Military Review

Two Fedor

2
Two FedorThese two Fedor, which will be discussed, were not familiar with each other. I combined them only in my story. After all, both of them, still boys during the Great Patriotic War, did a common thing - they helped with all their children's strength to bring our Victory closer.


Fedya Silverheads

Fedya Tolstolobov fled from the village of Aleksandrovka to the village of Apukhtino (both villages in the Terbunsky district of the Lipetsk region). It was as if weights were tied to his legs, sweat was running down his face in cold streams. But Fedya ran and ran forward. In the bootleg of his boot lay a letter for his friend Aunt Vari’s boy. She lived in Apukhtino, in a house behind a green fence. Fedya had been there several times already, and Aunt Katya treated him to raspberries, which grew on this very fence. Now in Apukhtino, as in Aleksandrovka, the fascists are hosting. It is necessary to get close to the house imperceptibly, bend the corner board, put a letter in the hole on it, cover it with earth and leave quietly.

Fedya heard the approaching barking. So, the Nazis still saw how my mother gave him a letter. Or maybe they didn’t see it themselves, but they heard it in another way - in any case, there was no time to think about it.

Fedya did not know that the policeman had learned about the connection with the partisans of his mother, Stepanida Yegorovna. And he really tracked down how she gave Feda a letter, but did not manage to grab the boy, but only his mother. I beat her with a rifle butt and took her to the fascists for questioning. And he went to "correct the mistake" - to search for Fedya. But realizing that he might not catch up with the boy, he took with him a trained German shepherd dog.

... barking was coming. And in the letter that lay in the bootleg - important news for the partisans with whom Aunt Varya keeps in touch ...

With every heartbeat, Fedi had less and less energy. But he fled and fled, leaving a treacherous chain of traces on the thin (it was at the very end of November) snow. Wherever Fedya would turn, no matter how quickly he ran, she would find a shepherd.

“The river is near! - suddenly thought Fedya. “We must drown the trail!”

And, delighted by this thought, he reached the shore and stopped. The river was almost frozen, but a narrow strip of dark, damp water stretched along the coast. The last days of November, cold, snow has already fallen. And the boy is wet with sweat, this is a sure pneumonia, if not death. But in the bootleg of his boot lay a letter that he needed to deliver. On the invisible scales, on the one hand, their own health and life fell, on the other - an important mission, bringing Victory closer. Scales did not hesitate - one bowl instantly went down.

Fedya took out the letter, clamped the precious bag in his hand and stepped into the water. At first he did not feel the cold. But the clothes began to get wet, the water reached my shoulders, my hands were numb. “Go! the boy ordered himself. And I walked along the coast to the icy reeds.

... Maybe now, from the outside, after so many years, there will be an opinion that the boy saved only his life. But I know for sure: it is not. He did not think about it in the first place, not about it.

... Lai rang very close. "It's time!" The boy went into the very reeds, took a deep breath and dived. Only above the water, hidden by reeds and withered water grass, remained a small, but such an important envelope.

The dog and the man swept along the shore. The dog lost track, which went into the river, whined and scurried back and forth. The policeman, seeing this behavior, understood what was the matter. Maybe it would be a river already, he would have decided that the boy had already moved through it. Or maybe, if he was more deceitful, he would have allowed the dog to swim to the edge of the ice, so that there, on the frozen layer of the river, look for fresh tracks. But the pursuer, apparently decided that the boy with fear clouded his mind, rushed into the river and drowned. So he swore loudly, turned around and headed back to the village.

... barely alive Fedya reached Aunt Vari's house. He was lucky - there were no fascists near this house. Aunt Varya hid the boy in his house - he, of course, could not return home: he fell into oblivion. Fedya miraculously survived. Inflammation of the lungs (although no one had diagnosed the diagnosis), he froze his arms and legs. He lay in a fever for many days, but somehow miraculously survived and even rose to his feet. And while I was sick, I did not know that a few days after this terrible day - December 6 1941, near the village of Apukhtino, Tebrunsky district, a fierce battle broke out. Our army, along with the partisans, drove the Germans out of the village. With this raid, the Yelets offensive operation began.

