Боевая анкета-6: Danza Macabra (Танец смерти)
Общие вопросы:
1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении
Итальянские и Сицилийские традиционные техники ножевого и палочного боя, доказавшие кровью свою эффективность и жизнеспособность на протяжении более 300 лет поножовщин среди итальянских криминальных сообществ, а также мы считаем важным изучение вопроса «криминального применения ножа».
2. Девиз стиля (школы, направления)
Палка, камень и пистолет для самозащиты, нож для вопросов чести, вендетты и криминала.
3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал).
Это живая традиция. Учителя с которыми мы работаем могут подтвердить прямую преемственность техник на 4-5 поколений в прошлое... Косвенно ее можно связать с возникновением неаполитанской мафии каморры. Но из-за вопросов омерты более детальное исследование тут затруднено и теряется в 17 веке. Хотя историки часто говорят о связи этих техники с фехтовальными школами 15-16 века и вопросом запрета простолюдинам носить длинноклинковое оружие, а некоторые легенды рассказывают об связи традиции с историей некоторых рыцарских орденов.
4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести).
В Италии существует понятие «uomini d'onore» - дословно это переводится как «люди чести». Сегодня этот термин в итальянском языке искажён и часто воспринимается обществом как синоним «правильного пацана», бандита. Поэтому от части справедливо будет перевести этот термин на русский, как - пацан живущий по понятиям.
Однако нельзя забывать, что идеалы итальянских криминальных сообществ формировались еще в 17 веке под влиянием рыцарских кодексов.
Человек чести – это рыцарь. Свободный, сильный человек, разделяющий традиционные ценности патриархального общества. Это человек чести, который ценит мир и семью, держит слово и живет в гармонии с собой. Он уважает пространство других, но и сам говорит – «мой дом моя крепость». Он понимает хрупкость и ценность человеческой жизни но при этом готов и умеет защищать свой мир до конца. Знает как сохранить эту жизнь и как ее забрать.
5. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т.д.)
Для войны, борьбы и самообороны люди придумали оружие. Поэтому приоритет средиземноморских школ – это работа с оружием и предметами быта, которые могут оказаться под рукой. Использование колюще-рубящей техники в ноже или ударно-дробящей в палке не исключает использования ударов ног, свободной руки и головы во время боя. Есть техники, связанные с борьбой в клинче и ограниченном пространстве, предполагающие захваты, заломы и воздействие на уязвимые точки.
6. Тактика направления
Если говорить о тактике итальянских и сицилийских техник, о которых мы говорим – это всегда бой двух обманщиков. Все что вы видите, все что вам кажется, что ваш противник делает нелепо, глупо, самонадеянно – знайте этот цирк организован специально для вас. Все это имеет только один смысл – обмануть вас.
7. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?
Спарринги являются важной частью процесса обучения.
Спарринги практикуются от мягких и условных версий для новичков до поединков до первой крови на острых ножах. Средний вариант – поединки в полный контакт и с элементами рукопашки на деревянных и алюминиевых макетах. Зона поражения полная. Действует правила обоюдки – обильный обмен ударами говорит лишь о том что вы оба сдохли и это считается недостатком мастерства или психологической сыростью бойцов. Правила варьируются от тренировочной задачи и условий. Но в любом случае в школе не приветствуется использование чрезмерной защитной экипировки, создающей иллюзии.
Бойцы школы также участвуют в соревнованиях, организованных различными клубами и федерациями в разных странах мира. Чаще всего такое участие - это, скорее, часть учебного процесса, чем спортивные амбиции. В любом случае все выигранные нами кубки и медали не являются для нас самоцелью. Нам просто интересно работать с разными противниками. Состязания дают такую возможность.
8. Физподготовка (общая и специальная) - в том числе работа с отягощениями, свободными весами, своим весом
Кроме привычных спортивных методов подготовки бойцов и фехтовальщиков в школе практикуется специальная система работы с утяжелителями... А также специальные практики, связанные с использованием традиционных итальянских и аргентинских танцев для улучшения психофизических показателей у бойцов. Подобные методы являются традиционным наследством итальянских школ, пришедших еще с тех времен, когда спортивных залов еще не существовало.
Кроме того мы не сторонники штампа «мужики не танцуют», оставляем его на откуп закомплексованным еще в школе подросткам, которые оправдывают этим неумение владеть своим телом.
9. Работа против группы
На тренировках отрабатывается работа против 1,2,3 и более противников... А также моделируются различные ситуации уличных конфликтов.
10. Работа против оружия/с оружием
Основной акцент в тренировках делается на работу с оружием. Но это не значит что речь идет только о симметричном бое нож-нож или палка-палка. Симметрия дуэли завораживает своей красотой, но у нее совсем другая цель, далёкая от самообороны. Поэтому отработка предполагает самые разнообразные схемы неравного боя, в том числе сочетания безоружный – вооружённый.
Есть несколько направлений в этой работе:
- изучение техник для самозащиты
- дуэльные техники (симметричный бой)
- криминальное использование ножа и защита от него
- адаптация опыта ножевого боя средиземноморских техник и подготовка военнослужащих (темы: "мокруха", внезапное боестолкновение, плен).
11. Работа на земле (в партере)
В школе есть специальные упражнения для отработки ситуации, когда вы оказались лежащем на земле. Есть множество приемов, доставшихся нам в наследство от хулиганских техник Неаполя и Бари... так называемые грязные приемы гуапперии... Которые как раз используют лежачее положение или падения как способ получить преимущество в бою. Этому направлению уделяется не так много времени, но наработка навыков в этой сфере является обязательной для бойца.
12. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.)
К работе в нестандартных условиях можно отнести интересную итальянскую традицию 19 века – чичиата. Это групповой поединок до крови в помещении с выключенным светом... "Чича" в переводе – это живот или еще слой жира на животе... именно его и режут участники такой «игры». Подобный поединок дает совершенно другое понимание дистанции и взаимодействия в темноте.
Также существуют специальные техники ножа предназначенные специально для замкнутых пространств. К ним, например, относится традиционная галиота (или тюремная техника). Поединки в этой манере отличаются от других итальянских техник и рассчитаны на узкую тюремную камеру где нет возможности фехтовать, но условие конфликта требует биться на ножах и защищать свою жизнь.
Также в школе практикуется работа с собаками. Мы специально сотрудничаем с кинологами и питомниками, занимающихся подготовкой служебных собак. Работа с собакой - это прекрасная возможность развить скорость, реакцию и свои животные инстинкты. Мы тренируемся на собаках, а они тренируются на нас. Для настоящих Воинов это очень интересный опыт.
13. Психологическая подготовка
Психотехники - это очень важная часть наших тренировок. Мы убеждены, что человек, отправляясь на улицу, должен жить, а не воспринимать ее как зону боевых действий. К сожалению, этого не понимают многие современные школы самозащиты, натаскивая своих учеников воспринимать любого человека, спросившего закурить, как потенциального агрессора. Это какой-то комплекс самооборонной философии, На наш взгляд абсолютно вредный.
Бандиты, гопники, хулиганы - они тоже люди, тоже хотят жить и жить хорошо. Они прекрасно знают УК, за что и сколько им дадут. А еще они подсознательно прекрасно знакомы с психологией выбора жертвы, и если вы не попадаете в группу риска, то ваши шансы быть ограбленным, убитым и изнасилованной устремляются к нулю. Как не быть жертвой? Научиться быть такими же как они – охотником. А также уметь общаться с другими охотниками, чтобы избежать конфликта на почве конкуренции за самок и территорию.
Поэтому тренировки в нашей школе поначалу шокируют многих. Там пьют чай, базарят, играют в карты... могут развести на печеньки или по праву сильного заставить помыть за всех посуду, спросить за что-то. Там есть свои лузеры и свои «блатные»... В группах свой микроклимат, своя иерархия, но вся она создана для того, чтобы пришедший научился и нашел своем место в мире сильных. Научился отвечать за свои слова и поступки. Научился спрашивать за "косяки" с других. Научился быть сильным, уважающим себя человеком. Отличие зала от улицы что тут за вами всегда оставят право измениться и стать сильнее.
14. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.)
Можно много говорить о пользе тренировок с оружием для духовного роста человека. О том как это развивает чувство ответственности, снимает агрессию и, по сути, является своего рода активной медитацией. У нас это неотъемлемая часть занятий. И это тема для целой книги.
Оговоримся только что в нашей практике огромную роль играют особенности итальянской и сицилийской народной культуры. В основе которой лежат христианские ценности, и многие сохраненные еще со средних веков верования, ритуалы, традиции, суеверия. Но не бойтесь никто не заставит вас учить «Ave Maria».
Также как не обязательно изучать дзен и буддизм, занимаясь карате, также не обязательно приобщаться к этой христианской интерпретации культуры ножа, практикуя ДМ. Но для тех, кто интересует духовая составляющая, калитка в мир мистики и алхимии остается приоткрытой.
15. Уникальные особенности направления (стиля, школы)
Уникальность? Пожалуй Италия - это один из немногих регионов в мире, где традиция ножевых поединков сохранилась в активной форме до 50-х годов двадцатого века.
Речь идет не о разовых поножовщинах. И не о культуре носить с собой нож. Речь идет о культуре, где нож был основным, если иногда не единственным способом разрешения конфликта. Фраза «пойдем, выйдем» предполагала что драться с вами будут на ножах и только на ножах. Уникальность в том, что живы мастера, способные проследить преемственность своих школ на 4-5 и более поколений. Речь не идет о варианте сказки «мне папа, дедушка что-то показали»... Речь идет о реальных школах которые выполняли вполне определенную социальную функцию в «сообществах чести». То есть, сохранились люди, которые профессионально обучали людей драться на ножах, также учившиеся у профессионалов, а те в свою очередь тоже учились у профессиональных учителей ножевого боя и т.д. И так до 18-19 века, когда в Сицилии, например, поединки на ножах были не просто массовым явлением, это была эпидемия. По мнению Ламброзо для острова с населением в 200 тысяч человек 40 ножевых трупов в неделю было нормой. Техники Сицилийских и Итальянских учителей проверялись в буквальном смысле кровью. Не эффективное, и не рабочее умирало вместе с проигравшим в бою. Лучшие техники сохранялись и передавались. Этот естественный отбор – то, чему можно доверять. Наверно в этом и есть уникальность ДМ, мы очень настороженно относимся к новоделам и реконструкциям техник, предпочитая проверенные на практике традиции.
16. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя в помощью данного направления).
В Италии подобный вопрос попал бы в зону омерты. Собеседник бы скорее всего помолчал, а потом перевел бы тему. А к задавшему его отношение было бы как к болтуну или ребенку. Кстати именно «омерта» - закон молчания и позволил поединкам на ножах просуществовать на юге Италии так долго. Если никто не «стучит», то дело чести остается сугубо личным и найти участников поединка практически невозможно.
Во время этнографических поездок на юг Италии и при общении со старыми мастерами и практиками ножа постоянно приходится видеть людей, прошедшую суровую школу жизни, с лицами и телом покрытым шрамами. Многие из них имеют за плечами тюремный опыт. Их не принято спрашивать о том, откуда у них шрамы, характерные для колото-резанных ран. Это плохой тон, да они и не будут об этом говорить. Но, судя по тому что эти «дедушки» показывают, как они двигаются, и что умеют, дожили они до преклонных годов не случайно.
Информация