другой стороны, мы знали тогда, что на программу работает уйма самых серьёзных специалистов. Позже получили точные цифры: шесть тысяч предприятий, миллион 200 тысяч высококвалифицированных специалистов. А всех вместе – 3 млн 600 тыс. Конечно, мы сознавали, что несём последнюю ответственность, что у нас в руках хрупкое «золотое яйцо», Мы можем его уронить, а можем сохранить…

– И как вы испытывали эту драгоценную махину?

– Были горизонтальные лётные испытания. На аналоге «Бурана» с навесными двигателями от Су-37 и Су-27, мы выполняли полёты для отработки его посадки на землю. Вообще нет никакого сравнения с самолётом, кроме того, что он летит! На самолёте вы заходите на посадку по глиссаде с углом наклона два градуса 40 минут и скоростью 5 метров в секунду максимум. Когда поближе, то 2-3 метра в секунду. А у нас скорость снижения – 120-160 метров в секунду! Это 360 километров в час по вертикали вниз, а при этом ещё вперёд 1800 километров в час. Наработанные нами алгоритмы легли в систему автоматической посадки, которую уже настоящий «Буран» произвёл из космоса. Да так успешно, что мир ахнул.

Отдельно отрабатывалось спасение блоков. У корабля «Буран» был центральный блок, где самые мощные четыре двигателя, и есть четыре блока по 4 двигателя, это ценные агрегаты. Когда я сопровождал «Буран» на взлёте, моя задача была заснять отделение боковых блоков «Энергии»: соединяются ли они друг с другом, как они входят, то есть все визуальные параметры. Оказалось, что они очень симметрично входят. Кстати, это зависит от того, как они отключились, мгновенно или с задержкой 0,1 секунды. Задача была на них поставить шасси и парашютную систему для десантирования. Эту систему спасения просто не успели доделать.

Позже мы обучали в Жуковском французских лётчиков-испытателей в рамках многоразовой космической программы «Гермес». Они с ракеты-носителя «Орион-5» должны были запускать свой корабль, который был всемеро меньше «Бурана» по весу и габаритам. Такого опыта, как у нас, в мире ни у кого не было, и до сих пор нет!

Самый тяжёлый моральный, психологический удар был нанесён по нам – второму набору в волковский отряд. Первый набор был старше нас на 15 лет, а третьи даже не успели практически ничего почувствовать.

Экипажи у нас уже были определены, номера кораблей, кто с кем полетит, кто командир, кто второй. И вдруг – программу свернули. Если продолжить «театральную тему», то похоже на то, как после первого блистательного танца всего балетной труппы с примой во главе, вдруг падает занавес, зрителям и актёрам объявляют: расходитесь, продолжение спектакля откладывается на неопределённое время…

– А что, были какие-то нештатные, нестандартные ситуации?

– Удивительно, но связанных именно с «Бураном» не было. Сама эта программа, несмотря на её неординарность, реализовалась с высочайшими технологическими требованиями. У нас тогда электронная промышленность здорово отставала от американской, от японской. Мы же помним разницу между японскими и нашими портативными приёмниками, магнитофонами... Но, несмотря на это, при полётах не было ни одного серьёзного сбоя в электронике!

– Ходила легенда, фигурировавшая в фильме ««Буран». Созвездие волка» о некоем роке, настигавшем одним за другим испытателей советского челнока. То есть, люди, которые были связаны с испытаниями корабля, погибали рано при различных обстоятельствах. Вам не страшно было, когда один за другим вдруг начали уходить ваши товарищи? Тогда вроде бы и расследование даже нашими спецслужбами было инициировано: не американские ли «друзья» подстраивают череду смертей…

– Да, гипотезы разные выдвигались. Но ничего подобного там не нашли. Есть обыкновенная работа профессионалов, и есть ошибки профессионалов. И то, что ребята погибли, это было превышение возможностей самого профессионализма...

– Программа «Энергия-Буран» стала последним «техническим подвигом» Советского Союза, однако некоторые до сих пор пишут, что мол, СССР погиб в результате войны в Афганистане и экономического перенапряжения при строительстве космического челнока...

– Сказки пусть не рассказывают! Почему же Америка не развалилась от лунной программы? Для того времени они вложили огромные средства – 14 миллиардов долларов прямых государственных инвестиций, не считая привлеченных. Но какой был взрыв в области радиоэлектроники! Теперь они эту программу сто раз окупили!

– Не меньшим обещал быть и практический «выход» из Бурана - там же масса высоких технологий, начиная от уникальной обшивки! Я знаю фирму, которая поднялась на производстве промышленных печей, начав с маленького кооператива муфельных печек, внутри которых стояла «бурановская» термоплитка...

– Все эти технологии нашли бы применение в народном хозяйстве, обусловили бы качественный скачок во многих отраслях. Например, впервые на «Буране» для синхронизации восьми ЭВМ использовался кварцевый генератор, подававший единую сетку тактовых сигналов частотой 4 мегагерца. Где такое было?! Если бы программа «Энергия-Буран» продолжилась бы, то и эта система нашла бы применение. Но, видно, кому-то этого очень не хотелось....

– Несмотря на собственные наработки, начиная от эскизного «лапотка» Павла Цыбина, мясищевских и туполевских, челомеевских ракетопланов до «Спирали» Лозино-Лозинского, ЦК КПСС дал разработчикам прямое указание скопировать американский шаттл...

– Это был страх перед американцем: корабль «Дискавери» тогда нырнул из космоса прямо над Кремлём – на 70 километров. А потом отскочил и ушёл от системы слежения с орбиты. Это можно сравнить с тем, когда «блинчик» по воде пускаешь, и он рикошетом от волн скачет несколько раз, пока сила тяжести не окажется сильнее. Система входа в атмосферу такая же – щелкаешь, отскакиваешь, и, теряя скорость, приближаешься к земле. Американский шаттл, нырнув над Кремлём, вот и напугал наших старых вождей.

– С прошлого года в СМИ после заявления вице-премьера Дмитрия Рогозина пошла не слишком активная, но заметная волна обсуждения возможности возобновления программы космического челнока. Прозвучали даже предложения чуть ли не по прежним чертежам возобновить «Буран». На ваш взгляд, это нужно делать?

– Конечно, нужно! Нужно для страны и технологически, и эмоционально. Потому что это станет сильнейшим национальным стимулом — символом подъёма и промышленности, и науки, и человеческого духа. Если России это удастся, то весь мир двинется вперёд.

Делать это, разумеется, надо, используя наработанные принципы, научные заделы, методику испытаний аппарата. Мы получили очень хорошие результаты тогда, и они не устарели. Хотя сама технология, технологические процессы, конечно, уже совсем другие. В конструкции челнока, например, уже до 80% могут занять композиты.

– Но не секрет, что программа «Энергия-Буран», в основном, затачивалась под военные цели, и выведение такого объёма полезного груза на орбиту не было связано с мирными задачами, на тот момент, по крайней мере...

– Конечно, у «Бурана» в основном были военные задачи. Там стояли манипуляторы, с помощью которых можно было спутники скидывать с орбиты. Так, отрабатывалась задача – снять с орбиты и увезти на Землю долговременную американскую станцию «Скайлэб». Приготовлены для этого были специальные ланжеты в трюме корабля – длиной 16 и радиусом 4,5 метра. Мы на земле уже отрабатывали лазерные, электромагнитные пушки. Я с ними работал в институтах, стрелял, занимался. Оставалось только их вывести на орбиту. Успешно велись опыты для «Бурана» по распознанию боевых головок: ложные нужно было отличить от настоящих.

– То есть нам следует вернуться к «оборонному» космическому челноку?

– Обязательно. Мы должны сберечь свою страну.

– Сберечь из космоса?

– Именно. Только из космоса её сегодня и можно защитить.

– А почему тогда Штаты не пытаются возобновить программу своих шаттлов? Сегодня, по крайней мере, мы ничего об этом не слышим.

– У них нет необходимости. В Америке всё есть, на неё никто никогда не нападёт, они знают об этом: ни с воздуха, ни с космоса никогда не осмелятся её атаковать.

– И как сегодня может выглядеть проект «Буран»?

– На мой взгляд, строить надо прежде всего малогабаритные челноки по проекту «Молния»: экипаж 2 человека, а всё остальное – трюм. Грузоподъёмность там 5 тонн. Это очень много! С помощью таких челноков рационально, по-моему, строить на земной орбите большую «станцию подскока» к другим планетам в дальний космос. Шаттлы в этом случае стали бы космическими грузовиками. Привозили бы стройматериалы для самой этой орбитальной мега-конструкции, модули космических кораблей, которые можно было бы «свинчивать» прямо на орбите.

– Очень много критики звучало по экономической части программы «Энергия-Буран». Писали, что, вот, мол, сделали телегу, а потом пошли искать груз для неё. Дескать, огромные деньги были потрачены впустую. Кстати, экономически и у американцев это тоже всё не оправдалось.

– Надо всё делать с увязкой. Если взять отдельно «Буран» – это и впрямь бессмысленная трата энергии. Представьте себе, вы выращиваете, например, одну тонну зерна, как крестьянин. Вам на семью хватит, и соседям продать тоже хватит. Эту одну тонну вы можете на «Жигулях» отвезти на мукомольную фабрику, отмолоть и потихонечку домой. Зачем же вам для этого покупать КрАЗ, грузоподъёмностью 40 тонн? Но я уверен, хозяйственные, «мирные» задачи для «Бурана» непременно бы появились, если бы СССР не развалился.

Потом, я вам скажу – ну нельзя же всё мерить деньгами, нормой прибыли, как наши «эффективные менеджеры» – доллар туда, доллар сюда. Так мы и спутник, и человека никогда в космос не запустили бы.

Мечтой человечества всегда было научиться летать, как птицы – всё выше, дальше и быстрее, добраться до Луны, других планет. И что бы это стало доступно однажды любому землянину.

Иногда мне, правда, начинает казаться, что мы последние из могикан «полётной мечты». Я лично летаю на всём, что держится в воздухе: на парашюте, на параплане, на «Боинге». Но таких, как я, остались единицы. Мне лично 65 лет. Я, слава Богу, сохранил здоровье, энергию. Но придёт ли кто-то после нас? Эти мысли вызывают тревогу. После распада СССР мы пошли совершенно не тем путём и сейчас мучительно, медленно из него вылезаем. Однако скажу и другое – наша страна никакая не нищая и не бедная, как хотят нас представить «оппоненты». Мы процветающая нация сегодня. Я всегда говорю «не гневите Бога». Поблагодарите вы Его за то, что живёте в такую эпоху. Что вы ноете постоянно? Не ныть надо, а работать.
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    14 ноября 2015 15:50
    Убереги меня Боже от друзей, а с врагами я и сам справлюсь. Sapienti sat.
    1. +91
      14 ноября 2015 15:54
      Да! НАШ "Горбатый друг" под песенку заокеанских "друзей" взял и убил "Энергию-Буран"!
      До сих пор по грандиозности никто ничего подобного не делал!

      П.С.: Наблюдал пуск "Энергии" и "Бурана" в детстве! Ничего круче в жизни не видел! Хотя потом сам участвовал в пусках И "Союзов" и "Протонов"! Это тоже грандиозно, но они рядом не стоят с "Энергиеи"!

      П.С: Видя, наблюдая за медленной, мучительной смертью программы "Энергия-Буран" слёзы текли рекой.
      А если бы Вы видели какая инфраструктура выстроена была под эту программу ! Мини-город! Асеичас он - МЁРТВ! как Чернобыль! Только Без взрывов, без боя!
      1. +56
        14 ноября 2015 15:59
        – ну нельзя же всё мерить деньгами, нормой прибыли, как наши «эффективные менеджеры» – доллар туда, доллар сюда. Так мы и спутник, и человека никогда в космос не запустили бы.

        Золотые слова!

        После распада СССР мы пошли совершенно не тем путём и сейчас мучительно, медленно из него вылезаем. Однако скажу и другое – наша страна никакая не нищая и не бедная, как хотят нас представить «оппоненты». Мы процветающая нация сегодня. Я всегда говорю «не гневите Бога». Поблагодарите вы Его за то, что живёте в такую эпоху. Что вы ноете постоянно? Не ныть надо, а работать.

        Согласен.
        Очень позитивный человек!!!
        Спасибо автору за статью.
      2. Тор5
        +10
        14 ноября 2015 16:34
        Как много было загублено. И не "на корню", а практически в расцвете... .
      3. Комментарий был удален.
      4. +40
        14 ноября 2015 16:45
        Цитата: Байконур
        Да! НАШ "Горбатый друг" под песенку заокеанских "друзей" взял и убил "Энергию-Буран"!

        Это всего лишь один из проектов который убил наш Горбатый друг, вместе с ЕБНым они страну целую разрушили. Не то что Буран
        1. -14
          14 ноября 2015 17:25
          Горбатый конечно горбатый, но Тушинский машиностроительный опустился на уровень артели уже при Путине
          1. +15
            14 ноября 2015 19:50
            Это ложь! Уже при Ельцине на ТМЗ начали изготавливать металлические щиты для ОМОНа, которые использовались в комплекте с "демократизаторами"(резиновыми дубинками). В цехе, где валили кабину "Бурана" начали варить цистерны для пива, вина, и пр. Космическая программа остановилась, авиационная остановилась ещё раньше (там строили МиГ-23), завод перепрофилировали и там начали сборку автобусов.
            1. +5
              14 ноября 2015 19:59
              21.08.2013
              Уже несколько лет Тушинский машиностроительный завод “висит” между возобновлением работы и окончательным закрытием. Несмотря на то, что основной акционер предприятия - город Москва, несмотря на многомиллионные финансовые вливания прошлых лет и уникальный коллектив, несмотря на многочисленные обращения работников к президенту и депутатам Госдумы сейчас ТМЗ как никогда близок к закрытию.
            2. +4
              14 ноября 2015 23:53
              А у нас в институте, где мы занимались перспективными разработками автоматизации и робототехники стали проектировать оборудование для выпуска крышек для консервирования fool
          2. +2
            14 ноября 2015 20:02
            а почему не судят некоторых преступников, да судом vip
            1. +3
              15 ноября 2015 13:51
              А судьи кто? Тем кто развалил и продавал Россию,им посмертно памятники ставят а живые до сих пор разваливают и продают Россию, неужели они сами себя высекут. А вот если народ и дальше будет подставлять шею под топор то Россия будет сдана западу и исчезнет как государство.
          3. +2
            14 ноября 2015 20:45
            Это последствия действий предыдущих руководителей, сейчас еще икается.
      5. +20
        14 ноября 2015 16:58
        а сколько таких Чернобылей случилось в 90-е!! сердце кровью обливается... Потому не могу спокойно смотреть старые фильмы о войне, слезы наворачиваются - какую страну спасли наши деды и как бездарно ее проср..и их потомки! И как же долго нам ее восстанавливать...
      6. +8
        14 ноября 2015 19:23
        Смерть программы была мгновенной. Вскоре после первого полёта прекратили финансирование программы...
        Немного истории. При проведении вибропрочностных испытаний носовой части фюзеляжа корабля, вместе с модулем кабины, находившимся внутри, произошло разрушение задней стенки, в месте крепления шарнирной опоры астронавигационного блока. К тому времени, руководство РКК "Энергия" и НПО "Молния", уже сознавало, что программа под угрозой закрытия. Разрушение при испытаниях на вибростенде сделало невозможным пилотируемый полёт. Понимая, что времени и денег на доработку нет, было принято решение запустить корабль в беспилотном варианте, с использованием имеющегося задела. И это было абсолютно правильным решением.
        Иначе не состоялся бы и беспилотный полёт.

        Уточнения:
        БТС 002!
        Команду И.П.Волка именовали за глаза "волчьей стаей".
        М.О.Толбоев встречал и осматривал "Буран" в воздухе, на МиГ-31, перед посадкой на Байконуре.
        1. +8
          14 ноября 2015 20:19
          Думаю что "партия" ЛозиноЛозинского до конца ещё не сыграна
          1. -1
            15 ноября 2015 00:37
            Цитата: kare
            Думаю что "партия" ЛозиноЛозинского до конца ещё не сыграна
            Ну и кто скажет что коммнунякская элита не предала СССР? Баринами решили стать?!
            1. 0
              16 ноября 2015 14:30
              Ну и кто против, что партийные бонзы, руководство(начиная практически везде с 1-го секретаря райкома) КПСС(коммнунякская элита) предала СССР, что в баре решили податься?! Четыре минусатора - а обосновать ни как - ни как?
              1. +1
                16 ноября 2015 16:05
                предательство другим словом не заменить
                1. 0
                  17 ноября 2015 23:17
                  Цитата: татарин
                  предательство другим словом не заменить

                  100% согласен ...

                  зы
                  Татары это потомки Волжской Булгарии. Нынешний Татарстан меньше Волжской Булгарии в 4 раза.

                  Русские и Булгары были очень дружественными нациями, зафиксированы события в которых Волжская Булгария помогала продовольствием Руси в засушливый и голодный год. Существовала пословица: «скорее камень начнет плавать, а дерево тонуть, чем русские и булгары посорятся».
      7. 0
        14 ноября 2015 20:00
        и сейчас много некомпетентных товарищей мягко говоря. они на слуху
      8. +14
        14 ноября 2015 20:14
        После распределения попал в КБ "Мотор", кажется чисто автомобильная тематика, но мы делали транспортное шасси для агрегата 17У720, как оказалось в последствии это "Буран", теперь это не секретно. Я лично спроектировал грязезащитные щитки на машину, правда и было мне всего 19 лет., вот так немного и поучаствовал.
      9. +4
        14 ноября 2015 20:43
        В Крыму даже запасную полосу построили. Когда ЕБН пропил Крым и Севастополь-разворовали.
        1. +1
          16 ноября 2015 16:02
          Цитата: serezhasoldatow
          В Крыму даже запасную полосу построили. Когда ЕБН пропил Крым и Севастополь-разворовали.

          А внук ЕБН сейчас в калифорнии тусит. И не посудомойщиком работает.
      10. Комментарий был удален.
      11. 0
        17 ноября 2015 11:45
        Он половину страны на Нобелевскую премию променял...Боря-алкаш вторую половину тупо пропил...
    2. +14
      14 ноября 2015 15:58
      – Обязательно. Мы должны сберечь свою страну.

      – Сберечь из космоса?

      – Именно. Только из космоса её сегодня и можно защитить.



      Всех врагов оттуда видно и всех можно держать на "прицеле". А вообще такую программу остановили... Горбачёвы и пр.
    3. Комментарий был удален.
    4. Комментарий был удален.
      1. +9
        14 ноября 2015 16:20
        Вы чё врёте? Зачем?
        Почитаите его биографию! Он не гражданскии, а военный лётчик-испытатель, причём Заслуженныи!
        -С 1984 года — космонавт-испытатель многоразового космического корабля «Буран»[1][2][3], заместитель командира отряда космонавтов-испытателей ЛИИ.
        1. +1
          14 ноября 2015 16:27
          Пообщайтесь с командиром того отряда Игорем Волком, пораспросите о том, что на этих испытаниях доверялось Толбоеву, а так же, каким образом он в этот отряд был зачислен. Так же рекомендую эти же вопросы задать Александру Гарнаеву, он в те годы командовал отрядом лётчиков-испытателей № 1 в ЛИИ.
          А сам Толбоев про себя еще и не то порассказать может, доводилось слышать.
          1. +4
            14 ноября 2015 16:32
            Конечно же не могу пообщаться с командиром того отряда Игорем Волком, и пораспросить о том, что на этих испытаниях доверялось Толбоеву, а так же, каким образом он в этот отряд был зачислен!

            Просветите! Очень интересно!
            1. +1
              14 ноября 2015 16:35
              http://www.buran.ru/htm/anabst.htm
              М.Толбоев не просто НИКОГДА на эти испытания не летал, но ни разу не был включен в составы = ни основного, ни даже дублирующего экипажей

              При этом всюду этот герой заявляет, что испытывал Буран.

              Толбоева, кстати, ссылка на этот сайт обычно бесит, он же там нигде не упомянут, а вот все остальные почему то есть, странно...

              А пообщаться с тем же Гарнаевым очень просто, тут например https://www.facebook.com/alexander.garnaev?fref=ts
              1. +4
                14 ноября 2015 16:42
                В испытаниях Бурана он принимал участие. Правда не в составе экипажа. А, например, как пилот МИГ-25 сопровождения.
                1. +2
                  14 ноября 2015 16:55
                  Вот ещё что нашёл - Статья про него - Герои овощебазы (деиствительно интересненько!)-
                  http://polit.ru/article/2013/10/18/tolboev/
                  1. 0
                    14 ноября 2015 17:08
                    Статейка очень показательная
                2. +4
                  14 ноября 2015 17:07
                  «Как летчик-испытатель я участвовал в создании космического корабля «Буран», который американцев страшно пугал», – с гордостью бахвалится Толбоев перед журналистами. Не уточняя, что его роль в «создании» ограничилась видеосъемкой полета «Бурана» с борта МиГ-25. И то, снимал не он, а сидевший рядом Сергей Жадовский.
                  1. +1
                    14 ноября 2015 17:10
                    что это меняет?
                  2. 0
                    17 ноября 2015 15:29
                    Цитата: северный
                    с гордостью бахвалится Толбоев

                    С Толбоевым и его братцем вообще происходили странные "нежданчики", каждый награжден золотой звездой непонятно за что, старший 1992 и младший 2007. Проскакивала информация что старший помогал своему кунаку Джохару с переоборудованием УТСов в боевые когда был депутатом. Младший прослужив в ЗакВО 4 года после окончания училища, умудрился попасть в Липецкий ЦБП и по словам нашей доблестной прессы испытать все самолеты которые существовали на тот момент. А будучи военпредом в УЛАЗе, устроил катастрофу с гибелью человека. Притом что не является аттестованным пилотом вертолета. Короче еще те "товарищи".
              2. +6
                14 ноября 2015 20:19
                Ну, по сравнению с Гарнаевым А.Ю., Толбоев М.О., хотя бы на США не работал и никогда там не жил.
                Хотя, и он не идеальный...
      2. +14
        14 ноября 2015 17:21
        А звезду героя он в переходе купил? belay Или ему ее "журналажники" подарили? вы еще забыли присовокупить, что Буран был картонный и его на мосфильме снимали и вы один эту тайну знаете.
        1. 0
          17 ноября 2015 15:39
          Цитата: Dyusseldorf
          А звезду героя он в переходе купил?

          Уважаемый, а Вы не задумывались за что получил? Да еще в 1992 году. Какие такие свершения тогда были? Видно такие мысли Вас вообще не посещали. А в то время ЕБН на радостях всем своим приближенным и их товарищам раздавал новопридуманную награду отнюдь не за реальные заслуги.
      3. Комментарий был удален.
        1. -2
          14 ноября 2015 18:24
          Цитата: saltickov.
          группа пасетителей не морайте человека сами из себя что представляете ки госдеповские.

      4. +11
        14 ноября 2015 18:32
        А у нас что, ПИЛОТ ГА, охрененный показатель!!! Вот уж не подумал бы, если так то почему кода Военные летчики "списываются", за нами очередь (реально) стоит. Я ещё эпикриз не получил а уже звонками достали. Впоследствии при переучиваниях на коммерса и гражданские типы все инструктора реально "очковали" на пределе.
        За остальное писать не буду, хотя если человек даже косвенно участвовавший в каких либо действиях связанных с испытаниями того или иного ЛА, уже имеет право сказать, что участвовал.
        Тем более человек реально много пишет правильного и актуального.
        Или вы не согласны с тем, что то что произошло с Бураном не есть ПРЕДАТЕЛЬСТВО интересов страны и ИЗМЕНА!!!!
        1. 0
          14 ноября 2015 21:05
          Евгений, а скажите это правда, что пилотов ВВС не охотно берут на гражданские авиалинии, якобы есть приказ по гражданской авиации не брать! Связанно со спецификой?
        2. Комментарий был удален.
      5. +1
        14 ноября 2015 20:48
        Факты на обсуждение,а так...
      6. +8
        14 ноября 2015 21:00
        Ну, вот взяли и наговорили на человека.))) Может он на Буране и не летал, но просто так людей не награждают.
        Из вики "За период лётно-испытательной работы освоил и испытал десятки типов и модификаций самолётов. На его счету испытания МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27. Несколько лет был членом сборной команды СССР по авиационному спорту. Освоил и впервые поднял в небо несколько типов сверхлёгких спортивных и экспериментальных самолётов. Совершил 2 благополучные аварийные посадки самолётов с неработающим двигателем и одну посадку Су-27 с разрушенным хвостовым оперением самолёта.

        В 1976 году катапультировался из неуправляемого самолёта МиГ-15 УТИ. По другим данным[каким?] катапультирование происходило в учебных целях. Будучи начальником ПДС 642 гв. апиб М. Толбоев проводил учебные показательные занятия.

        Испытывал на прочность самолёт МАИ-89, выполнил первый подъём в воздух сверхлёгких самолётов «Эльф», МАИ, М-15, «Стаер» и др.

        В 1983-1994 прошёл полный курс подготовки в Центре подготовки лётчиков-космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Космонавты ЛИИ готовились к пилотируемым полётам на космическом корабле многоразового использования «Буран». В ходе программы «Буран» отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолёте-лаборатории Ту-154, оснащённом системой управления «Бурана», и МиГ-25, по аэродинамике приближенном к МТКК «Буран»[3].

        15 ноября 1988 года во время возвращения «Бурана» из орбитального полёта пилотировал самолёт МиГ-25 с аппаратурой оптико-телевизионного наблюдения, созданный для передачи в ЦУП информации о внешнем состоянии «Бурана» во время посадки.
        Прямая линия с Владимиром Путиным,
        2013 год
        На посту секретаря Совета безопасности Республики Дагестан вёл переговоры с полевыми командирами, участвовал в мероприятиях по недопущению распространения боевых действий на Дагестан. В 1999—2000 годах был заместителем командующего авиацией Московского округа внутренних войск МВД РФ[3] и главным инспектором авиации МВД РФ."
        Герой Российской Федерации (17 ноября 1992)
        Орден Трудового Красного Знамени (1989)
        Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (1996).
        Звание: полковник.
      7. +1
        14 ноября 2015 23:12
        Здраствуйте!
        Не-гозе так офицера-героиа поносит,особено знаиа,4то
        не ответит.Не по Русски!
        Зелау Вам всего доброго!
        1. Комментарий был удален.
      8. yan 2015
        -3
        15 ноября 2015 11:16
        Хоть бы страницы ВО не пачкали этим липовым героем и липовым же испытателем Бурана, на котором он не сделал ни одного полета, в отличии от настоящей "волчьей стаи".

        я считаю что автор этого высера и пачкает страницы сайта ВО.

        смешно когда интернетный генерал посчитал что он может дать оценку деятельности реальному Герою России.
    5. 0
      14 ноября 2015 16:35
      давно говорил,что надо выводить ядерное оружие в космос вопреки этим дурацким запретам,300-500км от америки из космоса ракета долетит за минуты и кирдык америке со всеми ротшильдами и рокфеллерами и никакая эгида не поможет...
      1. AUL
        +3
        14 ноября 2015 17:36
        А вы считаете, что в таком случае матрасники не повесят над кремлем такую же хрень?
        Иногда полезно подумать, прежде чем что-либо сказать. А тем более, писать на весь интернет!
        1. +6
          14 ноября 2015 17:45
          Считаю, что повесят в любом случае, но применить постесняются, зная, что над ними такая же хрень висит...
        2. 0
          14 ноября 2015 18:13
          Цитата: AUL
          А вы считаете, что в таком случае матрасники не повесят над кремлем такую же хрень?
          Иногда полезно подумать, прежде чем что-либо сказать. А тем более, писать на весь интернет!


          это взгляд из аула,в таком деле ,как развёртывание ядерной-космической группировки будет только одного желания мало и в этом деле впереди будет тот у кого космическеая техника более продвинута,например у нас- СССР были развиты именно космические станции ,а у амеров нет и не предвиделось(скайлеб это враньё американское),так вот создать станцию с ракетами могли мы,но нам взяли навязали договор о неразмещении ядерного оружия в космосе,мы имели РЫЧАГ ВОЗДЕЙСТВИЯ на политику ,но вместо этого отказались от этого.Если перечислять все наши потери в космосе ,только потому что нам именно навязали дурацкие договора,то будет целый список
          -отказ от размещения ядерного оружия
          -отказ от программы СПИРАЛь
          -отказ от ЛУННОЙ ПРОГРАММЫ
          -отказ от от ПРОГРАММЫ БУРАН
          -отказ от программы ЭНЕРГИЯ
          -отказ от программы МИР
          -принятие программы АНГАРА (ошибочное решение)
          ЭТО ТЕ ПРЕСПУПНЫЕ ОШИБКИ ,которые допустили руководители СССР и России...
          1. +5
            14 ноября 2015 18:39
            Цитата: война и мир
            ЭТО ТЕ ПРЕСПУПНЫЕ ОШИБКИ ,которые допустили руководители СССР и России...

            После прихода меченого уже практически начался распад СССР с последующим убийством всего противостоящего янкам , лично я не считаю что Союз распался после Беловежской канители . И никогда не поверю в то что горбатый не ведал что может произойти сея свои реформы , что не говори он не был кухаркой . И не удивлюсь если при моей жизни будет известно об этом уроде , что это были не ошибки в его правлении .
            1. 0
              16 ноября 2015 22:14
              Все только и пишут про ошибки правления Горбачева:перестройка,то да се.А на мой взгляд,если внимательно проанализировать,его действия то никаких ошибок не было:Горбачев действовал целенаправленно-он уверенно,семимильными шагами,вел страну к развалу!Как сейчас помню:прилетает Горбачев из-за границы в 1985году,какой-то очередной гадости с Рейганом понадподписывал,и на встрече в аэропорту,с корреспондентами,выдал очередной перл:"Я,говорит,приехал на родину оплодотворенный(пауза)....новыми идеями."
              Хоть мне и было тогда 13 лет,сразу подумалось-п.дар!
              Как впоследсвии и оказалось:это была встреча,по моему,на Мальте где нобелевский лауреат сдал ВСЕ!
    6. +1
      14 ноября 2015 21:45
      Смотрел по центральному телевидению старт Энергии..
  2. +29
    14 ноября 2015 15:50
    Магомед Омарович спасибо Вам за ваш труд!
    1. +7
      14 ноября 2015 16:34
      Цитата: NIKNN
      Магомед Омарович спасибо Вам за ваш труд!

      И многих Вам лет счастья, здоровья, успехов во всём.
    2. yan 2015
      +1
      15 ноября 2015 11:05
      Цитата: NIKNN
      Магомед Омарович спасибо Вам за ваш труд!


      полностью присоединяюсь к вам.такие соотечественники и есть гордость нашего народа.
  3. +18
    14 ноября 2015 15:55
    Дай Бог обновлённый, модернизированный Буран, ещё наведёт трепет и уважение к русской технике!
    1. +1
      14 ноября 2015 20:56
      "Буран" не идеальный как система вооружения. Масса недостатков.
      ДОрог.
      Уязвим.
      Ограниченно боеготов(по времени пребывания на орбите).

      В этом плане, аппарат с воздушным стартом(стартует с самолёта-носителя), более предпочтителен. У него нет баков, топлива и окислителя, а следовательно, использование конструкции более экономично.
  4. +14
    14 ноября 2015 15:55
    Да... Времена романтики канули в лету... Даже дети сейчас не мечтают дальше планшета или айфона. А именно мечта и идея двигали всегда прогресс.
    1. aba
      +1
      15 ноября 2015 16:56
      Даже дети сейчас не мечтают дальше планшета или айфона.

      Что навязали о том и мечтают. Наверное забыли, как в 90-е дети, чуть ли не поголовно, мечтали стать братками и путанами?
      1. 0
        15 ноября 2015 19:17
        Правда, правда, даже сатира была поэтому поводу в виде измененного стишка:
        быть бандитом хорошо,
        а прости*уткой лучше,
        в прости*утки я пойду,
        пусть меня научат...
  5. +8
    14 ноября 2015 15:57
    здоровья вам и долголетия!
  6. +5
    14 ноября 2015 15:58
    Это называется синдром старшего поколения, когда все с годами начинают думать, что они последние из Могикан, и после них всё пойдёт прахом.Так было и 50 и 100 лет назад, но всё прогрессирует и никто не незаменим на этом свете.
    1. +14
      14 ноября 2015 16:15
      Цитата: dchegrinec
      Это называется синдром старшего поколения, когда все с годами начинают думать, что они последние из Могикан, и после них всё пойдёт прахом.Так было и 50 и 100 лет назад, но всё прогрессирует и никто не незаменим на этом свете.

      Не заменимых людей нет и прогресс не стоит на месте это точно,но есть эффективные менеджеры,которые за прибыль в свой карман,готовы развалить любое хорошее дело,разве с такими бы барыгами мы бы победили бы фашизм,слетал бы Гагарин в космос или бы восстановили бы промышленность,эти бы менегеры изучали бы опыт предыдущих поколений,вот таких вот людей как Магомед Толбоев,а не Дэйва Карнеги изучали Как облапошить лоха,а не плохо бы восстановить Буран-Энергию.Очень бы большая выгода бы была стране и в коммерческом и в военном плане.
    2. +2
      14 ноября 2015 16:32
      Не знаю, как обзовут такой синдром люди, не создавшие ничего стоящего ни 50 лет назад, ни сейчас, ни в вероятном будущем, - но эти гениальные труды, изобретения по проекту "Энергия-Буран" не должны кануть в лету по прихоти политических маразматиков, которые в погоне за абсолютной властью губили молодые ростки новаторства и мастерства. Несомненно, Магомед Омарович Толбоев своим рассказом-повествованием раскрыл много нюансов, о которых не было принято говорить раньше. Но, по прошествии времени идеи многоразовых космических летательных аппаратов не потеряли актуальности. Сколько надо было душевных и физических сил, чтобы пережить уничтожение выстраданного "детища" какими-то фиглярами от политики, профанами от науки и усердными лизоблюдами-исполнителями. Тем громче и яснее звучат сегодня слова:
      "...наша страна никакая не нищая и не бедная, как хотят нас представить «оппоненты». Мы процветающая нация сегодня. Я всегда говорю «не гневите Бога». Поблагодарите вы Его за то, что живёте в такую эпоху. Что вы ноете постоянно? Не ныть надо, а работать."
      hi
    3. +3
      14 ноября 2015 16:40
      Цитата: dchegrinec
      никто не незаменим на этом свете.


      Да, если есть кем заменить, а если популяция (народ) исчезла? Замените мамонтов!
    4. +4
      14 ноября 2015 17:18
      Нет, просто ничего более великого за годы "демократии" не было создано, да и не будет..если учесть что "армата" и "ангара" могли появиться лет 20 назад при благоприятных условиях
  7. +9
    14 ноября 2015 16:07
    Иногда мне, правда, начинает казаться, что мы последние из могикан «полётной мечты». Я лично летаю на всём, что держится в воздухе: на парашюте, на параплане, на «Боинге». Но таких, как я, остались единицы. Мне лично 65 лет. Я, слава Богу, сохранил здоровье, энергию. Но придёт ли кто-то после нас? Эти мысли вызывают тревогу. После распада СССР мы пошли совершенно не тем путём и сейчас мучительно, медленно из него вылезаем. Однако скажу и другое – наша страна никакая не нищая и не бедная, как хотят нас представить «оппоненты». Мы процветающая нация сегодня. Я всегда говорю «не гневите Бога». Поблагодарите вы Его за то, что живёте в такую эпоху. Что вы ноете постоянно? Не ныть надо, а работать.


    Золотые слова!!!
    Только не нация, а народ(так правильней в нашей культуре)!!
    Вы посмотрите на подростков, ну что им интересно? Все что угодно, но только не наука.
    За последние слова отдельная благодарность!!
  8. +7
    14 ноября 2015 16:15
    «Буран»,

    Товарищ рассказывал о встрече с начальником цеха, где "Буран" собирали!
    А теперь он ни у дел, из капакорня поделки делает!
    Мне стыдно перед ним, хоть я и ни причем!
    А нашему правительству не стыдно?!
    1. +4
      14 ноября 2015 16:22
      Им некогда стыдиться. Надо 13 этаж к замку пристраивать
    2. +1
      14 ноября 2015 17:14
      Где собирали-того завода уж нет(
      1. +1
        14 ноября 2015 18:19
        Где собирали-того завода уж нет(

        Почему нет?
        Усть-Катав, прочие заводы Южно-Уральского "заповедника"!
        1. +2
          14 ноября 2015 18:24
          Спешл фор ю. Финальную сборку производили на Тушинском машиностроительном, от которого сейчас практически ничего не осталось
  9. +4
    14 ноября 2015 16:19
    Очень рад разговором с Магомедом Омаровичем!Замечательный рассказ с надеждой на будущие успехи,достижения Нашей Страны!В детстве очень переживал из-за закрытия Проекта,да и потом тоже.Всегда интересовался всем,что связано с Космосом.
    С огромным уважением.
  10. +12
    14 ноября 2015 16:19
    Буран или нет ,но многоразовый орбитальный корабль необходим - самолёты ведь не летают однотипные только ,есть как минимум 3 класса машин.
    Одно то ,что Буран мог привозить из космоса грузы - дорогого стоит .
    А дорого или нет - кому интересна стоимость Ярс к примеру ,мне точно не интересно - главное что он есть !
    Тупой я наверно ,но на мой взгляд Буран и ракета ,это как машина с ДВС и с паровым двигателем ,как электровоз и паровоз .
    Иными словами жаль ,что Буран-Энергия закрыли и не сделали что-либо лучшее на этой базе.
    1. +2
      14 ноября 2015 16:26
      Цитата: Анисим1977
      Буран или нет ,но многоразовый орбитальный корабль необходим -



      И рано или поздно , но мы это сделаем.
    2. +4
      14 ноября 2015 16:38
      Цитата: Анисим1977
      жаль ,что Буран-Энергия закрыли и не сделали что-либо лучшее на этой базе.
      Да, столько времени упущено. Сколько можно было бы сделать. "Амы" сейчас остались бы далеко позади и "нюхали бы пыль", образно говоря. Горбатая скотина, столько вреда принес, страшно подумать.
  11. +5
    14 ноября 2015 16:23
    Больно за многострадальный "Буран"!!! Очень хочется возрождения, но на более высоком уровне!!!
    1. +6
      14 ноября 2015 17:05
      К сожалению это не возможно. Технологии утеряны, предприятия участвовавшие в кооперации уничтожены.Точка. Сейчас не до Бурана,сейчас нужно восстановить производство ту-160, а с этим проблемы, поскольку та же ситуация.
  12. Комментарий был удален.
  13. Комментарий был удален.
  14. +5
    14 ноября 2015 16:55
    Любые мега проекты тянут за собой технологическое и индустриальное развитие в других отраслях. Всегда так было.
    Будем надеяться что мы входим в эпоху "Больших перемен"
  15. +9
    14 ноября 2015 17:09
    Вот это действительно была страна РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ! "Я вырос в горах, не знал русского языка, чабанил. В Махачкале-то до этого никогда не был!". И, что характерно, парень не к оморозкам в ИГ побежал вербоваться, как некоторые студентки МГУ...
    1. +1
      14 ноября 2015 17:12
      Хорошо сказано
  16. +8
    14 ноября 2015 17:11
    Когда речь заходит о Буране, каждый раз возникает вопрос: каким образом единственный раз в истории 2-х космодромов, на режимном военном объекте, при исправном наземном и бортовом оборудовании, на единственный рабочий и проверенный на готовность к применению по назначению объект, на объект передовых технологий своего времени, на космическую гордость нашей страны - обрушивается крыша МИКа и уничтожает летавший Буран.
    Вот скажите, пожалуйста, - это происшествие с какой долей вероятности считается случайным? Если нет, то фамилии в студию, если не страшно, конечно. Командир космодрома, командир части этой площадки, зам по РВО, представитель Москвы,ответственный за данный вопрос и т.д.?????
    1. 0
      14 ноября 2015 17:22
      Время покажет и может быть не нам а нашим потомкам
  17. +2
    14 ноября 2015 17:48
    в одном согласен со статьей: загубили Буран! Хорошо бы его всё-таки восстановить на новом, современном уровне!
  18. +2
    14 ноября 2015 17:58
    Программа ЭНЕРГИЯ-БУРАН была не последним техническим достижением СССР, а БУРАН создали раньше его времени и как пишет автор решало ЦК КПСС и оно я думаю вернётся или вернулось к этому проекту,время пришло и МОСКВА возвращается на сваё место на геополитической карте мира.Пять пятилеток противостояния спецслужб ЗАПАДА И ВОСТОК А не дало ЗАПАДУ стать во главе мира и задвинуть МОСКВУ НА ОКРАИНУ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ,в те времена наука не знала недостатка в средствах и сегодня её никто не кинет,а в ЦК работали умные люди и средства для таких дел сохранили,надо ждать.....
    1. +2
      14 ноября 2015 17:59
      А конкретнее..ну акромя кроме лозунгов
  19. +7
    14 ноября 2015 18:19
    Цитата: северный
    Хоть бы страницы ВО не пачкали этим липовым героем и липовым же испытателем Бурана, на котором он не сделал ни одного полета, в отличии от настоящей "волчьей стаи".

    - никогда не был законно сертифицирован как Пилот ГА и\или AirLine-PiLot и ни единого дня таковым профессионально не работал;

    - никогда не участвовал ни в каких программах испытаний гражданских воздушных судов (кроме совсем иных полётов на ЛЛ'ах);

    - ни единого В.С. иностранного производства официально в полном объёме не изучал и официально ни на чём подобном не летал вообще ...


    Толбоев утверждает, что все это он делал и сертифицирован.
    Человек врет на каждом углу и является любимой медиаперсоной у журналажников в случае любой катастрофы, ибо раздает интерьвью направо и налево, не зная подчас, что и где вообще произошло.


    Это что за прогон , ув. северный ? Я видел посадку Бурана , и сопровождал его на МИГ-25 Магомед Толбоев . Он случайно там оказался или по своей инициативе ? Чё за злоба и деза прёт .
    1. 0
      14 ноября 2015 20:55
      Та тож ГВФ там много таких, сам лично "шукал" lol no
  20. +1
    14 ноября 2015 18:27
    Очень печально, что разрушив перспективное направление в космонавтике ничего равноценного за 30 лет не создано. Ну не считать же прорывом Ангару, которая скорее всего не преодолеет планку в 20 тонн.
  21. +4
    14 ноября 2015 18:31
    Со всем согласен, только одно НО - " Так, отрабатывалась задача – снять с орбиты и увезти на Землю долговременную американскую станцию «Скайлэб». Приготовлены для этого были специальные ланжеты в трюме корабля – длиной 16 и радиусом 4,5 метра." А вот некоторая "информация к размышлению", посмотрите внимательно на цифры! smile Станция "Скайлэб" Запущена 14 мая 1973 года, приняла три экспедиции на кораблях «Аполлон» с мая 1973 по февраль 1974 года, сошла с орбиты и разрушилась 11 июля 1979 года. Длина — 24,6 м, максимальный диаметр — 6,6 м, масса — 77 т.
    Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т.
  22. +3
    14 ноября 2015 18:32
    Цитата: Байконур
    Наблюдал пуск "Энергии" и "Бурана" в детстве

    Надо понимать на десятке жили? А где, если не секрет? Я наблюдал с 17-й площадки. И вы правы, зрелище непередаваемое

    Цитата: северный
    «Как летчик-испытатель я участвовал в создании космического корабля «Буран», который американцев страшно пугал», – с гордостью бахвалится Толбоев перед журналистами. Не уточняя, что его роль в «создании» ограничилась видеосъемкой полета «Бурана» с борта МиГ-25. И то, снимал не он, а сидевший рядом Сергей Жадовский.

    Толбоев входил в "Волчью стаю" и занимался тем, что поручат. В частности посадкой на "летающей лаборатории"

    Цитата: северный
    липовым же испытателем Бурана, на котором он не сделал ни одного полета

    Должен заметить, что из 44 человек, готовившихся по программе "Буран" было 26 пилотов. Из них полеты на аналоги совершили шестеро. Так что, все остальные липовые, несмотря на то, что каждый отрабатывал свой узел, в т.ч. и посадку в автоматическом режиме летающей лаборатории???

    Цитата: северный
    Пообщайтесь с командиром того отряда Игорем Волком

    Общался по работе в 80-х. И знаю, что кому доверяли. Дальше что? Повторюсь. Из готовившихся пилотов только трети удалось пилотировать аналог. Ну и что???

    Цитата: война и мир
    давно говорил,что надо выводить ядерное оружие в космос вопреки этим дурацким запретам,300-500км от америки из космоса ракета долетит за минуты и кирдык америке со всеми ротшильдами и рокфеллерами и никакая эгида не поможет...

    Вы забываете только одно. Точно так же за минуты долетит из космоса ракета и до нас и кирдык России...

    Цитата: северный
    М.Толбоев не просто НИКОГДА на эти испытания не летал, но ни разу не был включен в составы = ни основного, ни даже дублирующего экипажей

    А из всего набора с почти 100% достоверностью известен только экипаж первого пилотируемого полета. Остальных 42 человека тоже будете мазать дерьмом?

    Цитата: НИмп
    Дай Бог обновлённый, модернизированный Буран, ещё наведёт трепет и уважение к русской технике!

    Нет и не планируется в ближайшие годы. Дай бог новый пилотируемый корабль создать....

    Цитата: Тополь505
    Когда речь заходит о Буране, каждый раз возникает вопрос: каким образом единственный раз в истории 2-х космодромов, на режимном военном объекте, при исправном наземном и бортовом оборудовании, на единственный рабочий и проверенный на готовность к применению по назначению объект, на объект передовых технологий своего времени, на космическую гордость нашей страны - обрушивается крыша МИКа и уничтожает летавший Буран.

    А причем здесь бортовое и наземное оборудование? Рухнула крыша увы, когда большая половина космодрома принадлежала РК. Не удивлюсь, что и МИК тоже...
  23. +8
    14 ноября 2015 18:36
    Уважаемые onix, asar и другие, мне приятно видеть Вашу боль за нашу страну. Вы правы горбачев и Алкаш Всея Руси разрушали то, что создавали наши отцы и мы. В моем подчинении были десятки предприятий, которые создавали системы для этого МКС. На них работало порядка 120 тыс. специалистов. Сегодня многих из них нет, как ушли из жизни и создатели корабля. Например,во "ВНИИРА", обеспечивавший создание системы управления, навигации и захода на посадку, трудилось 5600 специалистов. В настоящее время работает 1200. Пропал ПО "Полет", стал мизерным, трудилось на нем 15000 специалистов, они изготавливали оборудование для основного и двух запасных аэродромов. В АО "ВНИИРА" остались лишь несколько человек, причастных к созданию МКС, я их поздравляю, особенно Максименко М.Д. Я был не только руководил созданием систем для МКС, но работал в молодости по созданию бортовой аппаратуры затем был членом Государстенной Комиссии по запуску МКС. Честь имею.
  24. +2
    14 ноября 2015 18:40
    1) Речь идёт не о "Буране" и не о М.Толбоеве, а о том, что только из космоса можно защитить страну.
    2) Полностью согласен и воздушная война в Сирии без космоса велась бы по иному, менее эффективно.
    П.С.Кутахов якобы сказал: "Кто силён в воздухе, тот вообще силён!"
    Сегодня можно сказать так
    "Кто ушёл из космоса, тот вообще ушёл!".
  25. +4
    14 ноября 2015 18:44
    Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей...
  26. +3
    14 ноября 2015 19:16
    Уважаемый МИЧМАН!Ото всей души желаю Вам,также и всем остальным форумчанам,и себе, конечно,что бы страна наша ,с промышленностью скорей восстановилась!
    Моя бабушка была одним из руководителей на большом НПО.Там были задания,близкие к тем,что Вы сказали.Ушла на пенсию в середине 80х.Что потом произошло--все знают.Иногда проезжаю мимо--небольшой заводик сдаёт площади в аренду.
    Знаю,что люди гордились своей работой,местом работы.
  27. 0
    14 ноября 2015 19:35
    Цитата: onix757
    Горбатый конечно горбатый, но Тушинский машиностроительный опустился на уровень артели уже при Путине

    На ТМЗ в основном сборочное производство было А для сборки всё нужно было на многих предприятиях произвести (читаем историю ТМЗ)
    1. +3
      14 ноября 2015 19:51
      Если соберут планер на любом другом предприятии из более чем 1250 предприятий задействованных в программе "Энергия-Буран"-буду искренне рад. Но этого не случится, потому как из 7 тыс оборонных заводов (это только в РСФСР) осталось всего 1200
  28. -1
    14 ноября 2015 20:00
    Я, таки, по своей дилетантской наивности увязываю перспективные космические системы ( в т.ч.и многоразовые) с развитием перспективных ТЯЖЁЛЫХ и СВЕРХтяжёлых р\н типа "Ангара"..
    Под которые весьма АКТИВНО ведётся строительство космодрома "Восточный" и наукограда "Цеолковск", где планируется разместить "всё необходимое для космоса".
    Сетований заслуженного ветерана Толбоеева "кто после НАС-стариков.." НЕ РАЗДЕЛЯЮ !
    Если есть научная школа и кадры,то болезненный процесс "смены поколений" космонавтов и лётчиков-испытателей будет УСПЕШНО завершён в нужный срок.
    Важна СИСТЕМА, а достойных людей можно ВСЕГДА ПОДГОТОВИТЬ на замену !
  29. +8
    14 ноября 2015 20:12
    Цитата: северный
    с гордостью бахвалится Толбоев перед журналистами

    А вы знаете, когда Толбоев на облегченном МИГ-25 встретился с Бураном на встречных курсах и на очень больших скоростях, каким маневром он его догнал? Лично меня это поразило. А Буран это коллективный "плод", я вот к нему непричастен, а Толбоев да, имеет право так говорить.
  30. 0
    14 ноября 2015 20:41
    Что касается нырка "Дискавери", над Кремлём.
    Напугал не сам нырок, а то, что при наличии на его борту боевого лазера, он мог бы им нанести удар.
    И потому, боевой лазер предполагалось установить и на "Буране". Одно не учли при этом - время готовности корабля для ответного удара. - Подготовка "Бурана" к полёту, отнюдь не мгновенная, и стоимость полёта велика.
    1. +2
      14 ноября 2015 21:00
      Напугал не сам нырок, а то, что при наличии на его борту боевого лазера, он мог бы им нанести удар

      Какой мощности был этот"боевой лазер" на борту ныряющего ам.челнока, КАКИХ "бед" он мог в Кремле наделать,какой источник энергии для него был на борту Дискавери ?
      Я то(по наивности) подозревал,что угроза ограничивалась ВОЗМОЖНОСТЬЮ нести солидную массу термоядерных зарядов в "бомболюке", способных смести Москву и все КП, центры управления "за один присест"(нырок) размещённых на МАНЕВРЕННОЙ околоземной космической платформе(неуязвимой для ПРО-ПВО) ! ...
      А тут ещё "разящие лучи смерти " из космоса способные прожечь окно в кабинете Генерального секретаря ЦК КПСС!
  31. 0
    14 ноября 2015 21:17
    И все же - есть надежда что такие как Толбоев еще не закончились...
  32. 0
    14 ноября 2015 21:25
    На ТМЗ работал в качестве представителя заказчика отец Д.О.Рогозина, нынешнего вице-премьера, Олег Константинович, бывший военный лётчик.
  33. +4
    14 ноября 2015 21:42
    Цитата: PQ-18
    Я, таки, по своей дилетантской наивности увязываю перспективные космические системы ( в т.ч.и многоразовые) с развитием перспективных ТЯЖЁЛЫХ и СВЕРХтяжёлых р\н типа Ангара "Ангара"..

    Тяжелые и сверхтяжелые Ангара! Вот это да! Что курим господин-товарищ-барин (нужное зачеркнуть)? Семейство ракет «Ангара» это грузоподъемность от 1,5 до 35 тонн. Где здесь тяж - 70 тонн и супертяж - 100-120 тонн? Где столы на Восточном под 35 тонн и монтажно=сборочные корпуса. Хотя бы 20 тонник сделали - и то Протон не догонят.
  34. +1
    14 ноября 2015 22:51
    Очень интересный, такой.
    В списке лётчиков-испытателей, его нет
    356 Талалакин, Андрей Иванович 05.03.1938—17.04.2000 Опытно-конструкторское бюро А. Н. Туполева 17.08.1984
    357 Тарасов, Юрий Александрович род. 15.02.1939 Научно-исследовательский лётно-испытательный центр 18.12.1991
    358 Тарощин, Леонид Иванович 07.03.1915—21.11.2003 Научно-исследовательский лётно-испытательный центр 16.03.1963
    359 Таюрский, Константин Дмитриевич 26.08.1922—03.09.2005 Государственный Краснознамённый научно-испытательный институт ВВС 10.12.1964
    360 Твеленев, Михаил Степанович 20.07.1920—25.04.1985 Государственный Краснознамённый научно-испытательный институт ВВС 14.03.1961
    361 Терентьев, Андрей Григорьевич 16.08.1911—23.12.1977 Государственный Краснознамённый научно-испытательный институт ВВС 07.10.1959
    362 Терский, Владимир Иванович род. 21.12.1932 Опытно-конструкторское бюро О. К. Антонова 18.08.1977
    363 Тимофеев, Анатолий Сергеевич 03.02.1927—02.08.2007 Государственный Краснознамённый научно-испытательный институт ВВС 16.08.1974
    364 Тимощенко, Борис Георгиевич род. 18.11.1932 Луховицкий авиационный завод 15.08.1980
    365 Тишков, Юрий Михайлович род. 28.09.1948 Государственный Краснознамённый научно-испытательный институт ВВС 15.08.1991
    366 Ткаченко, Владимир Андреевич 04.05.1932—26.07.2011 Опытно-конструкторское бюро О. К. Антонова 14.08.1981
    367 Трофимов, Виктор Петрович 25.04.1916—11.06.1998 Конструкторское бюро № 1 23.09.1961
    368 Трусов, Николай Павлович 08.02.1921—12.02.1982 Государственный Краснознамённый научно-испытательный институт ВВС 17.08.1970
    369 Тюрюмин, Александр Михайлович род. 18.02.1928 Опытно-конструкторское бюро имени С. В. Ильюшина 28.08.1974

    Хотя, по Вики
    В 1977 году в связи с направлением на лётно-испытательную работу уволился в запас в звании капитана. В 1981 году окончил Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР и был направлен на работу лётчиком-испытателем в Лётно-испытательный институт им. М. М. Громова (ЛИИ, г. Жуковский). С 1984 года — космонавт-испытатель многоразового космического корабля «Буран»[1][2][3], заместитель командира отряда космонавтов-испытателей ЛИИ.

    И в 1989, лётчику-испытателю(военному) гражданский "Орден Трудового Красного Знамени"( эт, блин, директоров леспромхозов награждали, когда переходящее, по соцсоревнованию, лет пять, в одних руках, либо заготовку и сбыт, за счёт логистики, раза в три увеличить, на постоянку what )ВОЕННОМУ ЛЁТЧИКУ-ИСПЫТАТЕЛЮ, шпаковский орден( гусары, молчать!). Может, меня, северного, тупого помора и лесовика, кто нибудь просветит, на счёт всего этого?
  35. 0
    15 ноября 2015 00:18
    Цитата: perepilka
    И в 1989, лётчику-испытателю(военному) гражданский "Орден Трудового Красного Знамени". ВОЕННОМУ ЛЁТЧИКУ-ИСПЫТАТЕЛЮ, шпаковский орден( гусары, молчать!). Может, меня, северного, тупого помора и лесовика, кто нибудь просветит, на счёт всего этого?

    А что просвещать. Если он в 1977 уволился в запас в звании капитана, то с этого времени он штатский.

    Цитата: Бизон
    Что касается нырка "Дискавери", над Кремлём.

    "А был ли мальчик"?? То есть был ли нырок? На сколько он там нырнул? А возвращался на базовую орбиту святым духом? И второй вопрос. А с такой орбитой, с таким наклоном, он то хоть до широты Москвы-то долетал????

    Цитата: Бизон
    Напугал не сам нырок, а то, что при наличии на его борту боевого лазера, он мог бы им нанести удар.

    А он был у амеркианцев в то время таких массогабаритов, что помещался в отсеке? ИМХО и сейчас такого нет в мире, чтобы с орбиты садануть по земле

    Цитата: Бизон
    И потому, боевой лазер предполагалось установить и на "Буране".
    Насколько помню, должен был выводить орбитальный блок с лазером, но сам лазер.... Даже и разговоров не слышал

    Цитата: PQ-18
    с развитием перспективных ТЯЖЁЛЫХ и СВЕРХтяжёлых р\н типа "Ангара"..

    Забудьте о них. Тупиковая ветвь и из-за волюнтаристских решений Поповкина отброшены как минимум лет на 10
    1. +2
      15 ноября 2015 08:15
      Цитата: Старый26
      А что просвещать. Если он в 1977 уволился в запас в звании капитана, то с этого времени он штатский.

      Да, бог с ним, Жирик, вон, тоже штатский, и тоже до полковника дотянул. Ну, Толбоев, хоть летал what what Хотя, и Тимур Автандилович летал, и Борис Алексеевич, 47 и 49
  36. yan 2015
    +2
    15 ноября 2015 09:24
    Цитата: северный
    северный (5) Вчера, 16:12 ↑
    Хоть бы страницы ВО не пачкали этим липовым героем и липовым же испытателем Бурана, на котором он не сделал ни одного полета, в отличии от настоящей "волчьей стаи".

    - никогда не был законно сертифицирован как Пилот ГА и\или AirLine-PiLot и ни единого дня таковым профессионально не работал







    зачем врать-то..неуважаемый.
  37. +2
    15 ноября 2015 12:56
    когда нечего сказать по существу - переходите на личности (с)
    а мой дедушка всегда говорил так - "надо больше работать и меньше выёживаться"
    1. yan 2015
      +1
      15 ноября 2015 13:26
      не слова делают человека..а его дела. как то так.
      так что твой дед знает что говорит.
  38. 0
    15 ноября 2015 14:33
    Толковый мужик! По-больше бы таких... Жаль система образования считает иначе...
  39. +2
    15 ноября 2015 16:46
    Эта система всегда вызывала уважение.
  40. +1
    15 ноября 2015 17:43
    Цитата: YURMIX
    И никогда не поверю в то что горбатый не ведал что может произойти сея свои реформы , что не говори он не был кухаркой . И не удивлюсь если при моей жизни будет известно об этом уроде , что это были не ошибки в его правлении .

    Ну да, он был просто комбайнером с партбилетом и образование у него - какой-то сельхозтехникум! laughing
  41. -2
    15 ноября 2015 18:32
    Буран конечно гордость страны ,но ради него ее же и посадили на голодный паек.
    А потом афган,низкая нефть ,так что Горбачеву ничего не оставалось делать.
    Все было сделано до него,ну и конечно умные то мы все , сейчас.
  42. +2
    15 ноября 2015 21:28
    Ушла "страна Мечтателей, страна Героев!"
    Это один из Героев той Державы.
    Появилась продажная страна воров, которая и оценивает всё чужими деньгами - всё в долларах! В этой стране нет места таким Героям. Они так и останутся в своих селениях без русского языка и образования.
  43. 0
    16 ноября 2015 20:02
    "Не ныть надо, а работать"
    Вот ключевые слова!
  44. 2ez
    0
    17 ноября 2015 09:47
    "С 1987 года проходил подготовку по программе "Буран", в ходе которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления "Бурана", и МиГ-25, по аэродинамике приближенном к МТКК "Буран"."
    И никто ведь не заметил, что этот "северный" просто врёт без зазрения совести! Толбоев был в составе отряда космонавтов по "Бурану"? БЫЛ! А что он там делал? В фантики играл? Или всё же занимался делом, которое ему было поручено? И кому из команды Игоря Волка было поручено принимать "Буран" на посадке? Почему не тем, кто уже сидел в кабине "Бурана"? А может просто потому, что Толбоев лучше других был готов именно к этому? И подготовка у него была соответствующая? Или он на каруселях научился управлять ЛА? Ведь он не просто летел рядом, а производил съемку посадки в автоматическом режиме. И что из того, что не он камеру держал? Он - летчик, его дело управлять самолетом, причем так управлять, чтобы оператору было удобно снимать, ведь это было не просто кино, а фиксация всех параметров полета при заходе на посадку...
    А "Буран-Энергию" жалко... Тоже смотрел по телеку это ЗРЕЛИЩЕ... Красиво! А ведь мы ещё забываем про то, что под этот проект был создана "Энергия" которую никто так и не смог повторить! Ещё бы, 100 тонн полезной нагрузки могла выносить на орбиту... Да и "Ан-225 Мрия" (к сожалению, уже руиновская) тоже создавался именно под этот проект, как носитель... МОЖЕТ, ЕЩЁ ЗАСТАНУ ТО ВРЕМЯ, КОГДА ОНИ СНОВА ПОЛЕТЯТ?
  45. -1
    17 ноября 2015 15:06
    Землесос «Pilemaster» представляет собой одноступенчатый центробежный насос, рассчитанный на пропуск воды с грунтом и крупнообломочными включениями. Землесос устанавливается на все типы гидравлических экскаваторов, что облегчает управление оборудованием, делает его мобильным и функциональным. Привод осуществляется от гидравлической системы экскаватора, при этом отпадает необходимость приобретения отдельной гидростанции. Оборудование приспособлено для всасывания грунта из-под воды и транспортирования воды с грунтом (гидросмеси) по напорным трубопроводам.

    Применение PD-200 PD-400 PD-600 PD-800

    Дноуглубительные работы.
    Добыча песка и других инертных материалов из обводненных карьеров.
    Транспортировка инертных материалов.
    Очистка сточных ям и отстойников от грязи, шлама, производственных отходов угольной и химической промышленности.
    Транспортировка отходов горнодобывающей промышленности.
    Осушение строительных котлованов.
    Транспортировка окалины из сточной ямы, водоочистка сточных ям.
    Очистка кессонов на строительных площадках;
    Удаление отложений ила в портах, напорных бассейнах и т.п.
    Восстановление прибрежных зон, намыв территорий.
    Транспортировка гидросмеси из колодцев транспортных туннелей, из колодцев шаровых мельниц, в системах обратной засыпки пустых пород, перемещение отвалов в местах угледобычи, удаление материалов из отстойников и т.п.

    Шламовый насос PILEMASTER PD800
    Компания PILEMASTER
    контактный телефон: +79126216297
    Склад г.Екатеринбург
  46. 0
    17 ноября 2015 16:48
    Цитата из текста: "В целом разрушение этого уникального космического проекта, как и многих других, явилось логическим следствием «бедовой» исторической эпохи, когда все прошлые достижения стало модно отрицать, резать на металлолом и сдавать в утиль".

    Вот, на мой взгляд, одна из главных мыслей автора