Fedya returned home. It was empty - Stepanida Egorovna was executed by the fascists. But the envelope, very important, as it turned out later, the envelope was delivered on time. He was not injured.

Terrible tests were not in vain. Fedor Ignatievich (in the photo he is the first on the left) lived a not very long life. For many years he treated the kidneys, which he hopelessly chilled in a cold river. He worked as a combine harvester in his native village and Terbuny, worked at the Novolipetsk Combine. And never, even in the strongest heat, did he bathe in the river.

Fedya Kolcheev

Fedor Ivanovich Kolcheev died not so long ago, he lived to a great old age. Last years spent in Lipetsk, with their children. And this история occurred in the village Ekaterinovka Eletsky district. And also in the winter 1941 of the year. In general, most of the stories of boys and girls of the Lipetsk region occurred at this time or - in 1943 year. The fact is that the entire territory of the present Lipetsk region was not occupied, only a few districts (Volovsky, Terbunsky, Yeletsky, Stanovlyansky, Izmalkovsky, Dolgorukovsky). For the first time, the front began to approach Lipetsk in the autumn of 1941, when the fascists rushed to Yelets and were able to capture him in early December, but not for long (although the Germans staged bloody massacres and destruction during this time).

The second time the occupation happened in the summer of 1942, when the Nazis were advancing in the Voronezh direction. They occupied part of the Volovsky and Terbunsky districts, and this time - for seven months. The monsters finally drove away in January 1943. But back to the distant 1941 day of the year, in Ekaterinovka ...

... When they knocked quietly on the window, my mother gasped, making out in the winter gloom of strangers. And she went to open.
- Ivan? Kolya? - mom gasped, having recognized her former neighbors - the Astapov brothers in strangers.
- Hush! - whispered Ivan. - We are in the partisan detachment. Let go at night, Praskovia. Let's leave at dawn. Punish your son about not telling anyone about us. You can't hide from the boys - everyone will see everything, every little bit ...

And the son, twelve-year-old Fedya Kolcheev, was sitting at that time in another room and wept silently at the words of Uncle Vanya. He could not “see everything, everything, every little bit,” because even in the summer he was almost blind — he saw it very badly, although I read it somehow. But the boy was crying not only because of his illness, but also because he really wanted to help the partisans who had come to at least something, and he felt powerless.

The guests soon fell asleep, mother too. And Fedya did not sleep. He stopped crying - what's the use of tears! Almost to the touch I got to the chest in which my mother kept clothes, threads and needles. I found my new shirt - I recognized it by large round buttons. He took out the scissors, pricked himself painfully on needles, was delighted - already with thread lengths! The fact is that mom always in advance threaded long threads into needles. First of all. In the hot moment, when you need something to quickly sew up, do not waste precious time or light a candle, if it's in the evening. And secondly, Fedya from an early age dreamed of becoming a tailor. And even though now I almost did not have the opportunity to sew, but I often took up needles, trying to make something.

Fedya folded his shirt in half and cut it, halved each half, then another. In the dark, he felt the fabric, folded the squares so that it turned out exactly, measured them according to his famous signs. And ... he began to sew guerrilla pouches.

I did not light a candle, so as not to wake my mother and guests. Yes, and it was a pity to spend precious stubs - and so they were in the house in vain.

Soon the fingers were swollen, punctured by a needle. Frequently, like a wave of ice, Fyodor rolled in fear: well, how can he not, sew badly, not enough thread, and not be able to get a new one? But rolled - and released.

... It was barely dawn, the Astapov brothers began to pack up. Mother poured them hot soup. And she almost screamed when she saw three pouches on the table. They were sewn with threads of different colors - Fedya could not see it. On one pouch there was a large round button.

- Here is a guy! - whistled Ivan. - And she said that she was almost blind! Look, what a beauty for the night sewed! That's really telling the truth that one should see not with the eyes, but with the heart. Come on, Fedka, get out of the room, I will tell the soldiers thanks!

But Fedka did not come out - he was fast asleep. And although his face was very tired, but very calm and peaceful.
Author:
2 comments
Ad

Our projects are looking for authors in the news and analytical departments. Requirements for applicants: literacy, responsibility, efficiency, inexhaustible creative energy, experience in copywriting or journalism, the ability to quickly analyze text and check facts, write concisely and interestingly on political and economic topics. The work is paid. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 17 November 2015 07: 55 New
    +2
    Please .. a ready-made draft script for an incomparable film .. under the same name .. But there’s no one to shoot ... Thanks a lot ...
  2. anip
    anip 17 November 2015 10: 03 New
    +3
    ... Maybe now, from the outside, after so many years, there will be an opinion that the boy saved only his life. But I know for sure: it is not. He did not think about it in the first place, not about it.

    Yes, even if he saved his life. Who can blame him for this?
    1. Sofia
      17 November 2015 10: 14 New
      +1
      absolutely right, absolutely ...
  3. Reptiloid
    Reptiloid 17 November 2015 11: 33 New
    +1
    It is very important that you, Sophia write such stories. Thank you very much for this. There must be truth in the world. That such human destinies have not sunk into oblivion.
  4. marinier
    marinier 17 November 2015 12: 10 New
    +1
    Hello Forum4ane!
    And there are a lot of such examples during the war, here are some examples that will need to be brought up
    future generation! In Europe, such examples of times, two ob4elsia.
    The best things to the Author

Два Фёдора

Два ФёдораЭти два Фёдора, о которых пойдёт речь, не были знакомы друг с другом. Я объединила их лишь в своём рассказе. Ведь оба они, ещё мальчишки во время Великой Отечественной войны, делали общее дело ― помогали изо всех своих детских сил приблизить нашу Победу.

Федя Толстолобов

Федя Толстолобов бежал из села Александровка в село Апухтино (оба села - в Тербунском районе Липецкой области). К его ногам будто бы привязали гири, по лицу холодными струйками стекал пот. Но Федя бежал и бежал вперёд. В голенище его сапога лежало письмо для знакомой мальчику тёти Вари. Она жила в Апухтино, в доме за зелёным забором. Федя уже несколько раз бывал там, и тётя Катя угощала его малиной, что росла у этого самого забора. Сейчас в Апухтино, как и в Александровке, хозяйничают фашисты. К дому надо подобраться незаметно, отогнуть угловую доску, положить в ямку по ней письмо, присыпать землёй и тихонько уйти.


Федя услышал приближающийся лай. Значит, фашисты всё-таки увидели, как мама отдала ему письмо. А может, и не увидели сами, но прознали другим способом ― в любом случае размышлять об этом было некогда.

Федя не знал, что о связи с партизанами его мамы, Степаниды Егоровны, узнал полицай. И действительно выследил, как она передала Феде письмо, но не успел схватить мальчишку, а только его маму. Избил её прикладом автомата и отвёл к фашистам на допрос. А сам отправился «исправлять оплошность» - разыскивать Федю. Но понимая, что может не догнать пацана, прихватил с собой обученную немецкую овчарку.

...Лай приближался. А в письме, что лежало в голенище, - важное известие для партизан, с которыми держит связь тётя Варя...

С каждым ударом сердца у Феди оставалось всё меньше сил. Но он бежал и бежал, оставляя на тонком (дело было в самом конце ноября) снегу предательскую цепочку следов. Куда бы Федя ни повернул, как бы быстро не бежал ― овчарка найдёт.

“Река близко! - вдруг подумал Федя. - Надо утопить след!»

И, обрадованный этой мыслью, добежал до берега и остановился. Река уже почти замёрзла, но вдоль берега тянулась неширокая полоса тёмной, стылой воды. Последние дни ноября, холодно, уже выпал снег. А мальчишка ― мокрый от пота, это же верная пневмония, если не смерть. Но в голенище его сапога лежало письмо, которое надо было обязательно доставить. На невидимые весы с одной стороны упало своё собственное здоровье и жизнь, с другой ― важное поручение, приближающее Победу. Весы не колебались ― одна чаша моментально пошла вниз.

Федя достал письмо, зажал в руке драгоценный пакет и шагнул в воду. Сначала он не почувствовал холода. Но стала намокать одежда, вода добралась до плеч, руки онемели. «Иди! - приказал себе мальчишка». И пошёл вдоль берега к обледенелым камышам.

...Может быть, теперь, со стороны, по истечению стольких лет, сложится мнение, что пацан спасал только свою жизнь. Но я точно знаю: это не так. Не об этом он думал в первую голову, не об этом.

...Лай раздался совсем близко. «Пора!» Мальчик зашёл в самые камыши, набрал воздуха и нырнул. Только над водой, спрятанный камышами и пожухлой водяной травой, остался маленький, но такой важный конверт.

Пёс и человек заметались по берегу. Собака потеряла след, который ушёл в реку, скулила и сновала туда-сюда. Полицай, видя такое её поведение, понял, в чём дело. Может быть, была бы река поуже, он решил бы, что мальчишка через неё уже перебрался. А может, будь он посмекалистеее, пустил бы вплавь собаку до кромки льда, чтобы там, на замёрзшем слое реки, поискать свежие следы. Но преследователь, видимо, решил, что мальчишка со страху помутился разумом, бросился в речку и утонул. Поэтому он громко выругался, развернулся и направился назад, в деревню.

...Еле живой дошёл Федя до дома тёти Вари. Ему повезло ― около этого дома не было фашистов. Тётя Варя спрятался мальчика у себя ― вернуться домой он уже, конечно, не мог: впал в беспамятство. Чудом остался жив Федя. Воспаление лёгких (хотя диагноз-то никто не ставил), обморозил он и руки-ноги. Много дней лежал в горячке, но каким-то чудом остался жив и даже встал на ноги. И пока болел, не знал, что через несколько дней после этого страшного дня ― 6 декабря 1941 года у села Апухтино Тебрунского района разгорелся жестокий бой. Наша армия вместе с партизанами выбила немцев из села. Этим налётом началась Елецкая наступательная операция.

Федя вернулся домой. Там было пусто ― Степаниду Егоровну казнили фашисты. Но конверт, очень важный, как выяснилось позже, конверт, был доставлен вовремя. Он не пострадал.

Страшные испытания не прошли даром. Фёдор Игнатьевич (на фото он - первый слева) прожил не очень долгую жизнь. Много лет лечил почки, которые безнадёжно застудил в стылой реке. Работал комбайнёром в родном селе и Тербунах, трудился на Новолипецком комбинате. И ни разу, даже в самую сильную жару, не искупался в реке.

Федя Колчеев

Фёдор Иванович Колчеев умер не так давно, он дожил до глубокой старости. Последние годы провёл в Липецке, у своих детей. А эта история произошла в селе Екатериновка Елецкого района. И тоже зимой 1941 года. Вообще, большинство историй мальчишек и девчонок Липецкой области произошли именно в это время или — в 1943 году. Дело в том, что полностью территория нынешнего Липецкого региона не была оккупирована, только несколько районов (Воловский, Тербунский, Елецкий, Становлянский, Измалковский, Долгоруковский). Первый раз фронт начал приближаться к Липецку осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Ельцу и смогли его захватить в начале декабря, но ненадолго (хотя и за это время немцы устроили кровавые расправы и разрушения).

Второй раз оккупация случилась летом 1942 года, когда фашисты наступали в Воронежском направлении. Они заняли часть Воловского и Тербунского районов, и на этот раз — на семь месяцев. Окончательно прогнали извергов в январе 1943 года. Но вернёмся к тому далёкому дню 1941 года, в Екатериновку...

…Когда в окно тихо постучали, мама охнула, разглядев в зимней полутьме незнакомцев. И пошла открывать.
– Иван? Коля? – ахнула мама, узнав в незнакомцах своих бывших соседей – братьев Астаповых.
- Тс-с! – зашептал Иван. – Мы в отряде партизан. Пусти на ночь, Прасковья. На рассвете уйдём. Сыну накажи про нас никому не сказывать. От мальчишек-то не утаиться – всё-всё увидят, каждую крошечку…

А сын, двенадцатилетний Федя Колчеев, сидел в это время в другой комнате и беззвучно плакал, услышав слова дяди Вани. Не мог он «всё-всё увидеть, каждую крошечку», потому как ещё летом почти ослеп — видел очень плохо, хотя кое-как читал. Но плакал мальчик не только из-за своей болезни, но ещё и оттого, что очень хотел хоть чем-нибудь помочь пришедшим партизанам, и чувствовал своё бессилие.

Гости вскоре уснули, мама тоже. А Федя всё не спал. Плакать он перестал – что толку в слезах! Почти на ощупь добрался до сундука, в котором мама хранила одежду, нитки и иголки. Нашёл свою новую рубашку – узнал её по крупным круглым пуговицам. Достал ножницы, больно укололся об иголки, обрадовался – уже с вдетыми нитками! Дело в том, что мама всегда заранее вдевала в иглы длинные нитки. Во-первых. В горячий момент, когда потребуется что-то быстро зашить, не надо тратить драгоценное время или зажигать свечу, если дело вечером. А во-вторых, Федя с ранних лет мечтал стать портным. И хоть теперь шить возможности почти не имел, но за иголки часто брался, пытаясь что-нибудь смастерить.

Свою рубашку Федя сложил пополам и разрезал, каждую половину уменьшил ещё вдвое, потом ещё. В темноте он ощупывал ткань, складывал квадраты, чтобы получилось ровно, отмерял их по ему одному известным приметам. И… принялся шить кисеты для партизан.

Свечу зажигать не стал, чтобы не разбудить маму и гостей. Да и жаль было тратить драгоценный огарок — они и так в доме были наперечёт.

Скоро пальцы распухли, исколотые иглой. Часто на Федю, словно ледяная волна, накатывал страх: ну, как не успеет, плохо сошьёт, не хватит нитки, а новую вдеть не сумеет? Но накатывал — и отпускал.

…Едва рассвело, братья Астаповы стали собираться в путь. Мать налила им горячих щей. И едва не вскрикнула, увидев на столе три кисета. Сшиты они были нитками разных цветов – Федя не мог этого увидеть. На одном кисете красовалась крупная круглая пуговица.

- Вот это парень! – присвистнул Иван. – А говорила, что почти слепой! Смотри, какую красоту за ночь сшил! Вот уж правду говорят, что видеть надо не глазами, а сердцем. Ну-ка, Федька, выходи из комнаты, я солдатское спасибо скажу!

Но Федька не вышел — он крепко спал. И хотя лицо его было очень усталым, но очень спокойным и умиротворённым.
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. parusnik 17 ноября 2015 07:55
    Пожалуйста.. готовый черновик сценария,для бесподобного фильма..под одноименным названием..А снимать то не кому...Спасибо большое...
  2. anip 17 ноября 2015 10:03
    ...Может быть, теперь, со стороны, по истечению стольких лет, сложится мнение, что пацан спасал только свою жизнь. Но я точно знаю: это не так. Не об этом он думал в первую голову, не об этом.

    Да даже если бы он и жизнь свою спасал. Кто может его осудить за это?
    1. Софья 17 ноября 2015 10:14
      совершенно верно, абсолютно...
  3. Reptiloid 17 ноября 2015 11:33
    Очень важно,что Вы,Софья пишите такие рассказы.Большое Вам за это спасибо.Должна быть правда на свете.Что бы не канули в небытие такие человеческие судьбы.
  4. marinier 17 ноября 2015 12:10
    Здраствуйте Форум4ане !
    И таких примеров во времиа войны,масса.Вот на каких примерах нузно воспитыват
    будушее поколениа!В Европе таких примеров раз,два об4елсиа.
    Наилу4шие позеланиа,Автору,

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня