Military Review

Morale, professionalism and the will of the commander

8



Three main components of success in the difficult military case. May the representatives of technical and logistical specialties forgive me, but in the modern world of counteracting a unipolar world order even advanced countries with a highly developed economy will not be able to achieve an advantage capable of ensuring their complete superiority only by the power of technical equipment. There will always be allies able to find "a welcome against any scrap." Of course, the brightest example of the wars in Vietnam, Afghanistan, and Yugoslavia, not without the help of external support, of course, but the United States and the USSR did not achieve their goals by the armed forces. Iraq can also be recalled, but it was rather the betrayal in the highest circles of power that played a decisive role. Therefore, as before, the determining factor of modern armed confrontation will be human.

But to what extent should these three components be present in a military man, officer, military unit, commander or chief of any level? At first glance, the answer is simple: to strive for infinity, the higher the level of each indicator, the better. This is true in an ideal view, but practical implementations are far from ideal, perhaps the only example of their successful combination is Tsar Leonid and his 300 Spartans (you should not give in to Hollywood propaganda, it’s better to read the true description of the Thermopyles battle itself). And to achieve this is not entirely easy, even in a small division.

I propose to the reader jointly, against the background of historical experience and the thoughts of people who have managed to successfully combine all three components, to speculate both separately for each category, and on their relationship and influence on the achievement of success.

What is morale? Morale is one of the basic concepts of military psychology, meaning the moral and physical readiness of a soldier, units, units, formation, unification and the armed forces to resist the military service and deprivation, constant focus on victory. Napoleon, perhaps better than other outstanding commanders, understood the importance of the morale of the troops. He said that one soldier with a high fighting spirit is worth three, deprived of this weapons. True, he did not take into account one thing: what he called a fighting spirit is part of a more general spiritual entity called the national spirit, and where the war is going on. The troops defending the frontiers of their countries, relatives and friends, guerrilla movements created on just principles are psychologically stronger than the soldiers who came to someone else’s land. The defenders of the Brest Fortress, Moscow and Stalingrad, the 6 Company of the Pskov Airborne Division accomplished their feat solely thanks to the fighting spirit, fulfilling their military duty to the Motherland.

Norman Copeland in his work Psychology and the Soldier most clearly revealed the concept of fighting spirit: “This is the most powerful weapon known to man; more powerful than the heaviest tank than the most powerful artillery gun than the most destructive bomb. The high morale of the troops is a means capable of turning defeat into victory. The army is not broken until it is imbued with the consciousness of defeat, for defeat is the conclusion of the mind, not a physical condition. ” It is important to remember always.

But if the morale is invisible and intangible, then the preparedness of the serviceman, unit, connection to action can be checked. How does his knowledge, skills and abilities correspond to what awaits him in a real battle? Of course, each commander knows the level of training of his subordinates, and seeks to improve him in all available ways. It is hard to learn - it is easy in battle, Suvorov wisdom, which will never lose relevance. Success is directly proportional to the level of training of troops and the professionalism of its commanders.

There are many definitions and interpretations of professionalism and professional in the scientific literature. I am most impressed with this: a professional is “the highest level of personal development in a profession, characterized by the necessary professionally important qualities, special competence, provided special education, developed professional motivation, professional thinking, value-semantic sphere, professional self-awareness, which is not realized in the form of simple functioning in the profession, and in personal and professional growth. " It is in growth, live and learn, says the proverb, there is no limit to perfection. Achieving such a level will not only skillfully act, but also foresee the development of the situation, respond in a timely manner and prevent the negative consequences of its change. Napoleon said: "I realized then that I was great when I figured out all the subtleties myself."

And if for the armed forces there is peacetime to increase their level, then for the military personnel of the internal troops and employees of the internal affairs bodies there is not much of it. Every day, combat service and suddenly arising service-combat tasks, hence the increasing demands on their professionalism.

Here you can trace a clear link between the level of training and fighting spirit. Well-trained servicemen and subunits will certainly have higher morale, they will have confidence in the ability to accomplish a combat task with minimal losses, and even without them. But even this may not be enough to win. The events in Ukraine are an example of this, after the first Molotov cocktails “Berkut” and the internal troops had everything to perform the tasks before them. And morale, and training, and providing, but the command was not followed. Why? This is a topic for another study, the fact itself is important.

Here we talk about the will of the commander. Strong-willed qualities are a person's ability to achieve goals in the face of real difficulties. The main ones are strength and stamina of will, purposefulness. Willpower - the degree of the necessary volitional effort applied to achieve the desired goal. This quality is manifested in overcoming difficulties. Fortitude will - the level of constancy and repetition of the efforts made in achieving the goal for a sufficiently long time. Almost any person, put in difficult conditions, is able to withstand a single blow of fate. Constantly resist the difficulties can only one who is persistent will. Purposefulness - the degree of awareness and clarity of the representation of the goal, as well as perseverance with which obstacles are overcome when it is achieved. The best solution, not carried to the end, will be worse than the simplest one, made with accuracy. This is an axiom proven in practice. Won the battle is not the one who gave good advice, but the one who took responsibility for its implementation and ordered to perform.

How many battles were won thanks to the will of the commander, not count. The victory of Caesar over Pompey at Farsala, the famous standing on the Ugra, Kunersdorf battle. But perhaps the brightest when purposefulness achieved victory was the battle of Trebbia, in which Russian-Austrian troops led by Field Marshal Alexander Vasilyevich Suvorov defeated the superior forces of the French. When even Suvorov’s favorite, Bagration, reported that there was a great decline, guns were not shooting from the mud, the troops were exhausted, they could no longer fight, the commander said: “It’s not good, Prince Peter” and, shouting “Horse!” shirt, rode to the troops. At once everything was resurrected, and tiredness, as it happened. All military historians recognize that if Suvorov had not even had any feats before, then in one of his movements towards Trebbia and the battles of 6-8 in June of 1799, he deserves the title of a great commander.

But the manifestation of strong-willed qualities should not be out of the blue, any decision of the commander should be justified and supported by calculations, including taking into account the morale and professionalism of subordinates. This is how Nikolai Kirillovich Poppel speaks of actions in the encirclement in 1944: “Now we have dozens, if not hundreds of fascist tanks. From the side of Stanislav, Nadvirna, Nizhnyuva attack recently replenished German divisions. We do not hide from the fighters the complexity of the situation, and they themselves see that shells, bandages and letters are delivered by air. But I have never heard a confused scream or a cowardly whisper: “Surrounded!” The tank army lives a normal, compared with 1941, combat life, only more intense than usual. No manifestations of confusion. The growth of combat skill? Of course, but not only. This is the growth of spiritual endurance, human self-awareness. "

So should the categories in question aim at infinity? Or do we harmoniously complement each other, for the sake of one goal - victory with minimal risks and costs? And not just to complement, but to organically interact with each other and merge into one, creating a single highly effective mechanism capable of performing the task.

But the strength is only that commander and chief, who understands this. Who lives the life of his subordinates not only in the service, is improved along with them, worries about every moment of their life activity, and, if necessary, will also lead by personal example. And such we, thank God, more and more!
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. ivanovbg
    ivanovbg 17 November 2015 07: 04 New
    +2
    The article is good and informative. Only an example with environments in 1941 and in 1944 is unsuccessful. In 1944, it was clear to everyone that this was a temporary setback, their own aircraft reigning supreme in the air - would it have otherwise delivered not only bandages, food and fuel, but even letters from the rear to the soldiers through the air? The environment in 1941 and in 1942 took place in a completely different setting, when it was not yet clear which one it would take and, accordingly, the reaction of the soldiers was different.
  2. blizart
    blizart 17 November 2015 07: 57 New
    +5
    The author wants to know something like the following: Will we be able, in a hypothetical confrontation, to compensate for our backlog in the amount of modern weapons, by the consciousness of our innocence and the best training of troops. The answer can only be given by the collision itself. Although all recent events clearly show us that the struggle in a completely interconnected world has already left a purely military plane in the field of success of civilization projects. And the question, if we take it generally, is more likely to be: Will the Russians be able to give birth more thanks to the policy of the government, or even contrary to it, whether they will be able to raise these offspring correctly, thanks or contrary. Because if you look at the very essence - people are the point of application of everything, including wars. Therefore, in the short term, you need to worry about how to get hold of such a government so that it is thanks, not contrary. Maybe I was a little distracted, but this is the basis without which it is not possible to build a combat-ready army. For she is known to be a cast of society. And the victorious traditions of the Russian army have long been known. And no matter how hard they try to hush up and distort any others, the townsfolk of all countries still know the main thing - It’s better not to mess with Russians!
    1. Amurets
      Amurets 17 November 2015 11: 29 New
      +1
      Quote: blizart
      this is the basis without which a combat-ready army cannot be built. For she is known to be a cast of society. And the victorious traditions of the Russian army have long been known.

      Too abstruse, but for sure. The whole essence of what you wanted to say is in the phrase that I quoted. Sorry that I used your words.
  3. parusnik
    parusnik 17 November 2015 07: 58 New
    +4
    Good article, interesting topic .. Thanks to the author!
    1. roml
      17 November 2015 09: 24 New
      +4
      Thank! first attempt at writing.
  4. marinier
    marinier 17 November 2015 10: 51 New
    +3
    Good time of the day, Dear Forum4ane!
    I have read the article, and by 4%, I agree with the Author !!!
    Motivation, motivation and even 1000 times the motivation !!!
    The mountains will collapse, any enemy in any number of sheu will collapse. For examples
    does not go far! Your own story !!! Especially Suvorov 4udo:
    Bogatyrs. Dumaiu I will not reveal a secret 4 I will say in the military in the Netherlands
    is still a well-known phenomenon of the commander Genius !!!
    Eeyore would add LIUBOV to his Homeland, his People. Ready at any moment
    give their priceless zizen. This eats motivation!
    1. blizart
      blizart 17 November 2015 13: 08 New
      +1
      As a military man let me disagree with you. There are additive and multiplicative theories. The first of the word (add) add, summarize, the second roughly multiplies among themselves the members of the group. I will explain with an example. Say a musician does not have any fundamental property necessary for practicing music, let's say he has fluent fingers and good hearing, but there is absolutely no emotional sensuality. According to the first theory, he is still a musician, since a zero added to a number leaves him unchanged. According to the second, he is not a musician, because any number times zero gives zero. You say the main thing is spirit. And I affirm that at least some spirit is useless with technical equipment tending to zero or combat training. Examples? The Spanish-American War. The technique of the opponents was comparable, the spirit of the Spaniards simply burned, after a provocation with the "Maine", but almost zero combat training led to the defeat of their fleet. An example of technology is the Crimean War. An example with the spirit is Austerlitz. Just in a combat-ready army, no component should be zero. And to give their own, truly invaluable life is the wrong motivation, it is more correct and more difficult to force the enemy to give their own.
  5. roml
    17 November 2015 14: 56 New
    +1
    I do not claim at all that the main thing is fighting spirit (read the article carefully) the main skillful use of all components.
    and technical equipment gives victory in battle. but not in war.
  6. Turkir
    Turkir 17 November 2015 15: 26 New
    +1
    All military historians admit that if Suvorov hadn’t even had any feats before, then in one move to Trebbia and the battles of June 6-8, 1799, he deserves the title of great commander.

    Good article. The above quote speaks of the mind of Suvorov, who understands what a personal example is and of his personal courage. But he earned the title of Great Russian Commander much earlier than Trebbia, according to all the same "military historians."
    In one movement he deserves the title of "great commander"? According to all military historians?
    Then you will have to "take" the title of "great" from many great commanders, including Napoleon.
    ----------
    What to say about the commanders going on the attack. It is enough to recall that the Russian officer corps marching with the soldiers in the first ranks was instantly knocked out by the Germans in the First World War. The Germans cherished their officers.
  7. Egor123
    Egor123 17 November 2015 18: 13 New
    0
    Excellent article!
    I completely agree with the author!

    Almost all of our victories were not due to a technical relationship, namely, fortitude. There are many examples on this subject.

Боевой дух, профессионализм и воля командира

Боевой дух, профессионализм и воля командира


Три основных составляющих успеха в нелегком ратном деле. Да простят меня представители технических и тыловых специальностей, но в современном мире противодействия однополярному мироустройству даже передовые страны с высокоразвитой экономикой не смогут достичь преимущества, способного обеспечить им полное превосходство только силой технического оснащения. Всегда найдутся союзники, способные найти «прием против любого лома». Войны во Вьетнаме, Афганистане, Югославии тому ярчайший пример, не без помощи внешней поддержки, конечно, но США и СССР своих целей вооруженными силами не достигли. Можно вспомнить и об Ираке, но там решающую роль сыграло скорее предательство в высших кругах власти. Поэтому, как и ранее, определяющим фактором современного вооруженного противоборства будет человеческий.

Но в какой степени эти три составляющие должны присутствовать в военнослужащем, сотруднике, воинском коллективе, командире или начальнике любого уровня? На первый взгляд ответ прост: стремиться к бесконечности, чем выше уровень каждого показателя, тем лучше. Это действительно так в идеальном представлении, но практические реализации далеки от идеала, пожалуй, единственный пример их удачного сочетания — царь Леонид и его 300 спартанцев (не стоит поддаваться голливудской пропаганде, лучше самому прочитать подлинное описание Фермопильского сражения). И достичь этого не совсем просто, даже в небольшом подразделении.


Предлагаю читателю совместно, на фоне исторического опыта и мыслей людей, сумевших удачно совместить все три составляющие, порассуждать как отдельно по каждой категории, так и по их взаимосвязи и влиянии на достижение успеха.

Что есть боевой дух? Боевой дух — одно из основных понятий военной психологии, означающее моральную и физическую готовность военнослужащего, подразделения, части, соединения, объединения и вооружённых сил к противостоянию тяготам и лишениям воинской службы, постоянную нацеленность на победу. Наполеон, пожалуй, лучше других выдающихся полководцев понимал значение морального состояния войск. Он говорил, что один солдат, обладающий высоким боевым духом, стоит трех, лишенных этого оружия. Не учел он, правда, одного: то, что называлось им боевым духом, является частью более общей духовной сущности, называемой национальным духом, и то, где происходит война. Войска, защищающие рубежи своих стран, родных и близких, партизанские движения, созданные на справедливых принципах, психологически сильнее солдат, пришедших на чужую землю. Защитники Брестской крепости, Москвы и Сталинграда, 6 рота Псковской воздушно-десантной дивизии совершили свой подвиг исключительно благодаря боевому духу, исполнив свой воинский долг перед Родиной.

Норман Коупленд в работе «Психология и солдат» наиболее доступно раскрыл понятие боевого духа: «Это самое могущественное оружие, известное человеку; более могущественное, чем самый тяжелый танк, чем самое мощное артиллерийское орудие, чем самая разрушительная бомба. Высокое моральное состояние войск — это средство, способное превратить поражение в победу. Армия, не разбита, пока она не прониклась сознанием поражения, ибо поражение — это заключение ума, а не физическое состояние». Это важно помнить всегда.

Но если боевой дух невидим и неосязаем, то подготовленность военнослужащего, подразделения, соединения к действиям можно проверить. Насколько его знания, навыки и умения соответствуют, тому, что его ожидает в реальном бою? Конечно, каждый командир знает уровень подготовки своих подчиненных, и стремится его повышать всеми доступными ему способами. Тяжело в ученье — легко в бою, суворовская мудрость, которая никогда не утратит актуальности. Успех прямо пропорционален уровню подготовки войск и профессионализму его командиров.

В научной литературе очень много определений и толкований профессионализма и профессионала. Мне наиболее импонирует такое: профессионал — это «высшая ступень развития личности в профессии, характеризующаяся необходимыми профессионально важными качествами, особой компетентностью, обеспеченной специальным образованием, развитой профессиональной мотивацией, профессиональным мышлением, ценностно-смысловой сферой, профессиональным самосознанием, реализующаяся не в виде простого функционирования в профессии, а в личностном и профессиональном росте». Именно в росте, век живи, век учись, гласит народная мудрость, совершенству нет предела. Достижение такой ступени позволит не только умело действовать, но и предвидеть развитие обстановки, своевременно реагировать и предотвращать негативные последствия ее изменения. Наполеон говорил: «Я тогда понял, что стал великим, когда сам разобрался во всех тонкостях».

И если для вооруженных сил есть мирное время для повышения своего уровня, то для военнослужащих внутренних войск и сотрудников органов внутренних дел его не так много. Каждый день боевая служба и внезапно возникающие служебно-боевые задачи, отсюда и возрастающие требования к их профессионализму.

Здесь же можно проследить четкую связь между уровнем подготовки и боевым духом. У хорошо подготовленных военнослужащих, подразделений боевой дух непременно будет выше, у них будет уверенность в способности выполнить боевую задачу с минимальными потерями, а то и вовсе без них. Но даже этого может оказаться мало для победы. События на Украине тому пример, после первых коктейлей Молотова «Беркут» и внутренние войска имели все для выполнения стоящих перед ними задач. И боевой дух, и подготовку, и обеспечение, но команды не последовало. Почему? Это тема для другого исследования, важен сам факт.

Вот здесь и поговорим о воле командира. Волевые качества — это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них — сила и стойкость воли, целеустремленность. Сила воли — степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении трудностей. Стойкость воли — уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли. Целеустремленность — степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении. Самое лучшее решение, не доведенное до конца, окажется хуже самого простого, выполненного с точностью. Это аксиома, проверенная на практике. Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить.

Сколько сражений было выиграно благодаря воле командира, не перечесть. Победа Цезаря над Помпеем при Фарсале, знаменитое стояние на Угре, Кунерсдорфское сражение. Но, пожалуй, самое яркое, когда целеустремленностью была достигнута победа, — это битва при Треббии, в которой русско-австрийские войска под предводительством фельдмаршала Александра Васильевича Суворова разбили превосходящие силы французов. Когда даже сам любимец Суворова, Багратион, доложил, что убыль велика, ружья от грязи не стреляют, войска в изнеможении, не могут больше драться, полководец сказал: «Нехорошо, князь Петр» и, крикнув: «Коня!», как был в рубашке, поскакал к войскам. Разом все воскресли, и усталости как ни бывало. Все военные историки признают, что если бы за Суворовым даже не было раньше никаких подвигов, то за одно его движение к Треббии и бои 6-8 июня 1799 года он заслуживает звания великого полководца.

Но и проявление волевых качеств не должно быть на ровном месте, любое решение командира должно быть обосновано и подкреплено расчетами, в том числе с учетом боевого духа и профессионализма подчиненных. Вот как Николай Кириллович Поппель отзывается о действиях в окружении в 1944 году: «Теперь у нас в тылах десятки, если не сотни фашистских танков. Со стороны Станислава, Надворной, Нижнюва атакуют недавно пополненные немецкие дивизии. Мы не скрываем от бойцов сложности обстановки, да они и сами видят, что снаряды, бинты и письма доставляются по воздуху. Но я ни разу не слышал смятенного крика или трусливого шепота: «Окружены!» Танковая армия живет нормальной, по сравнению с 1941 году, боевой жизнью, лишь более напряженной, чем обычно. Никаких проявлений растерянности. Рост боевого мастерства? Безусловно, но не только. Это и рост духовной стойкости, человеческого самосознания».

Так должны ли рассматриваемые категории стремиться к бесконечности? Или все-таки гармонично дополнять друг друга, ради одной цели — победы с минимальными рисками и затратами? И не просто дополнять, а органично взаимодействовать друг с другом и сливаться в одно целое, создавая единый высокорезультативный механизм, способный выполнить поставленную задачу.

Но под силу это только тому командиру и начальнику, который это понимает. Который живет жизнью своих подчиненных не только на службе, совершенствуется вместе с ними, переживает за каждый момент их жизнедеятельности, а при необходимости и личным примером увлечет за собой. А таких у нас, слава Богу, все больше и больше!
Автор: Полещук Роман


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. ivanovbg 17 ноября 2015 07:04
    Статья хорошая и информативная. Только пример с окружениями в 1941 и в 1944 неудачный. В 1944 всем было ясно, что это временная неудача, в воздухе безразделно господствует своя авиация - разве бы иначе доставили солдатам по воздухе не только бинты, продовольствие и горючее, но даже письма из тыла? Окружения в 1941 и в 1942 происходили в совсем иной обстановке, когда еще не было ясно чья возьмет и соответствено реакция солдат была иной.
  2. blizart 17 ноября 2015 07:57
    Автор хочет узнать примерно следующее: Сможем ли мы в гипотетическом противостоянии компенсировать наше отставание в количестве современного вооружения, сознанием своей правоты и лучшей выучкой войск. Ответ может дать только само столкновение. Хотя все последние события демонстрируют нам явно, что борьба в насквозь взаимосвязанном мире ушла уже из чисто военной плоскости в область успешности цивилизационных проектов. И вопрос, если взять обще, скорей стоит: Смогут ли россияне больше рожать благодаря политике правительства или даже вопреки ей, смогут ли они это потомство правильно воспитать, благодаря или вопреки. Потому что если смотреть в саму суть - люди есть точка приложения всего и войн в том числе. Следовательно в ближайшей перспективе нужно озаботиться тем, как заиметь такое правительство чтобы было благодаря, а не вопреки. Может я немного отвлекся, но это тот базис без которого не построить боеспособную армию. Ибо она как известно - слепок общества. А уж победоносные традиции Русской армии известны давно. И как бы не старались любые другие замалчивать и искажать, обыватели всех стран все равно знают главное - С русскими лучше не связываться!
    1. амурец 17 ноября 2015 11:29
      Цитата: blizart
      это тот базис без которого не построить боеспособную армию. Ибо она как известно - слепок общества. А уж победоносные традиции Русской армии известны давно.

      Слишком заумно,но точно.Вся квитэссенция,того что вы хотели сказать,заключается в той фразе,что я цитировал.Извините что я использовал ваши слова.
  3. parusnik 17 ноября 2015 07:58
    Хорошая статья, интересная тема..Спасибо автору!
    1. roml 17 ноября 2015 09:24
      Спасибо! первая проба пера.
  4. marinier 17 ноября 2015 10:51
    Доброе времиа суток,Увазаемые Форум4ане!
    Про4итал статиу,и на все 101%,согласен с Автором!!!
    Мотивациа,мотивациа и еше 1000 раз мотивациа!!!
    Горы свернет,лиубому врагу в лиубом коли4естве шеу свернет.За примерами
    далеко ходит не надо! Ваша собственаиа историа!!! Особено Суворовские 4удо:
    богатыри.Думаиу не откроиу секрет 4то сказу в воених у4илишах Нидерландов
    до сих пор изу4аиут етот феномен полковод4еского Гениа!!!
    Иа бы добавил ЛИУБОВ к Родине,своему Народу.Готовност в лиубой момент
    отдат своиу бесценуиу зизен.Ето и ест мотивациа!
    1. blizart 17 ноября 2015 13:08
      Как военный позволю не согласиться с вами. Есть аддитивные и мультипликативные теории. Первая от слова (add) прибавлять, суммировать, вторая грубо говоря перемножает между собой члены группы. Поясню на примере. Скажем музыкант не имеет какого нибудь фундаментального свойства необходимого для занятий музыкой, допустим у него беглые пальцы и хороший слух, но совершенно отсутствует эмоциональная чувственность. По первой теории он все равно музыкант, так как ноль прибавленный к числу оставляет его неизменным. По второй, он не музыкант, потому что любое число помноженное на ноль дает ноль. Вы говорите главное дух. А я утверждаю, хоть какой дух бесполезен при стремящейся к нулю технической оснащенности или боевой выучке. Примеры? Испано-американская война. Техника противников была сопоставима, дух испанцев просто пылал, после провокации с "Мэном", но практически нулевая боевая выучка привела к разгрому их флота. Пример с техникой - Крымская война. Пример с духом - Аустерлиц. Просто в боеспособной армии ни одна компонента не должна быть нулевой. И отдать свою, действительно бесценную жизнь это неправильная мотивация, правильней и трудней заставить противника отдать свою.
  5. roml 17 ноября 2015 14:56
    я вовсе не утверждаю, что боевой дух главное (прочтите внимательно статью) главное умелое использование всех составляющих.
    а техническое оснащение дает победу в сражении. но не в войне.
  6. Turkir 17 ноября 2015 15:26
    Все военные историки признают, что если бы за Суворовым даже не было раньше никаких подвигов, то за одно его движение к Треббии и бои 6-8 июня 1799 года он заслуживает звания великого полководца.

    Хорошая статья. Приведённая выше цитата, говорит об уме Суворова, понимающего что такое личный пример и о его личной храбрости. А вот звание Великого Русского Полководца он заслужил гораздо раньше Треббии, по мнению всех тех же "военных историков".
    За одно его движение он заслуживает звания "великого полководца"? По мнению всех военных историков?
    Тогда придется "отнять" звание "великого" у многих великих полководцев, в том числе и у Наполеона.
    ----------
    Что говорить о полководцах ходящих в атаку. Достаточно вспомнить, что русский офицерский корпус шедший с солдатами в первых шеренгах был мгновенно выбит немцами в Первую мировую войну. Немцы своих офицеров берегли.
  7. Egor123 17 ноября 2015 18:13
    Отличная статья!
    Полностью согласен с автором!

    Почти все наши победы были не благодаря техническому отношению, а именно силе духа. На эту тему можно привести множество примеров.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня